Реферат по предмету "Финансы"


Налоговая система Японии 3

--PAGE_BREAK--Таблица 2. «Доходы и расходы местных органов управления» (трлн. иен)
Доходы и расходы





 2003





2004



  2005



  2006



 2007



            2008

 

Доходы — всего



 

 39,13



46,80



  
53,46



 

 57,47




68,01



 80,41



 В  том числе за счет мест­ных налогов



   12,24



15,89

  19,84

 23,32



30,12

         33,45

Доля местных налогов в доходах,  %.



  31,3



34,0



  37,1



 40,6





44,3



              41,6



расходы — всего



   38,35





45,78



   52,31



   56,29





66,40



             78,47



 Баланс (доходы минус рас­ходы)



0,78



1,02



 1,15



1,18



1,61



              1,94



 Остаток от предыдущего года



0,35



0,41



0,35



0,32



0,56



               0,82



Реальный баланс данного года



,43



0,61



0,80



0,86



1,05



           1,12


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Анализ табличных данных, составленных по сведениям токийского муниципалитета, говорит о следующем. Виден постоянный рост и укрепле­ние доходной части местных бюджетов страны, естественно сопровожда­ющийся возможностью расходовать больше средств. В 2008 г. доходы местных органов управления возросли по сравнению с 2007 г. на 40%, а с 2004 г. — на 71,8%, в том числе за счет налоговых поступлений — соответственно на 43,4% и более чем в 2 раза. За эти же периоды расходы выросли соответственно на 39,2 и 71,4%. Бюджет сводится без дефицита, более того, превышение доходов над расходами имеет совер­шенно четко прослеживаемую тенденцию роста. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, из которого исключается остаток финансовых ресурсов прошлого года. Доля местных налогов в доходах на протяжении 10 лет имела тенденцию к увеличению, но, достигнув удельного веса 44,6%, начала падать.
        1.2 Виды  налогов применяемых  в Японии
В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

— прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

— прямые налоги на имущество;

— потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.

Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3 %-й налог.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 2004 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.
1.3 Порядок прямого и косвенного налогообложения в Японии

1.3.1 Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц

Самый высокий доход государству приносят подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

 Значение налога на доходы физических лиц для государственногобюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. [5]

Подоходным налогом облагаются заработная плата, жалованье, доходы крес­тьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а так­же дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:

1. Проценты по вкладам.

2. Дивиденды.

3. Доходы от недвижимости.

4. Доходы от предпринимательской деятельности.

5. Заработная плата.

6. Бонусы.

7. Выходные пособия, пенсии.

8. Случайные доходы.

9. Смешанные, разносторонние доходы.

10. Доходы от капитала.

Для большинства из них (кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или освобождения от уплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на прожива­ние, составляющий 3200 иен в год. [5]

В деловой практике Японии часто возникает вопрос о том, не слишком ли тяжелое налоговое бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц предусматривает существенные льготы.

Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются «базовая льгота» (необлагаемый минимум дохода налогопла­тельщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца.[5] Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пен­сии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобож­дения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять льгот и освобождений.

Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщи­ка, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычита­ется необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (ба­зисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием явля­ется то, что необлагаемый минимум для семьи из 4-х человек в Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции.

Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяют­ся к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин.

— С целью справедливого налогообложения доходов разных категорий насе­ления введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personalexpenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей на­логообложения положения лиц наемного труда с одной стороны, и пред­принимателей — с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на себестои­мость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налого­обложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.

— Ряд специальных инструкций позволял также разделить для целей налого­обложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает до­ход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Нало­гоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, свя­занные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпри­нимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма для це­лей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система «двойного льготирования» была отменена в 2006 г., однако размер «специ­ального вычета» из налогооблагаемой базы при условии заполнения «си­ней» формы налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен.

— Специальные налоговые льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма уменьша­ется на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превыша­ет 20 лет.

Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного по­доходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено каки­ми-либо специфическими политическими целями.

— В налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его рыночной стоимостью), предос­тавляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо осво­бождаются от налогов вообще,  либо облагаются  частично.

— Семейные пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различ­ный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система Японии приветствует се­мьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяже­лое налоговое бремя. В таблице 5 представлены размеры налогов, которые уплачивают семьи с одним работающим и с двумя   работающими супругами.

Необходимо отметить, что пример приведен при следующем условии: супруги являются наемными рабочими(служащими); вклю­чены стандартные льготы; супружеская пара имеет двоих детей. Налоговые льготы семьи в основном получает муж. Для семей с двумя работающими расчет проведен по формуле: доход х 0,5 х ставка налога х 2. В расчет включены персональные льготы и льготы на членов семьи.

В таблице 3 рассмотрим пример уплачиваемых налогов двумя категориями семей. (см. ниже) [5]

Таблица 3.: Размеры налогов, уплачиваемых семьями с одним и двумя работающими супругами

Шкала дохода, млн. иен


Семья с одним работающим


Семья с двумя работающими, получающими поровну



сумма налога



уровень налогового бремени, %



сумма налога



уровень налогового бремени, %



3



















4



57500



1,4



57500



1,4



5



130500



2,6



130500



2,6



8



469000



5,9



384500



4,8



10



821000



8,2



560500



5,6



20



4282000



21,4



2836500



14,2



30



5577500



28,6



6182000



20,6



50



18077500



36,2



14177500



28,4


    продолжение
--PAGE_BREAK--

По данным таблицы видно, что семьи первой и второй группы уплачивают одну и ту же сумму налога и несут равное налоговое бремя до тех пор, пока их доход составляет 3, 4 и 5 млн. иен. Затем при увеличении дохода семья с одним работающим будет нести более высокое налоговое бремя по сравнению с семьей другой категории. 

 Налог на прибыль корпорацийв Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48 %, префектуральная — 5 % от национальной, т. е. 1,67 % от прибыли, и муни­ципальная — 12,3 % от национальной ставки, или 4,12 % от прибыли.[5] Таким обра­зом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40 % прибыли кор­пораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры

2) Налоги на имущество

Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель. [7]

Весьма сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второй половины 80-х годов в Японии начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии. [8]

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.

Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой. [8]

Большое внимание уделяется в Японии налогообложению момента перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами налогообложения. Существуют две главные предпосылки для обложения наследств и дарений.

 Во-первых, такой налог на пе­редачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних ру­ках и способствует более равномерному распределению ресурсов;

Во-вторых, вве­дение этого налога способствует пополнению бюджета.

Существуют две основные формы обложения передаваемой собственности — дар и завещание. Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога — налог с наследства и налог с дарений.

Ставка налога на наследование дополнительно увеличивается на 20 % для на­следников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая эти добавки, не должна превышать 75 % факти­ческой доли наследника.

При наличии дополнительных условий наследникам предоставляются нало­говые кредиты трех видов:

1) собственность, полученная в подарок наследником от умершего, включает­ся в налогооблагаемую базу; одариваемый, однако, получает кредит в раз­мере налога с дарений по такой собственности во избежание двойного нало­гообложения. Это налоговый кредит по налогу на дарения;

2) если наследнику менее 20 лет, сумма налога на наследство, которую он дол­жен уплатить, снижается на 60 тыс. иен за каждый год наследника, недоста­ющий до 20. Аналогично, если наследник страдает какими-либо заболевани­ями или имеет инвалидность, которые отражаются на его трудоспособности, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен (120 тыс. иен в случае полной утраты трудоспособности) за каждый год до 70 лет (пенсионный возраст);

3) по налогу с дарений при обложении собственности, полученной в дар в те­чение календарного года, существует базовое освобождение от налога, т. е. не облагаются налогом подарки, полученные одариваемым, если сто­имость этих подарков, полученных в течение одного календарного года, не превышает 600 тыс. иен.

Стоимость собственности, переходящей от одного владельца к другому, при таких формах передачи, как наследство или дар, оценивается по текущим рыноч­ным ценам или по цене приобретения. Из налогооблагаемой базы исключается собственность, приобретенная от родственников для получения образования и проживания, и собственность, завещан­ная благотворительным, религиозным, научным и другим государственным и общественным организациям.

Дополнительно к основному освобождению собственность стоимостью до двадцати миллионов иен, переданная в подарок супругу, с которым даритель про­жил вместе более 20 лет, освобождается от налога.

Кроме того, если лица, частично или полностью утратившие трудоспособность, получают деньги, ценные бумаги, другую собственность по трастовому соглашению в пределах суммы 60 млн. иен, налог на дарения не взимается. Налоговые ставки применяются к каждой части налогооблагаемого наследства.
1.3.2 Порядок косвенного налогообложения в Японии
С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено пря­мое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов. [8]

Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.[8]

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины.В связи с интернационализацией хозяйственной жиз­ни, ростом международного разделения труда, разделени­ем транснациональных монополий, изменением структу­ры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоян­но снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более.  

 Акцизное налогообложение в Японии имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогооб­ложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматри­вался как один из основных источников налоговых поступлений.

Необходимо отметить и существование специальных налогов на нота­риат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

Центральным звеном реформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского на­лога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость, широко применяемый в странах Западной Европы. Этим налогом облагаются в принципе любые (за исключением ряда прямо назван­ных в законодательстве случаев) сделки по продаже това­ров и оказанию услуг. Первые практические шаги к введению данного нало­га сделаны и в Японии.  [9]

Налог уплачивается на различных стадиях производст­ва и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное зна­чение:

1. Четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки про­изводства;

2.  В процессе расчетов по налогу государство получа­ет сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи ма­кроэкономического программирования;

3. Государству поступают доходы еще до реализации товара населению единственному и конечному платель­щику полной суммы налога.

Налог на добавленную стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудя­щихся и чреват инфляционными последствиями.

Введение данного налога стало причиной потери пра­вящей либерально-демократической партией абсолютно­го большинства мест в палате советников. Хотя новое правительство Японии заявило, что пересмотрит правила и нормы взимания указанного налога, но ни о каком су­щественном его пересмотре речь не идет, т. к. 3%-ный потребительский налог является одним из важнейших ис­точников пополнения бюджета.

Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны. Согласно классификации ОЭСР к налогам на потребле­ние относятся общие налоги на потребление (налог на до­бавленную стоимость, налог с продаж на отдельных ста­диях движения товаров и услуг) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы): на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо и транспорт.

Налог на добавленную стоимость позволит точно и быстро проводить налоговые операции с помощью со­вершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического оснащения использование VATневозможно). Кроме того, введение налога на добав­ленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий рынок. НДС способен значительно увеличить по­ступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

Налог на добавленную стоимость представляет косвен­ный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределитель­ного цикла и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в об­рабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов илик стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.

Можно построить простейшую схему, в которой фигу­рируют так называемые исходные товары (inputs), кото­рыми могут служить сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары (outputs). 

Добавленную стоимость (VA) можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получа­емой прибыли (m)

VA=V+m

С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за продан­ную продукцию (outputs-О) и произведенных затрат (inputs— I).

VAT=О-I

При расчете налога на добавленную стоимость исполь­зуется четыре метода его определения:

1. прямой аддитивный, или бухгалтерский;

2. косвенный аддитивный;

3. метод прямого вычитания;

4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам.

Если условно «принять ставку налога за «R», то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь вид:   

1. R (V+m)=VAT

2. RV+Rm=VAT

3. R (0-I) =VAT

4. RO-RI=VAT

Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На  практи­ке его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продук­ции).

Этот метод удобен тем, что:

1. Позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества техническогои юридического характера;

2. Наличие счета-фактуры, в котором отражаются на­логи, становится самым важным и принципиальным мо­ментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершен­ной сделки дает возможность для прослеживания движе­ния товара с целью проверки;

3. Чтобы использовать первый и второй методы расче­та налога, т. с. методы, основанные на балансах, необхо­димо определить прибыль. Но поскольку в балансах ком­паний совершенные операции по продаже не подразделя­ются на виды товарной продукции в соответствии с дейст­вующими ставками налога, а также не выделяются по ви­дам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый метод дает возможность использо­вания дифференцированной ставки налога.

Третий метод неудобен тем, что применение ставки налога к показателю, получаемому в результате вычита­ния затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же удобен, как и I и II методы, для единой ставки на­лога. На практике неудобно рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут колебаться во времени.

Таким образом, 4-й метод или «инвойсный» наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчиты­ваться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охва­тить товары и использовать более, чем одну ставку.

Ставка потребительского налога составляет 3% (кроме автомобилей, при продажах которых до 2006 г. приме­нялся 6-процентный налог), сумма налога включается в продажную цену товара. [10]

Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисля­ется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.

Потребительский налог распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель им­портного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в это понятие включаются экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуника­ционные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.
2 Особенности организации налогового администрирования в Японии


2.1 Налоговые органы в Японии

2.1.1 Федеральный уровень.
Управление налоговой системой Японии находится в юрисдикции Министерства финансов, два подразделения которого — Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам — ответственны за исследования и планирование в сфере налогообложения, сертификацию налоговых и таможенных инспекторов, выявление фактов уклонения от налогов и т.д. Непосредственной деятельностью по проведению налоговой политики в жизнь, т.е. сбором налогов в соответствии с существующим законодательством, занято Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство. На ННУ возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых и косвенных налогов и сборов.

При численности населения Японии в 127 млн. человек штатный со-став Национального налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата, одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и  524  налоговых  инспекций, а также Налогового колледжа и Национального налогового трибунала с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Структурно как центральный аппарат, так региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными отделами: по налогообложению, сбору налогов, а также по проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от их уплаты. По целевому назначению 68% штатных сотрудников занимаются вопросами начисления налогов, 15% – сбором налогов и 17% – управлением и координацией. При этом характерно своеобразное «разделение труда», когда региональные бюро контролируют правильность уплаты налогов крупными компаниями в зоне их ответственности, а налоговые инспекции – малый и средний бизнес на местах, а также подоходный налог, налоги с наследства, недвижимости и другие.

Руководство практической работой в сфере выявления и пресечения налоговых нарушений возложено на директора департамента проверок и криминального расследования, в структуру которого входит отдел аудита, отдел криминального расследования и отдел по международному сотрудничеству в области расследований. Региональные налоговые бюро имеют аналогичное построение, и, кроме того, они имеют в своем штате специальных следователей, в обязанность которым вменяется сбор информации и идентификация потенциальных случаев для криминального расследования.

Согласно действовавшей ранее практике подготовки законодательных актов по изменению системы налогового обложения эти вопросы от-носились к компетенции двух организаций – Государственной налоговой комиссии при премьер-министре и Комиссии по налоговой системе пра-вящей Либерально-демократической партии, которые параллельно ежегодно готовили свои рекомендации с тем, чтобы их предложения могли найти свое отражение при подготовке очередного бюджета.

С приходом к власти правительства во главе с Дз. Коидзуми к этому процессу в 2002 году был подключен «штаб по проведению структурных реформ» в лице Совета по экономической и налоговой политике, возглавляемого премьер-министром. С появлением «трех игроков» формально были перераспределены и их полномочия. Так, за Советом закреплена задача выработки общих контуров налоговой реформы, за Государственной налоговой комиссией – детальные предложения, а Комиссия Либерально-демократической партии призвана давать политическое заключение по основным вопросам.

К перечню «законодателей» в налоговой сфере следует также отнести и Министерство финансов Японии, которое также традиционно курирует вопросы налоговых поступлений проводя свою линию через участие в работе Совета по экономической и налоговой политике. Национальное налоговое управление участвует в этих процессах с начальной стадии подготовки различных предложений, проводя свое мнение через Министерство финансов. Подготовленные таким образом административные или законодательные изменения в налоговой системе рассматриваются на заседании кабинета министров, и после утверждения им выносятся в парламент.

Все налоги страны зафиксированы в законодательных актах, при этом каждый вид государственного налога регулируется законом. Однако многие акты отличаются большим числом статей, сложностью норм и терминологии. Поэтому в помощь налогоплательщику, помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства, предусматривающих популяризацию этих знаний путем издания различных брошюр, пособий, организации «горячих» линий связи через Интернет, в Японии с 1951 года действует институт уполномоченных налоговых консультантов, имеющих соответствующие лицензии. Организационно они объединены в профессиональные ассоциации и на коммерческой основе выполняют всю практическую работу по начислению налогов и подаче документов как юридических, так и физических лиц в условиях действующего порядка самодекларирования налогов после подсчета годового дохода налогоплательщиков .
2.1.2 Местный уровень
Финансовое положение органов местного самоуправления и их финан-совые взаимоотношения с центральной властью определены в законах о местной автономии. Финансово-бюджетная система Японии построена таким образом, что местные власти собирают чуть больше трети от общих налоговых поступлений в стране. Местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы и независимы от общенациональных, наделены правом взимания местных налогов.

Особенностью японской налоговой системы является наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению доли местных налогов. Так, в 2002 финансовом году из общей суммы всех фискальных сборов в 79,70 трлн. иен местные налоги составили 33,42 трлн. Иен (в 1985 году эти цифры составляли 64,26 трлн. иен и 23,31 трлн. иен соответственно). Несмотря на это, величина налоговых поступлений, собираемых на местах, не позволяет местным органам власти надлежащим образом выполнять свои функции и, прежде всего, финансировать систему образования, общественные работы, сферу социального обеспечения и другие. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий, которые в 2003 году составили 17,39 трлн. иен .

В связи с ограниченной финансовой базой местных органов проводится балансировка доходов и расходов центрального и местных бюджетов, которая осуществляется в ходе бюджетного процесса, когда местные власти получают существенные переводы из Центра в виде перераспределения налогов, государственных субсидий и дотаций.

Перераспределение налогов осуществляется по принципу полного или частичного «сбалансирования разницы» между «основными финансовыми потребностями» и «основными финансовыми поступлениями». В качестве отчислений регионам передается 32% подоходного налога, налогов с юридических лиц и налога на спиртное, 24% потребительского налога и 25% налогов на табачные изделия. Важная особенность этих отчислений – возможность для местных администраций использовать их как собственные источники доходов, т. е. без всяких условий и ограничений в отличие от государственных субсидий и дотаций.

В дополнение к вышеназванным механизмам перераспределения финансов Японии используется и система так называемых местных уступаемых налогов, когда государство «уступает» местным властям ряд налогов, идущих на определенные цели, например дорожный налог, налог на авиационное топливо и др. Однако уступаемые налоги играют несравненно меньшую роль в качестве источника пополнения местных бюджетов (2-2,5%)     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.