Реферат по предмету "Финансы"


Ответы к экзаменам по финансам и кредиту

--PAGE_BREAK--
6. Элементы денежной системы

Важнейшими элементами денежной системы являются:

денежная единица— это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров;

масштаб цен— весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей; официальный масштаб цен утратил свой смысл в связи с особенностями экономического развития отдельных стран и прекращением размена кредитных денег на золото;

система эмиссии денег— учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

формы денег— овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте (это в основном кредитные банковские билеты, бумажные деньги и разменная монета);

валютный паритет— соотношение национальной валюты с другими валютами;

институты денежной системы— государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились и исторически закреплены законодательно каждым государством.
7.Денежная система РФ

Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 2 февраля 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

• прогнозирование и организация производства банкнот и монет;

• подготовка нормативных документов и инструктивных материалов для коммерческих банков по хранению, перевозке и инкассации наличных денег и ведения кассовых операций.

По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Казначейские билеты упразднены. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

. процентные ставки по операциям Банка России;

. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

. операции на открытом рынке;

. рефинансирование банков;

. валютное регулирование;

.установление ориентиров роста денежной массы;

. прямые количественные ограничения.

Таким образом, Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.
8. Регулирование денежного обращения в РФ

Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командно-административной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и

инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.

Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящий год. Конечной целью денежно-кредитной политики Банка России в 1999—2000 гг. было сдерживание инфляции и даже ее снижение, улучшение структуры денежной массы…. Исходя из конечных целей денежно-кредитной политики определяются ее промежуточные цели. Это определенные ориентиры роста денежной массы, рассчитанные с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. рост инфляции планировался на уровне 30%, а денежной массы (М2) прогнозировался в интервале 18—26%. В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Для этого используют специальные показатели, характеризующие процесс формирования денежной массы. Прежде всего это денежная база, причем различают денежные базы в широком и узком смысле. Денежная база в широком смысле включает в себя:

— наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков;

— средства в фонде обязательных резервов;

— средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Наибольший удельный вес в структуре этой денежной базы в России составляют наличные деньги. К концу 2000 г. на их долю приходилось 35,4%'. Именно она выбрана в 2000 г. в качестве операционной цели денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Процентная ставка центрального банка — один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

В настоящее время Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как обязательные резервы.

Они выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля за денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора.

Рефинансирование коммерческих банков — важный инструмент денежно-кредитного регулирования экономики.

Конкретные направления валютного регулирования как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
9.Содержание  и функции финансов



 Сущность и функции финансов.

Понятие финансов (Ф.) появилось в 13-15 вв. в торговых городах Италии. Позже Ф. стали обозначать отношения между населением и государством (Г.). Эти отношения связаны с образованием денежных фондов и их использования. В процессе первой Буржуазной революции монарх  был  оттаржен  от  казны,  и  возникла  система  управления  притоком  денежных  средств  в

казну.

 Особенности Финансов:

1)  Ф. существуют между двумя субъектами с разными полномочиями.

2)  Эти отношения – денежные (материальной основой являются деньги)

3)  В  процессе  этих  отношений  формируются  Г.  денежные (Д.)  фонды  и  осуществляются

расходы.

4)  Поступление Д.  средств  в  казну  является  принудительным (Достигалось  правовой  деятельностью гос-ва)

5)  Использование ср-в из казны осуществлялось в соответствии с интересами гос-ва.

 

Финансы -  1) денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения  стоимости  общественного  продукта  и  части  национального  богатства  в  связи с формированием Д. доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и  гос-ва,  а  также  в  связи  с использованием их на  расширенное  воспроизводство,

материальное  стимулирование  работников,  социальные  и  другие  потребности

общества.

2) совокупность всех Д. ср-в, используемых в гос-ве.

 Признаки Финансов:

·  Ф. присущ денежный хар-р (натуральные отношения НЕ относятся к финансам).

·  Ф. связаны с получением доходов и накоплений.

·  Ф. присущ распределительный хар-р.

·  В Ф. всегда есть движение Д. ср-в.

 Финансы являются частью отношений в обществе,  зависят от этих отношений, развиваются во

времени, → Ф. являются экономической и исторической категорией.

Следствия изменения Ф. во времени:

ß Неразвитые формы финансов

(хар-ны  для начального периода  развития,  когда  экономические  отношения носили непроизводственный  хар-р. Главные  доходы: поступления  от промыслов,  торговли,  военная  добыча, дань от покоренных народов. Расходы направлялись не на пр-во, а на военные цели, содержание  двора монарха,  строительство общественных  сооружений,  т.е. НЕ оказывали  влияния на  экономику).

ß Развитые формы финансов

(хар-на для развитых систем: социальные, политические, внешнеэкономи

пользование займов и прибыли на расширение пр-ва).

 Экономическая основа – отношения в обществе

Материальная основа – деньги

Признаки и сущность во времени не меняются, изменяются лишь формы.

Область функционирования финансов.

3 стадии:

I. Непосредственное пр-во (нет распределения Д. ср-в) 

II. Распределение ст-ти общественного продукта целевым назначением (C → ФИНАНСЫ

c – затраты на производство

v – рабочая сила

m – прибавочная стоимость

III. Обменные процессы (Т→Д, Д→Т)
Функции финансов:

 

1)  Распределительная

Ф. устанавливают стоимостные пропорции, что и дает возможность сформировать те и

иные фонды. Ф. являются инструментом стоимостного распределения. 

Основное назначение – обеспечение каждого субъекта Д. средствами.

Субъект – Физ.Лица и Юр.Лица.

Объект – стоимость общественного продукта.

Распределение – первичное вычленение из ст-ти отдельных составляющих (C + V + M).

Перераспределение – дальнейшее распределение уже распределенного.

Первоначально пропорции отражают отношения в обществе.

 

2)  Контрольная

Ф. сигнализируют о том, правильно ли сложились пропорции, достаточно ли ср-в, обеспечивается ли непрерывность пр-ва. Информация о кол-ве Ф. ресурсов является основной для принятия последующих решений. Она берется из статистической, бухгалтерской отчетностей. Большое значение имеет состав информации (она должна быть полной). Контрольная функция действует в единстве с распределительной.

 

3)  Стимулирующая

Использование распределенного дохода либо для расширения пр-ва, либо для накоплен

и соц. потребностей. Гос-во с помощью системы Ф. рычагов воздействует на развитие

отраслей, предприятий в ту или иную сторону.

Рычаги:

ÿ  Бюджет

ÿ  Цены и тарифы

ÿ  Налоги

ÿ  Экспортные и импортные пошлины и тарифы
4)  Воспроизводственная функция 

Обеспечивает  сбалансированность  трудовых,  материальных  и  денежных  средств  на  всех  стадиях простого и расширенного производства. Способствует развитию производства через рост инвестиций.

 5)  Регулирующая функция

Используя фонды финансовых  ресурсов  и  создавая  определенную  экономическую  среду,  государство и предприятия регулируют производственный процесс.
10. Финансы в общественном воспроизводстве

Ф. обеспечение воспроизводственного процесса – покрытие воспр. затрат  Ф. ресурсами, аккумулированными субъектами хозяйствования и государством.

Процесс обеспечения  ресурсами происходит  во всех подразделениях  общ. пр-ва. Для  эффективного пр-ва необходимо бесперебойное обеспечение и рациональное использование ресурсов (для этого создаются резервы). Рост пр-ва → рост Ф. ресурсов.

В формировании Ф. ресурсов участвуют все  элементы стоимости, но главное – это прибыль. Потребности пр-ва на макроуровне обеспечиваются централизованными ресурсами, а на микроуровне – децентрализованными и централизованными.

 

Формы Ф. обеспечения:

— самофинансирование

— кредитование

— гос. финансирование

Роль финансов в общественном воспроизводстве

 1.  Влияние Ф.  на  экономику  происходит  благодаря  действию  двух  функций:  распредели-тельной и контрольной. Благодаря этому Ф. являются рычагом управления экономикой.

2.  С помощью Ф. образуются денежные фонды в распоряжении субъектов хозяйствования.

Устанавливаются варианты наиболее эффективных вложений. Д. ср-ва распределяются в

соответствие с приоритетами.

3.  Влияние Ф. выражается в количественной и качественной формах. Количественное влияние  характеризуется  пропорциями мобилизуемых  и  используемых Ф.  ресурсов,  качественное проявляется в выборе направления и формирования воздействия Ф. на материальные интересы участников воспроизводства.

4.  Финансы участвуют в кругообороте фондов и оказывают влияние на пр-во, социальные

проблемы и на  государственное  управление и оборону. Финансы обеспечивают потребности  воспроизводства,  расширяя  его  или  сворачивая.  Важными  являются  бюджетные  стимулы,  к  которым  относятся  бюджетное  финансирование (субсидии,  субвенции,  разрешение на ускоренную амортизацию), налоговые льготы (снижение налоговых ставок и  введение льгот).
11. Система финансов и её звенья
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизвод­ства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их Участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через го­сударственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перерас­пределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Вне­бюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями пред­приятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов де­нежных средств государства и предприятий.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном финансовойсистемы выступает государ­ственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. При чрезвычайных обстоятельствах — в периоды войн, эконо­мических кризисов — правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие го­сударственные расходы.

Государственный бюджет — главное орудие перераспределе­ния национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Второе звено финансовой системы— местные (региональные) финансы. Они включают местные бюджета, финансы предпри­ятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды. Основное значение имеют местные бюджета.

В местныхбюджетах посрав­нению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджета хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специ­альные фонды.В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взно­сов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на: выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Государственные предприятияв странах Западной Европы получили значительное развитие после второй мировой войны в результате национализации (1946—1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнер­гетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других.

Финансовая система Российской Федерациивключает следую­щие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит;

фонды имущественного и личного страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.


12.Западные экономические теории макрорегулирования и их воздействие на государственные финансы
В мировой экономической теории сформировались различные точки зрения на роль государства в экономике. Из них наиболее известны — классическая экономическая теория, теория Дж.М. Кейнса и его последователей, монетаристская теория и теория экономики предложения.

Длительное время в экономической теории и практике господствовало классическое учение, наиболее известными представителями которого являются Д. Рикардо, Ф. Кенэ, Ж.-Б. Сей, П. Пигу, А. Маршалл.

Эта теория, сформировавшаяся в XVIII — начале XX в., исходила из предпосылки, что экономика капиталистического государства — саморегулирующаяся система, а вмешательство государства в экономику не только не нужно, но даже вредно. Для поступательного развития общества представители классической теории полагали необходимым и достаточным обеспечить свободу конкуренции и минимизировать участие государства в экономической жизни общества, тем самым рыночный механизм обеспечит равновесие между объемами совокупного платежеспособного спроса и предложения.

Великая депрессия в США, крупные экономические кризисы в других ведущих промышленно развитых странах, спад в сочетании с периодами длительной безработицы и инфляции привели к коренному пересмотру основных положений макроэкономической теории и обусловили появление новых теоретических постулатов, которые были бы более эффективны в новых условиях. Автором одной из этих теорий, предложившим в качестве эффективного регулятора экономики бюджетную и налоговую политику государства, был Дж.М. Кейнс (1883—1946).

Важнейшим положением этой теории служит утверждение, что экономика не является саморегулирующейся самостоятельно развивающейся системой и для поступательного развития она нуждается в активном вмешательстве государства. Приверженцы кейнсианства доказывают, что при капитализме не существует механизма, способного обеспечить полную занятость, и полагают, что автоматическая взаимосвязь между ставкой кредитного процента, соотношением цен и заработной платы отсутствует.

Кейнс сформулировал постулат о том, что рыночная система никогда не была конкурентной. На основе данного положения и анализа реалий экономики первой трети XX в. им был сделан вывод о том, что существование производителей-монополистов препятствует практическому применению положений классической теории об эластичности цен и заработной платы.

Послевоенное противоречие политики протекционизма и тенденций начинающейся глобализации мировой экономики, резкое ускорение научно-технического прогресса, распад Бреттон-Вудской системы, растущая инфляция и общее падение уровня контроля национальных правительств над процессами, идущими в мировой экономике, вновь повысили актуальность поиска новой макроэкономической модели регулирования экономики, что обусловило появление неоклассической экономической теории. Эта теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и устойчивости экономических и производственных процессов. Согласно неоклассической теории внешние корректирующие меры должны быть направлены исключительно на устранение препятствий, мешающих свободной конкуренции. Государству в регулировании экономических процессов отводится косвенная роль. В сфере государственных финансов предлагается проведение жесткой линии на достижение бездефицитного бюджета, сокращение социальных программ и снижение общей доли ВВП, перераспределяемой через бюджет.

В неоклассической теории широкое развитие получили два направления — теория «экономики предложения» и монетаризм. Наиболее известными представителями неоконсервативного направления, или теории «экономики предложения», являются такие ученые-экономисты, как М. Беркс, А. Лаффер, П. Роберте, Г. Стайн и др.

Эта теория предлагает радикальное снижение налогов и предоставление льгот субъектам предпринимательства — предприятиям и корпорациям.

Результатом реформирования системы государственных финансов в соответствии с идеями теории «экономики предложения» должна Результатом реформирования системы государственных финансов в соответствии с идеями теории «экономики предложения» должна была стать линейная налоговая система, предоставляющая значительные льготы субъектам предпринимательства.

Наиболее известный представитель монетаристского экономического учения — М. Фридман. Ключевой идеей предложенной им макроэкономической теории является саморегулируемость экономической системы. Соответственно воздействие государства на экономику лишь мешает механизму саморегулирования рынка. Таким образом, для скорейшего достижения экономического роста необходимо максимально ограничить присутствие государства в экономической жизни общества, минимизировать налоги, заменить государственные инвестиции частными, осуществить переход большей части непроизводственной сферы с бюджетного финансирования на самоокупаемость, а государству отвести лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, главным образом посредством изменения денежной массы и процента банковских ставок.

Подводя итог, необходимо отметить, что каждая экономическая теория государственного регулирования финансов (в широком их понимании) появляется не на «пустом месте», а на основе глубокого анализа предшествующего опыта и обязательно в тесной взаимоувязке с конкретными условиями развития отдельной страны и мировыми тенденциями. Попытки использовать какую-либо теорию макрорегулирования в отрыве от конкретных экономических условий обречены на провал. Это надо учитывать и при разработке стратегии экономического развития современной России.    продолжение
--PAGE_BREAK--
13.Финансовая политика России в современных условиях
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

·                    снижение социальной напряженности;

·                    оздоровление государственных финансов;

·                    восстановление нормального функционирования банковской сферы;

·                    сбалансированность товарных и денежных потоков;

·                    разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

·                    искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1.Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика.Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

2.Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики.Наиболее актуальные задачи в этой области:

·                    введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

·                    реализация программ экономии государственных расходов;

·                    централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

·                    проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

·                    реструктуризация государственного долга;

·                    инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики— преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

·                    реструктуризация банковской системы;

·                    сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

·                    пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

·                    усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования,которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

·                    приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

·                    вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

·                    приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

·                    структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность.К задачам в этой области относятся:

·                    выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

·                    увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

·                    разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

·                    сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

·                    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

·                    упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

·                    регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

·                    повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

·                    создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

·                    развитие ипотечного кредитования;

·                    привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
14. Бюджет государства его содержание и роль в макроэкономическом  регулировании

      Бюджет — центральное звено системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным де-нежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях.

 Под функциями финансов следует понимать форму проявления их общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией, и со второй. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

     

15.Принципы построения и структура бюджетной системы рФ
бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. 28 июля 1995 г. был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который ввел новое понятие — «муниципальное образование».

Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» рассматриваются как синонимы.

Согласно Бюджетному кодексу бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ расширяет бюджетную систему, причисляя к ней кроме трех звеньев бюджета еще и бюджеты государственных внебюджетных фондов, что является последовательным воплощением принципа полноты бюджетной системы.

Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных

средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.
16.Доходы и расходы федерального бюджета
Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют параметры федерального бюджета — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.

Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК). Они включают налоговые доходы (ст. 50 БК); неналоговые доходы (ст. 51 БК); доходы федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 54 БК).

                        Важной характеристикой доходов является их распределение между бюджетами. Объективной основой распределения доходов по уровням бюджетной системы является структура государственной и муниципальной собственности, а также разграничение собственности и предметов ведения — полномочий и ответственности — между федеральными и субъектов РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Определяющая характеристика параметров любого бюджета — структура его расходов. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

. ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

. трансфертов населению;

. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

. ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

         Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, установленными федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифицируются, как уже указывалось ранее, по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций — экономической, социальной, оборонной и др. Состав расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентирован ст. 84 БК.

Завершая анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета, следует подчеркнуть еще одну задачу федерального бюджета, тесно связанную с предыдущей, успешное решение которой имеет стратегическое значение и во многом зависит от его параметров, — обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней. Правительство РФ должно реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функционирования бюджетной системы.

        

17.Система межбюджетных отношений



Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса. Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но основываться они могут на разных принципах. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на противоположных основах. Им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

К федеративным государствам, где в разной степени реализуются принципы бюджетного федерализма, относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Австралия и др.

             Основная задача бюджетного федерализма — в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:

• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Единые нормативы отчислений не решают проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности, так как бюджеты субъектов РФ различаются и по финансовому потенциалу, поэтому весьма важным является установление принципов оказания финансовой помощи.

Оказание финансовой помощи может осуществляться в следующих

формах:

. дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

. субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов;

. бюджетные кредиты;

. бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.

                   Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование: расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; иных целевых расходов.

Целевые бюджетные ссуды бюджетам субъектов РФ на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, могут быть выданы по решению федеральных исполнительных органов власти.


18.Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Для выполнения своих функций, обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий органы государственной власти субъектов РФ используют средства региональных бюджетов, или, как определено в Бюджетном кодексе РФ, бюджетов субъектов РФ.

В Бюджетном кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

           Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально-культурных учреждений, таких, как детские дошкольные учреждения, школы, медицинские и социальные учреждения.

Напомним, что муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

. доходы от приватизации и реализации муниципального имущества.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

. с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ;

. осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

. обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

. обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

. ассигнованием средств на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.
19. Государственные внебюджетные фонды
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными

финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Средства социальных внебюджетных фондов до 2010 года формировались за счет сумм единого социального налога (взноса), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).(теперь страховые отчисления в эти фонды).

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейший

из внебюджетных социальных фондов. Он образован 27 декабря 1991 г. № 2122-1 Постановлением Верховного Совета РФ. Сегодня бюджет ПФР — второй по величине после федерального.

Основной источник доходов ПФР — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц.

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий

(по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.

Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами. Механизм формирования и использования преобладающей части средств Фонда позволяет около 70% оставлять в распоряжении плательщиков.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС) занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования исполь­

зуются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам,

финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по

подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

                

20.Управление финансами
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление финансами — сложный процесс, представляющий единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Управляющая система — финансовая система — это совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система — система финансов — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она (политика) позволяет соединить потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится в соответствии со следующими принципами:

• управление финансами в соответствии с особенностями каждого звена системы финансов;

• общность функций всех финансовых учреждений;

• руководство центра при активном участии нижестоящих органов управления.



К управлению финансами также относятся:

Финансовое планирование — это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

      Финансовое прогнозирование — это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (на срок 3—10 лет) и долгосрочными (на срок более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, отражает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

                     Финансовое программирование — это метод финансового планирования, предполагающий программно-целевой подход, в основу которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения.
21. Финансовая политика

Смотри ответ на №13.

22.Бюджет и бюджетное устройство

Смотри ответ на 14, 15

23.Бюджетная система страны

Смотри ответ на 14, 15
24. Социальные внебюджетные фонды

Смотри ответ на вопрос 19

25. Сущность финансового контроля, цель, задачи и роль на современном этапе развития экономики
Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.

Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок…

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие

сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и

размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов…

Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.
26.Система функционирования финансового контроля. Функции финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов гос и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов. Основными направлениями финансового контроля в отношени­ях, регулируемых финансовым правом, являются: а) проверка выполнения органами гос власти и МСУ функций по аккумуляции, распределе­нию и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; б)  проверка выполнения финансовых обязательств перед гос и органами МСУ организациями и
гражданами; в) проверка правильности использования гос и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация­ ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); г) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера­ций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; д) выявление внутренних резервов производства — возможнос­тей повышения рентабельности хозяйства, роста производитель­ности труда, более экономного и эффективного использования ма­териальных и денежных средств; е)     устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и. гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба го­с, организациям, гражданам.

Эффективность финансового контроля предполагает необходи­мость глубокого экономического анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности, разработки контролирующими органами пред­ложений по улучшению качества работы проверяемых органи­заций


27.Виды и формы финансового контроля. Органы осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:

. государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерствами)/Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

. ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.

. внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

. общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лица

ми (экспертами) на основе добровольности;

. правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

. гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д

Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

                  Основной метод финансового контроля — ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля.

Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

Исполнительная власть осуществляет функции финансового контроля посредством следующих институтов.

1. Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путем

реализации прав Президента РФ по формированию нормативноравовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

2.Главное контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383.

3. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля.

5. Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) представляет

собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления.

7. Государственный таможенный комитет РФ. Таможенный кодекс

РФ от 18 июня 1993 г. возложил все таможенные дела непосредственно на таможенные органы РФ. Таможенный орган — это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями в целях выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и в сфере валютного контроля.

8. В проведении финансового контроля участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.
28.Понятие и сущность налоговой системы. Сущность и функции налогов. Принципы их взимания

налог — это обяза­тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного, управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности гос и (или) муниципальных образований. Основная роль налогов — фискальная, они используются как источник доходов госказны, предназначенной для удовлетворения интере­сов общества и гос. Налогам свойственна и функ­ция контроля. В ходе налогообложения со стороны гос проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием иму­щества, в том числе земли. Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффек­тивным механизмом воздействия на экономику страны. В РФ, как и в других странах СНГ, прове­дена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами пере­хода к рыночным отношениям. Налогам свойственна регулярность уплаты: при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.), налоги подлежат система­тическому внесению в казну в предусмотренные сроки.


налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля

            Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1.                 Фискальная, суть которой состоит в пополнени доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2.                 Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3.                 Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4.                 Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.