Реферат по предмету "Финансы"


Проведение экспертизы как одно из мероприятий по осуществлению налогового контроля. Общие положе

--PAGE_BREAK--
3.1.   
Предпроверочный анализ информации.

Предпроверочный анализ информации позволяет макси­мально экономить силы и время при непосредственном проведе­нии проверки и обеспечивает высокую эффективность и резуль­тативность ее проведения.

На этом этапе проводится выявление сфер финансово-хозяйственной деятельности подлежащего проверке налогопла­тельщика, где обнаружение нарушений налогового законодатель­ства наиболее вероятно, и выработка стратегии предстоящей проверки.

Анализу подлежит вся имеющаяся в налоговом органе ин­формация:

1.     База данных Единого государственного реестра налого­плательщиков и досье организации дают общее представление о подлежащей проверке организации, ее учредителях, дочерних и зависимых обществах, наличии филиалов, представительств и других обособленных подразделениях, имеющихся счетах в бан­ках и о других кредитных учреждениях и т.п.

2.     Результаты камеральной проверки представляемой орга­низацией отчётности и материалы предшествующих налоговых проверок позволяют оценить масштабы Финансово-хозяйствен­ной деятельности и ее основные направления, выделить сферы деятельности и т.д.

3.     Данные оперативно-бухгалтерского учета показывают пол­ноту и своевременность уплаты налогов и сборов организацией.

Вся эта информации, полученная непосредственно самим налоговым органом, на учете в котором стоит данная организа­ция, дополняется косвенной информацией, полученной от других налоговых органов и иных источников:

w       сведения о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

w       информация о владении недвижимым имуществом и со­вершении сделок с ним, предоставляемая органами, осуществ­ляющими регистрацию прав на недвижимое имущество;

w       информация о владении и передаче в аренду земельных участков, предоставляемая земельными комитетами;

w       информация о наличии автотранспортных средств, предоставляемая органами ГИБДД;

w       информация о внешнеэкономической деятельности, предоставляемая таможенными органами;

w       информация о выдаче лицензий, предоставляемая лицензирующими органами;

w       информация о перевозках грузов различными видами транспорта и т.п.

В ходе предпроверочного анализа имеющейся информации о подлежащем выездной проверке налогоплательщике решается ряд вопросов:

w       оценивается предполагаемый объем предстоящей работы и определяется количественный и персональный состав прове­ряющей группы с учетом масштабов и специфики финансово­хозяйственной деятельности налогоплательщика;

w       определяется необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников других контролирующих и правоохранительных органов. Производится согласование такого участия с соответствующими органами;

w       определяются основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки, и производится распределение обязанно­стей между членами проверяющей группы;

w       определяются период и вид проверки;

w       намечаются методы проведения проверки, определяется необходимость проведения встречных проверок, целесообраз­ность проведения инвентаризации имущества налогоплательщика и т.п.

Естественно, что в ходе предпроверочной подготовки невозможно   предвидеть все проблемы, которые могут возникнуть в процессе непосредственного проведения выездной налоговой проверки. В связи с этим действия проверяющих могут быть впоследствии скорректированы с учетом изменившихся обстоя­тельств. Между тем четкая предварительная программа необхо­дима для успешного проведения проверки в весьма сжатые сроки, установленные действующим законодательством, особенно при проведении выездных налоговых проверок достаточно круп­ных налогоплательщиков.
3.2.   
Подготовка проектов решения и программы проверки.

Предпроверочная работа завершается подготовкой проектов Решения о проведении выездной налоговой проверки и Про­граммы проведения проверки.

      Программа проведения проверки представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе предстоящей проверки.

      Как правило, в программу комплексной проверки в обязательном порядке включаются:

w       проверка правильности и полноты отражения в бухгал­терском учете и отчётности выручки от реализации товаров (ра­бот и услуг);

w       проверка достоверности данных учета о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете физических  затрат на производство и реализа­цию продукции (работ, услуг);

w       проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчётности прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих активов;

w       проверка правильности и полноты отражения в бухгал­терском учете и отчётности доходов и расходов от внереализаци­онных операций,

w       проверка правильности отражения операций с ценными бумагами,

w       проверка правильности определения валовой прибыли;

w       проверка правильности определения налогооблагаемой прибыли;

w       проверка правильности исчисления, полноты и своевре­менности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость;

w       проверка правильности исчисления налога на имущество;

w       проверка правильности исчисления региональных и ме­стных налогов и сборов;

w       проверка правомерности использования льгот по всем

w       проверяемым видам налогов;     

w       проверка правильности отчисления, полноты и своевре­менности уплаты платежей во внебюджетные фонды;

w       проверка вопросов проведения расчетов с использовани­ем наличных денежных средств;

w       проверка наличия лицензий на осуществляемые виды деятельности, которые подлежат лицензированию;

w       проверка правильности исчисления, своевременности и полноты перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по акциям, принадлежащим государ­ству, арендной платы от сдачи в аренду государственной и муни­ципальной собственности;

w       проверка состояния платежной дисциплины;

w       проверка правильности определения цен в случаях, установленных НК РФ.

В зависимости от специфики проверяемой организации в программу могут включаться и другие вопросы, например про­верка внешнеэкономических операций, проверка соблюдения ус­тановленного порядка использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и т. п. Программы проверок, проводимых по отдельным видам налогов, включают проверку по вопросам, связанным с исчислением этих налогов.

По результатам выездной налоговой проверки Уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем. В акте указывается предмет проверки, сроки её проведения, документально подтверждённые факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Подготовленный и подписанный проверяющими и проверяемыми акт налоговой проверки, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа вместе с документами и материалами, представленными налогоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю. Акт налоговой проверки может быть направлен по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

 Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, в срок не более 14 дней.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение:

w       о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения;

w       об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершения налогового правонарушения;

w       о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Только после принятия мотивированного решения налогоплательщику может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени.
4. 
Особенности определения подлежащих уплате сумм налога расчетным путем.

В ходе выездной налоговой проверки возникают ситуации, когда поверяющий налоговый орган объективно не может осуществить запланированные действия по осуществлению налогового контроля. Например, в случаях:

w       отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо свя­занных с содержанием объектов налогообложения;

w       непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

w       отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов на­логообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. В по­следнем случае проверяющие должны применять меры к прове­дению встречных проверок, а от налогоплательщика потребовать принятия мер к восстановлению учета в кратчайшие сроки.

Если требование о восстановлении учета в установленные сроки не выполнено, отчётность не представлена, то на основа­нии пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определить суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в          бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем, используя:

1)     имеющуюся у него информацию о налогоплательщике

2)     и (или) данные об иных аналогичных налогоплательщи­ках.

Возможность привлечения аналогичных налогоплательщи­ков была предусмотрена еще п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по свое­временному и полному внесению в бюджет налогов и иных обя­зательных платежей». Процедура выбора таких лиц урегулирова­на п. 6 Порядка применения Указа  № 1006, утвержденного ГНС РФ 13 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н, Минфином РФ 13 августа1994 г. N 104, Центральным банком РФ 16 августа 1994 г. N 104 (зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 1994 г. N 682).

Так, выбор аналогичных предприятий осуществляется на основании критериев:

w       отраслевой принадлежности,

w       конкретного вида деятельности,

w       размера выручки,

w       численности производственного персонала и т.д.

В случае отсутствия на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу, организаций, осуществ­ляющих производство соответствующего вида продукции (работ, услуг), определение облагаемого дохода осуществляется на осно­вании данных по организациям соответствующей подгруппы, группы, вида, подотрасли, вида экономической деятельности со­гласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Если налогоплательщики, занятые аналогичной деятельно­стью, существенно отличаются друг от друга по объему полученной выручки, размер облагаемого дохода определяется исходя из показателя отношений между размером облагаемого дохода u суммой выручки, полученной аналогичным предприятием.

При невозможности определения объема выручки у проверяемой организации расчет размера облагаемого дохода произво­дится на основании показателя соотношения между размером облагаемого дохода u численностью производственного персона­ла на предприятии, занятом аналогичным видом деятельности.

При наличии на территории, подведомственной налоговому органу, нескольких аналогичных организаций облагаемый доход определяется исходя из усредненных показателей, рассчитанных по данным предприятиям.

При отсутствии на подведомственной налоговому органу территории организаций соответствующего вида экономической деятельности дляопределения показателя облагаемого дохода налоговым органом могут использоваться данные по предпри­ятиям соседних регионов.

Расчет подлежащих уплате в бюджет сумм налогов является документом, на основании которого эти суммы взыскиваются с налогоплательщика в судебном порядке, так как в соответствии с п. 1 ст. 45 НК  РФ взыскание налога с организации не можетбыть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

w       юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

w       юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

  Кроме этого, данные материалы могут быть оспорены нало­гоплательщиком в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, при оформлении расчета нало­га проверяющими должны быть соблюдены все требования, обеспечивающие доказательную силу  данного документа.

Прежде всего, должна быть подтверждена правомерность самого определения подлежащих уплате в бюджет сумм налогов расчетным путем, для чего факт отсутствия учета или его ведения

Если налогоплательщики, занятые аналогичной деятельно­стью, существенно отличаются друг от друга по объему полученной выручки, размер облагаемого дохода определяется исходя из показателя отношений между размером облагаемого дохода u суммой выручки, полученной аналогичным предприятием.

При невозможности определения объема выручки у проверяемой организации расчет размера облагаемого дохода произво­дится на основании показателя соотношения между размером облагаемого дохода u численностью производственного персона­ла на предприятии, занятом аналогичным видом деятельности.

При наличии на территории, подведомственной налоговому органу, нескольких аналогичных организаций облагаемый доход определяется исходя из усредненных показателей, рассчитанных по данным предприятиям.

При отсутствии на подведомственной налоговому органу территории организаций соответствующего вида экономической деятельности дляопределения показателя облагаемого дохода налоговым органом могут использоваться данные по предпри­ятиям соседних регионов.

Расчет подлежащих уплате в бюджет сумм налогов является документом, на основании которого эти суммы взыскиваются с налогоплательщика в судебном порядке, так как в соответствии с п. 1 ст. 45 НК  РФ взыскание налога с организации не можетбыть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

w       юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

w       юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

  Кроме этого, данные материалы могут быть оспорены нало­гоплательщиком в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, при оформлении расчета нало­га проверяющими должны быть соблюдены все требования, обеспечивающие доказательную силу  данного документа.

Прежде всего, должна быть подтверждена правомерность самого определения подлежащих уплате в бюджет сумм налогов расчетным путем, для чего факт отсутствия учета или его ведения
5. 
Контроль за правильностью применения цен по сделкам.

Одним из способов занижения налоговых платежей является искажение ценовой политики налогоплательщика, когда офици­ально объявленная цена сделки не соответствует реальной, а раз­ница возмещается иными легальными или нелегальными спосо­бами, не подлежащими налогообложению. В связи с этим нало­говое законодательство допускает в определенных случаях проведение контроля за применяемыми налогоплательщиками цена­ми по совершенным ими сделкам. Как правило, определить дей­ствительное соответствие заявленных по сделкам цен условиями совершения можно только в ходе выездной налоговой провер­ки, в связи, с чем контроль за правильностью цен по сделкам яв­ляется одним из важных элементов данной проверки.

С 1 января 1999 г. (с даты вступления в силу НК РФ) дейст­вует порядок контроля за правильностью применения цен по сделкам со стороны налоговых органов, установленный ст. 40 НКРФ. В соответствии с НК РФ, пока не доказано обратное, предпо­лагается, что цена товаров (работ или услуг), указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен и принимается для целей налогообложения (п. 1 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, начиная с 1 января 1999 г.:

w       налогоплательщик не обязан самостоятельно корректировать налоговую базу с учетом рыночных цен ни при каких усло­виях;

w       бремя доказывания несоответствия примененных сторо­нами сделки цен рыночным лежит на налоговом органе.

При этом налоговый орган приобретает право контроля за правильностью применения цен лишь в ограниченном числе слу­чаев, установленных п. 2 ст. 40 НК РФ. Их перечень представлен на рисунке 5.1.



Рисунок 5.1 – Проверка правильности установления цен для целей налогообложения (с 1 января 1999 г.).
Наиболее проблемными и вызывающими большинство спо­ров между налогоплательщиками и налоговыми органами при осуществлении последними контроля за правильностью применения цен являются случаи:

w       осуществления сделок между взаимозависимыми лицами;

w       отклонения более чем на 20 % в сторону повышения или в сто­рону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком.

1. Взаимозависимость лиц определяется в соответствии с п. 1 ст. 20 НК РФ, согласно которой физические лица и (или) ор­ганизации признаются взаимозависимыми, если:

w       одна организация непосредственно и (или) косвенно  участвует в другой, и суммарная доля такого участия составляет бо­лее 20 %;

w       одно физическое лицо подчиняется другому физическому

w       лицу по должностному положению;

w       лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми и по другим основаниям, если отношения между этими лицами могут повли­ять на результаты сделок по реализации товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 20 НК РФ).

Взаимозависимость организаций может определяться исхо­дя из взаимозависимости их должностных лиц, которые могут оказывать влияние на условия или экономические результаты

деятельности представляемых ими юридических лиц. Например, взаимозависимыми по данной сделке могут быть признаны за­ключившие ее организации, руководители которых (или другие имеющие возможность оказывать влияние на условия сделки должностные лица) находятся в родственных отношениях.

Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде про­изведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.