Реферат по предмету "Экология"


История развития экологии. Пестициды - токсический удар по биосфере и человеку

Реферат
Тема:История развития экологии. Пестициды — токсический удар по биосфере и человеку

1История развития экологии.
Ситуации,побудившие развитие экологии в 20 веке.
Экологическаяобстановка вашего города в настоящее время
Большое влияние на мировоззрение ученых современной эпохи оказалидревнегреческие ученые. Аристотель (384-322 до н. э.) в своей «Истории животных»различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Еговнимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов кместообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т.д. Вопросыстроения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителейи философов, как Теофраст (371-280 до н.э.), Плиний Старший (23-79 н. э.) с егознаменитой «Естественной историей».
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия вотдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения,послужили толчком для развития биологии. Ученые и путешественники не толькоописывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения озависимости растений от условий произрастания или возделывания. Описаниеживотных сопровождалось сведениями о их поведении, повадках, местах обитания.Известный английский химик Роберт Бойль (1627-1691) оказался первым, кто осуществилэкологический эксперимент: он опубликовал результаты сравнительного изучениявлияния низкого атмосферного давления на различных животных. Большой вклад вформирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые, как шведскийестествоиспытатель Карл Линней (1707-1778) и французский исследователь природыЖорж Бюффон (1707-1788), в трудах которых подчеркивалось ведущее значениеклиматических факторов. Особенно большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономияприроды» и «Общественное устройство природы». Под «экономией» Линней понималвзаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческойобщиной, живущей по определенным законам.
Экология же как наука начала формироваться в конце ХVIII веке,и то сначала как один из разделов зоологии. Развитие классической биологиидолгое время шло по пути изучения морфологических и функциональных особенностейорганизмов в их единстве с условиями существования. Предысторией современнойэкологии являются труды натуралистов и географов XVIII-XIX вв. Большое влияниена развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционногоучения Ж.Б.Ламарк (1744- 1829), считавший, что важнейшей причинойприспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных являетсявлияние внешних условий среды. В своем труде «Гидрология» он дал первыепредставления о биосфере как области жизни и о оболочке Земли.
Термин «биосфера» впервые ввел в научный обиход в 1875 годуавстрийский геолог Э.Зюсс (1831-1914), в работах которого биосферу понимали кактонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую ликЗемли.
Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различныхживых организмов является труд Т.Мальтуса (1798), в котором приведены уравненияэкспоненциального роста популяций как основы демографических концепций.Несколько позже П.Ф.Ферхюльст предложил уравнение «логистического» роста. Этиработы обосновали представления о динамике численности популяций. Тогда же втрудах врача В.Эдвардса, философа О.Конта и биолога И.И.Мечникова было положеноначало экологии человека. Социальные аспекты экологии человека отражены втрудах О.Конта, Д.Милля и Г.Спенсера, а также американских социологов Р.Парка иБ.Берджеса.
Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии,были выполнены учеными Российской Академии наук в ходе экспедиционныхисследований, проводимых со второй половины XVIII в. Среди организаторов иучастников этих экспедиций надо отметить С.П.Крашенинникова (1713-1755) с его «Описаниемземли Камчатки», И.И.Лепехина (1740-1802) — автора четырехтомных «Дневныхзаписок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разнымпровинциям Российского государства», академика П.С.Палласа (1741-1811),подготовившего капитальный труд «Описание животных российско-азиатских».Профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858) в своих трудах ипубличных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюцииживых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимостиот изменений их среды. Большое значение для развития экологии имели трудыизвестного русского зоолога Н.А.Северцова (1827-1885).
Особую роль в развитии экологических идей сыграли трудывеликого английского ученого-естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882) — основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о существующейв природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральныхпроблем экологии.
Термин «экология» в 1866 году предложил немецкий биолог ЭрнстГеккель (1834-1919). Он относил экологию к биологическим наукам и наукам оприроде, которых прежде всего интересуют все стороны жизни биологическихорганизмов.
Как самостоятельная наука экология сформировалась к началудвадцатого столетия. Большой вклад в ее развитие в XX веке внесли всемирноизвестные ученые-ботаники К.А.Тимирязев (1843-1920), В.В.Докучаев (1846-1903), Ф.Клементс(1874-1945), В.Н.Сукачев (1880-1967) и ряд других.
Крупнейший русский ученый XX века Владимир ИвановичВернадский (1863-1945) создает учение о биосфере. Он показывает, какую огромнуюроль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. В концежизни Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностьючеловека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы.Он вводит новое понятие — ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», то естьсфера разума.
В 1927 году Ч.Элтон выпустил первый учебник-монографию поэкологии. В нем было описано своеобразие биоценотических процессов, данопонятие экологической ниш, обосновано «правило экологических пирамид»,сформулированы принципы популяционной экологии. Вскоре были предложеныматематические модели роста численности популяций и их взаимодействия(В.Вольтерра, А.Лотка), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей(Г.Ф.Гаузе). Таким образом, в 20-30-е годы сформировалось направление экологиипопуляций, в 30-е годы — понятие экосистемы. Его введение связывают с работамиА.Тенсли (1935). Под экосистемой понимали совокупность организмов и неживых компонентовсреды их обитания, при взаимодействии которых происходит более или менее полныйбиотический круговорот (с участием продуцентов, консументов и редуцентов), в тоже время продолжались широкие количественные исследования функциональныхособенностей различных экосистем — их структуры, продуктивности, условий ихустойчивости, трофических связей в экосистемах.
В начале 40-х годов В.Н.Сукачев (1880-1967) обосновалконцепцию биогеоценоза, имевшую большое значение для развития теоретическойбазы экологии. В 50-е годы сформировалась обитая экология, основное внимание вкоторой уделяется изучению взаимодействия организмов и структуры образуемых имисистем, к 70-м годам сложились направления, называемые «физиологической» и«эволюционной» экологией. В рамках экологии сформировалось самостоятельноенаправление физиологии, посвященное исследованию механизмов адаптации. В нашейстране представителями этого направления, достигнувшего расцвета в 60-70-хгодах XX столетия были Н.И.Калабухов, А.Д.Слоним, а в последние годы — акад.И.А.Шилов.
В наши дни получили развитие «количественная» экология иматематическое моделирование биосферных и экосистемных процессов.
Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода«экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной ролиэкологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую непросто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно,изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества. Поэтомунеобходимо понять, каким образом происходит воздействие человека на окружающуюсреду, и найти те пределы изменения условий, которые позволяют не допуститьэкологического кризиса. Таким образом, экология становится теоретическойосновой для рационального использования природных ресурсов. В изучениимногообразных процессов, которые происходят в живой природе, большую помощьоказывают экспериментальные методы. В лабораторных опытах исследуется влияниеразных условий на организмы, выясняется их реакция на заданные воздействия.Изучая отношения организмов со средой обитания в искусственных условиях, можноглубже разобраться в происходящих явлениях природы. Если в период своеговозникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой ибыла составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайноширокий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, преждевсего таких, как биология (ботаника и зоология), география, геология, физика,химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что развитие общейэкологии задержалось и в XX веке. Как отмечают Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских,экология отстала от таких наук, как эмбриология, физиология, генетика на несколькодесятилетий. Причины отставания:
-         Недооценкапотребности в открытии общих законов развития живого вещества; изучениевзаимоотношений организмов друг с другом и со средой должно идти с учетомогромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости.Многие направления экологии находятся на аналитической стадии.
-         Междунауками, а, следовательно, и между учеными, существуют жесткие искусственные, втом числе психологические барьеры. Узкому специалисту удобнее и привычнеерассматривать «свои» предметы и явления вне существующих между нимивзаимосвязей. Как сказал небезызвестный Козьма Прутков: «Узкий специалистподобен флюсу»! Но для всестороннего выявления особенностей экосистемнеобходимо изучение их коллективами разных специалистов. В первую очередь такиебарьеры возведены между биологическими и небиологическими науками (социология,политика, экономика).
-         Отсутствиереальных перспектив развития общей экологии, существовавшее вплоть до серединыпрошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей экологии отличаются отметодов, используемых в смежных науках (так, нельзя в экосистеме измерятьфизиологические параметры в одном месте, невозможно выделив один фактор вприроде, устранить измеряемой характеристикой проявление остальных) и чтонельзя лабораторные методы переносить на природу.
Лишь в конце XX произошло осознание того, что деятельностьчеловека часто не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самомусуществованию человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистемрезко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам смногочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последниедесятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем.Ведь вопрос стоит однозначно — быть или не быть на Земле технократическойцивилизации. Этим и объясняется повальная экологизация, как самой науки, так идругих направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможныхпроизводств, связанных с потреблением природных ресурсов.
Экологическое состояние на территории Красноярского краяможно определить как неблагополучное: по объему выбросов загрязняющих веществ ватмосферу Красноярский край постоянно занимает первое место в РФ. По количествувыбросов загрязняющих веществ на одного жителя самыми неблагоприятными городамиможно считать Назарово (1,296 тонны в год на одного жителя), Шарыпово(0,774 т), Ачинск (0,557 т), Бородино (0,422 т), Уяр(0,362 т). В атмосферу столицы края в 2007 году быловыброшено по 0,298 тонны загрязняющих веществ на каждого красноярца.
По основным источникам выбросов предприятия городов краяраспределились следующим образом: в Ачинске 78,2% составляют выбросыметаллургических предприятий, в Красноярске 45,7% дает также металлургияи 38,4% — энергетика, в Канске — энергетика (54,5%)и химическое производство (26,6%), в Лесосибирске — обработкадревесины (54,4%) и ЖКХ (23,3%), в Минусинске — энергетика(61,3%), в Назарово — энергетика (96,4%), в Шарыпово —энергетика (95,6%).
Отдельной строкой в итогах по выбросам загрязняющихвеществ в атмосферу городов и районов Красноярского края стоитНорильский промышленный район (НПР). Там в 2007 году в воздухбыло выброшено почти 2 млн. тонн. Неблагополучное состояние воздуха в НПР определяютвыбросы диоксида серы (40 ПДК и выше).
Можно выделить следующие причины высокого уровня загрязнениянаселенных мест Красноярского края:
— во-первых, резкое снижение эффективности государственнойэкологической экспертизы и государственного экологического контроля;
— во-вторых, значительная концентрация предприятий всложившихся промышленных зонах и их экологически опасное отраслевое сочетание;
— в-третьих, размещение промышленных предприятий 2-4 классасанитарной вредности на территориях жилых зон;
— в-четвертых, отсутствие организованных санитарно-защитныхзон промышленных узлов и предприятий.
Кроме того, среди основных причин загрязнения среды обитаниякрасноярцев были названы интенсивное дорожное движение и несвоевременный вывозмусора на полигоны хранения бытовых отходов.
Таким образом, современная экология — универсальная, бурноразвивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение длявсех жителей нашей планеты. Экология — наука будущего, и возможно, самосуществование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
2 Пестициды. Категории и природа пестицидов. Польза и вредпестицидов. Пути попадания пестицидов в организм человека
Два понятия — «пестициды» и «окружающая среда» — неразрывносвязаны между собой с момента появления первых химических средств защитырастений.
Пестициды (от лат. pestis — зараза и caedd — убиваю) — химические илибиологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнямирастений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственнойпродукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также длярегулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты),предуборочного подсушивания растений (десиканты) (ФЗ «О безопасном обращении спестицидами и агрохимикатами»).
Пестициды — собирательный термин, охватывающий химическиесоединения различных классов, применяемые для борьбы с вредными организмами всельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности, нефтедобыче и многихдругих случаях. Пестициды начали использовать еще в войсках АлександраМакедонского для борьбы с паразитами человека (порошок долматской ромашки). Вздравоохранении пестициды применяют для борьбы с членистоногими — переносчикамитаких опасных заболеваний, как малярия, чума, туляремия, энцефалит, сонная и слоноваяболезнь, многие кишечные заболевания. В здравоохранении и ветеринарии, крометого, пестициды используют в качестве дезинфицирующих средств, в промышленности- для предохранения неметаллических материалов (полимеров, древесины,текстильных изделий), борьбы с обрастанием морских судов, особенно в южныхморях, для борьбы с сероводородобразующими бактериями, для предохранения трубот коррозии.
В наибольших масштабах пестициды используют в сельскомхозяйстве для борьбы с членистоногими (инсектициды и акарициды), нематодами(нематоциды), грибными (фунгициды) и бактериальными (бактерициды) заболеваниямирастений и животных, а также для борьбы с сорняками (гербициды). К пестицидамотносят также регуляторы роста растений (ретарданты), используемые для борьбы сполеганием различных культур, для дефолиации (удаления листьев) и десикации(подсушивания растений на корню), чтобы облегчить уборку урожая, а также дляпредохранения от заморозков и засухи. Во многих странах с помощью пестицидовведется химическая борьба с вредителями лесов, а также переносчикамизаболеваний человека и домашних животных (например, с малярийными комарами).
Пестициды по своей природе и химической структуре делятся на
-         органические(фосфорорганические, хлорорганические, ртутьорганические, мышьяксодержащиепрепараты, производные уксусной и масляной кислот, мочевины, карбаматы и др.),
-         неорганические(препараты, содержащие медь, цинк и др.)
-         растительные(пиретрум, анабазин и др.).
Неорганические, в частности соединения фтора,не очень эффективны и накапливаются в почве. Природныеорганические инсектициды, такие, как алкалоид никотин, в основном ужевышли из применения; впрочем, пиретрумом до сих пор широко пользуютсяи в доме, и в саду, поскольку он не опасен длятеплокровных животных. Чаще всего сейчас употребляются синтетическиеорганические соединения, особенно фосфорорганические, сероорганические,карбаматы и пиретроиды. Почти все хлорорганические инсектициды,в т.ч. ДДТ, запрещены в большинстве стран, поскольку отравляют окружающуюсреду.
По токсичности пестициды делятся на: высокотоксическиевещества— ЛД50 до 50 мг/кг, токсичные — ЛД50 50—200 мг/кг, среднетоксичные —ЛД5о 200—1000 мг/кг, малотоксичные — ЛД50 более 1000 мг/кг.
Пестициды в зависимости от объекта подразделяются на гербициды- для уничтожения сорной растительности; инсектициды — против вредныхнасекомых; зооциды — для борьба с грызунами; фунгициды — с возбудителямигрибковых заболеваний. К пестицидов относят и репелленты и антифиданты — вещества, способные отпугивать вредные организмы; аттрактанты — привлекающиевещества, которые используют для дезориентации, контроля или последующегоуничтожения определенных видов животных; гормональные инсектициды ихемостерилизаторы — препятствуют нормальному развитию и размножению, а также вещества,по механизму действия родственные гербицидам: регуляторы роста растений влияютна процессы роста и развития растений, дефолианты — удаляют листья, дефлоранты- для удаления цветков, десиканты — подсушивают растения.
И все же применение пестицидов было и остается одним изосновных путей интенсификации сельскохозяйственного производства. Однако,будучи чужеродными химическими веществами, вносимыми в окружающую среду,пестициды могут представлять собой известную опасность для природы и человека.Многие пестициды способны длительно сохраняться в среде обитания людей, попадаяиз одного объекта среды в другой и превращаясь в более токсичные соединения.Согласно мировой экологической статистике пестициды входят в группуэкотоксикантов, составляющих так называемую «грязную дюжину».
Пестициды различаются по своей специфичности, то есть подиапазону поражаемых ими организмов. ДДТ, например, характеризуется широкимспектром действия, убивая многие виды животных. У пиримикарба спектр действиянамного уже — он действует на тлей и двукрылых, но не влияет на жуков и многихдругих насекомых. Аналогичным образом, далапон губит однодольные растения, нощадит двудольные, а гербициды на основе феноксиуксусной кислоты характеризуютсяпрямо противоположным действием.
Пестицидное отравление губительно действует на многихплотоядных, особенно птиц. Например, сокол сапсан полностью исчез на востокеСША в результате применения там ДДТ. Птицы особенно чувствительны к этомуядохимикату, поскольку он индуцирует гормональные изменения, влияющие наметаболизм кальция, а это приводит к истончению скорлупы откладываемых яиц,которые в большом количестве начинают биться даже при простом насиживании.
Свойства пестицидов значительно различаются между собой,поэтому и различна их потенциальная способность загрязнять окружающую среду. Ктаким свойствам пестицидов относятся испарение, растворение в воде и другихрастворителях, а также сопротивляемость разрушению. Последнее свойство особенноважно при определении степени воздействия пестицида на окружающую среду. Этосвойство характеризует стойкость, которая равна времени, необходимому для тогочтобы пестицид потерял не менее 95% своей активности при нормальных условиях иобычной интенсивности применения.
Попадая в различные объекты окружающей среды, пестицидынакапливаются в них либо включаются в различные миграционные цепи (рис. 1). Приэтом в каждом из объектов окружающей среды пестициды подвергаются всевозможнымпроцессам разложения.
/>
Рисунок 1 — Накопление и миграция пестицидов в окружающейсреде
Дезактивация пестицидов с помощью химических илибиологических процессов может длиться в течении от 1-12 недель до 2 и болеелет. Многие пестициды очень устойчивы и распространяются далеко от местприменения. Например, в середине 1960-х гг. ДДТ был обнаружен в печенипингвинов в Антарктике — очень далеко от тех мест, где применялся этот химикат.ДДТ сейчас запрещен во всех развитых странах, однако он сравнительно дешев и досих пор считается хорошим средством в определенных ситуациях, например приборьбе с малярийными комарами — с помощью ДДТ во многих странах удалосьполностью искоренить малярию. Решая вопрос о применении того или иногопестицида, часто приходится из двух зол выбирать меньшее.
Долговременные эффекты пестицидов, особенно в низких дозах, ивозможный синергизм их с другими загрязнителями среды и переносчиками болезней,изучены слабо в связи с относительной новизной большинства ядохимикатов. Растутопасения, что «безвредные» следы их метаболитов, сохраняющиеся в пище, хотя ине оказывают токсического, а тем более летального действия, могут тем не менееснижать сопротивляемость болезням и постепенно накапливаться в организме доопасного уровня.
Общий эффект использования пестицидов — снижение видовогоразнообразия. Обычно пестициды также повышают продуктивность на нижнихтрофических уровнях и понижают на верхних.
Растущее беспокойство по поводу злоупотребленияпестицидами привело к разработке правил их применения, принятыхв США и других индустриальных странах. Они охватывают все аспектыобращения с этими средствами: их перевозку, хранение, ликвидациюпустых емкостей, предельно допустимые остаточные количества и многое,многое другое. Из-за опасности, которую они представляют, постепенно изымаютсяиз употребления хлорорганические инсектициды (хлорированные углеводороды),такие, как хлордан, ДДТ и другие, хотя они, несомненно, принеслиопределенную пользу и здравоохранению, и сельскому хозяйству.Запрещены и некоторые фумиганты, применявшиеся ранее для газовогообеззараживания почвы и хранящегося зерна.
В истории мировой регламентации и управления поведениемпестицидов в окружающей среде наибольший удельный вес занимает гигиена питания.
Контактные препараты — попадают ворганизм вредителя при контакте с любой частью его тела.
Кишечные пестициды — попадающие в организмвредителя через органы питания.
Фумиганты — попадающие в организмвредителя через органы дыхания
Системные препараты — поступающие во все части растения и делающиеих ядовитыми для вредителей.
Это наиболее эффективные средства защиты растений, но и наиболееопасные для человека ввиду накопления стойких пестицидов внутри растительныхпродуктов.
Установленные закономерности поведения пестицидов объясняютсяспецифической особенностью применения препаратов, предусматривающей распылениевеществ над полями, садами и водоемами, в силу чего создаются условия длявзаимодействия многочисленных факторов — в результате остаточные количествапестицидов загрязняют природные среды и поступают в организм человека. Оценкахарактера негативного действия, установление причинно-следственных связейрассматриваемой сложной многопараметрической системы «пестицид — окружающаясреда — человек» является фундаментом для определения принципов и путейуправления с целью минимизации вредного действия пестицидов. Основупрофилактики составляют принятые во всем мире нормативы содержания пестицидовво всех объектах окружающей среды.
Большинство пестицидов поступает в организм человека через органыдыхания, кожу, желудочно-кишечный тракт.
Основной путь попадания пестицидов в организм — это пища. Впродуктах питания, в плодах растений, в мясе животных содержится остаточноеколичество пестицидов, причем в мясе может содержаться их даже больше, чем вплодах растений. Так как животные питаются в основном растительными кормами,естественно, количество пестицидов в мясе увеличивается — это пищевая цепочка.
Многие пестициды имеют свойство накапливаться в жировойткани. Если человек потребляет животные жиры, то он получает достаточно большоеколичество хлорорганических пестицидов, потому что они накапливаются в первуюочередь в животных жирах. Это, например, ДДТ, гексахлоран.
Некоторую часть человек получает с питьевой водой, но оченьнебольшую, так как растворимость многих пестицидов в воде очень низкая.
В определенных случаях человек получает большие дозыпестицидов из воздуха, с пылью. Это возможно, если человек живет в зоне,прилегающей к складам ядохимикатов, просроченных пестицидов, которые не былиутилизированы.
Для предупреждения попадания пестицидов в организм человекаразработаны оптимальные сроки обработки сельскохозяйственных культур.Соблюдение указанных сроков приводит к тому, что к моменту употребленияпродуктов пестициды успевают разложиться. Запрещается широкое использованиенаиболее стойких и вредных пестицидов.
Весьма эффективной профилактикой вредного действия пестицидовявляется выдержка сроков употребления загрязненных продуктов, так как приопределенных сроках хранения значительная часть пестицидов разлагается ивредного действия не оказывает. При невозможности длительного хранения вредноедействие пестицидов может быть устранено путем тщательного мытья, очистки икулинарной обработки.

Список использованной литературы
 
1.  ГореловА.А. Экология.Учебник / А.А. Горелов. – М.:Academia, 2006. – 400 с.
2.  КомовС.В.Введение в экологию: десять общедоступных лекций. Учебное пособие / С.В.Комов. — Екатеринбург: УрГУ, 2001. –82 с.
3.  Николайкин Н.И. Экология. 3-е изд.,стереотип. / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. — М.: Дрофа,2004. — 624 с.
4.  Постановлениеправительства СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиеническиетребования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утв. гл. гос. сан. врачом РФ 31.10.01.
5.  Ревич Б.А. Основы оценкивоздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека. Пособие порегиональной экологической политике / Б.А. Ревич, С.Л. Авалиани, Г.И. Тихонова.– М.: Центр экологической политики России, 2004. – 268 с.
6.  Степановских А.С. Общаяэкология: Учебник для вузов / А.С. Степановских. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 510 с.
7.  Федоров Л.А. Пестициды — токсический удар по биосфере и человеку / Л.А.Федоров, А.В.Яблоков. — М.:Наука, 1999. — 462 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.