Реферат по предмету "Финансы"


Факторинг как форма финансирования текущих расходов

--PAGE_BREAK--
1.3 Факторинг как метод финансовой стабилизации предприятия   
      В условиях неустойчивости рынка, замедления товарно-денежных потоков в тяжелом положении оказываются поставщики. Безусловно, они могут под отгруженные товары получать банковские кредиты, но риск на получение причитающихся сумм остается.

     Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделений банков как раз и призвана решать проблемы рисков уплаты платежей полностью и в срок. Фактор времени имеет огромное значение для эффективного использования оборотных средств. Накопление дебиторской и кредиторской задолженностей только усугубляет проблему платежей.[10]

    Благодаря факторингу у поставщика создаются условия для концентрации усилий на основах производственной деятельности. Финансовое положение более устойчиво и освобождается от риска неплатежа.

     Факторинг предполагает наличие коммерческого кредита, т. е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Но здесь всегда есть риск в задержке платежей покупателем.

     Обеспечение решения этой проблемы тесно связано с развитием партнерских связей между фирмой и факторинговыми компаниями.

     Факторинговая фирма информирует клиентов о платежеспособных покупателях, при желании может брать на себя гарантию за платежи, в том числе в зарубежных странах. Обычно факторинговая фирма берет на себя дополнительный риск неплатежеспособности должника, а также принимает на себя ряд обязательств в пользу клиента (учет бухгалтерской дебиторской задолженности, функции финансирования и т. д.).

     Факторинг эффективен, прежде всего,  на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Используя факторинговые  операции, фирма не только приобретает хорошую репутацию, но и может рассчитывать на скидку за немедленную оплату обычно в размере 2-3% от суммы платежа. Поэтому широкое использование коммерческого кредита приводит к необходимости эффективного управления им — своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа предотвращения сомнительных долгов. Прибегая к услугам факторинговой фирмы, предприниматель имеет возможность превратить будущий долг в наличные деньги в нужный момент. Финансовое положение предприятия улучшается, сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю. И наконец, последнее, но первое по степени важности для предприятия- оно получает возможность использовать услуги факторинговой фирмы по предоставлению информации. Динамическое развитие факторинга в странах с развитой экономикой свидетельствует о высокой приспособляемости кредитно-финансовых институтов к меняющимся условиям хозяйственной жизни.

     В зависимости от специфики факторинговых операций предпринимателю необходимо изучать порядок оформления, знать и выполнять последствия невыполнения необходимых для его работы всех видов обязательств.

     Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.

     Факторинговому обслуживанию не подлежат следующие предприятия:

·        с большим числом дебиторов;

·        занимающиеся спекулятивным бизнесом;

·        производящие нестандартную и узкоспециализированную продукцию;

·        реализующие набор мелкой продукции в розницу;

·        работающие с субподрядчиками и др.

     Как показывает практика и исследования специалистов, факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий.

     Несмотря на многие преимущества, факторинг не получил в России должного развития, в том числе и в сфере малого предпринимательства. Это связано не только с неспособностью и нежеланием кредитной системы развивать этот вид банковских услуг, но и незнанием возможностей факторинговых услуг субъектами рыночных отношений.[11]

     Выборочные анкетные опросы руководителей малого бизнеса выявили следующую картину: на промышленных предприятиях не знали ничего о факторинге 58,2 %, в торговле-73,2% респондентов.

     Из числа слышавших о факторинге почти 40% в промышленности и 40% в торговле опрошенных желали бы воспользоваться факторингом.

     Эффективность услуг фактор-фирм на Западе, в США и других странах обеспечивается тем, что они либо принадлежат банкам, либо работают в тесном контакте с ними. Имея обширную информацию обо всех предприятиях, банки четко отслеживают их недобросовестность и имеют рычаги давления. Если предприятие попадает в «черные списки», оно лишается банковской поддержки во всем мире.[12]

     Если фирмы-покупатели готовы немедленно оплатить свои счета, им дается скидка (за 5-10 дней оплаты) в размере 3 % от стоимости отгрузки.

     Фактор-фирма располагает системой «online». Суть ее в том, фирмы через свою компьютерную систему могут круглосуточно получать информацию о финансовом состоянии их требований: какие счета уже оплачены, какие являются срочными. Кодирование информации позволит держать ее втайне от конкурентов.

     Создание механизмов притока капитала в производственный сектор — важная составляющая эффективность денежного обращения. При наличии у банковской системы  значительных свободных средств существенного расширения  кредитования реального сектора экономики не произошло. До настоящего времени ставки банковских процентов гораздо выше ставок на межбанковском кредитном рынке.[13]

     Одна из первоочередных задач совершенного этапа — преодоление кризисов платежеспособности. Основными способами для их преодоления могут быть взаиморасчеты, использование векселей, использование закладных как платежных документов, удешевление кредитных ресурсов.

     Многолетняя мировая практика показала живучесть факторинга, выделила его самостоятельную нишу на рынке финансовых услуг и отработала немало технологий на основе фактор — инструментов.

     У факторинга свое финансовое лицо, свой груз, своя ответственность и своя предпринимательская удача. Фактор — компании, включая функции взаиморасчетов, придают им экономически целесообразный режим действий. Факторинг не только полезен при ограниченных финансовых ресурсах, но и самодостаточен, как новый механизм снижения финансовых рисков. Кроме того, он создает условия ускорения движения финансовых потоков.

     Для эффективного развития факторингового механизма необходимо:

1.     рекомендовать банковским структурам на местах апробировать создание фактор — фирм, фактор — банков по обеспечению факторинговыми услугами малых и средних предприятий;

2.     шире практиковать развитие факторинговых услуг при коммерческих банках с использованием универсальной системы финансового обслуживания клиентов, при которых фактор – банк принимает на себя не только кредитование, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое обслуживание клиента с тем, чтобы он мог сосредоточиться на выполнении производственных и торгово-оперативных функций. Финансовое положение предприятия улучшается, оно освобождается от риска возможных неплатежей.[14]
Глава
II
. Факторинговые операции в Российской Федерации
     2.1 Нормативно-правовая база факторинговых сделок в Российской

         Федерации







     Отношения, возникающие по договору финансирования под уступку денежного требования или, иначе, по договору факторинга, интересны современным предпринимателям в первую очередь потому, что этот вид гражданско-правовых договоров с принятием  второй части Гражданского кодекса РФ,  появился в российском гражданском законодательстве впервые, хотя и использовался некоторыми российскими банками в их финансово-кредитной деятельности до этого. В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно. Самый передовой опыт зарубежных стран, по мнению современных правоведов, был использован при составлении нового российского Гражданского кодекса и включен в него. Договор факторинга охватывает довольно широкий круг разнообразных отношений.

     При этом юридическую сущность обязательств по данному договору составляет известная обязательственному праву уступка денежного требования (цессия). Однако отношения факторинга, сочетающие в себе элементы договоров займа и кредита, а иногда и договора возмездного оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер. В этой связи на отношения по договору факторинга распространяются как частные правила, установленные главой 43 части второй Гражданского кодекса РФ, так и общие положения об уступке требования, определенные в ст. 388-390 части первой ГК, в части, не противоречащей специальным предписаниям о данном договоре и существу возникающих на его основе обязательств. Так нормы, касающиеся формы уступки требования (см. ст. 389 ГК), предопределяют форму договора факторинга. Между тем анализ содержания возникающих между участниками цессии и факторинга отношений не допускает возможности говорить о том, что обязательства по предоставлению кредитно-финансовых услуг по договору факторинга являются частным случаем уступки требования.

     В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования (Д.ф.п.у.д.т.). Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по Д.ф.п.у.д.т. могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента Д.ф.п.у.д.т. могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

     В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

     Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).

     Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом, таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование — не позднее чем в момент его возникновения.

     При уступке будущего денежного требования оно считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств, которые являются предметом уступки требования, предусмотренной договором. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события.

     Дополнительного оформления уступки денежного требования в этих случаях не требуется.

     Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки.

     Денежное требование, являющееся предметом уступки, признается действительным, если клиент обладает правом на передачу денежного требования и в момент уступки этого требования ему не известны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять.

     Клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению, если иное не предусмотрено договором между клиентом и финансовым агентом.

     Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. [15]

     Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, последующая уступка денежного требования финансовым агентом не допускается.

     В случае, когда последующая уступка денежного требования допускается договором, к ней соответственно применяются положения  главы 43 ГК РФ.

     Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.

     По просьбе должника финансовый агент обязан в разумный срок представить должнику доказательство того, что уступка денежного требования финансовому агенту действительно имела место. Если финансовый агент не выполнит эту обязанность, должник вправе произвести по данному требованию платеж клиенту во исполнение своего обязательства перед последним.

     Исполнение денежного требования должником финансовому агенту освобождает должника от соответствующего обязательства перед клиентом.

     Если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование.

     Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента и договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.

     В случае обращения финансового агента к должнику с требованием произвести платеж должник вправе в соответствии со статьями 410-412 Гражданского  Кодекса Российской Федерации предъявить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомление об уступке требования финансовому агенту.

     Требования, которые должник мог бы предъявить клиенту в связи с нарушением последним соглашения о запрете об ограничении уступки требования, не имеют силы в отношении финансового агента.

     В случае нарушения клиентом своих обязательств по договору, заключенному с должником, последний не вправе требовать от финансового агента возврат сумм, уже уплаченных ему по перешедшему к финансовому агенту требованию, если должник вправе получить такие суммы непосредственно с клиента.

     Должник, имеющий право получить непосредственно с клиента суммы, уплаченные финансовому агенту в результате уступки требования, тем не менее,  вправе требовать возвращения этих сумм финансовым агентом, если доказано, что последний не исполнил свое обязательство осуществить клиенту обещанный платеж, связанный с уступкой требования, либо произвел такой платеж, зная о нарушении клиентом того обязательства перед должником, к которому относится платеж, связанный с уступкой требования.

     В соответствии с договором банк или факторинговая фирма обязуется оплатить сумму предоставленных ему платёжных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики.  При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определённую в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. (В России поставщик получает от факторингового отдела банка немедленно или через 2-3 дня определенный процент от суммы требований). [16]

     Проведем сравнение коммерческого кредита и факторинга и сведем это в таблице. Из данного сравнения видно, что ни чего общего между коммерческим кредитом и факторингом нет. Но при сравнении видно превосходство факторинга над кредитом для мелких и средних предприятий.

Кредит

Факторинг

Кредит возвращается банку  заёмщиком

Факторинговое финансирование погашается из денег, выплачиваемых дебиторами клиента.

Кредит выдается на фиксированный срок

Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа

Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день

Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки

Кредит, как правило, выдается под залог

Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется

Кредит выдается на заранее обусловленную сумму

Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента

Кредит погашается в заранее обусловленный день

Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара

Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов

Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры

Погашение кредита не гарантирует получение нового

Факторинговое финансирование продолжается бессрочно

Затраты на уплату процентов по банковскому кредиту относятся на себестоимость в пределах учетной ставки ЦБ РФ плюс 3%

Затраты на уплату факторинговой комиссии относятся на себестоимость полностью

При кредитовании помимо перечисления денег банк не оказывает заемщику никаких услуг

Факторинговое финансирование сопровождается управлением дебиторской задолженностью


2.2.         
История возникновения факторинговых сделок в Российской Федерации







     Международная правовая основа факторинга была заложена подписанной 28 мая 1988 г. В Оттаве (Канада) 55 странами и утвержденной  Советом международного института унификации и частного права Конвенцией о международном факторинге. Цели Конвенции – унификация определения факторинга и создание международно — правовых  предпосылок для его развития. При этом сохраняются права национальных факторинговых компаний заключать соглашения с поставщиками и другими факторинговыми компаниями на собственных условиях.

     Факторинговым обслуживанием впервые занялся банк «Ферст нэшл бэнк оф Бостон» в 1974 г. для одной из американских  промышленных компаний. В Западной Европе Факторинговые фирмы появились в 1960-х гг., но уже 1970-е и 1980-е гг. характеризовались высокими и устойчивыми темпами роста ( на 40-50%) факторинговых операций во всех развитых странах.

     В России внедрение факторинга было начато в1988г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. В силу полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

     Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в1994г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, «Тверьуниверсалбанк», позднее «Мосбизнесбанк», стал первым российским банком, принятым в IFG. InternationalFactors Group – старейшая и эксклюзивная международная факторинговая ассоциация, которая на сегодняшний день объединяет 60 факторинговых компаний и банков из 35 стран мира, на долю которых приходится 28% общемирового факторингового оборота.

     На протяжении ряда лет факторингом в России пробовали заниматься и АКБ «Менатеп», и Международный московский банк, состоящий вIFG до последнего времени. В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из вышеперечисленных попыток не закончилась успехом.

     На данный момент крупнейшим оператором факторинговых услуг в России и единственным активно работающим членом международной факторинговой группы InternationalFactorsGroup(IFG)является АБ «ИБГ НИКойл».

     Может возникнуть вопрос: «А какой компании факторинг не нужен?» Ответ на него будет таким— факторинг не нужен компании, которая не хочет или не может наращивать продажи своих товаров, поскольку в таком случае значительные оборотные средства, которые обеспечивает ей факторинг, не находят достойного применения.

     Если компания решила воспользоваться факторинговым обслуживанием, то наилучшим решением является использование полученных дополнительных средств в целях расширения продаж. Если объем продаж клиента вырастает, то это немедленно приводит к новому росту объема финансирования со стороны банка в рамках факторингового обслуживания.

     В целом факторинг в России может рассматриваться как очень перспективное в виду своей высокой доходности направление финансовых операций.

     Конечно, отличия российского факторинга от западного разительны,  в том числе и в меньшем количестве  проводимых операций, недоработке  законодательства и т.п. Тем не менее, не приходится говорить о подавляющем отставании, а темпы роста объемов факторинговых операций позволяют предположить будущие показатели на уровне общемировых.







2.3. Анализ Российского рынка факторинга







В 2004 году объем дебиторской задолженности, уступленной опрошенными 21 факторинговой компании и банкам, составил 2,2 млрд. долл. США, прирост с 01.01.2002 по о 01.01.2004 — 194% (см. рисунок 1). По оценкам экспертов, весь объем российского рынка факторинга (с учетом банков и компаний, не предоставивших информацию о своей деятельности) составляет 3 млрд. долл. США. При этом мы говорим о «рыночном» факторинге, то есть факторинге как реальной финансовой услуге для широкого круга рыночных клиентов, а не для, например, расчетов между аффинированными компаниями с использованием механизмов налоговой оптимизации.

Рисунок 1.
Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2005-2004 гг.



   

      В 2003 году объем факторингового рынка составил 732,1 млн. долл. США, прирост за 2003 г. — 230% (по сведениям опрошенных  факторов). По данным Международной ассоциации факторов Factors Chain International (FCI), в 2003 году объем рынка составлял 547,8 млн. долл. В 2002 году, по  расчетам экпертов, объем рынка составил 221,9 млн. долл., по данным FCI — 189,8 млн. долл. Расхождение в оценке объясняется, прежде всего, тем, что FCI учитывали данные лишь по крупнейшим участникам рынка.

     При объеме 3 млрд. долл. в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. В 2002 году, по данным FCI, этот показатель составлял лишь 0,1%.  Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. — объем новых эмиссий в 2004 году). В 2004 году объем финансирования, непосредственно предоставленного опрошенными  факторами своим клиентам, составил 1550,8 млн. долл., в 2003 г. 515,4 млн. долл., в 2002 г. 147,9 млн. долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. — 200%, в 2003 г. — 248% (см. рисунок 2). [17]

     Рисунок 2
.

Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл
.

     Факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга (см. рисунок 3).

     Рисунок 3 Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования

     Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов. [18]





Рисунок 4.



    На рисунке 4 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины — это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями — производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности — 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) — 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) — 12%, легкой промышленности — 5%.

     На рисунке 5 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Из 21 участника проекта лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления.[19]



Рисунок 5



     Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

     Ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически этот инструмент — беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Факторинговую компанию, прежде всего, интересует не прошлое, а будущее клиента — сколько денег он получит за проданную продукцию, и как будут развиваться его продажи в будущем. В этом заключается основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита зависит от прошлых доходов, выраженных в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они и так есть. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать размер кредита), а размер факторингового финансирования зависит от объемов продаж и поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж.

     Благодаря этой важной характеристике факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, для которых недоступны другие источники финансирования.

     Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны таких компаний становится залогом быстрого развития факторинга в России на ближайшие годы. В связи с этим развитию факторинга будут способствовать все меры государства, направленные на «вывод из тени» предприятий малого и среднего бизнеса.

     Важное преимущество факторинга заключается в том, что он не исключает одновременное использование традиционных долговых инструментов, притом, что кредиты, облигации и векселя, например, являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования, факторинг может применяться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий. Это, кстати, существенно облегчает факторам конкуренцию с банками за клиентов.

     Следующим преимуществом факторинга является то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, что является одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности продаж компании, потому что на высококонкурентных рынках, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, именно отсрочка платежа становится единственно возможным конкурентным преимуществом.

     Еще одно преимущество заключается в том, что факторинг позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством налог на прибыль должен уплачиваться «по реализации», то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время, если компания предоставляет отсрочки платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации. В этом контексте, если бы аналогичный подход применялся к определению момента уплаты НДС, это стало бы еще большим стимулом развития факторинга для налоговой оптимизации.

     Однако с налогами же связан и недостаток факторинга — а именно, обложение факторинга НДС. НДС облагаются суммы, уплаченные за услуги по управлению дебиторской задолженностью, но не облагается процентная ставка по кредиту, предоставленного под уступку денежного требования. По нынешнему законодательству затраты на уплату комиссионного вознаграждения по факторингу может отнести на себестоимость только поставщик.

     Таким образом,  факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых — поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
 Глава
III
. Анализ финансового состояния предприятия на примере 

         Закрытого Акционерного общества «Гамбит»
     3.1. Характеристика предприятия и краткий финансовый анализ его 

           финансового состояния







     Наименование предприятия – Закрытое Акционерное Общество «Гамбит».

     Организация частная, основанная в 2003 году. Ее учредитель физическое лицо, которое также является генеральным директором предприятия.

     Основной целью предприятия является извлечение прибыли. Основное направление деятельности предприятия – оптовая торговля продуктами питания. Организация закупает оптом из разных городов товар для последующей перепродажи их с наценкой другим организациям или магазинам.

     Одним из направлений оптовой торговли нашей организации является поставка и продажа растительного масла, ЗАО «Гамбит» является дистрибьютором в Санкт-Петербурге крупного предприятия по производству и переработке  растительного масла из Ставропольского края.

     Не так давно, а именно в 2005 году, Общество изобрело и запатентовало  противобуксовочное средство для автомобилей, так называемое изделие «ТРАК». На данный момент  менеджеры фирмы успешно внедряют на рынок данный продукт через такие торговые сети, как «Лента», «О”Кей», «Карусель» и другие.

     Во главе организации находится генеральный директор, который контролирует деятельность своих сотрудников. В его непосредственном подчинении находятся финансовый директор, коммерческий директор и главный бухгалтер, которые отчитываются за результаты своей деятельности перед ним. На предприятии существуют следующие отделы: администрация: к ней относятся директор и финансовый директор, коммерческий директор бухгалтерия – главный бухгалтер и второй бухгалтер, отдел продаж – три менеджера по продажам и два менеджера по закупкам и склад – кладовщик, товаровед, три водителя – экспедитора и грузчик.

     Форма расчета с поставщиками и заказчиками безналичная. Все денежные расчеты организации проходят через банк. Организация ЗАО «Гамбит» работает по факторингу. Факторинг представляет собой финансирование факторинговой фирмой Поставщика под уступку денежного требования к Покупателю в пользу факторинговой фирмы (ст. 43 ГК РФ). Поставщик, отгружая товар на условиях отсрочки платежа, получает денежные средства факторинговой фирмы до наступления срока платежа от Покупателя. В 2004 году ЗАО «Гамбит» заключило с факторинговой фирмой договор финансирования под уступку денежного  требования (Приложение 4) и уже два года успешно работает по такому принципу.

     В связи с отсутствием в фирме движения наличных денег, через кассу организации проходят только денежные средства на выдачу заработной платы, аванса, отпускных, выдача денежных средств под отчет. Для получения денежных средств в банке бухгалтером заполняется чековая книжка на необходимую сумму, после чего полученная сумма приходуется в кассу предприятия (Д50 К51) и выдается сотрудникам (Д70 К 50). При этом заполняются следующие первичные документы: платежная ведомость, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга.

     К услугам, получаемым фирмой, относятся: коммунальные услуги, услуги связи, услуги контрольно-пропускного режима, услуги по ремонту грузовых автомобилей, подписка на бухгалтерские журналы, обновление бухгалтерских программ, услуги по вывозу мусора, на содержание автомобилей (бензин, запчасти). Они учитываются на 44 счете «Расходы на продажу» и в конце месяца списываются в дебет 90 счета.

     Ежеквартально организация составляет и подает в налоговую инспекцию бухгалтерские и налоговые формы отчетности.  Организация ЗАО «Гамбит»  является малым предприятием, поэтому подает только форму № 1 и № 2.

     Режим налогообложения предприятия является общим. Ежеквартально фирмой составляется следующая налоговая отчетность: налог на прибыль предприятий, налог на имущество, единый социальный налог, страховые взносы в пенсионный фонд, транспортный налог.

     Декларация по налогу на добавленную стоимость подается ежемесячно в связи с большим оборотом по реализации товара.

     В организации затраты делятся на прямые и косвенные. К прямым затратам относится себестоимость проданных товаров, косвенные  – все остальные (коммунальные платежи, заработная плата работников, начисления во внебюджетные фонды, услуги сторонних организаций, прочие расходы).

     Формирование финансового результата происходит на 90 счету «Продажи»: выручка, полученная организацией за отчетный период (К90 счета) уменьшается на себестоимость проданных товаров, налог на добавленную стоимость проданных товаров, на сумму расходов на продажу за отчетный период (Д90 счета). Если оборот по кредиту больше оборота по дебету, то организация получила прибыль (Д90/9 К99), а если оборот по дебету больше оборота по кредиту, то организация получила убыток (Д99 К90/9). Прибыль после уплаты налогов – это чистая прибыль, которая остается в распоряжении организации и в конце года она списывается либо в кредит счета 84 (нераспределенная прибыль), либо в дебет 84 счета (непокрытый убыток).

     Оценим, как изменилась финансовое состояние ЗАО «Гамбит» в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Для этого проанализируем форму № 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1) и форму №  2 (Приложение 2) «Отчет о прибылях и убытках», а так же состав и структуру оборотных средств предприятия на основании некоторых статей баланса.

     Итак, по приведенным исходным данным (Приложение 1), можно сделать следующие  выводы:

     За два года работы предприятия, в период с 2003 по 2005 год, видно, что большинство показателей выросло, как в лучшую, так и в худшую стороны. Так, на конец 2005 года в активе баланса произошли существенные изменения.   

     На начало 2005 года внеоборотные активы предприятия составляли 1406,4 тыс. руб., что составило 97,7 % в общей структуре баланса, к концу 2005 года сумма внеоборотных активов возросла на 3,6 тыс. руб. и составила 1410 тыс. руб., что составило 50,1% в общей структуре баланса.

     Оборотные активы предприятия на конец 2004 года составляли всего 32,3 тыс. руб, что на тот момент составляло 2,2 % в общей структуре баланса, причем большую часть оборотных активов составил НДС по приобретенным ценностям, который составил 20,2 тыс. руб.  и 1,4 % в общей структуре баланса. 

     Денежные средства были равны 10,6 тыс. руб. и 0,7 % к общей сумме валюты баланса.

     На конец 2005 года ситуация резко изменилась. Оборотные активы предприятия увеличились на 1372,7 и составили 49,9 % в общей структуре баланса. На увеличение оборотных активов, прежде всего, повлияло увеличение дебиторской задолженности на 1164 тыс. рублей, по сравнению с предыдущим периодом, НДС  по приобретенным ценностям увеличился на 214,8 тыс. руб., что составило 8,3% в общей структуре баланса.

     В свою очередь, денежные средства предприятия уменьшились на 9,6 тыс. руб. и составили 0,03 % в общей структуре баланса.

     Что касается пассивной части баланса формы 1, то здесь так же произошли изменения:

     В разделе «капитал и резервы» на начало 2005 года нераспределенная прибыль составляла 13 тыс. руб., что составило 0,9 % в общей структуре баланса, в конце 2005 года наблюдается увеличение данной статьи на 23 тыс. руб.- это привело и к увеличению в структуре баланса до 2,5 %.

     Так же у предприятия увеличились и краткосрочные обязательства. Если на начало 2005 года займы и кредиты составляли 360 тыс. руб., т.е. 25 % в общей сумме, то на конец 2005 года эта сумма выросла до 522 тыс. руб.

     Если говорить о кредиторской задолженности, то она значительно выросла в 2005 году. На конец 2004 года ее сумма составила 1054,7 тыс. руб., хотя и занимала 73,7 % в структуре баланса, в 2005 году эта сумма увеличилась в 2 раза и составила 2246 тыс. руб., причем большую часть данной суммы составила кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которая на конец 2005 года составила 1853 тыс. руб. При этом задолженность  перед персоналом организации уменьшилась, а так же снизилась сумма задолженности перед прочими кредиторами.

     В целом можно сказать, что несмотря на то, что в общем сумма баланса увеличилась и резко возросли оборотные активы предприятия, благодаря, которым, как известно должна увеличиваться и деловая активность предприятия. Наряду с этим увеличилась и кредиторская задолженность, что говорит о том, что предприятие не справляется со своими обязательствами перед кредиторами. Может  так же это связано и с тем, что, в свою очередь, дебиторы не выполняют вовремя своих обязательств перед Закрытым Акционерным Обществом «Гамбит».

     К сожалению, предприятие не обеспечено ни одним из источников формирования запасов.

     Данное предприятие не является платежеспособным, т. к. его текущие активы намного меньше его краткосрочных обязательств, из этого следует, что оно не сможет погасить краткосрочную задолженность своими легко реализуемыми средствами, т. е. поставщики, банки и учредители не могут быть уверенными в получении платежей, погашении кредитов и эффективности использования капитала учредителями и другими инвесторами.

     В целом можно сказать, что предприятие все-таки стремиться повысить эффективность своей деятельности, хотя уровень некоторых показателей низкий, все-таки они имеют тенденцию к увеличению, а значит,  у предприятия имеется возможность улучшить свое финансовое положение.
3.2. Оценка качества дебиторской задолженности  на примере

       ЗАО «Гамбит»

    
   Состояние дебиторской задолженности, ее размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое положение организации.

Для оценки состава и движение дебиторской задолженности составим аналитическую таблицу. Анализ дебиторской задолженности проводиться на основе данных внутреннего учета, бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5, раздел 7(Приложение 3 ))

                                                                                                                      Таблица 1

               Анализ состава и движения дебиторской задолженности





Наименование показателя

2004 год

2005 год



Темп роста остатка, %



Отклонение остатка, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

1. Дебиторская

задолженность, всего





1164

100%



1164+

1.1.Краткосрочная





1164

100%



1164+

1.1.1. в том числе просроченная





605

52%



605+

1.1.1.1. из нее длительностью свыше 3 месяцев





440

37,8%



440+

1.2. Долгосрочная













1.2.1. в том числе просроченная













1.2.1.1. из нее длительностью свыше 3 месяцев















В ходе анализа дебиторской задолженности рассчитаем следующие показатели:

1.    
Оборачиваемость дебиторской задолженности в оборотах:

Для того, чтобы рассчитать оборачиваемость дебиторской задолженности в оборотах, сначала необходимо рассчитать среднюю дебиторскую задолженность

Средняя дебиторская задолженность за период:

ДЗ ср= (ДЗн.п. +Дзк.п)/2

ДЗ ср 2004 год= (10+0)/2=5 тыс. руб.

Дз ср 2005 год=(0+1164)/2=582 тыс. руб.
ОДЗ (в оборотах)= Выручка от продаж / Средняя дебиторская задолженность

ОДЗ (в оборотах) 2004 год = 5021,80/5= 1004,36 оборотов

ОДЗ (в оборотах) 2005 год=18278/582=31,41оборотов

2.    
Оборачиваемость дебиторской задолженность в днях (длительность одного оборота).


ОДЗ (в днях)= (ДЗср*
t
)/Выручка от продажи (стр. 010 по форме № 2( Приложение 2 ))

Или

     ОДЗ = 360 дней / Оборачиваемость ДЗ в оборотах,

где ДЗ – дебиторская задолженность;

       ДЗср – средняя за год дебиторская задолженность;

       ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности.


ОДЗ (в днях) 2004 год=360/1004,36=0,36 дней=0 дней

ОДЗ (в днях) 2005 год=360/31,41=11 дней

3.    
Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих  активов:

Удз = (Дебиторская задолженность / Текущие активы)*100%=(стр. 240 ф.1 (Приложение 1) или стр. 290)*100%

Удз2004 год=(0/32,3)*100%=0

Удз 2005 год=(1164/1405)*100%=82,85 %

4.    
Доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков  в общем объеме текущих активов.

Удз = (Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков / Текущие активы)*100%=(стр. 241)*100%

Удз 2004 год= (0/32,3)*100%=0

Удз 2005 год=(1105/1405)*100%=78,65%

     Сведем все выше приведенные расчеты в единой таблице, где сравним показатели за 2004 и 2005 года.

                                                                                                                Таблица 2

             Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности



Наименование показателя

2004 год

2005 год

Изменения, +, -

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах



1004,36



31,41



-972,95

1.1. в том числе краткосрочной

1004,36

31,41

-972,95

2. Период погашения дебиторской задолженности, дни







11



+11

2.1. в том числе краткосрочной



11

+11

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, %







82,9



+82,9

4. Доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков в общем объеме текущих активов, %







78,7



+78,7



  

     Чтобы обобщить все данные по анализу дебиторской задолженности по данным внутреннего учета в дополнение к форме 5  (Приложение 3) составим сводную таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования.
                                                                                                          Таблица 3

                      Анализ состояния дебиторской задолженности



Наименование показателя

Всего за 2004 год

Всего за 2005 год

В том числе по срокам образования

До 1 мес.

от 1 до 3 мес.

от 3 до 6 мес.

от 6 до 12 мес.

свыше 12 мес.

1. Расчеты с покупателями и заказчиками







1105



500



165



264



176





2. Авансы выданные















3. Прочие дебиторы



59

20

16

10

13



Всего дебиторская задолженность







1164



520



181



274



189





В % к общей сумме дебиторской задолженности







100



44,7



15,5



23,5



16,2







     По приведенным исходным данным можно сделать следующие выводы:

Дебиторская задолженность резко увеличилась  2005 году по сравнению  с 2004 годом, что создало угрозу финансовой устойчивости предприятия, т. к. у предприятия нет свободных средств и ему требуется  привлечение дополнительных средств финансирования. Так же  это свидетельствует о том, что предприятие неразборчиво в выборе партнера, это видно из того, что у предприятия присутствует просроченная дебиторская задолженность.

     Показатели оборачиваемости так же изменились в 2005 году по сравнению с 2004 годом, как видно из Таблицы 2, они резко снизились, это говорит о снижении деловой активности предприятия, об неэффективном управлении дебиторской задолженностью. Скорее всего это опять же связано с неэффективным контролем состояния расчетов по просроченным задолженностям.

     Доля дебиторской задолженности по отношению к общей сумме текущих активов очень велико, это свидетельствует о снижении ликвидности предприятия.

     И хотя  на предприятии активно используется такой вид финансирования, как факторинг, по всем показателям видно, что предприятие работает не очень эффективно в условиях рыночной экономики.

    Причина ухудшения балансовых показателей в том, что на предприятии используется регрессный факторинг, а он, видимо, не очень удобен и эффективен для данного предприятия.

     При регрессном факторинге, сумма  дебиторской задолженности не списывается  с баланса до тех пор, пока Покупатель не рассчитается с факторинговой компанией, до момента расчета сделка не является завершенной. Поэтому балансовые показатели ухудшаются, т. к. до момента расчета Покупателя с факторинговой фирмой, вся сумма переуступки дебиторской задолженности  остается не списанной и одновременно отражается в пассиве баланса по расчетам с факторинговой компанией (прочие кредиторы).

     При том, что компании выгодно использовать факторинг, как инструмент покрытия текущих расходов предприятия в качестве краткосрочного кредитования, которое эффективно при коротком  цикле товарооборота, на анализе балансовых показателей такая форма факторинговых сделок, сказывается отрицательно.
3.3. Рекомендации по усовершенствованию факторинговых сделок в 

      Российской Федерации

   
     Как было сказано ранее, Российские предприятия используют факторинг крайне редко — в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный. К тому же факторинг в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга также почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, на данном этапе следует расширить законодательную базу касательно факторинга.

     Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам.

     В перспективе и в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг все-таки  развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка.

     Недостатком проведения факторинговых операций, проводимых  в большинстве компаний является так же то, что договора носят регрессный характер – это снижает привлекательность для клиента, в качестве усовершенствования, было бы выгодно продавать свою дебиторскую задолженность навсегда.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальная работа в регионах (Анапа)
Реферат Лирика "Серебряного" века
Реферат Исследование конструкции цилиндрического зубчатого редуктора. Лабораторная работа
Реферат Критический реализм в английской литературе XIX века
Реферат Леся Українка - "чи не єдиний чоловік на всій Україні!"
Реферат Ebonics Essay Research Paper One of the
Реферат Классификация инвестиций
Реферат Сталин Иосиф Виссарионович
Реферат Архивы во второй половине XIX века
Реферат Ефективне керівництво Школою сприяння здоровю методичні рекомендації
Реферат Социальные институты: сущность, структура, функции
Реферат Проектирование, создание и управление базой данных «Переплетная мастерская» в пакете MS Access
Реферат Порівняний аналіз двох романів Американський психопат Брет Істон Елліс і Раби Майкрософта
Реферат Музей-заповедник "Коломенское"
Реферат Налоговая ответственность участников гражданского оборота