Реферат по предмету "Экология"


Экологическая социология

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИВ ИХ ПОЗНАНИИ
§ 2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
§ 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Экологическая социология прошласложный и трудный путь своего становления и окончательно сложилась (хотя ипродолжает существовать несколько параллельных, но взаимосвязанных концепций) вконце 80-х годов. По мнению О.Н.Яницкого, она в своем развитии прошла триэтапа: человеческая и городская экология в 1920–1930-х годах; социологияэкологических проблем, которые по-разному решались в США, Западной Европе, СССР– в 60-70-е годы, и собственно экологическая социология, возникшая какосмысление идей Римского клуба, идей комиссии ООН по среде и развитию («Нашеобщее будущее»), а также крупных глобальных или региональных изменений исобытий (катастроф), возникших под совокупным воздействием индустриализации,урбанизации и роста народонаселения.
С конца XIX – начала XX века, когдапроблемы экологии начали становиться предметом общественных дебатов, имизанимались ученые самых различных направлений. С одной стороны, этоестествоиспытатели (ранее – В.В.Докучаев, В.И.Вернадский, в настоящее времяН.Н.Моисеев, В.А.Коптюг, А.А.Яблоков, А.Л.Яншин и др.) или обществоведы (ранееВ.В.Соловьев, Н.Я.Данилевский, в настоящее время – С.П.Баньковская,Э.В.Гирусов, О.С.Колбасов, А.В.Мозговая, О.М.Рой, И.А.Сосунова, А.Д.Урсул,С.Р.Фомичев, О.Н.Яницкий и др.).
Специалисты по экологическойсоциологии представлены несколькими течениями: марксистами и неомарксистами(П.Диккенс, У.Бек), сторонниками символического интеракционизма (Д.Дюкло),«конструктивистами» (Ф.Бэтгэл) и постмодернистами самых различных ориентации.
Вполне естественно, что такоемногообразие различных школ и ориентации представлено самыми различнымиконцепциями. Не останавливаясь подробно на каждой из них, следует еще разподчеркнуть, что экологическая социология как единая теория возникла недавно –в 80-е годы XX века.
Исходя из концепции социологии жизни,автор уделяет первостепенное внимание тем реальным социальным процессам, изкоторых складывается жизнь сотен миллионов людей и без рассмотрения которыхэкологическую социологию невозможно отделить от смежных дисциплин, исследующихэти проблемы. Поэтому в главе наряду с характеристикой общей экологическойситуации первостепенное внимание уделяется экологическому сознанию исоответствующей деятельности с учетом конкретной экологической обстановки. Всвязи с этим анализируется экологическое сознание и поведение населения в целомили отдельных его групп, затем тех экологических организаций (экологическогоавангарда), которые активно отстаивают позиции различных экологическихдвижений. Кроме того, в главе затрагиваются экологическая позиции техсоциальных сил, которые представляют интересы государства и хозяйственныхсубъектов на федеральном и региональных уровнях.

/>§ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ИХ ПОЗНАНИИ
Экологическая ситуация – один изсамых волнующих вопросов. Он остро стоит и в нашей стране, особенно виндустриально развитых центрах, хотя касается всех без исключения регионов, втом числе и сугубо сельскохозяйственных. В основе разбалансированностивзаимоотношений человека и природы, человека и окружающей среды лежат серьезныепросчеты и научного, и политического, и практического характера. И хотя многоесделано для рационального использования природных ресурсов, для озеленениягородов и рабочих поселков, создания заповедников и национальных парков, вцелом отношение к охране окружающей среды было недальновидным, а нередко ибезответственным (И.Д.Лаптев, 1975).
Воздух, вода, почва оказалисьнастолько загрязненными, что некоторые ученые и политики стали утверждать, чтонанесенный ущерб здоровью и среде обитания человека уже невосполним. Так, свыше100 городов на территории бывшего СССР объявлены экологически неблагополучными.Немало индустриальных районов также превысили все допустимые нормативызагрязнения среды обитания.
Что касается воздуха, то, с однойстороны, еще значительное количество предприятий не обеспечено необходимымисредствами контроля за его чистотой. Например, в 1995 году в атмосферу странылишь стационарные источники загрязнения выбросили 21,3 млн. т веществ, а также24,5 млрд. куб. м загрязненных сточных вод, вредных для здоровья населения идля окружающей среды. Серьезным источником загрязнения воздуха продолжаетоставаться автотранспорт, на долю которого падает до 60-70% всех отравляющихвеществ.
С другой стороны, на газоочистныхсооружениях предприятий пока в основном улавливаются твердые вещества.Газообразные и жидкие вредные вещества обезвреживаются не полностью. Некоторыепредприятия допускают аварийные залповые выбросы вредных веществ. Из-занесовершенства промышленной вентиляции свыше 5 млн. человек на производстведышат несвежим воздухом. С этим фактором связана почти половина всехпрофессиональных заболеваний.
Социологические опросы сталификсировать озабоченность людей по поводу того, что «нечем дышать». 52–58%людей не удовлетворены состоянием окружающей среды там, где они живут (данныеВЦИОМ, 1996–1997).
Экологической проблемой крупногомасштаба является охрана водного бассейна. Частые осложнения объясняются преждевсего хищническим и неразумным его использованием, которое особенно проявилосьв случае с Аральским морем, а также при строительстве гидроэлектростанций.Отмечается отравление водоемов ядохимикатами при обработке сельскохозяйственныхплощадей и лесных массивов и т.п.
Для повышения урожайности, по даннымученых, в 70-х годах ежегодно в мире рассеивалось 300 млн. т минеральныхудобрений и 4 млн. т ядохимикатов. Уже сейчас видны негативные последствия ихприменения: ухудшилось качество пищи; продуктивность планктона, от которогозависят все формы жизни в мировом океане, снижается на 50–90% даже принезначительных концентрациях ДДТ, попадающего в реки, озера и моря через водныестоки и воздушные потоки.
А когда это привело к тому, чтообострилась ситуация с пресной водой (причем в ранее благополучных в этомотношении регионах, таких, например, как Донбасс), общественное сознание сталопросыпаться, подняв людей на борьбу за охрану сначала притоков Днепра(программа «Десна»), затем Волги, Каспийского моря, Арала.
Что касается почвы, то она потерялаво многих регионах страны большое количество гумуса, в результате чегопроизошло ее истощение. В городах и вблизи них почва на значительную глубинупоражена отходами. В зонах отдыха она зачастую не выдерживает напряжения отогромных потоков отдыхающих и варварского отношения к природе.
В общественном мнении оценка роли изначения почвы, пожалуй, впервые произошла при обсуждении проблем Севера, тундрыи лесотундры, а также целинных земель, где хозяйственная деятельность нанеслаприроде такие раны, что они могут быть залечены лишь через десятилетия. Резкоизменилась позиция в отношении терриконов, отвалов от шахт, отходовпроизводственной и бытовой жизни человека.
Особого внимания требуют к себепроблемы сохранения животного и растительного мира. По последним данным, каждыйдень на нашей планете вымирает один вид живых организмов. По оценкам Всемирногофонда диких животных, к началу второго тысячелетия могут исчезнуть совсем илирезко сократиться количество горилл, носорогов, бенгальских тигров,орангутангов. Скорость вымирания живых организмов неуклонно возрастает. Общееколичество видов, которые могут исчезнуть к XXI веку, если не будут осуществленыприродно-защитные меры, оценивается в 1 млн. (из современных 10 млн.).
Если говорить о растительном мире, токаждый год с лица Земли исчезает 11,5 млн. га леса, на каждые 10 срубленныхдеревьев приходится только одно посаженное. При нынешнем уровне вырубки лесов кконцу столетия исчезнет от 10 до 20% животных и птиц.
Все эти негативные процессыусугубляются потребительским отношением к природе, ее дарам, ее красоте. Ксожалению, в большинстве случаев в конфликтах с природой повинны не техника, непроизводство само по себе, а неспособность, неумение и часто нежелание (в силутех или иных причин) наилучшим образом организовать деятельность человека.
Для социологии принципиальноезначение имеет идея К.Маркса о том, что природа есть тело человека. А человек должензаботиться о своем теле. «… На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мыотнюдь не властвуем над природой, как завоеватель властвует над чужим народом,не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, – что мы,наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее,что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех другихсуществ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».
Именно человек в конечном счетеявляется определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений сприродой. Поэтому наряду с технологическими, организационными, экономическимипроблемами многое зависит от экологического сознания, поведения людей. Ихфункционирование трудно представить без такого необходимого и очень важногокачества, как обостренное чувство гражданственности в отношениях с природой(Э.В.Гирусов).
В эпоху НТР роль экологическогосознания и поведения людей становится настолько значительной, что ониприобретают общепланетарные черты. Экологические проблемы уже не ограничиваютсягосударственно-территориальными границами. Урок Чернобыля имеет четковыраженный гражданский оттенок, поскольку речь идет о людях не только одногообщества и одного поколения. Поэтому формирование экологического мышления,вооружение человека соответствующими знаниями – дело всего общества, всех науко природе и обществе, в том числе и социологии.
/>§ 2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ
До недавнего времени экологическоесознание характеризовалось следующими особенностями.
Во-первых, оно было потребительским,базировалось на глубоком убеждении о неисчерпаемости даров Земли. Лишь в 80-хгодах большинство населения стало осознавать невосполнимость природных богатствили ограниченность их ресурсов. Общественность убедилась в истощимости нефтяныхзапасов. При всей огромной величине наших земель, особенно пахотных, ониоказались тоже небеспредельными. Так, в результате интенсивного промышленногостроительства, роста городов и других причин количество земли на 1 жителясерьезно уменьшилось и в настоящее время составляет 0,8 га.
Во-вторых, люди долгое времянеоправданно возлагали надежды на то, что природа сама справится с негативнымивоздействиями.
В течение многих сотен лет сознаниечеловека лишь фиксировало стихийно складывающиеся процессы взаимодействияобщества и природы, ибо негативные его аспекты были незначительны и многие изних проявлялись через длительный период. Например, хищническое землепользованиев Средней Азии привело к распространению пустынь, к исчезновению оазисов, кобмелению рек и других водных источников.
Еще в недавнем прошлом мы гордилисьдымом заводских труб, поднимавшихся над степью или городской окраиной. Эти трубыбыли символом успехов, мощи в развитии промышленности, всего народногохозяйства. Однако в современных условиях воздействие человека на окружающуюприроду превысило те возможности, которыми обладает природа по естественнойзащите водного и воздушного бассейна, суши, лесов, степей и т.д.
В-третьих, общественное сознание былопоражено благодушием. И пусть не покажется странным, но в условиях нашейстраны, где человеку вроде бы было предоставлено право пользоваться во всемобъеме тем, чем богато государство, у него нет ограничителя в виде крупныхсанкций за нарушения экологического благополучия. Именно поэтому сознательноеначало, постоянное обращение к разуму и чувствам человека предстоит дополнитьмеханизмом принудительного воздействия на антиэкологическое поведение(Д.Маркович).
Вместе с тем в борьбе за сохранениеокружающей среды экологическое сознание возмужало, научилось отстаивать своипозиции и мобилизовывать общественное мнение. В частности, опыт выступлений взащиту Байкала в немалой степени помог в борьбе против проекта переброскисеверных рек, против переброски вод Печоры в Волгу, против бездумногорасходования миллиардных средств бывшим Министерством водного хозяйства. Всеэто оказало серьезное влияние на становление экологической культуры (В.А.Кобылянский).
Новые сдвиги в общественном сознаниипроявились в стремительном развитии дачных и садово-огородных кооперативов.Возрожденная жажда общения с первозданной природой, с чистым воздухом и водой,возможность приложить силы для сохранения и приумножения богатства земли всебольше определяют поведение людей. В настоящее время многие говорят о зовеприроды, который чувствует и испытывает практически каждый человек. Это вполнеестественно. В современном мире потребность общения с природой находит своевыражение в различных формах, например в массовом развитии туризма. Однако,являясь объективным требованием времени, оно не должно нарушать равновесиямежду желаниями людей и возможностями природы.
Иначе говоря, экологическое сознаниепредставляет собой противоречивое явление, в котором тесно переплетаются какпозитивные, так и негативные процессы. Много еще равнодушия, самоуспокоенности,непонимания реальной опасности возможной экологической катастрофы. Именнопоэтому так важно использовать жизненную энергию людей для будущегоэкологического благополучия нынешнего и последующего поколений.
Именно этим озабочено и мировоеобщественное мнение: на конференции ЮНЕСКО в 1992 году была обсуждена и впринципе одобрена концепция устойчивого развития, которая охватывает все безисключения стороны жизни человечества, базируясь на исходной методологическойустановке – обеспечить гармоничное взаимодействие природы и общества, смягчитьнарастающие конфликты во взаимодействии человека и общества с биосферой как наглобальном, так и на локальном уровнях.
История человечества знает немалопримеров, когда, используя природу, создавали бесплодные, враждебные людямпространства. Но можно и помогать природе полнее раскрывать ее жизненные силы,защищать ее, приумножать ее богатства. И в центре этих проблем лежат знания,опыт людей, их привязанность, любовь к природе.
К сожалению, как показывают данныесоциологических исследований (Ю.П.Ожегов, А.В.Мозговая), очень многим людям нехватает знаний по экологии. И поныне сохраняется отношение к природе как кчему-то вечному, непреходящему и дармовому. Это особенно ярко проявляется впротиворечии между потребностью в бережном отношении к природе и реальным,практическим поведением людей. Они все еще рассматривают свои отношения с окружающиммиром только как отношения «берущего» и «дающего». Такая инерция представленийи убеждений уходит в глубь веков. В настоящее время существует объективнаянеобходимость добиться более глубокого познания экологических проблем,понимания существа происходящих в природе перемен. В этом и состоит основнаязадача экологического просвещения.
Так, уже в 70-х годах стал очевиднымфакт истощения озонового слоя, увеличения количества твердых частиц,находящихся в воздухе, продолжающейся концентрации углекислого газа и т.п. Всеэто, вместе взятое, влечет за собой неблагоприятные климатические изменения,имеет серьезные последствия для сельскохозяйственного производства. Все чаще мыузнаем о «кислых дождях», возникающих в результате перемещения сульфатов и нитратов,образующихся после сжигания используемого горючего.
Загрязнение морей и океанов ведет кгибели морских птиц и животных, к нарушению экологических связей во многихакваториях Мирового океана, особенно во внутренних морях.
Осушение болот и орошение новыхземель также не проходят бесследно: вовлечение в оборот новых земель, с однойстороны, приводит к нарушению веками сложившегося экологического равновесия, сдругой стороны, нередко эти площади из-за эрозии, засоления, ощелачиванияисключаются из общего числа плодородных земель. Среда обитания человекаоказывается под угрозой.
Эти знания, эту информацию требуетсядовести до сознания каждого человека, чтобы они, освещенные социальным опытом,помогали ему избавляться от негативных трафаретов и стереотипов поведения.
Анализ показывает, что большой вкладв осуществление экологического просвещения и воспитания вносит семья, в которойначинает формироваться отношение человека к окружающей природе. Вырастет ли измалыша созидатель или потребитель, в значительной мере зависит от родителей.Причем, как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, ребенок всельской местности лучше относится к природе, чем его сверстник в городе.Срабатывает извечная привычка быть бережным ко всему, что останется после тебязавтра, через год, следующему поколению. В то же время некоторые исследователи(В.Ф.Томилин) фиксируют, что в связи с внедрением машинной технологии всельскохозяйственное производство экологическое сознание жителей деревни,утратив прежнюю этику землепользования, не приобрело новой, в результате чегооно имеет крайне низкий уровень культуры.
Уважение к природе складывается измелочей, из повседневного с ней общения. Нужно, чтобы человек с детствазапомнил, что нельзя выдирать ландыш с корнем, рвать все цветы подряд, оголяялуга и окрестности. Надо научить его видеть в природе не только среду обитания,но и ее красоту, хрупкость и часто невосполнимость.
К сожалению, очень много упреков вэтом отношении можно адресовать школе, всем учебным заведениям. И дело, какпоказывают данные (И.Д.Лаптев, А.А.Яблоков, А.Л.Яншин), не столько вспециальном предмете, посвященном экологии, сколько в том, чтобы будущийгражданин осознавал ответственность за свое отношение к природе, проявляющеесяв каждом поступке.
Особое значение экологический аспектприобретает в профессиональной подготовке. Специалист должен знать, что можетон сделать для успешного взаимодействия человека и природы, как статьрачительным и бережливым хозяином по отношению к окружающей среде. Однако экологическоесознание специалистов очень часто примитивно или просто беззаботно, когда ониосуществляют производственную деятельность.
Не может не беспокоить тообстоятельство, что у подавляющего большинства людей еще не находят в душедолжного отклика призывы беречь окружающую природу, сохранять животный ирастительный мир. До сознания не каждого человека дошла идея, что у природы невсегда хватает сил возместить ущерб, даже ненароком нанесенный ей. Особенно этокасается населения крупных городов. При интенсивном воздействии природа уже нев силах восстановить и возродить утраченное. Вот почему экологическое сознаниеможет окончательно сформироваться лишь тогда, когда человек осмысленнореализует в своей жизни объективные потребности экологического развития.
/>§ 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ
Во второй половине XX века весь мирстал осознавать всю пагубность экологического невежества, творимого человекомво имя погони за все расширяющимся потреблением, развитием промышленного исельскохозяйственного производства. Низкий уровень экологической культурыпроявился практически во всех аспектах: в экологическом просвещении (вотрывочных знаниях о природе, о ее взаимосвязи с обществом, об изменении окружающейсреды в процессе производственной деятельности, о взаимодействии системы«общество – природа – человек»), в экологическом воспитании (неуважительноеотношение к природе, отсутствие личной ответственности за ее судьбу, слабоепонимание ее красоты и гуманистической сущности) и в экологическом поведении(ориентация не на гармонизацию отношений человека с природой, не на активноесодействие сбережению и приумножению ее богатств, а на то, чтобы взять отприроды побольше, не считаясь с ее ресурсами и возможностями). Трагичностьмногих экологических проблем высветила одну стратегическую идею: экологическаякультура человека не может быть сформирована случайным образом, она нуждается вцеленаправленном развитии, побуждающем людей к активным действиям по защитеокружающей среды. В современных условиях состояние природной среды – критерийкультурного уровня не только государства в целом, но и каждого гражданина вчастности.
Критерием эффективности экологическойкультуры нужно считать не только знания и приобретенные качества по охранеокружающей среды, но и активное экологическое поведение, направленное насбережение и приумножение природных богатств страны.
Эта активность в современных условияхпроявляется по-разному. Прежде всего она отражается в росте заинтересованностилюдей в решении экологических проблем. Уже существуют различные формы«зеленого» движения, самодеятельных организаций, выступающих за соблюдениеэкологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных правил,против бездеятельности органов власти и наплевательского отношения к природнойсреде и среде обитания человека со стороны различных министерств и ведомств.
«Зеленое» движение прошло три стадии.На первой – природоохранной – его сторонники добивались создания национальныхпарков, оазисов нетронутой природы, осуществления мер по максимальномусбережению того, что создано в процессе естественного развития земли. На второйстадии – средозащитной – вырабатывались активные меры, помогающие природесохранить имеющееся или восстановить то, что в недавнем прошлом существовало внатуре: леса, озера, пруды и т.д. И на третьей стадии – собственноэкологической – «зеленое» движение выступило инициатором формирования активнойэкологической политики, которая в своей основе была направлена на экономические,социальные и культурные изменения, необходимые для выживания человечества исохранения природы.
Говоря о формах экологическойкультуры, О.Н.Яницкий выделяет консервационизм, экологизм, утилитаризм и«глубокую экологию».
Консервационизм акцентирует вниманиена культурных, этических и эстетических аспектах охраны природы.Консервационисты настаивают на сохранении уникальных природных ландшафтов,именуемых памятниками природы. Консервационизм как движение был элитарнымдействием, направленным на создание национальных парков. Экологизм(биосциентизм), возникший под влиянием новой науки о растительных сообществах,стремился соединить охрану природы с целями эффективного хозяйствования. Былавыдвинута идея заповедников как эталонов нетронутой природы, необходимых длянаучного развития сельскохозяйственного производства. Утилитаристы выдвинулилозунг: «Природу – на службу человеку!» Согласно этой доктрине, заповедники ненужны и должны быть превращены в образцовые сельскохозяйственные предприятия.Утилитаризм господствует и поныне, не только в России, но и в остальном мире.Альтернативой утилитаризму является «глубокая экология» (А.Наес). Ее главныепринципы: человек – часть природы, и они имеют равные права; нужна защитаразнообразия и симбиозов в природе и обществе; необходимо оппонирование любымзагрязнителям и расхитителям ресурсов; нужен учет сложности живых систем; нужныдецентрализация и местная автономия.
Эти архетипы экологической культурымногократно опосредованы – городской и сельской культурой, политическимрежимом, местными обычаями и условиями. Существенно, что названные типы культурне только берутся на вооружение различными социальными силами, но и выступают вкачестве ориентиров экологической политики. Одновременно эти типы служат идеологическойосновой и моральным оправданием действий «зеленых» партий и движений.
Но экологическая культура не будетполной, если ей не овладеют еще две активные социальные силы – государство иорганизаторы производства, экономических отношений. Их вклад в ее созданиеможно выделить в виде важных акций.
Одно из стратегических направлений –внедрение малоотходных и там, где это возможно, безотходных технологическихпроцессов, которые позволяют сократить или полностью исключить загрязнениеокружающей среды, обеспечить глубокую комплексную переработку первичного сырьяи отвалов промышленных предприятий, получить дополнительную продукцию. Ксожалению, из-за некомплексной переработки сырья в отвалы попадает большоеколичество ценных веществ. Не везде используются возможности утилизацииполезных компонентов из промышленных отходов. Но это скорее говорит об уровнеэкологического сознания конструкторов, технологов, руководителей производства.
И, наконец, экологическая культурапроявляется в поведении всех людей (а не только активистов «зеленого» движенияили деятелей политики и производства). Люди по-разному участвуют в охранеприродной среды. Формы этого участия иногда трудно выделить из сферы трудовойили повседневной деятельности человека, ибо они часто выступают как момент этойдеятельности. Бесспорно одно: общественное сознание – примерно 40% опрошенных –поддерживает «зеленую инициативу» (Н.А.Сосунова, 1996).
Однако нельзя ограничиться толькоэтим. Ведь многие экологические процессы протекают вне зависимости от конкретногочеловека, общественных организаций, экологического просвещения и воспитания.
Отношения между обществом и природойсерьезно обострились, угрожая его экологическому благополучию, здоровью, егобудущему. Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем промышленногопроизводства и индустриальным сельским хозяйством.
Основные трудности связаны спротиворечиями, возникающими между проводимой экономической политикой иусловиями, необходимыми для формирования экологической культуры. Но их можно преодолеть.Деятельность по устранению возможных негативных экологических последствий напроизводстве проявляется по-разному: и в создании безотходной технологии, и всооружении очистных сооружений, и в постоянном поиске средств предохранения отвредного побочного воздействия промышленных и сельскохозяйственных производств,в мобилизации общественного мнения против непродуманных экологических решений.Но в целом экологическая ответственность специалистов и руководителей развитачрезвычайно плохо. Академик И.В.Петрянов-Соколов еще в 1968 году, анализируявозрастающий объем дымовых и газовых выбросов, высказал идею, что загрязнениеводы и воздуха – это результат действий, связанных либо с техническойнедоработкой, либо с невежественностью и безответственным проектированием, либос технологической распущенностью.
Очень важно также устранитьсложившееся противоречие между использованием окружающей, в основном природной,среды и отношением людей к характеру ее использования.
Во-первых, очевидно и бесспорно, что соседствос живой природой, с представителями животного мира делает жизнь человекабогаче, насыщеннее. И поэтому градостроители должны взять на вооружение один изпринципов современной экологии, согласно которому устойчив и продуктивенмозаичный ландшафт, т.е. чередование преобразованных и естественных участков.
Нельзя считать окончательноотверженными концепции «город-сад», «город-природа», «зеленый город» и т.д.
Во-вторых, создание заповедников,заказников, позволяя сохранить нетронутыми растительный и животный мир изащитить жизнь редких или исчезающих представителей фауны и флоры, нуждается вболее согласованном развитии с хозяйственным освоением новых территорий, вгармонизации с продолжающейся модернизацией производства.
В-третьих, огромную и все возрастающуюпо своему значению роль играют природовосстановительные и природообогащающиеработы: озеленение, садоводство, создание водоемов. Но посадить дерево – это,как известно, еще полдела. Главное – вырастить его. К сожалению, ставить знакравенства между числом высаженных и «взрослых» растений не приходится.Значительная часть деревьев, кустарников гибнет в «младенческом» возрасте, азасеянные травой площадки не всегда превращаются в пушистые газоны. И такаяситуация часто объясняется не только недостатками агротехники, ухода, но инебрежным, а иногда и бездушным отношением жителей.
И, наконец, ряд проблем связан сразвитием экологического контроля. Уже много сделано в этом направлении. В рядегородов созданы системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов,за правильным использованием среды обитания человека (зеленые насаждения ит.д.), за утилизацией отходов и т.д. Мерой контроля в определенной степениявляются установленные нормы концентрации вредных веществ и газов в воде ивоздухе.
Забота об окружающей среде обходитсядорого и не дает немедленного эффекта. С утилитарной точки зрения затраты наохрану природы и ее рекультивацию могут оказаться нерентабельными. Нонеобходимо идти на них, так как жизнь, здоровье, работоспособность людей – этосамая большая ценность общества, которое руководствуется более широкимисоциальными критериями: заботой о создании здоровой жизненной среды не толькодля современного, но и будущих поколений.
Таким образом, противоречие междуэкологическим сознанием и поведением и реальным состоянием окружающей средывполне разрешимо, ибо современная экологическая политика строится на идеяхгражданственности во взаимодействии человека, общества и природы. Этопроявляется как в решении крупных общегосударственных проблем, так и приосуществлении локальных мер по охране окружающей среды.
В настоящее время, в переломную эпохув истории Земли, когда стихийная эволюция природы уступает место сознательному,целенаправленному ее регулированию, открываются реальные возможности дляуправления биосферой в интересах человека. Но непременной предпосылкой дляэтого служит научный подход к самой производственной деятельности и социальнымотношениям. Человечество может избавиться от «экологического загрязнения», лишьизбавившись, так сказать, от «социального загрязнения».
Мир второй природы, расширяющаясясфера научно-технической деятельности – это очеловеченная природа,предметно-развернутое богатство человеческого существа. Действительноеразрешение антагонизма между человеком и природой может обеспечить только тообщество, непременной характеристикой которого являются высокий уровеньэкологического сознания людей и их готовность способствовать гармоничномуразвитию окружающей природы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.