Реферат по предмету "Финансы"


Налоговая политика на современном этапе развития экономики России, её направленность и результат

--PAGE_BREAK--
1.3 Налоговый механизм.

Практическое проведение налоговой политики осуществ­ляется через налоговыймеханизм. Именно налоговый ме­ханизм признан в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и ме­тодов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в регулировании экономики при про­ведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговыхинструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговаяставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денеж­ная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового за­конодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет диффе­ренциации налоговых ставок для некоторых категорий налого­плательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет прави­тельству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулировании доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрес­сивных. Особенно существенное значение имеют прогрессив­ные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогопла­тельщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечи­вается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнк­турой.

   1.4 Важнейшие недостатки налоговой системы и система органов государственной власти, осуществляющая налоговую политику.

Налоговая политика формируется непродуманно, стихийно, в результате чего ее отдельные меры не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой. Налоговая система России имеет ряд существенных недостатков. Важнейшими из них являются:

• двойное, тройное и боле налогообложение одних и тех же экономических элементов (налогом на добавленную стоимость облагаются прибыль, фонд оплаты труда, амортизация в составе добавленной стоимости, что, кроме того, антистимулирует инновационную и инвестиционную деятельность);

• отсутствие пока действующих стимулирующих инновационную и инвестиционную деятельность льгот для предприятий, активно осуществляющих такую деятельность (включая налог на прибыль, НДС, другие налоги);

• неоптимальное «расщепление» отчислений от налогов в бюджеты разных уровней: федеральный, региональные, муниципальные (районные, городские), бюджеты поселений вследствие чрезмерной централизации финансовых ресурсов и отсутствия модели оптимального бюджетного федерализма;

• наличие нескольких вариантов систем налогообложения малого бизнеса (упрощенная система, единый налог на вмененный доход), что только препятствует активации малого бизнеса и усложняет налоговое администрирование в связи с необоснованным прогнозированием вмененного дохода для разнопрофильных предприятий; при этом введение поправочных коэффициентов является сугубо локальной мерой, не устраняющей главной проблемы (кроме того, совершенно не нужным является наличие двух вариантов налоговых ставок и налогооблагаемых баз при упрощенной модели налогообложения: очевидно, что налогоплательщик всегда будет выбирать вариант, где размер налога меньше и уровень административных расходов ниже);

• несистемность налогообложения использования природных ресурсов (особенно в условиях преобладания сырьевого экспорта) и собственно экологического налогообложения.

•  налоговое законодательство противоречиво и запутанно;

• абсолютно не соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени;

• в недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства;

• механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения;

•  искажение экономических приоритетов в виде преувеличенного внимания к льготам;

•  действующее законодательство содержит множество «белых пятен», что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;

• существует нерациональная максимизация прав и полномочий местных органов власти в области нормотворчества;

• наблюдается низкий уровень правовой информированности налогоплательщиков.

Если рассмотреть структуру валового выпуска, то около 50-55% занимает ВВП и, соответственно, 45-50% — промежуточное потребление, т.е. прежде всего, материальные затраты. Следовательно, как теоретически, так и практически верным будет облагать налогом другую, противоположную часть валового выпуска – материальные затраты для стимулирования снижения ресурсоемкости, а не добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость следует заменить налогом на материальные затраты (НМЗ). Его также назвать налогом на «недобавленную стоимость» (ННДС). [1]


Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные  соответствующей компетенцией, ФНС, Органом непосредственно  ответственным  за  проведение  единой налоговой политики на территории Российской Федерации является  Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по  налогам и сборам.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. 

Налоговые органы РФ – единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой властиподчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих действия контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющиеся и агентами валютного контроля.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля:

•     за соблюдением налогового законодательства РФ;

•  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;

• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ;

•  за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
ГЛАВА 2
.
Особенности налоговой политики РФ.

2.1 Основные функции налоговой политики государства

Функции налога— это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Обычно выполнение налогами своей фискальной функции оценивается при помощи показателя, рассчитываемого как отношение собранных налогов на территории государства к стоимости ВВП (табл.1).[2]
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств.
Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.Стимулирующая подфункция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов — фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут и, следовательно, возрастет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложения. Эти закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект «кривой Лаффера»: линия, построенная ученым, отражает взаимосвязь между величиной ставки налога и объемом поступления налоговых платежей в государственный бюджет. Установлено, что при ставке подоходного налога свыше 30—35% средства уходят в теневую экономику или предприятия прекращают деятельность по причине отсутствия экономической выгоды.

2.2 Направленность и результативность налоговой политики РФ на данном этапе развития экономики

В период экономического кризиса больший эффект принесет выполнение государством стимулирующей налоговой политики. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономикии предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов  или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикойЦентрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);

в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

Стало хорошей традицией, что ежегодно Президент РФ обращается с Посланием к народу и Государственному Собранию РФ.
Ежегодные Послания Президента Российской Федерации являются программными документами, определяющими стратегию развития РФ, ориентиры деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, коллективов, общественных институтов, как на ближайший год, так и на отдаленную перспективу.
Сегодня в России наращивается экономический и научно-технический потенциал, решаются социальные проблемы, повышается благосостояние населения, осуществляется государственная поддержка культуры и науки. Идет реализация приоритетных национальных проектов в образовании и здравоохранении, жилищном секторе и агропромышленном комплексе.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования была снижена ставка налога на прибыль организаций(начиная с 1 января 2009 года ставка налога была снижена с 24% до 20%),увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыльорганизаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Налоговыми органами в бюджетную систему РФ за январь-февраль 2010г. перечислено 1 трлн 49,2 млрд руб., говорится в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС) России. По сравнению с январем-февралем 2009г. перечисления ФНС в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды сократились на 2,6% с 1 трлн 77,2 млрд руб. При этом перечисления ФНС в консолидированный бюджет РФ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года выросли на 13,4% — до 976,8 млрд руб. Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в консолидированный бюджет РФ увеличились на 12,7% — до 283,6 млрд руб., налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — на 5,3% — до 218,2 млрд руб., акцизов — на 37% — до 68,8 млрд руб. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ, напротив, снизились на 19,4% — до 73,6 млрд руб., единого социального налога (ЕСН) — на 65% — до 23,3 млрд руб. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами поступили консолидированный бюджет РФ в размере 234,8 млрд руб., что на 84,8% больше, чем в январе-феврале 2009г. В том числе поступления налога на добычу полезных ископаемых выросли на 87% — до 227,8 млрд руб. В федеральный бюджет РФ в январе-феврале 2010г. перечислено 574 млрд руб. администрируемых ФНС доходов, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2009г. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ выросли на 5,9% — до 403,1 млрд руб. Налоговые поступления в государственные внебюджетные фонды в январе-феврале 2010г. составили 72,3 млрд руб., что на 66,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.[3]

Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов сообщил, что в 2010г. налогоплательщикам был предоставлен доступ к информации об их задолженностях. "В дальнейшем лимит информации будет расширен. В конце 2010г. мы откроем для налогоплательщиков доступ к информации о том, как рассчитываются налоги", — сказал он.

Недостаток информации о задолженностях часто становится причиной разного рода недоразумений и ошибок налогоплательщиков при расчете налогов. М.Мокрецов также отметил, что доступ к информации должен быть конфиденциальным, что в свою очередь требует как можно скорее принять закон об электронной цифровой подписи в новой редакции, которая позволит сохранять конфиденциальность информации. «Те неполные и неоперативные базы данных, которые мы используем в расчете налогов, зачастую порождают ошибки, о которых налогоплательщик не догадывается», — сказал он.[4]

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании коллегии Министерства финансов РФ, посвященной обсуждению основных направлений налоговой политики на 2011-2013 гг, заметил, что разрабатывая налоговую политику на ближайшие 3 года Минфин, «по сути вырабатывает посткризисную модель развития экономики».

Министр напомнил, что налоговые доходы расширенного правительства сократились с 36% в 2005-2008 г, до 30 % в 2009 г. В то же время, в первую очередь сокращались доходы, связанные с нефтью и газом. Так по итогам 2009 г доходы федерального бюджета снизились с 21-22 % ВВП,  в 2008 г до 16,5 %, в 2009 г на 20 %. Доходы субъектов за прошедший год упали на 14%.

«Налоговая политика на среднесрочную перспективу должна учитывать уроки кризиса, но в то же время мы сегодня рассматриваем налоговую политику как инструмент выхода из кризиса и стимулирования экономического развития, на этом пути у нас стоит целый ряд вызовов, связанных с необходимостью найти новые источники роста, уйти от нашей зависимости от нефти и газа», — сказал А.Кудрин.

Министр финансов отметил, что в этих целях необходимо принимать комплексные меры, а не только методы налогового стимулирования. По словам А.Кудрина, в сложившихся условиях в России нельзя идти на все большее снижение налогов. «Такой путь вряд ли эффективен. Тогда нам придется отказаться от некоторых доходов и расходов, которые на этом этапе министерства и ведомства как раз планируют увеличивать. Мы должны и налоговые преференции предоставить, то есть стимулировать инновации, а с другой стороны, увеличить государственные расходы, которые также создают инфраструктуру инноваций. Нам нужно сохранить баланс между этими задачами», — считает вице-премьер. Налоговая система должна одновременно стимулировать экономику и обеспечивать устойчивость бюджета РФ, подытожил А.Кудрин.[5]

В части пенсионного обеспечения следует отметить включение с 2009 года в состав расходов сумм дополнительных взносов работодателей, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки.

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Совершенствование налога на добавленную стоимость

В целях преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал.

         — Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков.

  — С 1 января 2009 года вступило в силу уточнение порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. В настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки возмещения НДСв спорных случаях на 2 – 3 месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком.

— С 1 января 2010 года были освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов.

— С 1 января 2010 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлены начисление и вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в одном налоговом периоде; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :