Реферат по предмету "Экология"


Социально-экологическое взаимодействие

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Предмет, объект и методология социальной экологии
II. Структура, теории и функциисоциальной экологии.
Социально-экологическоевзаимодействие
Заключение
Списокиспользованной литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в современномобществе наблюдается рост внимания к тем проблемам, которые традиционносоставляют предмет изучения экологической науки, и это вполне закономерноеявление. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволилираздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознаниюсистемной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточненияи дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В тоже время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природныхресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами промышленного исельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов,сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованностиобщественности в получении сведений экологического характера. И конечно же,развитие систем массовой коммуникации (печатные СМИ, радиовещание, телевидение,Internet) содействовало ростуинформированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказываемыхна нее людьми, и их действительных и возможных последствиях. Действие указанныхобстоятельств, в значительной степени обусловило повышение социального статусаэкологии и специалистов по экологии.
Кроме того, практика показывает, что,несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения,уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.
Одной из тенденций современногообразования является образование в интересах устойчивого развития, предметомкоторого является взаимосвязь экологической проблематики с экономическими исоциальными проблемами. Характерной чертой образования в интересах устойчивогоразвития является междисциплинарность. Наиболее ярко это выражается вформировании такой научной дисциплины как социальная экология.
Одной из важнейших проблем, стоящихперед исследователями на современном этапе становления социальной экологии,является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря наочевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектоввзаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное числопубликаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последниедва-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именноизучает эта отрасль научного знания, по-прежнему существуют различные мнения.
Всё это обусловливает актуальностьизучения социальной экологии.
Целью данного исследования являетсяизучение логической структуры социальной экологии, анализ функций социальнойэкологии и её особенностей.
В соответствии с поставленной цельюработа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы.

I. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДОЛОГИЯСОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
В самомтермине «социальная экология» заложена определённая двойственность, этадвойственность характерна и для самого человека: с одной стороны человек какживое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существообщественное – часть общества, социальной среды.
К какимнаукам следует отнести социальную экологию, гуманитарным или естественным,социальным или экологическим? Чего больше в социальной экологии — естественногоили общественного? Некоторые учёные, преимущественно представляющиеестественные науки (антропологи, географы, биологи) считают, что социальнаяэкология – это раздел экологии, а именно раздел экологии человека. Другие,преимущественно социологи, говорят о гуманитарной направленности социальнойэкологии, представляют её как отрасль социологии. Огромный вклад в развитиесоциальной экологии внесли философы, историки, медики.
Не прибавляетясности и первоначальная трактовка термина «Human ecology», данная РодерикомМакензи в 1924 году, определившего «Human ecology» как науку о техпространственных и временных формах человеческого бытия, которые обусловленыселективными (содействующими отбору), дистрибутивными (предопределяющимираспространение) и приспособительными силами окружающей среды. То есть речь шлао природной среде как арене жизнедеятельности социальных групп и обществ и озависящих от свойств этой арены особенностях этих социальных групп и обществ.Интересно, что данная трактовка термина «Human ecology» удивительным образомсогласуется с умозаключениями античного историка Геродота (484-425 г.г. до н.э.), связавшего процесс формирования у людей характера и установление того или иногополитического строя с действием природных факторов (климата, особенностейландшафта и др.). Как видно из данного примера история социальной экологии,оформившейся в отдельную науку в ХХ веке, своими корнями уходит в глубокуюдревность. Проблемы взаимоотношения природы и общества занимали умы учёных смомента возникновения науки. Не только Геродот, но и Гиппократ, Платон,Эратосфен, Аристотель, Фукидид, Диодор Сицилийский изучали различные аспектыэтих взаимодействий. Диодор Сицилийский первым сформулировал мысль озависимости между производительной силой труда и природными условиями. Онотмечал природные преимущества земледелия у египтян перед другими народамиСредиземноморья. Рослость и тучность индийцев (о которых он знал из рассказов)он прямо связывал с изобилием плодов, также природными факторами он объяснялособенности скифов. Эратосфен утвердил в науке такой подход к изучению Земли,при котором ее рассматривают как дом человека, и назвал эту область знаниягеографией3. Врача Гиппократа, прежде всего, волновал вопрос о воздействииприроды на каждый отдельный человеческий индивид, а не на общество. ПоэтомуГиппократ по праву считается отцом медицинской географии. Идея о преобладающемвлиянии природы на человека и общество посредством географических факторовукрепляется в науке ещё более в Средние века, а позднее, наиболее полноеразвитие она получила в трудах Монтескье (1689-1755), Генри Томас Бокля(1821-1862), Л.И. Мечникова (1838-1888), Ф. Ратцеля (1844-1904). Согласнопредставлениям этих учёных географическая среда и природные условия определяютне только общественную организацию, но и характер народа, и человеку остаётсятолько приспосабливаться к природе. Как отмечал швейцарский географ, социолог ипублицист русского происхождения Л.И. Мечников роль природной среды — научитьлюдей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речныецивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, наоснове свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этомэволюция цивилизации и Среды происходит параллельно. Английскому историку ГенриТомас Боклю принадлежит афоризм «Встарь богатейшими странами были те, природакоторых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человекнаиболее деятелен». Американский учёный Дж.Бьюс отмечает, что линия «географиячеловека – экология человека — общество» зародилась в трудах О.Конта и вдальнейшем была развита другими социологами.
Нижеприведены несколько наиболее известных определений социальной экологии ведущихучёных в данной области.
ПоЭ.В.Гирусову, социальная экология есть наука об окружающей среде,рассматриваемой в рамках теории взаимодействия общества и природы с цельювыяснить закономерности развития этих отношений и найти пути их оптимизации.
ПоН.Ф.Реймерсу, социальная экология посвящена взаимоотношениям в системе«общество-природа» на разных структурных уровнях антропосферы, от человечествадо индивида, и входит в антропологию.
Социальнаяэкология (социоэкология) – наука, сформировавшаяся в 70-80-х годах 20 века,имеющая своим предметом взаимоотношения общества и природы, ставящая цельюпривести эти отношения в состояние гармонии, опираясь на силу человеческогоразума (Ю.Г. Марков).
Социальнаяэкология – отдельная социологическая наука, предметом изучения которой являютсяспецифические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последнейкак совокупности природных и общественных факторов на человека, а также еговлияние на окружающую среду с позиции её сохранения для его жизни какестественно-общественного существа (ДанилоЖ.Маркович).
И.К.Быстрякова, Т.Н. Карякина и Е.А. Меерсон, считают, что социальную экологиюможно определить как «отраслевую социологию, предметом изучения которойявляются специфические связи между человеком и окружающей средой, влияниепоследней как совокупности природных и общественных факторов на человека, атакже его влияние на окружающую среду с позиции её сохранения для его жизни какестественно-общественного существа»[1].
Социальнаяэкология – это объединение научных отраслей, изучающих связь общественныхструктур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной исоциальной средой их обитания (Т.А. Акимова, В.В. Хаскин).
Социальнаяэкология — это наука о развитии и функционировании социальных общностей,социальных структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельностьэкологических факторов антропологического характера, приводящих ксоциально-экологической напряженности и конфликтам, а также о механизмах ихснижения или разрешения; о закономерностях социальных действий и массовогоповедения в условиях социально-экологической напряженности или конфликта нафоне проявления экологического кризиса (Сосунова И. А.).
Социальнаяэкология – это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретическиобобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и егожизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества сцелью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека какприродного и общественного существа (А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин).
В.А.Лось определяет социальную экологию как науку, ориентированную на выявлениеосновных закономерностей и форм взаимодействия человека со средой его обитания,изучение многообразных связей и изменений, происходящих в биосфере, подвоздействием производственно-хозяйственной и социокультурной деятельностиобщества.
Проведённый анализистории развития социоэкологических знаний и анализ определений социальнойэкологии свидетельствует о том, что понятие «социальная экология»эволюционирует. И, несмотря на глубокие корни, социальная экология являетсямолодой наукой: как и в других молодых науках, у социальной экологии нетединого определения предмета научного исследования[2].
Объектом социальной экологии как интегративной наукивыступаютмногообразные связи системы «общество — природа», которая в болееконкретной форме предстает как система «общество — человек — техника — природная среда».
Предмет социальной экологии — законы развития системы «общество-природа» и вытекающие из них принципы и методы оптимизации и гармонизацииотношений человека с природой. Первая часть предмета представляет гносеологическую егосторону и связана с познанием законов, которые по уровню общности нижефилософских, но выше законов специальных и комплексных наук. Вторая сторонапредмета отражает практическую направленность социальной экологии и связана сизучением и формулировкой принципов и методов оптимизации и гармонизацииотношений человека с природой, сохранения и повышения качества природной средычеловека и прежде всего ее ядра — биосферы. Предметом социальной экологииявляются закономерности возникновения, становления и развития ноосферы.
Самоопределение и идентификация любой науки связаны с определением их специфическихпредмета и методов. Сложность определения специфических методов социальнойэкологии (как, впрочем, и предмета) связана с рядом обстоятельств: молодостьюсоциальной экологии как науки — это одна из самых молодых наук; спецификойсамого предмета социальной экологии, имеющего сложную природу и включающего всебя биотические, абиотические, социокультурные и технические явления;интегративным характером науки, связанным с необходимостью междисциплинарногосинтеза экологических знаний и обеспечением связи науки с практикой;представленностью в рамках социальной экологии не только дескриптивного, но инормативного знания.
Социальная экология широко использует такие общенаучные методы какнаблюдение, сравнение, обобщение, классификация, идеализация, индукция идедукция, анализ и синтез; методы причинного, структурного и функциональногообъяснения; методы единства исторического и логического, восхождение отабстрактного к конкретному, моделирование и др.
Поскольку социальная экология относится к интегративным наукам, в нейнаходят применение методы социологического анализа, математико-статистическиеметоды, позитивные и интерпретативные методы научного познания.
К числу основополагающих методов социальной экологии ряд авторов (В.Д. Комаров, Д.Ж.Маркович) относит методы системного и комплексного подходов, системногоанализа, моделирования и прогнозирования, связывая их с системнымхарактером биосферы и социоприродного взаимодействия, интегративным характеромсамой науки, необходимостью системных действий всего человечества в природе ипредотвращения их негативных последствий.
/>К числу прикладных методов социальной экологии относятметоды создания геоинформационных систем, регистрации и оценки состояния среды,паспортизации и стандартизации, комплексного эколого-экономического анализа иэкологической диагностики, инженерно-экологических изысканий, оценки влияниятехногенных загрязнений, экологического наблюдения и контроля (мониторинга,экспертизы), экологического проектирования.

II. СТРУКТУРА, ТЕОРИИ И ФУНКЦИИСОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
 
Социальная экология как наука является закономерным продуктом развитияестественно-исторического континуума человеческого бытия. В ней />специфическимобразом выражается стремление современного общества к изменению отношений сокружающей средой посредством систематизации и синтеза отраслевых имеждисциплинарных экологических исследований на единой концептуальной иметодологической основе. Социальная экология выступает в роли основного научно- теоретического и организационно-научного средства интеграции экологическихзнаний, порожденного потребностями и закономерностями развития социоприроднойсистемы. Ей принадлежит одно из центральных мест в формировании рациональныхоснований развития цивилизации в условиях глобального экологического кризиса.
Как и всякая наука, социальная экология обладает определенной логическойструктурой, в рамках которой можно выделить следующие основные элементы[3].
1. Социально — экологические факты — разнообразные фиксируемые вопределенном порядке явления, события, процессы в системе социоприродноговзаимодействия (использование ресурсов, загрязнение среды, разрушение природныхкомплексов и т.д.).
2. Первичные допущения, постулаты, мировоззренческие представления,правила логических выводов и доказательств, классификации.
3. Социально-экологические категории и понятия, отражающие связи междусоциально — экологическими явлениями. Исходным понятием социальной экологииявляется понятие «окружающая среда», а центральным ее понятием,выражающим главную идею — «ноосфера».
4. Законы социальной экологии, выражающие устойчивые существенные связи всистеме «общество — природа».
5. Теории, как высшая и самая развитая форма организации научного знания,дающая представление о существенных связях определенной областидействительности. Отдельные теории зачастую синтезируются посредством />основополагающей идеи в единую многоуровневую теоретическуюконструкцию, которая дает целостное представление о закономерностяхфункционирования и развития объекта данной теории, обосновывает и программируетпрактическую деятельность человека.
К основным теориям социальнойэкологии можно отнести следующие.
Учение об объективной реальности, ее основных формах, диалектике ихвзаимосвязи и месте человека и общества в системе объективной реальности,представляющее философско-методологическое основание синтеза экологическихзнаний.
Теория взаимодействия общества и природы, представляющая в своей подавляющейчасти социально — философский и социологический уровень. Теория окружающейсреды человека, раскрывающей содержание исходных понятий экологии человека.
Теория биосферы как ядра естественной среды обитания человечества.
Теория ноосферы, представляющая будущее биосферы и раскрывающая содержаниецентральной категории, основную идею социальной экологии и регулятивный принципсинтеза экологических знаний.
Теория общественного производства как всеобщей формы связи человека сприродой;
Теория НТР и ее социально-экологических последствий;
Теория экологического кризиса;
Теория экологизации производства как решающего средства оптимизации игармонизации отношений человека с природой.
Теория управления природопользованием и качеством природнойсреды, включающаяполитические, организационные, экономические и правовые аспекты этогоуправления.
Теория экологической культуры.
/>К функциямсоциальной экологии относятся[4]:
·   познавательная,включающая в себя такие подфункции как описание, объяснение, диагностику ипрогностику;
·   интегративнаяфункция, связанная с междисциплинарным синтезом экологических знаний иинтеграцией их с практикой;
·   образовательная,связанная с овладением знаниями и навыками;
·   практически-преобразующая,в которую входят проективно-конструктивная, внедренческая,критериально-оценочная, экспертная и коррекционная.
·   экологическая,связанная с выработкой экологических императивов практической деятельности.Данная функция лишь при поверхностном взгляде антагонистичнапроизводственно-экономической. В принципе же она направлена на сохранение ивоспроизводство фундаментальных условий всякого производства.
Л. В. Максимова выделяет два основныхаспекта при изучении отношений человека с окружающей средой. Во-первых,изучается вся совокупность воздействий, оказываемых на человека средой иразличными средовыми факторами.
В современных антропоэкологии исоциальной экологии факторы окружающей среды, к воздействию которых человеквынужден приспосабливаться, принято обозначать термином адаптивные факторы.Эти факторы обычно подразделяют на три большие группы — биотических,абиотических и антропогенных факторов среды. Биотические факторы - этопрямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяющихсреду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов). Абиотическиефакторы - факторы неорганической природы (свет, температура, влажность,давление, физические поля — гравитационное, электромагнитное, ионизирующая ипроникающая радиация и пр.). Особую группу составляют антропогенныефакторы, порожденные деятельностью самого человека, человеческого сообщества(загрязнение атмосферы и гидросферы, вспашка полей, вырубка лесов, заменаприродных комплексов искусственными сооружениями и др.).
Вторым аспектом исследованиявзаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человекак окружающей среде и ее изменениям[5].
Понятие адаптация человекавыступает одним из фундаментальных понятий современной социальной экологии,отражая процесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями.Первоначально появившись в рамках физиологии, термин «адаптация» скоро проник вдругие области знания и стал применяться для описания широкого круга явлений ипроцессов в естественных, технических и гуманитарных науках, положив началоформированию обширной группы понятий и терминов, отражающих различные стороны исвойства процессов приспособления человека к условиям окружающей его среды иего результат.
Термин «адаптация человека»используется не только для обозначения процесса приспособления, но и также дляосмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, — приспособленностик условиям существования. Л.В.Максимова считает впрочем, что в этом случаеболее уместно говорить об адаптированности.
Однако даже при условии однозначноготолкования понятия адаптации ощущается его недостаточность для описанияобозначаемого им процесса. Это находит отражение в появлении таких уточняющихпонятий, как деадаптация и реадаптация, характеризующихнаправленность процесса (деадаптация — постепенная утрата адаптивных свойств и,как следствие, снижение приспособленности; реадаптация — обратный процесс), итермина дизадаптация (расстройство приспособления организма кизменяющимся условиям существования), отражающего характер (качество) этогопроцесса.
Говоря о разновидностях адаптации,выделяют адаптацию генетическую, генотипическую, фенотипическую,климатическую, социальную и др. Так, адаптация генотипическая — этогенетически детерминированный процесс, развивающийся в ходе эволюционногоразвития, а адаптация фенотипическая — процесс, развивающийся в ходеиндивидуальной жизни, выделяющийся по механизмам осуществления и длительностисуществования. Климатическая адаптация — это процесс приспособления человека кклиматическим условиям среды. Его синонимом выступает термин акклиматизация.
Способы адаптации человека (общества)к изменяющимся условиям существования обозначаются в антропоэкологической исоциально-экологической литературе как адаптивные стратегии. Различныепредставители растительного и животного царства (в том числе и человек)наиболее часто используют пассивную стратегию приспособления кизменениям условий существования. Речь идет о реакции на воздействия адаптивныхфакторов среды, заключающейся в морфофизиологических преобразованиях ворганизме, направленных на сохранение постоянства его внутренней среды.
Одним из ключевых отличий человека отдругих представителей животного царства является то, что он значительно чаще иуспешнее применяет разнообразные активные приспособительные стратегии,такие, например, как стратегии избегания и провоцирования действия тех или иныхадаптивных факторов. Однако наиболее развитой формой активной адаптивной стратегииявляется характерный для людей хозяйственно-культурный тип приспособления кусловиям существования, в основе которого лежит осуществляемая имипредметно-преобразующая деятельность.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ныне, может быть, как еще никогда ранее, мы начинаем не только пониматьумом но и остро переживать отмеченную еще В.И. Вернадским особенность нашейисторической эпохи как переломной, переходной, судьбоносной для мировойцивилизации и жизни на Земле.
Впервые возникло и до предела обострилось противоречие междубезграничными возможностями развития предметно-практической деятельности людей,достигшей планетарно-космических масштабов и возможностями биосферы обеспечитьэто развитие. Это чреватое экологической катастрофой противоречие междучеловеком и биосферой, изменяющее реальную диалектику естественного иискусственного, субъективного и объективного в ней и составляющее сущностьсовременного глобального социально-экологического кризиса, ставит человечествоперед необходимостью радикального изменения отношения человека к природе (да имироотношения в целом) и экологической культуры на основе разработкирациональных оснований эффективной деятельности человека в природе и овладенияими.
Причины антропогенных кризисов, к которым можно отнести и современнуюэкологическую ситуацию, коренятся в сознании, ценностных ориенациях иустановках людей. Поэтому пытаться решать современные экологические проблемысразу и только в сфере непосредственных контактов с природой, безпредварительной перестройки деятельности в идеальном плане неэффективно иопасно.
Знания, ценностные ориентации, навыки не наследуются генетически, авырабатываются людьми в результате их совместной деятельности и />передаютсяиз поколения в поколение в процессе образования, которое «являетсясвязующим звеном» между теорий и практикой, прошлым и будущим. Социальнаяэкология является закономерным этапом развития современного экологическогознания, своеобразным интеллектуальным ответом на «вызов истории». Онапризвана быть концептуально- теоретическим и научно-организационным ядромсовременного экологического знания, существенным условием рационализации,гармонизации отношений человека с природой, обеспечения их коэволюционногоразвития.
Свидетельством достижения социальной экологией определенной стадии зрелостикак научной дисциплины является процесс технологизации ее знаний черезобразовательный процесс. Социальная экология как учебная дисциплина,предусмотренная в качестве обязательной для целого ряда специальностейестественного, технического, социального и гуманитарного профиля, призванавооружить будущего специалиста знаниями закономерностей развития системы«общество-природа» и вытекающими из этих закономерностей принципами итехнологиями оптимизации отношений между обществом и природой. В различныхучебных пособиях по социальной экологии, активно предпринимаются попыткипостроения оптимальной модели курса с учетом особенностей той или инойспециальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Т.Д., Хаскин В.В. Экология: Учеб.для вузов. — М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 2006
2. Быстряков И.К., Меерсон Е.А., КарякинаТ.Н. Социальная экология: Курс лекций. / под общ. Ред. Е.А. Меерсон. Волгоград.Изд-во ВолГУ, 1999.
3. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., НовоселовА.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учеб. для вузов /Под ред. В. Гирусова. — М: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России:Учебник. – 3-е изд., перераб. –М.: Юрайт-Издат, 2006.
5. Карякина Т.Н. и др. Социальная экология:учебю-метод. Пособие / сост. Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. ВолГУ.Фак. Философии и социальных технологий. Каф. Социальной работы и медицины.Волгоград. Изд-во ВолГУ, 2005.
6. Лось В.А. Экология: учебник / В.А. Лось.– М.: Издательство «Экзамен», 2006.
7. Максимова Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии //Эволюционная и историческая антропоэкология. — М., 1994. — С. 77-88.
8. Мягков С.М. Социальная экология:этнокультурные основы устойчивогоразвития. М.: НИиПИ экологии города, 2001.
9. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология.Учебное пособие. – М.: «Издательский дом Дашков и К», 2004. – 579 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.