Реферат по предмету "Финансы"


Бюджет - социально-экономическая сущность

Министерство образования РФ.
Иркутский Государственный Технический университет.
Кафедра МЭ и ВЭД факультета Мировой Экономики иВостоковедения.
    Курсоваяработа
по  предмету: «Финансы»
 
на тему: «Социально-экономическаясущность бюджета»

                Выполнил:
                студент группы МЭ-99
                                                                     
               Проверила: доцент,           
               Нефедьева Л. В.
2002Оглавление
/>
Оглавление-- 2
Введение-- 3
1 Государственный бюджет-- 4
1.1  Сущность бюджета. Бюджетнаясистема Российской Федерации- 4
1.2Принципы бюджетной системы-- 6
2 Характеристика уровней бюджетнойсистемы--- 10
2.1Федеральный бюджет- 10
2.2Бюджеты субъектов Российской Федерации- 12
2.3Местные бюджеты-- 14
2.4Внебюджетные фонды-- 15
2.5Межбюджетные отношения- 19
Заключение-- 22
Список использованных источников: 23Введение
Целью данной курсовой работы является государственныйбюджет, его социально-экономическая сущность. Актуальность темы заключается впервостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, вего сложности и многогранности.
В курсовом проекте подробно рассказывается о сущностироссийского бюджета, описывается его структура и характер взаимодействия еесубъектов.  
Здесь подробно описаны межбюджетные отношения и рольотдельных звеньев.
Также я упомянул о возможности ситуации дефицита вбюджетах различных стран и современном положении дел в российском бюджете, гденаблюдается профицит.
Важное место занимают принципы бюджетной системы.Внебюджетные фонды также занимают важное место при рассмотрении данной темы.
Работа также имеет и важное практическое значение.Написание работы, е защита и обсуждение позволяют студенту ясно представитьработу российской бюджетной системы, что очень важно для подготовки будущегоспециалиста по мировой экономике. Это не только повышает уровень экономическойграмотности, но и позволяет выпускнику данной специальности в будущем работатьи в различных финансовых сферах.
/>1 Государственный бюджет1.1   Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации
Центральное место в системе государственных финансовзанимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый плангосударства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации(БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощьюгосударственного бюджета денежные средства, государство через финансовыемеханизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических,экономических и социальных функций, а именно содержание государственногоаппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ,реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, чтобюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к.по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он являетсялишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежныхсредств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг сдругом, как по объему, так и по срокам поступления ииспользования.                         
Как правило, сложившиеся формы государственногоуправления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенностифинансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольнойгосударственной  собственности на средства производства и наличия мощногогосаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средствапредприятий и организаций, и даже сбережения населения.
Перемены в экономике России и её политическом строе,произошедшие в  начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовоммеханизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствованияповлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потокистало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейшихнаправлений реформирования государственных финансов стало расчленение единогогосбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектовфедерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовыхотношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главномуспособу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю ивалютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все этопривело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации иее бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система — основанная  на экономических отношениях и государственномустройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принятопонимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецелозависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарныхгосударств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местныебюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и  местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США,Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономныхокругов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджетынижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система  России, какфедеративного государства состоит из трёх уровней:
·  первый уровень  — федеральныйбюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
·  второй уровень — бюджеты субъектовРФ (89 бюджетов — 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области,городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов;
·  третий уровень — местные бюджеты(около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджети                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации.Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всехдоходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат дляаналитических и статистических целей.
/>
1.2Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующиепринципы бюджетной системы Российской Федерации:
·  единства бюджетной системы РоссийскойФедерации;
·  разграничения доходов и расходовмежду уровнями бюджетной системы;
·  самостоятельности бюджетов;
·  полноты отражения доходов ирасходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
·  сбалансированности бюджета;
·  эффективности и экономностииспользования бюджетных средств;
·  общего (совокупного) покрытиярасходов бюджетов;
·  гласности;
·  достоверности бюджета;
·  адресности и целевого характерабюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единствоправовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принциповбюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а такжеединый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансированиярасходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учетасредств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов междууровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов(полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органамигосударственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
— право законодательных органов государственной властии органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системысамостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
— наличие собственных источников доходов бюджетакаждого уровня;
законодательное закрепление регулирующих доходовбюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
— право органов государственной власти  и органовместного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определятьнаправления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансированиядефицитов соответствующих бюджетов;
— недопустимость изъятия доходов, дополнительнополученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходовнад расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
— недопустимость компенсации за счет бюджетов другихуровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнениязаконов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходовбюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные закономобязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетныхфондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальныерасходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетныхфондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объемпредусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объемудоходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Присоставлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должныисходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использованиябюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченныеорганы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимостидостижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств илидостижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объемасредств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходовозначает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходовбюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы ипоступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета заисключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств избюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликованиев открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полнотуинформации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательнуюоткрытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений попроектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутрипредставительного органа или между исполнительным и представительным органамигосударственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежностьпоказателей прогноза социально-экономического развития соответствующейтерритории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетныхсредств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретныхбюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретныхцелей.
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются впределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов ирасходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
 Бюджетная классификация – это законодательноустанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета,а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления иисполнения бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация включает:
·  классификацию доходов бюджетов РФ;
·  функциональную классификациюрасходов бюджетов РФ;
·  экономическую классификациирасходов бюджетов РФ;
·  классификацию источниковвнутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
·  классификацию источников внешнегофинансирования дефицита федерального бюджета;
·  классификацию видовгосударственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
·  классификацию видовгосударственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
·  ведомственную классификациюрасходов федерального бюджета. 
Бюджетная классификация является единой для всехуровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении иисполнении бюджетов всех уровней.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  враспоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные,региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, атакже доходы целевых бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболеезначительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыльпредприятий и организаций и различные акцизы. К неналоговым доходам относятсядоходы:
·  от использования, продажи и иноговозмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности;
·  от платных услуг, оказанныхгосударственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
·  средства, полученные в результатеприменения мер гражданско-правовой, административной и уголовнойответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
·  финансовая помощь и бюджетныессуды от бюджетов других уровней.
Расходы бюджета подразделяются на текущие икапитальные.
Текущие расходы обеспечивают текущие потребностигосударства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущимрасходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетамдругих уровней в виде дотаций и субсидий.
Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечиватьинновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходовпредусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредствомкредитов юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведениекапитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря,капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы.При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаныисточники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровнябюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различныекредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц,международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, покоторым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашениязаймов другими заёмщиками.2 Характеристика уровней бюджетной системы2.1Федеральный бюджет
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетнойсистемы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый плангосударства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределениянационального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,необходимые для регулирования экономического развития стран и реализациисоциальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится сучетом необходимости осуществления избранной  социально-экономическойстратегии.
Основными функциями федерального бюджета являются:
·       перераспределение национальногодохода и ВВП;
·       государственное регулирование истимулирование экономики;
·       финансовое обеспечение социальнойполитики;
·       контроль за образованием ииспользованием централизованного фонда денежных средств.
До перехода на рыночные отношения доходыгосударственного бюджета СССР базировались на денежных накопленияхгосударственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджетаи в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей изприбыли(17, с.155).
В условиях перехода на рыночные механизмы доходыбюджетной системы претерпели коренные изменения.
Конкретное представление об источниках формированияфедерального бюджета можно получить из анализа основных положений федеральногобюджета на 2001 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублейи по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2001 годаявляется первым бездефицитным бюджетом за весь период экономических реформ.
Основными доходами федерального бюджета являютсяналоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог надобавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налоговпоступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется вбюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.
Исключительно из федерального бюджета финансируютсяследующие виды расходов:
·       обеспечение деятельностиПрезидента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ,федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
·        функционирование федеральнойсудебной системы;
·        осуществление международнойдеятельности в общефедеральных интересах;
·        национальная оборона иобеспечение безопасности государства;
·        фундаментальные исследования исодействие научно-техническому прогрессу;
·       государственная поддержкажелезнодорожного, воздушного и морского транспорта;
·        государственная поддержка атомнойэнергетики;
·        ликвидация стихийных бедствий ичрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
·       исследование и использованиекосмического пространства;
·       содержание учреждений, находящихсяв государственной собственности
·       формирование федеральнойсобственности;
·       обслуживание и погашение госдолгаРФ;
·       компенсация государственнымвнебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий,подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
·       пополнение государственных запасовдрагоценных металлов и драгоценных камней, государственного материальногорезерва;
·       проведение выборов и референдумовРоссийской Федерации;
·       обеспечение реализации решенийфедеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшениюдоходов бюджетов других уровней;
·       финансовая поддержка субъектовРоссийской Федерации;
·       официальный статистический учет идр.
Кроме этого, средства федерального бюджетаиспользуются для финансирования мероприятий регионального и местного значения,включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могутфинансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслейпромышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечениеправоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения;охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развитияфедеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам ипрочее.
       2.2Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят вовторой уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
 Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналовдоведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов взначительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, впервую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунальногохозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектовв осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь враспределении государственных средств на содержание и развитие социальнойинфрастуктуры общества.
В основе распределения общегосударственных денежныхресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельностибюджетов, их государственной поддержки, территориального формированияисточников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФформируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собойсредства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или втвердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующийбюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупностьденежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с цельюрегулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый годсодержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежейсубъектов РФ. Например, статьей 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 г.»установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления отследующих федеральных налогов и сборов:
·       налога на прибыль предприятий иорганизаций – по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
·       налога на доходы физических лиц –в размере 99% доходов;
·       акцизов на этиловый спирт-сырец,спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы,производимые на территории РФ – в размере 50% доходов;       
·       акцизов на остальные товары,производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть, природный газ,легковые автомобили и т.д. – в размере 100% доходов;
·       лицензионных и регистрационныхсборов – в соответствии с законодательством Российской Федерации;
·       платежей за пользование недрами — по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
·       платы за нормативные,сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие видывредного воздействия на окружающую среду – в размере 81% доходов;
·       прочих налогов, сборов, пошлин идругих платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
 С 1994 года в России в качестве регулирующих доходовбюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученныеиз Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фондаоказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или«региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке»предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом годуменьше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке»,предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объемапрогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части,из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся вподдержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионамсредств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионовсогласно их статусу производится на основании установленной доли каждогорегиона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода
 Преимущества этого способа регулирования заключаютсяв том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетовметодики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего насоответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектамфедерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионовформуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.
Объем Федерального фонда финансовой поддержки регионовна 2001 год составил 100 353 722,0 тыс. рублей.2.3Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетнойсистемы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципальногообразования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложенаважная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансированиемероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной частипроводится за счет местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономическихи социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов.Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектовжилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройствотерриторий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуетсяпередача различных ведомственных объектов, таких как жильё,социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания вмуниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетныхрасходов.
Следует отметить, что структурарасходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объемахозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальныхобразований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятийместной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтомуудельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетовнаиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых исельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, вэтих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансированиесоциально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы местных бюджетов, также как идоходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих.Общую схему собственных и регулирующих доходов местных бюджетов можнопредставить в виде схемы:
/>/>Доходы местных бюджетов

                                          
 
/>/>Собственные доходы
/>Регулирующие доходы


                         
Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
 
Отчисления от федеральных и региональных налогов
Средства из фондов финансовой поддержки регионов
Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов
Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов
Неналоговые доходы соответствующего бюджета

/>
2.4Внебюджетные фонды
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетныефонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся враспоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевоеназначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятковвнебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральныеэкономические внебюджетные фонды были упразднены.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределениянационального дохода органами власти в пользу определенных социальных группнаселения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан напенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевоеназначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаютсязаконодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждениигосударственного бюджета. Формируютсягосударственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений,уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источникамидоходов внебюджетных фондов являются:
·       прибыль от коммерческойдеятельности, осуществляемой фондом;
·       средства бюджета;
·       займы, полученные фондом уЦентрального Банка или коммерческих банков.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясьсамостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФфедеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетнойсистемы, фонды субъектов Федерации — во второй. В настоящее время принципыформирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируютсяБК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетныхфондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормамибюджетного процесса РФ. Но внебюджетные фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнениебюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральнымказначейством РФ.
 Государственными внебюджетными фондами РоссийскойФедерации являются:
·       Пенсионный фонд РоссийскойФедерации;
·       Фонд социального страхованияРоссийской Федерации;
·       Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования;
·       Государственный фонд занятостинаселения Российской Федерации.
 Пенсионный фонд  Российской Федерации образован всоответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. каксамостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее своюдеятельность по закону в целях государственного управления пенсионнымобеспечением.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению оПенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносовработодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федеральногобюджета. Часть средств поступает в результате капитализации временно свободныхсредств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.
Средства Пенсионного фонда используются на выплатыгосударственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам,пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшимот аварии на Чернобыльской АЭС.
Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление иего постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняютсяотделения в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-территориальныхобразованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Ондействует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года.Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994года. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированныхгосударством пособий; участие в разработке и реализации государственныхпрограмм охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованиюсоциального страхования.
Фонд социального страхования образуется за счет:
·       страховых взносов граждан июридических лиц;
·       доходов от инвестирования частивременно свободных средств;
·       добровольных взносов граждан июридических лиц;
·       ассигнований из федеральногобюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам,пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральныйаппарат, а в региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФССобразуется Правление, при региональных отраслевых отделениях – координационныесоветы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, которыйназначается Правительством РФ.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по закону РСФСР «О занятости населенияРСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных среализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этомфонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средствопределяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденнымВерховным советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируетсяза счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховыхвзносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектовРФ. Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических ифизических лиц и другие средства.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральной частиФонда и фондов занятости, у субъектов Федерации и местных органовсамоуправления. В связи с этим вначале страховые взносы поступают в фондызанятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятостисубъектов РФ. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливаетсясоответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральнаячасть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемыхсубъектами Федерации.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с законом РСФСР «Обобязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.).
Для реализации политики в области медицинскогострахования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинскогострахования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательноммедицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинскомстраховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля1993 г.
Федеральный фонд медицинского страхования предназначендля: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования; финансирования целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональнымиспользованием финансовых средств.
Финансовых средства Федерального фонда образуются засчет: части страховых взносов предприятий и организаций на обязательноемедицинское страхование; взносов территориальных фондов на реализациюсовместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований изфедерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательногомедицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц;доходов от использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.
Территориальный фонд обязательного медицинскогострахования, создается представительной властью субъектов Федерации. Оносуществляет: финансирование обязательного медицинского страхования,проводимого страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии; финансово- кредитную деятельность по обеспечению системы обязательногомедицинского страхования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов,направляемых на проведение страхования; предоставление кредитов страховщикампри нехватке у них  финансовых средств; накопление резервов для обеспеченияустойчивости системы обязательного медицинского страхования;    контроль зарациональным использованием средств.
Финансовые средства территориальных фондов находятся вгосударственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов иизъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет: части страховыхвзносов предприятий и организаций и иных хозяйствующих субъектов наобязательное медицинское страхование; доходов, получаемых от использованиявременно свободных средств; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей,медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результатепредъявления им регрессных требований; добровольных взносов и другихпоступлений, не запрещенных законодательством.
Контроль за своевременным и правильным поступлениемстраховых взносов в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ.2.5Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны,взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органамигосударственной власти Российской Федерации, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с  формированием  и исполнением  соответствующих  бюджетов (2, с.28).
Межбюджетные отношения основываются на следующихпринципах:
·                     распределения и закреплениярасходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
·                     разграничения регулирующих доходовпо уровням бюджетной системы Российской Федерации;
·                     равенства бюджетных прав субъектовРФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
·                     выравнивания уровней минимальнойбюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
·                     равенства всех бюджетов РФ вовзаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов вовзаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основемежбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научномсмысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения несуществует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем вгосударствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения,которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма(10, с.19):
·         сосуществование нескольких уровнейбюджетно-налоговой системы;
·         законодательное или договорноераспределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти законкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
·         наличие устойчивых представлений овеличине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти егополномочий и ответственности;
·         использование надежных иобщепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей длякорректировки величины расходов;
·         закрепление за каждым уровнембюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
·         установление в классификациирасходов федерального и региональных бюджетов специальных позицийфинансирования таких направлений региональной политики, как компенсациянижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытиянормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развитияотдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.
По мнению В. Лескина и А. Швецова, все этихарактеристики стандартной модели бюджетного федерализма претерпеваютнеизбежные изменения при её адаптации к условиям конкретной страны. «Стандарт»надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для данногопериода её истории множеству взаимосвязанных задач социального, экономическогои регионального развития.
Российская модель бюджетного федерализма формальностроилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась наконституционно декларированное распределение предметов ведения междуФедерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила иззаконодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями властисобираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешнесвободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощьюфедеральных трансфертов субъектам РФ (10, с.20).
Главной проблемой российского бюджетного федерализмаявляется его низкая эффективность. Одной из основных причин этого являетсяочень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценкеМинистерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своей территориидве трети всех налогов страны, а 76 субъектов – одну треть. Углублениегоризонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объемасредств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Таккак межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсовбудет уходить в бедные регионы. Существующая методика выделения трансфертовприводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъектФедерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета. Существующиймеханизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы.Принцип выравнивания расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственныхдоходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.
В таких условиях необходимы коренные изменениятрансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности иответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолениибюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так ифедерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.
Для повышения заинтересованности регионов в наполнениифедерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимостьполучения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнениязадания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный центр должен разработать и довести дорегионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которымбудет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами приэтом должны стать:
·       доля приоритетных расходов(здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходахрегионального бюджета;
·       доля населения в оплатежилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;
·       наличие административного контроляцен;
·       наличие и интенсивностьограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;
·       предельные бюджетные заимствованияи объем налоговых освобождений и льгот.
Оздоровлению региональных бюджетов должноспособствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение«прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору,консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнениебюджетов.
Важным условием нормального функционированиямежбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федеральногоцентра за правильным и целесообразным расходованием средств региональныхбюджетов. Логическим развитием вышесказанного может стать требованиеобязательного подтверждения соответствующими органами власти фактическойрезультативности использования ранее выделенных средств. Такие официальныеподтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходованиеполученных средств, а именно результативность их использования для улучшенияили стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности,рост числа рабочих мест и т.д.).
Большое значение для модернизации межбюджетныхотношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Имдолжно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», аконкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами вустановленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета,консолидированных с ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равнокак и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использованиебюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить отпотенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальныхобразований.Заключение
Целью проведенного исследования является анализсущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.
Итак, по результатам исследований курсового проектаможно сделать следующие выводы: Государственный бюджет представляет собойфинансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходовгосударства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокампоступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральноеместо в системе государственных финансов.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, котораявключает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местныебюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципабюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровнязакрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основнымисточником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходымогут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходыбюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребностигосударства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство иприрост запасов.
Частым явлением в современных условиях длягосударственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышениерасходов над доходами. Эта ситуация может быть следствием неблагоприятнойэкономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетнойполитики. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственногодолга. В зависимости от источников займа государственный долг может бытьвнутренним и внешним. Внутренним долгом является задолженность правительствавладельцам государственных облигаций. Значительная государственная задолженностьнегативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества,отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы пообслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит.
Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращениемнерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, врезультате налоговой реформы.
Государственныйбюджет должен постоянно совершенствоваться. Большой задачей также стоитсовершенствование правового поля отношений между субъектами бюджетной системы. Список использованных источников:
1.  Бюджетная система РоссийскойФедерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт,1999
2.  Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации. Официальный текст. –
     2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000
3.  Ефимова Е.Г. Экономика для юристов:Учебник.- М.: Флинта, 1999
4.  Кучеренко В. Бюджет 2001: двулик,но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2000 г., с.2
5.  Кучеренко В. Сразу не разбогатеем,но и с бедностью сладим//Российская газета, 3 июня 2000 г., с .3
6.  Пономаренко Е. Обюджетно-налоговой политике на 2001 год (анализ концепции) // Экономист, 2000.- №11. – с.59-67
7.  Финансы: Учебник для вузов / Подред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999
8.  Финансы. Денежное обращение.Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы,ЮНИТИ, 1999
9.  www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства Финансов РФ
10.                                                                                                                О федеральном бюджете на 2002 год// www.minfin.ru/budjet/bud2002.doc
11.                                                                                                               Отчет об исполнении бюджета на 1октября 2001 года//    www.minfin.ru/isp/18.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управлінський облік, його суть та етапи розвитку
Реферат Технология получения полисахарида хитозана из хитина выделяемого из панцирей ракообразных
Реферат Информация и информатика
Реферат СССР в период форсированного строительства социализма 30-е годы XX века
Реферат Государственная Дума как представительный орган государственной власти
Реферат The Print Media Is Less Effective Than
Реферат Необходимость защиты окружающей среды от опасных техногенных воздействий промышленности на экосистемы
Реферат Пероксид перекись водорода
Реферат Как составить финансовый отчет, чтобы не заметить миллиард
Реферат Шизофрения
Реферат Переработка нефти и газа на ОАО Татанефтегазопереработка
Реферат Синтез комбінаційної схеми та проектування керуючого автомата Мура
Реферат Основные виды сетевых топологий
Реферат Разработка электронного органайзера средствами C Builder 6
Реферат Косвенные налоги и их роль в формировании бюджета