Реферат по предмету "Экология"


Программа рационального использования минеральных ресурсов. Федеральный закон о ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 30.12.95 №224

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ
Кафедра «Электротехникии электроники»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине«Природопользование»
Тема: «Программарационального использования минеральных ресурсов. Федеральный закон о ставкахотчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 30.12.95 №224»
Выполнила: студентка
Группы 4249в
№ зач.книжки 4070962
Польская Е.В.
Проверила:
ст.препод.
Муратова З.М.
НабережныеЧелны 2009

Содержание
1. Программарационального использования минеральных ресурсов
1.1 Рациональное использованиеминерально-сырьевой базы республики Татарстан
2.Федеральный закон о ставках отчислений навоспроизводство минерально-сырьевой базы от30.12.95 №224
Списокиспользованной литературы
/>1. Программа рациональногоиспользования минеральных ресурсов
Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд тоннминеральных ресурсов, включая топливные, из которых 90 млрд тонн превращается вотходы. Поэтому ресурсосбережение и снижение уровня загрязнения окружающейсреды – две стороны одной медали. Например, при производстве 1 тонны медиостается 110 тонн отходов, изготовление одного золотого обручального кольца –1,5 — 3 тонны отходов и т.д. Если в начале XX века в хозяйстве человека использовалось 20 химическихэлементов таблицы Менделеева, то сейчас – более 90. За последние 40 летглобальное потребление минеральных ресурсов возросло в 25 раз, а отходовпроизводства в 10-100 раз больше.
Металл №1 дляпромышленности – железо. Запасы руд с высоким содержанием железа постепенноисчерпываются, а потребность человечества в железе за вторую половину XX века увеличилась в десятки раз.Появились новые технологии, позволяющие извлекать этот металл из бедных руд.
Другой важный металл –медь. Если в начале столетия для переработки использовались руда, в которыхсодержание меди было не менее 3%, то сегодня – даже 0,5% этого металла. Медьнужна электропромышленности и автомобилестроению, поэтому в течение столетияпроизводство меди возросло в 22 раза, а количество отходов не меньше чем в 50раз.
США экологи называютматериальным чудовищем. В течение жизни на одного американца расходуется 15тонн железа и чугуна, 1,5 тонн алюминия, 700 кг меди, 12 тонн глины, 13 тонн поверенной соли, 500 тонн стройматериалов, в том числе 100 м3 древесины. В Японии на одного жителя приходится 50 тонн минерального сырья. Есливсе страны начнут потреблять столько же ресурсов, сколько США, то человечествупотребовалась бы площадь, равная 3 площадям Земли. Запасы минерального сырья напланете ограничены и быстро истощаются. Разные виды ресурсов могут бытьисчерпаны в ближайшие 30-50 лет. Возможно, в ближайшие 20-30 лет будутисчерпаны запасы свинцовых и цинковых руд, олова, золота, серебра, платины, асбеста,а затем прекратится добыча никеля, кобальта, алюминия и других. Запасыфосфорного сырья истощаются на глазах. Достаточно скоро цены на фосфорныеудобрения, производимые из наземного сырья, резко повысятся. А затем фосфорпридется поднимать с морских глубин, который попадает туда из горных пород,через поля, на которые они выносятся как удобрение, затем с бытовыми стоками вморе. И этот «золотой» фосфор будет использоваться в сельскомхозяйстве.
Во времена существованияСССР считалось, что наша страна самая богатая всеми видами природных ресурсов.В 2 раза снижалась добыча апатитов. После распада страны РФ лишиласьместорождений хрома и марганца, без которых нельзя производить высококачественнуюсталь.
Как остановить илизамедлить этот процесс истощения ресурсов? Единственная возможность –смоделировать в промышленности биосферный круговорот веществ. Нужно чтобыполезные элементы, содержащиеся в сырье, не попадали на свалки, а многократноиспользовались. В этом случае отходы производства и потребления – это уже неотходы, а вторичные материальные ресурсы. Дмитрий Иванович Менделеев говорил: «Вхимии нет отходов, а есть лишь неиспользованное сырье».
Некоторые ученые считают,что можно сократить потребление первичных ресурсов примерно в 10 раз, чтопозволит перейти к устойчивому развитию экономики на основе новыхнаучно-технических разработок. Есть ли положительные примеры в этой области?Да. Правительства Дании, Германии, Австрии включили в свой экологический планрадикальное сокращение расходов первичных ресурсов (о 90% снижении расходовпервичных ресурсов заявила Австрия).
Правила ресурсосбережениянеобходимо соблюдать при добыче строительных материалов. Известно, чтоодносторонний спонтанный производитель берет от месторождения только то, чтоему нужно, без комплексного подхода; разрабатывает месторождение в местах, гдеему выгодно. Такой способ действий недопустим с позиции рациональногоприродопользования и охраны окружающей среды. Он наносит непоправимый ущербестественным природным ландшафтам, их целостности и устойчивости.
Надо отметить, чтоужесточение лицензионных обязательств не спасает положения. Необходимпостоянный и строгий контроль лицензионных соглашений, соблюдения режимаэксплуатации месторождений, организации и ведения мониторинга силамиразработчика, производства рекультивации реабилитации ландшафта.
Резервами в экономииминеральных ресурсов являются более полное использование вторичного сырья ипобочной энергии, замена дефицитных металлов менее редкими материалами. Так,современная металлургическая промышленность может работать на 40% и более навторичном сырье. Горячая вода, полученная как побочный продукт в системахоборотного водоснабжения промышленных предприятий, может использоваться дляобогреваний зданий. В то же время почти одна треть тепла, котороевырабатывается при сжигании топлива на предприятиях цементной промышленности, вмартеновском производстве, рассеивается в окружающей среде вместе с отходящимигазами. Подсчитано, что почти 70-80% потребностей народного хозяйства вэнергии, топливе, сырье и материалах могут быть удовлетворены за счет экономии.В частности, 20-25% металла, заключенного в изделиях, выбрасываемых на свалку,может быть использовано и снова вовлечено в оборот при незначительных затратах,а еще 40-45% — при специальной обработке.
Еще одним резервомсбережения и соответственно охраны недр является применение искусственныхзаменителей дефицитного минерального сырья. Металл может быть с успехом заменепластмассами, деревом и даже камнем. В недалеком прошлом трудно былопредставить чайник из тефлона, а телевизор – без электронных ламп накаливания. Судяпо темпам производства пластмасс, полимеры в скором времени превзойдут металлы.
Минеральное топливо можетбыть заменено геотермальной энергией, выделяемой из термальных подземных вод.
Таким образом,основополагающими принципами рационального использования и охраны недр служатвозможное ослабление ущерба от разведки и разработки минеральных ресурсов,рациональная эксплуатация и бережное использование минерального сырья, а поокончании работ – рекультивация ландшафтов. Во многих развитых странах за основурациональной эксплуатации недр принимаются конъюнктурные экономическиеинтересы.
Правовой основой охраны ирационального использования недр России служат государственные законы,правительственные постановления, ведомственные нормативно-правовые акты, определяющиепорядок и характер проведения горно-геологических работ, эксплуатацииместорождений полезных ископаемых, рекультивации и реабилитацииприродно-территориальных комплексов.
Важное значение длябережного использования и охраны недр имеют международные договоры и соглашениянашей страны с другими странами, соответствие российских правоохранительныхтребований международным.
Международная правоваяохрана недр действует сейчас на следующих принципах: недра имеютвсегосударственные границы, они являются общим достоянием человечества. Должнысоблюдаться свобода исследований и меры по сохранению недр и их компонентов,запрещается национальное присвоение недр и их компонентов. Отдается приоритетмеждународному сотрудничеству и выполнению международных соглашений (конвенций)и обязательств, соблюдению международной ответственности всех государств засохранение недр.
Юридической основойохраны и рационального использования недр является природоохранноезаконодательство. Оно представляет собой совокупность нормативно-правовыхактов, определяющих порядок и условия охраны и использования недр, деятельностьгосударственных и общественных организаций, права и обязанности недропользователейи их ответственность за охрану недр.
Основные законодательныеи нормативные акты России, регламентирующие охрану недр, приведены в табл.1.
Таблица 1 Основные законодательныеи нормативные акты, регламентирующие охрану недр РоссииНаименование документа Дата утверждения 1. Закон Российской Федерации «О недрах» Принят съездом народных депутатов РФ 21 февраля 1992 г. Изменения и дополнения приняты Государственной Думой 8 февраля 1995 г. 2. Положение о порядке лицензирования пользования недрами Утверждено постановлением Верховного Совета РФ №3314-1 от 15 июля 1992г. 3. Инструкция по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории «лечебных» Утверждена приказом Роскомнедр №70 от 28 апреля 1994 г. Зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 26 мая 1994 г. (рег.№583) 4. Закон Российской Федерации «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» Принят Государственной Думой 8 декабря 1995г. Утвержден президентом РФ 30 декабря 1995г. 5. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений Утвержден постановлением Правительства РФ №597 от 17 мая 1996г. 6 Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» Принят Верховным Советом РФ 19 декабря 1991г. Утвержден Президентом РФ 19 декабря 1991г. 7 Инструкция о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами Принята Минфином РФ, Госналогслужбой и Госгортехнадзором 4 февраля 1993г. (рег.№229) 8 Положение об органах Государственного геологического контроля в российской Федерации Утверждено постановлением Правительства РФ №899 от 9 сентября 1993г. 9 Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета РФ по геологии и использованию недр Утверждено приказом Роскомнедр №41 от 3 марта 1994г. 10 Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре в России Утверждено Указом Президента РФ №234 от 18 февраля 1993г. 11 Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых Утверждено приказом Роскомнедр №41 от 3 марта 1994г. 12 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр Утверждено постановлением Правительства РФ №775 от 31 июня 1995г.
Естественно, чтоэффективность этих законодательных актов полностью зависит от контроля за ихвыполнением.
В целях правовогообеспечения рационального использования минеральных ресурсов углеводородногосырья путем повышения методов увеличения нефтеконденсата и газоотдачи, воспроизводстваминерально-сырьевой базы и формирования на этой основе устойчивого топливногобаланса страны Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды иКомиссия СФ по естественным монополиям подготовили ряд рекомендаций дляПравительства России и Федерального Собрания РФ.
В числе основныхпредложений – разработка совместно с представителями субъектов РФ, натерритории которых осуществляется разведка и добыча ресурсов углеводородногосырья, и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов овнесении изменений в Закон РФ «О недрах» и другие федеральные законы.Эти изменения должны будут предусматривать ответственность органовгосударственной власти за состояние и развитие минерально-сырьевой базы в целяхбезусловного обеспечения топливного баланса страны. Также в проектахфедеральных законов необходимо будет предусмотреть оптимальное распределениеполномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами властисубъектов Федерации в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы ирационального использования минеральных ресурсов.
Для стимулированияприменения методов повышения нефте-, конденсато- и газоотдачи рекомендованопредусмотреть налоговые льготы, а также дифференцировать ставки налога надобычу полезных ископаемых в зависимости от стадии освоения месторождения,природного качества минерального сырья, горно-геологических иэкономико-географических условий разработки.
Кроме того, предложеноускорить разработку и реализацию программы перехода на единую государственнуюклассификацию запасов и ресурсов углеводородов России, принятую с учетомдействующей Международной рамочной классификации ООН энергетических и минеральныхресурсов.
По мнению комитета икомиссии Совета Федерации, проекты федеральных законов, предусматривающиесовершенствование законодательства о рациональном использовании недр,необходимо рассматривать в качестве приоритетных.
Эти рекомендации быливыработаны после подведения в январе Комитетом СФ по природным ресурсам иохране окружающей среды и Комиссией СФ по естественным монополиям выездногозаседания «Правовое обеспечение повышения нефтеотдачи и воспроизводстваминерально-сырьевой базы» в Ханты-Мансийске.
Участники этого заседаниявыразили обеспокоенность тем, что в течение последних 15 лет приростизвлекаемых запасов нефти за счет геолого-разведочных работ существенно отстаетот ее добычи и списания запасов. Вследствие этого потери извлекаемых запасовуже превысили 4 млрд. тонн, что означает потерю потенциала добычи нефти вобъеме 200–240 млн. тонн в год. Кроме того, темпы сокращения запасов во временивозрастают в связи с тем, что объем геолого-разведочных работ недостаточен,чтобы обеспечить прирост запасов для компенсации добычи. Несмотря на это,годовые объемы добычи нефти в последние семь лет увеличились более чем в 1,5 раза(на 180 млн. тонн).
Обращено внимание на то,что именно величина проектной нефтеотдачи характеризует эффективностьприменяемых способов разработки месторождений и потому является основнымпоказателем рационального использования сырьевой базы нефтедобычи. В последниеже 10 лет средняя проектная нефтеотдача вводимых в разработку месторождений непревышала 30 процентов, что является одним из самых низких показателей в мире.В недрах остается более 70 процентов запасов.
В первую очередь такаяситуация стала возможной из-за того, что в федеральном законодательствепрактически не отражены требования к рациональному и полному использованиюресурсов нефти и газа, учету и объективной оценке их запасов, реальногопотенциала извлечения с применением достижений научно-технического прогресса.
По мнению сенаторов,главной причиной снижения нефтеотдачи является именно отсутствие действеннойгосударственной системы управления рациональной разработкой нефтяныхместорождений. Такая система будет способна эффективно противостоять ухудшениюструктуры запасов за счет применения и развития современных методов увеличениянефтеотдачи (тепловых, газовых, химических, микробиологических) на основегармонизации экономических интересов государства – хозяина недр инедропользователей, что подтверждается мировым и отечественным опытом. Крометого, в законодательстве и других нормативно-правовых актах отсутствуютэкономические и правовые стимулы, необходимые для кратного увеличенияинвестиций в геологическое изучение недр.
Принятые в странахСодружества национальные кодексы о недрах определяют основные требования порациональному использованию и охране недр:
— соблюдениеустановленного законодательством страны порядка предоставления недр впользование и недопущение самовольного пользования недрами;
— полное и комплексноегеологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезныхископаемых;
— недопущение порчиразрабатываемых и перспективных месторождений полезных ископаемых в результатепользования недрами, а также запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах;
— обеспечение наиболееполного извлечения из запасов минеральных ресурсов основных и совместно с нимизалегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
— рациональноеиспользование вскрышных пород;
— охрана месторожденийполезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других бедствий,снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых.
Охрана недр ирациональное использование минеральных ресурсов непосредственно связаны сперспективами развития добывающих отраслей, геологоразведочных работ,проведением природоохранных мероприятий в целом по стране. Производственные программы(бизнес-планы) предприятий добывающей промышленности и геологоразведочныхработ, с одной стороны, и планы охраны окружающей среды – с другой, должныразрабатываться в едином блоке. Однако добыче и потреблению минеральныхресурсов предшествуют геологоразведочные работы. Именно на стадии поиска иразведки полезных ископаемых выявляются наиболее рациональные пути их использования.
Проведение единой,согласованной межгосударственной стратегии развития минерально-сырьевой базыпозволит странам СНГ решить многие проблемы и в сфере охраны недр,рационального использования минеральных ресурсов. С этой целью в 1997 г. были подписаны Горная хартия СНГ и Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки ииспользования минерально-сырьевых ресурсов. Это соглашение дало возможностьсоздать правовую базу взаимодействия в новых экономических условиях. Онопредусматривает:
— поэтапное сближение игармонизацию законодательных и иных национальных нормативно-правовых актов;
— совершенствованиеправовой базы хозяйственного сотрудничества;
-геологическое изучениенедр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— рост эффективностипроизводства, транспортировки и использования полезных ископаемых и продуктових переработки при условии одновременного повышения уровня безопасности исведения к минимуму проблем загрязнения окружающей среды;
— разработку новыхмеханизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти иуправления, а также субъектов хозяйственной деятельности.
Функционированиеминерально-сырьевой базы сопряжено с рядом особенностей, которые требуютразработки специфических подходов и решений. К их числу относятся:невозобновляемость извлекаемых минерально-сырьевых ресурсов, безвозвратностьдопущенных эксплуатационных потерь при добыче; непрерывное выбытиепроизводственных мощностей по добыче и необходимость постоянного инвестированиякапитала в их воспроизводство; особо сложные и опасные условия труда приподземной добыче полезных ископаемых и использовании иных ресурсов недр;негативное воздействие горного производства на окружающую среду. Длякоординации взаимодействия государств СНГ был создан Межправительственный советпо разведке, использованию и охране недр (1997). Совет определяет приоритетныенаправления сотрудничества, координацию и проведение согласованной политикигосударств, включая:
— формы развития рынкаминерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки с учетом новых правовыхи экономических условий;
— организацию разработкии реализации совместных программ и работ в области геологического изучениянедр, воспроизводства и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;
— выявление приоритетныхнаправлений научных исследований, перспективных проектных иопытно-конструкторских разработок, координацию указанных исследований и разработок.
Перспективные прогнозы ипланы геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы странСодружества включают разработку экологобезопасных и экономически эффективныхтехнологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышениякоэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях.Развитие научно-технического сотрудничества обеспечивает вовлечение в эксплуатациюновых месторождений полезных ископаемых и в итоге достигается расширение минерально-сырьевойбазы государств СНГ.1.1 Рациональное использование минерально-сырьевой базыреспублики Татарстан
Республика Татарстанотносится к числу важнейших минерально — сырьевых регионов РоссийскойФедерации.
По-прежнему ведущимполезным ископаемым для республики является нефть, на сырьевой базе которойсозданы и функционируют мощные нефтедобывающий и нефтехимический комплексы, атакже формируется современное нефтеперерабатывающее производство. По уровнюдобычи нефти республика устойчиво занимает второе место среди субъектовРоссийской Федерации, уступая лишь Ханты-Мансийскому автономному округу.Состояние промышленных запасов нефти в республике можно охарактеризовать какблагополучное. Обеспеченность запасами нефти промышленных категорий при современномуровне добычи составляет около 30 лет. Вместе с тем, сырьевая база добывающихкомпаний значительно истощена и требуется ее выполнение за счет открытия новыхместорождений и ввода их в разработку.
В 2005 г.платежи по налогу на добычу полезных ископаемых на территории республики составили 55 млрд.руб.,из которых 52,25 млрд.руб. мобилизовано в федеральный бюджет и 2,75 млрд.руб. –в бюджет Республики Татарстан. По сравнению с 2004г. поступления в бюджетнуюсистему страны увеличились почти в два раза.
Геологоразведочныеработы, как один из базовых элементов минерально-сырьевого комплекса,обеспечивающих воспроизводство отрабатываемой минерально-сырьевой базы,осуществляются с помощью ежегодных целевых программ, финансируемых за счет федеральногобюджета, бюджета Республики Татарстан и собственных средств недропользователей.В 2005 г. на финансирование всех программных мероприятий затрачено 1802,5млн.руб., в т.ч. из федерального бюджета – 199 млн.руб., бюджета Республики Татарстан– 100 млн.руб., собственных средств нефтяных компаний – 1490,7 млн.руб.,средств предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые –12,8 млн.руб. В 2004 г. на финансирование геологоразведочных работ из всехисточников было направлено 1354,0 млн.руб.
В результатереорганизаций в Республике Татарстан сложилась геологическая служба, решающаявесь комплекс вопросов, включая комплексное геологическое её изучение,воспроизводство минерально-сырьевой базы, лицензирование пользования недрами,регулирование и контроль за недропользованием, а также сбор, обработку ихранение геологической и иной информации о недрах.
В последние годыдальнейшее успешное развитие минерально-сырьевого комплекса является предметомозабоченности руководства республики. Ситуация усугубилась тем, что к проблемамвоспроизводства минерально-сырьевой базы, добавились проблемы реорганизациисистемы управления недрами, а именно:
— отменены отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы;
— введение единого налогана добычу полезных ископаемых;
— новое разграничениемежду федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации по распоряжению государственным фондомнедр.
Следствиями этих новыхподходов, изменивших концепцию недропользования, явились:
— резкое сокращениебюджетных ассигнований на геологоразведочные работы;
— отсутствие надежныхмотиваций для разработки низкорентабельных запасов, малодебитных и обводненныхскважин;
— частичное отстранениереспубликанских органов власти и управления от участия в геологическом изучениисвоей территории, контроле и надзоре за рациональным и безопасным пользованиемвсеми участками недр.
В этих условияхпервоочередными задачами государственной геологической службы являются:
1) координация действийпо эффективному использованию созданной минерально-сырьевой базы и дальнейшемуёё воспроизводству, включая:
— планированиегеологоразведочных работ на территории нераспределенного фонда недр за счетфедерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и собственных средствнедропользователей;
— ведение мониторингагеологического изучения недр и ресурсной базы углеводородного сырья и твердыхнерудных полезных ископаемых;
— контроль выполнениянедропользователями условий лицензий по добыче, приросту запасов минеральногосырья, объемам разведочного и эксплуатационного бурения и проектов разработкиместорождений;
2) реализация «Программыразвития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до2020 года»;
3) совершенствованиесистемы управления государственным фондом недр, законодательства инормативно-методических актов в сфере недропользования;
4) своевременное ирегулярное финансирование геологических исследований, проводящихся в интересахреспублики и улучшения ее социально-экономических условий.
/>2. Федеральный закон о ставкахотчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 30.12.95 №224
О СТАВКАХ ОТЧИСЛЕНИЙ
НА ВОСПРОИЗВОДСТВО
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ РФ
30 декабря 1995 г.
N 224-ФЗ
(РГ 96-11)
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 1995 года
Статья 1.
В соответствии с частью третьей статьи 44 Закона Российской Федерации «О недрах» установить следующие ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых:
 
/>
 
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года.
Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
 
/>/>Списокиспользованной литературы
1.      Государственныйдоклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды республикиТатарстан в 2005 году.-М.: Казань – 2006г. Министерство экологии и природныхресурсов Республики Татарстан.
2.      Емельянов А.Г.Основы природопользования: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ А.Г.Емельянов.- 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 304с.
3.      КонстантиновВ.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб.пособие длястуд.учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия»;Мастерство, 2001. – 208с.
4.      О недрах: ЗаконРФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. №10.
5.      Основы именеджмент промышленной экологии: Учебное пособие. Под ред.проф.Мухутдинова.Казань: Магариф,1998.-380с.
6.      О.С. Шилова.,Н.К. Соколовский «Экономика природопользования»: Учеб.пособие.М.:ИНФРА-М,2005. – 377с.
7.      Программа «Энергоресурсоэффективностьв республике Татарстан на 2006 – 2010 годы», утвержденная ЗакономРеспублики Татарстан от 23.03.2006 №24-ЗРТ.
8.      www.rosnedra.com.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ЖД станции и узлы
Реферат по прикладной математике
Реферат Барбадос 2
Реферат Философско-эстетические следствия научной революции и проблема художественной целостности литературы
Реферат Методы и формы террористической деятельности
Реферат «Наша забота о ветеранах»
Реферат Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки
Реферат «Основные темы и идеи лирики Ф. И. Тютчева»
Реферат Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии
Реферат Civil War Synopsis
Реферат Теоретическая и практическая деятельность в области архивного дела
Реферат С чего начать и как преуспеть в MLM, Варваринская Людмила
Реферат Соціальна реклама та інформування з проблеми ВІЛСНІД в Україні
Реферат Милетская школа- философское учение древней Греции
Реферат Nothing Essay Research Paper In 1717 Bishop