Реферат по предмету "Финансы"


Анализ и оценка финансового состояния предприятия ООО Контур

Введение
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Экономическая деятельность, как и финансовое состояние предприятия, характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими экономическую деятельность, являются, во–первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во–вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Поэтому важно использовать различные модели анализа для принятия решений по оптимизации результатов деятельности предприятия.
Разработка основных направлений анализа, методического инструментария принадлежит зарубежным экономистам. В последнее десятилетие данные проблемы находят отражение и в работах отечественных экономистов: И.Т. Балабанова, В.В. Бочарова, В.В. Ковалева, М.Н. Крейниной, В.П. Привалова, Е.С. Стояновой, А.Д. Шеремета и других авторов.
Необходимость приведения в соответствие современным условиям рыночной экономики системы финансового учета, практическая потребность в исследовании финансового состояния предприятий определяют актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объект исследования – предприятие с ограниченной ответственностью «Контур». Предмет – финансовое состояние предприятия.
Цель работы – анализ и оценка финансового состояния предприятия ООО «Контур», выявление резервов и разработка рекомендаций по оптимизации управления. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение теоретических источников анализа и оценки финансового состояния предприятий; диагностики вероятности банкротства субъектов хозяйствования, антикризисного управления предприятием и проблем оптимизации этой деятельности в условиях развитых рыночных отношений.
2. Анализ и оценка финансового состояния ООО «Контур».
3. Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния ООО «Контур» и предотвращения его несостоятельности.
Достижение конечных результатов работы обусловило необходимость использования таких научных методов и методик исследования как: экономико-статистические методы; горизонтальный и вертикальный анализ баланса; метод коэффициентов (относительных показателей); методика комплексного анализа финансового состояния предприятий; методика экспресс-анализа; методы прогнозирования возможного банкротства.
Теоретической основой дипломной работы стали труды отечественных ученых-экономистов В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Е.С. Стояновой и др. Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области финансового менеджмента и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. При выполнении работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебники и учебные пособия по финансовому менеджменту, антикризисному управлению, экономическому анализу, монографии и научные статьи.
Для решения поставленных в работе задач была использована годовая бухгалтерская и финансовая отчетность ООО «Контур» за 2007–2009 гг.
1. Теоретические аспекты анализа и оценки финансового состояния предприятия
Цель и задачи анализа и оценки финансового состояния предприятия
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность. Как уже отмечалось, финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Так, Шеремет А.Д. под финансовым состоянием предприятия понимает соотношение структур его активов и пассивов, то есть средств предприятия и их источников. [40, с. 14]
Финансовое состояние предприятия – это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, – финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с контрагентами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.
Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы выполняются, то это положительно влияет на финансовое состояние предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, соблюдение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Об анализе финансового состояния, как самостоятельной области знаний, впервые заговорили в 20–30-е годы ХХ в. российские ученые А.К. Рощаковский, А.П. Рудановский, Н.А. Блатов, И.Р. Николаева, которые разрабатывали теорию балансоведения и сформировали основные постулаты финансового анализа. Поэтому анализ финансового состояния был выведен из общего экономического анализа в самостоятельную область знаний – науку «финансовый анализ».
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как самостоятельная наука возник из необходимости принятия оптимальных и прогрессивных решений для улучшения их финансового состояния. А анализ финансового состояния это одно из важнейших условий успешного управления предприятием, поскольку результаты деятельности в любой сфере предпринимательства зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. [17, с. 8–9] Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Основным содержанием анализа финансового состояния является комплексное и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия. По мнению Любушина Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г., анализ ФСП обеспечивает решение следующих задач:
1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление «болевых точек» и изучение причин их образования.
2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
3. Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. [12, с. 135]
Анализ экономической деятельности позволяет получить показатели, которые являются основой комплексного анализа и оценки предприятия как эмитента ценных бумаг и получателя кредитных ресурсов. Устойчивое финансовое состояние и хорошие финансовые результаты могут определять конкурентоспособность предприятия, гарантировать эффективность реализации интересов партнеров предприятия, вступающих с ним в финансовые отношения. Финансовое положение предприятия является результатом управления всей его финансово–хозяйственной деятельностью и определяет, таким образом, его комплексную оценку. Бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов является основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Основное требование к информации, представленной в отчетности, заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений.
В рыночной экономике финансовое состояние предприятия, по сути, отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников, но и партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые и налоговые органы. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы анализа финансового состояния предприятия для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники предприятия – для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы анализируют финансовую отчетность для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Поставщики и покупатели – для определения надежности деловых связей. Государство (налоговые органы) – для проверки правильности составления отчетных документов, расчета налогов; персонал предприятия – с точки зрения стабильности уровня заработанной платы и перспектив работы на данном предприятии.
Изучение литературных источников в области методики проведения анализа показывает, что имеется шесть основных видов анализа:
– горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции учетной информации с предыдущим периодом;
– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат;
– трендовый анализ – сравнение позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение основных тенденций динамики показателей (трендов), очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда можно формировать возможные значения показателей в будущем (перспективный анализ);
– анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями учетной информации или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей между ними;
– сравнительный анализ – по сути, внутрихозяйственный анализ по отдельным или сводным показателям цехов, других подразделений, а также анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними данными предприятия;
– факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий показатель.
Расчет показателей финансового состояния основан на сравнении предприятий по большому количеству показателей, характеризующих финансовое состояние, рентабельность и деловую активность по сравнению с условным эталонным значением, являющимся оптимальные по сравниваемым показателям. [30, с. 336] Финансовое состояние, по мнению Селезневой Н.Н. и Ионовой А.Ф., характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации. Расчет и анализ показателей финансового состояния производится по данным баланса организации в определенной последовательности. [25, с. 43] Обобщающие показатели складываются под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Различие понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка, и наоборот. Для целей анализа важное значение имеет классификация факторов, деление их на внутренние (которые в свою очередь подразделяются на основные и не основные) и внешние.--PAGE_BREAK--
Классификация факторов, определяющих финансовые показатели, является основой классификации резервов. Различают резервы: повышения объема продукции; совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции по элементам, по статьям затрат, или по центрам ответственности; повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности.
По мнению А.Д. Шеремета и Е.В. Негашева, трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
– излишек или недостаток собственных оборотных средств, равный разнице величины собственных оборотных средств и величины запасов;
– излишек (+) или недостаток (–) долгосрочных источников формирования запасов, равный разнице величины долгосрочных источников формирования запасов и величины запасов;
– излишек (+) или недостаток (–) общей величины основных источников формирования запасов, равный разнице величины основных источников формирования запасов и величины запасов. [31, с. 156]
Вычисление трех показателей обеспеченности запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. Можно выделить 4 типа финансовых ситуаций:
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости. Она задается системой условий – излишек (+) собственных оборотных средств или равенством величин собственных оборотных средств и запасов.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая его платежеспособность.
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала увеличением собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств.
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность организации и прочие оборотные активы не покрывают даже его кредиторской задолженности (включая резервы предстоящих расходов и платежей) и прочие краткосрочные пассивы. Поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором – величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансовых состояний будут: пополнение источников формирования запасов; оптимизация структуры источников формирования запасов; обоснованное снижение уровня запасов.
Результатом анализа финансового состояния, по мнению Басовского Л.Е., Басовской Е.Н., является и вывод о банкротстве предприятия. [19, с. 87]
Банкротство – это неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств. Основной признак банкротства – неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение определенного срока со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы могут обратиться в арбитражный суд о признании предприятия–должника банкротом.
Методы диагностики банкротства предполагают применение: трендового анализа обширной системы критериев и признаков; ограниченного круга показателей; интегральных показателей; рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий; факторных регрессионных и дискриминантных моделей.
1.2 Система показателей анализа и оценки финансового состояния предприятия
Рассмотрим систему показателей анализа и оценки финансового состояния предприятия. Одним из индикаторов финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Различают текущую платежеспособность, которая сложилась на текущий момент времени, и перспективную платежеспособность, которая ожидается в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Текущая (техническая) платежеспособность означает наличие в достаточном объеме денежных средств и их эквивалентов для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Отсюда основными индикаторами текущей платежеспособности является наличие достаточной суммы денежных средств и отсутствие у предприятия просроченных долговых обязательств. Перспективная платежеспособность обеспечивается согласованностью обязательств и платежных средств в течение прогнозного периода, которая, в свою очередь, зависит от состава, объемов и степени ликвидности текущих активов, а также от объемов, состава и степени готовности текущих обязательств к погашению. При внутреннем анализе платежеспособность прогнозируется на основании изучения денежных потоков. Внешний анализ платежеспособности осуществляется, как правило, на основе изучения показателей ликвидности. В экономической литературе принято различать ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность предприятия.
Под ликвидностью актива понимается способность его трансформации в денежные средства, а степень ликвидности актива определяется промежутком времени, необходимом для его превращения в денежную форму. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. При этом следует различать понятие ликвидности совокупных активов как возможность их быстрой реализации при банкротстве и самоликвидации предприятия и понятие ликвидности оборотных активов, обеспечивающей текущую платежеспособность. Здесь имеется в виду, что каждый вид оборотных активов должен пройти соответствующие стадии операционного цикла, прежде чем трансформироваться в денежную наличность. Так, например, денежные средства (ДС), вложенные в производственные запасы (П3), должны последовательно пройти стадии незавершенного производства (НП), готовой продукции (ГП), дебиторской задолженности (ДЗ) и только после этого они придут к своей исходной форме.
Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Качественное отличие этого понятия от ликвидности активов в том, что ликвидность баланса отражает меру согласованности объемов и ликвидности активов с размерами и сроками погашения обязательств, в то время как ликвидность активов определяется безотносительно к пассиву баланса. Ликвидность предприятия – более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Поэтому оценивая ликвидность предприятия надо учитывать его финансовую гибкость, т.е. способность занимать средства из разных источников, увеличивать акционерный капитал, продавать активы, быстро реагировать на конъюнктуру рынка и т.д. Таким образом, понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения. Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и НДС по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей форм расчетов. Третья группа (А3) – это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары), для трансформации которых в денежную наличность понадобится значительно больший срок. Четвертая группа (А4) – это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев.
Соответственно на 4 группы разбиваются и обязательства предприятия. П1 – наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение текущего месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили). П2 – среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка). П3 – долгосрочные обязательства (кредиты банка и займы). П4 – собственный капитал предприятия. Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1/>П1; А2/>П2; А3/>П3; А4/>П4 (1)
Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности. При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, когда недостает высоко ликвидных средств для погашения обязательств, и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоко ликвидных активов, которые, как правило, являются низко доходными, происходит потеря прибыли для предприятия.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности. Данные показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких–либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений НДС по приобретенным ценностям и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент 2.
Однако обосновать единый норматив данного показателя для всех отраслей практически невозможно, так как его уровень зависит от сферы деятельности, структуры и качества активов, длительности операционного цикла, скорости погашения кредиторской задолженности и т.д.
Если коэффициент текущей ликвидности меньше норматива, но наметилась тенденция его роста, то определяется коэффициент восстановления ликвидности (Квл) за период, равный шести месяцам. В условиях инфляционной среды во избежание искажающего воздействия инфляции при определении влияния факторов на изменение коэффициента ликвидности в расчет следует принимать не абсолютный прирост текущих активов и пассивов, а изменение их доли в общей валюте баланса.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала и от оптимальности структуры активов предприятия и, в первую очередь, от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. [28, с. 329–331] С этой целью рассчитывают следующие показатели:
1. Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) – характеризует какая часть активов сформирована за счет собственных источников:
Кск = /> (2)
2. Коэффициент концентрации заемного капитала – показывает, какая часть активов предприятия сформирована за счет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера:
Кзк = /> (3)
3. Коэффициент финансовой зависимости – показывает, какая сумма активов приходится на рубль собственных средств:
Кфз = /> (4)
4. Коэффициент текущей задолженности – показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера:
Ктз = /> (5)
5. Коэффициент устойчивого финансирования – характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников:
Куф = /> (6)
6. Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников:
Кнки = /> (7)
7. Коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников:
Кзки = /> (8)
8. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности):
Кпокр = /> (9)
9. Коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансового риска – один из основных индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в данное предприятие:
Кфл = /> (10)
10. Для характеристики структуры распределения собственного капитала рассчитывают коэффициент его маневренности – показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами: [20, с. 346–348]
Кмк = /> (11)
Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем:
а) ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
б) обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
в) пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Поэтому при внутреннем анализе осуществляется углубленное изучение причин изменения запасов и затрат, оборачиваемости оборотных активов, изменения суммы собственного оборотного капитала.
Диагностика (анализ и оценка) банкротства – это прежде всего выявление объекта исследования: показатели текущего и перспективного потоков платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Не всегда отклонение от формально предписанных значений коэффициентов свидетельствует о необходимости объявления предприятия банкротом. Нередко ликвидация должника–банкрота невыгодна ни кредиторам, ни государству. С этой целью законом предусмотрена процедура восстановления платежеспособности предприятия. [20, с. 117]
Основная задача диагностики состоит в том, чтобы своевременно обеспечить принятие таких управленческих решений, которые будут способствовать снижению влияния негативных факторов на состояние объекта. Содержание и результаты диагностических исследований позволят сделать вывод, что они являются одним из наиболее универсальных средств получения достоверной информации о состоянии и отклонениях в развитии исследуемого объекта. Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении: анализа системы критериев и признаков; ограниченного круга показателей; интегральных показателей.
В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности широко используются факторные модели известных западных экономистов разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Наибольшую известность получила модель Е. Альтмана: [22, с. 345]
Z=0,717 х1 +0,847 х2 +3,107 х3 +0,42 х4 +0,995 х5, (12)
где: х1 – собственный оборотный капитал / сумма активов;
х2 – нераспределенная прибыль / сумма активов;
х3 – прибыль до уплаты процентов / сумма активов;
х4 – балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал;
х5 – объем продаж (выручка)/сумма активов.
Константа сравнения – 1,23. Если значение Z 1,23 и более свидетельствует о малой его вероятности.
Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование российских предприятий по данным моделям показало, что они не в полной мере подходят для оценки риска банкротства отечественных предприятий из-за разной методики отражения инфляционных факторов и разной структуры капитала и различий в законодательной базе. Модель диагностики банкротства Давыдовой–Беликова имеет вид:
Z = 8,38*х1 + 1,0*х2 + 0,054*х3 + 0,63*х4, (15)
где: х1 = />; х2 = />; х3 = />; х4 = />.
Полученные значения Z-счета сравниваются со следующими критериями:
Z/>0 – max степень банкротства 90–100%;
0
0,18
0,32
Z > 0,42 – min степень банкротства 10%.
Модель диагностики банкротства Сайфулина–Кодекова имеет вид:
R = 2*х1 + 0,1*х2 + 0,08*х3 + 0,45*х4 + 1,0*х5, (16)
где х1 = />>0,1; х2 = />; х3 = />; х4 = />; х5 = />.
Если R 1 – финансовое состояние удовлетворительное.
В данных моделях весовые значения частных показателей для коммерческих организаций были определены экспертным путём, а фактический комплексный коэффициент банкротства следует сопоставлять с нормативным, рассчитанным на основе рекомендуемых минимальных значений частных показателей. Тестирование данных моделей показало, что они позволяют провести экспресс-анализ финансового состояния производственных предприятий и достаточно точно оценить степень вероятности их банкротства.
1.3 Методика анализа и оценки финансового состояния предприятия
Методическое обеспечение экономического анализа – инструмент, который необходим для наиболее эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, отрасли, региона. Основы существующего методического обеспечения разработаны более 50 лет назад, и хотя они формально постоянно совершенствуются, но не позволяют подготовить достаточно надежных рекомендаций, обеспечивающих оптимальное управление материальными и финансовыми ресурсами [14]
Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: экспресс-анализ и детализированный анализ финансового состояния. Целью экспресс-анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа профессор В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста. Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности. [16, с. 48]
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги. Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Третий этап – основной в экспресс–анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей. В.В. Ковалев предлагает проводить экспресс-анализ финансового состояния по выше изложенной методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Цель детализированного анализа – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
Рассмотрим методику, предложенную профессором В.И. Подольским. Основные этапы анализа финансового состояния предприятия, согласно этой методике: [33, с. 76–78]
1. Общая оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период:
– ознакомление с бухгалтерской отчетностью;
– техническая проверка готовности;
– составление сравнительного аналитического баланса;
– расчет удельных весов величин статей баланса за отчетный период;
– расчет изменений статей баланса к величинам на начало периода;
– расчет изменений статей баланса к изменению итога аналитического баланса.
2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия методом сравнения:
– расчет излишков или недостатков средств для формирования запасов и затрат;
– определение степени финансовой устойчивости предприятия методом коэффициентов (коэффициент автономии; коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент маневренности; коэффициент финансирования).
3. Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия:
– методом сравнения – сопоставление средств по активу с обязательствами по пассиву;
– методом коэффициентов (коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент покрытия или текущей ликвидности).
4. Анализ оборачиваемости активов предприятия:
– определение оборачиваемости активов;
– определение средней величины активов;
– определение продолжительности оборота;
– расчет показателя привлечения (высвобождения) средств в оборот.
5. Анализ дебиторской задолженности:
– расчет показателя оборачиваемости дебиторской задолженности;
– определение периода погашения дебиторской задолженности;
– определение показателя доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств;
– определение доли сомнительной дебиторской задолженности.
6. Анализ оборачиваемости товарно-материальных запасов:
– расчет показателя оборачиваемости запасов;
– определение срока хранения запасов.
7. Анализ финансовых результатов предприятия:
– оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
– количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции ряда факторов;
– расчет показателя рентабельности предприятия.
8. Оценка потенциального банкротства:
– определение признаков банкротства с помощью использования формулы «Z-счета» Е. Альтмана.
– определение признаков банкротства с помощью коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.
Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности.
Характеристику финансового состояния профессор И.Т. Балабанов предлагает провести по следующей схеме: [11, с. 66]
– анализ доходности (рентабельности);
– анализ финансовой устойчивости;
– анализ кредитоспособности;
– анализ использования капитала;
– анализ уровня самофинансирования;
– анализ валютной самоокупаемости.
Профессор Е.С. Стоянова в учебнике «Финансовый менеджмент: теория и практика» особое внимание уделяет специфическим методом анализа: это расчеты эффекта финансового рычага и операционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов. Важнейшими коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управлении по Е.С. Стояновой, являются: [26]
– коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности и чистый оборотный капитал);
– коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов и длительность операционного цикла);
– коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);
– коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);
– коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены акции и ее балансовой стоимости, доходность акции и доля выплаченных дивидендов).
По результатам анализа финансового состояния делаются выводы, на основании которых разрабатываются мероприятия по его улучшению.
Используя вышеприведенные методики, формулы и показатели, проведем анализ и оценку финансового состояния предприятия ООО «Контур».
2. Анализ и оценка финансового состояния ООО «Контур»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Контур» учреждено физическими лицами жителями г. Брянска в соответствии с Уставом общества и действующим законодательством РФ (Гражданским Кодексом РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
ООО «Контур» зарегистрировано постановлением Администрации Брянского района №605 от 12 февраля 1997 г. и расположено по адресу: 241020, г. Брянск, ул. Объездная, д. 10.
Уставный капитал ООО «Контур» полностью состоит из номинальной стоимости долей участников общества, которые не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах стоимости внесенного им вклада. Величина Уставного капитала составляет 10000 руб. и полностью внесена.
Участники общества не отвечают по обязательствам ООО «Контур» и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО «Контур», в пределах стоимости внесенного им вклада. Прибыль распределяется между участниками ООО «Контур» пропорционально их вкладам.
ООО «Контур» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, а также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Высшим органом ООО «Контур» является общее собрание его учредителей.
ООО «Контур» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом общества. Целью деятельности предприятия является получение прибыли его участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законных образований в товарах, работах, услугах, предлагаемых предприятием. ООО «Контур» для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:
– заготовка и переработка леса и древесных отходов, изготовление домиков, мебели, различных изделий из древесины и их реализация;
– организация монтажных и пуско-наладочных работ;
– сдача нежилых помещений и имущества предприятия в аренду;
– торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность;
– оптовая торговля;
– комиссионные, брокерские и иные посреднические услуги;
– строительство и эксплуатация объектов производственного и сельскохозяйственного, коммунального, социального назначения;
– проектные, дизайнерские работы;
– производство строительных изделий и конструкций;
– производство ремонта зданий, сооружений;
– работы по устройству внутренних инженерных сетей и систем: устройство систем вентиляции, прокладка внутренних систем отопления, водоснабжения, канализации, установка санитарно-технических приборов, прокладка внутренних сетей электроснабжения напряжением до 1000 вольт, устройство внутреннего электроосвещения;
– производство земляных работ;
– производство товаров народного потребления и других предметов, изделий, материалов;
– производство нестандартного оборудования и изделий по заказам предприятий и физических лиц;    продолжение
--PAGE_BREAK--
– прочие услуги и работы, оговоренные в уставе предприятия и непротиворечащие законодательству РФ.
Предметом деятельности исследуемого предприятия являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществлении деятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере. ООО «Контур» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Для осуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет в Брянском филиале банка ОАО «Брянский народный банк». Как юридическое лицо, ООО «Контур» зарегистрировано в ИМНС Бежицкого района г. Брянска, ИНН 3232012049. Структура предприятия ООО «Контур» представлена на рисунке 1.






ДИРЕКТОР
























Зам. директора по строительству
Главный бухгалтер
Главный инженер








































Бригадиры


















ПТО
Гл. механик






































Участок №1
Участок №2
Участок №3
Участок №4
диспетчерская
Бухгалтер расчетного стола
Ст. кладовщик
Бухгалтер-калькулятор
Бухгалтер-кассиро
Инженер сметчик
Инженер по производству
Инженер по ТБ
Автослесарный цех
водители
Рисунок 1 – Структура предприятия ООО «Контур»
Территория предприятия площадью 2,5 гектара полностью асфальтирована, на ней расположены:
– Контрольно-пропускной пункт, где производится осмотр технического состояния подвижного автосостава предприятия.
– Административно-хозяйственный корпус, где расположены кабинеты руководителей и инженерно-технических работников, обслуживающего персонала, а также диспетчерская.
– Здание комплексно-механизированного участка для технического ремонта и техобслуживания автомобилей и оборудования.
– Открытая стоянка для подвижного состава предприятия, а также для автомобилей сторонних организаций.
– Склады для хранения запасных частей, узлов и агрегатов, автомобильных шин, горюче-смазочных материалов.
Главным бухгалтером ООО «Контур» (Мельникова Т.А.) в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (утверждено приказом Минфина России от 20.07.94 №100) на предприятии разработана и оформлена в виде положения учетная политика организации на 2007–2008 гг. В ней отражены основные методические и организационно-технические особенности ведения учета на предприятии. Положение об учетной политике утверждено директором предприятия (Боровиков В.Е.). Остановимся на наиболее значимых моментах:
– на предприятии применяется табличная машиноориентированная форма ведения бухгалтерского учета по журнально-ордерной системе;
– инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится в последний месяц года;
– рабочий план счетов разработан на основе единого Плана счетов;
– бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;
– на предприятии ведется раздельный учет амортизируемого имущества (ОС и НМА) по критерию срока полезного использования в соответствии со ст. 257–258 НК РФ;
– имущество стоимостью до 20,0 тыс. руб. полностью включается в состав материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию независимо от срока его использования;
– амортизируемое имущество принимается к учету по первоначальной стоимости, амортизация начисляется линейным методом;
– списание покупных материалов проводится по средней себестоимости;
– транспортные расходы являются прямыми и распределяются на реализованную продукцию и остаток товара на складе по среднему проценту;
– полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ);
– расходы на производство и реализацию продукции подразделяются на прямые (материальные затраты, расходы на оплату труда, начисленная амортизация) и косвенные (прочие расходы кроме внереализационных).
После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся в наличном и безналичном виде с отражении их в ж/о №6. Основными контрагентами предприятия являются: ООО «Надин», ОАО «Навлинский ДОК», ООО «Брянсксбыт», ОАО «Брянскметаллресурсы» – покупатели услуг, материалов и деталей; ОВО при Брянском РОВД – поставщик услуг по пресечению правонарушений и преступлений в зданиях мастерских и складов. Расчеты с данными организациями подтверждаются договорами, товарно-транспортными накладными, счетами, счетами-фактурами. На конец отчетного периода имеются акты сверок по расчетам.
В соответствии с учетной политикой для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация проводится в сроки, устанавливаемые отдельными приказами.
Представим всю необходимую информацию о деятельности предприятия.
Объемы производства оказываемых предприятием услуг представлены в таблице 1. Наибольший удельный вес в общем объеме реализованных работ и услуг занимают строительно-монтажные работы, меньше всего реализуется электромонтажных и вентиляционных изделий. В целом за исследуемый период выручка предприятия выросла на 84,54%, что в абсолютном выражении составило 43323 тыс. руб.
Таблица 1 – Объемы и структура производства ООО «Контур» в 2007–2009 гг., тыс. руб.
Виды деятельности    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
138
-237
180,92
-171,74
ОИ = СД+КО
981
1424
1922
195,92
134,97
/>СОС
-555
-193
-546
98,38
282,90
/>СД
-555
-193
-546
98,38
282,90
/>ОИ
557
1093
1613
289,59
147,58
Определим тип финансовой ситуации предприятия по следующей вспомогательной таблице (если «–», то 0; если «+» то 1).
Определение типа финансовой устойчивости «Контур» 2006–2008 гг.
Период
/>СОС
/>СД
/>ОИ
Тип фин. устойчивости
Характеристика
2006
1
Неустойчивое финансовое состояние
Нарушение нормальной платежеспособности, хотя возможно ее восстановление, необходимо привлечение дополнительного финансирования.
2007
1




2008
1




Таким образом, расчеты подтверждают правильность выводов (на основе анализа структуры пассивов баланса) и свидетельствуют о неустойчивом финансовом состоянии ООО «Контур».
3. Совершенствование управления финансовым состоянием ООО «Контур»
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления финансовым состоянием предприятия
Непосредственно в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности следует особое внимание уделить проблеме получения и увеличения прибыли, как собственно основной цели деятельности любой организации, в т.ч. и ООО «Контур». Размер полученной прибыли зависит от множества факторов. Условно их можно объединить в 4 группы: объем произведенной и реализованной продукции; структура; себестоимость проданной продукции; цены реализации.
Объем производства и реализации продукции предприятие сможет увеличить при условии налаживания договорных отношений с сельскими и городскими товаропроизводителями в плане поставки им тары и тарных материалов. Отношения должны быть построены на взаимовыгодной основе. Поставщиков же необходимо находить в других районах и осуществлять закупку оборудования и техники по более низким ценам.
Предприятию важно наращивать объем производства и продажи продукции, а также нужно освоить производство таких видов продукции, как лотки хлебобулочные, поддоны, ящики для фруктов и пр. Спрос на эту продукцию постоянно высокий, а, следовательно, у предприятия может сформироваться дополнительный постоянный источник дохода.
Следует обратить внимание на реализацию ненужных основных средств, так как их содержание требует больших затрат, а дохода они не приносят в частности, у ООО «Контур» имеется мельница, которая с основным производством абсолютно не связана, постоянно бездействует и дохода не приносит.
Себестоимость продукции на предприятии незначительно, но постоянно растет, что негативно сказывается на размере полученной прибыли. Жесткий режим экономии, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь служит основой снижения себестоимости продукции.
ООО «Контур» нужно обратить особое внимание вопросам ресурсосбережения: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использование вторичного сырья; организация действенного учёта и контроля за использованием ресурсов; изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь.
Тщательный анализ таких расходов и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние анализируемого предприятия. ООО «Контур» необходимо организовать работу службы маркетинга, которая будет изучать спрос и предложение на рынке пиломатериалов и столярных изделий, уровень конкуренции в отрасли, методы и принципы установления цен. Изучение рыночной конъюнктуры и собственная ценовая стратегия позволят существенно увеличить сумму выручки от продажи продукции, а, следовательно, размер полученной прибыли.
Таким образом, все вышеизложенные аргументы позволят ускорить оборачиваемость оборотных средств, возрастёт эффективность использования капитала, появится возможность для расширенного воспроизводства и дальнейшего повышения финансовой устойчивости предприятия и его финансового состояния в целом. Указанные мероприятия не связаны ни с изменением рынка, ни с изменением продукта, они направлены на усиление позиций на рынке. Это вызвано, прежде всего, тем что:
– рынок не полностью насыщен производимой продукцией;
– возможности сбыта пиломатериалов ограничены сырьевой компонентой;
– ООО «Контур» нуждается в ритмичных поставках сырья и материалов;
– увеличение масштабов производства обеспечит стратегическое конкурентное преимущество предприятию;
Следовательно, выбранные направления развития предприятия, должны обеспечить решение комплекса выявленных в ходе анализа недостатков функционирования ООО «Контур». Еще одними из направлений формирования стратегии развития ООО «Контур» должно стать снижение себестоимости производимой продукции, внедрение системы контроля затрат и оптимизация производственно отраслевой структуры.
Эти мероприятия не требуют значительных материальных вложений и обеспечивают рациональное использование имеющихся ресурсов и резервов производства, способствуют повышению эффективности движения денежных средств.
Таким образом, оценив вероятность банкротства ООО «Контур», следует наметить мероприятия по улучшению его финансового состояния:
1. Необходимо увеличить размер абсолютно-ликвидных активов, то есть суммы денежных средств. От увеличения этого показателя зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При дефиците денежных средств снижается ликвидность и уровень платежеспособности предприятия, что приводит к росту просроченной задолженности по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда.
Можно провести следующие мероприятия по ускорению привлечения денежных средств:
– Обеспечение частичной или полной предоплаты за продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке, что обеспечит рост денежных средств предприятия на 10413 тыс. руб.
– Увеличение размера ценовых скидок при реализации продукции за наличный расчет, что в конечном итоге приводит к росту выручки за счет роста объема продаж на 15% или на 24826 тыс. руб. за счет продажи дополнительного количества лотков хлебных (6829*79,82=545,1 тыс. руб.), ящиков для фруктов (4784*165,43=791,4), деревянных поддонов (7821*375,42=2936,2) и основной продукции (пиломатериалов) на 16,5*1245,5=20553,3 тыс. руб.
– Ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности, приводящее к привлечению денежных средств в оборот предприятия и соответствующему уменьшению суммы задолженности покупателей на 5913 тыс. руб.
– Увеличение по согласованности с поставщиком сроков предоставления товарного кредита.
– Реструктуризация полученных кредитов путем перевода долгосрочных в краткосрочные.
– Продажа или сдача в аренду неиспользуемых основных средств (52 кв. м.), что позволит увеличить сумму прочих доходов предприятия на 52*100*12 = 62,4 тыс. руб.
– Снижение суммы постоянных издержек предприятия и уровня переменных издержек.
– Проведение эффективной налоговой политики.
– Использование метода ускоренной амортизации.
2. Уменьшить величину внеоборотных активов.
– слишком большая доля внеоборотных активов символизирует отвлечение средств из оборота предприятия в более низколиквидную форму, чем например краткосрочные финансовые вложения;
– ликвидация основных средств (9,75%) на 16864 тыс. руб. даст рост запасов (металлолом) на такую же сумму, соответственно разница между суммой реализованных запасов и остаточной стоимостью ликвидированных основных средств обеспечит рост прочих доходов предприятия на 3165 т. р.    продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Соотношение собственного и заемного капитала было неприемлемым на протяжении всего исследуемого периода. Для улучшения всей структуры имущества и средств ООО «Контур» необходимым условием является изыскание для этого средств на наиболее выгодных условиях. Основным таким источником является прибыль, источниками резервов повышения прибыли и рентабельности являются:
– Увеличение объема продажи продукции.
– Повышения качества продаваемой продукции.
– Повышение цен.
– Поиск более выгодных рынков сбыта
– Оптимизация сроков продаж.
– Снижение коммерческих расходов.
– Снижение себестоимости продукции.
4. Снижение себестоимости продукции возможно за счет следующих мероприятий:
– Снижение норм расхода сырья и материалов.
– Экономия в результате замены одних видов сырья, материалов, топлива, другими, более прогрессивными.
– Сокращение потерь от брака, боя и отходов производства
– Повышение производительности труда.
– Оптимизация расходов на оплату труда.
– Повышение качества продукции.
– Снижение расходов на аренду и содержание зданий, складов, оборудования.
– Повышение технического уровня производства.
– Снижение расходов на электроэнергию.
– Более рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
– Сокращение транспортных расходов за счет более экономичного вида транспорта.
Для того, чтобы придать балансу ООО «Контур» большую ликвидность, необходимо увеличить денежные средства на столько, чтобы, они превышали наиболее срочные обязательства, то есть кредиторскую задолженность, тогда будет выполняться первое неравенство и баланс можно будет оценить как ликвидный. Также необходимо увеличить долю собственных средств, чтобы она превышала труднореализуемые активы.
В этом случае у нас будут выполнятся все четыре неравенства и баланс можно будет организовать как абсолютно ликвидный. А ликвидность баланса – это основа платежеспособности, иными словами способ поддержания платежеспособности. Если в дальнейшем ситуация по соотношению денежных средств и краткосрочных обязательств не изменится, то предприятие утратит свою платежеспособность и гарантии покрытия долгов не будет, и даже избыток запасов не сможет этому помочь, поскольку менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные
Для реорганизации существующей структуры управления ООО «Контур» можно предложить следующие рекомендации:
– создание гибкой, имеющей определённую степень самостоятельности финансовой службы для решения задач в области управления финансами предприятия. Это достигается организацией службы, в компетенции которой будут находится вопросы обеспечения финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности ООО «Контур», организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами, обеспечение своевременности платежей и др.;
– чёткое разделение функций финансовой службы и бухгалтерии;
– создание полноценной службы работы с персоналом под началом директора по персоналу, особенно в части мотивации и аттестации персонала, а также поиска и подготовки высококвалифицированных кадров.
Учитывая результаты анализа финансового состояния предприятия и диагностики вероятности банкротства, в данной части работы были определены пути финансового оздоровления ООО «Контур» и проведена экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий. Указанные мероприятия направлены на усиление позиций на рынке. Это вызвано, прежде всего, тем что:
– рынок не полностью насыщен производимой продукцией;
– возможности сбыта пиломатериалов ограничены сырьевой компонентой;
– увеличение масштабов производства обеспечит стратегическое конкурентное преимущество предприятию;
Предприятию важно наращивать объем производства и реализации продукции, а также нужно освоить производство таких видов продукции, как лотки хлебобулочные, поддоны, ящики для фруктов и пр. Спрос на эту продукцию постоянно высокий, а, следовательно, у предприятия может сформироваться дополнительный постоянный источник дохода.
Себестоимость продукции на предприятии незначительно, но постоянно растет, что негативно сказывается на размере полученной прибыли. Жесткий режим экономии, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь служит основой снижения себестоимости продукции.
Антикризисные мероприятия
расширение рынка сбыта продукции (открывающиеся гипермаркеты, сельскохозяйственные предприятия);
введение новых видов продукции (лотки хлебобулочные, поддоны, ящики для фруктов и пр.);
использование вторичного сырья, переработка отходов;
сдача в аренду неиспользуемых площадей.
Мероприятия по улучшению финансового состояния
Обеспечение частичной или полной предоплаты за продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке;
Увеличение размера ценовых скидок при реализации продукции за наличный расчет, что в конечном итоге приводит к росту выручки за счет роста объема продаж;
Ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности, приводящее к привлечению денежных средств в оборот предприятия;
Реструктуризация полученных кредитов путем перевода долгосрочных в краткосрочные.
Продажа или сдача в аренду неиспользуемых основных средств (52 кв. м.), что позволит увеличить сумму прочих доходов предприятия;
Ликвидация изношенных основных средств
ООО «Контур» нужно обратить особое внимание вопросам ресурсосбережения: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использование вторичного сырья; организация действенного учёта и контроля за использованием ресурсов; изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь.
Тщательный анализ таких расходов и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние анализируемого предприятия. ООО «Контур» необходимо организовать работу службы маркетинга, которая будет изучать спрос и предложение на рынке пиломатериалов и столярных изделий, уровень конкуренции в отрасли, методы и принципы установления цен. Изучение рыночной конъюнктуры и собственная ценовая стратегия позволят существенно увеличить сумму выручки от реализации продукции, а, следовательно, размер полученной прибыли.
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий
Непосредственно в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности следует особое внимание уделить проблеме получения и увеличения прибыли, как собственно основной цели деятельности любой организации, в т.ч. и ООО «Контур». Главным источником накопления оборотных средств, обновления и расширения производственного потенциала в целом является прибыль. Прибыль предприятий – это основной источник укрепления финансового состояния предприятий. Размер полученной прибыли зависит от множества факторов. Условно их можно объединить в 4 группы:
– объем произведенной и реализованной продукции;
– структура реализованной продукции;
– себестоимость реализованной продукции;
– цены реализации.
Объем производства реализации продукции это предприятие сможет увеличить при условии налаживания договорных отношений со строительными организациями, поставщиками сырья и техники. Отношения должны быть построены на взаимовыгодной основе. Поставщиков необходимо находить в других районах и осуществлять закупку оборудования и техники по более низким ценам. Предприятию важно наращивать объем производства и реализации продукции, а также нужно освоить производство таких продуктов как производные смеси для моноблочной заливки, в силу развития нового способа строительства. Спрос на эти продукты постоянно высокий, а следовательно у предприятия может сформироваться дополнительный постоянный источник дохода.
Для обновления устаревшего оборудования и приобретения нового ООО «Контур» необходимо широко использовать лизинг. Лизинг не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и является одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволит оперативно обновлять оборудование и вести механическое перевооружение производства. Кроме того, целесообразно использовать кредиты под низкие проценты, поскольку это будет способствовать финансовому оздоровлению предприятия. Следует обратить внимание на реализацию неиспользуемых основных средств, т. к. их содержание требует больших затрат, а дохода они не приносят, в частности, у ООО «Контур» имеются старые бетономешалки и мостовой кран, который с основным производством не связан, бездействует и дохода не приносит.
Особого внимания заслуживает качество реализуемой продукции. Себестоимость продукции на предприятии незначительно, но постоянно растет, что негативно сказывается на размере полученной прибыли. Жесткий режим экономии, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь служит основой снижения себестоимости продукции.
ООО «Контур» нужно обратить особое внимание вопросам ресурсосбережения: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использование вторичного сырья; организация действенного учёта и контроля за использованием ресурсов; изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь. Расходы и потери следует систематизировать и вести их учёт по следующим группам:
– от брака или снижения качества продукции;
– от утраты выгодных рынков сбыта;
– от неполного использования производственных мощностей;
– от простоев всех видов ресурсов, в т.ч. и денежных;
– от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;
– от порчи и недостачи материальной и готовой продукции;    продолжение
--PAGE_BREAK--
– от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины
– от списания невостребованной, просроченной дебиторской задолженности.
Тщательный анализ таких расходов и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние анализируемого предприятия. ООО «Контур» необходимо организовать работу службы маркетинга, которая будет изучать спрос и предложение на рынке строительства, уровень конкуренции в отрасли, методы и принципы установления цен. Изучение рыночной конъюнктуры и собственная ценовая стратегия позволят существенно увеличить сумму выручки от реализации продукции, а, следовательно, размер полученной прибыли. Таким образом, все вышеизложенные аргументы позволят ускорить оборачиваемость оборотных средств, возрастёт эффективность использования капитала, появится возможность для расширенного воспроизводства и дальнейшего повышения финансовой устойчивости предприятия и его финансового состояния в целом.
Рассмотрим возможный вариант увеличения прибыли (табл. 16) за счёт наращивания объема производства и реализации продукции на 15%, снижение себестоимости продукции на 10% и роста цен на 5%.
Согласно произведённых расчётов наращивание объема производства и реализации продукции на 15% даёт возможность предприятию увеличить прибыль на 5438 тыс. руб. Совершенствование структуры реализованной продукции, произойдет если предприятие отдаст предпочтение более выгодным доходным видам выпускаемой продукции. Повышение цены реализации всего лишь на 5%, позволит увеличить прибыль на 5438 тыс. руб. Снижение себестоимости на 10% будет способствовать увеличению прибыли на 695 тыс. руб. Общая сумма увеличения прибыли составит 4555 тыс. руб.
В принципе эти цели вполне достижимые и для их реализации предприятию нужно переходить на качественно новый уровень бизнес-планирования, анализа финансового состояния и управления финансами. Создание надёжной и гибкой системы управления финансами позволит организовать на нужном уровне и в тесном взаимодействии производственные, маркетинговые, сбытовые и другие службы предприятия, а финансовое состояния улучшится.
Таблица 16 – Расчет и анализ влияния факторов на размер прибыли
Показатели
2008 г.
Прогнозируемая продукция по ценам и себестоимости 2008 г.
Прогнозируемая продукция на 2009 г.
Себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.
93181
83863
88056
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
94570
108756
114194
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
1389
24893
26138
Отклонения – всего
В т.ч. за счёт изменения
а) объёма реализуемой продукции
б) структуры реализуемой продукции
в) цены реализации
г) себестоимости реализуемой продукции




23504


5438
8933
5438
3695
На основании результатов анализа финансового состояния, проведенного в работе можно предложить мероприятия по оптимизации финансового состояния ООО «Контур»:
– провести нормирование запасов по методике АВС, с целью их оптимизации, а также реализация залежалых, испорченных и бракованных как запасов, так и готовой продукции, с возможной переработкой;
– ускорение оборачиваемости средств в дебиторской задолженности: сокращение отсрочки платежа покупателям, встроенные юридические стабилизаторы в договоры поставки продукции ООО «Контур» (штрафы, пени, неустойки, залог, банковская гарантия, факторинг);
– реализация продукции предприятия с разработанной системой скидок, расширение рынков сбыта;
– обеспечение доходного выбытия объектов основных средств, не используемых в производстве, устаревших, поломанных, бракованных, применение лизинга;
– применение метода ускоренной амортизации (учетная политика).
Заключение
Финансовый анализ в системе управления предприятием в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:
– оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;
– оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
– выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
– спрогнозировать положение предприятия на рынке.
В работе был проведен анализ финансового состояния предприятия. При этом были разработаны мероприятия по финансовому оздоровлению:
– провести нормирование запасов по методике АВС, с целью их оптимизации, а также реализация залежалых, испорченных и бракованных как запасов, так и готовой продукции, с возможной переработкой;
– ускорение оборачиваемости средств в дебиторской задолженности: сокращение отсрочки платежа покупателям, встроенные юридические стабилизаторы в договоры поставки продукции ООО «Контур» (штрафы, пени, неустойки, залог, удержание, банковская гарантия, факторинг);
– реализация продукции предприятия с разработанной системой скидок, расширение рынков сбыта;
– разработка инвестиционных проектов, что особенно актуально на рынке строительных материалов с появлением нового способа строительства – моноблочной заливкой, модернизация оборудования;
– обеспечение доходного выбытия объектов основных средств, не используемых в производстве, устаревших, поломанных, бракованных;
– применение метода ускоренной амортизации (учетная политика).
Список используемой литературы
Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализы: учебник.».– М.: Финансы и статистика, 2006 – 288 с.
Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?». – М.: Финансы и Статистика, 2004 – 223 с.
Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Под. Ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА – М, 2002. – 222 с.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА – М, 2002. – 215 с.
Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. – М.: ИНФРА М: 2002. – 412 с.
Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ: СПб – Питер, 2005. – 340 с.
Бухалков В.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА–М, 2000. – 392 с.;
Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебное пособие / Под. Ред Гиляровскаой Л.Т. – 2 – е издание, доп. М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2004. – 659 с.
Ермолович Л.Л., Сивчук Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Ермолович Л.Л. Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 222 с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.
Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности»– М.: Финансы и статистика,2000 – 432 с.
Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2001. – 400 с.;
Курс экономики: учеб./под ред. Б.А. Райзенберга – М.: ИНФРА–М, 2001. – 716 с.;
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 389 с.
Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия. Учеб. пособ. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 359 c.
Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент: Уч. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001, – 269 с.;
Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 360 с.
Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс лекций. М.: Юрайт–Издат, 2003. – 220 с.
Савицкая Г.В Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА – М, 2001. – 288 с.
Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. – 10-е изд., – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент Учебник для вузов М.: Перспектива 2005 – 425 с.
Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. «Экспертная диагностика и аудит финансово–хозяйственного положения предприятия». – М.: Перспектива, 1996 – 432 с.
«Финансовый менеджмент: теория и практика»/ Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2003 – 463 с.
Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово–хозяйственной деятельности Учебник М.: ИНФРА – М, 2005. – 350 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.