Реферат по предмету "Финансы"


Развитие казначейской системы Республики Казахстан 2

--PAGE_BREAK--На стадии же исполнения Министерство финансов будет вести оценку реализации программ, администраторы так же будут проводить свою оценку и представлять ежеквартальные отчеты и в конце года — годовой отчет о реализации своих бюджетных программ.
Реализация бюджетных программ будет оцениваться по паспортам бюджетных программ. Годовые отчеты будут рассматриваться бюджетной комиссией, которая на основе данных отчетов принимает решение по дальнейшей реализации бюджетных программ или их завершению.
7. В процесс бюджетного планирования внедряется метод бюджетного программирования, целью которого является достижение эффективного и результативного расходования бюджетных средств.
Бюджетное программирование предполагает планировать бюджетные расходы по следующей схеме:
• определение программной стратегии развития;
• определение ресурсов бюджета;
• планирование бюджетных программ.
Определение программной стратегии развития: реализуется в Послании Президента, Стратегических планах, Индикативных планах и государственных, отраслевых и региональных программах и должна представлять собой иерархическую последовательность долгосрочных, среднесрочных планов.
Стратегический план определяет основные направления государственного социально — экономического развития на долгосрочный период.
Индикативный план определяет показатели (индикаторы) социально-экономического развития страны, перечень государственных экономических регуляторов, и определяет социально-экономическую политику на среднесрочную перспективу, поэтапное достижение стратегических целей, определенных Стратегическим планом и Программой действий Правительства. В государственных, отраслевых и региональных программах определяется более подробное и содержательное изложение существующих проблем экономики, отраслей, секторов и регионов и мер поих решению.
Государственные, отраслевые и региональные программы должны содержать цели и задачи Правительства местных исполнительных органов по решению этих проблем на среднесрочный период, необходимых мероприятий и ресурсов для достижения целей и задач, предполагаемых результатов.
При этом должны быть установлены приоритеты внутри каждого сектора и между секторами.
Для достижения гармонизации стратегического, индикативного и бюджетного планирования совершенствуется процесс рассмотрения и утверждения государственных и отраслевых программ, которые будут рассматриваться на бюджетной комиссии во взаимосвязи с бюджетными показателями на соответствующий год и на трехлетний период.
Расходы бюджетных программ будут соответствовать расходам, предусмотренным государственными программами и реализовываться в рамках выполнения данных государственных программ.
В свою очередь, все существующие программы, которые не обеспечены финансовыми ресурсами будут отменены.
Планирование ресурсов бюджета осуществляется на основе макроэкономического сценария развития страны на среднесрочный период и включает в себя определение основных прогнозных показателей государственного бюджета (объем поступлений, объем расходов, размеры дефицита (профицита) государственного бюджета и его финансирования), лимит правительственного долга на конец соответствующего финансового года, лимит предоставления государственных гарантий).
Планирование бюджетных программ осуществляется на основе первых двух элементов — программной стратегии развития и ресурсов бюджета, а также на основе мониторинга исполнения бюджетных программ.
8. Постепенно внедряется нормативный метод планирования государственных расходов. Текущие расходы государственных органов, носящие постоянный характер, должны рассчитываться по нормативам. В связи с чем, в настоящее время проводится ревизия существующих норм и нормативов.
9. Принят Закон «О контролеза исполнением республиканского и местных бюджетов», который предусматривает новые виды контроля за эффективным использованием бюджетных расходов.
10. Внедряется новая казначейская система, которая обеспечивает учет обязательств государственных учреждений, учет платежей, учет цен по государственным закупкам, контроль счетов и других казначейских операций и функций.
В 1994 году правительство республики поставило задачу усилить роль Министерства финансов в процессе управления государственными финансами, чтобы оно само управляло бюджетными средствами, само определяло, где, когда, кому, сколько нужно денег, кого необходимо финансировать, а где можно попридержать и обойтись минимальными ресурсами, с тем чтобы меньше заимствовать и как можно меньше, естественно, потом за эти заимствования платить, чтобы в конечном итоге суммарный эффект был максимальный. Результатом стал Указ Президента Республики Казахстан о создании в январе1994 года казначейства при Министерстве финансов.

Глава IIАнализ состава и сменяемости кадров территориальных органов Комитета казначейства по состоянию на 1 января 2003 года
В состав Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан входят 16 областных, г.г.Астана и Алматы управлений казначейства, 186 районных и городских отделов казначейства.
Штатная численность областных управлений, городских и районных отделов казначейства в настоящее время составляет 3872 единицы. На 1 января 2003 года фактическая численность составила 3629 человек (94%), в том числе женщин 2626 (72%), из них занимают должности начальников областных управлений казначейства — 5 человек, 20 — заместители начальников областных управлений казначейства.
Диаграмма заполнения штата областных управлений казначейства, (в %)
\s
В связи с повышением требований к подбору и расстановке кадров за 2002 год значительно улучшился качественный состав сотрудников системы казначейства по уровню и профилю образования. Всего с высшим образованием работает 2558 человек (70,5%). Со средним специальным — 1043 (28,8%), а со средним — 28 (0,7%). Начальник Алматинского областного управления казначейства имеет ученую степень.
Все начальники областных управлений казначейства и их заместители имеют высшее профильное образование.
Из 181 начальников районных и городских отделов имеют высшее образование 167 человек, среднее специальное 14.
Диаграмма образовательного уровня сотрудников ОУК, (в %)
\s
В целом по системе казначейства сотрудники, имеющие высшее образование, разделяются следующим образом: с экономическим образованием — 2212 (86,5%) специалистов, с юридическим — 82 (3,2%), с техническим — 117 (4.6%), по другим -147 (5.7%).
Диаграмма профильного образования, (в %)
\s
Следует отметить, что образовательный уровень сотрудников в различных областных управлениях казначейства неодинаков. Так, если средний республиканский показатель сотрудников областных управлений казначейства с высшим образованием составляет 70,5%, то в Восточно-Казахстанском, Костанайском и Актюбинском областных управлениях казначейства он составляет соответственно 62%, 60% и 61%, а в Кызылординском областном, г.г. Алматы и Астаны управлениях казначейства — 91%, 90% и 89%. При переводе работников Бюджетного банка во вновь образованный Комитет казначейства, образовалась группа людей со средним образованием — 28 человек (0,7%), занимающие должности ведущих специалистов, 20 из них обучаются в ВУЗах, 7 в средне специальных учебных заведениях и 1 работник (ВКО) не обучается, так как достиг предпенсионного возраста.
На 1 января 2003 года в областных управлениях казначейства работает 531 работник с непрофильным образованием, из них 143 — в районах. Большинство работников, не имеющих профильного образования, охвачены заочной формой обучения в ВУЗах и колледжах. Всего по Республике заочно обучаются 567 человек, из них в ВУЗах 545 человек, в средне специальных учебных заведениях 9 человек.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года прослеживается заметное омоложение сотрудников системы казначейства. Так, средний возраст начальников областных управлений казначейства составляет 48,1 лет, заместителей начальников областных управлений казначейства – 42,5, а средний возраст всех работников составляет 34,7 лет. При этом специалистов до 30 лет — 42% (от числа работающих), до 40 лет — 28%, до 50 лет — 21%, свыше 50 лет — 9%.
В областных управлениях казначейства работают представители 25 национальностей, большинство составляют казахи и русские, удельный вес которых 79,7 и 14,3 процентов соответственно.
Диаграмма возрастного состояния работников, (в %)
\s
Диаграмма национального состава сотрудников, (в%)
\s
По состоянию на 1 января 2003 года средний стаж государственной службы сотрудников в областных управлениях казначейства составил 8,9 лет, при этом:
Начальники областных управлений казначейства -19,8 лет,
Заместители начальников областных управлений казначейства -15,5лет,
Сотрудники остальных категорий — 9,6 лет.
В среднем стаж работы в занимаемой должности по системе составляет 3,6 лет, а у начальников областных управлений казначейства -5,6 лет (казначейская служба в республике создана 27 января 1994 года).
В 2002 году проводилась определенная работа по повышению квалификации специалистов казначейства. Так, 155 работников областных управлений казначейства обучались на курсах по проекту «Функциональность новой информационной системы Казначейства».
Продолжена работа по аттестации работников системы казначейства, по результатам которой в Южно-Казахстанской области по категории С-10 был уволен 1 человек.
По территориальным органам казначейства, количество государственных служащих, входящих в номенклатуру Министра финансов Республики Казахстан и Комитета казначейства — 233 человека, из них подлежат аттестации — 176 человек. В 2002 году прошли аттестацию. 38 человек, из них по категории С-2 — начальники областных управлений казначейства — 13 человек, с результатами: соответствует занимаемой должности — 11 человек, подлежат повторной аттестации — 2 человека. По категории С-3 — заместители начальников областных управлений казначейства — 25 человек (все соответствуют занимаемой должности). Аттестация остальных работников номенклатуры Комитета казначейства намечена на 2003 год.
В течение 2002 года из системы уволилось всего 425 человек. Из них в связи с:
— направлением на учебу — 2,
— уходом на пенсию — 4,
— переходом на другую работу -169,
— уходом в негосударственную структуру — 41,
— по итогам аттестации — 1,
— по другим причинам — 208.
Обращая внимание на текучесть кадров можно увидеть, что по республике за 2002 год с занимаемой должности уволился каждый 8 сотрудник.
За безупречную работу в системе казначейства, добросовестное отношение к порученным заданиям, за достойный вклад в развитие экономики и общественно политической жизни и другие достижения в работе объявлена благодарность 54 работникам и 60 работников поощрены ценными подарками за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Наряду с этим, имеются случаи наложения взысканий за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Так, неполное служебное соответствие должности вынесено 10 работникам, получили предупреждение 12 работников, 61 — объявлен выговор, 27 – объявлен строгий выговор и 65 работников получили замечания.
В течение 2002 года объявлено 767 вакансий, в конкурсе приняло участие 1709 человек, из них 1155 — прошли пороговое значение. По итогам конкурсов на работу принято 558, из них:
— из местных государственных органов – 229;
— выпускников ВУЗов – 65;
— негосударственного сектора — 41;
— не работающих —157.
250 человек рекомендовано в кадровый резерв из них – 75 — не работающих.
Кроме работников, прошедших конкурсный отбор в течение 2002 года, принято на работу 135 человек из кадрового резерва АГС, 60 — по другим причинам. Всего за год принято 753 человека.
Работа по привлечению молодых специалистов из числа выпускников ВУЗов проводится в соответствии с Программой, утвержденной Министром финансов Республики Казахстан в 2002 году. Всего принято в течение года 203 выпускника ВУЗов и колледжей, из них 17 отличники.

Глава IIIРеформы казначейства Казахстана
Казахстан стоит перед исторической необходимостью перехода на уровень принципиально нового общественного и экономического развития, определяемыми жесткими требованиями современной научно-технической революции. Речь идет о формировании информационного общества, информационной экономики. В этом смысле считаю своевременным принятие государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан.
Программа направлена на создание национальной информационной инфраструктуры (НИИ) на принципах открытых систем, на стандартизацию, унификацию и сертификацию средств и систем информатизации и обеспечение регламентируемого универсального доступа к ресурсам НИИ, на самоорганизацию НИИ, расширение сферы применения государственного языка в информационных технологиях (ИТ), использование созданных ранее информационных систем (ИС), оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов. Одна из целей и задач программы – формирование в государственном управлении новых технологических укладов, базирующихся на использовании перспективных ИТ, средств компьютерной техники и телекоммуникаций.
Органы государственного управления в большей степени, чем другие организационные структуры, нуждаются в информационном обслуживании. Связано это с тем, что административно-управленческая деятельность государственных органов власти, особенно обоснованность управленческих решений, во многом зависит от универсальности, полноты и качества информационных ресурсов, которыми она обладает. Информатизация органов государственного управления должна рассматриваться руководством и должностными лицами органов власти как технологическое средство, обеспечивающее своевременную обработку информационных запросов и способствующее выработке и принятию оптимальных решений. Следует осознать, что внедрение информатизационных технологий в сферу управления требует системного подхода, предполагающего глубокий анализ проблем, выявление «узких мест» в решении основных и вспомогательных задач соответствующим органом власти, осмысленное изучение результатов внедрения компьютерных систем еще до начала процесса внедрения.
«Созданные на базе разнообразных, большей частью устаревших, программно-аппаратных средств и неунифицированных решений, информационные системы функционируют в основном в интересах отдельных структур и решают сугубо ведомственные задачи. Каждое ведомство разрабатывает и поддерживает свои информационные системы, которые никак не взаимодействуют с системами других ведомств и уж тем более не предоставляют доступа к информации всем заинтересованным пользователям. Это, как правило, приводит к дублированию данных, удорожанию работ по разработке и эксплуатации систем, затрудняет сбор первичной информации и поддержание ее в должном состоянии» — таковы результаты мониторинга современного состояния информационно — телекоммуникационных систем государственных органов.
В связи с принятием и ходом реализации государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан процессы внедрения информационных технологий в государственных органах начинают приобретать системный характер. Определен государственный орган, осуществляющий межотраслевую координацию в сфере информации, — Комитет по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникации. Утвержден план мероприятий по реализации программы, определены ответственные исполнители и сроки исполнения мероприятий.
В настоящее время многие государственные органы имеют бюджетные программы, связанные с разработкой, внедрением, сопровождением и дальнейшим развитием информатизационных систем, что является свидетельством использования достижений информационных технологий в процессе государственного управления. Информатизационные системы некоторых государственных органов с широкой разветвленной сетью филиалов взаимосвязаны между уровнями с помощью корпоративной сети.
Одним из лидеров эффективного внедрения и использования ИТ в государственном управлении следует считать органы бывшего Министерства государственных доходов, ныне Министерства финансов. Названным министерством реализуется несколько крупных проектов, связанных с налоговым администрированием. Следует особо отметить, что главными идеологами данного ведомства преследуется цель создания единых стандартов в области обмена информацией, необходимости построения единых межведомственных информационных систем и связи.
Одним из пионеров эффективного использования ИТ являются органы казначейства Республики Казахстан. Казначейство – новый орган государственного управления, возникновение которого связано с необходимостью усиления роли Министерства финансов в процессе управления государственными финансами, объединение функции исполнения государственного бюджета в одном органе. Успешная реализация возложенных функций была бы невозможна без использования информационных технологий для оперативной обработки больших массивов финансовой информации. Первоначально в основу информационной системы казначейства была заложена автоматизированная банковская система (АБС). Здесь следует отдать должное Национальному и Бюджетному банкам. В дальнейшем развитии информационная система дополнялась функциями, свойственными казначейству, в результате чего превратилась в сложную банковскую и казначейскую систему с преобладанием элементов казначейства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Информационная система реализована в трехуровневой архитектуре «клиент — сервер»: клиентская часть – промежуточный компонент – сервер СУБД. В качестве сервера СУБД используется Informix Dynamic Server, промежуточного компонента – Informix Direct Driver, клиентская часть реализована на языке CA-Clipper. Дальнейшее развитие системы предполагается на использовании пакета Oracle Applications. Информационная система будет трехуровневой: центральное казначейство, областное, районное. Это соответствует как административному делению РК, так и организационной структуре органов казначейства. Предполагаются централизация потоков платежных документов в целом по Системе и централизация финансовых потоков для республиканского бюджета. Платежные документы в Системе будут формироваться на втором и третьем уровнях казначейства, и передаваться в платежную систему из Комитета казначейства. Прием платежных документов из платежных систем также будет осуществляться в Комитете казначейства. Детализированные финансовые данные предполагается хранить в местах ввода информации (Комитет казначейства, областные управления, районные отделы). В областных управлениях, районных отделах будут осуществляться ввод данных, хранение и первичная обработка платежных документов всех уровней бюджета и финансовые документы местных бюджетов. В областных управлениях, районных бюджетах по определенным правилам должна осуществляться консолидация данных для дальнейшей передачи в Комитет казначейства. Передача данных будет осуществляться с управляемой периодичностью в режиме off-line. Консолидация информации на нижнем уровне и использование режима off-line позволят значительно снизить нагрузку на задействованные каналы связи. Консолидированные данные будут поступать в Комитет казначейства. При необходимости будет обеспечена возможность получения детализированной информации из областного управления, районного отдела по запросу. Запросы данных будут осуществляться в режиме off-line с использованием имеющихся каналов связи. Предполагается в рамках новой системы обеспечить повсеместный переход на электронные методы и стандарты обмена информацией, со всеми учреждениями, взаимодействующими с органами казначейства в режиме «Клиент — казначейство» (составление планов финансирования, учет обязательств, принятие заявок, электронные документы по финансированию, регистрация договоров и т.д.) Переход на цифровой режим обмена информации и электронный документооборот позволяет исключить нерациональную работу органов казначейства по обслуживанию клиентов и большую ручную операторскую работу по вводу и проверке первичной информации. Сократятся излишний документооборот и расход бумаги. Прекратится отвлечение специалистов казначейства на исполнение рутинных отчетов и справок. Для обеспечения гарантированности доставки, защищенности, юридической значимости, авторизации передаваемой информации предлагается использование системы гарантированной доставки сообщений (СГДС), с электронно-цифровой подписью и шифрацией данных.
Предлагаемая система должна охватить все уровни казначейства и обеспечить функциональное взаимодействие с правительственными организациями, Национальным банком, платежными системами, министерствами, акиматами, администраторами бюджетных программ и государственными учреждениями. Предоставляя принимающим решения государственным органам управления достоверную, своевременную и достаточную финансовую информацию, информационная система казначейства должна стать основой для эффективного управления государственными финансами на всех уровнях, для местных бюджетов и исполнительных органов, с жестким контролем исполнения бюджетных процедур на всех уровнях и этапах. Успешной реализации намеченных планов будет сопутствовать достаточная техническая оснащенность компьютерной техникой государственных учреждений.
3.1 Поддержка казначейских реформ на высоком уровне
Казначейские реформы в Казахстане получили сильную поддержку со стороны самых высоких уровней правительства. Уже в 1993 г. Кабинет Министров и Президент страны решили поддержать концепцию казначейства и отвести Казначейству ведущую роль в процессе исполнения бюджета, управления наличностью и долгом и в других соответствующих сферах в рамках Министерства финансов. Вслед за принятием этого решения последовало создание основной организационной структуры Казначейства, шаг за шагом, для того чтобы обеспечить сотрудничество с Национальным банком и признание важности роли Казначейства другими управлениями Министерства финансов и исполняющими министерствами. Реализация Проекта модернизации Казначейства и Системы информационного управления государственными финансами проходила очень успешно благодаря тесному контролю над этим процессом и личному интересу, проявленному к нему со стороны всех Министров финансов, работавших в тот период. Заместителей министра финансов и руководителей Комитета Казначейства.
В самом начале осуществления данного проекта ощущалось сопротивление со стороны некоторых силовых министерств, например. Министерства обороны. Они проявляли нежелание принять требования казначейской системы, особенно это, касалось того, чтобы отказаться от своих отдельных банковских счетов, но неослабевающая поддержка со стороны Кабинета министров дало Министерству финансов возможность занять твердую позицию и успешно осуществить переход к новой системе.
Политическая поддержка со стороны Парламента была еще одним важным фактором. В первый год переходного процесса Министерство финансов представляло бюджет в формате как старой, так и новой классификации членам бюджетной комиссии Парламента с тем, чтобы они сами могли убедиться в преимуществах новой системы классификации при обеспечении прозрачности и подотчетности в процессе бюджетных ассигнований. Когда они признали достоинства новой схемы классификации, Бюджетный департамент смог отказаться от старой классификации и двигаться дальше. Это также помогло заручиться поддержкой членов Парламента при принятии новых законодательных актов, относящихся к новой бюджетной и казначейской системе.
3.2 Четкие задачи реформ и последовательная стратегия их реализации
Первая фаза процесса реформ включала спецификацию задач, определение последовательности реформ и конкретной стратегии для достижения этих задач. Данные задачи были сосредоточены на функциональных усовершенствованиях. Казахстанское правительство избежало часто встречающуюся ошибку, при которой компьютеризацию понимают как самоцель. С самого начала было ясное понимание того, что основными двигателями реформы являются функциональное содержание и изменение процедур, и что только компьютеризация не даст больших выгод.
Многие страны столкнулись с проблемами, потому что не были обозначены должным образом задачи реформы, либо потому что упор был сделан на второстепенных вопросах, таких как компьютеризация. Эти страны натолкнулись на проблемы также по причине непоследовательной или неадекватной стратегии реализации реформ.
Долгосрочный подход к развитию информационной системы. Существует устоявшаяся очень хорошая международная практика того, как разрабатывать и внедрять систему информационного управления государственными финансами. К сожалению, многие страны, переживающие переходный период, предпочли уклониться от этой практики, что в результате отрицательно повлияло на ход реформ. Казахстан является ярким примером страны, которая последовательным образом применила наилучшую международную практику, и извлекла большие выгодыиз такого подхода. Бюджетные организации в Казахстане уже использовали компьютерные системы (созданные своими силами) для многих финансовых процедур и процедур бухгалтерского учета. С самого начала было ясно, что будет нелегко осуществить изменение существовавших процедур и обеспечить их устойчивость без использования надежной альтернативной системы информационных технологий. В то время как Казначейство было очень заинтересовано в использовании современного пакета информационных технологий для этой цели, было ясно, что это потребует существенных инвестиций и, по крайней мере, четырех -пяти лет на реализацию при условии хорошо разработанного проекта. Параллельно с разработкой полной системы информационного управления государственными финансами, казначейство использовало промежуточное решение для поддержки информационной системы, сосредоточив внимание на ключевых функциях внутри новой системы Казначейства. Это решение основывалось на умеренном усилении существовавших приложений. Это было внедрено в масштабах всей страны за очень короткое время, примерно за девять месяцев. Быстрое развертывание промежуточного решения позволило Казначейству реализовать полное современное решение системы информационного управления государственными финансами без спешки, полностью обеспечив решение ее долгосрочных функциональных задач.
Отсутствие должных ориентиров и управления при разработке информационной системы привело к тому, что во многих странах процессы фискальной реформы сошли с рельсов, либо это вызвало их задержку. Кроме тех проблем, которые имеют отношение к роли информационных систем в процессе реформ, существуют многочисленные примеры попыток развертывания новых информационных систем при недостаточных спецификациях либо в пределах нереалистических сроков, что обычно приводило к отрицательным результатам. Другой распространенной ошибкой является то, что страны вкладывают значительные ресурсы в разработку амбициозных промежуточных решений прикладного обеспечения, часто используя свои собственные ресурсы, что приводит к тому, что на это затрачивается столько же времени и усилий, как и на законченную Систему информационного управления государственными финансами, но это дает лишь небольшую долю тех выгод, которые можно получить от законченной системы.
Хотя у Министерства финансов и Казначейства существовало широкое концептуальное понимание потребностей реформы, их первоначальный энтузиазм по поводу реформ не соответствовал должному уровню опыта и профессиональных знаний. Это сделало трудным определение различных этапов реформы и детальных задач, связанных с этими этапами. Поскольку существовал замысел очень глубоких реформ, отсутствие технических умений и связанная с этим неуверенность относительно направления реформ представляли собой риск для достижения их результатов.
КогдаМВФ назначил постоянного Советника в Казахстане, который приступил к работе в ноябре 1994 г., Казначейство получило поддержку в своем движении на пути реформ. Казначейство смогло в полной мере воспользоваться международным опытом, предоставленным в рамках программы технической помощи МВФ. Кроме тесной работы вместе с Советником в разработке стратегии реформ, различных мер и установления их последовательности, Казначейство использовало его услуги также при подготовке детальных инструкций для всех процедур с целью поддержки последовательных шагов реформ. Присутствие Советника МВФ, вначале в качестве постоянного Советника, а позже во время его визитов в Казахстан, с самого начала процесса реформ до стадии реализации полной функциональности Системы информационного управления государственными финансами, обеспечило преемственность и последовательность технической поддержки. Проект модернизации Казначейства, который осуществлялся при помощи Всемирного Банка, также критически содействовал процессу реформ, как в плане финансирования, так и технической помощи. Один и тот же менеджер проекта от Всемирного банка был вовлечен в проект с самого начала и помог руководству преодолеть ряд процедурных и технических проблем. Он также оказал большую помощь руководству в наблюдении за графиком работ, определении затрат по проекту и обеспечении качества работ.
Основной персонал Казначейства прошел обучение по системе классификации Системы государственных финансов (СГФ) и функциям казначейства в Объединенном Венском Институте. Это помогло укрепить базовые знания и уровень уверенности участников в процессе реформ. Обучение в международных организациях получило высокую оценку со стороны Казахстанского руководства. Что очень важно, обученный персонал, как правило, продолжал выполнять свои бюджетные и казначейские функции.
В течение всего процесса реформ Министерство финансов пользовалось услугами международных консультантов. Эти консультанты особенно активно участвовали в разработке дизайна, определении спецификаций и присуждении контрактов в рамках Системы информационного управления государственными финансами, и предоставили технические знания, которых в то время не хватало. Консультанты дополняли также работу постоянного Советника МВФ и работу Всемирного Банка, обеспечивая внешний контроль над качеством работы, которая выполнялась Министерством финансов и Казначейством. Министерство финансов тесно и активно следило за выполнением контракта на консалтинговые услуги. Когда было обнаружено, что у некоторых консультантов, работавших по контракту, отсутствовала достаточная квалификация, компании было предложено либо заменить их, либо оказаться перед необходимостью расторжения контракта.
Многие страны не смогли эффективно воспользоваться умениями и опытом советников, предоставляемых международными организациями. Очень часто у стран нет ясной стратегии относительно роли советника в процессе реформ. Кроме этого, многие страны неохотно нанимают внешние консалтинговые компании по причине высокой стоимости консультантов. Опыт Казахстана ясно показывает, что затраты на консультантов с лихвой окупаются, учитывая то, что обеспечивается специализированное и активное управление всего проекта, включая контракт на консалтинговые услуги.
Во многих программах казначейских реформ, вслед за пересмотром рабочих процессов не следуют усилия по проведению обучения и объяснению смысла этих реформ. Это часто приводит к отсутствию понимания либо поддержки со стороны министерств и ведомств. В таких случаях попытки пересмотра существующей методологии или процедур наталкиваются на большое сопротивление.
Казначейство Казахстана осознало важность вовлечения всех участников процесса реформ с самого раннего этапа. Вслед за всеми основными инструкциями по новым рабочим процедурам Казначейства следовали обширные теоретические и рабочие семинары с целью распространения информации о их причинах и новой методологии. Такой подход смог привлечь на свою сторону исполняющие министерства и сделать их отзывчивыми партнерами. Это также привело к большему пониманию необходимости изменений со стороны заинтересованных сторон. Бюджетный департамент в Министерстве финансов, а также Национальный банк Казахстана, были сильными позитивными силами в процессе реформ. В других странах оппозиция внутри Министерства финансов и центрального банка привела к тому, что процесс реформ сошел с рельс.
На протяжении всего процесса реформ Министерство финансов обеспечивало эффективное осуществление необходимых изменений в законодательстве и ведомственных функциях. Это та область, где при реализации казначейских реформ во многих странах наблюдается большая слабость. Общей для всех ошибкой является попытка избежать конфликтов путем принятия юридических и институциональных документов, позволяющих двусмысленное толкование.
Так как Казначейство начало расширять круг своих операций, оно нуждалось в соответствующих финансовых ресурсах и инфраструктуре. Казначейство, в основном, было активизировано благодаря тому, что Национальный банк решил отказаться от своих розничных банковских операций, и перевел свои районные расчетно-кассовые центры вместе с офисным оборудованием, включая компьютеры и избыточный персонал, имеющий опыт в государственных операциях, в Казначейство. Министерство финансов выделило также финансовые ресурсы из бюджета для того, чтобы покрыть дополнительные затраты на расширение Казначейства. Было также предоставлено своевременное финансирование из займа технической помощи МБРР для краткосрочного усиления существовавшего прикладного программного обеспечения и заполнения пробелов в компьютерном оборудовании. Полная Система информационного управления государственными финансами также в основном финансировалась за счет займа МБРР.
Одной из наиболее распространенных ошибок в процессе казначейских реформ является предположение, что они могут быть осуществлены персоналом, который не занят в нем полный рабочий день, а совмещает это с другими функциями или работниками, адекватно не обученными выполнению новых функций. В Казахстане за реализацию большинства реформ отвечала рабочая группа, занятая на проекте полный рабочий день. Казначейские реформы включали также обширное обучение и развитие персонала. Этот элемент является абсолютно необходимым для реализации и обеспечения устойчивости выгод от реформ. Многие страны сильно недооценивают важность этого, подрывая, таким образом, весь процесс реформ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.