Реферат по предмету "Экология"


Техногенные катастрофы

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
Департамент образования и науки администрацииг. Перми
Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение «Лицей №4»

Техногенные катастрофы

Работу выполнила:
Ученица 8 «А» класса
Щербакова Катерина
Руководитель: учитель географии
Полуянова Е.В.

г. Пермь 2010

 
Содержание
 
Введение
Глава 1. Виды техногенных катастроф иих причины
1.1 Что такое техногенная катастрофа
1.2 Классификация ЧС техногенного характера
1.3 Причины техногенных катастроф
1.4 Влияние на природу
Глава 2. Техногенные катастрофы в России
2.1 Причины техногенных катастроф в России
2.2 Авария на Саяно-Шушенской ГЭС какпример крупной техногенной катастрофы в России
2.2.1 Физико-географическая характеристикааварии
2.2.2 История постройки гидроэлектростанции
Глава 3. Техногенные катастрофы за рубежом
3.1 Техногенные катастрофы в более развитыхстранах
3.2 Проблема атомной энергетики в США
Заключение
Список литературы
Приложения

 
Введение
Исследование данной темы волнуетнас с точки зрения обеспечения безопасности.
На заре человечества людямугрожали опасности природных явлений, но впоследствии творцом опасностей стал самчеловек, который искал способы защиты от этих опасностей. На рубеже 21 века всебольше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальномобществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объемэтого вмешательства, оно стало более разнообразным и сейчас грозит стать глобальнойопасностью для человечества. Количество ЧС за последние 20 лет выросло в 2 раза.А это значит, что растет число жертв и материальный ущерб.
Происхождение опасностей можетбыть различным – природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические,социальные. Но меня больше интересуют техногенные катастрофы, потому что их создаетсам человек и он же может их не допустить.
На всех континентах Землиэксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объемами запасов радиоактивных,взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае ЧС могут нанести невосполнимыепотери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь.
Цели: узнать природу техногенныхкатастроф, назвать их причины, последствия и влияние на нашу жизнь. А также сравнитьроссийские и американские АЭС.
Задачи:
·  Найти источники по крупным техногеннымкатастрофам,
·  Объяснить их причины и последствия.
·  Привести пример на Саяно-Шушенской ГЭСи рассмотреть этот случай.
·  Рассмотреть износ оборудования по отраслямв России.
·  Найти материалы и рассказать о развитиии возобновлении атомной энергетики в Соединенных Штатах Америки.
·  Рассказать об экологических проблемахвблизи американских АЭС и привести соответствующие цифры.
·  Составить небольшой прогноз на будущиегоды и дать оценку прогнозирования техногенных катастроф.
Анализ литературы:
Для написания данной работыиспользовались самые разные источники, такие как научные статьи, популярные книги,современные энциклопедии и интернет.
Анализ показал, что на однии те же проблемы у разных специалистов в данной области разные, иногда и противоречивыеответы и предположения. Поэтому я могу уже сейчас сделать небольшой вывод о том,что не все в данной области можно доказать и имеет объяснение.
Были проанализированы книгитаких авторов, как Маньяков В.Д., Микрюков Ю.В., справочники Института риска и безопасности.

Глава 1. Виды техногенныхкатастроф и их причины
1.1 Что такое техногеннаякатастрофа
Техногенная катастрофа – этоследствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
Основные причины аварий икатастроф:
·  Просчеты при проектировании и недостаточныйуровень безопасности современных зданий;
·  Некачественное строительство или отступлениеот проекта;
·  Непродуманное размещение производства;
·  Нарушение требований технологическогопроцесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатностиперсонала.
Далее мы рассмотрим причиныболее подробно.
В зависимости от вида производства,аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами,выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров т.п.
1.2 Классификация чрезвычайныхситуаций техногенного характера
 
Промышленные взрывы
Взрыв — процесс быстрого неуправляемогофизического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальнойэнергии в механическую работу. При химических взрывах вещества могут быть твердыми,жидкими, газообразными, а также аэровзвесями горючих веществ в воздухе.
Физический взрыв чаще всегосвязан с неконтролируемым высвобождением потенциальной энергии сжатых газов из замкнутыхобъемов машин и аппаратов, сила взрыва сжатого или сжиженного газа зависит от внутреннегодавления этого резервуара.
Пожары на промышленныхобъектах
Под пожаром понимают неконтролируемыйпроцесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающийопасность для жизни людей. Причиной возникновения пожаров на промышленных объектахможно разделить на две группы. Первая – это нарушение противопожарного режима илинеосторожное обращение с огнем, вторая – нарушение пожарной безопасности при проектированиии строительстве зданий. Пожары могут возникнуть при взрыве в помещениях или производственныхаппаратах при утечках и аварийных выбросах пожаровзрывоопасных сред в объемы производственныхпомещений.
При пожарах существует несколькоразличных опасных факторов. Первый из них – это повышенные температуры в зоне горения.Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей,а также вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений.Вторым фактором является поступление в воздух рабочей зоны значительного количествавредных продуктов сгорания, в большинстве случаев приводящее к острым отравлениямлюдей.
Аварии с выбросом (угрозойвыброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)
СДЯВ – это обращающиеся вбольших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества,способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферуи вызвать массовые поражения людей.
На многих предприятиях длятехнологических целей применяют вредные, в том числе сильнодействующие ядовитыевещества (СДЯВ).
В зависимости от термодинамическогосостояния жидкости, находящейся при хранении в емкости, возможно три варианта протеканияпроцесса при разгерметизации емкости:
— при больших перегревах жидкостьможет полностью переходить во взвешенное мелкодисперсное и парообразное состояниес образованием токсичных, вредных и пожаровзрывоопасных смесей;
— при низких энергетическихпараметрах жидкости происходит спокойный ее пролив на твердую поверхность, а испарениеосуществляется путем теплоотдачи от твердой поверхности;
— промежуточный режим, когдав начальный момент происходит резкое вскипание жидкости с образованием мелкодисперснойфракции, а затем наступает режим свободного испарения с относительно низким скоростями.
Используемые в настоящее времяв промышленности криопродукты можно подразделить на три типа: нейтральные криопродукты(азот, гелий), криопродукты-окислители (кислород) горючие криопродукты (водород,метан). При сборе в атмосферу каждого из трех типов криопродуктов в зоне выбросасоздаются свои специфические опасности.
Аварии с выбросом (угрозойвыброса) радиоактивных веществ (РВ)
Воздействие радиации приводитк гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучеваяболезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированиемпредприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установкахи деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.
Аварии с выбросом (угрозойвыброса) биологически опасных веществ БОВ
Биологически опасные веществаБОВ – называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людейи животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятсяболезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционныхзаболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы,
сибирской язвы и т.д.
Аварии на очистных сооружениях
В данной отрасли промышленностиразличают две группы аварий:
— На очистных сооруженияхсточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.
— На очистных сооруженияхпромышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ
Опасность в залповых выбросахотравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействиемна персонал.
1.3 Причины техногенныхкатастроф
 
Аварии на гидротехническихсооружениях
Опасность возникновения затоплениянизких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственнуюопасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения,затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различныеразрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромногоколичества бегущей воды.
Высота и скорость волны прорывазависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнембьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.
Значительные участки местностичерез 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем воды толщиной от 0,5 до10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблетсяот нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеютсясхемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волныпрорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.
В случае прорыва плотины дляоповещения населения используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средствагромкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшиевозвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает водаили не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
При возвращении на прежниеместа остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находилисьв контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войтив дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения.Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться – возможно,присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убратьвесь влажный мусор.
Аварии на транспорте
Чрезвычайные ситуации на железнойдороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами ивзрывами.
При возгорании непосредственнуюопасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов,что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения последствийвозможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.
Чрезвычайные ситуации на станциях,в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и сходас рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов,обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесенык категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результатепадения пассажиров с платформы на пути.
Автомобильный транспорт являетсяисточником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависитнепосредственно от них самих.
Одним из правил безопасностиявляется неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопрекипринимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортнрго происшествия, то необходимоуправлять машиной до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйтиот удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник или забор.Если же это не осуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой.
Обобщенные причины техногенныхкатастроф
1. Авиакатастрофы:
Причинами авиакатастроф являются:неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористическиеакты, столкновение с посторонним объектом, поражение боевым оружием.
·  27 марта 1977г. – два «Боинг-727» столкнулисьна взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Число жертв 582.
·  28 января 1986г. – космический корабль«Челенджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. Число жертв 7.
2. Взрывы:
Причины взрывов: ошибки иприсчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранениестарых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.
·  12 февраля 1931г. – шахта в Маньчжурии.Число жертв 3000.
·  17 августа 1956г. Конвой с динамитом вкали, Колумбия (1100).
3. Железнодорожные катастрофы
Причины: неисправные и перегруженныепоезда.
·  9 июля 1918 г. – два пассажирских поездастолкнулись на дроге между Нэшвилом и Сент-Луисом, США, самая страшная железнодорожнаякатастрофа в истории страны. Число жертв 101.
·  6 июня 1981г. – Бихар, Индия (500).
4. Пожары
Причины: человеческие ошибки,небрежность и злой умысел; землетрясения, войны.
·  30 декабря 1903г. – театр «Ирокез» в Чикаго,США. Число жертв – 602.
·  20 августа 1949г. – кинотеатр в Абадане,Иран. Число жертв (422).
5. Экологические катастрофы
Причины: пренебрежение мерамибезопасности, халатность персонала предприятий, политические и административныеамбиции, алчность, бездумное стремление к экономии средств и к дезинформации илиполному утаиванию сведений о катастрофе.
·  3 декабря 1984г. – на заводе пестицидовв Бхопале (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианта.
·  24 января 1991г. – Ирак начал сливатьсырую нефть из кувейтских скважин в море. Персидский залив стал зоной экологическогобедствия.
1.4 Влияние на природу
По степени потенциальной опасности,приводящей к подобным катастрофам в техногенной сфере гражданского комплекса, можновыделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности,уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефтегазохранилища), транспортныесистемы (аэрокосмические, надводные и подводные, наземные), перевозящие опасныегрузы и большие массы людей, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы. Сюда жеотносятся опасные объекты оборонного комплекса — ракетно-космические и самолетныесистемы с ядерными и обычными зарядами, атомные подводные лодки и надводные суда,крупные склады обычных и химических вооружений.
Аварии и катастрофы на указанныхобъектах могут инициироваться опасными природными явлениями — землетрясениями, ураганами,штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиационнымии химическими повреждениями и заражениями, взрывами, пожарами, обрушениями.
1. Аварии на гидротехнических сооружениях(аварии на ГЭС)
Опасность возникновения затоплениянизких близлежащих районов при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Стремительныйи мощный поток воды может вымывать почвы со всей растительностью, смывать чернозем.Существует опасность возникновения селей. При достаточно высоких волнах животныена территории места затопления выбираются на возвышенности, могут провести там достаточномного времени.
2. Аварии на АЭС
Гипотетические тяжелые авариина атомных электростанциях могут привести к образованию «черного столба», когдавыбросы при аварии распространяются в атмосфере и больше всего от радиации страдаютпочвы, растения и животные. У животных, как и у людей, отмечаются случаи заболеваниялучевой болезнью. Также последствиями радиации становятся торможение роста растительности,уменьшение популяций животных в близлежащих территориях аварии. К поражающим факторамможно отнести ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивноезагрязнение местности и электромагнитный импульс. Наибольшие косвенные поражениябудут наблюдаться в населенных пунктах и в лесу. Световое излучение ядерного взрывапредставляет поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовое, видимое и инфракрасноесвечение.
3. Промышленные взрывы
Самым сильным поражающим факторомявляется воздушная ударная волна. Ее источник — высокое давление и температура в точке взрыва. Самоеопасное ударной волны, это то, что скорость перемещения воздуха может быть более100 м/с. При этом окружающая среда может пострадать в разной степени тяжести поражения:прямые и косвенные.
По степени тяжести поражениялюдей от ударной волны делятся: на легкие при скоростном напоре = 20-40 кПа (вывихи,ушибы); средние при скоростном напоре = 40-60 кПа), (контузии, кровь из носа и ушей);тяжелые при скоростном напоре≥ 60 кПа (тяжелые контузии, повреждения слухаи внутренних органов, потеря сознания, переломы); смертельные при скоростном напоре≥100 кПа. Световое излучение ядерного взрыва может способствовать возникновению пожараи огневого шторма, который очень быстро перемещается в лесных сухих зонах.

 
Глава 2. Техногенные катастрофыв России
2.1 Причины техногенныхкатастроф в России
В начале века российские экспертызаговорили о «проблеме-2003». Это вроде технического конца света для России. Ведьвсе — от труб канализации до нефтяных вышек — было построено в советские годы. Таквот, именно в 2003 году, по опасениям правительства, должен был произойти максимальныйизнос всей инфраструктуры, и как результат — многочисленные катастрофы с человеческимижертвами. Но 2003-й прошел более-менее спокойно [Приложение 4]. «Черное золото»стало дорожать, и в страну рекой потекли нефтедоллары, но на модернизацию российскойинфраструктуры они не пошли.
Как только произошла аварияна Саяно-Шушенской ГЭС, все сразу заговорили о том, что вот он, обещанный развалсоветского задела.
Сразу после аварии на ГЭСРостехнадзор бросился проверять все гидроэлектростанции в стране. Мол, сейчас найдемеще больше нарушений и предотвратим будущие аварии. Хотя и так всем известно: ситуацияв электроэнергетике ужасающая — до 80% основных фондов станций изношены.
— На каждом энергообъектепроисходит до 100 страховых случаев в год, — пояснил представитель одной из крупныхстраховых компаний. — Там постоянно что-то ломается.
Фактически первый шаг к модернизацииэлектроэнергетики уже сделан. Почти у всех электростанций в результате реформы РАО«ЕЭС России» появились частные собственники. Они обязались до 2020 года вложитьв обновление станций до $400 млрд. Но планам помешал кризис.
Тесно связана с энергетикойи угольная промышленность. Все мы помним взрывы метана на шахтах «Ульяновская» и«Юбилейная», унесшие в 2007 году жизни 150 шахтеров. Тогда причиной аварии сталавсе та же погоня за деньгами. Операторы, которые следили за системой безопасности,закрывали глаза на технические неисправности. Они просто не хотели останавливатьработу шахты, ведь от этого зависит их зарплата. Да и собственникам куда важнееденьги, чем жизни людей. И система безопасности была новейшая. Но она не помогла.
Одна из самых старых отраслейв России — это металлургия. Износ ее фондов — около 80% [Приложение 1]. Но ситуациястала кардинально меняться в последние годы. Выросли цены на металлы. Кроме того,в самой России появились западные автозаводы. А у них уже совсем другие требованияк качеству сталей. Вот металлургам и пришлось срочно вкладывать в новые технологии,чтобы не потерять заказчиков. Тем не менее, кардинально проблема отрасли все равноне решена.
Такая же ситуация и в авиации.Старушки «тушки» до сих пор верой и правдой служат россиянам. Но высокая цена нанефть (а значит, и дорогой авиакеросин) сделала их невыгодными.
— Разница в потреблении топливамежду Ту-154 и «Боингом» или «Эйрбасом» — почти в два раза, — говорит Олег Пантелеев,глава аналитического отдела агентства «АвиаПорт». — Многие авиакомпании уже не моглиэксплуатировать самолеты, построенные в 1970 — 1980-е годы. В середине 2000-х годовнаши авиакомпании стали закупать сначала подержанные «иномарки», а теперь и новенькиезарубежные самолеты.
Теперь, по признанию эксперта,наш авиапарк по износу сравним с американским, хотя и отстает от европейского. Даи возраст сам по себе на безопасность полетов напрямую не влияет.
Общая протяженность российскихдорог — 746 тысяч км. Но дело даже не в количестве, а в качестве. По данным МВД,35% ДТП происходит именно из-за плохих дорог.
Основная проблема — властямневыгодно строить дороги на века.
По мнению экономиста, рыночныетехнологии в дорожном хозяйстве у нас не сработают. Поэтому надо пойти административнымпутем: поставить чиновников в жесткие условия, как по цене, так и по качеству строящихсядорог, чтобы они не требовали ремонта хотя бы лет 10, а не 1 — 2, как сейчас.
По статистике, в 80% аварийпричиной признают человеческий фактор. Чем руководствовались и те, кто эксплуатировалтурбину на Саяно-Шушенской ГЭС, и те, кто следил за содержанием метана в шахте,и те, кто проверял перед вылетом самолет, и даже те, кто, заметив нарушения на объекте,предпочел разойтись с руководством компании миром и на взаимовыгодных условиях.Самолеты падают, заводы горят, а станции взрываются в основном из-за тех людей,которые их обслуживают и контролируют. То есть, помимо модернизации техники, нам,по всей видимости, нужна и модернизация сознания, а вот это обойдется дороже...
2.2 Авария на Саяно-ШушенскойГЭС как пример крупной техногенной катастрофы в России
 
2.2.1 Физико-географическаяхарактеристика района аварии
Сая́но-Шу́шенскаягидроэлектроста́нция им. П.С. Непорожнего — самая мощная электростанция России, шестая по мощностигидроэлектростанция в мире. Расположена на реке Енисей, в посёлке Черемушки(Хакасия),возле Саяногорска. Координаты Саяно-Шушенскойгидроэлектростанции: 52°49′34″ с. ш…91°22′17″ в. д.52.826111° с. ш. 91.371389° в. д.
При создании водохранилища было затоплено 35,6 тыс. га сельхозугодий и перенесено2717 строений. В районе водохранилища расположен Саяно-Шушенский биосферный заповедник.
33000000 м³ грунта и скальных пород было перемещено гидростроителямипри возведении гигантской плотины Саяно-Шушенской ГЭС. Уложенного при строительствеплотины бетона хватило бы на постройку автострады от Санкт-Петербурга до Владивостока[9].
Геологическое строение: присутствуют палеозой нерасчлененный и кембрийскаясистема (палеозойская эра)
Литосферные плиты: находитсяна стыке 4 литосферных плит, в зоне сейсмической активности (землетрясения в 7 баллов,расцениваемые как очень сильные)
Тектоническое строение: крупныеразломы земной коры между байкальской складчатостью (1200-520 млн. лет) и каледонскойскладчатостью(460-400 млн. лет).
Климат: средняятемпература января — 20˚С, июля+18˚С, расположена в умеренном поясе вгорной области Алтая и Саян. Годовое количество осадков 400-600мм. Число дней соснежным покровом 120-160 в год, 60-70 см — средняя высота снежного покрова. Коэффициентувлажнения больше единицы (влажная зона увлажнения-осадки за год превышают испаряемость).Соотношение осадков теплого(IV-IX) и холодного(X-III) периодов: осадки теплого периода превышают осадки холодногопериода меньше чем в 2 раза. Агроклиматический пояс по обеспеченности растений теплом:умеренный пояс(земледелие в теплое время года), выращивание среднеранних культур(пшеница,зернобобовые более поздних сортов, сахарная свекла).Сумма температур воздуха запериод с температурой выше 10˚С: 1600-2200˚С.
Воды: отсутствиеозер и болот, высокие паводки, половодья и наводнения, сильно загрязненный участокреки Енисей, из антропогенных изменений речной сети присутствует водохранилище.Годовой сток 600-800мм, снеговой тип питания рек, майское половодье. Замерзаниеи вскрытие реки: дата начала ледостава — десятое ноября, дата начала ледохода –двадцатое апреля. В зимний период приток воды в водохранилище минимален, и еслиобъем сброса воды держать не ниже сегодняшнего уровня (он фактически в 2 раза превышаетобъем сброса воды при работе ГЭС в штатном режиме), то к июню 2010 года можно будетснизить уровень водохранилища наполовину(это будет гарантией более безопасного состоянияплотины для населения)
Земельные ресурсы:пастбища со значительными участками пашен, пашни с участками естественных кормовыхугодий. Почвы: дерново-подзолистые, дерново-перегнойно-карбонатные и глеевые, черноземывыщелоченные и опоздоленные. Зона возможного появления эрозии почв, фактор эрозионнойопасности — талые и дождевые воды.
Растительность. Лесостепь:луговые степи в сочетании с лесами (дубовыми; березовыми; лиственничными; сосновыми),темнохвойные леса (ель, пихта, кедр).
Животный мир. Пушные ресурсы:норка, горностай. Рыбные ресурсы: эденмичные распространения рыб (алтайский осман),сибирское распространение (сиги, гольцы, таймень, щука, налим, ленок, хариус, сибирскийосетр, окунь карповые).
Природное и культурное наследие:кавказский национальный парк площадью около 100 га (70 зверей, 242 птицы, 1735 растений).
Народы: русские, украинцы(славянская группа), хакасы (алтайская семья; тюркская группа), немцы (германскаягруппа).
2.2.2 История постройкиГидроэлектростанции
О постройке в верховьях Енисеямощной электростанции впервые начали задумываться еще в начале 30-х годов. Здесь,в конце так называемого Саянского коридора аккумулировались гигантские запасы энергии.Именно поэтому предполагалось соорудить на сибирской реке каскад из 12 гидростанций,общей мощностью в 18 млн. киловатт. К строительству планировалось приступить сразупосле сдачи в эксплуатацию Днепрогэса. По всему бассейну реки активно велись изыскательскиеработы, имевшие целью найти наиболее удобное место для строительства первой электростанциина Енисее. Но ни в тридцатые годы, ни в последующие сороковые этим планам не былосуждено сбыться – начавшаяся Отечественная война вынудила отложить все большие проекты«на потом». И только спустя три десятилетия, уже после начала строительства КрасноярскойГЭС, изыскатели вновь вернулись в Саяны.
В 60-х годах прошлого векауправление 7 экспедиции ленинградского института «Ленгидропроект» находилось в пос.Майна. Здесь 4 ноября 1961 года руководитель экспедиции Пётр Ерашов подписал приказо начале изыскательских работ по выбору створа будущей Саянской ГЭС. Отсюда началасьистория Саяногорска.
За несколько лет, изыскателямибыло обследовано более 20 створов, на протяжении 600 километров от Абакана, до местаслияния Большого и Малого Енисея. Все они по разным причинам были откинуты и, кболее детальной разведке приступили на трех створах – Джойском, Карловском и Кибикском.Геологам пришлось тщательно обследовать дно Енисея на всех трех створах, — вес будущейплотины должен был составлять даже не тысячи, а многие миллионы тонн. Её размерыуже тогда с трудом поддавались воображению: высота более 240 метров, длина по гребню— километр.
Сейчас Гидроэлектростанцияопять находится в шатком состоянии. Что же может произойти, если хоть на секундупредставить, что плотину под напором льда прорвет?
Водосброс размывает основаниеплотины (нигде в мире нет подобного, вода падает под углом 60 градусов с высоты200 метров)
Этой зимой в горах Хакасии(зона водосбора СШГЭС) скопилось кол-во снега, равное годовой норме осадков. Этоможет вызвать огромный паводок с притоком до 30-40 тысяч кубических метров в секунду,что неизбежно повлечет за собой разрушение плотины.
Прорыв СШ ГЭС вызовет техногенноецунами, не имеющее аналогов в мировой истории. Скорость воды может достигать сотенмиль в час, высота волны будет достигать 200 метров. За несколько часов опорожнится30 кубических километров воды Саяно-Шушенского водохранилища. Красноярская ГЭС,не рассчитанная на гидроудар, так же не выдержит нагрузки и обрушится. К лишним30 кубическим километрам цунами добавится еще 70 км Красноярского водохранилища.Вода будет смывать города, поля, леса до скального основания. В некоторых местахбудут смыты даже холмы и скалы. В зоне катастрофического цунами живет около 1.5миллиона человек – это географический центр России.
Но помимо катастрофическихпоследствий для России прорыв СШГЭС станет глобальной экологической катастрофойАрктики и всего мира и всех стран северного полушария Земли. На территории Красноярскогокрая России, в зоне затопления-цунами находятся несколько алюминиевых заводов, скотомогильникис сибирской язвой, химические захоронения, ядерные захоронения, а также очень опасныйхимический завод ГХК.
Вылившаяся в течение несколькихсуток из устья Енисея зараженная вода в кол-ве 100 куб.км сначала попадает в западноетечение вдоль северного побережья России, далее это течение поворачивает на север,потом на запад до Шпицбергена. У него поток Шпицбергенским течением выносит к северуГренландии, а там попадает в Восточно-Гренландское течение, которое вынесет загрязненнуюводу в Атлантику и к побережью Канады и США.
Попадание такого кол-во водыв течение малого срока вызовет необратимые последствия для тонкой экосистемы Арктики,произойдет заражение рыбы, которое приведет к вымиранию некоторых видов арктическихмлекопитающих, находящихся уже на грани вымирания. А через некоторое время поверхностныетечения океана принесут все проблемы к восточному побережью Северной Америки. Чернобыльи Вьетнам покажутся просто шутками по сравнению с тем, что грозит произойти в ближайшеебудущее.
Проведем небольшое сравнениеСаяно-Шушенской ГЭС с плотиной Гувера:
Плотина Длина, м Ширина подошвы,м Ширина гребня, м Высота, м Гувера 379 200 15 221, СШ ГЭС 1074 105 25 245
Плоти́на Гу́вера- это уникальное гидротехническоесооружение в США, бетонная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция, сооружённаяв нижнем течении реки Колорадо. Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатовАризона и Невада, в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса; образует озеро (водохранилище)Мид. Названа в честь Герберта Гувера, 31-го президента США, сыгравшего важную рольв её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 и закончилось в 1936, надва года раньше запланированного срока.
Саяно-Шушенская ГЭС является(являлась?) самой мощной электростанцией в России, мощность — 6400 МВт. Рентабельностьв 2,5 раза выше рентабельности тепловых электростанций.
Самый мощный источник покрытияпиковых перепадов электроэнергии в Единой энергосистеме России и Сибири. 75 % электроэнергииГЭС потребляет Саяногорский алюминиевый завод, в 2006 году для применения энергиистанции, не используемой из за ограниченной мощности ЛЭП, в эксплуатацию введенХакасский алюминиевый завод. В 8:13-8:30 местного времени 17 августа 2009 года настанции произошла авария на гидроагрегате № 2 с его разрушением и поступлением большогоколичества воды в помещение машинного зала. Также получили сильные повреждения агрегаты№ 7 и № 9, здание машинного зала частично обрушилось, его конструкции завалили агрегаты№ 3, № 4 и № 5. В результате аварии погибло 75 человек.
По оценкам главы МЧС РоссииСергея Шойгу, восстановление агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС после произошедшей 17августа 2009 года аварии может занять годы.
По мнению Василия Зубакина,исполняющего обязанности генерального директора РусГидро, на полное восстановлениеСаяно-Шушенской ГЭС может понадобиться порядка трех лет и 10 млрд. рублей. ВалентинСтафиевский, член оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации,бывший главный инженер станции, выразил свое мнение по поводу случившегося: «У меняв гидроэнергетике стаж работы больше пятидесяти лет, я работал и участвовал в строительствесамых крупных в стране Красноярской и Саянской электростанций, вся жизнь моя здесьпрошла, но приехал сюда в первый день и не мог поверить своим глазам, что такоевообще возможно. Это не авария, а трагедия. Уверяю вас, что подобных аварий ни вмире, ни у нас в стране не было. Она ни в какие сценарии аварийных ситуаций, прописанныхнами до этого, не вписывается». Ростехнадзор сейчас считает основной версией причиныаварии выход на запредельные режимы работы гидроагрегата № 2: не сработали автоматическиесистемы торможения гидроагрегата и система автоматического закрытия задвижек, перекрывающихводу. Министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что причины аварии остаютсянеясными. «Вес сорванной крышки турбины составляет 800 тонн, и мы не понимаем природуэтого явления», сказал он [10].
По предварительным данным,к аварии привели не ошибки персонала или так называемый человеческий фактор. Настанции было три степени автоматической защиты. Первый уровень должен был автоматическиснизить обороты движения турбины. Второй предполагал поворот лопаток, ограничивающий— закрытие аварийных водоводов на поток воды из водовода к турбинам. Третий уровеньверхнего бьефа (часть водоёма, примыкающая к плотине). Ни одна из этих автоматическихсистем не сработала, а затворы были закрыты вручную спустя десятки минут после началааварии. В результате аварии были полностью или частично отключены от энергоснабженияряд стратегических объектов региона: Саянский алюминиевый завод, Хакасский алюминиевыйзавод, Красноярский алюминиевый завод, Кузнецкий завод ферросплавов, Новокузнецкийалюминиевый завод, а также нарушено энергоснабжение в сибирских регионах: в Алтайскомкрае, Кемеровской области, Республике Хакасия и в Томске.
Если электролизеры застынут,то алюминиевое производство — дело сложное и отнюдь не быстрое. Восстанавливатьих крайне трудно.
Теперь же, в связи с тем,что недовыработку энергии Саяно-Шушенской ГЭС придется компенсировать выработкойугольных ТЭС, включая дозагрузку низкоэффективных объектов, таких как КрасноярскаяГРЭС-2 и Назаровская ГРЭС, структура баланса первичных источников значительно скажетсяна тарифах на электроэнергию.
По сообщению директора попродажам «Русгидро» Евгения Десятова, компания предполагает переложить часть непредвиденныхрасходов на потребителей, увеличив тариф на 2010 г., и уже готовит новую заявкув Федеральную службу по тарифам.
В настоящее время глава Ростехнадзора,заявил, что работа автоматической системы управления гидроагрегата была некорректной,а версии о гидроударе, а также версия о внешнем воздействии, которые ранее рассматривалиськак возможные причины аварии, в настоящее время не подтверждаются.
Давайте посмотрим глубже.
Ни для кого не секрет, чтоРАО «ЕС» практически не финансировало организации, которые занимались диагностикойоборудования в отрасли. Техническое управление в РАО «ЕЭС России» было ликвидированооколо семи лет назад, как и должности главных инженеров региональных энергосистем,при Чубайсе.
Специалисты давно предупреждалиоб аварийном состоянии — смотрите на плотины Саяно-Шушенской ГЭС. Газета «Коммерсантъ»11 апреля 1998 — опубликовала статью под названием «Саяно-Шушенская ГЭС опасна»,в этой статье Саяно-Шушенская ГЭС, со ссылкой на прогноз МЧС России, названа «потенциальноопасным объектом»:
«Конструкции этой станциипретерпели опасные изменения. Последствия прорыва плотины могут быть катастрофическими,в особенности для Красноярска. То, что плотина явно неблагополучна, признают все;расхождения касаются оценок степени опасности и сегодняшнего состояния ГЭС. РАОЕЭС (хозяин станции) заявляет о полном контроле над ситуацией и считает, что необходимтолько текущий ремонт. Независимые специалисты, наоборот, говорят о необратимыхизменениях плотины, которые грозят ее разрушением».
А вот книга 1999 года издания,«Из опыта создания и освоения Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций»(Красноярск, Издательский дом «Суриков»). Написана бывшим гендиректором Саяно-ШушенскойГЭС Валентином Брызгаловым.
В книге, написанной еще десятьлет назад, Валентин Брызгалов признает, что Саяно-Шушенская ГЭС была экспериментальнойпо своей сути (между прочим, госкомиссия официально приняла — как раз в это времяВалентин Брызгалов станцию в эксплуатацию лишь в 2000 году покидал управление станцией).За годы ее работы произошло несколько десятков нарушений работы гидротурбин и поврежденийих узлов.
В частности: «первые четыреагрегата Саяно-Шушенской ГЭС (т. е. включая № 2) испытывали достаточно сильное вибрационноевоздействие из-за работы с нерасчетными напорами. В результате на ряде узлов усталостнаяпрочность оказалась недостаточной. Вместе с тем выявились дефекты, связанные с недостаточнойпредварительной натурной изученностью отдельных явлений и новых конструкторскихразработок. В некоторых случаях сказалось бескомпромиссное стремление к снижениюзатрат металла на один киловатт установленной мощности».
А вот и конкретно:
«Исследование причин разрушенийпутем проведения натурных испытаний показало, что для радиально-осевых гидротурбиннеточность геометрии при изготовлении рабочих колес приводит к большему гидравлическомудисбалансу. На основании опыта эксплуатации наиболее неблагополучного в этом отношениигидроагрегата № 2 со сменным рабочим колесом была признана возможность возникновенияусилий на турбинный подшипник, превышающих расчетное значение…»
В своей книге Брызгалов какраз отмечает повышенную вертикальную вибрацию крышки турбины гидроагрегата.
Катастрофу можно было предотвратитьдесять лет назад, но были четко — и аварии могло бы и не быть.
По сообщению «Русгидро», гидроагрегат№ 2 останавливали 14 января этого года для «проведения среднего ремонта с наплавкойрабочего колеса». После ремонта, который продолжался два месяца, гидроагрегат №2 был введен в эксплуатацию.
Особенность ремонта: кромезамены устройств технологической автоматики, на гидроагрегате № 2 впервые была замененаколонка управления в системе регулирования.
Работу выполняли специалистыЗАО «Гидроэнергоремонт». Реконструкция автоматизированных систем управления проводиласьнаучно-производственным объединением «Ракурс» из Санкт-Петербурга. Замену колонкиЭГР проводили специалисты Санкт-Петербургской компании «Промавтоматика».
А вот и отрывки с форума,на котором обсуждали происшедшее местные жители, которые работали на ГЭС. Цитаты:
«Весной 2009 года ГА-2 былвведен в эксплуатацию после капитального ремонта и, соответственно, в капремонтпошел ГА-6. Практически сразу после ввода в эксплуатацию выяснилось, что агрегатнеисправен. Агрегат необходимо снова останавливать и выводить в ремонт. А это потериденег и недополученная прибыль от сокращения выработки электроэнергии станцией.Агрегат продолжает работать с повышенными температурой и вибрацией» [9].
«Несколько месяцев подряд(до катастрофы) писались служебные записки о перегреве ГА-2».
«В воскресенье, 16 августа2009 года, вибрации ГА-2 усиливаются до неприемлемых значений».
«… Колебания на два миллиметраперед самым разрушением» (максимум допустимой нормы).
«Когда Шойгу назвал эту авариюуникальной, он даже не догадывался, насколько он прав. Потому что только в Россиимогут несколько месяцев сознательно эксплуатировать неисправный гидроагрегат навысоконапорной ГЭС в угоду финансовым интересам отдельных людей…»
Но все еще интереснее
«Из-за вибрации, вызваннойнесинхронизированной работой лопаток НА, (управляемых АСУТП, которую в марте поставил«Ракурс» и «Промавтоматика») еще в пятницу, т. е. 14.08.09, вечером обсуждаетсярешение об остановке ГА-2, но в понедельник остановка ГА-2 откладывается с переходомв наиболее оптимальный по уровню вибрации и отдачи ЭЭ режим.
В воскресенье, 16.08, во второйполовине дня вибрация становится слишком очевидной и на тех режимах, которые в пятницубыли оптимальными. Но на ГЭС ждали важных гостей. Данные с датчиков имеют большойразнобой, но кто об этом проговорится перед приездом Гостей? Ночью с 16 на 17 августавибрации становятся ужасающими. В шесть часов утра в понедельник поднимают руководствотурбинного цеха. С утра на станцию прибывает усиленный наряд уборщиц для наведениялоска и глянца, а для присмотра за норовистым ГА-2 сдвоенная бригада слесарей иремонтников.
Далее, во время прохождения«зоны запрещенной работы» лавинообразно сбоит новая питерская автоматика, котораядает команду на закрытие НА. Столб движущейся воды (360 кубометров в секунду) вводоводе резко упирается в закрывающиеся лопатки НА…
К ремонтным работам на элементахгидроагрегата, критически влияющих на надежность работы всей машины, не привлекалисьего производители.
Оборудование для Саяно-ШушенскойГЭС поставляли Ленинградский металлический завод и «Электросила», ныне входящиев концерн «Силовые машины». «Поставки гидроагрегатов для Саяно-Шушенской ГЭС началисьболее 30 лет назад. Блок № 1 и блок № 2 станции были введены в эксплуатацию в 1978и 1979 годах соответственно. По данным технических специалистов ОАО «Силовые машины»,первый гидроагрегат уже выработал свой ресурс и требует замены.
При этом в «Силовых машинах»отметили, что, начиная с 1993 года, специалисты концерна к эксплуатации и ремонтугидрооборудования на станции не привлекались.
Все просто, дело в устаревшемоборудовании:
1) гидроагрегат № 1 выработалсвой ресурс;
2) до полной выработки ресурсагидроагрегата № 2 (рассчитанного на условия соблюдения советских норм эксплуатациии технического обслуживания) оставалось несколько месяцев;
3) 16 лет ремонт и обслуживаниегидроагрегатов станции производилось без контроля со стороны завода-изготовителя;
4) во внедрении новой АСУ,законченном за пару дней до аварии, инженеры «Силовых машин» участия не принимали.
Наглядная иллюстрация: автоматизированнаясистема управления технологическими процессами Саяно-Шушенской ГЭС сохранила архивданных о работе станции до момента аварии.
Вспомнили об этом через девятьдней после трагедии. Причем, это заявило не «РусГидро», не госкомиссия, а напомнилиразработчики системы [10].
«Силовые машины» готовы в2011 году начать поставки гидроагрегатов. Объем поставок будет понятен после анализатехнического состояния оборудования станции. Пока руководство ГЭС говорит, что отаварии пострадали все десять энергоблоков. Эксперты отмечают, что «Силовые машины»,изготовившие все гидроагрегаты Саяно-Шушенская ГЭС, являются единственной компанией,способной в достаточно оперативные сроки изготовить новое оборудование. При этом,скорее всего, «Силовым машинам» придется пожертвовать собственной программой модернизации.Какова стоимость изготовления разрушенных агрегатов? Менять надо полностью минимумчетыре, а не только № 2. Эту сумму никто не даст «Силовым машинам».
Сейчас ОАО «Силовые машины»поставляет оборудование на ГЭС «Ла Йеска» в Мексике. Мексиканские турбины гораздослабее, чем нужно для Саяно-Шушенскй ГЭС. Они требуют более простых технологий именьших площадей.
Нужно восстанавливать не простоотдельное предприятие, а несколько отраслей сразу. Кроме того, в связи с Мексикой«Силовые машины» практически не будут иметь свободных производственных мощностейдо 2012 ого года включительно
А они должны еще поставитьна Богучанскую ГЭС 9 гидротурбин, контракт рассчитан до 2012 года.
Какими методами решать проблему:Государственное регулирование и управление. Этот рецепт подтверждается всей мировойпрактикой: еще ни один кризис не преодолевался либеральными методами и не прекращалсяиз-за действия пресловутой «невидимой руки рынка». Причем восстанавливать надо сейчасвсе в комплексе: образование среднее, специальное и высшее; научные институты ипроектные лаборатории и т. д., а не только заводы. Грядет эра техногенных катастроф,обусловленная не только полной выработкой ресурса «советской» техники, но и сознательнойзлой волей внешних и внутренних врагов России. Надо срочно перестраивать государственноеуправление под наступающую эру — эру техногенных катастроф.

 
Глава 3. Техногенные катастрофыза рубежом
3.1 Техногенные катастрофыв более развитых странах
Международный центр исследованийэпидемии катастроф (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данныхразличных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одномуиз четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало,местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и или пострадавшее государствообратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенныхкатастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортныекатастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то, что страныЕвропы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленнойинфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживаетв Африке и Азии. По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф,произошедших за период с 1994 по 2003 год в индустриально развитых странах составляет0.9 погибшего на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он выше более, чемв три раза — 3.1 смертельных случая на 1 млн.
В документации ООН и Международного Центра Исследований ЭпидемииКатастроф, техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: «индустриальные»(химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения вызванные инымипричинами), «транспортные» (аварии в воздухе, на море, железных дорогахи пр.) и «смешанные» (происходят на иных объектах).
Так, за период с 1901 по 2007 год в мире произошло 1 125индустриальных катастроф. В их результате пострадало около 4.5 млн. человек, примерно49 тыс. — погибли. Общий ущерб от этого типа техногенных катастроф оценивается в$225 млрд. (по курсу доллара США на 2006 год). Наиболее часто такого рода катаклизмыпроисходили в Азии (651 случай). Европейский (199) и Американский (177) континентысерьезно отстают (в базе данных Центра, Северная и Южная Америка считаются однимконтинентом).
За тот же период в мире были зафиксированы 4 102 транспортныекатастрофы. Они затронули жизни около 110 тыс. человек. Погибших было намного больше,чем пострадавших — 194.4 тыс. Совокупный прямой ущерб оценивается в $58 млрд. Наиболеечасты подобные катастрофы в Азии (1 694) и Африке (115).
«Смешанные» катастрофы наиболее редки. За 106 летбыло зафиксировано 1085 событий такого рода. Чаще всего они происходили в Азии (523)и Америке (220). В их результате пострадало 3.1 млн. человек, около 59 тыс. погибли.Ущерб оценивается в $4.2 млрд.
По данным Международного Центра Исследований Эпидемии Катастроф,уровень смертности, в результате техногенных катастроф, произошедших за период с1994 по 2007 год в индустриально развитых странах, составляет 0.8 погибших на 1млн. жителей, для наименее развитых стран он в четыре раза выше — 3.2 смертельныхслучая на 1 млн. человек.
По оценкам страховой компании Swiss Re, в 2006 году произошло213 техногенных катастроф. Для того, чтобы событие приняло катастрофические размерыи было занесено в базу данных этой компании, требуется, чтобы оно соответствовалоодному из следующих критериев: ущерб должен составлять не менее $80 млн. (в случаеавиационной катастрофы — $32.2 млн., транспортной — $16 млн.), не менее 20-ти человекдолжны погибнуть или пропасть без вести, 50 — получить ранения, 2 тыс. — лишитьсяжилья.
В 2006 году наиболее часто происходили аварии на морскомтранспорте (53 случая), пассажирских кораблях (43), крупные пожары и взрывы (42случая), аварии на промышленных предприятиях (21), авиационные катастрофы (18).В общей сложности, техногенные катастрофы 2006 года унесли 8.7 тыс. жизней, большевсего жертв унесли катастрофы на море (3.9 тыс.), авиационные катастрофы (более940), а также пожары и взрывы (более 900). Совокупный ущерб от техногенных катастрофсоставил $4 млрд.
По данным консалтинговой фирмы Risk Management Solutions,в последние десятилетия количество крупных техногенных катастроф стабильно превышаетколичество природных катастроф, хотя природные катаклизмы наносят намного большийущерб. Обычно ущерб от техногенных катастроф не превышает 20% от размера убытков,нанесенных катастрофами природными. Любопытно, что в 2003-2006-е годы количествотехногенных катастроф в разы превысило количество природных. При этом, если к природнымкатастрофам человечество более-менее приноровилось, и количество их жертв периодическиснижается, то смертность от техногенных катастроф стабильно растет все это время.
3.2 Проблема атомной энергетикив США
Атомная энергетика в СоединенныхШтатах родилась в 1950-е и 1960-е годы на основе необоснованных расчетов и, какоказалось, недостижимых показателей на такую низкую стоимость, что она будет «слишкомдешевой, чтобы ее измерять». По мере того как строились и эксплуатировалисьпервые атомные электростанции, они начинали испытывать трудности, связанные с ростомстроительных затрат и обеспечением безопасности. Кульминацией стала авария на второмэнергоблоке станции на Три-Майл-Айленде под Миддлтауном (штат Пенсильвания) в 1979году.
Авария на станции Три МайлАйленд поставила крест на планах построить свыше сотни новых АЭС в США. За последние30 лет не было сделано ни одного заказа на строительство новых реакторов. Политиканынешней администрации США также не благоприятствует заказам на строительство АЭС.В настоящий момент около 20% американской электроэнергии вырабатывается на атомныхреакторах, однако этот показатель будет неуклонно снижаться из-за отсутствия государственнойподдержки для строительства новых АЭС, которые могли бы заменить старые энергоблоки.В ближайшее десятилетие ожидается начало массового вывода старых реакторов из эксплуатации.
Последующие коррективы, внесенныеКомиссией США по ядерному регулированию для обеспечения безопасной эксплуатацииотложили на многие годы завершение начатого строительства станций во время высокойинфляции и вызвали банкротство и закрытие нескольких АЭС. Так завершилась перваяэпоха американской атомной энергетики.
В течение 1980-х годов компании,производящие электроэнергию на АЭС, завершили строительство многих оставшихся станций,ввели их в строй и уделили внимание повышению экономической эффективности и эксплуатационныххарактеристик, что одновременно улучшило безопасность. К середине и концу 1990-хгодов в Соединенных Штатах 103 атомных электростанции производили 20 процентов американскойэлектроэнергии
Сегодня более половины эксплуатируемыхатомных электростанций в США добились продления своих первоначально 40-летних лицензийеще на 20 лет. Отрасль вполне рассчитывает на то, что все американские станции подадутзаявки на такое продление, когда истечет срок действия их первоначальных лицензий.Вследствие такого продления эти крупные основные фонды продолжат производить электроэнергию,американцы же будут продолжать пользоваться их финансовыми и экологическими выгодами.
В момент, когда мы завершаемвторую эпоху развития атомной энергетики, эпоху финансового оздоровления и восстановлениябезопасности, атомная энергетика готова внести еще больший вклад в удовлетворениеамериканских и мировых потребностей в энергии. Это оздоровление будет отчасти стимулироватьсярастущей заботой об энергетической безопасности страны и повышением стоимости импортногоископаемого топлива, существенным ростом спроса на энергию для обеспечения нашегоэкономического процветания, возросшим вниманием к ликвидации угроз окружающей среде,связанных со сжиганием ископаемого топлива, и переходом на атомную энергетику, недающую выбросов, а также очень благоприятной для недорогой ядерной энергии конъюнктуройна рынке электроэнергии.
Доверие общественности к эксплуатацииатомных электростанций последовательно растет с лучшим пониманием экономическихи экологических выгод и с повышением показателей безопасности. Некоторые опросыпоказывают, что 70 процентов американцев выступают за дальнейшую эксплуатацию существующихстанций, а более 50 процентов поддерживают строительство новых.
В отношении безопасности АЭС,71% считают их безопасными и надежными.
Сегодня 440 атомных электростанцийвырабатывают электроэнергию, позволяющую удовлетворять 16 процентов мировых потребностей.Начаты программы активного строительства новых АЭС, особенно в странах ВосточнойЕвропы, России и Индии. Соединенные Штаты сами находятся на пороге возобновлениястроительства новых атомных электростанций после того, как более 25 лет этот процессбыл заморожен. Начинается третья эпоха — ренессанс атомной энергетики.
В 2001 году правительствоСША издало руководство по новой энергетической политике, которая определила длястраны курс на расширение использования ядерной энергии в ближайшем будущему путемповышения эффективности процессов продления лицензий на эксплуатацию существующихатомных электростанций и получения лицензий на строительство новых ядерных объектов.Далее новая энергетическая политика ставила целью стимулировать использование атомнойэнергии разработкой, демонстрацией и внедрением технологий атомной энергетики следующегопоколения. Важно, что она была нацелена на достижение этой цели путем исследованийи разработок передовых топливных циклов, которые могут оказаться более чистыми,более эффективными, менее емкими по отходам и более безопасными в смысле распространения,чем одноразовое ядерное топливо, которое требует геологической утилизации отработанноготоплива.
8 августа 2005 года президентДжордж У. Буш подписал Закон 2005 года об энергетической политике, который санкционируетдолгосрочные бюджеты этих программ, включая гарантии по кредитам, производственныеналоговые льготы и защиту частных инвестиций при строительстве нескольких первыхновых атомных электростанций (эти станции сталкиваются с риском, связанным с новойлицензионной процедурой и с восстановлением американской проектной и строительнойинфраструктуры). Далее закон предусматривает финансирование долгосрочных программисследований и разработок в области атомной энергетики, включая программу разработкиперспективных реакторов «Поколение IV» и инициативу «Перспективныйтопливный цикл», которые в совокупности выросли в Глобальное партнерство вобласти атомной энергетики.
Атомная станция следующегопоколения основана на технологии охлаждения газа, которая может применяться притемпературах от 850 до 950 градусов Цельсия со значительно более высоким тепловымкоэффициентом полезного действия для производства электроэнергии, но особенно втемпературном диапазоне, способном обеспечить эффективное производство водорода.Эффективное, не дающее выбросов производство водорода является важнейшим элементомусилий президента Буша по замене все более дорогостоящей импортной нефти водородомв качестве топлива для внутреннего транспорта — первоначально для обогащения тяжелойотечественной сырой нефти, но впоследствии для производства синтетического транспортноготоплива и, в конечном счете, для создания транспортных средств на топливных элементах.Поэтому важно, чтобы атомная станция следующего поколения могла не только вырабатыватьэлектроэнергию, но и производить водород для транспортного сектора и тепло для промышленныхпроцессов — в этих областях сильная зависимость США от импортной нефти представляетугрозу для нашего экономического процветания.
Мы стоим на пороге ренессансаатомной энергетики, основанного на дальнейшей безопасной и экономичной эксплуатации103 американских атомных электростанций. Об этом свидетельствует ожидаемое в ближайшеевремя объявление нескольких заказов на строительство и эксплуатацию новых АЭС впоследующие 10 лет.
Ядерная энергетика обеспечиваетэлектроэнергией каждый из пяти домов или предприятий США. Безуглеродные источникидают примерно треть всей производимой в стране электроэнергии, причем около 70%этого чистого электричества производится на АЭС.
Вопрос: Можно ли сравнить экологические движенияСША и России?
Американское экологическоедвижение намного более многочисленное, чем российское. Это не удивляет, посколькув России это движение довольно молодое, оно появилось только во время перестройки.Ныне действует значительное количество организаций, как на федеральном уровне, таки в регионах и отдельных городах. Россия — огромная страна, и существуют проблемыс коммуникациями и транспортом для активистов экологических организаций. Вероятно,поэтому российские экологические организации не так тесно связаны друг с другом,как в США.
Создание института какпуть решения проблем атомных электростанций
INPO — институт эксплуатацииатомных станций США, независимый отраслевой институт.
Институт по эксплуатации ЯЭУ(Institute of Nuclear Power Operations, INPO), расположенный в Атланте, был созданпосле известной аварии на TMI-2. У его истоков стояли влиятельные в отрасли фигуры,добивавшиеся от конгресса принятия атомных законов, а также формирования при участииправительства учебных центров для персонала АЭС.
INPO издаёт руководства построительству блоков, готовит предложения по методикам обучения персонала, а такжепо процедуре лицензирования новых атомных энергоблоков.
Влияние института, в которомсейчас работает 390 человек, огромно. За два года входящая в его состав национальнаяакадемия ядерного обучения провела полмиллиона занятий для 85 тысяч, имеющих отношениек различным секторам атомной промышленности. Каждые два года INPO даёт собственныеоценки эксплуатации американских АЭС, и они более строги, чем аналогичные заключениярегуляторов.
Но в США существует еще однапроблема, связанная с атомной энергетикой, которую данный институт решать не будет.
Детская лейкемия вблизиАЭС
Недавний метаанализ Бейкераи Хоэля (Baker and Hoel, 2007) задокументировал последовательный рост заболеваемостилейкемией и смертности от неё у детей, особенно младше 10 лет, вблизи АЭС. Несмотряна то, что последовательная связь между дозой и результатом не была обнаружена,результаты требуют проведения надлежащим образом более широких исследований. Докладуглубляет исследования воздействия малых доз радиации и риска детской лейкемии,начавшихся в конце 1950-х годов, когда было задокументировано увеличение почти вдвоесмертности от лейкемии в возрасте до 10 лет от полученного в перинатальном периодерентгеновского облучения.
Что же такое лейкемия. Это— клональное злокачественное (неопластическое) заболевание кроветворной системы,другими словами рак крови. Процитированные авторами работы показывают, что необходимобольше современных данных. Из 17 работ метаанализа 12 были опубликованы до 1994г., что ставит вопрос о правильности отображения полученными данными современнойкартины детской лейкемии. Только одна из работ исследовала американские АЭС, несмотря на то, что в США построена почти четверть всех реакторов в мире.
Этот доклад исследует уровеньсмертности от рака около американских реакторов, которые начали функционироватьдо 1982 г., до и после открытия, но останавливается на данных 1984 г.
Наличие исторических данныхо смертности на веб-сайте Американского центра по контролю и предотвращению заболеваемостей(US Centers for Disease Control and Prevention) позволяет обновить это исследование.Предыдущее исследование, проводившееся Национальным иститутом рака (US NationalCancer Institute), предоставило данные о смертности от детской лейкемии (в возрасте0-9 и 10-19 лет) в районе 51 АЭС. Оно использовало стандартное соотношение смертности,ССС (Standard Mortality Ratio, SMR), которая определяется как соотношение местнойсмертности к общенациональной, чтобы проанализировать временные изменения в районеАЭС после их открытия. (В качестве местной территории были выбраны один-два округа,наиболее близкие к каждой АЭС.) Теперь возможно исследовать любые изменения СССот детской лейкемии в зависимости от возраста АЭС. В приложении 6 сравниваются уровниза два периода: первый — с года после запуска АЭС до 1984 года, второй — с 1985до 2004 года. Эти 51 АЭС также разделены на 3 категории: более старые АЭС (открытыв 1957-1970 годах и продолжают работать), более новые (открыты в 1971-1981 и продолжаютработать) и закрытые АЭС. Местные области состоят из 67 округов с населением наданный момент около 25 милионов человек (около 8% от общего в США).
Мы наблюдаем одну и туже картину:ССС от детской лейкемии растёт, и в последние 20 лет она выше, чем ранее, для АЭС,продолжающих работать. Наибольшие изменения произошли в районе самых старых АЭС,ССС для детей 0-19 лет выросла на 13,9% с 0,986 до 1,123 (P
Современная (1985-2004) местнаясмертность от детской лейкемии вблизи самых старых американских АЭС выше общеамериканскойчастоты (ССС > 1,00), в то время как вблизи более новых — ниже (ССС
Благодаря значительным терапевтическимуспехам за последние несколько десятилетий выживаемость при детской лейкемии — однаиз самых высоких для всех видов рака среди развитых стран. Смертность значительноуменьшилась при увеличении заболеваемости. В США смертность от детской лейкемиии заболеваемость в период с 1975 до 2004 изменились, соответственно, на -49,0% и+28,7%. Теперь каждый год диагностируется семь случаев детской лейкемии на каждуюсмерть (Ries et al. 1975-2004). Анализ последних данных по смертности от детскойлейкемии вблизи АЭС может отображать как результаты радиоактивного излучения, таки эффективность курсов лечения, и иные факторы. В то время как дальнейшие исследованиядолжны включать данные, как по заболеваемости, так и по смертности, именно динамиказаболеваемости вблизи АЭС может дать более значимые данные. В дополнение, посколькуотделы учёта рака получают данные за больший период, это может помочь продолжитьизучение временных тенденций этого заболевания вблизи АЭС.

 
Заключение
В заключение моего рефератая подведу итоги проделанной мною работы.
В ходе своей работы я достиглапоставленных мною целей и задач в начале реферата. Я объяснила причины и последствиятехногенных катастроф, рассмотрела аварию на Саяно-Шушенской ГЭС как пример крупнейшейтехногенной катастрофы в России, рассмотрела техногенные катастрофы за рубежом.
Итогами физико-географическойхарактеристики района аварии Саяно-Шушенской гидроэлектростанции стали: ГЭС расположенав зоне состыковки четырех подвижных литосферных плит и в зоне сейсмической активности.Из истории построения этой плотины известно, что в момент выбора данного месторасположениябудущей ГЭС знали сейсмичность данного района и его тектонические характеристики,и все равно решили построить мощнейшее предприятие в опасном районе. Физическаяприрода местности богата лесными, почвенными и водными ресурсами. При большей катастрофена гидроэлектростанции данные богатства будут стерты потоками воды и снесены в сторонупотопа.
Для себя я сделала много выводов.
Это то, что в более развитыхстранах, где соответственно и больше техники, случаи техногенных аварий и катастрофменьше чем в малоразвитых странах, где техники не так уж и много, количество катастрофнамного больше, все из-за того, что в доиндустриальных странах немее современноеоборудование не предусматривает повышенные меры безопасности, или устаревшая техникане способна, например, выдержать землетрясение в 5 или 6 баллов. Та же ситуацияс бедными странами.
Что же касается России, тобольшой процент оборудования страны был построен в советское время [Приложение 3],а у каждого оборудования есть свой срок эксплуатации. А значит ли это что грядетэра техногенных катастроф? Какова цена вопроса? 2 трлн. $ — в эту сумму обойдетсямасштабная модернизация России.
Но, а кроме замены старогооборудования на новое. По статистике, в 80% техногенных катастрофах признают человеческийфактор. Значит что-то нужно менять в сознании людей. Если донести до каждого человекакак важно нести ответственность за технику, а значит ответственность и за жизнилюдей. Быть может если люди будут заботиться о безопасности других людей, нежелио своей выгоде и прибыли, будут создавать более усовершенствованные и более безопасныепредприятия, то и количество техногенных катастроф уменьшится в разы.
Сейчас в России вводятся новые,большей частью экспериментальные, агрегаты оборудования. И все это огромный рискне только для людей, но и для природы, а значит и всех наших ресурсов. Россия богатаприродными ресурсами, не для кого это не секрет. Но если мы будем сейчас засорятьпочву, загрязнять воды и заражать радиационными и химическими отбросами воздух,наша планета вряд ли скажет нам спасибо.
На данный момент, в идеале,каждый человек, живущий рядом с каким-либо опасным в случае катаклизма или катастрофыпредприятием или заводом, должен знать пути эвакуации и меры безопасности, а такжедействия, которые он будет совершать в случае непредвиденной ситуации. К сожалению,такое редко встречается. В реальности людей в таких случаях охватывает паника начинаетсябездействие. Поэтому, я считаю, лучше не допускать такие случаи, не рисковать жизнямилюдей и не портить драгоценную природу на нашей планете.

 
Список литературы
 
1. ХХ век. Хроника необъяснимого: От катастрофык катастрофе. – М.: АСТ Олимп, 1998.
2. Алымов В.Т. и др. Анализ техногенногориска: Учеб. пособие. – М.: Круглый год, 2000.
3. Арманд А.Д., Рукотворные катастрофы- М.,1993г.
4. Безопасность и предупреждение чрезвычайныхситуаций. Механизмы регулирования и технические средства: Каталог–справочник / Институтриска и безопасности. – М., 1997.
5. Глобальные проблемы как источник чрезвычайныхситуаций: Междунар. конф., 22-23 апр. 1998 г. – М.: УРСС, 1998.
6. Козлитин А.М., Попов А.И. Методы технико-экономическойоценки промышленной и экологической безопасности высокорисковых объектов техносферы- Саратов: СГТУ, 2000.
7. Маньяков В.Д. Безопасность обществаи человека в современном мире: Учебное пособие. — СПб.: Политехника, 2005.
8. Микрюков Ю.В. Безопасность жизнедеятельностиМ., 2006.
Интернет:
9. Саяно-Шушенская катастрофа. www.atominfo.ru
10. Проблемы атомной энергетики. www.energospace.ru

 
Приложения
 
1. Схема износа оборудованияв России за 2008 г.
2. Таблица техногенных катастрофв мире с начала XX века.
3. Схема среднего возрастаоборудования в России с 1970г по 2004г.
4. Динамика техногенных чрезвычайныхситуаций за период 1996-2006гг.
5. Карта Российской Федерациис отмеченными на ней техногенными катастрофами.
6. Измерение ССС (стандартноесоотношение смертности) детской лейкемии вблизи американских АЭС.
7. Карта мира с отмеченнымина ней техногенными авариями и катастрофами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономика Испании
Реферат Система автоматизированного анализа пространственной структуры изображений Подсистема линейной сегментации
Реферат Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания
Реферат Використання інтерфейсу Centronics для керування зовнішніми пристроями
Реферат Cambodia Essay Research Paper Since the earliest
Реферат Республика Армения
Реферат Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками
Реферат Основи податкового обліку
Реферат Креализованные рекламные тексты
Реферат Управление по центрам ответственности. SWOT-анализ
Реферат 1 Появление страхов у детей младшего школьного возраста Глава 2
Реферат Los Angeles Riots Essay Research Paper Though
Реферат Анализ финансовой устойчивости организации (на материалах Хойникского райпо Гомельского ОПС)
Реферат Рейнская операция
Реферат Органы местного самоуправления России