Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансового состояния предприятия ООО Пакарт

--PAGE_BREAK--Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д. Содержание и основная целевая установка финансового анализа — оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа — внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
Внутренний анализ – это исследование механизма формирования, размещение и использование капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования. Внешний анализ- это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Внутренний анализ проводится службами для предприятия, его результаты использования для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель — обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.
Достижение целей анализа финансового состояния предприятия достигается с помощью различных методов и приемов. Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных:
— Горизонтальный (временной) анализ- сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
— Вертикальный (структурный) анализ- определение структуры итоговых финансовых показателей и выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
— Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных внешних и индивидуальных особенностей отдельных периодов — перспективный прогнозный анализ;
— Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) — расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
— Сравнительный анализ – делится на: внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий или подразделений; межхозяйственный — сравнение показателей предприятия показателями конкурентов со среднеотраслевыми.
— Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результатный показатель.
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. С этой целью рассчитывают следующие показатели:
1. Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) — характеризует какая часть активов сформирована за счет собственных источников
Кск =                                  (1)
2. Коэффициент концентрации заемного капитала — показывает, какая часть активов предприятия сформирована за счет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера:
Кзк =           (2)
3. Коэффициент финансовой зависимости — показывает, какая сумма активов приходится на рубль собственных средств:
Кфз =              (3)
4. Коэффициент текущей задолженности показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера:
Ктз =                     (4)
5. Коэффициент устойчивого финансирования характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников.
Куф =
6. Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников
Кнки =      (6)
7. Коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников:
Кзки =       (7)
8. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности):
Кпокр =                    (8)
9. Коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансового риска — один из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие.
Кфл =                              (9)
10. Для характеристики структуры распределения собственного капитала рассчитывают коэффициент его маневренности — показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами.:
Кмк =                          (10)
Одним из индикаторов эффективности деятельности предприятия является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Под ликвидностью актива понимается способность его трансформации в денежные средства, а степень ликвидности актива определяется промежутком времени для его превращения в денежную форму. Чем меньше требуется времени для инкассации актива, тем выше его ликвидность.
11. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.
12. Коэффициент быстрой ликвидности — отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений НДС по приобретенным ценностям и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1.
13. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) — отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.
Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем:
а) ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
б) обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
в) пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Поэтому при внутреннем анализе осуществляется углубленное изучение причин изменения запасов и затрат, оборачиваемости оборотных активов, изменения суммы собственного оборотного капитала.
Таким образом, основная цель анализа – выявление и оценка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Инвестору эта информация необходима для решения вопроса целесообразности инвестирования, банкам — для определения условий кредитования фирмы, менеджеру — для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической деятельности предприятия.

1.2    Информационная база анализа финансового состояния
Результативность анализа финансового состояния во многом зависит от его правильной организации, планомерности его проведения и источников информационного и методического обеспечения анализа. Все источники данных для анализа ФСП делятся на три группы [18, с. 12]:
1. Нормативно-плановые источники – все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, нормативные материалы, сметы, ценники, калькуляции, проектные задания и т.д.
2. Источники информации учетного характера – все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
3. Внеучетные источники – документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия: официальные документы (законы, постановления и т.д.), хозяйственно-правовые (договора, решения суда и т.д.), техническая и технологическая документация, информация об основных контрагентах предприятия, данные о состоянии рынка и др.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа — внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
Достижение целей анализа финансового состояния предприятия достигается с помощью различных методов и приемов. Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди можно выделить основные:
Горизонтальный анализ (временной) — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Вертикальный анализ (структурный) — определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности.
Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям.
Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.
Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры.
1.3    Методы и методика проведения анализа финансового состояния
С определенной долей условности можно утверждать, что в основе финансового анализа в целом, лежит умение работать с информацией финансового характера, в том числе и с бухгалтерской отчетностью. В годы советской власти анализ отчетности рассматривался как составная часть анализа хозяйственной деятельности (причем далеко не самая важная, поскольку приоритет отдавался анализу выполнения плановых заданий по основным показателям и выявлению причин невыполнения плана). Для России этот фрагмент финансового анализа имеет приоритетное значение в силу ряда обстоятельств, в частности, недостаточная развитость финансового рынка и его информационного обеспечения снижают значимость такого фрагмента, как анализ рисков, использование рыночных оценок и т.п.
Систематизированный анализ финансово-хозяйственной деятельности с помощью наборов аналитических коэффициентов, известный на Западе как «Анализ коэффициентов» начал распространяться в России сравнительно недавно — с начала 90-х годов.
Основные особенности внутреннего и внешнего анализа
В научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. С определенной долей условности можно сформулировать основные различия между ними, хотя на практике эти два вида аналитической работы нередко пересекаются [21, с. 54].
Из представленных различий следует выделить два: во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения, и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов. Если в рамках внешнего анализа опираются, прежде всего, на бухгалтерскую отчетность, которую в принципе можно получить, обратившись в органы статистики, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков. Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от сферы интересов, компетентности и ответственности того или иного аналитика. Таким образом, методики внешнего анализа строятся из предположения об определенной информационной ограниченности, как правило, подобные методики основаны на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Что касается второго различия, то оно в значительной степени также предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры заранее не предопределены, а анализ в этом случае носит скорее творческий, в определенной степени импровизационный характер. Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская отчетность. Даже если она не является унифицированной, что и имеет место в экономически развитых странах Запада, тем не менее, возможна разработка достаточно формализованной последовательности аналитических процедур, поскольку путем свертки баланса или перекомпоновки и агрегирования статей публикуемых отчетов можно построить информационные инварианты, пригодные для такой формализации. В частности, именно определенной унифицированностью доступной информационной базы внешнего анализа и формализуемостью алгоритмов расчета ключевых показателей объясняется возможность использования стандартных пакетов прикладных программ аналитической направленности [21, с. 55].
Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно рекомендовать пять основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу.
Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-то аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения.
Во-вторых, схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному». Смысл его совершенно очевиден. Сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей.
В-третьих, любые «всплески», т.е. отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а, с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения.
Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет значение — только путем постоянного анализа можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.
В-четвертых, завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, однако ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность для того, чтобы была видна роль каждого из них, и не создавалось впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. То есть, совокупность показателей, которую в этом случае можно трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику ее построения. В-пятых, выполняя анализ, не нужно без нужды гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей [21, с. 56].
Особо следует отметить важность проработки и однозначной идентификации аналитических алгоритмов.
Более того, даже вполне привычные и широко распространенные в экономической среде показатели могут иметь неодинаковую трактовку в силу множества обстоятельств. В частности, сравнивая показатели прибыли или рентабельности, коммерческих организаций, нужно быть, по крайней мере, уверенным в том, что их значения рассчитаны по одному и тому же алгоритму. Эта проблема, естественно, является не только российской. Понимая ее значимость, специалисты, готовящие годовые отчеты крупных западных компаний, нередко вводят в них специальный раздел, в котором приводят алгоритмы расчета ключевых или неоднозначно трактуемых показателей. К сожалению, это отсутствует в российской практике.
Анализ имущественного и финансового состояния может выполняться с той или иной степенью детализации в зависимости от имеющегося информационного обеспечения, степени владения методиками анализа, временного параметра, наличия технических средств для выполнения расчетов и т.п. Различия между описанными в отечественной литературе методиками анализа не носят критического характера [21, с. 57].
Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны: нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот. Так, изношенность оборудования, несвоевременная его замена могут повлечь за собой срывы в выполнении производственной программы. Неоправданное омертвление средств в производственных запасах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств — привести к необходимости сократить имущество коммерческой организации для расчетов с кредиторами.
Высокая доля собственных средств (раздел IV баланса) обычно рассматривается как позитивная характеристика финансового положения коммерческой организации. Однако здесь также нет жестких количественных критериев. Устойчиво высокая доля собственных средств может, в частности, являться следствием нежелания или неумения использовать банковские кредиты. Вряд ли это можно считать разумным и целесообразным, поскольку таким образом ограничиваются возможности финансирования хозяйственной деятельности, что в свою очередь приводит к искусственному сдерживанию роста объемов производства и прибыли. Основываясь на представленной схеме, можно с той или иной пенью детализации выделить направления анализа и отобрать конкретные показатели для количественной оценки; в этом случае обеспечиваются логическая взаимосвязь этих показателей и полнота анализа. Детализация процедурной стороны методики анализа финансово-хозяйственной деятельности зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности; углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности является оперативная, наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа можно предложить расчет различных показателей и дополнить его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения [21, с. 59].
Цель углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности — более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего объекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития объекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика. В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выглядеть следующим образом.
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования
1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности
1.2. Выявление «больных» статей отчетности
2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования
2.1. Оценка имущественного положения
2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто
2.1.2. Вертикальный анализ баланса
2.1.3. Горизонтальный анализ баланса
2.1.4. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении
2.2. Оценка финансового положения
2.2.1. Оценка ликвидности и платежеспособности
2.2.2. Оценка финансовой устойчивости
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования
3.1. Оценка производственной (основной) деятельности
3.2. Анализ рентабельности
3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг
Первая группа направлений, по сути, и представляет собой экспресс-анализ отчета (отчетности). Следующие две группы характеризуют соответственно статику и динамику финансово-хозяйственной деятельности, при этом анализ может выполняться одним из двух способов:
а) на основании исходной отчетности;
б) на основании аналитического баланса-нетто [21, с. 61].
Существуют различные трактовки понятия «аналитический баланс», тем не менее, в любом случае, его предназначение достаточно очевидно — представить баланс в более пригодной для анализа и реальной с позиции оценки форме. Безусловно, термины «пригодность для анализа» и «реальность оценки» являются субъективными. В международной практике разработаны некоторые стандартные подходы к анализу имущественного и финансового положения предприятия, основанные на сопоставлении учетных оценок некоторых объектов учета, отражаемых в отчетности в тех или иных разрезах. Поскольку форматы балансов постоянно изменяются, формализованные алгоритмы расчета разработаны для некоторого инварианта баланса. Таким образом, построение аналитического баланса фактически преследует две цели: повысить реальность учетных оценок имущества в целом и отдельных его компонентов; представить баланс в форме, облегчающей расчет основных аналитических коэффициентов.
Первая цель достигается проведением дополнительной очистки баланса от имеющихся в нем регулятивов. Обязательность этой процедуры относится лишь к разделу «Убытки»; что касается балансовых статей «Задолженность участников по взносам в уставный капитал» и «Собственные акции, выкупленные у акционеров», то принятие решения об их исключении оставляется на усмотрение аналитика и может зависеть, в частности, от значимости этих статей в валюте баланса.
Вторая цель достигается построением уплотненного (свернутого) баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей и их перекомпоновки. Тем самым может быть резко сокращено число статей баланса, повышена его наглядность. Этот прием особенно полезен и необходим при сравнительном анализе балансов отечественной и зарубежной компаний. Как уже упоминалось, в экономически развитых странах нет жесткой регламентации структуры баланса. Поэтому одним из первых шагов сравнительного анализа является приведение балансов к сопоставимой по составу статей структуре. Свертка может применяться также при подготовке баланса для расчета аналитических коэффициентов; агрегированием статей в этом случае достигается большая наглядность для чтения баланса и упрощаются алгоритмы расчета. Отметим, что свертка баланса является вполне обыденной процедурой при проведении пространственно-временных сопоставлений [22, с. 36].
В методологическом плане обоснованность и целесообразность дополнительной очистки, равно как и идея нетто-принципа, декларированного в ПБУ 4/96, обусловливаются в свою очередь одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета — принципом осторожности и консерватизма. Известны различные интерпретации этого принципа, однако наиболее распространенная из них может быть выражена следующей сентенцией; расходы компании очевидны, доходы сомнительны, т.е. оценивая потенциал компании, расходы и обязательства перед третьими лицами следует завышать, а оценку активов как источников потенциальных доходов — преуменьшать. Конечно, речь идет не об изменении учетных оценок, а о том, что аналитик должен стоять на позиции скептика, полагающего, что если вероятность некоторых потенциальных расходов не равна нулю, то их не следует игнорировать. Если текущая оценка некоторого актива меньше учетной, то оправданно использовать в отчетности меньшую из оценок и т.п. Именно такая логика дает основание считать регулятивом и вычитать статью «Собственные акции в портфеле» в процессе подготовки баланса к анализу в случае, если имеются определенные сомнения в том, что эти активы можно будет реализовать на свободном рынке.
Аналитический баланс используется при проведении вертикального и горизонтального анализа, в ходе которого изучаются структура баланса, тенденции изменения его отдельных статей и разделов, степень прогрессивности и оптимальности имущества предприятия.
Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по природе. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной/ трансформированной номенклатурой статей). Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Можно выделить две основные черты, обусловливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа [22, с. 37]:
— переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;
— относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста/снижения. В частности, если проводится горизонтальный анализ баланса, данные баланса на некоторую дату (база отсчета) берутся за 100%; далее строятся динамические ряды статей и разделов баланса в процентах к их базисным значениям. Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Тем не менее, эти данные с известной степенью условности можно использовать при межхозяйственных сравнениях. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Оба эти вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий [22, с. 39].
Финансовое положение оценивается с помощью показателей, характеризующих потенциальную и фактическую возможности предприятия рассчитываться по текущим обязательствам, а также его финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе. Результативность работы предприятия рассматривается как с позиции эффективности использования отдельных видов ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), так и с позиции его положения на рынке ценных бумаг. В процессе анализа возможно применение персональных компьютеров. При этом целесообразно использовать последовательность взаимосвязанных и несложных по составу показателей таблиц, каждая из которых размещается на экране дисплея. Последовательный просмотр таблиц дает достаточно полную картину финансового состояния объекта. В рамках углубленного анализа в дополнение к приведенной выше системе показателей целесообразно использовать следующую последовательность взаимосвязанных и несложных по структуре и количеству показателей таблиц:
    продолжение
--PAGE_BREAK-- — хозяйственные средства предприятия и их структура (содержит такие показатели, как величина хозяйственных средств в оценке нетто, основные и оборотные средства, НМА, собственные оборотные средства);
— основные средства предприятия (приводятся стоимостная оценка основных средств, в т.ч. активной их части по первоначальной и остаточной стоимости, доля арендованных основных средств, коэффициенты износа и обновления);
— структура и динамика оборотных средств предприятия (приводятся укрупненная группировка статей второго и третьего разделов баланса, а также ряд специфических показателей, таких, как величина собственных оборотных средств, их доля в покрытии товарных запасов и др.);
— основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (выручка от реализации, прибыль, рентабельность, уровень валового дохода, уровень издержек обращения, фондоотдача, показатели оборачиваемости);
— эффективность использования финансовых ресурсов (содержит показатели: всего финансовых ресурсов, в т.ч., собственных, привлеченных ресурсов, рентабельность авансированного и собственного капитала и др.).

2       АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПАКАРТ»
2.1    Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «ПАКАРТ» создано в соответствии с решением об учреждении, Гражданским Кодексом РФ и ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» гражданином РФ — Погониным Андреем Анатольевичем.
Полное фирменное наименование общества — Общество с ограниченной ответственностью «ПАКАРТ». Сокращенное наименование — ООО «ПАКАРТ».
Общество является коммерческой организацией.
ООО «ПАКАРТ» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств, которое учитывается на самостоятельном балансе. Имеет печать со своим наименованием и действует на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Для достижения целей своей деятельности вправе нести обязанности, осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде. Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством операций.
Юридический адрес ООО «ПАКАРТ»: Калужская область, г. Киров, ул.М.Горького, д.46.
ООО «ПАКАРТ» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
ООО «ПАКАРТ» имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации. Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.
ООО «ПАКАРТ» может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество не имеет филиалов и представительств.
Уставный капитал ООО «ПАКАРТ» составляет 10000 (десять тысяч) рублей, который распределяется следующим образом: Погонин Андрей Анатольевич — доля составляет 100% уставного капитала на сумму 10000 (десять тысяч) рублей. Уставный капитал ООО «ПАКАРТ» может формироваться за счет прибыли от его деятельности.
Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества предприятия, и (или) за счет дополнительных вкладов участников, и за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Уменьшение уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников должно осуществляться с сохранением размеров долей всех участников общества.
Участник ООО «ПАКАРТ» обязан:
— соблюдать требования Устава, выполнять решения органов управления общества, принятые в рамках их компетенции;
— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества;
— немедленно новые участники общества обязаны сообщать директору о невозможности оплатить заявленную долю в уставном капитале;
— беречь имущество общества;
— выполнять принятые на себя обязательства по отношению к обществу и другим участникам;
— оказывать содействие обществу в осуществлении им своей деятельности.
Участник ООО «ПАКАРТ» имеет право:
— участвовать в управлении делами общества;
— получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и другой документацией;
— принимать участие в распределении прибыли;
— получать пропорционально своей доле в уставном капитале долю прибыли (дивиденды);
— избирать и быть избранным в органы управления;
— знакомиться с протоколами общего собрания и делать выписки из них;
— получать в случае ликвидации общества часть имущества или его стоимость;
— осуществлять иные права, предусмотренные законодательством, уставом и решениями общего собрания, принятыми в соответствии с его компетенцией.
Органами управления ООО «ПАКАРТ» являются:
— исполнительный единоличный орган — Директор.
Организационная структура предприятия ООО «ПАКАРТ» представлена на рисунке 1.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 1 — Структура управления ООО «ПАКАРТ»

Основным видом деятельности ООО «ПАКАРТ» является производство гофротары. Наряду с производством гофротары предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
— выпуск товаров народного потребления;
— производство строительных материалов, переработка древесины;
— производство упаковочной продукции;
— экспортно-импортные и лизинговые операции;
— торгово-закупочная и коммерческая деятельность;
— разработка и внедрение новых технологий;
— посреднические услуги;
— издательская, рекламно-информационная, маркетинговая и консультационная деятельность в РФ и других странах;
— коммерческую, научную, консультативную, внедренческую, хозяйственную деятельность в области промышленности, с/х, строительства, транспорта, торговли, медицины, образования, культуры, туризма и спорта;
— другие виды деятельности не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству РФ.
ООО «ПАКАРТ» может быть добровольно реорганизовано по решению Общего собрания. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются действующим законодательством РФ.
Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, общество обязано принять решение о своей добровольной ликвидации. Ликвидация общества считается завершенной, а общество прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Полномочия ликвидационной комиссии прекращаются с момента завершения ликвидации общества.
Территория предприятия площадью 2,5 гектара. Она полностью асфальтирована, на ней находятся:
— административно-хозяйственный корпус, где расположены кабинеты руководителей и инженерно-технических работников, обслуживающего персонала, а также диспетчерская и медицинский кабинет.
— здание комплексно-механизированного участка для производства продукции.
— открытая стоянка для подвижного состава предприятия, автомобилей обслуживающих руководителей и отдел снабжения, прочих автомобилей.
— склады для хранения сырья и материалов, готовой продукции.
Главным бухгалтером ООО «ПАКАРТ» (Анисимова Н.В.) в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (утверждено приказом Минфина России от 20.07.94 №100) на предприятии разработана и оформлена в виде положения учетная политика организации на 2006-2007 гг. В ней отражены основные методические и организационно-технические особенности ведения учета на предприятии. Положение об учетной политике утверждено директором предприятия (Погонин А.А.).
Остановимся на наиболее значимых моментах: на предприятии применяется табличная форма ведения бухгалтерского учета; рабочий план счетов разработан на основе единого Плана счетов; инвентаризация товаров на складе производится ежегодно; списание остатков продукции со склада производится методом ФИФО.
Как уже было отмечено, на предприятии для ведения бухгалтерского учета применяется программа «1С-Бухгалтерия» версия 7.7. Программа предназначена для ведения бухгалтерского учета, печати первичных документов, расчета итоговых показателей, формирования отчетов для налоговых органов.
С точки зрения главного бухгалтера, данная программа была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна, проста в освоении и универсальна.
Программой также предусмотрена возможность формирования различных отчетов: бухгалтерского баланса, приложений к нему, форм статистической отчетности.
Рассмотрим основные экономические показатели ООО «ПАКАРТ» за 2005-2007 гг.
Таблица 1 – Основные экономические показатели ООО «ПАКАРТ» за 2005-2007 гг.
Из таблицы 1 видно:
— наибольший удельный вес в составе работников предприятия составляют мужчины, женщины в основном заняты на работе в экономических службах (бухгалтерия, расчетно-плановый отдел) и в обслуживании производства (диспетчера, уборщицы);
— все показатели численности персонала с каждым годом растут;
— средняя заработная плата с каждым годом незначительно растет, так как увеличиваются объемы выручки;
— производительность труда и заработная плата имеют положительную динамику в течение всего исследуемого периода.
Анализируя динамику показателей, можно сделать вывод, что в целом предприятие ООО «ПАКАРТ» работало в течение 2005-2007 гг. периода достаточно эффективно.
В 2005 году чистая прибыль ООО «ПАКАРТ» составляла 940 тыс. руб., в 2006 г- 1518 тыс. руб., а в 2007 году — 1854 тыс. руб. Выручка от проданной продукции и себестоимость проданной продукции также увеличились вполовину и к 2007 г и составили 68989 тыс. руб. и 66294 тыс. руб. соответственно.
Основными поставщиками ООО «ПАКАРТ» являются ООО «Авента» г. Киров, ОАО «Эверест» г. Брянск, ОАО «Люкстар» г. Киров, ООО «Аракс» г. Брянск. Также поставляют воду ОАО «Кировский Горводоканал», тепло — ООО «Тепловые сети», связь — ОАО «Центртелеком».
Покупатели и заказчики – организации, фирмы, производственные предприятия: ООО «Терем» г.Киров; ООО «Торгопт» Калужская область; «Болид» г. Брянск; ООО «Астра-плюс» г. Киров; ИП Тонкачева Н.А., г. Киров; ООО «Комфорт» г. Брянск; ООО «Левша» г.Киров.
2.2    Анализ имущественного состояния и финансовых результатов деятельности ООО «ПАКАРТ»
Финансовое состояние предприятия в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят. Эти сведения содержатся в балансе предприятия. Проанализируем состав и структуру активов и пассивов предприятия в динамике за три (2005-2007) года.
Величина имущества предприятия ООО «ПАКАРТ» в 2007 г. по сравнению с 2005 г. выросла на 16342 тыс. руб. или почти в два с половиной раза, в т.ч. за счет роста оборотных активов. Соответствующие изменения произошли в источниках финансирования, при этом величина собственного капитала выросла на 3661 тыс. руб., а заемного – на 11430 тыс. руб.
В целом соотношение между оборотными и внеоборотными активами составляло 53,2 к 46,8% в 2005 г., в 2007 г. ситуация сильно меняется — теперь оборотные активы составляют 93,5% от суммы имущества предприятия, что говорит о наличии большого количества оборотных средств. Оптимальным считается соотношение 50:50, поэтому приемлемым соотношение было в 2005-2006 гг.
Внеоборотные активы представлены только одним видом — основными средствами, удельный вес которых был самым большим – 46,8% от общей величины имущества в 2005 г., но снизился до 6,5% в 2007 г.
Проведем оценку состояния и эффективности внеоборотных активов ООО «ПАКАРТ», рассмотрим их состав и структуру. Данные анализа приведем в табл. 2.
Из таблицы видно, что все внеоборотные активы составляют основные средства. Причем сумма основного капитала к 2007 г. уменьшилась на 63% или на 2829 тыс. руб.
Рассмотрим показатели состояния и эффективности использования основных средств ООО «ПАКАРТ» в 2005 — 2007 гг. Данные анализа представим в табл. 3. На основании данных таблицы можно сформулировать следующие выводы.

Таблица 2 Состав и структура внеоборотных активов в 2005-2007 гг.
Низкий показатель фондоотдачи говорит о неэффективном использовании основных средств, высокий — наоборот. В случае ООО «ПАКАРТ» коэффициент фондоотдачи за три года увеличился, это говорит о повышении эффективности использования основных средств, хотя с другой стороны это можно объяснить постепенным ростом выручки и выбытием основных средств. К концу отчетного периода у предприятия появляются долгосрочные обязательства.
Таблица 3 — Показатели состояния и эффективности использования основных средств ООО «ПАКАРТ» в 2005 -2007 гг.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Проанализируем состав и структуру оборотных средств ООО «ПАКАРТ» в таблице 4. По данным таблицы мы видим, что за анализируемый нами период сумма оборотных средств увеличилась в более чем в 4,5 раза. В 2005 году она составляла 5145 тыс. руб., а к 2007 году повысилась и стала равняться 24316 тыс. руб.

Таблица 4 Показатели состава и структуры оборотных средств ООО «ПАКАРТ» в 2005 — 2007 гг.
Наибольший удельный вес оборотных средств приходится на фонды обращения, в 2005 году они занимали 96,9%, а в 2007 году — 99,5%.
Объёмы готовой продукции и товаров для перепродажи также увеличились в 6 раз к 2007 году. В 2005 они составляли 2963 тыс. руб., а к 2007 году выросли до 18807 тыс.руб.
Производственные оборотные фонды в 2005 году составляли 161 тыс. руб., а в 2007 году стали равны 121 тыс. руб., что составляет 75,2% от 2005года. Производственные оборотные фонды включают в себя сырье и материалы.
Наибольший удельный вес производственных оборотных фондов занимают сырье и материалы, в 2005 году — 3,1% всех оборотных средств, а в 2007 году -0,5%. Но, не смотря на это, их сумма снизилась с 161 тыс. руб. до 121 тыс. руб. (на 75,2%).
Также достаточно велик был удельный вес дебиторской задолженности – 22,6% в 2005 г. и 21,7% в 2007 г. Такая величина показателя, несомненно является отрицательным фактов в деятельности, ведь всегда есть риск невозврата денег покупателями, а увеличение дебиторской задолженности связано с привлечением средств в оборот предприятия.
На основе данных составим диаграмму.
\s
Рисунок 2 — Состав и структура оборотных средств ООО «ПАКАРТ»
Проведем анализ показателей эффективности использования оборотных фондов ООО «ПАКАРТ» в табл. 5. Анализ коэффициента оборачиваемости оборотных средств показывает скорость оборота оборотных средств предприятия.
Таблица 5 — Показатели эффективности использования оборотных фондов ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
В целом из таблицы видно, что к 2007 г. наблюдается значительное увеличение периода оборота всех видов оборотных активов, что говорит о замедлении их оборачиваемости и несомненно является отрицательным фактором в деятельности предприятия.
В 2005 году коэффициент оборачиваемости оборотных средств составлял 14,5 доли, а в 2007 году снизился на 73% и стал составлять 3,9 доли. Следовательно, длительность 1 оборота оборотных средств увеличилась на 69 дней и в 2007 году составила 94 день, что в 3,8 раза больше по сравнению с 2005 годом.
Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат также снизился и стал равен 4,8 доли, то есть 17% от показателя в 2005 году. Чем ниже этот показатель, тем больше средств связано с этой наименее ликвидной статьей оборотных средств, тем менее устойчиво финансовое положение фирмы.
Длительность 1 оборота запасов и затрат повысилась в 5,8 раза и составляет 76 дней. Данное явление отражает значительное понижение деловой активности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности уменьшился по сравнению с 2005 годом (49,1 доли) и стал равен 17 доли. Это говорит о том, что в 2007 году коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составил всего 34,6% от этого показателя в 2005 году.
Это значит, что в 2005 году в среднем за 7 дня фирма получала деньги за отгруженную продукцию, а в 2007 году количество дней увеличилось до 21. Рентабельность оборотных фондов с каждым годом становится меньше. В 2007 году этот показатель стал равен 7,6%, что на 42% меньше, чем в 2005 году. Все это свидетельствует о неэффективном управлении оборотными активами, на что руководству ООО «ПАКАРТ» следует обратить самое пристальное внимание, ведь от скорости оборачиваемости активов непосредственно зависит финансовое состояние предприятия.
Далее произведем анализ отдельных статей пассива. Анализируя структуру пассивов необходимо проанализировать капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства предприятия. Для этого составим и проанализируем следующую таблицу.
На основании таблицы 6 можно сформулировать следующие выводы. Доминирующее место занимают привлеченные средства, которые в общей сумме пассивов на 2005 год составляли 64,4%, что в денежном эквиваленте равняется 6233 тыс. руб., а к концу 2007 года снизились до 19660 тыс. руб., что представляет собой 75,6% от всей суммы источников имущества. Уставный капитал в течение 3-х лет не менялся.
Таблица 6 — Состав и структура пассивов / обязательств ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
Нераспределенная прибыль в 2005 году составляла 1241 тыс. руб., а в 2007 году увеличилась до 4902 тыс. руб., что на 6% больше. Заемные средства представлены краткосрочными кредитами и займами. Они занимают 22,6% в 2005 году, и резко снизились к 2007 году до 0,6% от общей суммы пассивов/обязательств. За три года этот показатель уменьшился с 6233 тыс. руб. до 153 тыс. руб.
Итого пассивы/обязательства за анализируемый нами период увеличились в 2,5 раза. В 2005 году они составляли 9673 тыс. руб., а к 2007году стали равняться 26015 тыс. руб. Все это отображено на рис. 3.
\s
Рисунок 3 — Состав и структура пассивов ООО «ПАКАРТ» в 2005 — 2007 гг.
В целом в динамике структуры баланса ООО «ПАКАРТ» произошли следующие положительные изменения:
— рост имущества предприятия;
— прибыль – как результат финансово-хозяйственной деятельности;
— уменьшение задолженности по кредитам и займам.
К отрицательным изменениям в структуре имущества и его источников ООО «ПАКАРТ» следует отнести:
— уменьшение доли внеоборотных активов;
— слишком большой удельный вес дебиторской задолженности — отвлечение средств из оборота ООО «ПАКАРТ»;
— высокая финансовая зависимость от внешних источников финансирования;
— рост кредиторской задолженности;
— замедление оборачиваемости оборотных активов.
Исследуем процесс формирования окончательного финансового результата изучаемого предприятия.
Проведем анализ конечных финансовых результатов ООО «ПАКАРТ» в разрезе 2005 – 2007 гг. Данные показатели отображены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Сведем их в отдельную расчетную таблицу 7.
Таблица 7 — Формирование финансового результата ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.

Из табл. 7 можно сделать вывод о том, что анализируемое предприятие на протяжении трех лет активно развивалось. В 2005 году чистая прибыль ООО «ПАКАРТ» составляла 940 тыс. руб., в 2006 г. — 1518 тыс. руб., а в 2007 году — 1854 тыс. руб. Выручка от проданной продукции и себестоимость проданной продукции также увеличились вполовину и к 2007 г и составили 68989 тыс. руб. и 66294 тыс. руб. соответственно.
Вследствие этого повысилась валовая прибыль на 95%, в 2005 году она составляла 1380 тыс. руб., а в 2007 году стала равна 2695 тыс. руб., прибыль от продаж — на 95%, прибыль до налогообложения и текущий налог на прибыль — на 97%. Это явилось следствием расширения рынка сбыта, активного привлечения средств.
Из чего следует, что у предприятия ООО «ПАКАРТ» достаточно стабильные темпы роста выручки и прибыли, его финансовое состояние оценивается, как более чем устойчивое. Общество способно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.
Отразим соотношение прироста прибыли от продаж и чистой прибыли за 2005-2007 гг. на рисунке 4.
\s
Рисунок 4 — Соотношение прироста прибыли от продаж и чистой прибыли за 2005-2007 гг.

2.3 Анализ финансовой устойчивости, ликвидности платежеспособности
Экономическое и финансовое состояние предприятия за исследуемый период было достаточно стабильным. Своевременно и в полном объёме выплачивалась заработная плата работникам и перечислялись налоги.
Финансовым результатом деятельности предприятия в течение всего исследуемого периода была балансовая прибыль. Задача анализа ликвидности возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Оценим ликвидность баланса ООО «ПАКАРТ». Для этого сгруппируем активы по степени ликвидности, а пассивы — по степени срочности погашения. Для этого составим таблицу 8.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1П1; А2П2; А3П3; А4П4.
На исследуемом предприятии в течение всего периода наблюдается несоответствие первого условия абсолютной ликвидности – у ООО «ПАКАРТ» недостаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств, т.е. присутствует возможность риска недостаточной ликвидности. За счет имеющихся в наличии денежных средств, предприятие не могло погасить кредиторскую задолженность, что отрицательно характеризует его деятельность.
Нехватка абсолютно ликвидных активов на протяжении всего исследуемого периода составляла практически полную сумму краткосрочных обязательств предприятия, т.к. денежных средств было 1 тыс. руб., чего явно недостаточно для нормального функционирования и обеспечения производственной деятельности.
Второе условие ликвидности на предприятии соблюдается из-за относительно небольших значений задолженности по краткосрочным займам и кредита и достаточно большой величины дебиторской задолженности, что также отрицательно характеризует финансово-хозяйственную деятельность ООО «ПАКАРТ», т.к. большие суммы дебиторской задолженности говорят об отвлечении средств из оборота предприятия и «замораживания» их у покупателей.
Таблица 8 — Показатели ликвидности ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
Таким образом, ООО «ПАКАРТ» несет два вида потерь – «инфляционные потери» (находясь в виде дебиторской задолженности денежные средства предприятия обесцениваются в результате общеинфляционных процессов); «недополученная прибыль» (находясь в распоряжении предприятия, а не у покупателей, временно свободные денежные средства могли бы быть инвестированы в краткосрочные финансовые проекты и приносить дополнительный доход).
Причем чем больше продолжительность оборота дебиторской задолженности, тем большие потери несет предприятие, к тому же всегда есть риск невозврата денег покупателями.
Соблюдение третьего условия ликвидности на предприятии обеспечивается из-за отсутствия долгосрочных обязательств, появившихся только концу 2007 г.
Несоблюдение четвертого условия ликвидности в 2005-2006 гг. говорит о том, что вложения во внеоборотные активы ООО «ПАКАРТ» финансировалось с привлечением заемных источников, что свидетельствует о недостаточности собственных источников средств и высокой финансовой зависимости предприятия.
Из табл. 8 видно, что баланс ООО «ПАКАРТ» не является абсолютно ликвидным, так как не соблюдаются неравенства. В 2005 году предприятию не хватало быстро реализуемых активов, за счет которых могут быть погашены краткосрочные обязательства. В 2006-2007 положение нормализовалось. Из-за отсутствия денежных средств предприятие не в состоянии погасить кредиторскую задолженность по первому требованию, к тому же отсутствуют краткосрочные финансовые вложения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В 2005-2006 гг. предприятие не имело возможности за счет собственных средств планировать расходы будущих периодов. Лишь в 2007 году это стало возможным.
Чтобы установить, в каком объеме предприятие может погасить свою задолженность мгновенно, за короткий промежуток времени или в планируемом периоде, рассчитаем коэффициенты ликвидности (платежеспособности).
Из табл. 9 видно, что значения всех коэффициентов ликвидности ниже нормативных значений на протяжении всего исследуемого периода, к тому же наметилась их отрицательная динамика.
За счет абсолютноликвидных активов (коэффициент абсолютной ликвидности) ООО «ПАКАРТ» могло погасить в 2005 г. только 0,02% от суммы краткосрочных обязательств, а в 2007 г. – 0,01%.
В течение трех месяцев (коэффициент срочной ликвидности) предприятие могло погасить 32,4% и 27,4% в 2005 и 2007 гг. соответственно.
Таблица 9 — Коэффициенты ликвидности (платежеспособности) ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
За счет имеющихся у ООО «ПАКАРТ» оборотных активов предприятие могло погасить полностью кредиторскую задолженность, но в целом предприятие нельзя признать платежеспособным, кроме того, можно сделать вывод, что ООО «ПАКАРТ» постоянно испытывало нехватку денежных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности.
Таблица 10 — Показатели финансовой устойчивости ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
Следующим этапом является анализ финансовой устойчивости. Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. Данные для анализа представлены в таблице 10.
Из табл. 10 видно, что за анализируемый нами период собственные оборотные средства и наличие долгосрочных источников формирования запасов увеличились и составили 3213 тыс. руб. и 4503 тыс. руб. соответственно. Общая величина основных источников к 2007 году увеличилась на 19171 тыс. руб. и составила 24316 тыс. руб. В течение 3-х лет на предприятии наблюдается недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных источников формирования запасов.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов увеличился на 2,13 и составил 0,17. Коэффициент финансовой устойчивости в отчетном периоде увеличился на 0,11 и составил -0,63. Исходя из данных табл. 10 можно сказать, что на протяжении 3-х лет наблюдалось неустойчивое финансовое состояние предприятия. Однако, предприятие вполне может обеспечить свои запасы за счет основных источников.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств в 2007 году уменьшился и составил 4,03. Коэффициент маневренности за три года увеличился и составил 0,9.
Коэффициент маневренности собственного капитала определяется как отношение собственных оборотных средств к собственным средствам предприятия. Данный коэффициент показывает какая часть СК предприятия капитализирована, а какая вложена в оборотные активы. Отрицательные значения данного показателя свидетельствует об ухудшении структуры баланса и низком уровне финансовой устойчивости предприятия, хотя и наметилась незначительная положительная динамика.
В случае исследуемого предприятия значение коэффициента финансовой автономии слишком низкое, а значения коэффициента финансовой зависимости и особенно коэффициента финансового риска слишком большие, все это характеризует финансовое состояние ООО «ПАКАРТ» как неустойчивое. Также наметилась отрицательная тенденция в росте первого и увеличение второго и третьего показателей.
В целом же у предприятия слишком велика доля заемных источников финансирования. Кроме того, финансовая устойчивость определяется соотношением стоимости материальных оборотных средств и величины собственных и заемных источников их формирования.
При этом имеется в виду обеспеченность запасов и затрат такими источниками, как собственные оборотные средства, долгосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность только в части задолженности поставщикам, зачтенная банком при кредитовании.
На протяжении всего исследуемого периода у предприятия наблюдалась нехватка собственных оборотных средств, т.е. при финансировании основных производственных фондов и оборотных фондов производственного назначения предприятие ООО «ПАКАРТ» использовало и заемные источники финансирования, что негативно влияет на его финансовую независимость. Также наблюдался недостаток и общих источников финансирования, не взирая на появление долгосрочных обязательств. Все это отрицательно характеризует финансовое состояние предприятие и степень его платежеспособности.
В целом у предприятия наблюдается неустойчивое финансовое состояние, что подтверждает правильность выводов при анализе ликвидности. У ООО «ПАКАРТ» слишком велика доля заемных источников финансирования, что отрицательно сказывается на финансовой независимости предприятия.
Считаю необходимым провести анализ рентабельности и деловой активности, а также диагностику банкротства.
2.4    Анализ деловой активности и рентабельности, диагностика банкротства
Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической практике сравнительно недавно – в связи с внедрением методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Деловая активность субъекта хозяйствования проявляется в динамичности его развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции.
Следующей важной задачей анализа финансового состояния является исследование деловой активности. Отразим результаты в табл. 11 и проанализируем их изменения.
Оборачиваемость основных средств (фондоотдача) увеличилась в 4 раза и составила в 2007 году 40,6, что говорит о снижении издержек. Длительность одного оборота оборотных активов увеличилась на 68 дней и в отчетном году составила 94 дня.
Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей также сократилось на 32,1 и 7,8 соответственно. В 2007 году для оплаты выставленных предприятию счетов потребуется 87 дней, а дебиторскую задолженность ООО «ПАКАРТ» в состоянии погасить за 21 день.
Оборачиваемость МПЗ к 2007 году уменьшилась и составляла 4,8.Оборачиваемость собственных средств также снизилась и в 2007 году для одного оборота необходимо 22 дня, следовательно, за один календарный год собственные средства оборачиваются 17 раз.
В отчетном периоде длительность операционного цикла уменьшилась на 14 и теперь предприятию требуется в среднем 4 дня для производства, продажи и оплаты своей продукции.
Наконец, рассчитаем показатели рентабельности, которые показывают насколько была прибыльна деятельность предприятия в 2005-2007 гг.
Таблица 11 — Показатели деловой активности ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Анализ рентабельности представлен в табл. 12.
Таблица 12 — Показатели рентабельности ООО «ПАКАРТ» в 2005-2007 гг.
Рентабельность продаж увеличилась на 0,9% и в отчетном году составила 3,9%. Это свидетельствует о снижении затрат на производство при постоянных ценах, то есть о повышении спроса на продукцию ООО «ПАКАРТ». Рентабельность всего капитала фирмы показывает эффективность использования всего имущества предприятия. В отчетном периоде она незначительно уменьшилась (на 2,6%).
Увеличение рентабельности собственного капитала на 45% говорит об эффективном использовании собственного капитала. Рентабельность внеоборотных активов в 2005 году составляла 77,0%, а к 2006 году снизилась на 86,5% и составила -9,5%. Это говорит о не эффективном использовании внеоборотных активов.
Предсказание банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (и в первую очередь, в США) сразу после окончания второй мировой войны. Этому способствовал рост числа банкротств, в связи с резким сокращением военных заказов, неравномерность развития фирм, процветание одних и разорение других. Естественно, возникла проблема возможности априорного определения условий, ведущих фирму к банкротству. Известны два основных подхода к предсказанию банкротства. Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом Таффлера, (Великобритания), и другими, а также умение «читать баланс». Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.
Основным признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь. Понимание причин деловой несостоятельности и банкротства, возможных мер его осуществления и средств судебной защиты важно для финансового менеджера преуспевающего предприятия на случай, если клиенты или поставщики инициирует процедуру банкротства. Предпосылки банкротства многообразны — это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера.
Тестирование многих российских предприятий показало, что модели западных экономистов не совсем подходят для оценки риска, поэтому правильнее воспользоваться моделью отечественных экономистов.
Прогнозирование банкротства основано на оценке структуры баланса. Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является выполнение одного из условий:
— Коэффициент текущей ликвидности
— Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Произведем оценку вероятности банкротства ООО «ПАКАРТ». На основе расчетных данных заполним табл. 13.
Из данных табл.13 видно, что на отчетный период одно из условий не соблюдается, а именно коэффициент текущей ликвидности менее двух (1,5).
Таблица 13 — Вероятность банкротства ООО «ПАКАРТ» по отечественной системе показателей.
Для проверки возможности предприятия восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности со сроком 6 месяцев по формуле:
К= ,                          (11)
где    У — период восстановления платежеспособности,
Т — общая продолжительность отчетного периода (12 мес.).
КТЛ – коэффициент текущей ликвидности на начало и конец года соответственно.
Данный показатель в нашем случае равен 0,6. Следовательно, в ближайшие полгода предприятие врядли восстановит свою платежеспособность.
Следует задуматься о мероприятиях по оптимизации финансового состояния предприятия.

3       ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПАКАРТ»
3.1    Мероприятия по улучшению финансового состояния
Финансовое положение предприятия, его показатели ликвидности и платежеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие (оборотные) активы, превращаются в реальные деньги. Из всех составляющих оборотных средств наиболее весомыми являются: средства в запасах материалов и покупных изделий; средства в незавершенном производстве; средства в готовой продукции; дебиторская задолженность (сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц в итоге хозяйственных и деловых взаимоотношений с ними), или долговые права к клиентам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Одним из важнейших показателей эффективного управления оборотными средствами является высокая оборачиваемость оборотных активов. Отсюда основная задача рационального управления оборотными средствами предприятия заключается в том, что всеми силами и средствами следует сокращать период оборачиваемости оборотных средств в целом и по каждой из наиболее весомых составляющих. Показатели оборачиваемости оборотных средств имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота текущих активов при прочих равных условиях отражает повышение инвестиционной привлекательности предприятия.
Решение задачи сокращения периода оборота оборотных средств в целом заключается в снижении периода оборота каждой из наиболее весомых являющих текущих активов, то есть запасов материалов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности. Для промышленных предприятий в условиях экономики переходного периода актуальность решения задачи возрастает многократно. Дело в том, что переход к рыночным отношениям в силу ряда причин вызвал, с одной стороны, резкое снижение оборотных средств промышленных предприятий, а с другой стороны, негативно отразился на скорости их оборачиваемости. Это не могло не сказаться на финансовом положен предприятий и вызвало снижение результативности в их хозяйственной деятельности. Возникшие совершенно иные условия финансово-производственной деятельности предприятий обусловили поиск новых решений проблем управления оборачиваемостью оборотного капитала.
С помощью дебиторской задолженности стимулируется сбыт продукции и расширяется круг клиентов, поэтому она необходима ООО «ПАКАРТ». Для этого требуется:
— определить оптимальный состав и структуру дебиторской задолженности;
— определить оптимальный срок отсрочки своим покупателям;
— определить условия предоставления и срок кредита при продаже товаров;
— определить гарантии предоставления кредита;
— определить надежность покупателя или вероятность оплаты им товаров;
— определить суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю;
— определить политику сбора дебиторской задолженности;
— вводить заключаемые контракты в систему неустоек и скидок (неустойки могут быть в форме штрафов, пени или возмещения ущерба, в том числе в виде недополученной прибыли);
— в договорах отражать гарантии их исполнения со стороны третьих лиц;
— предусматривать страхование сделок;
— также, в договорах должна быть предусмотрена система скидок за досрочную оплату.
Предоставление скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;
3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Эффективное управление производственным и финансовым циклами состоит в решении совокупности следующих задач:
— сокращение производственного цикла и соответственно уменьшение периода оборота материалов, уменьшение периода оборота незавершенного производства, уменьшение периода оборота готовой продукции;
— уменьшение периода оборота дебиторской задолженности;
— уменьшение периода оборота авансов за материалы, то есть сокращение времени между оплатой материалов и их поступлением на предприятие до начала производственного цикла.
Другими словами, методы управления процессом производства должны предусматривать целую гамму финансовых и организационных воздействий. К их числу можно отнести:
— расширение фронта выполнения работ, то есть выдача в работу максимально возможной номенклатуры (составных частей) узлов и деталей с соответствующим привлечением трудовых ресурсов предприятия;
— подробный расчет трудоемкости изготовления товарной продукции и сопоставление ее с возможностями производства как по станочному парку и оборудованию, так и по численности рабочих кадров;
— обеспечение эффективной оплаты труда;
— доведение производственных заданий до рабочих мест с обозначенным размером оплаты труда за своевременное и в полном объеме выполнение;
— создание задела узлов и деталей для компенсации потерь по причине брака и в связи с отклонениями от установленных сроков по причине поломки оборудования;
— составление графика изготовления продукции и жесткий контроль его выполнения;
— оптимальный подбор квалифицированных кадров и расстановка по производственным участкам;
— внедрение и функционирование системы качества, отвечающей международным стандартам и предусматривающей материальное стимулирование за качественное выполнение работ;
— обеспечение исправного состояния и работоспособности станочного парка, оборудования и инженерных сетей предприятия;
— постоянная готовность и нормальное функционирование служб предприятия, обеспечивающих производство (центральная лаборатория, технологическая служба, подразделение главного метролога и др.).
Конечный финансовый результат деятельности предприятия — это прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода. Из баланса ООО «ПАКАРТ» видно, что прибыль до налогообложения данного предприятия с каждым годом повышалась и в 2007 году составила 2440 тыс. руб. ООО «ПАКАРТ» в 2005-2006 году не имело долгосрочных обязательств, они появились лишь в 2007 году и составили на конец года 1290 тыс. руб. Кредиторская задолженность ООО «ПАКАРТ» с каждым годом растет.
ООО «ПАКАРТ» не занимается инвестиционной и финансовой деятельностью, несомненно в современных условиях дополнительные доходы могли бы помочь предприятию упрочить свое финансовое состояние, добиться получения большей прибыли.
Таким образом, ООО «ПАКАРТ» можно предпринять следующие меры по улучшению управления потоками денежных средств:
1. Немного увеличить коэффициент ликвидности до нормального значения, что обеспечит организации ликвидность.
2. Постараться сократить сроки погашения дебиторской задолженности, используя частичную предоплату или другие методы воздействия на дебиторов (пени, штрафы, неустойки и др.).
3. Попытаться получить больше прибыли от основной деятельности. Для этого возможно расширить территорию рынка, расширив рынок сбыта на межобластном уровне, а также выделить дополнительные места для сдачи в аренду (арендная плата составляла в среднем за тот же период около 45%). Это два самых крупных источника доходов организации.
4. Направлять свободные денежные средства на финансовую деятельность. Организация практически не занимается финансовой деятельностью, которая при определенных обстоятельствах (наличии квалифицированного персонала, и др.) могла бы приносить дополнительную прибыль.
5. Основные источники расходования денежных средств — расходы на содержание помещений, инвентаря и оборудования, заработная плата и амортизация собственных основных средств. Заметим, что начисление амортизации не сопровождается реальным оттоком денежных средств. Заработная плата практически не подлежит уменьшению. Следовательно нужно попытаться снизить расходы на содержание помещений и др. активов.
Наиболее эффективным способом ускорения оборачиваемости является нормирование запасов. Поэтому ООО «ПАКАРТ» для снижения величины запасов и затрат необходимо провести инвентаризацию запасов с целью выявления в них неликвидных, но отягощающих его баланс.
Также рекомендуется, с целью изыскания дополнительных денежных средств, разработать и провести процедуры экономии текущих затрат и реструктуризацию кредиторской задолженности. Большее привлечение средств долгосрочного кредитования. Можно, получив кредит на 5-8 лет, заняться реструктуризацией производства, обновить основные средства, повысить производительность труда и качество предоставляемых услуг.
3.2    Оценка эффективности мероприятий по оптимизации финансового состояния
Балансовая прибыль на предприятии ООО «ПАКАРТ» в 2007 году значительно увеличилась по сравнению с 2005 годом на 3661 тыс. руб. Увеличению прибыли способствовали: рост цен на продукцию, увеличение объемов продаж, прочие доходы от финансовой деятельности.
Эти факторы в итоге и обусловили прибыль, как финансовый результат работы предприятия в 2007г.
За 2007 год в показателях общей рентабельности продаж по чистой прибыли наблюдался спад на 2,6%. Длительность одного оборота оборотных активов увеличилась на 68 дней и в отчетном году составила 94 дня.
Это говорит о:
— сокращении образования излишних и ненужных запасов;
— изучении платежеспособности покупателей и своевременные меры по взысканию дебиторской задолженности;
— сокращении сроков оборачиваемости по всем фазам кругооборота средств;
— правильной организации работы по материально-техническому обеспечению производства.
Рисунок 5 – План финансового оздоровления
Кроме того, я бы рекомендовала следующий план финансового оздоровления предприятия.
Таблица 14 — План финансового оздоровления предприятия
В наш план финансового оздоровления предприятия входит ликвидация дебиторской задолженности на сумму 4 450 000 рублей.
Большую часть этой суммы (3 950 000 руб.) следует взыскать с ООО «Торгопт» и ООО «Астра-плюс», поскольку эти предприятия получают продукцию от ООО «ПАКАРТ» регулярно (2-3 раза в месяц), а оплату производят 1 раз в месяц, и не по сумме поставки, а определенной округленной суммой, что и приводит к образованию такой большой дебиторской задолженности.
Руководству предприятия ООО «ПАКАРТ» следует обратить на это особое внимание и, либо ввести график платежей с более частыми оплатами покупателей (например, 4 раза в месяц), либо требовать оплаты по каждой сумме покупки.
Такая система обеспечит более регулярный приток средств на предприятие ООО «ПАКАРТ», к тому покупателям не придется мобилизовывать слишком большие суммы 1 раз в месяц (при условии еженедельной оплаты).
Также к концу 2007 г. наступил срок списания просроченной кредиторской задолженности ООО «Бумполиграф» (данное предприятие прекратило свое существование), не истребованной с 2004 г., поскольку прошло 3 года, ООО «ПАКАРТ» может списать эту сумму на свои доходы.
В результате выбытия в течение 2007 г. старого давильного пресса (была составлена в конце 2007 г. уточненная декларация по налогу на имущество) у предприятия ООО «ПАКАРТ» образовалась переплата по налогу на имущество юридических лиц в сумме 13552 руб., бухгалтером был проведен взаимозачет для уменьшения подлежащей уплате суммы налога на прибыль предприятий.
На основе предложенных мероприятий составим прогнозный баланс – таблица 15.
На основании предложенных мероприятий в прогнозный баланс внесены следующие изменения:
— применение штрафных санкций (18000) увеличит денежные средства в активе баланса и прибыль в пассиве.
— списание просроченной кредиторской задолженности увеличит прибыль.
— минимизация коммунальных платежей также уменьшит стр. «прочие кредиторы» на 3500, увеличив строку прибыли.
— уменьшение запасов на 500750 руб. приведет к незначительному росту дебиторской задолженности, увеличения суммы денежных средств и к появления краткосрочных финансовых вложений.
— проведение взаимозачета по платежам в бюджет позволит погасить задолженность по налогам и последняя составит  в 2008 г. 50 000 рублей.
Таблица 15 – Прогнозный баланс ООО «ПАКАРТ» на 2007-2008 гг. на основе изменений согласно плану финансового оздоровления
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.