Реферат по предмету "Экология"


Глобальное потепление климата и меры, предпринимаемые международным сообществом Киотский протоко

--PAGE_BREAK--1.2.2 Циклы М. Миланковича

«Мы живем в ледниковый период». Так была названа вышедшая в 1967 г. книга доктора наук, будущего академика В.М. Котлякова. А чем плох для наших дней заголовок: « Мы живем в эру циклов М, Миланковича»? В сущности, оба названия говорят об одном и том же. Еще в 1970 гг. с помощью палеотемпературных шкал по изотопам кислорода из глубоководных отложений Индийского и Тихого океанов было доказано, что упомянутым циклам природа Земли обязана своими регулярными превращениями из теплой зеленой в белую холодную в течение последних 1,7 млн. лет. Закономерно, что 11,6 тыс. лет назад поступило межледнековье – голоцен, в поздней фазе которого ныне находится наш мир. В 1970-е гг. было также установлено, что около 120 тыс. лет назад, т.е. в межледниковую эпоху, последнюю перед голоценовым (современном) потеплением климата уровень океана был на 2-10 мвыше современного. Значит, наблюдаемая послеледниковая природная трансгрессия мирового океана еще не достигла своего максимума, а размеры оледенения на континентах, а также островах – соответствующего минимума.

Установлено, что «механизм Миланковича» не только обеспечивает циклическое перераспределение бюджета солнечной радиации между высокими и низкими широтами земного шара в рамках, но и колебания бюджета солнечного тепла от цикла к циклу. Поэтому циклам Миланковича в 100 тыс. лет ( колебания эксцентриситета орбиты планеты), 41 тыс. лет (колебания наклона земной оси) и 22 тыс. лет ( прецессии) соответствуют крупнейшим изменениям климата, соответствующие оледенениям и межледниковьям, а также крупномасштабных чередований эпох потепления и похолодания внутри них.

Кривая температурных условий в Антарктиде в районе станции «Восток» считается природным календарем изменений климата на Земле в течении последних 420 тыс. лет. Ученые обратили внимание на ассиметрию этой кривой. Переходы от ледниковых эпох к межледниковым происходили гораздо быстрее, чем от межледниковым к оледенению. В короткие межледниковые пики тепла наступали стремительно.

Климатические события разного иерархического уровня соподчинены. Каждое из них наследует инерцию перекрывающих его по временной амплитуде. Несомненно, все это прямо и опосредованно проявляется в функционирование климатической системы и ее составляющих – атмосферы, гидросферы и литосферы. Однако эффект наложения климатических макроциклов разной длительности на протяжении межледниковий даже в голоцене почти не изучен, хотя это имеет огромное научное и практическое значение.

Так, быстрое таяние огромных ледников в позднеледниковое время и в первой четверти галоцена вызвало изостатическую неустойчивость крупнейших блоков литосферы. Примером служит современное гляциоизостатическое поднятие участков Балтийского щита. Поднятие такого типа присуще также Канадскому щиту. Такое вздымание – один из результатов флуктуаций энергетического бюджета климатической системы Земли, вызванных астрономическими причинами и пример большой инерционности климатической системы.

Сочетается с действием механизма Миланковича и влияния космопланетарных факторов на климат Земли. Это циклические изменения климата продолжительностью 1850 лет, 200-250, 55 лет, 22 года и 11 лет. Всего насчитывают более 25 различных по продолжительности циклов.

Некоторые увеличения светимости Солнца и солнечной активности, как выяснилось благодаря прямым наблюдениям, оказывают позитивное влияние на энергетический бюджет Земли, в том числе и в настоящее время. А то, что ведомая здесь – кривая земных температурных условий можно сказать со стопроцентной уверенностью.

По данным спутниковых наблюдений, с 1985-1986 гг. получаемая Землей лучистая энергия Солнца стала меньше возвращаться в космос в коротковолновой форме и больше – в длинноволновой. Это свидетельствует об уменьшении альбедо Земли, росте поглощения солнечной радиации и об изменении климата в сторону потепления без вмешательства парниковых газов. Между тем МГЭИК указывает на увеличение альбедо планеты.

Таким образом, влияние солнечно-земных связей на климат Земли, на функционирование системы атмосфера – гидросфера – литосфера выявляется в рамках целого комплекса наук о Земли. И настоящее время не исключение [4].




2. Проблема Киотского протокола
2.1 Рамочная конвенция ООН о глобальном изменении климата
Проблема изменения климата обозначилась давно, но вот попытки ее решения стали появляться лишь в конце ХХ века. Результатом переговоров мирового сообщества о возможных мерах борьбы с этим стала Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) 1992 г. и Киотский протокол (КП) 1997 г. к ней. На III Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата в г. Киото в декабре 1997 г. был принят Киотский протокол к РКИК, который зафиксировал определенные количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, включенных в Приложение I РКИК ООН. Эти страны по отдельности или совместно должны обеспечить, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в Приложении. А Киотского протокола, в эквиваленте СО2 не превышали установленные количественные обязательства по ограничению или сокращению объемов выбросов. Основная цель — сократить в период действия обязательств с 2008 по 2012 гг. общие выбросы парниковых газов, по меньшей мере, на 5% по сравнению с уровнем 1990 г. Коллективный целевой показатель (не менее 5%) должен быть достигнут путем сокращения выбросов на 8% Швейцарией, большинством государств Центральной и Восточной Европы и Европейским Союзом (Европейский Союз обеспечит достижение своего целевого показателя путем распределения различных долей среди государств-членов); на 6% Канадой, Венгрией, Японией и Польшей. Российская Федерация, Новая Зеландия и Украина должны стабилизировать уровень своих выбросов, тогда как Норвегия может увеличить выбросы до 1%, Австралия — до 8%, а Исландия до 10%. В соответствии с КП промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (в том числе Российская Федерация) в период с 2008 по 2012 годы берут на себя определенные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов своих парниковых газов. Количественные ограничения выбросов парниковых газов определенные Киотским протоколом для индустриально развитых и развивающихся стран (табл. 2).
Табл. 2. Количественные ограничения выбросов парниковых газов.

Сторона

Изменение выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990 г., %

Сторона

Изменение выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990 г. %

Австралия

108

Новая Зеландия

100

Австрия

92

Норвегия

101

Бельгия

92

Польша*

94

Болгария*

92

Португалия

92

Венгрия*

94

Россия

100

Германия

92

Румыния*

92

Греция

2

Словакия

92

Дания

92

Словения

92

Европейское сообщество

92

Великобритания

92

Ирландия

92

США

93

Исландия

110

Украина

100

Испания

92

Финляндия

92

Италия

92

Франция

92

Канада

94

Хорватия

95

Латвия

92

Чехия

92

Литва

92

Швейцария

92

Лихтенштейн

92

Швеция

92

Люксембург

92

Эстония

92

Монако

92

Япония

94

Нидерланды

92







Первоначальный период действия обязательств по Протоколу, так называемый «бюджетный период», равен пяти годам и охватывает 2008-2012 гг. Вместе с тем каждая из Сторон Протокола призвана добиваться очевидного прогресса в выполнении своих обязательств еще до наступления первого бюджетного периода, а именно к 2005 году [7].
2.2 Принятие Киотского протокола

Вопрос о необходимости разработки системы мер по достижению целей РКИК в виде протокола к ней вновь был поднят в 1995 на конференции в Берлине. В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны. Российская Федерация подписала Киотский протокол 11 февраля 1999.

Киотский Протокол– международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 году в Киото (Япония). Киотский протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений. Киотский протокол провозгласил количественное ограничение эмиссий парниковых газов в масштабах всего земного шара. Он был открыт для подписания с 16 марта 1998 г.по 15 марта 1999 г.Те государства, которые подписали протокол в этот период, должны его ратифицировать. Те же, кто его не подписал, например Беларусь, должны к нему присоединиться. Для вступления в силу протокола требуется его ратификация 55 Сторонами Конвенции, причем среди них обязательно должны быть развитые страны, обозначенные в Приложении I к Конвенции, на долю которых должно приходиться как минимум 55% выбросов СО2 в 1990 г. Протокол вступит в силу на девяностый день после того, как не менее 55 Сторон Конвенции, в том числе Стороны, включенные в Приложение I (развитые страны), на долю которых приходится в совокупности как минимум 55 процентов общего объема выбросов диоксида углерода. Сторон, включенных в Приложение I, за 1990 год, сдадут на хранение свои документы о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. Однако ратифицировать его многие страны не торопятся. Однако в целом страны все больше понимают, что глобальное изменение климата — проблема планетарного масштаба и решать ее придется всем миром. Принятие согласованного решения столь же необходимо и неизбежно, как и общая борьба с терроризмом. И чем раньше политики начнут реальные действия, тем меньше будет ущерб. Общие принципы и положения, изложенные в Киотском протоколе, оказались, однако, недостаточными для практического осуществления предусмотренных им механизмов и процедур. Потребовалось почти четыре года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены на 7-й конференции стран-участников РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001. В ходе детализации Киотского протокола Россия добилась принятия ряда своих требований – в частности, учета при определении квот каждой страны ее вклада в переработку углекислого газа при наличии обширных лесных массивов (таких как в РФ). Изначально и критики, и сторонники Киотского протокола осознавали, что его чисто практическое значение для сокращения выбросов очень невелико: если бы его не было, то в 1990–2010 выброс парниковых газов в мире вырос бы на 41%, а если все страны, подписавшие Киотский протокол, полностью выполнят его условия, то на 40%. Ценность Киотского протокола в том, что он является своего рода «пилотным проектом» для отработки механизмов глобального регулирования вредных выбросов. Принятие же полномасштабного международного соглашения о полномасштабной борьбе с загрязнениями планируется уже по истечении срока действия Киотского протокола в 2013 [7].




2.3 Россия в Киотском протоколе
2.3.1 Потенциальны выгоды России от участия в Киотском протоколе

К потенциальным выгодам от Киотского протокола можно отнести:

ü                Доходы от продажи российских квот сокращения выбросов парниковых газов (в соответствии со ст. 17 Протокола, разрешающей торговлю квотами);

ü                Зарубежные инвестиции в проекты сокращения выбросов парниковых газов на российских предприятиях в рамках проектов совместного осуществления [7]; при этом затраты инвестора возмещаются образующимися в ходе проекта квотами сокращения.

Реальный спрос на российские квоты в рамках прямой торговли квотами на сегодня практически отсутствует. В 2001г. из Протокола вышли США — единственный претендент на покупку квот в больших объемах (сама ст. 17 о торговле квотами была включена в Протокол по настоянию США). Остальные потенциальные покупатели — страны ЕС, Японии и Канада — с тех пор ни разу не проявили интереса к прямой закупке российских квот. Потребности в приобретении квот за рубежом эти страны намерены удовлетворить за счет инвестиционных проектов по сокращению выбросов парниковых газов (для России и других стран с переходной экономикой — проекты совместного осуществления, для развивающихся стран это — проекты чистого развития). Причины такого выбора понять легко: в отличие от прямой покупки квот, инвестиционные проекты являются еще и формой поддержки промышленности в странах — инвесторах. Деньги за квоты в рамках проектов в основном получают корпорации «экопрома» инвестирующей страны.

Именно проектная форма объявлена для стран ЕС единственным источником квот за рубежом. Это зафиксировано в так называемой «Связующей директиве», регулирующей поступление на рынок ЕС квот из внешних источников. Аналогичных позиций придерживаются также Япония и Канада.

Оценка возможного объема инвестиций в Россию в рамках проектов совместного осуществления базируется на:

ü                Средней цене на квоты, заявляемой инвесторам на переговорах по проектам совместного осуществления в России (в настоящее время эта цена составляет 3 евро за тонну СО2 — эквивалента);

ü                Оценке потребности стран-инвесторов в квотах, приобретаемых в России в рамках проектов совместного осуществления, которая базируется на официальных данных стран-инвесторов о потребности в квотах из внешних источников и на официальных прогнозах по географическому распределению этих источников;

В частности, официальная потребность ЕС на 2008-2012гг., заявленная в Директиве по торговле эмиссией, составляет 356 млн.т. СО2 — эквивалента. Из них 86% предполагается приобрести в развивающихся странах, а остальное — в странах бывшего СССР. Можно предположить, что из объёма, предназначенного странам бывшего СССР, на Россию придется от Ѕ до ѕ, что составит от 25 до 40 млн. т.

Аналогичные расчеты, сделанные на основе официальных данных Министерства экономики и торговли Японии, показывают потенциальную потребность этой страны в российских квотах в размере от 15 до 20 млн т.; потребность Канады оцениваются от 5 до 10 млн. т.

Итоговая потребность стран-инвесторов в российских квотах на указанный период оценивается в 45-70 млн. т. СО2 — эквивалента. При средней цене в 3 евро за 1 тонну объем инвестиций в Россию по линии проектов совместного осуществления может составить от 135 до 210 млн. евро.

Есть основания полагать, что эта оценка со временем может быть пересмотрена в сторону увеличения. В частности, интересна позиция некоторых стран ЕС (например Нидерландов), настаивающих на равном распределении капиталовложений между развивающимися странами и странами бывшего СССР. Не исключена также ситуация при которой намеченные странами-инвесторами обязательства сохранятся как элемент региональной политики или другой сравнительно нежесткой международной конструкции.

При таком сценарии резко возрастает важность снижения затрат на выполнение обязательств, что вызовет рост инвестиций в проекты сокращения выбросов за рубежом, в том числе и в России. При благоприятном стечении всех обстоятельств и тенденций возможный объем инвестиций в России по линии проектов совместного осуществления может вырасти до 400-500 млн. евро. (при неизменной цене на квоты) [4].
2.3.2 Возможные риски

Участие России в Киотском протоколе сопряжено с риском превращения России из нетто-продавца в нетто-покупателя с соответствующими последствиями для платежного баланса страны, а также с риском появления нового типа барьеров для российского экспорта энергоемкой продукции (эко-технологические ограничения) с соответственными последствиями для торгового баланса страны.

Риск превращения России в нетто-покупателя квот связан с перспективой превышения Россией уровня выбросов 1990г., зафиксированного для нее в качестве «потолка». Это превышение чревато немалым затратами: за каждую тонну СО2 — эквивалента, выброшенную сверх допустимого лимита, страна-нарушитель должна в дальнейшем представить 1,3 т сокращенных выбросов. Эти сокращения придется приобретать на внешнем рынке по ценам, которые, конечно же, вырастут, как только выяснится, что на квоты появился спрос со стороны России.

Расчеты возможностей превышения Россией уровня выбросов 1990г. проделаны на основе Энергетической стратегии РФ, в которой предусмотрены три базовых сценария энергопотребления до 2020г.

Согласно первому (вариант А), сохраняются существующий уровень энергоэффективности и существующая структура экономики страны.

По второму сценарию (вариант Б), произойдут существенные изменения (улучшение) структуры экономики страны, а уровень энергоэффективности отдельных отраслей и производств останется неизменным.

Третий сценарий (вариант В) предусматривает существенное изменение структуры экономики страны и значительное снижение энергоемкости во всех отраслях и производствах.

По неизвестной причине авторами энергетической стратегии расчеты выбросов парниковых газов в России проделаны лишь в рамках последнего базового сценария, в реальность которого поверить трудно (во всяком случае, динамика развития российской экономики в последние годы не дает для этого оснований). В рамках этого сверхоптимистического сценария превышение уровня 1990г. по выбросам парниковых газов в России ожидается не раньше 2020г.

В то же время реалистическая оценка тенденций развития российской экономики не позволяет считать третий сценарий осуществимым — хотя бы потому, что переход на него потребует колоссальных ресурсов, источник которых пока неизвестен. И до тех пор, пока он не выявлен, следует реальным первый сценарий (и в меньшей мере второй). Расчет выбросов парниковых газов по этим сценариям позволяет прогнозировать превышение Россией уровня выбросов парниковых газов 1990 г. уже в 2008=2012 гг. — первый период действия Киотского протокола. В частности, по первому сценарию Россия может превратиться в нетто-покупателя квот уже в 2009 г.

Впрочем, даже самый оптимистический сценарий не гарантирует России избавления от будущей роли нетто-покупателя квот. Он лишь отодвигает эту перспективу за пределы 2012 г., выдаваемый некоторыми российскими лоббистами за срок прекращения обязательств по Киотскому протоколу. Между тем в тексте протокола 2012 г. упомянут лишь как срок окончания первого периода действия обязательств, принятых для стран. Указаний на то, что с окончанием первого периода действия принятых обязательств протокол (и обязательства) прекращают действие, в тексте не содержится. В этом отношении протокол является бессрочным документом; пересмотр обязательств в его рамках возможен пока лишь в сторону их ужесточения.

Оценка возможных затрат России на приобретение квот за рубежом базируется на:

— оценке потребностей России в квотах внешнего происхождения в соответствии с базовыми сценариями выбросов парниковых газов в стране;

— имеющихся прогнозах повышения цен на квоты (средний прогнозируемый уровень на 2010 год — 8-10 евро за 1 т СО2-эквивалента).

В соответствии с описанными сценариями выбросов парниковых газов затраты России на выполнение обязательств по Киотскому протоколу могут составить до 2020 г.:

— по первому сценарию: 160 млрд. евро;

— по второму сценарию: 100 млрд. евро;

— по третьему сценарию расходы начинаются после 2022 г.

Затраты России можно уменьшить за счет реализации проектов сокращения выбросов на российских предприятиях (цена единицы сокращения в которых существенно ниже мировых и оценивается на уровне 3 евро за 1 т СО2-эквивалента). Такая тактика позволит снизить расходы России до 30 млрд. Приемлемость подобных расходов для России руководству страны предлагается оценить самостоятельно.

Доминирование Евросоюза в переговорном процессе по Киотскому протоколу позволило развивать его как инструмент технологического контроля и регулирования. В рамках механизма протокола формируется список «лучших имеющихся технологий», обеспечивающих снижения выбросов парниковых газов во всех отраслях и производствах. В основе их лежат прежде всего технологии стран ЕС, превратить которые в мировой стандарт помоет вступление в силу Киотского протокола.

Детальное знакомство с тактикой действий Евросоюза позволяет спрогнозировать следующий сценарий: «Киотские» технологические стандарты ЕС будут использованы для создания новых препятствий импорту энергоемкой продукции. Разумеется, эти препятствия будут созданы только в рамках ЕС; Киотский протокол необходим для придания им легитимности (в противном случае ЕС может попасть под удар как нарушитель правил ВТО).

Отсутствие каких-либо сведений о возможном отраслевом охвате такого рода барьеров, о предполагаемых процедурах и диапазоне санкций не позволяет точно оценить риски, задаваемые подобным сценарием российским экспортным отраслям промышленности. Но даже если учесть только металлургию. Возможный ущерб будет измеряться, миллиардами евро [4].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.