Реферат по предмету "Финансы"


Формирование финансовой политики организации

--PAGE_BREAK--Следует отметить, что на все заявленные виды деятельности имеется лицензия, а на произведенную собственными силами продукцию сертификаты. Что, безусловно, является одним из ключевых факторов успехов в высококонкурентной рыночной среде.
В настоящий момент основными целями организации являются укрепление своих позиций на рынке строительных работ и освоение своей ниши на рынке продажи строительных материалов.
2.2. Анализ организации управления
Структура управления организацией ООО «Траян» является линейно-функциональной. Данная система управления вполне соответствует решению стоящих перед организацией задач.




Зам. директора по финансам



Зам. директора по коммерческим вопросам



Зам. директора по производству




Главный бухгалтер


Главный инженер



Начальник участка




Инженер – сметчик



   

Офис-менеджер


Мастера




Производственный цех


Столярный цех



Рабочие – строители


Рис. 2.1. Структура управления организацией ООО «Траян».
Переход к функциональной структуре  управления произошел совсем недавно. Что было связано с расширением деятельности организации. Как уже было сказано, предприятие открыло собственное производство. Поэтому и разделение на функциональные отделы стало просто необходимым для лучшей организации производственного процесса, а так же для организации сбыта произведенной продукции. В связи с этим появились такие структурные единицы как зам. директора по производству и отдел продаж, состоящий из менеджеров по продажам, которых курирует зам. директора.

Общая численность аппарата управления составляет 4 человека: директор, заместитель директора по финансовым вопросам, заместитель директора по коммерческим вопросам (он же руководитель отдела продаж) и заместитель директора по производству. Специалисты, представленные главным инженером, начальником участка, инженером-сметчиком и главным бухгалтером насчитывают в своем составе 4 человека. Офисные работники – это офис-менеджер, находящийся непосредственно в офисе и офис-менеджер производственной базы. Отдел продаж представлен менеджерами по продажам в количестве 3 человек. Число рабочих занятых непосредственно в производстве пластиковых конструкций, производстве тротуарной плитки, а так же задействованных в основной деятельности – строительстве постоянно меняется в зависимости от объема тех или иных видов работ и в среднем составляет 20 человек.

Все крупные решения, относительно строительства и производства, принимаются директором организации. Если же говорить о текущих вопросах, а так же о сборе информации для принятия того или иного решения, то здесь ответственность ложится на заместителей и специалистов. Все что касается изготовления и установки пластиковых конструкций находится в ведении начальника участка, вопросы относительно организации производства решает заместитель директора по производству под непосредственным контролем заместителя директора по коммерческим вопросам. К ведению заместителя директора по коммерческим вопросам относится так же отдел продаж, который в настоящее время находится на стадии формирования, т.е. идет процесс набора сотрудников на должность менеджера по продажам. Главный инженер и начальник участка занимаются решением вопросов и подготовкой информации, касающихся строительства. Причем, начальник участка занимается в основном сбором информации. Так же в его ведении находится изготовление и установка пластиковых конструкций. Заместителем директора по финансовым вопросам решаются вопросы, связанные с формированием финансов предприятия. Это все что касается оформления кредитов, лизинга, а так же факторинга. К ведению бухгалтерии относится проведение бухгалтерских операций и сдача отчетов в различные инстанции.

Функция планирования осуществляется непосредственно директором предприятия, а так же отчасти заместителем директора по коммерческим вопросам. На заместителя директора по коммерческим вопросам в наибольшей мере возложена так же функция организации, которая в пределах компетенции каждого из сотрудников  осуществляется так же остальными звеньями аппарата управления и специалистами (начальник участка, главный инженер). Функция мотивации осуществляется так же непосредственно директором, если это касается аппарата управления или же бухгалтерии, а так же заместителем директора по коммерческим вопросам, если это касается отдела продаж. Функция контроля осуществляется  директором, а так же специалистами и остальными звеньями аппарата управления. На каждом из них в пределах его компетенции.

Анализируя структуру управления, можно сделать вывод о том, что данная структура работает достаточно слаженно, излишних звеньев нет. Целесообразно добавить такую структурную единицу руководителя отдела продаж, чтобы разгрузить заместителя директора по коммерческим вопросам вопросами, потому что вопросами побора кадров  занимается он же, если только это не касается отбора таких вакансий как мастер, прораб, начальник ПТО и другие рабочие специальности.

Большинство управленческих решений принимаются непосредственно директором. Сбором и, по преимуществу, обработкой  информации занимаются все остальные управленческие звенья. А так же офисные работники, представленные в данном случае офис-менеджером. По вопросам, касающимся непосредственно строительства, решения принимаются коллективно с участием главного инженера и начальника участка. Вопросы производства – аналогичным образом, при участии заместителя директора по коммерческим вопросам и заместителя по производству.

Принятие управленческих решений не может обойтись без использования информационных технологий. Которые в данном случае применяются как в процессе сбора информации, так и при принятии решений (при подготовке строительных смет и расчета стоимости пластиковых конструкций используются специальные программы).

Все используемые в управлении данной организацией документы можно условно разделить на три группы. Это – способствующие принятию решений, то есть используемые на, так называемом подготовительном этапе (при осуществлении функции планирования); участвующие непосредственно в осуществлении принятого решения (основные документы) и документы (функция организации), необходимые на заключительном, завершающем этапе, для осуществления функции контроля. К первой группе относятся различные коммерческие предложения, прайсы, проекты. Ко второй – проекты договоров, договора, сметы. К третьей – акты выполненных работ, процентовки, счета, счет-фактуры.
2.3. Управленческий анализ деятельности организации
Относительно рассматриваемой нами организации ООО «Траян» целесообразно провести анализ производства и реализации продукции (работ, услуг): изучение динамики объемных показателей производства и реализации, анализ выполнения плана производства и реализации продукции, анализ ассортимента, оценка ритмичности производства и реализации продукции; анализ состава и динамики численности работников организации: анализ обеспеченности объекта исследования трудовыми ресурсами; анализ движения трудовых ресурсов; анализ производительности труда и трудоемкости продукции; анализ использования основных фондов: оценка наличия, состава и структуры основных фондов; анализ движения основных фондов; анализ эффективности использования основных фондов; анализ себестоимости: анализ затрат на производство и реализацию продукции по калькуляционным статьям и экономическим элементам; анализ затрат на один рубль продукции.
Таблица 2.1

Динамика производства работ в сопоставимых ценах ООО «Траян» (2004-2006гг)



В таблице приведен анализ лишь по производству работ. Это объясняется тем, что организация до настоящего периода занималась только строительством и выделить в ее деятельности отдельно производство и реализацию не представляется возможным. Из таблицы 2.1 видно, что объем производимых организацией работ растет с каждым годом. И, что примечательно, темпы роста с каждым годом возрастают.
Таблица 2.2

Анализ выполнения плана производства работ ООО «Траян» за 2006г.

Наименование продукции

Объем производства (реализации) продукции, тыс. руб.

План

Факт

Абс. откл., +,-

В % к плану

П

Ф

Ф-П

(Ф/П)*100

А

Б

В

Г

Д

Е

500

2000

5000

5000

10 000

3000

928,7

3389,8

9088,7

1496,7

8206,2

3694,2

+428,7

+1389,8

+4088,7

-3503,3

-1793,8

+649,2

185,7

169,5

181,8

29,9

82,1

123,1

Итого

25 500

26 943

1365

105,4



А – изготовление и установка пластиковых конструкций

Б – работы по благоустройству территории

В – текущий ремонт зданий

Г – капитальный ремонт зданий

Д – строительство зданий

Е – реконструкция зданий
Данные таблицы 2.2. позволяют сделать следующие выводы. В целом план производства выполнен и даже перевыполнен на 5,4 %, но стоит отметить следующие особенности, выявленные в процессе анализа. Выполнение плана идет далеко не по всем видам производимых работ. Так, наибольший процент невыполнения наблюдается по капитальному ремонту зданий (всего 29,9 %) и недовыполнение плана на 17,9 % по строительству зданий. По остальным же видам работ видно перевыполнение плана. Особенно заметно это по текущему ремонту зданий (181,8 %) и изготовлению и установке пластиковых конструкций (185,7 %). Объясняется это тем, что организация планировала увеличить объем производства по более значительным видам деятельности (капитальный ремонт и строительство зданий), и не прогнозировала такой большой спрос на производство более мелких видов работ (изготовление и установка пластиковых конструкций).
Таблица 2.3
Анализ структуры ассортимента ООО «Траян» методом АВС-анализа           за 2006г.



Данные для проведения ABC — анализа

Номер товара / услуги

Объем реализации, тыс. руб.

Доля, %

Порядковый номер ранга товара

А

928,7

3,5

6

Б

3389,8

12,6

4

В

9088,7

33,8

1

Г

1496,7

5,7

5

Д

8206,2

30,6

2

Е

3694,2

13,8

3

Итого

26 943

100



Результаты ABC — анализа

Ранг товара

Доля, %

Наименование товара

Куммулятивная (суммарная) доля, %

Группа

1

33,8

В

33,8

Группа А

2

30,6

Д

64,4

3

13,8

Е

78,2

Группа В

4

12,6

Б

90,8

5

5,7

Г

96,5

Группа С

6

3,5

А

100



А – изготовление и установка пластиковых конструкций

Б – работы по благоустройству территории

В – текущий ремонт зданий

Г – капитальный ремонт зданий

Д – строительство зданий

Е – реконструкция зданий
Методом АВС-анализа, из таблицы 2.3, выявлено, что наибольший удельный вес, в ассортименте произведенных за последний год организацией работ, занимают текущий ремонт и строительство зданий (группа А), следующими идут реконструкция зданий и работы по благоустройству территории (группа В), самую же незначительную часть занимают капитальный ремонт зданий и изготовление и установка пластиковых конструкций (группа С).

Таблица 2.4

Анализ ритмичности работы ООО «Траян» в течение 2006г.

Показатели

Iквартал

IIквартал

IIIквартал

IVквартал

Итого за год

Сред. кв. объем

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Объем реализации работ, тыс. руб.

314,6

1,2

2797,5

10,4

2226,7

8,2

21604,7

80,2

26 943

6735,7


Таблица 2.5

Анализ сезонности продукции ООО «Траян» за 2006г.

Месяц

Объем реализации, тыс. руб.

Коэффициент сезонности

Январь

Февраль

Март



28,9

285,7



0,01

0,12

Итого за Iквартал

314,6

0,13

Апрель

Май

Июнь

305



2492,5

0,13



1,1

Итого за IIквартал

2797,5

1,23

Июль

Август

Сентябрь

135,4

2044

47,3

0,06

0,9

0,02

Итого за IIIквартал

2226,7

0,98

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

120

9814,3

11670,4

0,05

4,4

5,2

Итого за IVквартал

21604,7

9,65

Итого за год

26943,5

11,99

Среднемесячный объем реализации = 2 245,3
По данным таблиц 2.4 и 2.5 можно сделать выводы о ритмичности и сезонности работы организации. Наибольший объем работ приходится на IVквартал года, в частности на ноябрь и декабрь месяцы. Это связано с тем, что оплата произведенных работ в строительстве во многих случаях производится после сдачи объекта в эксплуатацию, что приводит к искажению некоторых данных. Фактически же наибольший объем работ приходится на II, IIIкварталы.
Таблица 2.6

Состав трудовых ресурсов ООО «Траян»

Наименование показателя

2005

год

2006

 год

Изменение, тыс. руб.

Темп изменения, %

Весь персонал

в том числе:

Промышленно-производственный персонал

из них:

рабочие

служащие

Непромышленный персонал

25
22
16

6
3

32
26
18

8
6

+7
+4
+2

+2
+3

128
118
113

133
200



Из  таблицы  2.6 видно, что наибольший удельный вес занимает промышленно – производственный персонал, что не удивительно для строительной организации. Видно так же и достаточно значительный темп роста численности персонала, что так же не удивительно, так как напрямую связано с темпом роста производимых работ.

Таблица 2.7
Анализ текучести промышленно-производственного персонала

ООО «Траян» за 2005-2006гг.

Наименование показателя

2005год

2006 год

Изменение

1

2

3

4

Среднесписочная численность персонала, чел.

22

26

+4

Количество принятого на работу персонала, чел.

2

6

+2

Количество уволенного с работы персонала, чел.





2

+2

Продолжение таблицы 2.7



1

2

3

4

Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел.



2

+2

Количество работников, проработавших весь год чел.

20

20



Коэффициент оборота по приему

0,09

0,2

+0,11

Коэффициент оборота по выбытию



0,08

+0,08

Коэффициент текучести кадров



0,08

+0,08

Коэффициент постоянства персонала

0,9

0,8

-0,1

Коэффициент замещения

2

5,9

+3,9



Анализ текучести кадров (таблица 2.7) показывает, что текучесть минимальная. За весь рабочий год уволившихся лишь 2 человека, так же как и принятых. Причем, это офисные работники. Что свидетельствует о достаточно стабильной работе организации.

Таблица 2.8

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Траян»       за 2005-2006гг.

Показатели

2005

год

2006

 год

Изменение, тыс. руб.

Темп изменения,%

Объем реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

20568,2

26943,5

+6375,3

131

Среднесписочная численность работников, чел.

25

23

+7

128

Среднегодовая выработка продукции на одного работающего, тыс. руб.

822,7

1171,4

+348,7

142,4

Среднегодовая заработная плата одного работающего, тыс. руб.

78

102

+24

130,8



Анализ использования трудовых ресурсов (таблица 2.8) показывает достаточную эффективность их использования. Примечательно, что темп изменения производительности (142,2 %) выше, чем темп изменения объема реализации (131 %) и численности (128 %). Это говорит о том, что работники стали работать более продуктивно. Заметен так же и рост заработной платы, которая выросла всего на 30,8 %.

Таблица 2.9

Анализ динамики затрат на 1 рубль реализованной продукции ООО «Траян» за 2005-2006гг.

Показатели

2005

 год

2006

год

Изменение, тыс. руб.

Темп изменения, %

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов, тыс. руб.


16652


37495


+20843


225,2

Затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) тыс. руб.


15991


37471


+21480


234,3

Затраты на 1 рубль реализованной продукции (работ, услуг), коп.


96


100


+4


104,2

Таблица 2.10
Наличие, движение и структура основных фондов ООО «Траян» за 2006г.

Группа основных средств

Наличие на начало года

Поступило за год

Выбыло за год

Наличие на конец года

Тыс. руб.

Удел.вес, %

Тыс. руб.

Удел.вес, %

Тыс. руб.

Удел.вес, %

Тыс. руб.

Удел.вес, %

Фнач.



Фпост.



Фвыб.



Фкон.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Промышленно-производственные основные фонды



6



100





145



100



18



100



133



100

Непроизводственные основные фонды

































Продолжение таблицы 2.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего основных фондов

в том числе:

активная часть



6



100



145



100



18



100



133



100



Из таблицы 2.10 видно, что основные фонды организации представлены исключительно промышленно-производственной группой. Заметен их значительный рост с 6 тыс. руб. до 133 тыс. руб. Что объясняется активным развитием организации.
Таблица 2.11

Анализ движения основных фондов ООО «Траян»



Коэффициент выбытия основных фондов достаточно высок. Это означает, что основные фонды достаточно быстро обновляются, что вполне соответствует развитию НТП. Коэффициент поступления показывает, что поступившие основные средства занимают большую долю (1,09) в основных средствах на конец года, чем основные средства на начало года. Коэффициентприроста основных средств отражает относительное увеличение стоимости основных средств за счет их обновления.

Анализ эффективности использования основных фондов (табл. 2.12) показывает, что основные фонды организации используются достаточно эффективно. Хотя и наблюдается некоторое отставание от плановых показателей.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.12 Анализ эффективности использования основных фондов ООО «Траян»        за 2006г.


2.4 Финансовый анализ деятельности организации

В данном разделе будет проведен финансовый анализ по таким направлениям, как оценка общего финансового состояния организации, анализ финансовых результатов и анализ деловой активности и эффективности.
Таблица 2.13

Сравнительный аналитический баланс ООО «Траян» за 2006г.

Продолжение таблицы 2.13



Таблица 2.14

Состав и динамика прибыли ООО «Траян» за 2006г. (тыс. руб.)



Продолжение таблицы 2.14



По данным аналитического баланса и отчета о прибылях и убытках, которые приведены в таблицах 2.13 и 2.14, можно сделать следующие выводы. Сумма всех хозяйственных средств, находящихся на балансе рассматриваемой нами организации составляет 9 899 тыс. руб. – в отчетном году, и 3669 тыс. руб. – в прошлом году. Видно значительное увеличение данного показателя на 269,8 %, что в сумме составило 6 230 тыс. руб. Произошел такой огромный скачок за счет увеличения товарно-материальных запасов, которые в свою очередь возросли на    в 760 раз, что в сумме составило 5 308 тыс. руб. В прошлом году ст. Запасы составляли лишь расходы будущих периодов, в отчетном же ситуация коренным образом изменилась, и ст. Запасы стала состоять из сырья и материалов. Вышеперечисленные факторы, безусловно, характеризуют финансовое состояние организации не с лучшей стороны. А в сочетании с увеличением на аналогичную сумму запасов и кредиторской задолженности может считаться критической. То есть на данный момент организация располагает излишними запасами и огромными долгами перед поставщиками.

Что же касается основных средств, то здесь они тоже возросли в 22 раза, что в сумме составило 127 тыс. руб. их доля в общей сумме активов на начало года составила 0,2 %, на конец года 2,7 %, т.е. произошло изменение на 2,5 %.

Пожалуй, самая катастрофическая ситуация наблюдается с собственными оборотными средствами организации. На начало года данный показатель имел значение 25, а на конец –98, т.е. произошло возрастание этого показателя со знаком минус. Данный факт еще раз подтверждает критическое финансовое состояние организации.

Положительным является то, что у организации отсутствуют долгосрочные обязательства, зато много краткосрочных. Преимущественно они представлены задолженностью перед поставщиками, и на начало отчетного года – перед прочими кредиторами. Наблюдается возрастание задолженности перед персоналом.

Наиболее «больными» статьями баланса являются: ст. Кредиторская задолженность (возросла на 6176 тыс. руб.) и ст. Запасы (возросли на 5308 тыс. руб.).

Если говорить об анализе отчета о прибылях и убытках, то стоит отметить следующее. Наблюдается рост выручки на 89,1 %, что в сумме составило 14 843 тыс. руб. примечательным является тот факт, что соответственно растет и себестоимость продаж растет даже больше чем выручка. В связи с этим чистая прибыль наоборот уменьшается (на 109 тыс. руб.). Данный факт тоже играет отрицательную роль.

Дебиторская, так же как и кредиторская задолженность имеется лишь краткосрочная. Причем дебиторская задолженность, равно как и кредиторская, растет, но заметно медленнее, чем кредиторская. Так, дебиторская задолженность выросла на 40,3 %, в то время как кредиторская на 167,5 %.

Наибольшим изменениям в течение отчетного года подверглись следующие статьи баланса: Запасы, Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и  Кредиторская задолженность.
Таблица 2.15

Анализ движения денежных потоков ООО «Траян» за 2006г.





Показатели



Приток



Отток

1

2

3

1. Денежный поток от основной деятельности





Чистая прибыль

18



Амортизация основных средств

18,7



Изменения в текущих активах:





— товарно-материальных запасах



-5 108

— дебиторской задолженности



-1 068

Изменения в текущих пассивах:





— кредиторской задолженности

6 176



Чистый денежный поток от основной деятельности

77



2. Денежный поток от инвестиционной деятельности





Приобретение основных средств



-145

Продажа (выбытие) основных средств





Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности



-145

3. Денежный поток от финансовой деятельности





Изменения в собственных финансовых ресурсах:





— накопленной прибыли/непокрытом убытке

54



Чистый денежный поток от финансовой деятельности

54



Совокупный чистый денежный поток



-14



Основная часть денежных средств организации получена от основной деятельности (по данным таблицы 2.15), в большей части за счет образования кредиторской задолженности, в частности в большей степени задолженности перед поставщиками. Оттоки же денежных средств наблюдаются по инвестиционной деятельности, в частности по приобретению основных средств (145 тыс. руб.), от возрастания суммы товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности. Денежный потоки от финансовой деятельности хоть и идут со знаком «+», все же не оказывают значительного влияния на изменение суммы совокупного денежного потока. Как видно из таблицы 2.15 у организации сложился дефицит денежных средств в сумме 14 тыс. руб.Поэтому одним из главных направлений формирования финансовой политики является поиск наиболее эффективного источника финансирования. Под эффективностью в данном случае понимается поиск наиболее «дешевого» варианта финансирования.

Таблица 2.16

Изменения в составе имущества ООО «Траян» за 2006г.



Актив баланса

Абсолютная сумма, тыс. руб.

Изменения

Удельный вес, %

на н.г.

на к. г.

тыс. руб.

%

на н.г.

на к. г.

Стоимость всего имущества (всех активов) в том числе:

-   недвижимое имущество (основные средства)

-   оборотный капитал

из них:

-   производственные    запасы

-   денежные средства

-   средства в расчетах

-   НДС

3669
6
3663
7
44

3117

495

9899
133
9766
5315
30

4373

48

+6230
+127
+6103
+5308
-14

+1256

-447



269,8
2216,7
266,6
75928,6
68,2

140,3

9,7



-
0,2
99,8
0,2
1,1

85,0

13,5

-
1,3
98,7
53,7
0,3

44,2

0,5





По данным таблиц 2.16 и 2.17 делаем выводы об изменениях в составе и источниках имущества. Наибольшим изменениям подверглись основные средства. Их сумма увеличилась на 127 тыс. руб., соответственно увеличился и их удельный вес в стоимости всего имущества на 1,1 %. Наблюдается увеличение суммы оборотного капитала на 6 103 тыс. руб.,  что произошло за счет увеличения производственных запасов.Всего сумма источников имущества возросла на 6 230 тыс. руб., что, преимущественно, произошло за счет увеличения суммы заемного капитала, а именно – кредиторской задолженности на сумму 6 176 тыс. руб. заметен так же рост собственного капитала на 54 тыс. руб., что позволило покрыть имеющийся в прошлом году убыток на сумму         19 тыс. руб., и обеспечить прибыль в отчетном году на сумму 35 тыс. руб.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.17 Изменения в источниках имущества ООО «Траян» за 2006г.


Пассивы

Абсолютная сумма, млн. руб.

Изменения

Удельный вес, %

на начало года

на конец года

Тыс. руб.

%

на начало года

на конец года

Всего источников имущества (весь капитал) в том числе:

-   Собственный капитал

-   Заемный капитал из них:

-   кредиторская задолженность

3669
-19
3688
3688



9899
35
9864
9864



+6230
+54
+6176
+6176



267,2
-184,2
267,5
267,5

100
-0,5
100,5
100,5



100
0,4
99,6
99,6


Таблица 2.18
Оценка структуры баланса ООО «Траян» за 2006г.


Показатель

На начало года

На конец года

Норма коэффициента

Коэффициент общей ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

1
1
0,01

1
0,5
0,003

1-2
0,7-0,8
0,2-0,25



Данные таблиц 2.18 и 2.19 указывают на критическое состояние организации. Из всех коэффициентов ликвидности только коэффициент общей ликвидности находится в пределах нормы. Значение таких коэффициентов как срочной и абсолютной ликвидности на конец периода недотягивают до нормы коэффициента. Все это говорит о низкой платежеспособности организации.

Таблица 2.19
Показатели ликвидности баланса ООО «Траян» за 2006г.


Показатели

На начало года

На конец года

Изменения

В абсолютной сумме

Темп роста, %

Общая ликвидность Срочный коэффициент ликвидности.

Абсолютный коэффициент ликвидности

1
1
0,01



1
0,5
0,003

-
-0,5
-0,007

-
50
30


Таблица 2.20 Показатели оборачиваемости средств ООО «Траян» за 2005-2006гг.




Из анализа оборачиваемости (таблица 2.20) делаем выводы об эффективности коммерческой деятельности организации. Здесь  можно отметить следующее. По сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение периода оборачиваемости всех видов ресурсов. Что свидетельствует о снижении деловой активности организации. В сочетании с аналогичным наблюдающимся снижением оборачиваемости в разах, это еще раз подтверждает необходимость уделить особое внимание проведению финансовой политики  организации.
Таблица 2.21
    продолжение
--PAGE_BREAK--Показатели рентабельности ООО «Траян» за 2005-2006гг. (%)




По данным таблицы 2.21 «Показатели рентабельности ООО «Траян» делаем выводы о результативности деятельности организации. Рентабельность продаж в отчетном периоде снизилась по сравнению с прошлым на 0,75 %, и не может назваться даже низкорентабельной, так как при значении этого показателя   1-5 % организация считается низкорентабельной. Рентабельность организации «Траян» равна лишь 0,05 %. Рентабельность активов равна лишь 0,3 % (по сравнению с прошлым годом снизилась на 1,6 %), так же как и рентабельность заемного капитала. Рентабельность же собственного капитала 4,3 % (по сравнению с прошлым годом повышение на 3%).
2.4. Маркетинговый анализ деятельности организации
Маркетинговый анализ целесообразно начать с анализа внешней среды организации. Внешняя среда организаций, осуществляющих данного вида деятельность характеризуется с одной стороны стабильностью, с другой – наоборот, изменчивостью. Стабильность относится такой отдаленной внешней среде как политика государства, особенно, что касается законодательства. Если же говорить о взаимоотношениях с органами власти, то они оказывают наиболее сильное влияние на деятельность строительных организаций вообще, и относительно рассматриваемой нами организации в частности. Выражается это в том, что без разрешения соответствующих органов власти в пределах города, да и по Республике в целом, нельзя и камень сдвинуть с места.

Здесь наиболее важным является наличие деловых связей, либо хотя бы отсутствие отрицательной истории во взаимоотношениях с органами власти.

Отчасти такое положение дел в данной сфере и объясняет неустойчивость внешней среды (или изменчивость). Если сегодня ты благополучно развивающаяся фирма, которая располагает нужными знакомствами, то все дороги открыты. Если же вдруг случится смена власти – ты можешь оказаться не удел, и получение объекта для строительства становится крайне затруднительным.

Так же нестабильность внешней среды относится и к предприятиям – партнерам. Особенно к предприятиям, поставляющим основные материалы.
Таблица 2.21

Политика (
policy
)

P


Экономика (
economy
)

E


— программа поддержки малого предпринимательства

— подготовка к празднованию Дня вхождения Башкирии в состав России

— государственное регулирование строительного рынка региона и страны

— снижение ставки рефинансирования

— рост темпов инфляции

— рост доходов населения

— рост цен на сырье и строительные материалы



Социум
(society)

S

Технология
(technology)

T

— влияние СМИ

— демографический рост



— новые технологии в производстве строительных работ

— появление новых высокотехнологичных строительных материалов

PEST-анализ внешней среды организации ООО «Траян»


Таблица 2.22
Обследование функции маркетинга ООО «Траян»





По данным таблицы 2.22 видно, что функция маркетинга недостаточно выделена. Это связано с тем, что нет четко выявленного структурного звена, занимающегося маркетинговой политикой. Хотя, следует отметить, что в настоящий момент как раз идет активное формирование маркетинговой политик организации. Что связано, прежде всего, с освоением нового вида деятельности – производства тротуарной плитки. Маркетинговая политика идет по таким направлениям как, изучение рынка конкурентов, изучение спроса на продукцию. В результате чего выявляются слабые места конкурентов, соответственно которым усиливаются позиции нашего продукта на рынке.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.23 Анализ производственного потенциала
Факторы производственного потенциала

Характеристика

1

2

Широта и полнота ассортимента

Широта и полнота ассортимента удовлетворяет потребностям рынка и стратегии развития предприятия
Продолжение таблицы 2.23
1

2

Тип и состояние основных фондов

Основные фонды представлены промышленно-производственной и непроизводственной группами

Контроль качества, его эффективность

Контроль качества осуществляется специалистами, которые имеют достаточный уровень квалификации



Основные поставщики и их надежность


Основными поставщиками являются фирмы, с которыми уже давно налажены партнерские отношений



Организация обслуживания и планирования производства

Планирование производства осуществляется руководителем

предприятия, а обслуживание обеспечивается его заместителями и специалистами



Состояние безопасности производства

За безопасность, как производства работ, так и продукции отвечают компетентные специалисты, имеющие достаточный уровень квалификации.



Прямые издержки производства продукции

К прямым издержкам здесь относятся материалы, которые и занимают наибольший удельный вес в себестоимости производимых работ и продукции

Производительность

Производительность высокая
По данным таблицы 2.23 видно, что производственный потенциал организации ООО «Траян» достаточно высокий. Имеются постоянные и надежные поставщики материалов и сырья, высококвалифицированные специалисты. Из таблиц 2.24 и 2.25 видно, что рассматриваемая организация обладает большим внутрипроизводственным и внутрифирменным потенциалом. Что может обеспечить ей благополучное дальнейшее развитие и выживание в высококонкурентной среде.
Таблица 2.24
Оценка потенциала НИОКР ООО «Траян»
Факторы потенциала НИОКР Характеристика
Наличие собственных рыночно ориентированных исследований и разработок

Собственных разработок предприятие не осуществляет, а вот проведением рыночных исследований активно занимается.



Уровень технологической компетенции данной службы

Сотрудники, занимающиеся рыночными исследованиями имеют высшее экономическое образование, что, безусловно, положительно сказывается на работе предприятия



Уровень знаний и опыта тех, кто руководит и проводит



Опыт руководящего звена огромен, знаний же тоже. Все руководители имеют высшее образование, либо в области экономики, либо в области строительства



Успехи и неудачи службы НИОКР

Успехом является хотя бы тот факт что предприятие организовала свое производство, которое, безусловно является в настоящий момент востребованным на рынке


Таблица 2.25 Оценка потенциала персонала ООО «Траян»


Факторы потенциала персонала

Характеристика

1

2

Структура персонала



Персонал в основном имеет высшее образование, по преимуществу строительное.

Степень мастерства

Высокая



Условия найма


Найм персонала осуществляется через подачу объявлений в газету «Работа для Вас», а так же ведется активный поиск сотрудников самой организацией через сайты Интернета, посвященных трудоустройству
    продолжение
--PAGE_BREAK--Продолжение таблицы 2.25
1

2



Политика комплектования кадров

Кадры комплектуются по мере необходимости, в тоже время идет постоянный сбор информации о соискателях



Текучесть кадров



Текучесть кадров очень низкая, особенно, что касается персонала, непосредственно занятого в производстве



Обучение и повышение квалификации сотрудников



Обучение и повышение квалификации сотрудников проводится как регулярно, так и по мере необходимости за счет организации



Оплата труда и ее мотивация


Оплата труда для офисных работников применяется окладная, для работников занятых непосредственно в производстве и продажах – сдельная. Таким образом, видно, что мотивация применяется только при сдельной оплате труда.


Таблица 2.26


Перечень внешних опасностей и возможностей ООО «Траян»

Внешние возможности

Внешние опасности

Расширение рынков сбыта и производства работ

Политика правительства направленная на благоустройство города

Неустойчивость, изменчивость спроса

Изменение политики правительства

Как видно из таблицы 2.26 внешние опасности, так же как и возможности внешней среды хоть и имеются, но не могут оказать значительного влияния на развитие организации.

Анализ внешней среды (таблицы 2.26 и 2.27) организации и рынка потребителей, позволяет сделать выводы о том, что имеются огромные возможности для реализации своего потенциала. И что спрос, как на производимые работы, так и на продукцию ближайшее время будет устойчивым.

Таблица 2.27

Анализ рынка потребителей ООО «Траян»

Постановка вопроса при исследовании объекта

Характеристика и оценка фактического состояния дел

Прогноз положения дел, оценка его показателей

На каких рынках действует организация

На рынке г. Уфы и Республики. В основном с крупными заказчиками

Есть возможность географически расширить рынок.

Уровень насыщения рынка

Рынок в настоящее время достаточно насыщен.

Продолжение существующей тенденции

Темпы роста рынка

Рынок растет очень быстро

Продолжение существующей тенденции

Каковы основные сегменты рынка

Крупные предприятия заказчики (частные)

Предполагается дальнейшее сотрудничество

Каковы прогнозируемые изменения и их причины

Рост спроса на данный вид услуг физических лиц



Какие действия необходимо предпринять организации в ответ на изменения

Необходимо пересмотреть политику организации относительно заказов от физических лиц



Что влияет на спрос по отношению к товарам организации (перечислить положительные и отрицательные факторы)

Положительно влияет рост доходов общества, отрицательно – соответственно их снижение. Так же положительно может влиять политика государства.



Таблица 2.28
Анализ потребителей ООО «Траян»
Потребители

Объем приобретаемой продукции

абсол., тыс. руб.

относ., в %%

1. Крупные частные фирмы

18513,3

68,7

2. Мелкие частные предприятия

7683,3

28,5

3. Государственные предприятия

746,9

2,8

Итого

26943,5

100


    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.29 Анализ сегментов рынка ООО «Траян»
Сегмент рынка

Характеристика потребителей

Основные требования потребителей к предлагаемым продуктам

Крупные частные фирмы

Крупные предприятия города и республики

Качество и быстрота исполнения

Мелкие частные фирмы

Мелкие предприятия города

Быстрота исполнения

 Государственные предприятия

Крупные предприятия города и республики

Небольшая стоимость работ



Данные таблиц 2.28 и 2.29 показывают, что наибольший удельный вес среди потребителей рассматриваемой нами организации занимают крупные фирмы. Такие как, «Салаватнефтеоргсинтез», «Канчураремстройгаз», «Баштрансгаз», «Башкирнефтепродукт». На долю же мелких случайных заказчиков приходится лишь 28,5 %.  Что, конечно же, говорит о масштабах деятельности организации.
Таблица 2.30

Структура конкурентных сил в отрасли



Конкуренция внутри отрасли имеет наибольший удельный вес среди остальных конкурентных сил. Следующим по степени влияния идет сила позиции поставщиков, та как именно от цен на материалы в наибольшей степени зависит конечная цена выполнения тех или иных работ. Сила позиции покупателей тоже занимает большой удельный вес, так как предпочтения покупателей очень изменчивы. Наименьший удельный вес занимают новые конкуренты и товары-заменители, так как имеются очень большие барьеры для входа на строительный рынок, а заменить строительные и ремонтные работы каким либо другим видом практически невозможно.
Таблица 2.31

Анализ конкурентов ООО «Траян»


Анализ конкурентов (таблица 2.31) показывает, что конкуренция как внутри отрасли очень сильная. Но, несмотря на это организация выживает, и, более того, успешно функционирует уже более 10 лет. А это может свидетельствовать лишь о надежности и хорошей репутации на местном рынке.

Из чего же складываются основные конкурентные преимущества организации изложено в таблице 2.32.

Таблица 2.32

Конкурентные преимущества ООО «Траян»

И напоследок проведем SNW-анализ внутренней среды организации, на основе которого делаем выводы о том, что внутренний потенциал организации достаточно сильный.

Таблица 2.33

Стратегический
SNW
-анализ внутренней среды ООО «Траян»

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

S

N

W

1

2

3

4

Стратегия организации

Х





Бизнес-стратегии

Х





Организационная структура



Х



Общее финансовое положение



Х



Конкурентоспособность продукта

Х





Структура затрат (уровень себестоимости)



Х



Дистрибуция как система реализации продукта

Х





Информационная технология



Х



Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов

Х





Способность к лидерству всего персонала

Х





Уровень производства (в целом), в том числе

Х





— качество материальной базы

Х





— качество ключевых производственных специалистов



Х



— качество рабочих основного производства



Х



Уровень маркетинга





Х

Уровень менеджмента



Х



Качество персонала



Х



Качество торговой марки



Х



Репутация на рынке



Х



Репутация как работодателя



Х



Отношения с органами власти



Х



Отношения с профсоюзами



Х



Отношения со смежниками

Х





Инновации как исследования и разработки

Х





Послепродажное обслуживание



Х



Степень вертикальной интегрированности



Х



Корпоративная культура



Х



Стратегические альянсы



Х



2.6. Выводы по анализу социально-экономического состояния

организации

В целом состояние организации вполне благополучно и стабильно.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что организация существует на
строительном рынке уже более 10 лет. При этом она успешно работает. Ей
доверяют объекты таких крупных организаций как Торгово-сервисный
комплекс «Галант», Казино «Алагер», Типография «Талер», Ресторан «Уфа»
ОАО             «Башкирнефтепродукт»,      ОАО      «Уралтехнострой»,      ООО

«Баштрансгаз».

Управление организацией осуществляется вполне гармонично. Во главе стоит опытный руководитель с хорошо выраженными лидерскими качествами и властной натурой. Он умеет правильно распределять полномочия между сотрудниками, и осуществлять своевременный контроль. Такой подход к управлению во многом и объясняет столь успешное развитие организации.

Основными конкурентными преимуществами фирмы являются: использование новых технологий, материалов и оборудования ведущих отечественных и зарубежных производителей, высококвалифицированный персонал.

Особое внимание стоит уделить результатам финансового анализа деятельности фирмы, который проводится по формам бухгалтерской отчетности.

На данный момент наблюдается практически критическое состояние организации. Имеется огромная кредиторская задолженность перед поставщиками (9 864 тыс. руб.) и большие материальные запасы (5 315 тыс. руб.). Значения и той и другой статей баланса имеют тенденцию к росту. Кредиторская задолженность по сравнению с прошлым годом возросла на 167,5 %, что в сумме составило 6 176 тыс. руб. Сумма материальных запасов

возросла в 760 раз, что в сумме составило 5 308 руб. Не менее больной статьей баланса является дебиторская задолженность, по которой наблюдается рост на 40,3 %. Заметно так же и увеличение периода оборачиваемости всех видов ресурсов. Что свидетельствует о снижении деловой активности организации. Результаты анализа ликвидности и рентабельности так же оставляют желать лучшего. Ликвидность в пределах норм наблюдается только по коэффициенту общей ликвидности. По показателям рентабельности хоть и заметен рост, но его недостаточно для достижения нормативов. Так, рентабельность реализации хоть и возросла, но не дотягивает даже до 1 %.

Есть конечно и положительные моменты. Наблюдается рост объемов реализации на 89,1 % (в сумме 14 843 тыс. руб. — почти вдвое по сравнении: с прошлым годом.). Так же значительно увеличение суммы основных средств на балансе организации в 22 раза.

Наблюдается и рост прибыли. Если на начало отчетного года в строке Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) значилась цифра 29 со знаком минус и собственный капитал так же был с отрицательным значением (-19), то на конец отчетного года наблюдается прибыль в размере 25 тыс. руб., а собственный капитал равен 35 тыс. руб. и только значение этого показателя в % к валюте баланса наоборот уменьшается. Удельный вес собственного капитала снизился на 0,2 %. А вот удельный вес нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) возрос на 1,25 %.




3.                
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ                     ООО «ТРАЯН»

3.1. Проект предлагаемых мероприятий
Для любой организации главной целью является ее стабильное существование и получение максимально возможной прибыли. Организация ООО «Траян» существует на строительном рынке уже более 10 лет, поэтому ее важнейшим направлением развития является не просто достижение стабильность, которая уже имеет место, а именно активное развитие. Для выполнения этой задачи уже предприняты первые шаги, о которых упоминалось в предыдущих главах (освоение производства тротуарной плитки).  

В связи с этим, наиболее оптимальной стратегией дальнейшего развития организации ООО «Траян» видится стратегия регрессивной интеграции, которая предполагает приобретение фирмой во владение или постановка под более жесткий контроль системы собственного снабжения. Хотя на практике регрессивная   интеграция   чаще   выражается  не  в  покупке  готовых  фирм поставщиков  или производителей, а в их создании. По-другому, еще такую стратегию называют обратной.ООО «Траян» в числе всех строительных работ занимается и благоустройством территории. Являясь производителями тротуарной плитки, которая является важнейшим составляющим материалом для осуществления работ по благоустройству, и самым дорогостоящим, организация будет сама себя обеспечивать строительными материалами. Тем самым сократятся издержки, связанные с производством данного вида работ, и, как следствие, увеличится прибыль.С другой стороны подобное поведение фирмы можно назвать и стратегией диверсификации, которая представляет собой расширение спектра предлагаемых услуг. Наиболее подходящей для организации ООО «Траян» является концентрическая диверсификация, которая предполагает предоставление новых для данной фирмы, но профильных для данного рынка услуг.  В нашем случае строительная организация помимо выполнения строительных работ предлагает продукцию профильного для строительного рынка характера – тротуарную плитку.

Ключевым результатом предлагаемых в данном разделе мероприятий должно стать достижение устойчивого положения фирмы в финансовом отношении, т.е. выбор такого варианта источника финансирования, который бы позволил с меньшими затратами вывести организацию из финансового кризиса. В первую очередь погасить задолженность перед поставщиками. Это возможно сделать за счет привлечения банковского кредита. Кроме того, привлечение кредита необходимо и для выполнения важнейшей на сегодняшний день задачи, стоящей перед организацией – отлаживание стабильного механизма функционирования производства тротуарной плитки. Привлечение кредита необходимо в этом случае для закупки сырья и покрытия первичных расходов, связанных с выходом на рынок, в основном оплаты рекламных услуг. Далее целесообразно провести комплекс мероприятий по уменьшению дебиторской задолженности. Как уже упоминалось в параграфе. 2.6. это возможно осуществить путем передачи должников на факторинговое обслуживание.

Основная задача организации в настоящий момент – выход на строительный рынок города с новым для организации продуктом – тротуарной плиткой; завоевание своего сегмента рынка. Покрытие затрат связанных с запуском нового производства целесообразно осуществить путем покупки оборудования в лизинг.

Если говорить о ценовой политики, то здесь наиболее привлекательной является стратегия широкого внедрения, когда на новый товар устанавливаются цены ниже конкурентов (практически на уровне себестоимости). Это делается для привлечения как можно большего количества покупателей в условиях высококонкурентной рыночной среды. В последствии же, по достижении стабильного спроса на продукцию предполагается повышение цен на уровне конкурентов – стратегия следования за лидером.
           



                                                                          
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.2. Факторинг как инструмент кредитной политики организации.
Кредитная политика предприятия оказывает значительное влияние на уровень дебиторской задолженности. Основой ее является разработка условий кредита – продолжительности периода оплаты выставленных счетов и величины скидки за оп­лату в срок.

На основе данных таблиц 2.13 и 2.14, приведенных в параграфе 2.4 четко прослеживается рост дебиторской задолженности (ее темп изменения составил 140,3%). Если не вести борьбу с этим явлением, не приносящим ничего хорошего организации, ее рост будет идти все более активно, так как постоянные потребители продукции и услуг компании привыкнут к тому, что можно откладывать платежи по приобретенным товарам и услугам  на неопределенный срок. Поэтому необходимость использования факторинга на лицо.  Факторинг представляет собой посредническую операцию, осуществляемую факторинговой компанией или банком, по взысканию денежных средств с должников его клиента, так называемая переуступка дебиторской задолженности.

Можно конечно выбрать и другой вариант борьбы с дебиторской задолженностью. Во-первых, при оценке кредитоспособности потенциального покупателя следует собрать о нем необходимую информацию: финансовую отчетность, данные кредитного отдела банка, в котором имеется счет покупателя, других предприятий — поставщиков этого клиента, различных коммерческих агентов и финансовых консалтинговых фирм. При использовании же факторинга это бремя сбора информации ложится на факторинговую компанию. Так как в большинстве случаев факторинговая компания берет на себя еще и поручительство за дебитора. Анализ же полученной информации позволяет компании принять правильное решение о предоставлении кредита и его мак­симальной величине.

Так же для ускорения взимания платежей своими силами можно направлять сче­та-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интерва­лами, если работа выполняется в течение продолжительного периода, или начислять сумму к оплате авансом, что предпоч­тительнее осуществления платежей по окончании работы. На крупные суммы следует выставлять счета немедленно. Но опять же на это требуется много времени.

Для контроля состояния дебиторской задолженности можно так же использовать ее классификацию по срокам возникновения. Выявление покупателей, нарушающих сроки платежа, позволяет облагать процентом просроченные суммы. Сравнение текущих, класси­фицированных по срокам дебиторских задолженностей с деби­торскими задолженностями прошлых лет и показателями кон­курентов позволяет подготовить отчет об убытках по безнадеж­ным долгам, показывающий накопленные убытки по покупате­лям, условиям продажи и размерам сумм и систематизирован­ный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Опять же на это требуется еще больше времени, а возможно и необходимость в принятии еще одного сотрудника в отдел бухгалтерии, что повлечет за собой неминуемые издержки в виде увеличения фонда оплаты труда.

Для выбора правильного варианта борьбы с дебиторской задолженностью важно правильно оценить ее реальное состояние, т. е. вероятность и величину безнадежных долгов.

Как видно из всего вышесказанного, все же выгоднее использовать именно факторинг в борьбе с дебиторской задолженностью. В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации ча­стного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет, как минимум, двум из четырех при­знаков:

— наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

— ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде все­го, учета реализации;

— инкассирование его задолженности;

— страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему отно­сят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков. В нашем случае удобнее всего выбрать такую форму факторинга, при которой выполняются два из вышеприведенных признаков. Это: наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований и страхование поставщика от кредитного риска.

В факторинговой операции участвуют три субъекта:

— организатор факторинга — специализированная компания или факторинговый отдел банка;

— организация — поставщик продукции, являющаяся кли­ентом организатора факторинга;

— организация — покупатель продукции, выступающая за­емщиком организации-поставщика.

ООО «Траян» здесь будет выступать естественно в качестве организации – поставщика продукции, являющейся клиентом организатора факторинга.

Выбор такого инструмента борьбы с дебиторской задолженностью как факторинг необходим в первую очередь в целях недопущения подобных долгов при организации нового вида деятельности – производстве и, естественно, последующей реализации тротуарной плитки. Так как борьбу с дебиторской задолженностью от основной деятельности, которая уже имеется, можно провести и собственными силами. Сумма долга не такая и большая, должниками являются постоянные заказчики, так что с ними можно решить вопрос путем переговоров и дальнейшим четким отслеживанием поступления платежей.

В борьбе с дебиторской задолженностью, которая возможно образуется при продаже продукции собственного производства возможно так же применение скидки при предоплате поставляемой продукции. Это может ускорить оплату счетов и тем самым оборачивае­мость дебиторской задолженности, выгоду от которой целесообразно сравнить с потерей от скидки. Но такой вариант тоже не универсален, так как редко какая компания согласится на вариант предоплаты.

Хотя факторинг имеет кредитную природу, однако суще­ствует ряд различий между ним и кредитом.

Использование кредита при продаже продукции собственного производства так же может дать хорошие результаты. Но использование его возможно только при заключении сделок с физическими лицами. В этом случае необходимо заключать договор непосредственно с банком, предоставляющим подобный вид услуг. Физические лица не могут обеспечить стабильные и высокие темпы продаж, поэтому рассмотрение применение такого финансового инструмента целесообразно рассматривать только как запасной вариант.

Итак, мы выбираем такой вариант борьбы с дебиторской задолженностью, как факторинг.Для того чтобы организация-кредитор ООО «Траян» могла продать организатору факторинга де­биторскую задолженность, застраховав себя, таким образом, от неплатежа, в факторинговую компанию направляется заявка. Предвари­тельно организатор факторинга изучает экономическое и фи­нансовое положение потенциального клиента, сферу его дея­тельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка.

Для этого используются балансы организации и отчеты о при­былях и убытках за последние годы. Организатор факторинга изучает также платежеспособность должников своего потенци­ального клиента. Такой анализ обычно длится 1-2 недели.

Далее факторинговая компания определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой она обя­зана осуществить платеж в пользу поставщика.

Целесообразно выбрать такой метод уста­новления предельных сумм факторингового обслуживания как .

1.Определение общего лимита. Для каждого плательщика устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пре­делах которого факторинговая компания автоматически опла­чивает переуступаемые ей, платежные требования. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком (клиентом) пре­высит сумму лимита, то все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны, в первую очередь, по­ступать факторинговой компании до тех пор, пока она не ком­пенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем деньги начнут поступать на счет самого поставщика.

2.    Определение ежемесячных лимитов отгрузок. Устанавли­вается сумма, на которую в течение месяца (недели) может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику.

Для осуществления разовых сделок, если продавца и покупателя то­вара связывают не регулярные поставки, на крупные суммы с поставкой товаров на определенную дату целесообразно выбрать такой метод установления предельных сумм факторингового обслуживания как страхование по отдельным сделкам. В этом случае пре­дельная сумма факторингового обслуживания равна сумме сдел­ки.

Правильное определение того или иного метода установле­ния предельных сумм факторингового обслуживания существен­но снижает риски факторинговой операции, как для организато­ра факторинга, так и для его клиента. Причем использование конкретного метода должно быть оговорено в соглашении, зак­лючаемом между ними.

После того как организатор дает согласие на факторин­говое обслуживание, между ним и организацией-кредитором  ООО «Траян» заключается договор. Договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и действует сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством. Договор может быть открытым и закрытым (конфиден­циальным). При открытом договоре дебитор уведомляется о его наличии, при закрытом — нет. Выбор открытого договора более желателен. В договоре предус­матривается право регресса, т. е. обратной переуступки требований (возврата их поставщику). В нем также оговариваются порядок оформления документации, сроки платежей, размер вознаграж­дения и другие условия по усмотрению сторон. После подписа­ния договора за организацией-кредитором закрепляется персональный Менеджер.

Организация-кредитор ООО «Траян» передает в свою очередь организатору фак­торинга платежные требования, выставленные на покупателя, предварительно получив у последнего согласие (акцепт) на оплату. Организатор в течение 2-3 дней перечисляет на счет кли­ента 70-90% от суммы дебиторской задолженности. Оставшаяся часть переводится после получения платежа от дебитора за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений.

Платежные требования оплачиваются в момент наступления срока платежа или досрочно. Использование досрочной оплаты выгодно организации-кредитору и равносильно предоставлению банковского кредита, поэтому организатор кроме комиссионных взимает процент за кредит.

Стоимость факторинговых услуг складыва­ется из двух частей:

— комиссионного вознаграждения, которое устанавливает­ся в процентах от суммы дебиторской задолженности (в мировой практике обычно на уровне 1,5—2,5 %, в российской — до 5 %);

— процентов за кредит, взимаемых при досрочной оплате представленных документов. Процентная ставка обычно на 2- 4% превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании.

Наиболее выгодным вариантом факторингового соглашения является договор о полном обслуживании. Он заключается бан­ком с хорошо известным надежным клиентом и предусматрива­ет полную защиту от появления сомнительных долгов, ведение учета, управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств и по желанию клиента — предварительную оп­лату. Обязанностью клиента является учет сделок с организато­ром факторинга.

В первый месяц планируется передать на факторинговое обслуживание дебиторскую задолженность на сумму 250 000 руб., во второй – 500 000 руб., в третий – 850 000 руб., в четвертый – 1 000 000 руб., в пятый и шестой по 1 000 000 руб.

Согласно приложению за первый месяц факторингового обслуживания организация должна будет уплатить:

1,25%*250 000+0,047%*30*250 000+2,5%*250000=250000*5,16%=12,9 тыс. руб.

За второй месяц – 500 000 * 5,26% = 26,3тыс. руб.

За третий месяц – 850 000 *6,83% = 58,1 тыс. руб.

          За четвертый и пятый, шестой месяцы – 1 000 000*6, 83% = 68,3 тыс. руб.

Эффект от использования факторингового обслуживания заключается в том, что организация-кредитор ООО «Траян» может направить полученные от организа­тора факторинга средства на расширение сбыта своей продук­ции. Оно может достигаться за счет возрастания числа покупа­телей или увеличения отгрузок. Именно в таких случаях объем средств неуклонно возрастает, обеспечивая поставщика денеж­ными ресурсами.

Целесообразен так же выбор факторинговой компании, использующей специальную компьютерную программу «Доктор Фактор», которая устанавливается организации-клиенту ООО «Траян» и помо­гает ему следить как за факторинговым обслуживанием, так и за структурой своей дебиторской задолженности. Пользуясь «Доктором Фактором» на экране своего компьютера можно наблюдать такие  данные как  размер досрочного платежа по каждой поставке, остаток долга дебитора, платежи от дебитора, количество поставок, средняя сумма поставки и т. д.
3.3. Лизинг как инструмент повышения финансовой устойчивости предприятия
 Использование такого инструмента финансовой политики как лизинг, как уже отмечалось в параграфе 3.1, является одним из необходимых мероприятий, проведение которого будет способствовать повышению финансовой устойчивости предприятия. Лизинг используется при осуществлении инвестиционной деятельностиорганизации, которая  включает по­ступление и использование денежных средств, связанных с капи­тальными вложениями в связи с приобретением внеоборотных ак­тивов (в том числе строительство объектов основных средств хозяй­ственным способом), а также с их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпус­ком облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, не относящихся к эквивалентам денежных средств и не являющихся объектом торговой деятельно­сти компании; прочих активов, кото­рые представляют собой ресурсы, обеспечивающие поступление денежных средств в будущем; с получением долгосрочных кредитов и займов. В нашем случае речь пойдет об осуществлении финансовой деятельности связанной с использованием денежных средств на приобретение внеоборотных активов, а конкретно основных средств, представленных дорогостоящим оборудованием, приобретение которого необходимо для запуска производства тротуарной плитки.

При благоприятных для организации экономических условиях она стремится к расширению и модернизации производства, по­этому инвестиционная деятельно­сть в целом приводит к временно­му оттоку денежных средств. Использование же лизинга позволяет с наименьшими для организации затратами осуществить закуп необходимого дорогостоящего оборудования.  В нашем случае речь идет об использовании финансового лизинга, который характеризуется долгосрочным характером договора, в процессе реализации которого происходит амортизация полной или большей части стоимости имущества, которое по истечении срока договора переходит в собственность лизингополучателя. Другими словами это такая форма договора между лизинговой компанией, приобретающей необходимое для арендатора оборудование за свой счет и сдающей его в аренду, и фирмой-арендатором, постепенно вносящей плату за пользование этим имуществом. По истечении срока действия договора, и выплате всех платежей арендатором, происходит выкуп имущества по остаточной стоимости. В период действия договора арендованное имущество принадлежит на праве собственности лизингодателю, т.е. учитывается на балансе лизинговой компании, а правом пользования им обладает лизингополучатель, т.е. рассматриваемая нами организация ООО «Траян». При выбранном нами варианте – финансовая аренда оборудования с последующим его выкупом — целесообразно использовать такую форму платежей по лизингу, когда все платежи осуществляются исключительно путем перечисления денежных средств на расчетный счет лизинговой компании, а в сочетании с так называемом чистым лизингом, когда все обслуживание арендованного имущества берет на себя лизингополучатель. 

Финансовый лизинг  позволит фирме начать новое дело, внедрив новую технику, при дефиците собственных финансовых средств для ее покупки. В качестве лизингодателя выступает лизинговая компания — коммерческая организация. Лизинговые компании приобретают имущество для лизинга либо за счет собственных средств, либо за счет кредита банка, поэтому большинство лизинговых компаний создаются при участии коммерческих банков.

Договор финансового лизинга включает сумму и срок действия соглашения, размер арендной платы, процентную ставку, периодичность платежей. Он заключается на полную стоимость имущества, передаваемого в аренду (7 684 528 руб.), на срок 3 года. Договор финансового лизинга отвечает следующим требованиям: право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю; имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских  целях; имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его лизингополучателю; сумма лизинговых платежей за срок действия договора должна включать полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки. В период действия договора юридическое право собственности на имущество принадлежит лизинговой компании, а право на пользование им — лизингополучателю. За пользование лизинговым имуществом лизингополучатель ООО «Траян» перечисляет лизингодателю лизинговые платежи, предназначенные для полного покрытия издержек лизингодателя, связанные с выполнением условий договора, и получения лизингодателем некоторой прибыли. Размер, способ, форма и периодичность лизинговых платежей устанавливаются в договоре. Общая сумма лизинговых платежей складывается из: амортизационных отчислений, которые равны балансовой стоимости оборудования; процентов за кредитные ресурсы, использованные лизингодателем на приобретение имущества; комиссионного вознаграждения лизингодателю за передачу имущества в лизинг. Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, производимой, лизингополучателем. Лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества, включая эксплуатационные расходы, техническое обслуживание, текущий ремонт.

Сумма, указанная выше – 7 684 528 руб. включает все вышеперечисленные слагаемые, из которых и складывается сумма ежемесячного лизингового платежа. ООО «Траян», заключая договор финансовой аренды – лизинга на 3 года, должна будет выплачивать компании – лизингодателю ежемесячно по 213 460 руб., т.е. выбран вариант равномерных ежемесячных платежей.
3.4. Обоснование привлечения кредита банка
Кредит — это экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, предаваемой во временное пользование.

В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;

в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;

г) регулирование объема совокупного денежного оборота.

Основными принципами кредита являются платность, срочность и возвратность.

Итак, кредит, по определению, это денежные средства или иные вещи, объединенные ро­довыми признаками, переданные в долг одной стороной другой стороне. Следовательно, под кредитными правоотношениями понимаются все правоотношения, возникающие вследствие предоставления (передачи), использования и при условии возврата денежных средств или иных вещей. На практике кредит может существовать как в чистом виде (займы, банковские ссуды), так и служить составной частью самых различных гражданско-правовых обязательств. Привлечение кредита в виде банковской ссуды является наиболее привлекательным вариантом финансирования для ООО «Траян».

Банковское кредитование отличается сле­дующими особенностями.

Во-первых, эти правоотношения харак­теризуются специальным субъектным составом: кредитором в данном случае выступает банк или иная кредитная организация, которая регулярно, профессионально на основании спе­циально выданного Центральным банком РФ разрешения (лицензии) осуществляет подобного рода операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности.

Во-вторых, если по договору займа либо в результате предоставления товарного или коммерческого кредита предметом дого­вора могут служить не только денежные средства, но и иные вещи, определенные родовыми признаками, то предметом договора банковского кредита могут быть только де­нежные средства.

В-третьих, особенностью договора банковского кредита является его возмездный характер, т. е. уплата клиентом процентов за пользование денежными средствами кредит­ной организации в течение определенного срока — в отличие от обычною договора займа, предполагающего как возмездный, так и безвозмездный характер правоотношений сторон.

В-четвертых, обеспеченность креди­та. В качестве обеспечения своевременного возврата кредита банки принимают залог, поручительство, гарантию другого банка, а также обязательства в иных формах, допус­тимых банковской практикой.

В-пятых, отличие от договора займа кредитный договор содержит требование целевого использования заемных средств с указанием конкретных целей.

В-шестых, кредитный договор заключается обязательно и письменной форме. Обязательность такого оформления определена действующим законодательством (ст. 820 ГК РФ), при этом несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность кредитного договора.

В-седьмых, в соответствии с действующим законодательством денежные средства по договору кредита (договору банковской ссуды) могут быть предоставлены предприятию-заем­щику только в безналичной форме.

Предоставление коммерческими банками кредита предприятиям осуществляется на ос­нове кредитного договора, который иначе называют договором банковской ссуды. Пра­вила предоставления кредита, порядок, этаны и условия заключения кредитных договоров коммерческие банки разрабатывают самостоя­тельно с учетом рекомендаций и указаний ЦБ РФ.

Для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита ООО «Траян» обязан представить в коммерческий банк определенный набор до­кументов:

— заявку на получение кредита;

— копии учредительных документов заем­щика, заверенные нотариально (свиде­тельство о регистрации предприятия, ус­тав, учредительный договор);

— баланс на последнюю отчетную дату, заверенный налоговой инспекцией;

— технико-экономическое обоснование окупаемости проекта;

— копии договоров (контрактов) в подтвер­ждение сделки;

— заверенную нотариусом банковскую кар­точку с образцами подписей руководите­ля предприятия, главного бухгалтера и оттиском печати;

— документы, подтверждающие наличие обеспечения кредита (договор залога, договор поручительства, банковская гарантия и т. д.).

Далее банк проводит анализ предоставленных документов, а возможно и проведение исследований и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, его деловой репутации, платежеспособности и принимается решение о выдаче кредита. Далее производится оформление кредитной сдел­ки путем заключения договора.

Ссуда будет погашаться в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором.

Ссудный процент будет взиматьсяравномерны­ми взносами ООО «Траян» в течение всего срока действия кредит­ного договора. Это традиционная форма оплаты средне- и долгосроч­ных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон. Начиная с первого месяца.

 Более подробно порядок предоставления кредита предприятиям через коммерческие банки представлен ниже.

1.Составление досье клиента. Досье может касаться не только настоящего, но и будущего клиента.

2.Разработка плана финансирования предприятия.

3.Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов.

4.Определение класса кредитоспособности предприятия.

5.Определение ставки процента за кредит (ставка может быть постоянной или переменной).

6.Расчет срока окупаемости кредита.

7.Непосредственное решение о сроке кредитования.

8.Определение регулярности возмещения кредита.

9.Составление контракта (договор о возврате).

10.Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта.

11.В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта — организация взаимопомощи в исправлении создавшегося положения.

Привлечение кредита банка необходимо для организации производства тротуарной плитки, о которой уже упоминалось ранее. С каждым  последующим летним месяцем наблюдается тенденция роста спроса.  Пик продаж материалов для благоустройства приходится на июль – ноябрь, когда предприятия   завершают благоустройство, которое было ранее запланировано, до зимы и снега.  Неактивным сезоном по потреблению тротуарной плитки являются декабрь – январь, когда работы в текущем году уже завершены, а подготовку к следующему году начинать рано.    В  это время  планируется переход на производство  строительных блоков «Бессер», потребителями которых являются как все строительные организации, так и мы сами.

Для  осуществления данных задач идет активная работа по созданию большой базы с  помещениями — для производства,  для сушки,   для  складирования тротуарной плитки, а так же столярный цех для производства поддонов. Приобретена автомашина Камаз с краном-манипулятором для укладки плитки с целью улучшения сервиса, т.е. доставки на место и самостоятельной разгрузки все необходимое оборудование.

В настоящее время фирма ООО «Траян» заключила договора финансового лизинга на покупку оборудования и механизмов с такими поставщиками как  «АвтоторгМаш»,  «Еврокара плюс»,  «ИнтерКом», компания «Промышленное оборудование» и др., на приобретение специализированного оборудования, предназначенного   для организации  производства, сушки, складирования, вывоза и укладки  тротуарной плитки.

  Вся предполагаемая прибыль от реализации тротуарной плитки и строительных материалов, а в частности блоков «Бессер» и бордюров, будет оставаться в распоряжении предприятия и уходить на погашение задолженности по лизинговым и кредитным ежемесячным платежам, на собственные нужды по строительству и обустройству цехов, а так же по организации всего производственного процесса изготовления, сушки, складирования, транспортировке и укладке тротуарной плитки.

Привлечение кредита необходимо для того, чтобы обеспечить запуск производства, активизировать деятельность, а так же внести некоторую стабильность в течение двух первых месяцев работы, согласно проведенным  расчетам необходимо привлечение денежных средств в  сумме 5 000 000 руб. эту сумму целесообразно получить путем оформления кредита в банке под 16% годовых на 3 года.

Использование в качестве заемного капитала кредита банка выгодно тем, что проценты за пользование заемными средствами уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Рассчитаем цену такого источника средств как кредит банка по формуле 1.1.

Cd=0,16х(1-0,24)= 0,12. Это стоимость единицы заемного капитала.

5 000 000х0,12=600 000. Это стоимость привлеченного капитала в том случае, если кредит берется краткосрочный (т.е. на один год).

Так как нами выбрана стратегия широкого внедрения, которая подразумевает низкие цены на товар, то мы не можем выбрать такой вариант кредита, так как выручка предприятия не позволит рассчитаться с кредитом за год. Поэтому выбираем вариант долгосрочного банковского займа сроком на 3 года под 16 % годовых. Ежемесячный платеж при этом составит 138,9 тыс. руб., а плата за пользование кредитом (% за кредит) – 66,7 тыс. руб.

Тогда стоимость привлеченного капитала составит:

600 000 х 3 (года) = 1 800 000 руб.    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.5. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Эффективность предлагаемых мероприятий по формированию финансовой политики организации ООО «Траян» целесообразно оценить путем применения финансового прогнозирования. Наиболее распространенным способом финансового прогнозирования  является подготовка прогнозных финансовых документов.

Если применить все вышеуказанные инструменты в финансовой политике предприятия, то можно получить следующие результаты ее финансово-хозяйственной деятельности.

Таблица 3.1

Прогнозный баланс ООО «Траян» на 2007г.



Таблица 3.2

Прогнозный отчет о прибылях и убытках ООО «Траян» на 2007г.



Прогнозные документы финансовой отчетности, приведенные в таблицах 3.1 и 3.3, составлены на основе прогноза потока денежных средств, приведенного в приложении 5. На основе данных таблиц 3.1 и 3.2 произведем расчет основных финансовых коэффициентов и приведем их в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Свод финансовых коэффициентов



Наименование коэффициентов

Значение коэффициента

на начало года

на конец года

1

2

3

1. Оценка ликвидности:





а) коэффициент текущей ликвидности

1

2,1

б) коэффициент срочной ликвидности

0,5

1,2

в) коэффициент абсолютной ликвидности

0,003

1,2

3.
Оценка финансовой устойчивости:






Продолжение таблицы 3.3

1

2

3

а) коэффициент собственности

0,003

0,2

б) обеспеченность собств. оборотн. средствами

-0,01

0,5

в) отношение заемных средств к собств. капиталу

281,8

5,5

3. Оценка рентабельности:





а) рентабельность продаж

0,7

2,3

б) рентабельность активов

0,2

15,4

в) рентабельность собственного капитала

2,2

39,5

г) период окупаемости собств. капитала

103

1

4. Оценка деловой активности:





а) оборачиваемость активов

3,7

5,5

б) оборачиваемость собственного капитала

45,9

68,4

в) оборачиваемость основных средств

117,9

175,9

г) оборачиваемость оборотных активов

3,8

5,7

д) оборачиваемость запасов

7,9

10,9

е) оборачиваемость дебиторской задолженности

8,6

232,1

ж) оборачиваемость кредиторской задолженности

3,8

11,9

з) период оборачиваемости активов

99

67

и) период оборачиваемости собственного капитала

8

6

к) период оборачиваемости основных средств

4

3

л) период оборачиваемости оборотных активов

97

65

м) период оборачиваемости запасов

47

34

н) период оборачиваемости дебиторской задолженности

43

2

о) период оборачиваемости кредиторской задолженности

97

31



Из таблиц 3.1, 3.2, 3.3   можно сделать выводы об эффективности предлагаемых в параграфах 3.1-3.4 мероприятиях.

Валюта баланса увеличилась на 5,6%, что в сумме составило 559 тыс. руб. Наибольшим изменениям подверглась статьи долгосрочные обязательства (в прошлом году их не было, в этом году их сумма составила 4 167 тыс. руб.). Выбран именно долгосрочный кредит, т.к. он позволяет повысить ликвидность предприятия. Как видно из таблицы 3. по сравнению с отчетным годом текущая ликвидность возросла даже на 0,1 выше оптимального уровня, срочная же и абсолютная ликвидность выросли в несколько раз и намного превысили оптимальный уровень. Такое благоприятное изменение произошло еще по нескольким причинам. Произошло значительное возрастание суммы денежных средств ( на 5513 тыс. руб.). Дебиторская задолженность, как и предполагалось, снизилась на 94,5 %, что в сумме составило 4132 тыс. руб. За счет погашения дебиторской задолженности шло активное погашение и кредиторской задолженности (по сравнению с отчетным годом она снизилась на 52,4%, что в сумме составило 4691 тыс. руб.). товарно-материальные запасы хоть и немного снизились, все же продолжают занимать достаточно большой удельный вес в валюте баланса (39,9 %). Это связано, прежде всего с тем, что организация занимаясь собственным производством никак не может обойтись без образования запасов как готовой продукции, так и сырья и материалов. Так что такая тенденция не может считаться отрицательным явлением.

Налицо так же повышение финансовой устойчивости предприятия. По сравнению с отчетным годом коэффициент собственности хоть и не достиг оптимального уровня, все же значительно вырос (с 0,003 до 0,2). А вот коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами вырос значительно, и даже перешел границу оптимального значения (с -0,01 до 0,5). Наиболее четко прослеживается тенденция к повышению финансовой устойчивости предприятия на примере отношения заемных средств к собственному капиталу, который по сравнению с отчетным годом снизился с 281,8 до 5,5.

Рентабельность, результативность деятельности предприятия, тоже имеет положительную тенденцию. Значительно выросли такие показатели, как рентабельность активов (с 0,2 до 15,4) и собственного капитала (с 2,2 до 39,5). Рентабельность продаж тоже имеет тенденцию роста, хоть пока и не дотягивает даже до оценки низкорентабельной (составляет лишь 2,3%). Такая ситуация объясняется тем, что при открытии производства предприятие осуществляет большие затраты, которые со временем окупаются и уже через год рентабельность может вырасти до оптимального уровня.

Положительным является так же ускорение оборачиваемости по всем показателям в разах и соответствующее уменьшение периода оборачиваемости (в днях).

В целом, все поставленные в параграфе 3.1 цели достигнуты. Выручка, как и предполагалось, выросла на 149,2 % (прогнозировалось на 150%). Сумма чистой прибыли выросла в 87 раз. Благоприятным является так же и появление собственных оборотных средств в количестве 5 264 тыс. руб.

На основе вышеприведенных данных рассчитаем эффект финансового рычага по формуле 1.3.

Эфр=(1-0,24)(0,34-0,16)х2,6=0,35

Полученный коэффициент показывает, что в результате использования заемных средств наблюдается рост рентабельности собственного капитала          на   35 %.

Главное условие, формирующее положительный эффект финансового результата – это дифференциал финансового рычага. Чем больше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. Из вышеприведенных расчетов видно, что дифференциал финансового рычага имеет значение 0,14 (положительное). Значит мероприятия, которые были предложены по улучшению финансового состояния организации ООО «Траян» эффективны.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные сюжеты Ветхого Завета
Реферат специальные административно-правовые режимы
Реферат Организационные принципы налогообложения
Реферат Умысел в российском законодательстве
Реферат Межнациональные конфликты Фашизм
Реферат Рынок труда и занятости отечественный и зарубежный опыт Правовой и экономический аспекты
Реферат Кончились всякие знамения и наступили события Человек и история в романе М Булгакова Белая гвардия
Реферат Оборудование для переработки и комплексного использования сырья
Реферат African American Influence On Music Essay Research
Реферат 1. Жизненный цикл фирмы. Три этапа развития фирмы. Природа кризисных ситуаций в коллективах. Особенности рекламной дея-ти для каждого этапа развития фирмы
Реферат Вещества, улучшающие цвет, аромат и вкус продуктов
Реферат Анализ безубыточности деятельности предприятия и планирование объема производства
Реферат Преступление против собствености
Реферат А. Н. Синицын «18» августа 2010г
Реферат VI Конвент рами "Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности", 24-25 сентября 2010 года, Москва