Реферат по предмету "Экология"


Охрана атмосферного воздуха в Республике Казахстан

Оглавление
Введение                                                                                                           3
Глава 1. Основные направления охраны атмосферного воздуха вРК                  5
1.1.Принципы охраны атмосферного воздуха                                                       5
1.2. Организациядеятельности по охране атмосферного воздуха                        11
Глава2. Государственный учет и контроль за охраной
атмосферного воздуха вРК                                                                            13
2.1.Государственный учет источников вредных воздействий
на атмосферный воздух                                                                                   13
2.2.Контроль в области охраны атмосферного воздуха                              14
Глава 3.Основные пути решения проблемы загрязнения атмосферы                   20
Заключение                                                                                                       27
Списоклитературы                                                                                          29

Введение
Экологическое состояниепланеты стало глобальной проблемой мирового масштаба в 21-ом веке, которуюпытаются решить ученые многих стран мира.
     Состояние природывокруг должно заставить нас задать себе вопрос: ”А будут ли наши дети жить наголубой планете Земле?”
Внастоящее время на Земле практически не осталось экологических систем, неподверженных в той или иной мере влиянию человека. Влияние чело­века наэкосистемы в процессе техногенеза весьма интенсивно, поскольку своейдеятельностью он создает направленные помехи в механизмах естественной об­ратнойсвязи. Они отличаются от естественных помех и неявляются инструментом отбора,поскольку в процессе эволюции организмы к ним не приспособи­лись иприспособиться, как правило, не успевают, за исключением видов, дающих десяткипоколений в год (например, растительноядные клещи при постоянном воздействииядохимикатов способны образовывать невосприимчивые к токсическому воздействиюрасы за счет отбора особей, наследственно устойчивых к данному веществу, иначеговоря — мутантов).
Наиболее масштабным  и значительным  является  химическое   загрязнение среды несвойственными  ей веществами  химической   природы. Среди  них — газообразные и аэрозольныезагрязнители   промышленно-бытового происхождения.  Прогрессирует и накоплениеуглекислого  газа в атмосфере.  Дальнейшее развитие этого процесса будетусиливать нежелательную  тенденцию  в  сторону повышения среднегодовойтемпературы на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающеесязагрязнение Мирового  океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже  11/5  егообщей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения  газо-  и водообмена между гидросферой и атмосферой. Невызывает сомнений и значение химического  загрязнения почвы пестицидами и ееповышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы.  В целом всерассмотренные факторы,   которым можно приписать загрязняющий эффект, оказываютзаметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

Глава 1. Основныенаправления охраны атмосферного воздуха в РК
1.1. Принципы охраны атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха осуществляется на основесоблюдения следующих основных принципов:
1) приоритета охраны жизни и здоровья человека,настоящего и будущих поколений;
2) недопущения необратимых последствий загрязненияатмосферного воздуха для окружающей среды;
3) государственного регулирования выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вред-ных физических воздействийна него;
4) гласности, полноты и достоверности информации осостоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
5) научной обоснованности, системности икомплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды вцелом.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физическоговоздействия на атмосферный воздух, которые превышают установленные для нихнормативы предельно допустимых выбросов, осуществляют согласованные стерриториальными подразделениями уполномоченного государственного органа вобласти охраны атмосферного воздуха мероприятия по его охране в целяхдостижения норм предельно допустимых выбросов.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха должныпроводиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан в областиохраны атмосферного воздуха.
Проекты программ охраныатмосферного воздуха выносятся на обсуждение граждан и общественных объединенийв целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий поулучшению качества атмосферного воздуха.
Финансирование программохраны атмосферного воздуха и мероприятий по их осуществлению проводится всоответствии с законодательством Республики Казахстан.
В целях определения критериев безопасности и (или)безвредности воздействия химических, физических, биологических и радиационныхфакторов на людей, животных и растения, особо охраняемые при-родные территориии иные объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздухаустанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха ипредельно допустимые уровни физических воздействий.
В целях государственного регулирования выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельныенормативы выбросов и нормативы предельно допустимых выбросов.
Удельные нормативы выбросов устанавливаютсяуполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха посогласованию с соответствующим государственным органом, в компетенцию котороговходит разработка технологических нормативов охраны атмосферного воздуха дляотдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществв атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязненияатмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств.
В целях государственного регулирования вредных физическихвоздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимыенормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ ватмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физическихвоздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, длякоторых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке,определенном Правительством Республики Казахстан.
Система экономического стимулирования и механизмыуменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаютсяПравительством Республики Казахстан.
Государственная регистрация вредных (загрязняющих)веществ, регистрация выданных разрешений на допустимое количество выбросов ирегистрация фактически произведенных выбросов производятся в соответствии справилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферныйвоздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданногоуполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздухаили его территориальными подразделениями в порядке, определенном ПравительствомРеспублики Казахстан.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных ииных передвижных средств устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздухдопускаются на основании разрешений, выданных уполномоченным государственныморганом в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с органамиГосударственной санитарно-эпидемиологической службы, в порядке, установленномПравительством Республики Казахстан.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия наатмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных даннымиразрешениями, деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих выбросывредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физическиевоздействия на него, может быть запрещена или приостановлена в порядке,определенном законодательными актами Республики Казахстан.
1.2. Организация деятельности по охране атмосферноговоздуха
В целях предупреждения вреда, который может бытьпричинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартамина новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которыемогут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаютсятребования охраны атмосферного воздуха.
Запрещается внедрение новых техники, технологий,материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологическогооборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиямохраны атмосферного воздуха, установленным законодательством РеспубликиКазахстан.
Производство и использование топлива на территорииРеспублики Казахстан допускаются в порядке, определенном законодательствомРеспублики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан может вводитьнаучно и экономически обоснованные ограничения использования отдельных видовтоплива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха насоответствующей территории, а также стимулировать производство и применениеэкологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ,степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей средыне установлена.
Любые временные действия, направленные на изменениесостояния атмосферного воздуха либо приводящие к временному ухудшению егосостояния, могут осуществляться на основании разрешений, выданныхуполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздухаили его территориальными подразделениями.
При проектировании, размещении, строительстве,реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, атакже при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться соблюдениенормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими,санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами.
При проектировании и размещении объектовхозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качествоатмосферного воздуха, а также при застройке и реконструкции городских и иныхпоселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха ипрогноз изменения его качества.
В целях охраны атмосферного воздуха в населенныхпунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности.Размеры таких санитарно-защитных зон определяются в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан.
В проектах модернизации и реконструкции объектовхозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие накачество атмосферного воздуха, должны предусматриваться мероприятия поуменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух донорматива предельно допустимого выброса и их обезвреживанию в соответствии стребованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.
Размещение объектов хозяйственной и инойдеятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха,согласовывается с уполномоченным государственным органом в области охраныатмосферного воздуха или с его территориальными подразделениями.
При вводе в эксплуатацию новых и (или)реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющихвыбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должнообеспечиваться соблюдение удельных нормативов выбросов, нормативов предельнодопустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физическихвоздействий на атмосферный воздух.
Запрещаются производство и эксплуатация транспортныхи иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ ввыбросах которых превышают удельные нормативы выбросов, установленныезаконодательством Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан, уполномоченныйгосударственный орган в области охраны атмосферного воздуха, местные исполнительныеорганы обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижныхсредств.
Местные представительные органы по представлениютерриториальных подразделений уполномоченного государственного органа в областиохраны атмосферного воздуха могут в пределах своей компетенции вводитьограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты,места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.
Транспортные и иные передвижные средства подлежатобязательной проверке на соответствие удельным нормативам выбросов в порядке,определенном Правительством Республики Казахстан.
Хранение, захоронение и обезвреживание натерриториях организаций и населенных пунктов, а также в полигонах размещенияотходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов,загрязняющих атмосферный воздух, а также сжигание таких отходов производятся наосновании правил, утвержденных уполномоченным государственным органом в областиохраны атмосферного воздуха.
Юридические лица обязаны обеспечивать своевременныйвывоз отходов производства и потребления, являющихся источниками загрязненияатмосферного воздуха, на специализированные места их складирования илизахоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности,использующие такие отходы в качестве сырья.
Места размещения отходов производства и потребления,загрязняющих атмосферный воздух, выделяются местными исполнительными органами идолжны быть согласованы с местными представительными органами, территориальнымиподразделениями уполномоченного государственного органа в области охраныатмосферного воздуха и уполномоченного центрального исполнительного органаРеспублики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровьяграждан.
В городских и иных поселениях территориальныеподразделения уполномоченного государственного органа в области охраныатмосферного воздуха и местные исполнительные органы регулируют выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розыветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятныхметеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия поуменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,согласованные с территориальными подразделениями уполномоченногогосударственного органа в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающимиконтроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
При изменении состояния атмосферного воздуха,которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ ватмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека,принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера.
С целью предупреждения и ликвидации последствийтрансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных(загрязняющих) веществ, расположенными на территории Республики Казахстан,Правительство Республики Казахстан обеспечивает проведение мероприятий поуменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, атакже осуществляет иные меры в соответствии с международными договорами,ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.

Глава 2. Государственныйучет и контроль за охраной атмосферного воздуха в РК
2.1. Государственный учет источников вредныхвоздействий на атмосферный воздух
Физические и юридические лица, имеющие источникивыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источникивредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество исостав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды иразмеры вредных физических воздействий на него, подлежат государственному учетув порядке, установленном уполномоченным государственным органом в областиохраны атмосферного воздуха.
Перечень организаций, осуществляющих в порядке,установленном законодательством Республики Казахстан, статистические наблюденияв области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях,определяется уполномоченным государственным органом в области охраныатмосферного воздуха по согласованию с органами государственной статистики.
Физические и юридические лица, имеющие источникивыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредныхфизических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий наатмосферный воздух и их источников в порядке, определенном уполномоченнымгосударственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ ватмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферныйвоздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействийна атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию,устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физическихвоздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленномуполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
2.2. Контроль в области охраны атмосферного воздуха
В целях наблюдения за качеством атмосферноговоздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечениягосударственных органов, организаций и населения текущей и экстреннойинформацией о качестве атмосферного воздуха уполномоченный государственныйорган в области охраны атмосферного воздуха, местные исполнительные органыорганизуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают егоосуществление на соответствующих территориях Республики Казахстан.
Государственный мониторинг атмосферного воздухаявляется составной частью государственного мониторинга окружающей среды иосуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан вобласти охраны окружающей среды.
Территориальные подразделения уполномоченногогосударственного органа в области охраны атмосферного воздуха устанавливаютперечень организаций, которые должны осуществлять производственный мониторингатмосферного воздуха.
Государственный контроль в области охраныатмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:
1) условий, установленных разрешениями на выбросывредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физическиевоздействия на него;
2) стандартов, нормативов, правил и иных требованийохраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроляза охраной атмосферного воздуха;
3) режима санитарно-защитных зон объектов, имеющихстационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферныйвоздух;
4) выполнения государственных программ охраныатмосферного воздуха;
5) иных требований законодательства РеспубликиКазахстан в области охраны атмосферного воздуха.
Государственный контроль в области охраныатмосферного воздуха осуществляют уполномоченный государственный орган вобласти охраны атмосферного воздуха, его территориальные подразделения иместные исполнительные органы в порядке, определенном Правительством РеспубликиКазахстан.
Производственный контроль в области охраныатмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источникивыбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферныйвоздух.
Юридические лица, которые имеют источники выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны осуществлять охрануатмосферного воздуха, контроль за его качеством в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.
Сведения о лицах, ответственных за проведениепроизводственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, а такжерезультаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздухапредставляются в территориальные подразделения уполномоченного государственногооргана в области охраны атмосферного воздуха.
Государственные инспекторы уполномоченногогосударственного органа в области охраны атмосферного воздуха имеют право:
1) беспрепятственно посещать (по предъявлениислужебных удостоверений) организации и другие объекты, независимо от формсобственности и подчинения (в том числе в установленном порядке военные иоборонные объекты), запрашивать и бесплатно получать для ознакомлениядокументацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые дляосуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
2) проверять соблюдение установленных нормативоввыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистныхсооружений, средств контроля за такими выбросами;
3) проверять выполнение планов и мероприятий поохране и оздоровлению атмосферного воздуха, соблюдение требованийзаконодательства в области охраны атмосферного воздуха;
4) проверять соблюдение условий, установленных влицензиях на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видовдеятельности в области охраны атмосферного воздуха, выполнение договоров(контрактов) и разрешений на природопользование, аннулировать их вустановленном порядке, давать предписания или вносить предложения об иханнулировании;
5) проверять соблюдение установленных нормативоввредных физических воздействий на атмосферный воздух;
6) вносить предложения о проведении государственнойэкологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;
7) выносить предписания о запрещении ввоза (вывоза)на территорию Республики Казахстан, а также транзита (дальнейшейтранспортировки) экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевыхресурсов, осуществляемых с нарушениями нормативов качества атмосферноговоздуха;
8) вносить заявления в судебные органы оприостановлении или запрещении хозяйственной и иной деятельности,осуществляемой с нарушением законодательства Республики Казахстан в областиохраны атмосферного воздуха;
9) рассматривать в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан, дела об административныхправонарушениях в области охраны атмосферного воздуха, направлять всоответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательствав области охраны атмосферного воздуха, к административной или уголовнойответственности;
10) приостанавливать действие разрешений на выбросывредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физическиевоздействия на него на срок до трех месяцев, если их условия не соблюдаютсялибо аннулировать такие разрешения, применяя надлежащую правовую процедуру, прикоторой владелец разрешения заранее уведомляется о предстоящем аннулировании;
11) определять (участвовать в определении) размерывреда, причиненного в результате нарушения законодательства РеспубликиКазахстан в области охраны атмосферного воздуха, и на основании этогопредъявлять к виновным лицам требования о добровольном возмещении этого вредалибо предъявлять иски в суд;
12) проводить измерения выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляемых стационарными ипередвижными источниками, в том числе транспортными средствами;
13) вносить в соответствующие финансово-кредитныеорганизации предписания о прекращении финансирования строительства иэксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемых снарушением экологических требований или без положительного заключенияэкологической экспертизы;
14) проверять соблюдение норм и правил производственногоконтроля в области охраны атмосферного воздуха;
15) выносить предписания, обязательные дляфизических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательстваРеспублики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха;
16) осуществлять иные действия в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан.
Решения государственных инспекторов уполномоченногогосударственного органа в области охраны атмосферного воздуха, принятые впределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми физическими июридическими лицами, могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в суде.
Запрещение или приостановление хозяйственной и инойдеятельности субъекта малого предпринимательства, осуществляемой с нарушениемтребований охраны атмосферного воздуха, производится на основании решения суда.
Исковое заявление о запрещении или приостановлениидеятельности субъекта малого предпринимательства направляется государственнымиинспекторами уполномоченного государственного органа в области охраныатмосферного воздуха в суд в порядке и на основаниях, установленныхзаконодательными актами Республики Казахстан.
Запрещение или приостановление деятельности субъектамалого предпринимательства без судебного решения допускается в исключительныхслучаях на срок не более трех дней, с обязательным предъявлением в указанныйсрок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлениидеятельности действует до вынесения судебного решения.
Государственные инспекторы уполномоченногогосударственного органа в области охраны атмосферного воздуха обязаны:
1) иметь уровень подготовки в области охраныатмосферного воздуха, установленный законодательством Республики Казахстан;
2) осуществлять деятельность в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан;
3) осуществлять контроль за соблюдением насоответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий,предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферныйвоздух и на вредные физические воздействия на него;
4) обеспечивать контроль за выполнением заключенийгосударственной экологической экспертизы;
5) взаимодействовать с гражданами и общественнымиприродоохранными организациями при осуществлении контроля в области охраныатмосферного воздуха;
6) обосновывать размеры возмещения вреда,причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
7) информировать государственные органы о фактахнарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха в пределахсвоей компетенции;
8) подготавливать и направлять материалы о нарушениизаконодательства в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительныеорганы;
9) оказывать содействие организациям при разработкемероприятий по охране атмосферного воздуха;
10) предоставлять организациям документацию поразработке нормативов, перечень которой устанавливается уполномоченнымгосударственным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Глава 3. Основныепути решения проблемы загрязнения атмосферы

Увеличение масштабов загрязнения атмосферы требуют быстрых и эффективныхспособов защиты её от загрязнения, а также способов предупреждения вредноговоздействия загрязнителей воздуха. Атмосфера может содержать определённоеколичество загрязнителя без проявления вредного воздействия, т.к. происходитестественный процесс её очистки.
Первым шагом в установлении вредного воздействия, связанного с загрязнениемвоздуха, является разработка критерия качества воздуха, а также стандартовкачества.
Стандартыкачества определяют уровни качества воздуха и предельно допустимые выбросы(ПДВ), которые необходимо выдерживать для обеспечения безопасности жизни.
Контролирующиеорганы обязаны осуществлять количественный и качественный контроль.
Другимподходом к улучшению состояния атмосферы является требование примененияпередовых технологических процессов, замена вредных материалов безвредными,применение мокрых способов обработки сырья вместо сухих.
Как правило,на промышленных предприятиях используются процессы или устройства длягазоочистки и пылеулавливания, чтобы уменьшить или предотвратить величинувыброса. Процессы газоочистки могут также разрушить или менять его химическиеили физические свойства так, что он становится менее опасным
В некоторыхслучаях используют метод рассеивания в атмосфере. Дымовые трубы должны бытьдостаточно высокими (300-350 метров), для обеспечения хорошего разбавленияпримесей путём обтекания воздуха вокруг зданий в зоне аэродинамических теней.Кроме того, необходимо учитывать температуру выбросов и месторасположение труб.Предприятия строят с подветренной стороны по отношению к жилым районам. На рядепредприятий факельные газы используют для отопления зданий, а их избытокнаправляется на теплоцентраль.
В 1992 г. страны-членыООН подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата. Конечная цельКонвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации парниковых газов ватмосфере на уровне, не допускающем опасного антропогенного воздействия наклиматическую систему.
        Один из главныхисточников загрязнения атмосферы углекислым газом — автомобильный транспорт.Есть несколько видов борьбы с этим видом загрязнений: техническоесовершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачитоплива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ ввыхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитическихкатализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатогоприродного газа.
     Кроме того, открытспособ утилизации углекислого газа с помощью новейших технологий. Диоксидуглерода извлекают из дымовых газов. Операцию проводят высокоэкономичнымметодом газоразделения с помощью ионообменных мембран, при этом концентрациюуглекислоты доводят до 98-99%. Очищенный диоксид углерода закачивают вхранилища (газгольдеры), откуда он поступает на дальнейшую переработку.
    На следующей стадииуглекислый газ смешивают с парами воды и подвергают электрохимическомуразложению в процессе электролиза. В результате реакции при высокой(1100-1500°С) температуре на аноде выделяется сверхчистый кислород, а на катодесмесь окиси углерода и водорода, т.е. синтез-газ, служащий основным сырьем дляпроизводства углеводородных соединений, всего спектра современных искусственныхматериалов — от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий изполимеров  (пластмасс, лаков, красок, растворителей и т.д.). Синтез-газ можетиспользоваться и в металлургии для бескоксового производства чугуна.
     В Институтенефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева  РАН разработаны новейшие технологиипревращения углекислого газа в метанол (метиловый      спирт) и диметиловыйэфир, увеличивающие в 2-3 раза производительность аппаратов при значительномуменьшении расхода электроэнергии. Здесь был создан реактор нового типа, вкотором производительность увеличена в 2-3 раза.
    Введение этихтехнологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере и поможет не толькосоздать альтернативное сырье для синтеза многих органических соединений,основой для которых сегодня служит нефть, но и решить важные экологическиепроблемы.
     В перспективевозможно, хотя пока это относительно дорого, извлекать диоксид углероданепосредственно из атмосферы крупных промышленных городов. Интересно, что егозапасы в атмосфере и гидросфере, накопленные за 100 лет промышленнойцивилизацией, существенно превышают ( в пересчете на углеводороды, полученныепо предлагаемой технологии) оставшиеся на планете залежи нефти, а это около 400млрд.т.
Кислотные дожди могутоказывать как прямое, так и косвенное воздействие на живую и неживую природу.Из этого следует, что меры по частичному восполнению ущерба или предотвращениюдальнейшего разрушения окружающей среды могут быть раз­личными.
Наиболее эффективным способомзащиты следует считать значительное сокращение выбросов двуокиси серы и окисиазота. Этого можно достичь несколькими методами, в том числе путем сокращенияиспользования энергии и создания электростанций, не использующих минеральноетопливо. Другие возможности уменьшения выброса загрязнений в ат­мосферу —удаление серы из топлива с помощью фильтров, регулирование процессов горения идругие технологические решения.
Снижение содержания серыв различных видах топлива. Лучше всего было бы использовать топливо с низкимсодер­жанием серы. Однако таких видов топлива очень мало. По приближеннымоценкам из известных в настоящее время ми­ровых запасов нефти только 20% имеютсодержание серы ме­нее 0, 5%. Среднее содержание серы в используе­мой нефтиувеличивается, так как нефть с низким со­держанием серы добывается ускореннымитемпами.
Так же обстоит дело и суглями. Угли с низким содержа­нием серы находятся практически только в Канаде иАвстралии, но это только небольшая часть имеющихся залежей уг­ля. Содержание серыв углях колеблется от 0, 5 до 1, 0%.
Таким образом,энергоносители с низким содержанием се­ры у нас имеются в ограниченномколичестве. Если мы не хотим, чтобы содержавшаяся в нефти и угле сера попала вокружающую среду, необходимо принимать меры для ее уда­ления.
Во время переработки(дистилляции) нефти остаток (ма­зут) содержит большое количество серы. Удалениесеры из мазута — процесс очень сложный, а в результате удается ос­вободитьсявсего от 1/3 или 2/3 серы. К тому же процесс очистки мазута от серы требует отпроизводителя больших капиталь­ных вложений.
Сера в угле находитсячастично в неорганической, а час­тично в органической форме. Во время очистки,когда удаля­ют несгораемые части, удаляется также часть пирита. Однако такимспособом даже при самых благоприятных условиях можно освободиться только от 50%общего содержания серы в угле. С помощью химических реакций могут быть удаленыкак органические, так и неорганические серосодержащие сое­динения. Но в связи стем, что процесс идет при высоких температурах и давлениях, этот способоказался гораздо до­роже предыдущего.
Очистка угля и нефти отсеры, таким образом, представ­ляет собой достаточно сложный ималораспространенный про­цесс, причем затраты на него весьма высоки. Крометого, да­же после очистки энергоносителей в них остается приблизи­тельнополовина первичного содержания серы. Поэтому очи­стка от серы является не самымлучшим решением проблемы кислотных дождей.
Применение высоких труб.Это один из наиболее спорных способов. Сущность его заключается в следующем.Перемеши­вание загрязняющих веществ в значительной степени зави­сит от высотыдымовых труб. Если мы используем низкие трубы (здесь в первую очередьнеобходимо вспомнить трубы электростанции), то выбрасываемые соединения серы иазота перемешиваются в меньшей степени и быстрее выпадают в осадок, чем приналичии высоких труб. Поэтому в ближай­шем окружении (от нескольких километровдо нескольких десятков километров) концентрация оксидов серы и азота бу­детвысокой и, естественно, эти соединения будут причинять больше вреда. Если трубавысокая, то непосредственные воз­действия уменьшаются, но возрастаетэффективность переме­шивания, что означает большую опасность для отдаленныхрайонов (кислотные дожди) и для всей атмосферы в целом (изменение серы в газах,образующихся во время горения топлива химического состава атмосферы, изменениекли­мата). Таким образом, строительство высоких труб, несмотря нараспространенное мнение, не решает проблемы загрязне­ния воздуха, зато взначительной степени увеличивает «экс­порт» кислотных веществ иопасность выпадения кислотных дождей в отдаленных местах. Следовательно,увеличение высоты трубы сопровождается тем, что непосредственные воз­действиязагрязнений (гибель растений, коррозия зданий и т.п.) уменьшаются, однакокосвенные воздействия (влияние на экологию удаленных районов) увеличиваются.
Технологическиеизменения.  Известно, что в процессе го­рения топлива азот и кислород воздухаобразуют окись азота NO,которая в значительной степени способствует повыше­нию кислотности осадков.Выше было указано, что в целом в мире горение топлива дает две трети всехантропогенных вы­бросов.
Количество оксида азота NO, который образуется при го­рении,зависит от температуры горения. Выявлено, что чем меньше температура горения,тем меньше возникает оксида азота, к тому же количество NO зависит от времени нахож­дениятоплива в зоне горения и от избытка воздуха. Та­ким образом, соответствующимизменением технологии можно сократить количество выбрасываемого загрязняющего вещества.
Сокращения выбросадвуокиси серы можно также достичь очисткой конечных газов от серы. Наиболеераспространен­ный метод — мокрый процесс, когда конечные газы барботируют черезраствор известняка, в результате чего образуются сульфит или сульфат кальция.Таким способом удаляется большая часть серы. Этот способ еще не получилширокого распространения.
Известкование. Дляуменьшения закисления в озера и в почву добавляют щелочные вещества (например,карбонат кальция). Эта операция называется известкованием. Известь, попадая вводу, быстро растворяется, а образующаяся в результате гидролиза щелочь сразуже нейт­рализует кислоты. Известкование применяют для обработки кислых почв сцелью их нейтрализации. Наряду с преимуществами известкование имеет ряд недостатков:
в проточной и быстроперемешивающейся воде озер нейт­рализация проходит недостаточно эффективно;
происходит грубоенарушение химического и биологиче­ского равновесия вод и почв;
не удается устранить всевредные последствия закис­ления;
С помощью известкованиянельзя удалять тяжелые ме­таллы. Эти металлы во время уменьшения кислотностипере­ходят в труднорастворимые соединения и осаждаются, однако при добавленииновой дозы кислот снова растворяются, пред­ставляя таким образом постояннуюпотенциальную опасность для озер.
Кроме описанных вышеизвестно еще множество способов защиты от загрязнений. Например, погибшиепопуляции животных и растений заменяют новыми, которые лучше пе­реносятзакисление. Памятники культуры с целью предотв­ращения дальнейшего ихразрушения обрабатывают специ­альной глазурью.
Рассмотренные здесьспособы имеют одно общее свойство — их использование до сих пор не привело ксуще­ственному уменьшению выбросов оксидов серы и азота. Не достигнуты заметныеуспехи и в предотвращении вредных воздействий, вызываемых кислотными дождями.

Заключение
Увеличениемасштабов загрязнения атмосферы требуют быстрых и эффективных способов защитыеё от загрязнения, а также способов предупреждения вредного воздействиязагрязнителей воздуха. Атмосфера может содержать определённое количествозагрязнителя без проявления вредного воздействия, т.к. происходит естественныйпроцесс её очистки.
Первым шагом в установлении вредного воздействия, связанного с загрязнениемвоздуха, является разработка критерия качества воздуха, а также стандартовкачества.
Стандартыкачества определяют уровни качества воздуха и предельно допустимые выбросы(ПДВ), которые необходимо выдерживать для обеспечения безопасности жизни.
Контролирующиеорганы обязаны осуществлять количественный и качественный контроль.
Другимподходом к улучшению состояния атмосферы является требование примененияпередовых технологических процессов, замена вредных материалов безвредными,применение мокрых способов обработки сырья вместо сухих.
Один из главныхисточников загрязнения атмосферы углекислым газом — автомобильный транспорт.Есть несколько видов борьбы с этим видом загрязнений: техническоесовершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачитоплива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ ввыхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитическихкатализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатогоприродного газа.
     Кроме того, открытспособ утилизации углекислого газа с помощью новейших технологий. Диоксидуглерода извлекают из дымовых газов. Операцию проводят высокоэкономичнымметодом газоразделения с помощью ионообменных мембран, при этом концентрациюуглекислоты доводят до 98-99%. Очищенный диоксид углерода закачивают вхранилища (газгольдеры), откуда он поступает на дальнейшую переработку.
    На следующей стадииуглекислый газ смешивают с парами воды и подвергают электрохимическомуразложению в процессе электролиза. В результате реакции при высокой(1100-1500°С) температуре на аноде выделяется сверхчистый кислород, а на катодесмесь окиси углерода и водорода, т.е. синтез-газ, служащий основным сырьем дляпроизводства углеводородных соединений, всего спектра современных искусственныхматериалов — от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий изполимеров  (пластмасс, лаков, красок, растворителей и т.д.). Синтез-газ можетиспользоваться и в металлургии для бескоксового производства чугуна.
    Введение новыхтехнологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере и поможет не толькосоздать альтернативное сырье для синтеза многих органических соединений,основой для которых сегодня служит нефть, но и решить важные экологическиепроблемы.

Список литературы
 
1. Балацкий О.Ф.,Л.Г.Мельник, А.Ф.Яковлев «Экономика и качество окружающей природнойсреды» Гидрометеоиздат,1984г
1.    Болбас М.М. Основы промышленнойэкологии.   Москва:  Высшая школа, 1993.
2.    Владимиров А.М. и др. Охранаокружающей среды.   Санкт-Петербург:  Гидрометеоиздат  1991.
3.    Грушко Я.М.«Вредныеорганические соединения в промышленных выбросах в атмосферу»,«химия» Ленинград 1991г
4.    Защита атмосферы отпромышленных загрязнений. справочник под ред. С.Калверта и Г.Инглунда«Металлургия», Москва 1991
5.    Меркулов П.И., А.А. Ямашкин,В.Н. Масляев «Антропогенное воздействие на географическую оболочку»Издательство Мордовского университета 1994г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Народное образование и педагогическая мысль в период 1908-1917 годов до Великой Октябрьской соци
Реферат Стандартизация банковской деятельности
Реферат К построению продуктивно-грамматической модели номинализации в русском языке
Реферат Организация строительства, строительных машин. Контроль над строительством
Реферат PreEclampsia Essay Research Paper PreeclampsiaINTRODUCTION Preeclampsia is
Реферат Разработка моделей кружковых занятий обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся
Реферат Digital Television Essay Research Paper Digital TelevisionOn
Реферат Роль купеческого капитала в создании социальной инфраструктуры провинциальных городов во второй
Реферат Исследование функционирования системы управления на примере ОАО "Камышинпищепром"
Реферат Судебная медицина
Реферат Начало трагического в пьесах Шекспира
Реферат Sylvia Plath Essay Research Paper Sylvia Plath
Реферат Имитация диалога жанровая и игровая специфика интервью Владимира Набокова
Реферат Облік касового виконання бюджету установами банківської системи і звітність установ банків по ка 3
Реферат Учредительное собрание и его историческое значение