Реферат по предмету "Финансы"


Анализ инвестиционной привлекательности компании и определение ее рейтинговой оценки

--PAGE_BREAK--
2АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «УЛУТАС»)

2.1 Оценка финансового состояния компании

          АО «Улутас» было образовано в декабре 1994 года, в ноябре 2006 года компанию приобрела «Каспийская инжиниринговая группа».  Компания специализируется на добыче камня – ракушечника и производстве отделочных стеновых панелей. Местонахождение: Мангыстауская область, Каракиянский район, пос. Жетыбай. Жетыбайское месторождение камня – ракушечника было обнаружено и освоено в 1962 году.

        Для того чтобы оценить инвестиционную привлекательность данной компании, необходимо определить рейтинговую оценку. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы[12, стр.75].

  Определение рейтинга может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели. При определении рейтинга принципиальное значение имеют объективность и точность выбора системы показателей, положенной в основу расчета рейтинга, методики их исчисления, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать предприятия.

 Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:

1. Отбор и обоснование системы показателей, используемых для расчета рейтинга.

2. Формирование нормативной базы по каждому показателю.

3. Разработка алгоритма итоговой рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности.

В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.

Нормативные значения по каждому из показателей могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый – лучший, последний – худший.

Итак, на первом этапе анализа инвестиционной привлекательности определяем систему показателей, необходимые для общего рейтинга. За основу возьмем следующую группу показателей:

-показатели оценки имущественного состояния;

— показатели оценки финансовой стойкости (платежеспособности);

— показатели оценки ликвидности активов;

— показатели оценки доходности;

— показатели оценки деловой активности.

Оценка финансовой устойчивости предприятия представлена в следующей таблице.
  Таблица 1 – Показатели финансовой устойчивости предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

коэффициент независимости

0,02

0,034

0,09

0,07

коэффициент зависимости

0,98

0,97

0,74

-0,24

коэффициент финансирования

0,02

0,04

0,05

0,03

коэффициент покрытия инвестиций

0,02

0,034

0,051

0,031

коэффициент инвестирования

0,03

0,045

0,06

0,03

коэффициент кредиторской задолженности

0,98

0,94

0,87

-0,11

коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей

0,06

0,07

0,064

0,004



Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) — удельный вес собственного капитала в общей валюте нетто-баланса. Он характеризует, какая часть активов предприятия сформирована за счет собственных источников средств. Оптимальное значение – 0,5-0,6. В случае АО «Улутас» несмотря на положительную динамику(0,07), этот показатель является ниже нормы: даже в 2009 году он составил всего 0,09. Это связано с недостаточностью собственных средств, что возможно явилось последствием кризисных явлений.

       Коэффициент финансирования показывает возможность покрытия долгов собственным капиталом. Оптимальное значение 1. Здесь также характерны низкие показатели, но также наблюдается положительная динамика в 0,03.

       Коэффициент задолженности — отношение заемного капитала к собственному и резервам. Данный коэффициент считается одним из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие. В 2007-08 гг. данный показатель был высоким, но к 2009 году он немного понизился до 0,74.

      Итак, по финансовой устойчивости можно сказать, что АО «Улутас» не хватает собственных средств и в основном его деятельность обеспечивается привлекаемыми средствами извне.

 Оценка платежеспособности представлена показателями ликвидности, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Оценка ликвидности предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,001

0,006

0,05

0,049

Коэффициент срочной ликвидности

0,09

0,12

0,3

0,21

Коэффициент текущей ликвидности

0,23

0,25

0,4

0,17



Абсолютная ликвидность предприятия показывает какая часть обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. В случае АО «Улутас» коэффициенты абсолютной ликвидности оказались очень низкими. Это значит, что предприятие не сможет погасить задолженность за счет денежных средств.

Для показателя срочной ликвидности обычно удовлетворяет значение ≥1. В случае АО «Улутас» значение этого показателя не превышает 1 и на 2009 год составляет всего 0,3, что также говорит о плохой платежеспобности.

Коэффициент текущей ликвидности показывает в какой степени оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Удовлетворяет обычно коэффициент 2. На исследуемом предприятии его величина является ненормативной и составляет 0,23 и 0,4 в 2007 и 2009 гг. соответственно. Мы видим увеличение в 2009 году, но этого недостаточно для покрытия долгов.

   Оценка доходности предприятия является следующей группой показателей составляющего рейтинг. Доходность измеряется с помощью абсолютных и относительных показателей.
Таблица 3 – Доходность предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

Доход от реализации продукции

23,112,720

24,840,722

26,192,800

3,080,080

Валовой доход

-12,603985

-8,406,391

-3,510,422

9,093,563

Чистый доход

-32,014,075

-30,132,571

-25,418,300

6,595,775



По данным таблицы можно сказать, что предприятие убыточно, хотя к 2009 году убыток уменьшился на 6,595,775 тенге, но это не изменит факта убыточности предприятия.

Таблица 4 – Относительные показатели доходности предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

доходность активов

-0,049

-0,045

-0,02

0,029

доходность долгосрочных активов

-0,08

-0,06

-0,034

0,046

доходность текущих активов

-0,4

-0,2

-0,1

0,3

доходность объема продаж

-0,64

-0,51

-0,3

0,34

доходность реализованной продукции

-1,6

-1,21

-0,8

0,8

доходность от основной деятельности

-0,48

-0,35

-0,2

0,28

доходность совокупного капитала

-0,051

-0,045

-0,03

0,021

доходность собственного капитала

-1,81

-1,32

-0,9

0,91

доходность основного капитала

-0,074

-0,06

-0,02

0,054

доходность оборотного капитал

-0,34

-0,2

-0,1

0,24

доходность заемного капитала

-0,06

-0,05

-0,02

0,04



Из данных таблицы видно, что даже не обращаясь к нормативным значениям коэффициентов доходности, наше исследуемое предприятие в убытке, так как все данные со знаком минус. Здесь также наблюдается положительная динамика, которая показывает, что убыток уменьшился.

Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования, а также выступают одним из составляющих рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности. Данные по рентабельности представлены в следующей таблице.

Таблица 5 – Оценка рентабельности предприятия за 2007-2009 гг.

показатель

2007

2008

2009

динамика

Общая рентабельность

-1,4

-1,21

-0,88

0,52

рентабельность собственного капитала

-2,5

-1,32

-1,04

1,46

рентабельность акционерного капитала

-0,7

-0,35

-0,3

0,4

рентабельность оборотных активов

-0,2

-0,2

-0,14

0,06

рентабельность активов

-0,05

-0,04

-0,037

0,013



Рентабельность со знаком минус также плохой признак. Также наблюдается положительная динамика к 2009 году. Отрицательное значение объясняется значением чистой прибыли, которая в течение трех лет также была отрицательна, т.е. мы здесь говорим не о чистой прибыли, а об убытке.

       В целом, финансовое состояние предприятия признано неудовлетворительным, т.е. уже можно сказать, что предприятие не представляет никакого интереса для инвесторов, но все обобщим эти данные  и выведем рейтинг компании.
2.2 Определение рейтинга компании
   После отбора показателей и конечно же их расчета необходимо по определенной классификации определить рейтинговую оценку компании. Алгоритм итоговой рейтинговой оценки может быть построен двумя способами:

1. Использование экспертно-балльного метода.

2. Формирование интегрального показателя.

В первом случае каждому классу надежности ставится в соответствие определенное число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.

Во втором случае на основе отобранных для рейтинга показателей формируется искусственный показатель, зависящий от них функционально, для которого определяется свое нормативное значение. Яркие примеры подобного рода показателей – экономико-статистические факторные модели прогнозирования вероятности банкротства (z-счет Альтмана и др.), учитывающие влияние основных показателей финансового состояния на вероятность банкротства предприятия.

Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной.В компании интегрированную оценку корпоративных предприятий целесообразно строить на таких принципах:

1.     Определение важнейших параметров объекта анализа: доход (выручка) от реализации продукции, чистая прибыль, собственный капитал, средние остатки активов, обязательств и капитала.

2.     Построение системы показателей стоит производить исходя из их значимости и существенности. Важно использовать простые и понятные алгоритмы расчета показателей.

3.     Точность оптимальных значений коэффициентов и границ удовлетворительного их уровня.

4.     Информативность показателей, всесторонний учет качественных и количественных параметров финансовых ресурсов.

5.     Доступность данных для расчета показателей, которая обеспечивается использованием информации исключительно из публичной финансовой отчетности.

6.     Обеспечение требований для применения методов сравнения во времени и пространстве, сопоставимость показателей по периодам.

      Существуют разные методики расчета рейтинговых или обобщающих показателей финансового состояния, которые предлагаются в профессиональной литературе.

      Исследование теоретических подходов к анализу формирования и использование финансовых ресурсов, а также свидетельство экспертов-аналитиков компаний позволяют сформировать следующую систему показателей для определения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия: коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансового риска (левериджа), коэффициент финансовой стойкости, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

       Выбор таких показателей позволяет учесть при оценке финансового состояния уровень обеспечения предприятия собственными средствами, эффективность формирования капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность и способность к текущим расчетам предприятия.

      С помощью данных показателей и их оптимальных значений, а также весовых коэффициентов в электронных информационных системах компании целесообразно осуществлять расчет рейтингового показателя корпоративного предприятия по формуле: 
R=0,8*Кфн+0,2*Кз+0,3*Кф+Кл+0,2*Кд/к=1                             ( 3 )

     

   Затем по ранжированию можно определить к какой рейтинговой группе относится предприятие.
Таблица 6 – Определение класса предприятия по рейтинговой шкале.

класс

величина рейтинга

оценка инвестиционной привлекательности

А1

1

максимальный потенциал, минимальный риск

A2

0,9

максимальный потенциал, умеренный риск

A3

0,8

высокий потенциал, умеренный  риск

B1

0,75

средний потенциал, минимальный  риск

B2

0,6

средний потенциал, умеренный  риск

B3

0,53

средний потенциал, высокий риск

C1

0,5

пониженный потенциал, умеренный риск

C2

0,4

пониженный потенциал, высокий риск

C3

0,3

незначительный потенциал, высокий риск

D1

0,25

незначительный потенциал, экстремальный риск

D2

0,2

низкий потенциал, высокий риск

D3

0,1

низкий потенциал, экстремальный риск



      Оценка инвестиционной привлекательности будет основываться на предположении, что лучшим будет считаться предприятие с большим количеством баллов, удовлетворительным будет считаться значение рейтинга не меньше 0,8 (суммы оптимальных значений).

         Для исследуемого предприятия значения рейтинга представлено в следующей таблице.

    

Таблица 7 – Рейтинговая оценка АО «Улутас» за 2007-2009 гг.

год

значение

рейтинг

2007

0,46

С2

2008

0,5

С1

2009

0,64

В2

     

       Из данных таблицы видно, что в течение трех лет (с 2007 по 2009) рейтинговая оценка увеличилась с пониженного потенциала на средний потенциал. Но данный факт не делает предприятие привлекательным для инвесторов. Как правило, инвесторы выбирают компании с минимальным риском и высоким потенциалом, т.е. компании рейтинга А. АО «Улутас» не относится к таким компаниям и даже не дотягивает до оптимального значения рейтинга, значит об инвестиционной привлекательности и не может быть и речи.

      Оценка уровня инвестиционной привлекательности, получаемая путем предложенного алгоритма расчетов, является распространенной, но не исчерпывающей.

Положительными аспектами методики являются:

-         комплексный характер: позволяет дать оценку инвестиционной привлекательности компании на общем уровне (анализ качественных характеристик (положение компании на рынке, деловая репутация, характеристика руководства и акционеров, стратегическая эффективность деятельности) и на системном уровне (основываясь на предпосылке: компания представляет собой сложную систему, содержащую комплекс многоуровневых подсистем, характеризуемых целостностью, качественной определенностью, замкнутостью, автономностью, наличием внешних и внутренних связей друг с другом);

-         основу методики составляет дифференцированный подход к обоснованию уровня инвестиционной привлекательности компании;

-         простота и понятность;

-         возможность определить «контрольные точки» инвестиционной привлекательности компании, установить, по каким параметрам компания не соответствует эталонному уровню.

При этом нельзя не отметить следующие недостатки предложенной методики:

       — является распространенной, но не исчерпывающей. Фактически, представляет собой первый этап общей оценки инвестиционной привлекательности компании:

       — опирается только на ретроспективные показатели;

       — не учитывает такой важный момент, как оценка расходов на интеграцию, анализ расходов на интеграцию и заключительная оценка об уровне инвестиционной привлекательности компании.


3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

          Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

       Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

         Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности[13, стр.62].

       Отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой.

       Существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств.

        Инвестирование в акционерный капитал компании (прямое инвестирование). Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются:

-           инвестиции финансовых инвесторов;

-           стратегическое инвестирование.

    Инвестиции финансовых инвесторов представляют собой приобретение внешним профессиональным инвестором (группой инвесторов), как правило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании в обмен на инвестиции с последующей продажей данного пакета через 3-5 лет (в основном это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бумаг широкому кругу инвесторов (в данном случае это могут быть компании любого направления деятельности или физические лица).

       Инвестор в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (то есть за счет выхода из бизнеса). В связи с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целесообразно для развития предприятия: модернизации или расширения производства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, в результате чего будет расти стоимость компании и, соответственно, вложенный инвестором капитал.

       Стратегическое инвестирование представляет собой приобретение инвестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании. Как правило, стратегическое инвестирование предполагает длительное или постоянное присутствие инвестора среди собственников компании. Зачастую конечной стадией стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором.

       В качестве стратегических инвесторов обычно выступают предприятия-лидеры отрасли и крупные объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.

Инвестирование в форме предоставления заемных средств

       Основные инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы (лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам). Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капитал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности исполнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга.

        Таким образом, всех инвесторов можно разделить на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов в форме процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.

        Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.

       Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов). Основными мероприятиями в этой связи могут быть:

-           разработка долгосрочной стратегии развития;

-           бизнес-планирование;

-           юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

-           создание кредитной истории;

-           проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

     Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

-           определить сильные стороны деятельности компании;

-           определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

-           разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

      В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

    Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия — объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются:

-           права собственности на земельные участки и другое имущество;

-           права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

-           юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

        По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

      Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В нашей практике были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

        Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития.

         Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет на качественно иной уровень, как кредитор, способный своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационных займов, так и прямые инвестиции.

          Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям:

1. Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала — дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

2. Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и оргструктуры может включать в себя:

-           выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

-           нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

-           введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

-           налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

-           проведение других сопутствующих мероприятий.

3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.

4. Реформирование производства. Данное направление реструктуризации нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

-           снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

-           расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

-           освоение новой коммерчески перспективной продукции или услуг;

-           другие мероприятия.

      Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

      Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение ее стоимости для потенциальных покупателей.

        В общем виде предпродажная подготовка предполагает проведение следующих мероприятий:

-           анализ отрасли, в которой действует предприятие, а также отраслей, являющихся потребителями и поставщиками для нее. Целью анализа является выявление компаний и объединений, занимающих лидирующие или близкие к лидирующим позиции. При этом отслеживается информация о процессах укрупнения, фактах слияний и поглощений в анализируемых отраслях;

-           оценка стоимости бизнеса, выявление основных факторов, влияющих на стоимость. Определение ключевых характеристик компании, привлекательных для целевых групп инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации в качестве таких характеристик могут выступать: доступ к определенным ресурсам, новым технологиям, развернутая сбытовая сеть, высокая потенциальная рентабельность при условии существенных капиталовложений и т. д.;

-           проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании. На данном этапе могут быть проведены все перечисленные выше мероприятия, необходимый их набор и последовательность проведения зависят от желаемых сроков подготовки предприятия к продаже и изначального наличия интереса инвесторов к предприятию;

-           подготовка информационного меморандума для представления компании инвесторам, размещение пресс-релизов в информационных службах, взаимодействие с инвестиционными институтами, действующими на рынке слияний/поглощений и инвесторами напрямую;

-           проведение переговоров с инвесторами — потенциальными покупателями компании и осуществление сделки.

      Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций или к продаже — достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить, что описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы. 

      Применительно для АО «Улутас» для    улучшения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо:

      — по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;

      — проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;

      — обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;

      — проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

     — увеличение уровня финансовой независимости (чем выше этот показатель, тем меньше риск для инвесторов).

Также для улучшения финансового состояния АО «Улутас» необходимо:

     — следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой стойкости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

   — при возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков для уменьшения риска неоплаты, который является значительным при наличии монопольного заказчика;

   — контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции любая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает только часть долга;

   — своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относят просроченную задолженность поставщикам и просроченную задолженность покупателям более трех месяцев, а также по платежам в бюджет.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.