Реферат по предмету "Финансы"


Налоги как объективная экономическая категория

Государственный комитет  по науке и высшему  образованию.
Уральский Государственный Экономический Университет.
Кафедра:Финансов, денежного обращения и кредита
    КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: Финансы
натему: Налоги как объективная экономическая категория
Руководитель: Угренинова C.Г.
Исполнитель: студент гр. ФК 96-4
Гаврилов Алексей
  
 Екатеринбург 1998
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 стр. 1 Налоги как объективная экономическая  категория 4 стр. 1.1 Налоги,  их  сущность,  функции,  значение 4 стр. 1.2 Классификация налогов 6 стр. 1.3  Налоговая система: понятие, сущность. 9 стр. 2 Анализ   современного  состояния  налоговой системы России 11 стр. 3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы России 17 стр. 3.1 Недостатки, проблемы развития и функционирования налоговой системы России 17 стр. 3.2  Пути совершенствования налоговой системы России 18 стр. Заключение 24 стр. Список использованной литературы 25 стр.

Введение.
С переходом России к рыночным отношениям возникла необходимостьреструктуризации командно-административной системы управления Российскойэкономики. Одной из наиболее важных проблем является проблема налоговыхотношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях,затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит отсоциально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяетхарактер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.
В связи с быстро меняющейся ситуацией в Российской экономике, принятиеналоговых законов и других нормативных актов очень часто является запоздалым иприменение их не является целесообразным в новых условиях, что требуетразработки новых законов соответствующих действительному положению. Поэтомуочень важно рассматривать налоги как экономическую категорию не только внастоящее время, но и прогнозировать их успешное применение в будущем.
Данная работа имеет целью рассмотреть взаимодействие  фискальной политики и налоговой системы России,  сравнить некоторые аспекты  с  зарубежнымопытом,  а  также выявить достоинства и недостатки налоговой  системы  России, проявить  проблемы  и предложить  пути совершенствования нашей налоговойсистемы.
----------------------------
1. Введение.
Право облагать налогом… —это не только право уничтожать, но и право созидать.
Верховный суд США
Среди множестваэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, иособенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним изважнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизмагосударственного регулирования экономики. Го­сударство широко используетналоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия нанегативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зави­сит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговыевопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планированиипредприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный илинедостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятнымпоследствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны,правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот искидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений,но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций засчет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей ипредприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности иорганизационно-правовой формы пред­приятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности сгосударственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящимиорганизациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность, вклю­чая привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетныйдоход и прибыль пред­приятия. С помощью налогов государство получает в своераспо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.За счет на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению,которые из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяетконечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода отадминистративно-директивных методов управле­ния к экономическим резковозрастают роль и значение налогов как регулятора ры­ночной экономики,поощрения и развития приоритетных отраслей народного хо­зяйства, через налогигосударство может проводить энергичную политику в раз­витии наукоемких производстви ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшнийдень оказалась, пожалуй, главным предме­том дискуссий о путях и методахреформирования, а также острой критики. Сей­час существует масса всевозможной литературыпо налогообло­жению в запад­ных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Нов связи с тем, что налого­вая система России создается практически заново,сегодня очень мало моно­графий отечественных авторов по налогообло­жению, в которыхможно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения посозданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским усло­виям.
Налоговаясистема в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда вдекабре этого года был принят пакет законопроектов о нало­говой системе. Срединих: «Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации», «Оналоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добав­леннуюстоимость» и другие.
            И С Т О Р И Я возникновения НАЛОГОВ
Налоги являются необходимымзвеном экономических отношений в
обществе с моментавозникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменносопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги- основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функцииналоги используются для экономического воздействия государства на  общественноепроизводство, его динамику и структуру, на развитие научно-техническогопрогресса.
            Проблемыналогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, гос. деятелейсамых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 — 1274) определял налоги какдозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто нетребует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданныхзабирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теорииналогообложения А. Смит (1723 — 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто ихвыплачивает, — признак не рабства, а свободы.
            Итак, как ужеговорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе сгосударством. На самых ранних стадиях гос. организации формой налогообложенияможно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, аявлялось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «… ивсякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу».Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.
            По мере развитиягосударства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользувлиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала втечении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др.Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налогина доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать ирасходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов,укреплений и т.д.
            В то же время вдр. мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах,например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов.Другое дело — добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы,то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления отдоходов.
            Многие жестороны современного государства зародились в Др. Риме. Первоначально всегосударство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирноевремя граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом игосударством были минимальны;  избранные магистраты исполняли свои обязанностибезвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно.Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а этирасходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военноевремя граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
            Определение суммыналога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. ГражданеРима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейномположении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
            В IV-IIIвв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались всеновые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колонияхвводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависелаот размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет.Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные,так и местные налоги.
            В случаепобедоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимыесредства же обеспечивались контрибуцией завоеванных  земель. Коммунальные женалоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно.
            Рим превращался вимперию, в состав которой входили провинции, жители которых были подданнымиимперии, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платитьналоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единойналоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывалинаиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокиминалогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную системуналогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
            Длительное время в рим. провинциях не существовало государственных
финансовых органов, которыемогли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрацияприбегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должнымобразом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, азатем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Необходимость реорганизациифинансового хозяйства  Римского государства, в  том числе и налоговая реформа,были одной          из важнейших задач, которые решал император АвгустОктавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практикаоткупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведенаперепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной(т.е. опиралась на предшествующие результаты)
            Основным налогомв Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций.Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)
            Уже в Др. Рименалоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к.население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок итоварно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.
            Многиехозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскуюэпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов.Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительствофлота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело кфинансовому процветанию Византийской импер. Наоборот, чрезмерное налоговоебремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовалифинансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
            Несколькопозже стала складываться финансовая система Руси. ОбъединениеДревнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основнымисточником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный,а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своегоутверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Даньвзималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и«полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
            Косвенноеналогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлинывзимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
            Послетатаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийсясначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями.«Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князьсобирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю дляотправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князейс ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате,взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уженевозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата«выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началосьсоздание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога  Иван IIIввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затемпоследовали новые налоги: «ямские», «пищальные» — для производства пушек,сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV  также ввелдополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошноеписьмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и переводполученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этойоснове налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когдаединицей налогообложения стал двор.
            Косвенные налогивзимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные.В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей- 10 денег с рубля оборота.
Хотя политическое объединениерусских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансамине существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большогоприхода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальныеприказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. былачрезвычайно сложна и запутана.
            Несколькоупорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшегов 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точноопределить гос. бюджет.(выяснилось, что в 1680г. 53,3% гос. доходов -за счет косвенныхналогов).
            Надо отметить,что неупорядоченность фин. системы в то время  была характерна и для другихстран.
            Современноегосударство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVIIвв. в Европе.Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовалокрупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавалиразрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги.Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.
            Государство неимело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщикомналогов стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи  саукциона права взимания налога. К чему это приводило — понятно. Поэтомупроблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекалавнимание многих ученых и гос. деятелей. Так Ф. Бэкон в книге «Опыты илинаставления нравственные и политические»  писал: «Налоги, взимаемые с согласиянарода не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины вНидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце.Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова длякошельков, но не  одинаково ее действие на дух народа.».
            Но только в концеXVII-XVIII в. в европейских странах стало формироватьсяадминистративное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональнуюналоговую систему, состоявшую из косвенных(гл. роль-акциз) и прямых(гл. роль-подушный и податной) налогов.
            Но отсутствиетеории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой ктяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты  вцарствование Алексея Михайловича)
            Эпоха Петра I(1672-1725)
  Характеризуется постояннойнехваткой финансовых  ресурсов из-за многочисленных войн,   крупногостроительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовыйсбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мердля обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
            В последнейтрети XVIII  в Европе активно разрабатывались проблемы теории ипрактики налогообложения.
            В 1770 г. мин.финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства враспределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужденвводить новые налоги (в связи с фин. кризисом), он отдавал предпочтениекосвенным налогом, кот. дифференцировались исходя из того класса, к которомупринадлежал предмет (товар первой необходимости, товар  роскоши и т.д.)
            В это же времяв России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению скосвенными( где осн. роль — отчисления от казенной питейной продажи)
            В этот же периодсоздавалась теория налогообложения. Ее  основоположником считается  шотландскийэкономист и философ А. Смит.
В вышедшей в  1776 г. книге«Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основныепринципы налогообложения:
1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерностьраспределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа былиточно заранее известны плательщику.
3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такоевремя и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
4)Принцип экономии, заключающийся в  сокращении издержек взимания налога,в рационализации системы налогообложения.
            Именно в конце XVIII  в.закладывались основы современного государства, проводящего активнуюэкономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, какстран Зап. Европы, так и России. Еще при Петре I былиобразованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами.Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами.В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин.Финансов и определена его роль.
            На протяжении XIXв   главным источникомдоходов оставались  гос. прямые(гл — подушная подать и оброк) икосвенные(гл-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кромегос. прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы, пошлины
            В  80-х гг. XIXв. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходыс ценных бумаг и т.д.
            Ставки налога вРоссии вне всякого сомнения стимулировали промышленников  к получениюмаксимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости отразмеров прибыли был достаточно мал).
ВРоссии в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма,росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественныеизменения.
Но развитие России было прервано: сначала Iмироваявойна (увеличение бумажноденежнойэмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способностирубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов ипр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развалхозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей фин. системенаступил после Октября 1917г.
Основным источником доходоввласти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовалоналаживанию хозяйства.
            Определенный этапналаживания фин. системы наступил после провозглашения НЭПа. Появилисьиностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций.Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только приправовой обособленности предприятий от гос. аппарата управления. Но НЭП быстросвернули.
            В течении1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.
             Важную роль вналоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах онэволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. Напротяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости,препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Онпредставлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение былопрогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практическиневозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО:сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобныйналоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции,препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самомпримитивном уровне.
            В дальнейшем фин. система Россииэволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития.От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий иперераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну в концеконцов к кризису.
1    Налоги как объективная экономическая категория.
1.1 Налоги, их сущность, функции,значение.
2. Понятие налоговой системы.
2.1. Общие понятия.
Сущность и принципы налогообложения
Прежде всего остановимсяна необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы ивозникновением государства, как «взносы граждан, необходимые длясодержания… публичной власти… » (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.,том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смоглообойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворениюколлективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств,которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого,минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государствана исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, —чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак,налогообложение— это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами игосударством, а налоги представляют собой обязательные платежи вбюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лицдля удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанностиюридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формированиифинансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения,налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать(или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтомуналоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современныхусловиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точкизрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, которыйпонесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­докналогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплатыналога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взысканияза невыполнение данного закона.
Денежные средства,вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет ииспользуются на нужды государства. Государство не предоставляетналогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездностьналоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическуюхарактеристику.
Для того чтобы болееглубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципыналогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений,четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, скоторыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся кследующему:
«1. Подданныегосударства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый повозможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охранойправительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к такназываемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязануплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размерналога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самомуплательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог долженвзиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый налог долженбыть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньшесверх того, что поступает в кассы государства».
Принципы Адама Смита,благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений и иллюстраций,кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами»налоговой политики.
Сегодня эти принципырасширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современныепринципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставкидолжен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровнядоходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход,тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этотсоблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываютсяпропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагатьвсе усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер.Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществленияэтого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложениеоборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистыйпродукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплатыналогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика внеизбежности платежа.
4. Система и процедуравыплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными дляналогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.
5. Налоговая системадолжна быть гибкой и легко адаптируемой к  меняющимся  общественно-политическимпотребностям.
6. Налоговая системадолжна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментомгосударственной эконо­мической политики.
Кроме того, схема уплатыналога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налогадолжен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
 
Элементы налога
Налоговая системабазируется на соответствующих законодательных актах государства, которыеустанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то естьопределяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:
*   объект налога — это имущество или доход,подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой дляисчисления налога;
*   субъект налога — это налогоплательщик, тоесть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии сзаконодательством уплатить налог;
*  источник налога, то есть доход из котороговыплачивается налог;
*   ставка налога — величина налоговых отчислений сединицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо ввиде процента и называется налоговой квотой;
*   налоговая льгота — полное или частичное освобождениеплательщика от на­лога;
*   срок уплаты налога — срок в который должен бытьуплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение,не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости отпросроченного срока.
*   правила исчисления и порядок уплатыналога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Способы взимания налогов
Налоги могут взиматься следующимиспособами:
1. Кодастровый — (от словакодастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы поопределенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится вспециальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставканалога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит отдоходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцевтранспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортногосредства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство илипростаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в которомплательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертойтакого ме­тода является то, что выплата налога производится после получениядохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налогвносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится дополучения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на суммуналога. Например, подоходный на­лог с физических лиц. Этот налог выплачиваетсяпредприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть довыплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога иперечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
 
Виды налоговой системы
Существуют два вида налоговой системы —шедyлярная и глобальная.
В шедyлярнойналоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части —шедyлы. Каждая из этих частей обла­гается налогом особым образом. Для разныхшедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физическихи юридических лиц обла­гаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогови упрощает плани­рование финансового результата для предпринимателей.Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
 
Функции налогов
Социально-экономическаясущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налогивыполняют четыре важнейшие функции:
1.  Обеспечениефинансирования государственных расходов (фискальная функция).
2.  Государственноерегулирование экономики (регулирующая функция).
3.  Поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельныхсоциальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальнаяфункция).
4.  Стимулирующая функция.
Во всех государствах,при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальнуюфункцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры,библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должногоуровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведенияи т. п.
Налогам принадлежитрешающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не этоглавное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное рольиграет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежныхотношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночная экономика вразвитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективнофункционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно.Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесьвозможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место всамой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономикирегулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженнойсистемы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место вэтом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговымиставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни иотменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенныхотраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.
/>Социальная или перераспределительнаяфункция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируютсясредства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. Спомощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий ипредпринимателей, до­ходов граждан, направляя ее на развитие производственной исоциальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значи­тельныесредства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственногопроизводства, отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всемсостоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговойсистемы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построеннаяналоговая си­стема позволяет придать рыночной экономике социальнуюнаправленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Этодостигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения,полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся всоциальной защите.
Последняя функцияналогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот исанкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра­бочихмест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотноорганизованная налоговая система предполагает взимание налогов только сосредств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие (юридическимили физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностьюили частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование техническогопрогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли,направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производстватоваров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питанияи ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная.Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты нанаyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается этопо-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимостьпродукции и тем самым автоматически освобождаются от нало­гов. В других странахэти затраты полностью или частично исключаются из обла­гаемой налогом прибыли.Было бы целесообразно установить, что в состав за­трат, освобождаемых отналога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включатьэти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничениефункций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как все онипереплетаются и осуществляются одновременно.
Виды налогов
Налоги бывают двухвидов. Первый вид — налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог иналог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фондзаработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальныевзносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землюи другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие.Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыминалогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — вбольшинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы(налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки снедвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги.Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудноперенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю ина другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, ценусельскохозяйственной продукции.  Косвен­ные налоги переносятся на конечногопотребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,облагаемые этими налогами. Чем ме­нее эластичен спрос, тем большая часть налогаперекладывается на потреби­теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшаячасть налога перекла­дывается на потребителя, а большая уплачивается за счетприбыли. В долго­срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителяперекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокойэластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще­нию потребления,а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, чтовызовет сокращение капиталовложений или перелив капи­тала в другие сферыдеятельности.
Различают также твердые,пропорциональные, прогрессивные и регрессив­ные налоговые ставки. Твердыеставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо отразмеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентномотношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивныеставки предполагают возраста­ние величины ставки по мере роста дохода.Прогрессивные налоги — это те на­логи, бремя которых сильнее давит на лиц сбольшими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величиныставки по мере роста дохода. Регрес­сивный налог может и не приводить к ростуабсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходовналогоплательщиков.
В зависимости отиспользования налоги делятся на общие и специфические. Общие налогииспользуются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственногои местных бюджетов без закрепления за каким либо опре­деленным видом расходов. Специфическиеналоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхованиеили отчисления на дорожные фонды).
 
Стабильность и подвижность налогов
Налогам присущаодновременно стабильность и подвижность. Чем ста­бильнее системаналогообложения, тем увереннее чувствует себя предпринима­тель: он можетзаранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления тогоили иного хозяйственного решения, проведенной сделки, фи­нансовой операции.Неопределенность — враг предпринимательства. Предпри­нимательская деятельностьвсегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если кнеустойчивости рыночной конъюнктуры при­бавляется неустойчивость налоговойсистемы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более —самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставкиналогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же частьожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговойсистемы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут бытьустановлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет ибыть не может. Любая система налогообложения отра­жает характер общественногостроя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политическойситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент еевведения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговаясистема перестает отвечать предъявляемым к ней тре­бованиям, вступает в противоречиес объективными условиями развития народ­ного хозяйства. В связи с этим вналоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.)вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности идинамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение годаникакие изменения (за исключением устра­нения очевидных ошибок) не вносятся;состав налоговой системы (перечень на­логов и платежей) должен быть стабилен втечение нескольких лет. Систему на­логообложения можно считать стабильной и,соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, еслиостаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговойсистемы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставкиналогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменениямогут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены ибыли из­вестны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственногогода. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного де­фицитаи его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на при­быль илидоход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования,но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринима­тельской деятельности.
Стабильность налоговозначает относительную неизменность в течение ряда лет основных принциповсистемы налогообложения, а также наиболее зна­чимых налогов и ставок,определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственнымбюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге надобавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другиеналоги и сам состав системы налого­обложения могут и должны меняться вместе сизменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
1.2 Классификация налогов.
Возможны различные  классификации налогов  в зависимости от того основания, которое заложено в сравнение. Преждевсего, налоги делят на подоходно-поимущественные (прямые) и налоги напотребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных  благ,  а вторые — в процессе их использования.  Так, подоходныйналог  уплачивается при получении дохода,  налог на имущество уплачиваютсобственники определенных  видов  имущества (сбережений). Это примеры прямыхналогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя ипо-разному попадают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителямтоваров,  в  стоимость  которых включаются эти налоги.  Это примеры косвенныхналогов.
Подоходно-поимущественные налоги  в своюочередь делятся на личные и реальные. Личные налоги  уплачиваются  с действительно полученного налогоплательщиком  дохода  (прибыли).
Так,  предприятия  уплачивают  налог  наприбыль с суммы прибыли,  подсчитанной на основе  полученной выручки ипроизведенных расходов.  Эти налоги учитывают фактическую  платежеспособность налогоплательщика.
Реальными налогами облагается е действительный   доход  налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предметаналогообложения (недвижимой собственности,  денежного капитала и т.п.)Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название(real англ., — имущество).
Другой причиной взимания реальныхналогов является стремление уровнять лиц,  использующих имуществопроизводительно и непроизводительно.  Налогообложение  доходов освободило бы отналогов лиц, использующих   имущество,   например,    земельный участок, толькодля отдыха.
Также следует выделить раскладочные  и количественные налоги. В настоящее время раскладочные налоги используются редко,  в основном в местном налогообложении.  Например,  размер местногоцелевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территории, на нуждыобразования и другие  цели  вполне  можно быть  определен  по раскладочнойсистеме исходя из конкретной потребности и числа жителей.
Количественные (долевые, квотативные)налоги, в противоположность раскладочным,  исходят  не  из потребности покрытиярасхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог.  Эти  налоги  непосредственноили косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.
Кроме вышеперечисленных   налогов существуют также закрепленные и регулирующие.
Закрепленными называют   налоги, которые  на длительный период полностью или в частях закреплены как доходныйисточник конкретного бюджета (бюджетов).  Например, таможенные пошлины являютсядоходом  федерального  бюджета Российской Федерации. Регулирующие  налоги ежегодно  перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытиядефицита.  В  качестве   регулирующих,   например, используются  акцизы, налог  на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий.
Распределение сумм этих налогов междуразличными бюджетами происходит  при  утверждении  федерального  бюджета  на конкретный год.  По степени компетенции органов власти различных уровней в отношениирешения вопросов установления и введения в действие налогов выделяютгосударственные и  местные налоги.
Установление и  введение  в  действие  государственных налогов осуществляется решением высшего представительногооргана  государства.  Это  не означает, что налоги обязательно поступают вфедеральный бюджет.  Они могут зачисляться  в  бюджеты различных уровней.
Местные налоги   могут  устанавливаться  как высшим представительным   органом, так  и  соответствующимместным органом власти,  но  вводиться только решением,  принятом на местномуровне.  Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Как правило, налог неимеет целью покрыть какой-либо конкретный расход. Это обосновывается необходимостью  избежать   подчинения   совершаемых расходов поступлению отдельных видовдоходов.  Однако  в  ряде  случаев  введение  целевых  налогов способно сыгратьположительную роль.
Во-первых, с психологической точкизрения налогоплательщик с  большей  готовностью  уплачивает налог,  в  пользекоторого он непосредственно уверен.
Во-вторых, эти налоги могут вводиться сцелью придания большей независимости  конкретному  государственному органу.
В-третьих, целевой характер налогаможет  оправдываться тем,  что необходимость затрат вызвана получениемопределенных доходов.
Следующая классификация  налогов — регулярные и разовые. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются сопределенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятияналогоплательщика каким-либо видом деятельности, приносящей доход.  Например,подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегоднойоснове, налог  на добавленную стоимость — помесячно или поквартально и т.п.
Уплата разовых  налогов  связывается  скакими-либо событиями,  не образующими системы. Например,  уплата  таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара. Для конкретного налогоплательщика экспортно-импортная  операция может иметь случайный,  непостоянный характер. Кразовым относится также налог с имущества,  переходящего в порядке наследованияили дарения. Существуют и другие основания деления налогов на виды.
 
1.3 Налоговая система: понятие, сущность.
Налоговая система – совокупностьналогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке сплательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Налоговая система является важнейшимактивным элементов рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающаяизменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы,гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения вобществе.
Активность налоговой системы проявляетсяв проявлении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налоговпозволяет государству формировать государственные денежные фонды, образующиеусловия для функционирования государства. Она показывает обязанностиналогоплательщиков перед государством. Регулирующая функция налогов означает ихиспользование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего черезперераспределение национального дохода. Регулирующая функция показываетобязанности государства перед налогоплательщиками.
Следовательно, выражая разные стороныналоговых отношений, обе функции – фискальная и регулирующая выступают вединстве: обязанности налогоплательщиков перед государствомоборачиваются обязанностью государства перед налогоплательщиками. И чемсовершеннее синтез этих функций, тем более доступна налоговая система длянаселения.
В современных условиях стимулированиеэкономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью такихинструментов, как налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании– около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставкахналогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных снаучно-техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величиныпервоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полномосвобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных).
Формирование рыночных отношений в Россиидиктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучаямодель налоговой системы, в странах с развитой рыночной экономикой, Россия неслепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны иформирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальнымипреобразованиями в экономике.

2. Анализ современного состояния налоговой системыРоссии.
Фундамент новойналоговой системы был заложен в результате реформы 1992 года. Смысл этихпреобразований сводился к замене ряда действовавших налогов (характерных дляадминистративно-командной системы и фиксированных цен), созданию равных условийдеятельности для всех видов хозяйств независимо от форм собственности,превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же времяналоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, вкоторых общество не заинтересовано. Налоговая политика приобретала юридическоеоформление, создавалась налоговая инспекция, которая несла ответственность завыполнения принятых законов.
Для объективной оценкисовременной налоговой системы России необходимо рассмотреть положительные иотрицательные ее стороны.
Одним из положительныхмоментов является то, что по своей структуре и принципам построения налоговаясистема России отражает в целом  общераспространенные  в мировой практикеналоговые системы зарубежных стран.
Современная налоговаясистема России  базируется  на  требованиях  рыночных отношений с учетомперспектив социально-экономического развития.
В прошлом взаимоотношения государства сфизическими и юридическими лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования.  Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой,  изымая в бюджет до80-90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета государства достигалаболее 70% национального дохода.  Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределение средств от экономически сильных хозяйствующихсубъектов  к слабым,  от  хорошо работающих предприятий к плохо работающим, кроме того,  между  бюджетами  разных уровней возникали споры из-за доходов, так как не было четкого разграничения поступлений между ними.
Формирование рыночных отношений в Россиипривело к необходимости серьезного реформирования налоговой  системы.  При разработке новой налоговой системы  использованы  накопленный   отечественныйопыт  и  практика  зарубежных  стран.  Правовое ее оформление обеспечил целыйпакет  налоговых  законов: «Об основах налоговой системы РФ»(от 27декабря 1991г.),  который определил принципы построения налоговой  системы,  ееструктуру,  а также права, обязанности и ответственность плательщиков иналоговых органов; «О государственной налоговой службе РСФСР»(от 21марта 1991г.),  регулирующий  вопросы организации сбора налогов и контроля,  атакже целый ряд законов  о  порядке  исчисления  и  уплаты конкретных налогов.
Современная налоговая  система строится   на единых принципах,  которые должны регулировать налогообложение навсей территории. К ним относятся: — однократность обложения,  т.е. один и тотже объект одного вида облагается налогом один раз  за определенный закономпериод; -строгий порядок введения и  отмены  налогов, их ставок ильгот; точная классификация налогов,  взимаемых  на территории России,  воснову которой положена компетенция государственной власти; четкое распределениеналоговых доходов между бюджетами разных уровней (федеральным,  региональными,местными). В каждый бюджет зачисляются определенные налоги в порядке и наусловиях,  установленных Федеральным собранием РФ и другими органамипредставительной власти.
Эти объявленные  принципы налогообложения  в силу нестабильности экономики,  слабо развитых рыночныхотношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются не в полноймере.  Так,  однократность обложения нарушена.  При обложении НДС импортных товаровв налогооблагаемую базу  включаются акциз и таможенная пошлина.
Следует отметить, что вновь создаваемаяналоговая  система  России  страдает определенными недостатками и нуждается всовершенствовании.  К недостаткам  следует отнести высокий уровеньналогообложения,  большое количество налогов, которые не всегда соответствуютреальной экономической ситуации;  сложность подсчета некоторых налогов, постоянныеизменения и дополнения и др.
В настоящее время на территории Россиисобирается свыше 50 налогов и сборов.  Множественность налогов позволяетрешать  разнообразные задачи и реализовывать различные функции.  Однако большоеколичество налогов приводит  к  росту расходов по их сбору и создает условиядля уклонения от уплаты налогов.
Налоги призваны,  во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов  бюджета, без осуществлениякоторой невозможно проводить социально-экономическую  политику  государства  и,во-вторых,  создавать  условия  для  регулирования производства и потребления вцелом и по  отдельным сферам  хозяйствования,  учитывая при этом особенности формирования  и  перераспределения  доходов различных групп населения.
Новизна налоговой системы Россиипроявляется в следующем: базируется на правовой основе, (а не на подзаконныхактах,  как было раньше), становится стабильной  (хотя  и  не  в отношении всехналогов) и пронизывает экономические отношения,  связанные  с распределением и  перераспределением дохода.  Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти; построена по единым принципам, единому механизмуисчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единыйналоговый контроль со стороны государственной налоговой службы; включает новыеналоги (налог на  добавленную стоимость,  налог на имущество предприятий) ипредусматривает  существенные  изменения  в   порядке исчисления  налоговыхльгот и налоговой базы ранее действовавших налогов;
-закон о налоговой системе устанавливаетчеткую последовательность при  уплате  налогов.  Так, юридические лицауплачивают вначале налоги на прибыль и  имущество,  пошлины  и  другие платежи  в республиканский бюджет, а затем местные налоги;
-при обложении к  плательщикам предъявляются одинаковые  требования  и создаются равные условия использованиязаработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядоченияльгот и механизма их предоставления,  невмешательство в использование средств;
-новая налоговая система  обеспечивает более справедливое распределение налоговой тяжести между отдельнымикатегориями  доходополучателей,  юридическими  лицами  в  результате  единстваналоговой системы;
-налоговая система  представляет  собойсовокупность двух основных видов налогов:  прямых (на доходы и  имущество) икосвенных ( на товары и услуги). В прошлом косвенное  налогообложение полностью  отрицалось.
При этом не следует забывать, чтоотсутствовала преемственность в налоговой области  и  создавать,  налоговую систему пришлось практически заново.
Еще одним  серьезным  недостатком  налоговой системы   является  ее  ярко выраженная  чрезмерная фискальная направленность.  Это  проявляется,   в частности, в достаточно высоких ставкахпо некоторым налогам (прежде всего НДС  и  налогу  на  прибыль).
Фискальная направленность существующей налоговой  системы проявляется также в непомерно высоком уровне штрафныхсанкций,  что приводит к укрывательству  доходов многими налогоплательщиками и,в конечном счете, к потерям в доходе бюджета.
Существующая налоговая   система сегодня  не обеспечивает  равного,  справедливого  подхода  ко всемналогоплательщикам, что является ещё одним её серьёзным недостатком.  Поэтому очень  важно  добиться  равномерного распределения налогового бремени на всех.
Очень серьёзный   изъян   налоговой  системы России связан  с  её  слабой  адаптированностью к высокому уровнюинфляции.  Это проявляется, прежде всего, в механизме действия основных налогов- налогов  на  прибыль  и  на добавленную стоимость. Он построен такимобразом,  что дополнительные потери от  "  инфляционного  налога"  восновном несёт не бюджет,  а налогоплательщики.  Конечно,  это очень серьезныйнедостаток, и устранять его нужно незамедлительно.
Следующим серьёзным   недостатком   налоговойсистемы  является  очевидная  несбалансированность налогообложения юридическихи физических лиц и явно недостаточная роль налогов,  взимаемых с  граждан.Поэтому меры по постепенному изменению такого положения являются одним  из главных  направлений совершенствование   налогового   законодательства.
Речь идёт о передаче прав поустановлению имущественных налогов с населения (на имущество, на землю, местных налогов) на  региональный  и  местный уровни,  об отмене иливидоизменении ряда льгот по подоходному налогу с граждан.
Недостатком действующей   налоговой  системы представляется  и  явно   наметившаяся   тенденция ослабления  впоследнее время роли Федерации в налоговой области. Передача прав поустановлению региональных  и местных налогов на «низовой» уровень вомногих случаях  продемонстрировала  неподготовленность  к  этому  органоввласти соответствующих уровней (вводились налоги,  нарушающие единое экономическоепространство,  приводящие к дискриминации плательщиков из других регионов  и «экспорту» налогов  внутри страны и др.).  Часто такие налогивводились задним числом и без увязки  с  реальными возможностями предприятий поих уплате.
Узким местом существующих налоговыхотношений является  недостаточная четкость и ясность положений  нормативных документов  по  налогообложению, многочисленность, запутанность ипротиворечивость нормативной базы,  сложность и неопределенность  некоторыхналоговых процедур, имеющие место противоречия между положениями бухгалтерскогоучета, устанавливаемыми  Минфином  РФ  и инструктивными указаниямигосударственной налоговой службы РФ.
Таким образом, проанализировавналоговую  систему  России, мы видим, что отрицательных сторон у нее пока  ещебольше, чем положительных и, следовательно, она нуждается в совершенствовании.

3.Проблемы  и пути совершенствования налоговой системыРоссии.
3.1 Проблемы развития и функционирования налоговойсистемы России.
Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость, как минимум, сохранения сложившегосяранее уровня доходов государства, необходимых для бюджетного финансированияряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфержизнеобеспечения.  И это — в условиях общего падения производства  и соответствующего  сужения налоговой базы,  а также вынужденного осуществлениягосударством дополнительных  расходов,  связанных со смягчением социальныхиздержек реформ.
Как известно, блок необходимых законов,сформировавших новую налоговую систему РФ,  был принят в конце 1995г.,  и,начиная с 1991г. они вступили в действие.  За истекшее время в налоговоезаконодательство было внесено значительное количество различных изменений идополнений.  Поэтому, претензии налогоплательщиков  по поводу частых измененийналогового законодательства (примерно раз в  полгода), в общем, справедливы. Следует отметить проблему,  являющуюся одной из основных относительно любойналоговой системы. Речь идет об уровне налогового бремени.  В  России  в настоящий  момент  на предприятия приходится около 80%  всех налоговых иизымаемых отчислений в бюджет.
Следующая серьезнаяпроблема касается действия режима первоочередности  направления  имеющихся  упредприятий  на счетах средств на уплату налогов и платежей в государственныевнебюджетные  фонды,  а также на погашение имеющейся задолженности по ним, посравнению со всеми остальными расходами  предприятия.
Нужно признать,  что реально этоположение не выполняется,  поскольку до последнего времени продолжалдействовать для предприятий  сферы  материального производства режимбронирования на выплату заработной платы и другие неотложные  нужды  частивыручки,  поступающей  на их расчетные счета.  Это является главной причинойзначительной недоимки по платежам в бюджет.
Большие проблемы для  налогоплательщиков- юридических лиц — сегодня связаны с тем, что отчисления в государственныевнебюджетные фонды, которые имеют для предприятий безусловно налоговый характер, по  ряду позиций выпадают из общего режима налогообложения  (своя, более  жёсткая  система   ответственности,  отдельные органы контроля, сложнаяотчетность и т.п.).
Эти проблемы, являющиеся основными, атакже некоторые другие, требуют серьезного подхода и быстрых решительныхдействий при их решении.
3.2 Путисовершенствования  налоговой  системы Российской Федерации.
С 1992 г. в странефункционирует принципиально новая совокупность налогов, возникновение которой обусловлено  переходом к рыночным отношениям. Эти налоги — такие,  как НДС, подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог наимущество,  а также связанные с использованием минеральных  ресурсов  и  другие- являлись в момент введения либо совершенно для нас новыми, либо концептуально были  построены  по  иным,  чем прежде принципам.  Потребовалось больше года,чтобы налогоплательщики  и налоговые органы адаптировались к этой системе.  Такбыла начата налоговая  реформа, сделаны первые шаги в данном направлении. Сегодня ясно, что этот процесс должен последовательно продолжаться иразвиваться.
Нынешняя налоговая системаразрабатывалась  в сжатые  сроки и уже по этой причине не могла статьсовершенной. К недостаткам следует отнести высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не всегда соответствуют реальнойэкономической ситуации,  сложность подсчета некоторых налогов,  постоянные ихизменения и  дополнения  и др.
Каковы же пути преодоления этихпроблем?  Одним из основных вопросов относительно любой налоговой системыявляется уровень налогового бремени,  а также формирование доходной базы бюджетоввсех уровней. Поэтому одной из главных целей налоговой  реформы являетсякоренное улучшение положения дел с формированием бюджетов (фондов). Необходимоподчеркнуть,  что не предусматривается усиления налогового бремени,  которое исегодня  достаточно  велико для законопослушных налогоплательщиков.  Имеется ввиду,  прежде  всего  осуществление мер, относящихся  к  налоговомуадминистрированию и улучшению налогового контроля, главной целью которыхявляется улучшение положения дел со сбором налогов.
Речь идет,  например,  орешительной борьбе с неучтенным в  налоговых  целях  наличным  оборотом (т.н.«черным налом»).  Решением Правительства создана и начала работуспециальная комиссия для  выработки эффективных мер в данном направлении.Очевидно,  что это будут комплексные меры предусматривающие внесение измененийв банковское, таможенное и налоговое законодательство, в административный иуголовный кодексы,  совершенствования отчетности и т.д. Начиная с 1996 г.принято решение об обязательном применении идентификационных номеров наплатёжных документах по уплате налогов и на расчётных документах, что должноповысить собираемость налогов.
Кроме того, всоответствие с указом Президента РФ от 21 июля 1995г. N746 «Опервоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы в  РФ»,совершенствуется деятельность контролирующих органов и  их  взаимоотношения  с налогоплательщиками (отмена  обязательности  проверки  всех налогоплательщикови переход к выборочным проверкам,  более тесная   координация  деятельности контролирующих сбор налогов органов,  улучшение структуры органовГосналогслужбы  РФ  и методов их работы).  Следует усилить ответственность запротиводействие или неисполнение законных требований контролирующих сбор налоговорганов,  ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет вналоговых органах, нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Наметилось движение  в  направлении снижения налоговых  ставок  и штрафных санкций за налоговые нарушения.  Данныймеханизм  нужно  сделать  более гибким, чтобы резко уменьшить (вплоть доосвобождения от санкций) последствия несоблюдения налогового законодательствадля предприятий, допустивших такие нарушения в результате задержки финансирования из  бюджета  или по иным,  независящим от них причинам.  При этом штрафныесанкции  должны  быть дифференцированы  в зависимости от тяжести налогового правонарушения  и  наличия   преднамеренного умысла.  Необходима также болеечеткая и подробная классификация налоговых нарушений.  Это -  важный вопрос, который нашел отражение в проекте Налогового кодекса.
Необходимо обратить  внимание  навозможность некоторого снижения налогового бремени за счёт отмены ряданизкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Всё это создаётдополнительные стимулы для роста объемов производства, а следовательно, и расширенияна этой основе налогооблагаемой базы и увеличения налоговых поступлений вбюджет.
Для устранения  несоответствия в объемахправ и обязанностей  налогоплательщиков  и  контрольных органов,   создания законопослушным  плательщикам максимально комфортных условий для уплаты  налоговследует расширить права налогоплательщиков.
Одновременно следуетупорядочить права и обязанности органов,  на которые возложен контроль зауплатой налогов (в частности — обязанность налоговых органов по неразглашениюналоговой тайны).
В конечном счете, совокупность названных  мер должна  привести  к  расширению налоговой базы,  а значит, иобщего объема налоговых платежей за счет вовлечения  в  налоговые  отношения предприятий и граждан,  уклоняющихся в настоящее время от уплаты налогов. Вместе с тем необходимо ужесточить административную и уголовную ответственностипо  отношению  к налогоплательщикам,  не выполняющим своих обязанностей.
Важным является введение в действиефедерального закона от 29.12.95 «Об упрощенной системе налогообложения иучета для субъектов малого предпринимательства». Этим закономпредусматривается переход  налогоплательщиков — юридических лиц и отдельныхпредпринимателей на уплату единого налога в форме  приобретения ими патента.Такой механизм станет эффективным средством борьбы с неучтенным  в  налоговых целях наличным  оборотом  и  в то же время облегчит деятельностьзаконопослушных налогоплательщиков.
Наконец, весьма значительное явление — формирование  правовой  базы  реформирования  налоговой системы. Правительствомрассмотрен и в целом одобрен подготовленный Минфином РФ  проект  налогового кодекса РФ.  Кодекс станет всеобъемлющим документом,  регламентирующим взаимоотношениягосударства и налогоплательщиков.  Его принятие позволит четко разграничитьполномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманиюналогов.
Реформирование налоговойсистемы, направлено на решение следующих важнейших целей и задач:
-создание единой  в  границах  РФналоговой системы;
-формирование региональных бюджетов засчет собственных налоговых источников;
-рационализация налоговой системы;
-внедрение в  практику деятельностиналоговой администрации форм и методов контроля за  полнотой и своевременностью  расчетов  с  бюджетом,  соответствующих условиям рыночнойэкономики;
-создание специализированных  налоговыхсудов (на первом этапе на базе арбитражных судов).
В проекте  Налоговогокодекса определен порядок установления перечня действующих на территорииналогов  и  сборов  различных уровней;  детально и подробно описаны содержаниеналоговых нарушений  и налоговых преступлений, процедурные вопросы; признаетсяновая категория налогоплательщика — консолидированная группа.
Целью изменения налоговой системы,предусмотренных Налоговым кодексом, является построение стабильной налоговойсистемы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечениидоходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должнастать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных ичастных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства,активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатстваРоссии и благосостояния граждан.
Однако следует отметить, что проектНалогового  кодекса  перегружен,  и  тем  самым  налоговая система неупрощается;  в одних случаях он слишком либерален, в других — чрезмерно суров.Важно обеспечить идентичность терминов и понятий проекта Налогового кодексатерминам и понятиям используемых в Гражданском кодексе, а также специальнымнормам. Это позволит избежать ненужных разночтений, а также усилитьнаправленность проекта на обеспечение стабильности системы и порядканалогообложения и ограничит возможность внесения разного рода изменений вдальнейшем.
Итак, многие недостатки существующей налоговой  системы,  которые  подвергаются  справедливой критике,  будутустранены, а налоговые отношения в России должны выйти на совершенно иной,качественно более высокий уровень своего развития.

Заключение.
Нынешняя налоговаясистема разрабатывалась  в сжатые  сроки и уже по этой причине не могла статьсовершенной, поэтому она нуждается в доработке.
В данной работе были рассмотреныособенности, проблемы и перспективы развития налоговой  системы России;совокупность всех налогов, методов и принципов их построения, способыисчисления и взимания и  др.  Можно выделить существенные недостатки налоговойсистемы,  такие, например,  как высокий уровень налогообложения,  большое количествоналогов, которые не всегда соответствуют реальной  экономической ситуации, сложность подсчета некоторых налогов,  постоянные изменения налогового законодательства и т.д.  Но не остались в стороне и достоинства:  улучшается деятельностьналоговых органов и  их  взаимоотношения с налогоплательщиками,  ведется работа  по  совершенствованию   действующей системы бухучета,  наметиласьтенденция к снижению налоговых ставок и т.д.
Все это,  а также материал первой главыи характеризует налоговую систему России и ее  взаимодействие  с  фискальной политикой государства.

Список использованной литературы.
1. Дробазина Л.А.Общая теория финансов М, «Юнити», 1995
2. Финансы и кредитпод рук.  А.Ю.Казака, Екатеринбург; МП «ПИПП», 1994
3. Пансков В.Г. Налоговая система России  как фундамент   экономической  стабилизации.//Финансы.1995, N11
4. Хейне ПолЭкономический образ мышления М, «Дело», 1992
5. Черник Д.Г.Налоги М, «Финансы и статистика», 1995
6. Шаталов  С.Д. Налоговая реформа:  правовая основа и перспективы развития.//Финансы, 1995,
7. Возможные тенденции развития экономики России в 1997 г. //Деньги и кредит. 1997,N2.
8. Рагимов С.Н. Размышления оналоговом бремени // Финансы. 1997,N3.
9. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути еёсовершенствования // Финансы. 1997,N4.
10. Хритинин В.Ф. О направлениях развитияналоговой реформы  // Финансы. 1997, N4.
11. Свет и тени нового Налогового кодекса РФ // Банковский аудит. 1997, N3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :