Реферат по предмету "Финансы"


Оценка финансового состояния предприятия 2 Анализ финансового

Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская государственная сельскохозяйственная академия
Факультет заочного обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
по предприятию: ООО «А-Строй»
Выполнили: Тункина Э. А.,
Емашева О. В.
студенты группы НС-615 ЭС
Проверила: ГридневаН. Г.
Нижние Серги, 2010г.
1. Анализ финансового состояния предприятия
Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовый анализ выполняется различными специалистами с различными целями.
Финансовое состояние организации зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Оно может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Устойчивое финансовое положение является необходимым условием эффективной деятельности организации, так как от обеспеченности и рациональности использования финансовых ресурсов зависят своевременность и полнота погашения обязательств поставщикам, банкам, бюджету, работникам и т.п.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.
Основной целью проведения анализа финансового состояния организации является оценка ее доходности, рентабельности, платежеспособности для своевременного выявления и устранения недостатков в финансовой деятельности.
Структуру баланса и динамику финансового состояния предприятия рекомендуют исследовать при помощи сравнительного аналитического баланса. Этот баланс можно получить из исходного бухгалтерского баланса путем объединения отдельных статей и дополнения их расчетом относительных показателей для оценки финансового состояния предприятия.
Аналитический баланс ООО «А-Строй» представлен в приложении. Итоговые показатели аналитического баланса ООО «А-Строй» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Итоговые показатели аналитического баланса ООО «А-Строй»
Наименование статей
Абсолютные величины, млн. р.
Относительные величины, %


01.01.2009
01.01.2010
Изменение
01.01.2009
01.01.2010
Изменение
В процентах к величине на начало года
В процентах к изменению итога баланса


















I ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
946
1975
1029
59
68
9
109
98
II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
647
910
263
41
32
-9
41
25
БАЛАHС
1593
2885
1292
100
100
81
122
III КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
477
730
253
30
25
-5
53
24
IV ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
655
1375
720
41
48
7
110
68
V КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
461
780
319
29
27
-2
69
30
БАЛАHС
1593
2885
1292
100
100
81
122
Итого заемных средств
1116
2155
1039
70
75
5
93
98
Величина собственных средств в обороте
-469
-180
289
-29
-6
23
-62
27--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
2
110,5
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
156
148
217
-8
94,9
69
146,6
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы
72
-
72
-
Внереализационные расходы
25
51
168
26
204,0
117
329,4
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов
-25
-51
-96
-26
49,0
-45
53,1
Прибыль (убыток)
66
38
260
-28
57,6
222
684,2
Прибыль (убыток) до налогообложения
66
38
260
-28
57,6
222
684,2
Чистая прибыль (убыток)
42
32
190
-10
76,2
158
593,8
В 2008 г. общий финансовый результат уменьшился на 28 млн. р., однако прибыль от реализации работ, услуг, продукции и валовая прибыль увеличились соответственно на 6 и 39 млн. р. Уменьшение прибыли в большей мере связано с увеличением операционных и внереализационных расходов, а как следствие уменьшением прибыли от операционной и внереализационной деятельности. Это повлекло за собой и уменьшение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В 2009 г. выручка от реализации увеличилась почти в восемь раз, а это в свою очередь, позволило получить прибыль от реализации, которая составила 139 млн. р.
Изменения в структуре прибыли за исследуемый период характеризуются данными таблицы 6.
Таблица 6 – Структура прибыли предприятия и ее использование, 2007 2009 гг.
Наименование показателей
Удельный вес, %


2007
2008
2009
1 Прибыль (убыток) отчетного периода
100,0
100,0
100,0
1.1 Прибыль (убыток) от реализации
-98,5
-155,3
53,5
1.2 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
236,4
389,5
83,5
1.3 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов
-37,9
-134,2
-36,9
2 Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли
36,4
15,8
26,9
3 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
63,6
84,2
73,1
4 Резервный фонд
-
-
-
5 Фонды накопления
63,6
84,2
73,1
6 Фонды потребления
-
-
-
7 Резервы предстоящих расходов
-
-
-
Наибольшую долю в составе прибыли на протяжении всего анализируемого периода занимает прибыль от операционных доходов и расходов и с каждым годом её удельный вес только увеличивается. Сохраняется тенденция увеличения доли убытка от внереализационных расходов в структуре общего финансового результата. Следует отметить, что в 2008 г. уменьшилась налоговая нагрузка на прибыль с 36,4 % до 15,8 %, а в 2009 г. она снова выросла до 26,9 %, в результате в 2009 г. уменьшилась доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, однако абсолютный размер чистой прибыли в этом году вырос почти в шесть раз.
Финансирование предприятия
За исследуемый период (2007-2009 гг.) объем выполненных работ вырос в 16 раз, выручка от реализации в 7,6 раз, затраты на рубль реализованной продукции сократились в 0,24 раза, а чистая прибыль выросла в пять раз. В 2009 г. по сравнению с 2007 г. среднесписочная численность работающих выросла в 2,2 раза, также увеличилась выработка на одного работающего в 7,3 раза и среднемесячная заработная плата в 4,2 раза. Рентабельность продукции на конец 2009 г. составила 2,92 %.
За текущий период внеоборотные активы преобладают в составе и структуре активов ООО «А-Строй». Наблюдается их значительный абсолютный рост, удельный вес внеоборотных активов в общей сумме средств увеличился. Заемные средства превышают собственные в три раза. Это привело к финансово неустойчивому положению предприятия в конце года. Половину (48 %) заемного капитала составляют устойчивые источники финансирования. Абсолютное увеличение краткосрочной задолженности указывает на расширение использования предприятием кредитования непосредственными участниками рынка.
Производственный потенциал предприятия увеличился в отчётном году на 198 %, это связано с расширением объемов производственной деятельности.
Предприятие недостаточно ликвидно, так как большинство показателей ликвидности ниже минимального безопасного уровня.
Отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственных оборотных средств показывает нехватку собственных средств в обороте. А вот анализ показателей деловой активности показывает ускорение оборачиваемости ресурсов предприятия к концу 2009 г. и увеличение эффективности их использования.
Одной из основных частей управляющей подсистемы является организационная структура управления финансами предприятия. Организационная структура управления финансовой деятельностью на ООО «А-Строй» представлена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1 – Организационная структура управления финансовой деятельностью на ООО «А-Строй»
На ООО «А-Строй» не существует отдельного структурного подразделения, которое занималось бы управлением финансовой деятельностью. Функции финансового менеджера частично выполняет директор, а частично главный бухгалтер. Главный бухгалтер помимо руководства бухгалтерской работой осуществляет управление финансовыми ресурсами предприятия. Это обстоятельство отрицательно влияет на организацию финансовой работы. Опыт показывает, что органически вписать финансовую службу в службу главного бухгалтера практически невозможно. Должности главного бухгалтера и финансового управляющего нельзя совмещать одному человеку, так как эти должности требуют совершенно разных качеств.
Экономической работой на предприятии занимается экономист, который входит в состав производственно-технического отдела. Его работа сводится к нормированию оборотных средств и другой деятельности, не связанной с финансовым анализом, прогнозированием и планированием.
Согласно штатному расписанию предприятия ООО «А-Строй» бухгалтерия включает четыре ставки. Перечень должностей работников бухгалтерии приведен в таблице 7.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 7 – Штатное расписание бухгалтерии
Наименование должностей
Количество единиц
Главный бухгалтер
1
Заместитель главного бухгалтера
1
Бухгалтер
2
Итого
4
Финансовая работа бухгалтерии в целом сводится к чисто оперативным задачам – оформлению расчетных и платежных документов, организации расчетов с другими предприятиями, бюджетом, банками, рабочими и служащими. Положение о бухгалтерии находится на стадии разработки, а положение о взаимодействии бухгалтерии с другими подразделениями вообще не разработано.
Большое значение для предприятия должна иметь квалификация работников, занимающихся финансовыми вопросами. В бухгалтерии ООО «А-Строй» большинство персонала имеет, не соответствующее требованиям, предъявляемым типовыми должностными инструкциями по этим специальностям. Некомпетентность работников, занимающихся финансовыми вопросами приводит к принятию необоснованных решений, приносящий финансовый ущерб предприятию, а следовательно снижает эффективность управления его финансовыми ресурсами.
Первоочередное значение в управлении финансовыми ресурсами предприятия имеет методика финансовой работы. Основные методы финансовой работы, которые в обязательном порядке должны применяться на предприятии   финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. В наиболее общем виде направления финансовой работы на предприятии должны быть структурированы следующим образом:
общий финансовый анализ и планирование;
обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
распределение финансовых ресурсов (инновационная политика).
На предприятии ООО «А-Строй» работа не ведется ни по одному из этих направлений. Так, не осуществляется общая оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности, источников дополнительного финансирования. Отсутствует система контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
В области управления источниками оборотных средств предприятия не проводятся такие необходимые мероприятия как оценка объема требуемых финансовых ресурсов, формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность), степени доступности и времени представления заемных финансовых ресурсов, стоимости обладания данным видом ресурсов, риска ассоциируемого с данным источником средств.
Важным фактором для повышения эффективности финансовых ресурсов является обеспечение лиц, занимающихся финансовой работой, исчерпывающей информацией финансового характера, важнейшей частью которой является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность на предприятии принимает завершенный вид один раз в квартал. Эта практика обработки финансовой информации неприемлема для оперативного принятия финансовых решений.
Техническое обеспечение системы управления финансовыми ресурсами является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Автоматизация бухгалтерского учета, основанная на безбумажной технологии, обуславливает значительное ускорение получения данных для принятия финансовых решений, а также ведет к экономии ресурсов, включаемых в условно   постоянные издержки предприятия и, как следствие повышает прибыльность и рентабельность. Бухгалтерия со штатом в четыре единицы обеспечена одним компьютером, одним принтером. Не установлены необходимые для эффективной работы отдела прикладные программы, позволяющие автоматизировать учет, прогнозирование и планирование финансовых ресурсов. Компьютерная техника используется не эффективно, а зачастую и не по назначению в связи с низкой квалификацией специалистов в этой области. Главный бухгалтер не обладает навыками работы с компьютером.
Можно выделить несколько главных индикаторов, которые указывают на неотлаженность процессов и структур управления финансовыми потоками:
отсутствие финансовой службы как таковой;
неудовлетворительное распределение ответственности и полномочий;
невыполнение многих функций в рамках управленческого учета   управление затратами, запасами, задолженностью покупателей, финансовыми рисками;
несовершенство документооборота, информационного и технического, в т.ч. компьютерного обеспечения;
отсутствие мотивации работников бухгалтерии;
отсутствие финансового планирования.
Итак, можно сделать вывод о достаточной неэффективности системы организации управления финансовыми ресурсами на предприятии ООО «А-Строй», что обусловлено отсутствие финансовой службы как таковой, несоответствием их квалификации новым рыночным требованиям, отсутствием проработанной методики финансовой работы, низким уровнем технической базы.
Хаос в управлении финансами – отсутствие сильной аналитической функции, ключевых элементов управленческого учета и планирования, нерациональный документооборот, неинформированность руководства, плохое управление денежными потоками   влечет за собой такие негативные моменты, как большие объемы дебиторской и кредиторской задолженности, низкую рентабельность продукции, трудности со сбытом, высокую издержкоемкость, недостаток собственного оборотного капитала и пр. Общим итогом является ухудшение финансового состояния, нарастание финансовых трудностей – словом, нарастание потенциала банкротства.
Оценка состояния дебиторской задолженности
Оценка оборачиваемости является важнейшим элементом анализа эффективности, с которой предприятие распоряжается материально производственными запасами. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление   отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе – иммобилизацией собственных оборотных средств). Кроме того, очевидно, что предприятие несет дополнительные затраты по хранению запасов, связанные не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товара.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности вычисляется как отношение выручки от реализации к средней за период величине дебиторской задолженности.
Период оборота дебиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике за ряд периодов рассматривается как положительная тенденция. Большое значение для сокращения сроков платежей имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.)
Количественную оценку деловой активности могут дать различные показатели оборачиваемости, характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Далее рассмотрим наиболее часто используемые при анализе показатели оборачиваемости, рассчитанные для ООО «А-Строй» (таблица 8).
Таблица 8 – Показатели оборачиваемости ООО «А-Строй», 2007-2009 гг
Показатели
Ед. измер.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Оборачиваемость активов


0,44
0,62
2,32
Оборачиваемость собственного капитала


0,57
1,44
8,61
Оборачиваемость материальных запасов


7,02
7,04
19,95
Период оборота материальных запасов
дн.
51,97
51,85
18,30
Оборачиваемость дебиторской задолженности


1,48
2,41
11,26
Период оборота дебиторской задолженности
дн.
246,64
151,17
32,41
Оборачиваемость кредиторской задолженности


2,03
2,40
8,36
Период оборота кредиторской задолженности
дн.
180,21
151,99
43,65
Продолжительность операционного цикла    продолжение
--PAGE_BREAK--
дн.
279,94
198,61
50,02
Продолжительность финансового цикла
дн.
99,73
46,62
6,37
Фондоотдача основных средств


0,94
1,11
3,56
Анализ оборачиваемости совокупного капитала и текущих активов показал улучшение использования оборотных активов предприятия на протяжении анализируемого периода.
На конец 2009 г. период оборота запасов, затрат в незавершенном производстве и готовой продукции на складе составил 18,30 дн. Тенденция уменьшения периода оборота материальных запасов является положительной.
В течение анализируемого времени произошло сокращение периода оборота дебиторской и кредиторской задолженностей (соответственно с 246,64 и 180,21 дн. в 2007 г. до 32,41 и 43,65 дн. в конце 2009 г.), что является положительной тенденцией, так как этот рост происходил на фоне увеличения объемов продаж. Количество дней оборота дебиторской задолженности в конце 2009 г. немного меньше количеству дней оборота кредиторской задолженности. Таким образом, та сумма денежных средств, которой предприятие кредитовало покупателей, немного меньше суммы средств, которой поставщики и подрядчики кредитуют предприятие. Такая схема приводит к потере ликвидности.
Положительной тенденцией является уменьшение операционного цикла до 50,02 дн. В отчетном периоде продолжительность финансового цикла снизилась с 99,73 дн. в 2007 г. до 6,37 дн. в конце 2009 г. Сокращение финансового цикла стало возможным за счет значительного сокращения периода дебиторской задолженности. Снижение данного показателя в динамике свидетельствует о снижающейся потребности предприятия в финансировании текущей производственной деятельности.
Улучшение оборачиваемости связано с тем, что в отчетном году происходил рост объемов производства и реализации работ, услуг, продукции. Это свидетельствует о достаточно эффективном управлении активами предприятия в 2009 г.
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
В данный момент на ООО «А-Строй» управление дебиторской задолженностью ведется на бессистемной основе, поэтому я предлагаю разработать и внедрить политику управления дебиторской задолженностью.
Политика управления дебиторской задолженностью предприятия следующая:
1) Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
какой тип кредитной политики следует избрать организации.
Реализация продукции в кредит будет осуществляться в форме товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Я предлагаю выбрать агрессивный тип кредитной политики, так как рентабельность продаж отрицательная и уровень прибыли невысокий, а при данном типе кредитной политики приоритетная целью является повышение рентабельности, т.е. максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
2) Формирование системы кредитных условий.
В состав этих условий входят следующие элементы:
срок предоставления кредита (кредитный период);
размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации.
Учитывая существующую практику предоставления кредита, предлагаю установить кредитный период для потребительского кредита равным 30 дн., для коммерческого   60 дн.
Необходимо следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности.
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит по коммерческому кредиту установим на уровне 3 000 000 р., а по потребительскому 1 000 000 р.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию.
Рекомендую следующую систему скидок:
при полной предоплате предоставляется скидка в размере трех процентов от стоимости товара;
при частичной предоплате (более 50 % от стоимости отгруженной партии)   скидка два процента, при оплате по факту отгрузки — скидка один процент;
при предоставлении рассрочки платежа на семь дней скидки не предусмотрены.
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
Систему штрафных санкций должен разработать финансовый менеджер и они обязательно должны быть прописаны в договоре. Возложение на юрисконсульта дополнительной обязанности по разработке юридических мер «запугивания» недобросовестных клиентов и работе с ними по востребованию долгов после просрочки платежа.
3. Определение возможного объема денежных средств.
Определить возможный объем денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность (ИДЗ), можно по следующей формуле
ИДЗ = ОРК ∙ КСЦ ∙ (ППК + ПР), (3.1)
где ОРК — планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;
ППК — средний период предоставления кредита покупателям, дн.;
ПР — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, дн.
Предположим, что объем реализации продукции в кредит составит 100 млн. р., а средний период просрочки платежей – 30 дн., тогда возможный объем денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, будет равен 7350 млн. р.
7350 = 100 ∙ 0.98 ∙ (45+ 30)    продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита – товарному и потребительскому.
По товарному (коммерческому) кредиту предлагаю оценку осуществлять по следующим критериям:
объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
репутация покупателя в деловом мире;
платежеспособность покупателя;
результативность хозяйственной деятельности покупателя;
состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется по следующим критериям:
дееспособность покупателя;
уровень доходов покупателя и регулярность их формирования.
Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей   обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из:
сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает выделение следующих их категорий:
покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
покупатели, которым кредит может быть предоставлен в объеме 50 % от кредитного лимита;
покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга).
5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
В этой связи рекомендую добавление в должностные обязанности одного из штатных бухгалтеров функции контроля сроков погашения дебиторской задолженности, т.е. информирования дебиторов об истечении сроков за неделю посредством отправки письма-напоминания (с указанием условий возможного пролонгирования долга, условий возбуждения уголовного дела о банкротстве) посредством факса, электронной или обычной почты.
6. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью   ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
факторинг;
учет векселей, выданных покупателями продукции;
форфейтинг.
Я предлагаю использовать факторинг с целью получения части непогашенной в срок дебиторской задолженности.
7. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.
Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В»   кредиты средних размеров; в группу «С»   остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.
8. Установление регламента управления дебиторской задолженностью
Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, занятыми в управлении дебиторской задолженности, но и описать их действия. Предлагаю следующий регламент управления задолженностью (таблица 9).
Таблица 9 — Регламент управления дебиторской задолженностью
Этап управления
Процедура
Состав мероприятий
Ответственное лицо (подразделение)
Этап 1. Проведение преддоговорных процедур
Сбор информации о потенциальном партнере — деловая репутация
Сбор проводится на основании следующих источников:
данные, получаемые непосредственно от потенциального покупателя;
из внутренних источников (если сделки носят постоянный или периодический характер);
из внешних источников (коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и др.)
Финансовый менеджер


Анализ финансового состояния потенциального партнера
В случае если сделки с покупателем носят постоянный характер, определяется объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления
Финансовый менеджер


Группировка потенциальных партнеров согласно уровню платежеспособности
Анализируются:
платежеспособность,
ликвидность,
результативность хозяйственной деятельности,
финансовая устойчивость, показатели собственного капитала,
объем и состав чистых активов.
Финансовый менеджер


Определение возможных сумм кредитования для каждого клиента
Размер сумм (процент от собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности) определяется на основании положений кредитной политики предприятия, а также с учетом проведенного анализа финансового состояния клиента.
Помимо размеров предоставления кредита кредитной политикой определяются такие показатели, как срок предоставления кредита, стандарты кредитоспособности клиентов, политика сбора платежей, скидки
Финансовый менеджер
Этап 2. Заключение договора
Предусмотреть и зафиксировать все процедуры договорных отношений
Грамотно составленный договор является залогом положительного исхода значительной части конфликтных ситуаций


Юрисконсульт
Этап 3. Исполнение договорных обязательств
Четкий контроль над своевременным выставлением счетов

    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Коэффициент абсолютной ликвидности, (L1)
/>
Коэффициент промежуточной ликвидности, (L2)
/>
Коэффициент текущей ликвидности, (L3)
/>
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент финансовой неустойчивости, или коэффициент капитализации, (U1)
/>
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (U2)
/>
Коэффициент автономии, или коэффициент финансовой независимости, (U3)
/>
Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств, или коэффициент финансирования, (U4)
/>
Коэффициент финансовой устойчивости, или долгосрочной финансовой независимости, (U5)
/>
Показатели рентабельности
Рентабельность продукции (затрат), (Рз)
/>
Рентабельность продаж, (Рп)
/>
Рентабельность совокупного капитала (активов), (Ра)
/>
Формулы расчета показателей деловой активности
Показатели деловой активности
Оборачиваемость активов
/>
Оборачиваемость собственных средств
/>
Оборачиваемость запасов
/>
В среднегодовую величину запасов включают запасы, незавершенное производство и остатки готовой продукции на складе
Период оборота запасов
/>
Оборачиваемость дебиторской задолженности
/>
Период оборота дебиторской задолженности
/>
Оборачиваемость кредиторской задолженности
/>
Период оборота кредиторской задолженности
/>
Фондоотдача основных средств
/>
Производственный цикл
/>
Позап –период оборота запасов сырья, в днях,
Понп – период оборота незавершенного производства, в днях,
Погп – период оборота готовой продукции, в днях
Финансовый цикл
/>
Поав – период оборота авансов, в днях
Операционный цикл
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.