Реферат по предмету "Экология"


Географическая среда: взаимодействие природы и общества

/>Южно-Уральский Государственный Университет
Финансово-экономическийфакультетКОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
по курсу: “Экономическаягеография”
на тему:“Географическая среда: взаимодействие природы и общества”
Выполнил: студент ФЭВ
Группа №153
Пятков А.А.
Проверил: Никифоров С.А.
Челябинск
2002 г.

План:
I. Введение
II. Основная частьВзаимоотношение человека с природой: взгляд с исторической точки зрения Географическая среда и развитие общества Угроза экологических проблем в современном мире Разумное отношение человека к природе. Ноосфера
III. Заключение
IV. Списокиспользованной литературы


 I. Введение
Взаимодействиечеловека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного ростапромышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм иразмеров. Встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствиеисчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его обитания.
Цельработы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека и вытекающие изэтого взаимодействия проблемы.
 

II.Основная часть
1.Взаимоотношение человека с природой: взгляд с исторической точки зрения
Природа- это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе нашипознания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близкак понятию материи, можно сказать, что природа — это материя, взятая во всеммногообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
Историячеловеческого общества в определенном смысле являет собой картину егоизменяющегося взаимодействия с природой.
Всистеме античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющеесяцелое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, скольковоспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем,понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятиюприрода. При этом космос противопоставлялся хаосу — он трактовался как нечто нетолько всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеаломсчиталась жизнь в согласии с природой.
Совершеннодругое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре.Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богоми более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения былнаделен Божьим началом — душой. Более того, природа нередко понималась какисточник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этомвыступала как творение Божественного начала — души с греховным природнымначалом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов немогла стимулировать интерес к научному познанию природы.
Вэпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себякрасоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источникрадости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природаначинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочнойчеловеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человекаот природного естественного начала к социальному является источником всех нашихнесчастий.
Зависимостьчеловека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всехэтапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменяласьдиалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человекпостепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо.Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животногоцарства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывалисьперспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельностиподчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности,взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственныхнорм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта.Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсысоциальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразованиив человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фонеактивного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки ккоторому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, иобразуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесструда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление можетпроисходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл имогучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальнойдеятельности и формированием зачатков производственных отношений.[1]


2. Географическаясреда и развитие общества
Междуприродным и общественным нет пропасти — общество остается частью болееобширного целого — природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой.Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды.Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своеговозникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используядостижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследствобудущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средствакультурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другиеклиматические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.Воздействие общества на природу обуславливается развитием материальногопроизводства, науки и техники, общественных потребностей, а также характеромобщественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействияобщества на природу происходит расширение рамок географической среды иускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишитьсовременную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколенийи поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможетсуществовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уженеобратим.
Всвою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитиеобщества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды иочертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитиячеловечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человеквырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценоймучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природыведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественнойнеобходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельностиобщества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран ирайонов.
Природнаясреда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественноиной естественной средой его жизни является сфера всего живого- биосфера,включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей иокеанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюциибиосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновеснаясистема. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системойразвивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашейпланете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, икачественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видовживотных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеетнеобратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя ичеловека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процессизменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивноевоздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
Свозникновением человечества осуществляется переход к новому качественномусостоянию биосферы — ноосфере (от греческого noos- ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера — неотвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развитиябиосферы. Ноосфера — новая особая реальность, связанная с более глубокими ивсесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Онапредполагает не только использование достижений наук, но и разумноесотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципыотношения к природе — родному дому человечества.
Экология(от греческого oikos — обиталище, местопребывание) — это и естьнаука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет.Экология — комплексное научное направление, изучающее закономерностивзаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержаниядинамичного равновесия системы “общество-природа”..
Впрошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, человекбрал от природы столько, сколько позволяли его собственные производственныесилы. Но взаимоотношения человека с естественной средой обитания все болееопосредовались созданием им “второй природы”, человек повышает своюзащищенность от стихийного буйства природы.
Изобретаяспособы получения и использования железа и его сплавов, человек резкоувеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, стечением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихсяна земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дниэта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, посколькумасштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся напланете запасов этих ресурсов.
Такимобразом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.
Всяжизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части природы.Человек — часть и порождение великой “Матери- природы”. “Человек, — писал Маркс- живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человекдолжен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Обществоесть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресениеприроды, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.”[2]
“Телочеловека” уже не может ограничиваться его биологическим параметрами, а включаеттак же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя природа”. Человек в своемприродно-биологическом качестве — это не просто “часть” природы, а ееорганический элемент, находящийся во взаимодействии с другими элементами ичастями, составляющими некоторое динамически противоречивое единство. Внастоящее время взаимодействие общества и природы, человека и среды егообитания, составляет существо экологической проблемы. Это и загрязнениеатмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема, возникновениеэпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного баланса.
Остроеосознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимостиразумной гармонизации взаимодействий в системе “техника — человек — биосфера”.

3. Угроза экологических проблем в современном мире
Усиление связей науки с практикой влияет и на развитие самойнауки, порождая новые отрасли знания на стыке общественных, естественных итехнических наук. Наиболее характерный пример тому являет собой экология.Экологические проблемы возникли не сегодня. Их возраст – возраст цивилизации. Нотолько к середине XX в. они из теневых и практически неразличимых превратилисьв первостепенные. Таково одно из важнейших следствий НТР – установления новоготипа отношений природы и общества.
Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу,которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя какзавоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и бытьне могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведениесвоего «высшего продукта» до тех пор, пока она была способна стихийнонивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводитьвсеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей впланетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативныхэффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизнина Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствиядеятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимостьпринципиально изменить отношение человека к природе.
НТР заставляет отказаться от рассмотрения природы только каксредства, приучает людей воспринимать ее как цель деятельности. Это значит, чтоотныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихсяпроцессов превращаются в единый космический процесс...
«Мы отнюдь не властвуем над природой так, – писалФ.Энгельс, – как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над нейтак, как кто-либо находящийся вне природы… мы, наоборот, нашей плотью,кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее… все наше господство надней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать еезаконы и правильно их применять»[3].Совершенствуя свои физические и духовные потенции, человек одновременноразвивает и потенции остальной природы.
При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасностинарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеровсредств, необходимых для устранения эконарушений. Всесторонняя и правильнаяоценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла быпоказать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкиепункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественницспособна существовать только в условиях рационального общественного строя,уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии.
Вершина и исходный пункт нового рационализма – осмыслениеценности жизни каждого человека в структуре общественного целого. Такоеизменение и есть начало новой цивилизации, в которой должно быть надежнообеспечено первейшее право человека на жизнь, на мир, на труд.
Мы видим, что изменение роли и значения человека в системесоциума симметрично изменению характера отношений между природой и обществом.Если на генетической фазе человек случаен для такой системы, а существеннотолько целое (Гегель выразил это идеей доминирования целого над частью; отзвукиэтой идеи мы слышим и сегодня), то на современной фазе развития обществавозникла ясная и сильная тенденция сделать каждого человека субстанциальнымявлением в системе общественного целого, элементом, ей тождественным. Иначеговоря, право на жизнь становится абсолютно неотъемлемым правом каждогочеловека. Ясно, что дать сколько-нибудь полную картину столь мощногоприродно-социального преобразования способна только комплексная наука.
Таким образом, экологические задачи – как позитивные (прогноз иуправление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка ивосстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е.планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самыхразличных областях науки и техники становится жизненной потребностью.
Современная экологическая ситуация и тенденции ее развитияставят перед человечеством множество новых, острых и сложных проблем. И можемли мы сказать, что экологические проблемы целиком охватываются сферой толькоестественных либо только общественных или технических наук? Очевидно, нет. Ихрешение – как на уровне построения единой теории взаимодействия общества иприроды, так и на уровне разработки более конкретных и частных вопросов –предполагает самое непосредственное участие представителей всех этих группнаук.
Совершенно ясно, что правильные оценки и решения экопроблемнемыслимы без тесного взаимодействия всех без исключения существующих наук, и впервую очередь обществоведения, технических дисциплин и естествознания.
Когда же искусственно разрывается связь между ними и кэкопроблеме подходят односторонне, получаются самые различные казусы.
Комплексный подход к изучению естествознания и обществоведенияпозволяет правильно видеть, с одной стороны, общественные формы вовлечения ифункционирования новых природных процессов в орбиту практической деятельности,а с другой – естественнонаучные и технические содержательные«наполнители» тех или иных форм социальности. Другими словами, такойвзгляд позволяет увидеть современную общность, единство природы и общества, аравно и специфику того и другого. Поэтому он менее всего похож на нечтоаморфное и неразличимое. Ведь все большее единство природы и обществаобнаруживается каждый раз тогда, когда выявляется специфика того и другого. А этопредполагает дальнейшее разделение наук, которое в свою очередь черезопределенное время потребует их синтеза. И недопустимо абсолютизировать один изэтих процессов и противопоставлять его другому. У нас есть немало авторов,соблюдающих и требующих табу на поиск путей интеграции основныхестественнонаучных, технических и общественно-научных понятий и законов. Новедь развивать ту или иную, в том числе общественную, науку независимо отдругих наук можно только в тех рамках, в которых они обладают относительнойсамостоятельностью. И не более того! Как только такие рамки объективнооказываются найденными, на возникающие в это время вопросы данная наука уже неспособна ответить. Она вынуждена обращаться к другим наукам. Так, между всеминауками неизбежно возникает и пульсирует своеобразный «идейный ток».Он и превращает все многообразие научного знания в единое целое, в единуюнауку. (Размышления над законами движения этого «идейного тока»позволяют видеть некоторые новые моменты известной теоремы неполноты Геделя.)
Но дело не только в синтетическом характере объектаэкологического исследования. Более существенно то, что каждая израссматриваемых групп наук, входя в единую систему науки, вместе с тем обладаетсвоими специфическими особенностями. Эта специфика ведет к своеобразнойвзаимодополнительности общественных, естественных и технических наук.
Так, обращаясь к взаимодействию общества и природы, социальноепознание ставит и изучает вопросы о том, каковы цели, преследуемые человеком вэтом взаимодействии, на какие ценности он опирается или должен опираться всвоей преобразующей деятельности, какими будут социальные последствия в случае,если общество выберет тот или иной курс действий в своих взаимоотношениях сприродой.
Естествознание открывает принципиально новые возможности длявзаимодействия человека с природой и вместе с тем выявляет допустимые по темили иным параметрам пределы вмешательства человека в ход естественныхпроцессов. Что касается технических наук, то в сферу их интересов входит преждевсего создание и совершенствование средств взаимодействия общества и природы,причем таких средств, которые были бы не только эффективны экономически, но иприемлемы с точки зрения социальной и экологической.
Очевидно,таким образом, что, если говорить о будущем, то для построения единой теориивзаимодействия общества и природы, для рационального управления этимвзаимодействием существенно важна взаимодополнительность познавательных средстви подходов общественных, естественных и технических наук. Но не менее важно ито, что такая взаимодополнительность оказывается необходимой и при решенииконкретных и неотложных экологических проблем.[4]
4. Разумное отношение человека кприроде. Ноосфера
Концепцияноосферы у — это идея о роли разумной человеческой деятель­ности в природе.Сейчас при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможнообойтись без плодотворной прогностической идее Вернадского о становленииноосферы как про­цесса сознательного гуманистического преобра­зования человекомусловий своего естественного природного окружения. В условиях обостренияглобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многиеисследователи — представители естественных и гуманитарных на­ук — дляосмысления этих сложных процессов об­ращаются к наследию Вернадского, пытаясьнайти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы напроблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем био­сферы ивзаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечествав целом. Сам Вернадский, работавший на протяже­нии многих десятилетий над этойпроблемой, не оставил обобщающей работы о ноосфере. В своих работах он поставилпроблему, развил, углубил и создал ее фундамент, однако ученый не былудовлетворен достигнутыми результатами в ис­следовании этой темы.
Основнойего труд, посвященный проблеме ноосферы, — «научная мысль как планетарноеяв­ление» — не был опубликован при жизни автора. Вернадский делает попыткуувязать естественно — научную теорию геохимической миграции веще­ства и энергиис развитием общества, то есть найти момент перехода биосферы (вследствие ко­личественныхизменений, вносимых в нее челове­ком) в качественно новое состояние — ноосферу.
Начавнаучную деятельность как кристал­лограф и минералог, Вернадский заинтересовалсяпроблемой миграции химических элементов, а затем и энергии в природе. Этапроблема была подвергнута им всестороннему анализу — от ми­грации элементоватомных частиц до «вселенского»,  космического обмена вещества иэнергии.  В результате были выявлены различные факторы миграции химическихэлементов: роль физических процессов, влияние жизни и «живоговещества» (совокупности живых организмов) на формирование биогеосферы иобратного воздей­ствия природной среды на живые организмы, на­конец, место ироль социальной жизнедеятельно­сти в этом процессе, то есть специфика измене­ниябиогеохимической миграции вещества и энергии под воздействием человеческойдеятель­ности. Осуществления таких разносторонних и глубоких исследованийтребовало выхода за рамки эмпирического материала и методологии естественныхнаук, обращения к гуманитарным наукам и перехода к философским обобщениям.Научная значимость учения Вернадского о ноо­сфере состоит в том, что он какестествоиспыта­тель, исследуя геохимические процессы миграции вещества иэнергии в природе, выявил геологиче­скую роль жизни, живого вещества в планетар­ныхпроцессах, в становлении и последующем поддержании динамического равновесиябиосфе­ры — продукта жизнедеятельности и среды суще­ствования живых существ. Вэтом живом вещест­ве он выделил человека как планетарную силу, изменяющуюестественные биогеохимические процессы планеты, способную перестроить со­гласносвоим представлениям складывавшиеся на протяжении многих геологических эпохестест­венные циклы миграции вещества и энергии и изменять таким образомбиосферу Земли.
Восновании концепции ноосферы Вернад­ским положены идеи об объективном процессепреобразования человеком природы «в интересах свободно мыслящегочеловечества как единого целого», ибо ноосфера понималась им как окру­жающаячеловека среда, природное явление, но­вое состояние биосферы, а созидание ее — как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией обществас природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразованиеприроды.
Трудностьдля Вернадского как натурали­ста и естествоиспытателя состояла в том, чтоисследуя влияние человека, общества на природу, он столкнулся с качественноотличной от всех иных форм движения материи реальностью, под­чиненнойсвоимспецифическим законам, собст­венное развитие и взаимодействие которой сприродой не могут быть отождествлены или ре­дуцированы к биологической формедвижения материи или физическим и химическим законо­мерностям, присущим живой итем более неживой природе.
Ноосфера,согласно Вернадскому — это пре­образованная в интересах человека природа, рав­новесноесостояние которой поддерживается це­ленаправленной деятельностью обобществивше­госячеловечества. Очеловеченная природа появ­ляется вместе с человеком, когда онбыл еще не в состоянии регулировать протекание глобальных процессов природы.Ноосфера же — сознательно создаваемое человеком состояние природной среды.  Онавключает постоянное проявление ес­тественных процессов природы, но это управляе­маячеловеком природная среда его существова­ния.  Поскольку такое состояние еще недостиг­нуто, то преждевременно современный этап из­менения биосферы называтьноосферой.
Действительно,современное человечество еще не преодолело опасности возникновения раз­рушительныхвойн, расхищения ресурсов биосфе­ры, загрязнения природной среды, и т.п. Однакосовременное состояние взаимодействия общества с природой не может быть причинойсомнений в возможности создания ноосферы.
Концепцияноосферы обедняется и тогда, когда ее становление связывается только с фак­томпревращения человека в геологическую силу способную принципиально изменитьестествен­ную миграцию химических элементов на планете. Этого, если следоватьВернадскому, не доста­точно для становления ноосферы. «Геохимическаяактивность человека проявляется не прямо и не непосредственно, то есть не какчисто биологический процесс, но неизбежно опосредована складывающимися между людьмисложными социальными отношениями». Чтобы материально техническаядеятельность по изме­нению природной среды не приняла угрожающую формуэкологического кризиса, она необходимо должна сопровождаться кореннымисоциальными изменениями. Без таких социальных изменений не может бытьосуществлен рациональный обмен веществ с природой в интересах всех людей. Ноо­сферане совместима с антропогенной деграда­цией природной среды. Поэтому «однимиз пер­вых признаков создания ноосферы будет ликви­дация опасности глобальногоэкологического кризиса».
Другаякрайность — попытка связать ноо­сферу с сугубо социальными переменами. При этомиз поля зрения выпадают научные и матери­ально технические факторы обеспеченияизмене­ния способа воздействия общества на природу, позволяющие управлятьнеобходимым для под­держания биогенных констант процессом биогео­химическоймиграции вещества и энергии.

Заключение
Взаимодействиечеловечества и природы – это сложный процесс, в котором стороны должныстремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Между природным и общественным нетпропасти — общество остается частью более обширного целого — природы.
Современноеобщество еще не преодолело опасности возникновения раз­рушительных войн,расхищения ресурсов биосфе­ры, загрязнения природной среды.
Экологические задачи – как позитивные (прогноз и управлениепогодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановлениевоздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е. планетарногообобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различныхобластях науки и техники становится жизненной потребностью.
ГуманистВернадский видел, что для осуще­ствления перехода биосферы в ноосферу созданыреальные объективные предпосылки: произошла величайшая научная революция,открывшая путь для безграничного увеличения материальных и духовных силчеловечества, начался процесс эко­номического и социального объединения челове­чествав единую мировую ассоциацию. Эти пред­посылки должны стать той стихийносоздавав­шейся на протяжении многих тысяч лет основой, на достижениях которойчеловек только теперь может сознательно воплощать в жизнь свою идею опреобразовании биосферы в ноосферу, подчи­нить своей воле и разуму процессымиграции ве­щества и энергии и общественных трансформа­ций для обеспечениясвоего беспредельного про­грессивного развития.
Внастоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иногоспособа мышления, новой формы его самосознания — экологического сознания. Этопрежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое всвоем отношении к природе.[5]

Список использованной литературы:Взаимодействие общества и природы.  Сборник ста­тей / Под ред. Е. Т.  Фаддеева. М., 1996 г. Горелов А.А.  Человек -  гармония — природа. М., 1990 г. Марков Ю.Г.   Социальная экология. Новоси­бирск, 1986 г. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. т.42. М., 1987 г. Олейников Ю.В.    Экологические альтерна­тивы НТР. М., 1987 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.