Реферат по предмету "Экология"


Мониторинг природных ресурсов

МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Цели и задачи мониторинга природных ресурсов
 
Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедеятельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы.
Существуют две противоположные точки зрения на безопасность природопользования, каждая из которых имеет свою развитую систему аргументации.
Первая точка зрения — почти общепринятая в культурной среде. Согласно ей, состояние окружающей среды становится всё хуже и хуже вследствие перенаселения и промышленной деятельности, и мы приближаемся к глобальной катастрофе природопользования. Она выражается в разнообразной массовой литературе, эксплуатируется политиками и СМИ.
Согласно второй точке зрения, значительные проблемы в связи с окружающей средой действительно имеются, но человечество с ними успешно справляется имеющимися средствами, и никаких радикальных изменений в отношении природопользования не требуется, а люди, паникующие по поводу катастрофы природопользования, всего лишь недопонимают ситуацию, или имеют в этом корыстный интерес, или являются слепым орудием других.*
Поскольку каждая из этих точек зрения имеет некоторые основания, и у каждой есть опытные, не чуждые демагогии защитники, их спор бесконечен и малопродуктивен.
Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor(напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-тообъектами или процессами. Мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки ипрогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации.Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средствбиологической индикации.
В зависимости оттерриториальной сферы выделяют республиканский, региональный и локальный уровнимониторинга.
Республиканский уровеньохватывает всю территорию республики с выделением в её составе крупных регионови отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение. Функционированиемониторинга на республиканском уровне решает задачи информационного обеспеченияуправления в области охраны окружающей среды, рационального использованияприродных ресурсов, экологической безопасности.
Региональный уровеньорганизовывается исходя из специфики физико-географических особенностей сучетом административных, экономических, иных границ, экологически опасных зон,а также комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние насостояние окружающей среды и использование природных ресурсов, и решает задачиинформационного обеспечения управления, отнесенные к компетенции местныхпредставительных и исполнительных органов.
Локальный уровеньорганизовывается с целью детального изучения компонентов окружающей среды наважных в социально-экономическом отношении участках. Огромное значение ворганизации рационального природопользования имеет изучение его проблем наглобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качестваокружающей человека среды на конкретных территориях. Существует специальныйтермин для обозначения всей сложной службы по наблюдению, оценке и прогнозукачества среды и характера природопользования – мониторинг.
Цель мониторинга –информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью иэкологической безопасностью.
Основными задачамимониторинга являются*:
1) постоянное слежениеза состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источникамиантропогенного воздействия на них;
2) анализ, оценкафактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территорииреспублики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений ивлияния на здоровье населения;
3) сохранение инакопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Основными функциямимониторинга являются:
1) проведение наблюденийинструментальными, аналитическими и другими методами по всем параметрамокружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;
2) сбор и регистрациявсей экологической информации, ведение информационных банков данных и кадастровпо окружающей среде и природным ресурсам;
3) определение связимежду характеристиками воздействия на природную среду, изменением уровнязагрязнения и его последствиями;
4) организация обменаинформацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов на региональном,республиканском и международном уровнях;
5) обеспечение единойметодической и метрологической базы мониторинга окружающей среды и природныхресурсов, осуществляемого центральными исполнительными органами, ихтерриториальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями,независимо от форм собственности;
6) обоснованиепроведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в областимониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
7) обеспечениегосударственных исполнительных органов, физических, юридических лиц и населенияинформацией, полученной в рамках мониторинга.
Содержание мониторинга:
1) сбор, хранение,обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использованииприродных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными ипроизводственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационныхбанков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;
2) комплексноеобобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованиюприродных и техногенных процессов и явлений;
3) подготовку ипередачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включаяпрогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органамгосударственной власти и управления, республиканскому и областнымгосударственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
4) разработкурекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижениюпоследствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональномуиспользованию природных ресурсов;
5) информационноеобеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы,экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использованияприродных ресурсов.
Главная проблема мониторинга — в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты.
Необходимые качества системы мониторинга*:
1. Преемственность: интеграция существующих ведомственных технологий наблюдения за состоянием окружающей среды.
2. Открытость: способность включать в себя новые технологии, построенные на различных принципах.
3. Согласованность компонентов: объем собираемых данных должен соответствовать возможностям их последующей обработки, обработка данных — потребностям использования их для принятия решений, накопления их для исследования закономерностей.
4. Способность к развитию: в ногу с техническим прогрессом и изменением состояния города и городской среды.
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.
Основным источникоминформации при проведении оценки служат данные, полученные в процессенаблюдений за окружающей средой с помощью набора инструментальных методовхимического, физико-химического, микробиологического анализа атмосферноговоздуха, поверхностных вод суши, почв, морских вод, геологической среды.
Ведение единого банкаданных мониторинга, включающего данные по всем подсистемам, а также обобщение,оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природныхресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и ихтерриториальными подразделениями в пределах своей компетенции.
Ведение сводного банкаданных, включающего данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляетцентральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
Выделяют глобальный,региональный и локальный мониторинг.
Глобальный позволяетоценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение ведутбазовые станции (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Часто эти станциирасполагаются в биосферных заповедниках.
Региональный осуществляетсяза счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подверженныхантропогенному влиянию.
Региональный мониторингподразделяется на:
— национальный (впределах государства);
— «региональный» (впределах административно-управленческих регионов, например, экономических районов);
— природно-региональный(в пределах природных зон и районов, например, бассейнов рек или отдельныхландшавтов).
Наблюдения за воздушнойсредой         различных зон города, промышленных и сельскохозяйственныхрайонов, отдельных предприятий относятся к локальному мониторингу.
Классификация видовмониторинга*:
1. мониторингисточников воздействия и отходов (сбросы, выбросы,размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции);
2. мониторинг фактороввоздействия (физические, химические, биологические факторывоздействия);
3. мониторинг состояниябиосферыгеографический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками иозерами) и биологический мониторинг (биота).
Структура мониторингаопределяется объектами мониторинга и её территориальной сферой.
В зависимости отобъектов мониторинга выделяются следующие его системы:
· мониторингатмосферного воздуха;
· мониторингповерхностных водных ресурсов;
· мониторингземельных ресурсов;
· мониторингживотного и растительного мира (воспроизводство и использование); мониторингнедр (в части загрязнения).
В пределах системвыделяются следующие подсистемы:
1) мониторинг качестваокружающей природной среды:
— мониторинг качестваатмосферного воздуха;
— мониторинг качестваповерхностных водных ресурсов;
— мониторинг качестваземель;
— мониторинг состояниянедр (в части загрязнения);
2) мониторингвоздействия:
· мониторингисточников загрязнения атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ ввоздушный бассейн);
· мониторингисточников загрязнения водных ресурсов (сброс сточных вод в поверхностныеводоемы);
· мониторингисточников загрязнения почвы (производственными и хозяйственно-бытовымиотходами);
· мониторинградиоактивного загрязнения (радиоактивные выбросы и сбросы);
3) мониторингпоследствий:
· санитарно-гигиеническиймониторинг (влияние факторов среды обитания на здоровье населения);
4) специальные видымониторинга:
— фоновый мониторинг(биосферные заповедники);
— мониторинг особоохраняемых природных территорий;
— озоновый мониторинг.
Экологический контроль- деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдениюэкологических норм и правил. Различают государственный, производственных иобщественный экологический контроль.
Проводятся рейдовыепроверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранногозаконодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекциярыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.
Сегодня ключевыммоментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения сгосударственными природоохранными структурами. Именно диалог со специальноуполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и снаиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции.
Говоря же о некоторойнезависимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать отом, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность внашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам,как минимум, а любая контролирующая деятельность — следовать в строгом порядкесуществующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.

Система мониторинга в Российской Федерации
Организацию иобеспечение функционирования, координацию деятельности мониторингаосуществляют:
1) на федеральномуровне — центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды иуполномоченные органы в пределах своей компетенции;
2) на региональномуровне — территориальные и местные исполнительные органы в пределах своейкомпетенции.
Организацию иобеспечение функционирования подсистем и информационное обеспечение мониторингаосуществляют специально уполномоченные государственные органы и ихтерриториальные подразделения.
Сложившаяся кнастоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейшихэлементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомствосоздавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения иконтроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторингазагрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха,почв);
2. Комитет по геологиии минеральным ресурсам (Мониторинг подземных вод, экзогенных геологическихпроцессов);
3. Министерствосельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственныйкомитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды,поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума,вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированнаясистема санитарно-гигиенического надзора за количеством пестицидов (мониторингпищевых продуктов, сельскохозяйственной продукции).
Эти службы ниорганизационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Ихтехническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техниканепрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянииокружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько наданных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Система мониторингареализуется на нескольких уровнях*:
— импактном (изучениесильных воздействий в локальном масштабе);
— региональном(проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместноговоздействия различных факторов, характерных для экономики региона);
— фоновом (на базебиосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
В территориальноммасштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищрыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферныйвоздух и вода пресных водоемов.
Основным документом,определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в РоссийскойФедерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».
В соответствии состатьей 68 Закона:
Экологический контрольставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ееизменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверкувыполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованиюприродных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдениютребований природоохранительного законодательства и нормативов качестваокружающей природной среды.
Система экологическогоконтроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающейсреды, государственного, производственного и общественного контроля.
В широком смысле словаэкологический контроль — это деятельность государственных органов, предприятийи граждан по соблюдению экологических норм и правил; соответственно различаютгосударственный, производственный и общественный экологический контроль.
На территории бывшегоСССР функционировала Общегосударственная служба наблюдений и контроля состоянияокружающей среды (ОГСНК). В 1993 году принято решение о создании Единойгосударственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) для решения задачкомплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.
ЕГСЭМкак центр единой научно — технической политики в области экологическогомониторинга должна обеспечивать*:
— координациюразработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
— регламентацию иконтроль сбора и обработки достоверных данных;
— хранение информации,ведение специальных банков данных;
— деятельность пооценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природныхресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
— доступность экологическойинформации широкому кругу потребителей.
По состоянию на01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы проводились в 248 городахи поселках силами 682 стационарных постов (кроме того, использовались ипередвижные средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях.Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи,оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросовопределяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов,хлора, сероуглерода и др.
Мониторинг состоянияповерхностных вод суши по гидрохимическим показателям охватывает 1175 водотокови 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектоворганизованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемымпараметрам относятся: минерализация, концентрации взвешенных веществ, основныхионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов,тяжелых металлов, определяются температура, цветность, кислотность (рН),окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.
Пункты наблюдений засостоянием почв расположены на сельскохозяйственных угодьях, в отдельных лесныхмассивах, в зонах отдыха, а также в зонах влияния промышленных комплексов(около 6100 проб в 2004 году).
Специальные программымониторинга включают сеть системы глобального атмосферного фонового мониторингав шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составомосадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, атакже работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологическойнагрузки на экосистемы.
Информационноеобеспечение мониторинга основывается на передаваемых в сводный банк данныхрезультатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов,выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии ссогласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральнымисполнительным органом в области охраны окружающей среды.
Система программныхсредств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранениеинформации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией междуразличными уровнями, а также банками данных систем и подсистем мониторинга.
Финансирование ведениямониторинга осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетовпо бюджетным программам уполномоченных органов.

Заключение
Экологическая ситуация влюбом городе и сельскохозяйственном районе может кардинально измениться нетолько за продолжительное время, но часто и за считанные часы, так какинтенсивность выбросов предприятиями отходов в атмосферу или водоем,рекреационная нагрузка на лесопарк, количество и тип пестицида, которыйиспользован для обработки посевов, интенсивность попадания животноводческих стоковв реку и т.д. иногда катастрофически увеличивается. Поэтому необходимо вестирегулярное наблюдение за состоянием экосистем и их элементов. Такие постоянныенаблюдения за происходящими в экосистемах процессами называются экологическиммониторингом.
Огромное значение ворганизации рационального природопользования имеет изучение его проблем наглобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качестваокружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах различногоранга. Существует специальный термин для обозначения всей сложной службы понаблюдению, оценке и прогнозу качества среды и характера природопользования –мониторинг.
При подобном надзорекачественно и количественно анализируется состояние воздуха, поверхностных вод,климатических изменений, свойства почвенного покрова, состояние растительного иживотного мира.
К каждому изперечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования иразрабатываются специфические методы анализа.
Сложившаяся кнастоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейшихэлементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомствосоздавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения иконтроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторингазагрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха,почв);
2. Комитет по геологиии минеральным ресурсам (Мониторинг подземных вод, экзогенных геологическихпроцессов);
3. Министерствосельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственныйкомитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды,поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума,вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированнаясистема санитарно-гигиенического надзора за количеством пестицидов (мониторингпищевых продуктов, сельскохозяйственной продукции).
Эти службы ниорганизационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Ихтехническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техниканепрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянииокружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько наданных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Таким образом, главная проблема мониторинга — в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования.
Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования.
Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не «тревожные цифры», призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты.
Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.

Список литературы
1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методыконтроля окружающей среды. М.: ИНФРА-М, 2001. – 335с.
2. Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.:Наука, 2004. – 112с.
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.:АО МДС, 1996. – 272с.
4. Природопользование: Учебник./ Под ред. Э.А.Арустумова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 1999. – 216с.
5. Экология, мониторинг и рациональноеприродопользование./ Под ред. Малкова Я.В. — М.: Наука, 1996. – 273с.
6. Экология, мониторинг и рациональноеприродопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. — М.: Наука, 2005. – 211с.
7. Яндыганов. Я.Я. Экономика природопользования:Учебник. — Екатеринбург: УГЭУ, 1997. – 398с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :