Реферат по предмету "Экология"


Условия сохранения экологического баланса в черте города

Условия сохранения экологическогобаланса в черте города

Экологическиймониторинг
 
Экологическиймониторинг — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения ианализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования ееизменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятияэффективных управленческих решений.
В пределахгородской территории ведутся наблюдения за:
•  качеством атмосферноговоздуха и источниками его загрязнения;
•  уровнем воздействиявредных физических и биологических факторов;
•  гидрологическими игидрохимическими характеристиками водных объектов;
•  качеством воды источниковцентрализованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения;
•  за сбросом сточных вод вгородскую канализацию и поверхностные водные объекты, влиянием сброса сточныхвод на состояние водных объектов;
•  уровнем грунтовых вод;
•  состоянием зеленыхнасаждений в городе и в зеленой зоне вокруг городской черты;
•  санитарным состояниемдворов, улиц, площадей и других городских территорий.
В результате наблюденийза загрязнением воздушного бассейна контролируется соблюдение нормативовПДВ промышленными предприятиями, а также соответствие состава атмосферноговоздуха на внешней границе санитарно-защитных зон и в жилых кварталахнормативам ПДК.
Контрольза содержанием токсичных веществ в отработанных газах автотранспорта и другихтранспортных средств осуществляют специально созданные организации, имеющиесоответствующую лицензию. Организационную и правовую помощь этим организациямоказывает госавтоинспекция. Наблюдение за источниками вредных физических ибиологических воздействий осуществляют городские и районныесанэпидемстанции с использованием маршрутных постов. Измеряются уровни шума,радиации, напряженность электромагнитных полей, интенсивность вибрации и другихвидов физических воздействий. Результаты измерений сравниваются с нормативамидопустимых уровней воздействия физических факторов.
Контрольвоздействия биологических факторов на городскую среду, которое связано в основном сработой предприятий по производству белково-витаминных препаратов,лекарственных средств, дрожжей и других продуктов биотехнологий, осуществляютгородские и районные санэпидемстанции. Контролируется соблюдение нормативовпредельных выбросов в атмосферный воздух биологически активных веществ иштаммов микроорганизмов.
Измерениегидрологических и гидрохимических параметров городских ре, производятгидрометрические посты, расположенные в районе верхнего и нижнего по течениюстворов городской черты.
Анализзапасов и состава подземных вод, наблюдения за источниками и возможногозагрязнения осуществляют местные органы геологического надзора. С этой цельюсоздается сеть наблюдательных скважин для отбора проб на гидрохимическийанализ. Контроль качества подземных вод, используемых для питьевоговодоснабжения, осуществляют санэпидемстанции. Наблюдения за состоянием ирежимом морских вод в приморских городе осуществляют местные организацииГоскомгидромета. Контроль санитарного состояния пляжей и морской среды,используемой для рекреации и в лечебно-оздоровительных целях, ведут городские ирайонные санэпидемстанции. Они также осуществляют наблюдения за возможнымиисточниками загрязнения морской среды в местах использования ее населением.
Контролькачества воды городских рек и водоемов в местах их рекреационного использованиянаселением осуществляют городские и районные caнэпидемстанции. Санитарныеслужбы контролируют также качество воды источниках централизованного инецентрализованного питьевого водоснабжения, а также соответствие качестваводы в водопроводной сети стандарту питьевую воду. Эти же параметры в порядкесамоконтроля постоянно измеряют предприятия, обеспечивающие централизованноехозяйственно-питьевое водоснабжение города.
В пределахгородской территории все сточные воды, а также поверхностный сток (талые,дождевые и поливо-моечные воды) должны направляться в городскую канализационнуюсеть и после очистки отводиться в поверхностные водные объекты за городскуючерту.
Контрольза сбросом производственных сточных вод в канализацию вся городская службаводоотведения в соответствии с установленными лимитами. Эта же служба в порядкесамоконтроля определяет эффективность paботы общегородских очистных сооруженийи соблюдение установленных норм очищенных сточных вод. Промышленные предприятияведут самоконтроль за работой собственных локальных очистных сооружений иопределяют состав сточных вод, сбрасываемых ими в городскую канализацию или вводные объекты. Экологические инспекции, санэпидемстанции в порядкегосударственного контроля осуществляют проверки работы очистных сооружений,состава сбрасываемых в водные объекты сточных вод и определяют влияние сбросовна состояние водных объектов — приемников сточных вод.
Наблюденияза возникновением и уровнем подтопления городской территории организует местная службакоммунального хозяйства. Она же органи работы по предотвращению и ликвидациипоследствий этого явления. Наблюдение за состоянием зеленых насаждений вгородах, степенью повреждения их энтомовредителями и в результатефитозаболеваний также организует городская коммунальная служба.
В зеленыхзонах вокруг городов наблюдения за степенью повреждения насаждений токсичнымивыбросами, энтомовредителями, в результате фитозаболеваний, под воздействиемрекреационной нагрузки, из-за смены гидрологического режима, засухиосуществляет служба лесной охраны. Она же осуществляет комплекс противопожарныхмероприятий в зеленой зоне, включая систему наблюдения и оповещения.
Контрольза санитарным состоянием городской территории осуществляют городские и районныесанэпидемстанции.
Системанаблюдений за состоянием окружающей природной среды, функционирующая внормально текущем режиме, имеет название общий {стандартный) мониторинг. Получаемаяот него информация дает возможность на основе оценки и прогнозированиясостояния окружающей природной среды регулярно разрабатывать предложения дляпринятия управленческих решений.
Привозникновении аварий с серьезными экологическими последствиями, в местахповышенного экологического риска и в других подобных случаях вводится вдействие оперативный {кризисный) экологический мониторинг. В районевозникновения кризисной ситуации организуются наблюдения на целевой сетипунктов по определенным показателям с максимально возможной частотой.Получаемая информация обеспечивает возможность оперативного реагирования ипринятия решений в целях ограничения и ликвидации последствий кризисныхситуаций и создания безопасных условий для жизни и здоровья населения.
Примеромввода в действие оперативного экологического мониторинга может служитьорганизация системы наблюдений за состоянием городских рек в период аварии наДиканевских очистных сооружениях Харькова, которая произошла в конце июня 1995г. Причиной аварии послужил катастрофический ливень, в результате которого припереполнении канализационного коллектора глубокого заложения была затопленаглавная насосная станция, перекачивающая сточные воды из коллектора на высотуоколо 60 м в приемный резервуар очистных сооружений. Неочищенные сточные Водычерез аварийные выпуски начали поступать в реки Харькова. С целью контролявозникшей в результате аварии экологической обстановки, своевременного принятияи реализации решений, обеспечивающих защиту здоровья населения и расположенныхниже по течению р. Северский Донец водозаборов, была введена в действие системаоперативного (кризисного) экологического мониторинга. В створах, расположенныхниже аварийных выпусков неочищенных сточных вод в городские реки, через каждые2 часа отбирались и анализировались пробы речной воды. Ситуация, связанная с загрязнениемр. Северский Донец, была взята под контроль. С целью резкого сокращения объемовсточных вод, поступающих в городскую систему канализации, централизованноеводоснабжение в Харькове было приостановлено. В течение всего периодаликвидации аварии население обеспечивалось питьевой водой в основном с помощьюводовозок-автоцистерн. Объемы водопотребления на 1 жителя сократились с 300—350л/сут. до 5—10 л/сут Резко сократили объемы водопотребления промышленныепредприятия. Были закрыты все пляжи и другие места отдыха на реках и водоемах,которые в той или иной степени могли иметь контакт с неочищенными сточнымиводами. Вода харьковских рек подвергалась усиленной искусственно аэрации,применялись также другие меры для усиления самоочищающей способности рек. НаСеверском Донце был ограничен забор воды для централизованного питьевоговодоснабжения. Используемая для водоснабжения речная вода подвергаласьусиленной обработке и обеззараживанию. Организовано оперативное оповещениенаселения о масштабах и последствиях аварии, состоянии речных экосистем, опринимаемых мерах по локализации и ликвидации последствий аварии.
В результатеудалось удержать ситуацию под контролем, не допусти вспышки инфекционныхзаболеваний и избежать серьезных последствий для здоровья населения, обеспечитьсравнительно быстрое самовосстановления участков рек, подвергшихся загрязнению.
Координациюработ организаций,ведущих наблюдения за состоянием окружающей природной среды, осуществляюторганы экологической безопасности. Метрологическое обеспечение измерений всистеме экологического мониторинга осуществляют организации ГосстандартаУкраины. Госстандарт совместно с Министерством охраны окружающей природнойсреды и ядерной безопасности, другими министерствами и ведомствами Украины,участвующими в функционировании экологического мониторинга, обеспечиваетунификацию методик наблюдения и лабораторных анализов, содействует оптимизациисети наблюдений и совершенствованию приборной базы.
Накопление,обработку, обобщение и анализ информации о состоянии окружающей природной среды иисточниках воздействия на нее ведут органы экологической безопасности и местныеорганизации Государственного комитета Украины по статистике.
На основеконкретной информации об экологической обстановке местные органы власти спривлечением научно-исследовательских организаций других творческих коллективоворганизуют разработку прогнозов изменения состояния окружающей природнойсреды или отдельных ее составляющих: целью подготовки и реализациинеобходимых упреждающих и компенсационных мероприятий.
Порезультатам работы экологического мониторинга Министерство охраны окружающейприродной среды и ядерной безопасности ежегодно подготавливает и издаетНациональный доклад о состоянии окружающей природной среды Украины, аГосударственный комитет по статистике — Статистический сборник «Охранаокружающей природной среды и использование природных ресурсов Украины»,где содержится также информация об экологической обстановке с городах Украины.

Законодательнаябаза охраны природы
Основнымизаконодательными актами, направленными на обеспечение экологическойбезопасности, являются: «Закон Украины об охране окружающей природнойсреды»; принятый 25.06.1991 г., с изменениями и дополнениями от 5.05.1993г., 6.03 1996 г., 19.11.1997 г., 5.03.1998 г.; «Закон Украины об охранеатмосферного воздуха»; принятый 16.10.1992 г., с изменениями от 28.02.1995г.; «Водный кодекс Украины»; принятый 6.06.1995 г.; «Земельныйкодекс Украины»; принятый 18.12.1990 г., с изменениями и дополнениями от13.03. и 26.12.1992 г., 5.05.1993 г.; «Кодекс Украины о недрах»;принятый 27.07.1994 г.; «Лесной кодекс Украины»; принятый 21.01.1994г. «Закон Украины об охране окружающей природной среды »являетсяосновополагающим законодательным актом, регулирующим отношения в областиохраны, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов,обеспечения экологической безопасности, предотвращение и ликвидации последствийвоздействия хозяйственной и другой деятельности на природную среду.
Законрегламентирует приоритетность требований экологической безопасности во всехвидах деятельности, гарантируя тем самым экологические благоприятные условиядля жизни и здоровья людей. Это обеспечиваете; упреждающим характером мер поохране окружающей природной среды, экологизацией материального производства наоснове научно обоснованного компромисса экологических, экономических исоциальных интересов общества, широкого внедрения новейших технологий икомплексного решения вопросов охраны окружающей природной среды.
Законрегламентирует наиболее общие правовые вопросы природопользования. Болееконкретно вопросы охраны и использования земельных, водных, лесных ресурсов,недр, атмосферного воздуха, включая вопросы, присущие экологическим проблемамгорода, регламентированы другими, рассматриваемыми далее, законодательнымиактами. Закон определяет действия (или бездействия), которые относятся кправонарушениям в области природопользования. Квалификация составаэкологических правонарушений и преступлений, порядок привлечения виновных кадминистративной и уголовной ответственности за их совершение регламентированы«Кодексом Украины об административных правонарушениях» и«Уголовным кодексом Украины». Надзор за соблюдением природоохранногозаконодательства осуществляет городская экологическая прокуратура.
«ЗаконУкраины об охране атмосферного воздуха» из всех природоохранныхзаконодательных актов в наибольшей мере затрагивает правовое регулированиесугубо городских проблем, так как источники воздействия на воздушноепространство расположены преимущественно в пределах границ города.
Закономустановлены единые для Украины нормативы экологической безопасности атмосферноговоздуха, к которым относятся предельно допустимые концентрации (ПДК)загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимые уровниакустического, электромагнитного, ионизирующего и других видов вредногофизического и биологического воздействия на атмосферный воздух.Предусматривается возможность установления более жестких экологическихнормативов для атмосферного воздуха курортных, лечебно-оздоровительных,рекреационных и других районов, где предъявляются повышенные требования ккачеству воздушной среды.
В целяхограничения влияния на атмосферный воздух предприятий и других объектов длякаждого стационарного источника выбросов или вредного воздействия должныустанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющихвеществ в воздушный бассейн и предельно допустимых вредных физических ибиологических воздействий. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов.
Длятранспортных средств устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществв отработанных газах и вредных физических воздействий (шум, вибрация и др.).Установлены также предельные технологические нормативы образования загрязняющихвеществ, которые отводятся в атмосферный воздух, при эксплуатациитехнологического оборудования, отдельных сооружений и объектов в зависимости отвремени их ввода в эксплуатацию, наличия новых научно-технических разработок иэкономической целесообразности. Определен порядок разработки и утверждения этихнормативов. Предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на атмосферныйвоздух, могут осуществлять свою деятельность только на основании разрешений, вкоторых указываются допустимые объемы выбросов загрязняющих веществ (г/с илит/год) для каждого стационарного источника, а также уровни вредных физическихвоздействий. Соблюдение установленных нормативов обеспечивается наличием иэффективной эксплуатацией воздухоохранного оборудования. На предприятиях должныбыть предусмотрены меры по предотвращению чрезвычайных экологических ситуацийпри авариях и в благоприятных метеоусловиях (длительный штиль, туман).
Выполнениетребований по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнениюпочвенного покрова, вод и других природных объекте Предусматриваются меры поснижению токсичности и обезвреживанию отработанных газов автомобилей и другихтранспортных средств, перевод транспорта на менее вредные виды энергии итоплива, ограничению въезда автотранспорта в жилые зоны, места отдыха итуризма.
Предусматриваетсярациональная планировка и застройка жилых кварталов с соблюдением необходимогоудаления их от транспортных магистралей, устройство объездных дорог длягрузового транзитного транспорта.
Запрещенопроизводство и эксплуатация транспортных средств, у которых превышаютсяустановленные нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах иуровни вредного физического воздействия. В целях предотвращения и снижения шумаи вибрации предусматривается улучшение конструкций транспортных средств иусловий их эксплуатации, содержание в надлежащем состоянии трамвайных ижелезнодорожных путей, автомобильных дорог и дорожных покрытий, организация впределах городской черты рациональных схем и режимов движения железнодорожного,воздушного, водного и автомобильного транспорта.
Всоответствии с законом граждане обязаны соблюдать требования предотвращениюшума во дворах, на улицах, в зонах отдыха и других общественных местах. Закономдопускается искусственное воздействие на атмосферу с целью измененияатмосферных явлений, например, установление на определенный период яснойбезоблачной погоды или намеренное выпадение дождя. Такая деятельность можетосуществляться только с разрешения Министерства охраны окружающей природной средыи ядерной безопасности Украины по согласованию с местными органами власти.
Размещение иразвитие городов и других населенных пунктов дол» осуществляться с учетомэкологической емкости территорий и соблюдением требований по охранеатмосферного воздуха. Первым шагом к реализации этого положения являетсяразработка для всего города сводных нормативов ПДВ. При этом для отдельныхпредприятий могут быть установлены более жесткие нормативы ПДВ, чем прииндивидуальном подходе. Так, предприятия должны разработать и внедритьдополнительные меры по охране атмосферного воздуха, чтобы обеспечить соблюдениеустановленных нормативов. Эти меры могут предусматривать установку новыхвоздухоочистительных устройств, изменение технологических процессов вплоть дополного перепрофилирования производства. В противном случае деятельность такихпредприятий может быть приостановлена и решен вопрос об их переносе загородскую черту.
Такимобразом, в сохранении экологического баланса огромную роль играетзаконодательная база, система мониторинга, а также уровень экологическойбезопасности производств.

Литература
1. Экология города. Под общ. Ред. проф… Стольберга Ф.В. К.: Либра,2000. – 464с
2. Батлук А.В. Основы экологии и охрана окружающей среды. Л.:Афиша, 2001. – 335с
3. Бойчук Ю.Д., Солошенко Е.М., Бугай О.В. Екологія і охоронанавколішнього середовища. Суми: ВТД «Університетська книга», 2002. – 284с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The School Education in Great Britain Школьное образование в Великобритании
Реферат Разработка инвестиционной стратегии организации
Реферат «Игрушка волшебный мир искусства»
Реферат Самолеты с изменяемой геометрией и стреловидностью крыльев, с вертикальным взлетом и посадкой, воздушные авианосцы
Реферат Теоретичні основи проблемно-модульного навчання та методика його застосування у коледжі при вивченні спецдисципліни
Реферат Hamlet Essay Research Paper HAMLETDisillusionment Depression Despair
Реферат Царская дорога
Реферат Композиционные и порошковые материалы
Реферат Charles Babbage Computer Genius Essay Research Paper
Реферат ЛИСП-реализация операций над матрицами
Реферат Эволюция элитных групп в организационных системах
Реферат Nuclear Weapons And Defense Essay Research Paper
Реферат Teambuilding сегодня в Татарстане
Реферат I. Материально-техническая и кадровая основа деятельности Кировского однт
Реферат Инвестиции в человеческий капитал 3