Реферат по предмету "Химия"


Колебательные химические реакции

Министерство образования, науки,молодёжи и спорта
Теоретический лицей Петру Мовилэ
Кафедра
«Способность,труд, талант»
 
Курсоваяработа по химии на тему:
 
«Колебательныехимические реакции»
Выполнила:ученица 12А класса
Болюбаш Ирина
Преподаватель:Снидченко М.А.
* г. Кишинёв2007 *

Содержание:
1.        Введение:
          а)  Окислительно-восстановительные реакции
          б)  Колебательные химические реакции
2.        История открытияколебательных реакций:
а)      Исследования концентрационныхколебаний до открытия       
         реакции Б. П. Белоусова
3.        Теоретическаячасть:
а)      Математическая модель А. Лоткой
б)      Изучение механизма колебательных реакций
4.        Экспериментальнаячасть
5.        Заключение
6.        Приложение:
а)      Рецепты некоторых колебательных реакций
б)      Иллюстрации к проделанным опытам
7.        Литература

Введение.
 
Химия — наукаэкспериментальная. И поэтому эксперимент как метод научного исследования давнои прочно занимает ведущее место среди методов естественных наук. Эксперимент — важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии,превращения знаний в убеждения. Поэтому раскрытие познавательного значениякаждого опыта — основное требование к химическому эксперименту.
Под экспериментом (отлат. «experiтeпtuт» — «испытание») понимают наблюдение исследуемогоявления при определенных условиях, позволяющих следить за ходом этого явления иповторять его при соблюдении этих условий. Химический эксперимент занимаетважное место в обучении химии, так как через наблюдения и опыты познаётсямногообразие природы веществ, накапливаются факты для сравнений, обобщений, выводов.
Проводя опыты и наблюдаяза химическими превращениями в различных условиях, мы убеждается, что сложнымихимическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничеготаинственного, они подчиняются естественным законам, познание которыхобеспечивает возможность широкого использования химических превращений впрактической деятельности человека.
Однако результатынекоторых химических опытов неожиданны и не вписываются в традиционные представленияо свойствах веществ или закономерностях протекания химических реакций. Такиехимические превращения  были названы, проблемным экспериментом.
Еще в пору античностифилософы полагали, что любое познание начинается с удивления. Удивление,вызванное новым, ведёт к развитию любознательности (чувствительности кпроблемам в окружающем мире) с последующим формированием устойчивого интереса кчему-нибудь. Удивление и, следующая за ней, тяга к познанию – вот благодатнаяпочва для изучения проблемного эксперимента, формирования диалектического исистемного мышления, раскрытия творческого потенциала. 
Такое же состояние можетбыть вызвано ярким, впечатляющим химическим экспериментом (проблемнымэкспериментом). В химии причинами проблемных экспериментов, чаще всего,являются окислительно-восстановительные реакции.
Окислительно-восстановительныереакции
 
Существуют многочисленныекритерии классификации химических реакций. Один из важнейших – признакизменения степеней окисления элементов. В зависимости от того, изменяютсястепени окисления элементов или сохраняются, химические реакции могут бытьразделены на окислительно-восстановительные и проходящие без изменения степенейокисления.
Реакции, протекающие сизменением степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные),широко известны. Они играют большую роль в технике и природе, лежат в основеобмена веществ в живых организмах, с ними связаны процессы окисления, гниения,брожения, фотосинтеза. Процессы окисления (и восстановления) идут при сгораниитоплива, коррозии металлов, электролизе, с их помощью получают металлы, аммиак,щелочи и многие другие ценные продукты. Поэтому изучениеокислительно-восстановительных реакций предусмотрено школьными курсами неорганическойи органической химии.
Напомним основныеположения, связанные с концепцией окислительно-восстановительные реакций.
Степень окисления соответствует заряду, который возникбы на атоме данного элемента в химическом соединении, если предположить, чтовсе электронные пары, посредством которых данный атом связан с другими,полностью смещены к атомам элементов с большей электроотрицательностью.
Окислитель – вещество, содержащее атомы илиионы, принимающие электроны: Xm(окислитель) + ne- = X(m-n) , где m – степень окисления элемента висходном веществе, n – числоэлектронов.
Восстановитель – вещество, содержащее атомы илиионы, отдающие электроны:  Ym(восстановитель) — ne-= Y(m+n) .
Окисление – процесс отдачи электронов атомом,молекулой или ионом, при этом степень окисления элемента повышается.
Восстановление — процесс приёма электронов атомом,молекулой или ионом, при этом степень окисления элемента понижается.
Окисление ивосстановление – процессы сопряжённые, число электронов, отданныхвосстановителем в процесс его окисления, всегда равно числу электронов,принятых окислителем в процессе его восстановления.Колебательные химические реакции
 
В этой курсовой работе ярассмотрю частный случай проблемного эксперимента, колебательные химическиереакции. Колебательные реакции – это целый класс реакций окисления органическихвеществ с участием катализатора, обладающего окислительно-восстановительнымисвойствами. Этот процесс протекает циклично т. е. состоит из многократных повторений.
Колебательные химическиереакции были открыты и научно обоснованы в 1951 г. советским учёным БорисомПетровичем Белоусовым. Б.П. Белоусов изучал окисление лимонной кислоты при еёреакции с бромноватокислым натрием в растворе серной кислоты. Для усиленийреакции он добавил в раствор соли церия. Церий – металл с переменной валентностью(3+ или 4+), поэтому он может быть катализатором окислительно-восстановительныхпревращений. Реакция сопровождается выделением пузырьков СО2, и поэтомукажется, что вся реакционная смесь «кипит». И вот на фоне этого кипения   Б. П.Белоусов заметил удивительную вещь: цвет раствора периодически изменялся –становился то жёлтым, то бесцветным. Белоусов добавил в раствор комплексфенантролина с двухвалентным железом (ферроин), и цвет раствора сталпериодически изменяться от лилово-красного к синему и обратно.
Так была открыта реакция,ставшая знаменитой. Сейчас она известна во всём мире, её называют «реакцияБелоусова-Жаботинского». А. М. Жаботинский много сделал для понимания этогоудивительного феномена. С тех пор отрыто большое число аналогичных реакций.
История открытия колебательных реакций.
Открытие колебательнойхимической    реакции И. П. Белоусов сделал при попытке создать простуюхимическую модель некоторых стадий системы ключевых биохимический превращенийкарбоновых кислот в клетке. Однако  первого сообщения о его открытии напечатаноне было. Рецензент химического журнала усомнился в принципиальной возможностиописанной в статье реакции. Большинство химиков в те годы полагали, что чистохимических колебаний не бывает, хотя существование колебательных реакцийпредсказал в 1910 г. А. Лоткой на основе математической теории периодическихпроцессов.
Вторая попыткаопубликования результатов исследования была предпринята учёным в 1957 г., иопять он получил отказ, несмотря на появившиеся тогда работы бельгийскогофизика и физикохимика И. Р. Пригожина. В этих работах была показана возможностьи вероятность колебательных химических реакций.
Лишь в 1959 г. Былнапечатан краткий реферат об открытии Б. П. Белоусовым периодически действующейколебательной химической реакции в малоизвестном издании «Сборникрефератов по радиационной медицине».
А всё дело в том, чтокогда Б. П. Белоусов сделал  своё  открытие,  периодические  измененияконцентрации реагентов казались нарушением законов  термодинамики. В самомделе,  как  может реакция идти то в прямом, то в противоположном направлениях?Невозможно представить себе, чтобы всё огромное число  молекул в сосуде было тов одном, то в другом состоянии  (то все «синие», то  все «красные»…).
Направление реакции определяетсяхимическим (термодинамическим) потенциалом  –  реакции  осуществляются внаправлении более  вероятных состояний, в направлении уменьшения свободнойэнергии системы. Когда реакция в данном направлении завершается, это значит,что её потенциал  исчерпан, достигается термодинамическое равновесие, и беззатраты энергии, самопроизвольно, процесс  в обратную  сторону  пойти  неможет. А тут… реакция идёт то в одном, то  в  другом  направлении.
Однако никакого нарушениязаконов в этой реакции не было.  Происходили колебания – периодическиеизменения – концентраций промежуточных  продуктов, а не исходных реагентов иликонечных продуктов. СО2 не превращается  в  этой реакции в лимоннуюкислоту, это в самом деле невозможно. Рецензенты не учли, что пока системадалека от равновесия, в ней вполне могут происходить многие замечательные вещи.Детальные траектории системы от начального состояния к конечному могут бытьочень сложными.  Лишь в последние десятилетия этими проблемами стала заниматьсятермодинамика систем, далёких от равновесия. Эта новая наука стала основой  новойнауки – синергетики (теория самоорганизации).
Реакцию  Белоусова,  какотмечено выше, детально изучил А. М. Жаботинский  и  его  коллеги.  Они заменили  лимонную кислоту малоновой. Окисление малоновой кислоты несопровождается  образованием  пузырьков  СО2, поэтому  изменение окраски  раствора можно без помех регистрировать фотоэлектрическими приборами.В дальнейшем оказалось, что  ферроин  и  без церия служит катализатором этойреакции. Б. П. Белоусов уже в первых  опытах заметил ещё одно  замечательное свойство  своей  реакции:  при  прекращении перемешивания изменение окраски врастворе распространяется волнами. Это распространение  химических  колебаний  в   пространстве стало особенно наглядным, когда в 1970 г. А. М. Жаботинский иА. Н. Заикин  налили реакционную  смесь  тонким  слоем  в  чашку  Петри. Вчашке образуются причудливые фигуры – концентрические окружности, спирали,«вихри», распространяющиеся со скоростью около 1 мм/мин. Химические  волныимеют ряд необычных свойств. Так, при столкновении они гасятся  и  не  могутпроходить сквозь друг друга.
Исследованияконцентрационных
колебаний до открытия реакции Б. П. Белоусовым
 
Но как гласит история,открытие Б. П. Белоусова было отнюдь не первым в мировой науке. Оказалось, чтоодна из первых публикаций по химическим колебаниям относится к 1828 г. В нейТ.Фехнер изложил результаты исследования колебаний электрохимической реакции.Наиболее интересна работа М. Розеншельда, относящаяся к 1834 г. Ее авторсовершенно случайно заметил, что небольшая колба, содержащая немного фосфора, втемноте испускает довольно интенсивный свет. В самом факте свечения фосфора небыло ничего удивительного, но то, что это свечение регулярно повторялось каждуюседьмую секунду, было интересно. Сорок лет спустя эти эксперименты с «мерцающейколбой» продолжил француз М.Жубер (1874). Ему удалось в пробирке наблюдатьпериодическое образование «светящихся облаков». Еще через двадцать лет такженемецкий ученый А.Центнершвер исследовал влияние давления воздуха напериодические вспышки фосфора. В его экспериментах период вспышек начинался с20 с и уменьшался с понижением давления.
Особенно яркая страница вистории химических колебаний связана с так называемыми кольцами Лизеганга. В1896 г. немецкий химик Р.Лизеганг, экспериментируя с фотохимикатами, обнаружил,что если капнуть ляписом на стеклянную пластину, покрытую желатиной, содержащейхромпик, то продукт реакции, выпадая в осадок, располагается на пластинке концентрическимиокружностями. Лизеганг увлекся этим явлением и почти полвека занимался егоисследованием. Нашлось и практическое его применение. В прикладном искусствекольца Лизеганга использовали для украшения различных изделий с имитацией яшмы,малахита, агата и т. п. Сам Лизеганг предложил технологию изготовленияискусственного жемчуга.
Перечень подобныхпримеров можно продолжить. Вслед за указанными были открыты колебательныереакции на границе раздела двух фаз. Из них наиболее известны реакции на границеметалл–раствор, получившие специфические названия – «железный нерв» и «ртутноесердце». Первая из них – реакция растворения железа (проволоки) в азотнойкислоте – получила свое название из-за внешнего сходства с динамикойвозбужденного нерва, замеченного В.Ф.Оствальдом. Вторая, вернее один из еевариантов, – реакция разложения Н2О2 на поверхностиметаллической ртути. В реакции происходит периодическое образование ирастворение пленки оксида на поверхности ртути. Колебания поверхностногонатяжения ртути обусловливают ритмические пульсации капли, напоминающие биениесердца. Но все эти реакции не привлекали особенного внимания химиков, посколькупредставления о ходе химической реакции были еще достаточно смутными.
Лишь во второй половинеXIX в. возникли термодинамика и химическая кинетика, положившие началоспецифическому интересу к колебательнымреакциям и методам их анализа. Математическая модель А. Лоткой
Математическая теорияколебаний в системах, аналогичных химическим реакциям, была опубликована еще в1910 г. А. Лоткой – он  написал систему дифференциальных уравнений, из которойследовала возможность периодических режимов. Лотка рассматривал взаимодействие«жертв», например травоядных животных, и поедающих их «хищников» (X и Y). Хищникипоедают жертв и размножаются – концентрация Y растёт, но до некоторого предела,когда численность жертв резко уменьшается, и хищники умирают от голода –концентрация Y уменьшается.  Тогда уцелевшие жертвы начинают размножаться –концентрация X растёт. Уцелевшие хищники вслед за этим также размножаются,концентрация Y снова растёт, и так далее многократно. Наблюдаются периодическиеколебания концентрации реагентов. Ясно, что условием таких незатухающих(длительное время) колебаний является изобилие травы – пищи жертв. УравненияЛотки усовершенствовал В. Вольтерра. А современную теорию колебаний разработалироссийские физики Л. И. Мандельштамм, А. А. Андронов, А. А. Витт, С. Э. Хайкин,Д.  А. Франк-Каменецкий. Так что для физиков и математиков открытие Белоусоване было таким удивительным.
Изучение механизмаколебательных реакций.
 
Детальный механизмреакции  Белоусова всё  ещё  известен  не полностью. В первых работах казалось,  что  число  промежуточных  продуктов невелико. Для  объяснения природы  колебаний  было  достаточно  представить себе, как сначала измалоновой кислоты образуется броммалоновая  кислота, и при дальнейшей реакции сней KВrO3 превращается в KBr. Анион  Br--  тормозитдальнейшее  окисление  броммалоновой  кислоты,  и  накапливается  окисленнаяформа катализатора (четырёхвалентного  церия  или  трёхвалентного  железа  вкомплексе с фенантролином). В  результате  прекращается  накопление  Br--, и окисление броммалоновой кислоты возобновляется...  Теперь  ясно,  что  такоймеханизм далеко не полон. Число  промежуточных  продуктов  достигло  четырёхдесятков, и изучение продолжается.
В 1972 г. Р. Нойес  и сотрудники  показали,  что  реакция  Белоусова- Жаботинского –  итог,  по крайней  мере,  десяти  реакций,  которые   можно объединить в три группы – А,Б и В.
Сначала (группа  реакций А)  бромат-ион взаимодействует с бромид-ионом в присутствии Н+ собразованием  бромистой  и гипобромистой кислот:
BrO-3+ Br-- + 2H+ = HBrO2  + HOBr     (А1)
Далее   бромистая  кислота   реагирует   с   бромид-ионом,    образуя
гипобромистую кислоту:
HBrO2+ Br-- + H+ = 2HOBr     (А2)
 
Гипобромная кислота, в своюочередь, реагирует с бромид-ионом, образуя свободный бром:
HOBr + Br--+ H+ = Br2 + H2O     (А3)
Малоновая кислотабромируется свободным бромом:
Br2+ CH2(COOH)2 = BrCH(COOH)2 + Br--+  H+     (А4)
В результате всех этихреакций малоновая кислота бромируется свободным бромом:
BrO-3+ 2Br-- + 3CH2(COOH)2 + 3H+ =3BrCH(COOH)2 + 3H2O     (А)
Химический смысл этой группыреакций двойной: уничтожение  бромид-иона и синтез броммалоновой кислоты.
Реакции группы Б возможнылишь при отсутствии  (малой  концентрации) бромид-иона. При взаимодействиибромат-иона с бромистой кислотой  образуется радикал BrO2.
BrO-3+ HBrO2 + H+ > 2BrO2 + H2O     (Б1)
BrO2 реагируетс церием (III), окисляя его до церия (IV), а сам восстанавливается до бромистойкислоты:
BrO2+ Ce3+ + H+ > HВrO2 + Ce4+     (Б2)
 
Бромистая кислота распадаетсяна бромат-ион и гипобромистую кислоту:
2HBrO2> BrO-3 +HOBr + H+     (Б3)
Гипобромистая кислотабромирует малоновую кислоту:
HOBr + CH2(COOH)2> BrCH(COOH)2 + H2O     (Б4)
В итоге реакций группы Бобразуется броммалоновая кислота и четырехвалентный церий.
Колебания концентрацийосновных компонентов реакции: бромистой кислоты и феррина – в фазовомпространстве представляются в виде замкнутой  линии (предельного цикла).
BrO-3+ 4Ce3+ + CH2(COOH)2 + 5H+  > BrCH(COOH)2 + 4Ce4+ + 3H2O    (Б)
 
Образовавшийся в этихреакциях церий (IV) (реакции группы В):
6Ce4++ CH2(COOH)2 + 2H2O > 6Ce3+ +HCOOH + 2CO2 +6H+     (В1)
4Ce4++ BrCH(COOH)2 + 2H2O >  Br-- +  4Ce3++ HCOOH + 2CO2 + 5H+  (В2)
 
Химический смысл этойгруппы реакций: образование бромид-иона,  идущее тем интенсивнее, чем выше концентрация  броммалоновой  кислоты.  Увеличение концентрации  бромид-иона приводит к прекращению (резкому замедлению) окисления церия (III) в церий (IV). В исследованиях  последнего  времени церий обычно заменяют ферроином.
Из этой (неполной)последовательности этапов реакции  Белоусова-Жаботинского видно, сколь сложнаэта система. Так, достаточно учитывать изменение концентрации всего трехосновных промежуточных компонентов реакции HВrO2 (бромистойкислоты), Br-- и  ферроина (или церия).
Первый шаг в реакции – в результатеавтокаталитической  реакции образуется бромистая кислота (быстрый,  подобный взрыву  процесс),  ферроин трансформируется в ферриин (окисленную форму ферроина).
Второй  шаг – в результате взаимодействия сорганическим  компонентом  феррин  начинает медленно трансформироваться обратно в ферроин, и одновременно  начинает образовываться бромид-ион.
Третий  шаг  –  бромид-ион  является эффективным ингибитором автокаталитической реакции (1-й   шаг). Как следствие,прекращается  образование  бромистой кислоты, и она быстро распадается.
Четвертый шаг – процесс распада ферриина, начатыйна 2-м шаге,  завершается; бромид-ион удаляется  из  системы.  В  результате система  возвращается  к состоянию, в  котором  находилась  до  1-го  шага,  и процесс  повторяется периодически. Существует несколько математических моделей(систем дифференциальных уравнений), описывающих эту реакцию, колебанияконцентрации ее реагентов и закономерности распространения  концентрационныхволн.

Экспериментальнаячасть:
Реакция взаимодействиялимонной кислоты с броматом калия:
 
Реактивы:
1. KMnO4(перманганат калия).
2. KВrO3(калийбромноватокислый или бромат калия).
3. H2SO4(концентрированная).
4. Лимонная кислота.
5. Дистиллированная вода.
Ход работы: Навеску лимонной кислоты – 2 грастворили в 6 мл H2O. В полученный раствор добавили навеску калиябромноватокислого — 0,2 г и долили 0,7 мл концентрированной серной кислоты.Затем внесли 0,04 г перманганата калия и довели объем полученного раствора до10 мл дистиллированной водой. Тщательно перемешали до полного растворенияреактивов.
Наблюдения: Сразу после добавления KMnO4раствор приобрёл фиолетовую окраску и начал «кипеть». Через 25 с, при бурномкипении, цвет раствора стал меняться на коричневый. С течением реакции растворпостепенно светлеет — вплоть до светло-желтого цвета. Через 3 мин 45 с начинаетсярезкое потемнение раствора (похоже на диффузию жидкости высокой плотности), ичерез 40 с раствор снова становится полностью коричневым. Далее все повторяетсяс периодом 4,5 мин – 5 мин. Через довольно большой промежуток времени реакцияначинает замедляться, затем и прекращается вовсе (раствор жёлтого цвета).
      />Колебательныеокислительно-восстановительные реакции:
Реактивы:
1.        FeSO4. 7H2O кристаллический гептагидрат сульфата железа(II) или  
     Fe(NH4)2(SO4)2.6H2O(соль Мора)гексагидрат сульфата диаммония-   
    железа(II)              
2. Ce(NO3)3.6H2O гексагидрат нитрата церия(III)
3. KBr водный раствор бромидакалия (2 моль/л, или 12 г на 50 мл воды)
4. KBrO3насыщенныйраствор бромата калия (около 10 г на 100 мл воды)
5. H2SO4концентрированная серная кислота
6. CH2(COOH)2водный раствор малоновой кислоты (5 моль/л, или 52 г в
    100 мл воды)
7. C12H8N2(phen) о-фенантролин
8. дистиллированная вода
 
Посуда и приборы: Полилюкс с экраном, стекляннаяпластинка размером 25Χ25 см, чашка Петри, мерная колба емкостью 100 мл,колба Эрленмейера емкостью 250 мл с пришлифованной пробкой, шесть пипеток, бюретка,стеклянная палочка, промывалка, фильтровальная бумага.
Описание опыта: Для демонстрации экспериментапредварительно готовят растворы А и Б.
Раствор А – раствор ферроина – комплексажелеза(II) с о-фенантролином (phen). В мерную колбу емкостью 100 мл вносят 0,70г гептагидрат сульфата железа(II) (или 0,99 г соли Мора) и 1,49 г о-фенантролина,доводят объем раствора водой до метки и перемешивают. Раствор приобретаеткрасный цвет за счет образования фенантролинового комплекса железа(II):
Fe2++ 3 phen = [Fe(phen)3]2+
 
Раствор Б– раствор броммалоновой кислоты (готовится непосредственноперед демонстрацией). В коническую колбу с пришлифованной пробкой вводят 3,3 млраствора бромида калия, 5 мл раствора малоновой кислоты и 5 млконцентрированной серной кислоты. Полученный раствор титруют из бюреткинасыщенным раствором бромата калия при перемешивании после добавления каждойпорции титранта, добиваясь исчезновения коричневой окраски за счет выделенияброма в параллельно протекающей реакции конмутации:
BrO3–+ 5Br– + 6H+ = 3Br2 + 3H2O
3Br2+ 2CH2(COOH)2 + 2H2O = BrCH(COOH)2+ HCOOH + CO2↑ + 5HBr
 
Общий объем растворабромата калия, пошедшего на титрование, должен составлять около 7,5 мл.Образующаяся броммалоновая кислота неустойчива, однако некоторое время ее можнохранить при температуре 5100С.
Для непосредственнойдемонстрации опыта на стеклянную пластинку, закрывающую световое окнополилюкса, ставят чашку Петри, в которую последовательно вносят с помощьюпипеток 10 мл насыщенного раствора бромата калия, 4 мл раствора броммалоновойкислоты и 1,5 мл раствора ферроина. В течение нескольких минут на красном фонепоявляются голубые пятнышки за счет образование фенантролинового комплексажелеза(III) [Fe(phen)3]3+в результатеокисления соответствующего комплекса железа(II):
 
6[Fe(phen)3]2++ 6H3O+ + BrO3– = 6[Fe(phen)3]3++ 9H2O + Br–
Этот процесс являетсясамоускоряющимся. Образующийся комплекс [Fe(phen)3]3+окисляет броммалоновую кислоту с образованием бромид-ионов:
4[Fe(phen)3]3++ BrCH(COOH)2 + 7H2O =
= 2CO2↑+ 5H3O+ + Br– + HCOOH + 4[Fe(phen)3]2+
 
Выделяющиеся бромид-ионыявляются ингибиторами реакции окисления комплексов железа(II) бромат-ионами.Только когда концентрация комплексных ионов [Fe(phen)3]2+становится достаточно высокой, ингибирующая активность бромид-ионовпреодолевается, и раствор становится голубым за счет образования комплексажелеза(III). Процесс повторяется снова и снова, поэтому и окраска растворапериодически изменяется из голубой в розовую, или наоборот. Изменение окраскиначинается с появлением на розовом фоне голубых пятнышек, от которых во всестороны расходятся концентрические волны окраски. С течением времени скоростьизменения окраски уменьшается и, в конце концов, процесс затухает. При этом наэкране можно наблюдать появление “черных точек”  проекций пузырьковвыделяющегося диоксида углерода.
Диапазон окрасок можнорасширить, если добавить в чашку Петри несколько кристаллов гексагидратанитрата церия(III) Ce(NO3)3. 6H2O.Тогда, помимо голубой и розовой окраски, можно наблюдать желтое (за счетобразования соединений церия(IV)) или зеленое окрашивание (вследствие налоналожения желтого и голубого цвета):
 
6Ce3++ BrO3– + 15H2O = 6[Ce(OH)2]2++ Br– + 6H3O+
4[Ce(OH)2]2++ BrCH(COOH)2 + 3H3O+ =
= 2CO2↑+ Br– + HCOOH + 4Ce3++ 9H2O
 
При нагревании скоростьреакций возрастает, а смена окрасок убыстряется.
Примечание. Фенантролин представляет собойгетероциклическое соединение с двумя атомами азота, обладающими неподелённымипарами электронов и способными к координации. В комплексных соединениях с железомо-фенантролин играет роль бидентатного лиганда и образует прочные комплексыхелатного типа.
Заключение.
К настоящему времениреакция Белоусова–Жаботинского заняла достойное место в мировой науке. Каждыйгод в мире проводится по нескольку международных конференций по динамикенелинейных химических систем, а слова «BZ-reaction» (сокращение: реакцииБелоусова-Жаботинского)  звучат  на десятках других конференций, посвященныхпроблемам физике, химии, биологии.
Изучение реакцииБелоусова-Жаботинского, как я убедилась, имеет огромное значение, ведь онанашла применение в различных областях науки и техники. Эта реакция используетсякак модель для исследования грозного нарушения работы сердца – аритмии ифибрилляций. А в недавнее время были начаты эксперименты со светочувствительноймодификацией этой реакции, когда динамика в этой системе зависит отинтенсивности света. Оказалось, что такую реакцию можно использовать каквычислительную машину для хранения и обработки изображения. Светочувствительнаямодификация реакции Белоусова-Жаботинского может служить прототипом вычислительногокомплекса, который возможно, придет на смену ЭВМ.
С другой стороны,колебательные химические реакции являются ярким примером самоорганизации внеживой природе, и в этом смысле имеется не  только естественно-научное, но ифилософское значение. Фундаментальные изменения в естествознании, породившиетак называемую теорию самоорганизации, обусловлены в значительной степениначальным импульсом, приданным ей российскими учеными на рубеже 1950–1960-хгг., когда Белоусов открыл окислительно-восстановительную химическую реакцию.При этом были обнаружены поразительные аналогии, оказалось, что многие природныеявления, начиная от образования галактик до смерчей, циклонов и игры света наотражающих поверхностях, по сути дела, – процессы самоорганизации. Они могутиметь самую различную природу: химическую, механическую, оптическую,электрическую и др.
Так, все больший удельныйвес приобретают исследования прикладной направленности, например, в областимоделирования альтернативных средств обработки информации (в частности, анализсложных мозаик с градацией яркости объектов). Еще одним новым направлениемприкладных исследований является изучение особенностей полимеризации вБЖ-системе или сходных с ней.
Сложнойпространственно-временной организации, проявляемой БЖ-системой в отсутствиеперемешивания, со временем нашлись аналогии в природе, в биологических системах(например: периодические процессы клеточного метаболизма, волны активности всердечной ткани и в тканях головного мозга, процессы, происходящие на уровне неэкологических систем), в новой ее области – синергетики (теориисамоорганизации), а также экспериментальные работы инициировали развитиесовременной теории динамических систем. Хотя в настоящее время многое в такихреакциях уже понятно, однако причины, вызывающие колебательные химическиепроцессы, остаются до конца невыясненными.
В настоящее времякинетика колебательных реакций – бурно развивающаяся отрасль знаний, возникшаяна стыке химии, биологии, медицины, физики, математики. Мне было оченьинтересно познакомиться со столь необычными и на первый взгляд невозможнымисвойствами живой материи. Но ещё больше меня поразило, что такое невероятное посвоей значимости, впечатляющее открытие долгие годы не воспринималось другими,и просто не было понято великими умами того времени. Это открытие прошло свойтернистый путь, и, в конце концов, заняло достойное место в мировой науке. Асама возможность такой реакции ещё раз доказывает, что в нашем мире существуетещё очень много неизведанного и неизученного.  
Приложение.
Рецепты некоторыхколебательных реакций
 
Рецепт 1: Необходимо приготовить растворыперечисленных далее  веществ из расчета их конечных концентраций: малоноваякислота 0,2 М; бромат  натрия 0,3 М; серная кислота 0,3 М; ферроин 0,005 М.Ферроин можно заменить сульфатом двухвалентного марганца или трехвалентногоцерия, но при этом интенсивность окраски будет существенно слабее. Около 5 мл раствора всех компонентов нужно налить в чашку Петри так, чтобы толщина слояжидкости была 0,5-1 мм. Через 3-8 мин (переходный период) можно  наблюдатьколебания и химические волны.
Рецепт 2: В плоскую прозрачную кювету слоями(1 мл) налить следующие растворы:
— KВrO3 (0,2 моль/л)
- малоновую кислоту (0,3 моль/л)
- ферроин (0,003 моль/л)
— H2SO4 (0,3 моль/л)
Кювету поставить на лист белойбумаги. Темп реакции можно изменить, добавляя щелочь или кислоту.
Рецепт 3: Необходимы растворы:
-  лимонной кислоты (40 г в 160 мл H2O)
-  H2SO4(1:3).
А также навески:
-  KBrO3 (16 г)
-  Ce2(SO4)3 (3-3,5 г)
 Раствор лимонной кислоты нагреть до40°-50° С, затем высыпать навеску KВrO3. Стакан поставить на листбелой бумаги и внести навеску Ce2(SO4)3 инесколько мл H2SO4. Сразу начинает происходитьчередование цветов: желтый > бесцветный > желтый, с периодом 1-2 мин.
Рецепт 4: Необходимы растворы:
— H2O2 (50 мл 30%)
— KIO3 (7,17 г в 50мл H2O)
— HСlO4 (30 мл разбавленного раствора)
— малоновая кислота (3 г в 50 мл H2O).И навески:
— MnSO4(1г) и немного крахмала.
Все слить в один стакан(200-250 мл), добавить навески, размешать стеклянной палочкой. Происходитчередование цвета: бесцветный > жёлтый > голубой.

 
Список литературы.
1.        Алиев Р., ШнольС. Э.  «Колебательные химические реакции». Кинетика и катализ. 1998. № 3. С.130-133.
2. Шноль С. Э. Знание – Сила. 1994. №3. С. 62-71.
3. Жаботинский А. М. Концентрационныеавтоколебания. М.: Наука, 1974.
4. Гарел Д., Гарел О. Колебательныехимические реакции / Пер. с англ. М.:
    Мир, 1986.
5. Дубнищева Т. Я. Концепциисовременного естествознания. Новоси-
    бирск: ЮКЭА, 1997, С. 683 – 697.
6. Концепции современногоестествознания. Под ред. В. Н. Лавриненко,                         
    В. П. Ратникова, М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999, С. 78 — 87.
7. ВавилинБ.В. «Автоколебания в жидкофазных химических системах».      
    Природа, 2000, № 5, С. 19 –25.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономика Омской области: проблемы реструктуризации
Реферат Imagery Essay Research Paper I SELECTED TO
Реферат European Union Essay Research Paper Themanaged exchange
Реферат Учёт расчётов с персоналом по оплате труда на промышленном предприятии на примере ОАО СКДМ
Реферат Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Реферат 1. Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)
Реферат Борьба чернокожего населения Соединенных Штатов Америки за гражданские права
Реферат Расчет площади сложной фигуры с помощью метода имитацеонного моделирования .
Реферат Проблема характера в произведении Трифонова "Дом на набережной"
Реферат Heart Of Darkness Mystery And Suspense Essay
Реферат Развитие капитализма в Украине
Реферат 6. Разработка системы сбалансированных показателей
Реферат Лизинг
Реферат Видимо никому из нас не сделаться памятником реминисценции из пушкинских стихотворений о поэте и
Реферат Региональный компонент и межкультурная компетенция в подготовке и повышении квалификации учителей немецкого языка