Реферат по предмету "Финансовые науки"


Характеристика финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов

Кыргызско-РоссийскийСлавянский Университет
Кафедра: Финансыи кредит
Курсовая работа
на тему: Характеристикафинансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов
Введение
Непосредственнымобъектом исследования в курсовой работе служит финансовый рынок и его роль вмобилизации и перераспределении ресурсов в национальной экономике КыргызкойРеспублики.
Цель работы всоответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изученияисточников правового, статистического, методического и учебного характера.
Для достиженияпоставленной цели предполагается решить такие задачи:
Ø обобщитьосновные теоретические понятия и нормативные положения, связанные с финансовымрынком;
Ø датьмакроэкономическую иллюстрацию общих тенденций развития финансового рынка;
Ø перечислитьосновные мероприятия дальнейшего регулирования операций на финансовомнациональном рынке.
Объект работы — финансовый рынок Кыргызкой Республики.
Рынок – этовзаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своихдействиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы;посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственныеучреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынокспособствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем иструктуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточныхнеконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбиратьрациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономическойинформации. Рынок подразделяется на: рынок продовольственных и промышленныхтоваров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынокрабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта,рынок денег, валюты, ценных бумаг (финансовый рынок или рынок ссудныхкапиталов).
Необходимо иметь ввиду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежныхстранах не может стать полностью адаптирована к условиям и возможностямКыргызкой Республики. Для их активного развития в Кыргызкой Республике должнабыть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровнегосударственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов иконсультантов. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынковза рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В КыргызкойРеспублике финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее вусловиях массового преобразования государственных предприятий в акционерныеобщества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качествеисточника расширенного воспроизводства. В Кыргызкой Республике рынокгосударственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансовогорынка. Это вполне нормальный этап в развитии экономики. Следующие будутзависеть от готовности Кыргызской Республики к их появлению.
1. Теоретическиеосновы функционирования финансового рынка1.1 Понятие и функции финансовогорынка
Финансовый рынок — этомеханизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощипосредников на основе спроса и предложения на капитал, т.е. это механизмперераспределения денежных средств субъектов экономических отношений. У однихсубъектов потребность в деньгах в течение какого-то периода оказывается большеимеющейся суммы денежных средств, у других — наоборот. Такое несовпадение суммысобственных денежных средств с потребностью в них объективно способствуетвременному перераспределению свободных денег от их владельцев к пользователямна определенных взаимовыгодных условиях.
Финансовый рынокпредставляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовымиинструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредитаи мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты,направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаромвыступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынокпредназначен для установления непосредственных контактов между покупателями ипродавцами финансовых ресурсов1.
Задача финансовыхрынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствамимежду покупателями и продавцами ресурсов через финансовый рынок (рис 1.1).
В экономике постоянно происходит кругооборотфинансовых ресурсов, субъектами которого являются домашние хозяйства (хозяйстваграждан и их семей), предприятия, государство и различные финансовые институты— посредники (рис. 1.2.).
Функциифинансового рынка:
· Мобилизациявременно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
· Эффективноеих размещение,
· Финансированиевоспроизводственного процесса;
· Повышениеэффективности экономики в целом;
· Мониторингиспользования средств по проекту;
· Обеспечениевыполнения контрактов (возврат средств);
· Передача,разделение, агрегирование, диверсификация рисков.
· Обеспечениемаксимальных доходов владельцам свободных финансовых ресурсов,
· Цивилизованноефинансирование бюджетного дефицита,
· Являетсяновым рыночным механизмом перераспределения финансовых ресурсов междуотраслями, территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетномумеханизму. 1.2 Структура финансового рынка
В зависимости от целейанализа, а также от особенностей развития отдельных сегментов финансового рынкасуществуют разные подходы к классификации финансовых рынков.[2]
Валютный рынок – эторынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. Квалютным ценностям относятся иностранная валюта (денежные знаки (банкноты,казначейские билеты, монеты, являющиеся законным платежным средством)).
Объект валютного рынка– любое финансовое требование, обозначенное в валютных ценностях. Субъектывалютного рынка осуществляют следующие виды операций: передача покупательной способности,хеджирование (страхование валютных позиций), спекуляция (выгода от ожиданияизменений валютных курсов).
Рынок золота – этосфера экономических отношений, связанных с куплей – продажей золота как с цельюнакопления и пополнения золотого запаса станы, так и для организации бизнеса и(или) промышленного потребления.
В основе наиболееобщего деления финансовых рынков на рынки денежных средств и рынки капиталалежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практикеразвитых стран считается, что если срок обращения финансового инструментасоставляет не менее одно года, то это инструмент денежного рынка, а если болеодного года то это инструмент рынка капитала.
Денежный рынокпредставляет собой финансовый рынок, предназначенный для осуществления операцийпо предоставлению и заимствованию денежных средств на короткий срок.
Дисконтный рынок – эторынок на котором продаются и покупаются векселя. Этот рынок играет особую рольв денежно – кредитном регулировании экономики, а его значение заключается вобеспечении равномерного притока денег в экономику. Операторами дисконтныхрынков являются центральный банк и коммерческие банки.
Рынок межбанковскихкредитов – это рынок, на котором коммерческие банки кредитуют друг друга.Межбанковские кредиты предоставляются в форме продажи излишка средствкоммерческого банка на резервном счете в центральном банке.
Рынок депозитныхсертификатов. Депозитный сертификат – это свидетельство о крупных срочныхвкладах в банках и являются ценной бумагой.
Рынок капиталовохватывает среднесрочные и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Онподразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала. Рынок капиталовслужит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов дляправительств, корпораций и банков.[3]
На рынке ссудногокапитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые наусловиях срочности, возвратности и платности. Они включают в себя рынокдолгосрочных банковских ссуд.
На рынке ценных бумагвыпускаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители(сертификаты, купоны и т.п.).
В зависимости от сроковсовершения операций с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется наспотовый и срочный. На спотовом рынке обмен ценных бумаг на денежные средстваосуществляется во время сделки. На срочном рынке осуществляется торговлясрочными контрактами.
В зависимости от форморганизации совершения сделок с ценными бумагами рынок ценных бумагподразделяется на биржевой и внебиржевой. Биржевой рынок представляет собойсферу обращения ценных бумаг в специально созданных финансовых институтах дляорганизованной систематической продажи и перепродажи ценных бумаг. Внебиржевойрынок ценных бумаг представляет собой систему крупных торговых площадок,осуществляющих торговлю многими видами ценных бумаг.
Форвардный рынок – эторынок, на котором стороны договариваются о поставке имеющихся у них вдействительности ценных бумаг с окончательным расчетом к определенной дате вбудущем.
Фьючерсный рынок – эторынок, на котором производится торговля контрактами на поставку в определенныйсрок в будущем ценных бумаг или других финансовых инструментов, реальнопродаваемых на финансовом рынке.
Опционный рынок – это рынок,на котором производится купля-продажа контрактов с правом купли — продажиопределенных финансовых инструментов по заранее установленной цене до окончаниясрока его действия.
Рынок свопов – эторынок прямых обменов контрактами между участниками сделки с ценными бумагами.1.3 Инструменты финансового рынка
Финансовый рынокпредставляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовымиинструментами. На этом рынке происходит мобилизация капитала и свободных денежныхресурсов. Основную pоль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потокиденежных средств от собственников к заемщикам.
Инструменты денежногорынка служат в первую очередь для обеспечения ликвидными средствамигосударственных организаций и сферы бизнеса, тогда как инструменты рынкакапитала связаны с процессом сбережения и инвестирования.
К инструментамденежного рынка относятся: депозитный сертификат, казначейские векселя,краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты.
Депозитный сертификат — письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств,удостоверяющее право вкладчика или его правопреёмника на получение по истеченииустановленного срока суммы вклада и процентов по нему. Это обязательство повыплате размещенных депозитов юридических лиц (депозитный сертификат),сберегательных вкладов (сберегательный сертификат). То есть депозитныйсертификат – это ценная бумага. Различаются депозитные сертификаты довостребования и срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегосяпроцента. Депозитные сертификаты повсеместно принимаются инвесторами,различными компаниями и учреждениями.
Казначейские векселя –это ценная бумага, выпускаемая государственным органом. На территории КыргызкойРеспублики реализуются ГКВ – государственные казначейские векселя. ГКВ — краткосрочные (3, 6, 12 месяцев) дисконтные государственные ценные бумагиПравительства Кыргызской Республики. Номинал 1 ГКВ — 100 сом. Эмитентом ГКВявляется Министерство финансов Кыргызской Республики. Национальный банкКыргызской Республики (НБКР) — генеральный агент по обслуживанию выпусков ГКВ.Размещение выпусков ГКВ производится еженедельно через аукционы проводимыеНБКР. Право участия в аукционах имеют прямые участники (первичные дилеры — коммерческие банки-резиденты Кыргызкой Республики, финансово-кредитныеучреждения и др., заключившие договор с НБКР).
Краткосрочные исреднесрочные банковские кредиты – это кредиты (до 1 года) предоставляемыекоммерческими банками предоставляемые для обеспечения ликвидными средствамисферу бизнеса и т.п.
К инструментам рынкакапитала относятся: акции, долгосрочные облигации, долгосрочные банковскиекредиты.
Акция представляетсобой ценную бумагу, выпускаемую акционерными обществами, коммерческимибанками, биржами, концернами, корпорациями, фирмами, другими предприятиямиразных форм собственности, без установленного срока обращения, удостоверяющуювнесение средств на цели их развития или членство в акционерном обществе идающую право её владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда.
Существуют два видаакции это простые и привилегированные акции. Привилегированные акции даютакционерам преимущественное право на получение более высоких дивидендов, атакже на распределение имущества в случае ликвидации акционерного общества.Однако привилегированные акции не дают права на участие в управлении. Попривилегированным акциям дивиденды выплачиваются в размере не менее заранееустановленного твёрдого процента к их номинальной стоимости независимо от суммыполученной акционерным обществом прибыли в соответствующем году. По обычнымакциям акционерных обществ дивиденды выплачиваются за счёт прибыли, остающейсяпосле уплаты в бюджет налогов и других платежей, выплаты процентов по кредитамбанков и облигациям, пополнения резервных фондов, отчислений на расширениепроизводства или, к примеру, на накопления.
Облигации – ценнаябумага, удостоверяющая факт внесения ее владельцем денежных средств иподтверждают обязательство возвратить ему номинальную стоимость этой ценнойбумаги по истечении указанного в ней срока. До истечении срока владелецоблигации не имеет права требовать у эмитента возврата ее номинальнойстоимости, но имеет право на получение процентов.
В зависимости отэмитента различают государственные и корпоративные облигации. На территорииКыргызкой Республики реализуются ГКО – государственные казначейскиеобязательства. ГКО — долгосрочные государственные ценные бумаги ПравительстваКыргызкой Республики с процентным доходом (купоном) и сроком обращения свыше 1года. Номинальная стоимость 1 ГКО и параметры выпуска определяются эмитентом вмомент выпуска ГКО. Эмитентом ГКО является Министерство финансов КыргызкойРеспублики. Национальный банк Кыргызкой Республики (НБКР) — генеральный агентпо обслуживанию выпусков ГКО.
Существуют основныевиды облигаций. Обычная облигация. Предлагая ее, эмитент указывает ежегодныйпроцент, который должен выплачиваться в течение зафиксированного периода.Прибыльные облигации. Их владелец получает не заранее обусловленный процент, апроцент от прибыли. Конвертируемые облигации. Они обладают одним принципиальнымсвойством: правом обмена на акции.
Долгосрочные банковскиекредиты – это кредиты коммерческих или инвестиционных банков предоставляемые сцелью инвестирования.
Финансовый рынок — этомеханизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощипосредников на основе спроса и предложения на капитал, т.е. это механизмперераспределения денежных средств субъектов экономических отношений.
Основные функциифинансового рынка:
· Мобилизациявременно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
· Являетсяновым рыночным механизмом перераспределения финансовых ресурсов междуотраслями, территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетномумеханизму.
Финансовый рынок состоитиз: валютного рынка, рынка золота, денежного рынка и рынка капиталов. В своюочередь денежный рынок состоит из рынка депозитных сертификатов, дисконтногорынка и рынка межбанковских кредитов. Рынок капиталов состоит из рынка ссудныхкапиталов и рынка ценных бумаг (фондового рынка), который включает рыноксвопов, фьючерсов, опцион и форвардный рынок.
Инструменты денежногорынка служат в первую очередь для обеспечения ликвидными средствамигосударственных организаций и сферы бизнеса. К инструментам денежного рынкаотносятся: депозитный сертификат, казначейские векселя, краткосрочные исреднесрочные банковские кредиты.
Инструменты рынкакапитала связаны с процессом сбережения и инвестирования. К инструментам рынкакапитала относятся: акции, долгосрочные облигации, долгосрочные банковскиекредиты.
2.  Анализ состояния финансового рынка КыргызкойРеспублики
финансовый рынок кредит депозит2.1 Особенности формирования финансового рынка Кыргызкой Республики
Формированиефинансового рынка Кыргызкой Республики непосредственно связано с переходомотечественной экономики на русло рыночных отношений и со становлениемфинансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор,по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Безусловно такаяситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельныхсегментов финансового рынка.
С организационной точкизрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовыхинститутов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю – продажуфинансовых инструментов.
Главное назначениефинансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплениймежду конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложнокак в силу объективных, так ив субъективных причин, поскольку должныучитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участниковфинансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.[4]
Основными институтами финансовогорынка являются Национальный банк Кыргызкой Республики (НБКР) и кредитныеорганизации (коммерческие банки, специализированные кредитные организации),фондовые организации.
Реформирование всейфинансовой системы Кыргызкой Республики имело общие для всех стран с переходнойэкономикой цели.
Во – первых, созданиенезависимого от правительства Национального (центрального) банка. Статус,задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национальногобанка Кыргызкой Республики законодательно определены Конституцией КыргызкойРеспублики и Законом Кыргызкой Республики «О Национальном банке КыргызкойРеспублики» от 29 июля 1997 года.
Национальный банкКыргызкой Республики выполняет следующие основные функции:
· проведениесамостоятельной денежно – кредитной политики, направленной на созданиедостаточного денежного предложения и кредита для обеспечения полной занятости истабильности цен в экономике;
· регулированиеи контроль за деятельностью коммерческих банков;
· поддержаниестабильности самой финансовой системы и регулирование систематического риска,который может возникать на финансовых рынках;
· оказаниеопределенных финансовых услуг правительству, населению, компаниям и финансовыминститутам.
Во – вторых, созданиесистемы коммерческих банков, которые бы выполняли нормальные функции,свойственные финансовым посредникам. Важнейшей из них являются аккумуляция сбереженийи превращение их в инвестиции с минимальными издержками, где население икомпании опосредованно участвуют в кредитовании экономики. Основнымиспециальными Законами, регулирующими банковскую деятельность являются ЗаконыКыргызкой Республики «О банках и банковской деятельности в КыргызкойРеспублике». Закон Кыргызкой Республики «О банках и банковскойдеятельности в Кыргызкой Республике» разграничил понятия депозита ивклада, установил структуру банковской системы республики, определил основныевопросы, связанные с созданием и деятельностью коммерческих банков,взаимодействия банков с органами государственной власти.
В – третьих, созданиеорганизованных рынков ценных бумаг (Закон о рынке ценных бумаг от 21 июля 1998г.), призванных аккумулировать свободные ресурсы и позволяющих населению идругим экономическим агентам осуществлять прямое кредитование реальногосектора. Формирование рынка ценных бумаг (РЦБ) в Кыргызстане происходило вусловиях длительного падения производства, распада хозяйственных связей,разложения финансовой системы, полного отсутствия опыта рыночныхвзаимоотношений и отсутствия соответствующей законодательной базы. Основойстановления рынка ценных бумаг стала Правительственная программа приватизации иразгосударствления государственной собственности. В целях регулирования рынкаценных бумаг и осуществления контроля за деятельностью акционерных обществ, попостановлению Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 1991 № 323 былосоздано Государственное Агентство по надзору за операциями с ценными бумагамипри Кабинете Министров Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш КыргызскойРеспублики в декабре 1991 принял Закон Кыргызской Республики «О ценныхбумагах». В Кыргызстане рынок корпоративных ценных бумаг контролируетсяНациональной комиссией по рынку ценных бумаг при Правительстве КыргызскойРеспублики. В настоящее время центральным звеном в раз витии рынка ценных бумагявляется Кыргызская фондовая биржа (КФБ). В Кыргызстане фондовая биржа былаучреждена в июле 1994 и начала свою деятельность как Центр торговли купонами,где цены на приватизационные купоны складывались в зависимости от спроса ипредложения, а 25 мая 1995 официально была открыта Президентом КыргызскойРеспублики как Кыргызская фондовая биржа. КФБ является частной, некоммерческойорганизацией. На сегодняшний день в Кыргызской Республике в качествеорганизаторов торговли функционируют Кыргызская фондовая биржа (КФБ), Биржеваяторговая система (БТС) и Central Asian Stock Exchange(CASE).
В – четвертых, созданиеразветвленной системы небанковских финансовых посредников, облегчающих процесскредитования в экономике. К ним относятся все виды финансовых посредников, неподпадающих под определение коммерческих банков депозитного типа. В них можновыделить несколько крупных групп. Первая — это финансовые организации, каккредитные союзы, разного рода финансовые компании лизинговые, факторинговыекомпании. Вторую группу составляют так называемые институциональные инвесторы:негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, паевые фонды. К третьейгруппе относятся инвестиционные банки. Анализ состояния финансового рынка КыргызкойРеспублики за 2009 год.
Рынок государственныхценных бумаг
В 2009 году на рынкегосударственных ценных бумаг обращались следующие виды ценных бумаг:
· государственныеказначейские векселя (ГКВ), ноты НБКР, государственные казначейскиеобязательства (ГКО);
· государственныеценные бумаги урегулирования – ГКВ(у) и ГКО(у), государственные казначейские облигации;
· простыеи переводные векселя, муниципальные ценные бумаги.
Их общий объем вобращении на конец года составил 9,1 млрд. сомов по сравнению с объемом на конец2005 года (5,8 млрд. сомов) увеличение составило36,2 процента.[5]
Динамика измененияобъема государственных ценных бумаг
Рост объемагосударственных ценных бумаг в обращении был обусловлен увеличением объемаэмиссии ГКВ, а также выпуском государственных казначейских облигаций.
На торговых площадкахтрех фондовых бирж в 2009 году отмечалось снижение активности на фонепродолжающегося глобального финансового кризиса. Так, годовой объем операцийфондовых бирж республики составил 5,2 млрд. сомов, увеличившись по сравнению сданным показателем за 2005 год (3,7 млрд. сомов) на 26 процентов, по сравнениюс 2008 годом объем операций фондовых бирж сократился на 44,1 процента.
Снижение объема торговотмечалось на всех торговых площадках. Объем сделок на торговой площадке ЗАО«Кыргызская фондовая биржа» сократился на 29,5 процента, до 3,0 млрд. сомов, наЗАО «Центрально-Азиатская фондовая биржа» – на 61,3 процента, до 1,7 млрд.сомов и объем биржевых торгов на торговой площадке ЗАО «Фондовая биржаКыргызстана – БТС» сократился на 17,6 процента и составил 483,2 млн. сомов.Основной объем сделок в структуре объема торгов, как и прежде, приходился наЗАО «КФБ» (45,2 процента).
Динамика измененияобъема корпоративных ценных бумаг
/>
Рынок депозитов икредитов
В 2009 году сохраниласьположительная тенденция расширения депозитной базы и увеличения объемовкредитования реального сектора за счет появления на рынке специализированныхФКУ: ЗАО «Фонд развития Кыргызкой Республики» и ОсОО «Специализированный фондрефинансирования банков». В результате за отчетный год доля кредитного портфеляНФКУ в общем объеме кредитов реальному сектору выросла с 22,0 до 34,0 процента.
Объем депозитовкоммерческих банков в отчетном году вырос на 34,0 процента и составил 39,6млрд. сомов. Увеличение вкладов было, в основном, связано с ростом валютныхдепозитов на 45,5 процента, до 24,8 млрд. сомов. Депозиты в национальной валютеросли меньшими темпами, их прирост составил 18,4 процента, достигнув 14,8 млрд.сомов. Положительное влияние на поддержание доверия к банковской системеоказало внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызкой Республики «О защитебанковских вкладов (депозитов)», предусматривающих увеличение гарантированнойсуммы возмещения по вкладам с 20 тыс. сомов до 100 тыс. сомов. Это отразилосьна сохранении тенденции роста депозитной базы.
Динамика измененияобъема кредитования реального сектора и изменения объема депозитной базы
/>
Сокращение банкамикредитования происходило на фоне продолжающегося глобальногофинансово-экономического кризиса, отразившегося на замедлении экономическойактивности в стране и определенном ухудшении качества кредитного портфеля иактивов банковской системы.
В отчетном годупродолжилась тенденция роста кредитования экономики. Сохранение даннойтенденции было обеспечено за счет расширения деятельности НФКУ, в то время каккоммерческие банки, в условиях возросших оценок рисков и некоторого ухудшениякачества кредитного портфеля, проводили более сдержанную политику кредитования.Кроме того, отмечалось увеличение процентных ставок по выдаваемым банками иНФКУ кредитам на фоне роста кредитного риска.
В целом за 2009 годсовокупный объем кредитной задолженности в реальном секторе вырос на 16,7процента и составил 38,5 млрд. сомов на конец года. Замедление произошло засчет сокращения объемов кредитов банковской системы.
В 2009 году отмечалосьувеличение среднего уровня процентных ставок по вновь принятым депозитам. Средневзвешеннаяпроцентная ставка в национальной валюте составила 9,1 %, в связи с ростомставок практически по всем видам срочных депозитов. А процентная ставкаснизилась и составила 21,5 %, в связи с появлением на финансовом рынке новыхНФКУ и множества ломбардов.
Динамика средневзвешенныхпроцентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте
/>
Состояние системынебанковских финансово – кредитных учреждений
- Системанебанковских финансово – кредитных учреждений (НФКУ) включает в себя следующиеучреждения:
- Финансоваякомпания по поддержке и развитию кредитных союзов (ОсОО «ФКПРКС»);
- Специализированныйфонд рефинансирования банков (ОсОО «СФРБ»);
- Кредитныесоюзы (КС);
- Микрофинансовыеорганизации (МФО), включающие микрофинансовые компании (МФК), микрокредитныекомпании (МКК) и микрокредитные агенства (МКА);
- Обменныебюро.
Динамика количестванебанковских финансово – кредитных учрежденийНаименование 2005 2006 2007 2008 30.06.2009 30.06.2010 КСФК (Айыл банк) 1 1 ОсОО «СФРБ» 1 1 ЗАО Фонд развития ФКПРКС 1 1 1 1 1 1 МФО 136 168 233 291 327 380 Кредитные союзы 320 305 272 248 238 229 Ломбард 140 148 181 196 226 Обменное бюро 260 263 318 353 385 336 Итого 858 886 1005 1089 1178 947
Наблюдается уменьшениеколичества НФКУ за счет сокращения количества кредитных союзов и обменных бюро.Согласно представленной регулятивной отчетности в течении 2010 года приростсовокупных активов НФКУ составил 16 225,6 млн. сомов. По результатам 2010года совокупная прибыль НФКУ составила 659,2 млн. сомов.1. Оценка состояния развитияфинансового рынка Кыргызкой Республики
В последние годыфинансовый рынок Кыргызской Республики имел тенденции к росту, что являетсяпоследствием достижений:
ü сниженыкомиссионные сборы за государственную регистрацию выпусков ценных бумаг с 0,5%до определенной фиксированной суммы;
ü впервыевыходят на фондовую биржу все виды государственных казначейских векселейвыпускаемых Министерством финансов Кыргызской Республики;
ü выпущенымуниципальные ценные бумаги г.Бишкек на 200 млн.сом.
Иностранные инвестициисоставили 1 969,5 млн. сомов, из них инвестиции на 738 млн. сомов (37,5%) изстран дальнего зарубежья, инвестиции на 1 231,5 млн. сомов (62,5%) из странСНГ.
Отмечено повышениеактивности на фондовом рынке в сравнении с последними годами в торговыхсистемах организаторов торговли на рынке ценных бумаг количество сделокувеличилось более чем в 1,6 раза, а общий объем торгов с ценными бумагамипревысил 3,6 раза.
Рынок государственныхценных бумаг
С 2005 – 2010 годаобъем выпуска государственных ценных бумаг увеличился 1,6 раз и составил 9,7млрд. сом. Вообще государственные ценные бумаги являются уникальныминструментом, что позволяет перенести государственный внешний долг на внутренний,а посредством муниципальных ценных бумаг финансировать местные бюджеты.
Рынок корпоративныхценных бумаг
Рынок корпоративныхценных бумаг тоже имеет тенденцию к росту. С 2005 – 2009 год объем операцийфондовых бирж возрос в 1,4 раза и составил 5,2 млрд. сом, что является неплохимпоказателем, по сравнению с соседними республиками.
Рынок депозитов икредитов
Сокращение банкамикредитования происходило на фоне продолжающегося глобальногофинансово-экономического кризиса, отразившегося на замедлении экономическойактивности в стране и определенном ухудшении качества кредитного портфелябанковской системы. Кроме того, на уменьшение кредитования могла оказатьвлияние возросшая неопределенность в отношении обменного курса, в связи созначительной девальвацией национальных валют России и Казахстана в началеотчетного года и, как следствие, изменением коммерческими банками оценоквалютного риска.
В то же время на рынкекредитов НФКУ отмечалась противоположная тенденция, характеризовавшаясяпродолжающимся ростом их кредитного портфеля. Динамичный рост кредитования вданном сегменте может объясняться высокой востребованностью услуг НФКУ из-заотносительно упрощенной процедуры выдачи кредитов и более облегченнымитребованиями к потенциальным заемщикам.
Существенный ростдепозитов в банках, занимающих доминирующую роль на рынке, привел к увеличениюиндекса концентрации рынка депозитов в 2009 году с 13 до 22. Значение данногоиндекса указывает на высокую концентрацию рынка и равнозначно присутствию нарынке четырех банков с равными долями. В целом за год средневзвешеннаяпроцентная ставка депозитной базы составила 5,3 процента. Во временнойструктуре депозитной базы в отчетном году отмечалось сокращение срочностипривлекаемых ресурсов в результате значительного роста депозитов довостребования. При этом сокращение срочности вкладов отмечалось как по вкладамнаселения, так и организаций.
Формированиефинансового рынка Кыргызкой Республики осуществляется до сих пор, по существу,при отсутствии завершенной законодательной базы. Формирование финансового рынкасоответственно связано с формированием основных институтов финансового рынка,которыми являются Национальный банк Кыргызкой Республики (НБКР) и кредитныеорганизации (коммерческие банки, специализированные кредитные организации),фондовые организации.
Проанализировавсостояние развития финансового рынка Кыргызкой Республики, за последние пятьлет можно сказать, что на всех ее отдельных сегментах (фондовый рынок, рынокгосударственных ценных бумаг, рынок кредитов и депозитов) наблюдается тенденцияроста, что обусловлено привлечением иностранных инвестиций, происходящимипоправками в законодательной базе, регулирующий финансовый рынок,осуществлением государственного регулирования, направленный на развитиефинансового рынка.
На сегодняшний деньсостояние финансового рынка является одним из самых слабых в мире по сравнениюдаже с соседними странами. Н.р. % ставка кредитования составляет 14% вКазахстане, а у нас 21,5 %. Доступ к кредитованию — один из показателей, покоторому Кыргызстан, к сожалению, почти «позади планеты всей». СегодняКыргызская Республика относится к странам, где доступ к финансированиюограничен. Как показывает статистика, на тысячу человек здесь приходится менее50 кредитов. Это один из самых низких показателей в мире.

 3.Проблемы и перспективы развитияфинансового рынка Кыргызкой Республики
 3.1  Проблемы развития финансовогорынка Кыргызкой Республики
Проблемные зоны развитияотечественного финансового рынка заключаются в основном в законодательной базерегулирующий финансовый рынок в целом и его отдельные сегменты, а так же вгосударственном регулировании финансового рынка.
Проблемасовершенствования регулирования финансового рынка является основной задачейгосударственной политики развития финансового рынка. На примере развития финансовогорынка можно отметить, что вопросы государственного регулирования в целом немогут развиваться в отрыве от степени и глубины развития рыночных отношений,которые складываются между участниками рынка капиталов.
Взаимоотношениягосударства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступатькредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка иосуществлять контроль за ним, проводить официальную денежно-кредитную политику.Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, откоторого зависит устойчивость национальной экономики. В первую очередь такаяполитика проводится через придание рынку организационной завершенности,стандартизацию операций и жесткий контроль.
Проблемы развитияфинансового рынка:
—  Отсутствиена рынке в достаточном количестве доходных и относительно рисковых финансовыхинструментов;
—  Отсутствиеинституциональных инвесторов, имеющих в достаточном объеме финансовые средствадля вложения их в ценные бумаги;
—  Недостаточнаязаинтересованность эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, стремлениеудерживать крупные пакеты акций в собственности эмитентов, непониманиевозможностей рынка по мобилизации капиталов;
—  Узкийкруг финансовых инструментов, практическое отсутствие государственных имуниципальных ценных бумаг, корпоративных облигаций, государственныхсберегательных акций под конкретные доходные программы;
—  Функционированиеинвестиционных фондов ограничено отсутствием четкого регулированияинвестиционной деятельности нормативно-правовыми актами по налогообложению.
Рынок ценных бумаг вКыргызкой Республике является новым образованием как в структуре экономики вцелом, так и в менталитете населения. В связи с зарождением данного сектораэкономики регулятивная роль государства является исключительно важной. Регулятивныефункции государства в рынках капитала должны преследовать следующие цели:
1) образованиеи развитие законодательного обеспечения понятий и категорий рынка ценных бумаг,место его в экономике страны и структуре гражданский отношений, развитие изащита прав, которые являются неотъемлемой частью ценных бумаг;
2) образованиеи стимулирование развития основных видов ценных бумаг, а также развитиефинансовых инструментов, способствующих динамичному развитию отношений на рынкекапиталов страны в целом;
3) стимулированиеобразования и развития инфраструктурных институтов рынка ценных бумаг,включающие фондовые биржи, депозитарии т.п., обеспечивающие эффективноеобращение ценных бумаг;
4) формированиеактивных субъектов рынка ценных бумаг в лице лицензируемых профессиональныхучастников рынка ценных бумаг;
Сегодня приходитсяконстатировать, что, имея необходимую инфраструктуру и правовое поле,потенциалрынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка, продолжаетоставаться незадействованным. Его возможности и роль в качестве одной изприоритетных сфер экономического развития Кыргызстана либо не осознаны доконца, либо просто занижаются в процессе практики государственного управления.
До настоящего временитак и не произошло вовлечение коммерческих банков в процесс работы скорпоративными ценными бумагами. Такое незаинтересованное отношениекоммерческих банков к этому вопросу порой зависит не только от них самих,сколько от проводимой экономической политики, что не позволяет увеличиватьфинансовую ёмкость рынка капиталов Кыргызстана до желаемых масштабов. Напрактике рынки государственных и корпоративных ценных бумаг функционируют наразных площадках, не позволяя гармонично развиваться всему небанковскомуфинансовому сектору страны, а также не заинтересовывая коммерческие банкиработать в секторе корпоративных ценных бумаг.
Необходимо срочноповысить требования к регулированию вопросов эмиссии и корпоративногоуправления для публичных и ослабление для непубличных компаний.Совершенствование систем государственного и негосударственного надзора засоблюдением прав и охраняемых законом интересов всех субъектов рынка ценныхбумаг должно лечь в основу доработки проекта новой редакции Закона КыргызкойРеспублики «О рынке ценных бумаг».
Серьезным тормозом вразвитии рынка ценных бумаг в Кыргызстане является отсутствие выпусковмуниципальных ценных бумаг. В начале текущего года тема о муниципальныхоблигациях в правительстве получила новое звучание. По информации теперь ужебывшего руководителя Государственного агентства по финансовому надзору иотчетности мэрия г. Бишкека и ряд областей проявили интерес к выпускумуниципальных облигаций, но реальные шаги в этом направлении пока осуществитьне удается. А ведь посредством выпуска муниципальных облигаций органы местногосамоуправления смогли бы привлечь средства портфельных инвесторов для решенияотдельных целевых или проектных вопросов регионального развития, а сампортфельный фондовый инвестор мог получить еще один достаточно привлекательныйи ликвидный финансовый инструмент повышения своих доходов.
Многократные попыткиправительства в прошлом принять меры по расширению выпуска и обращения такихновых финансовых инструментов для инвесторов, как жилищные и сберегательныесертификаты, муниципальные облигации так и не возымели успеха ввиду ихограниченности или оторванности от реальных условий, необходимых для этого.Принятые правительством постановления, к сожалению, не предусматривалиустранение пробелов в законодательстве и не сопровождались решениями посозданию механизма и формата для их воплощения в жизнь. К тому же имеющая местовзаимозависимость местных и республиканского бюджетов и их фактическаяконсолидация не позволяют органам местного самоуправления выпускать облигациибез разрешения Министерства финансов.
Один из наиболеераспространенных финансовых инструментов в Кыргызкой Республике являютсявыдаваемые коммерческими банками кредит и депозитные вклады.
Доступ к кредитованию — один из показателей, по которому Кыргызкой Республике, к сожалению, почти«позади планеты всей». Согласно оценке специалистов, этот пункт нашей экономикипо сравнению с другими странами, является одним из самых слабых в мире.
Действительно, многиенаши соотечественники не понаслышке знают, как порой бывает непросто получитькредит – не важно, для частных ли нужд или же для малого бизнеса. Впрочем, ещетруднее, чем получить, бывает выплатить кредит – средневзвешенная процентнаяставка у нас довольно-таки высокая – это 21,5 % и относительно соседнихгосударств. Доступ к финансированию играет важную роль в развитии экономикистраны в целом. Сегодня Кыргызская Республика относится к странам, где доступ кфинансированию ограничен. Как показывает статистика, на тысячу человек здесь приходитсяменее 50 кредитов. Это один из самых низких показателей в мире.
Причины высокой %ставки кредитования коммерческими банками:
1. незначительнаядоля участия собственных средств коммерческих банков в участии кредитования;
2. недостатокдепозитной базы;
3. большиериски неисполнения заемных обязательств (кредитный риск), связанные спортфельным и операционным риском;
Развивать кредитованиеи привлечение депозитных вкладов на сегодняшний день необходимо. В Кыргызстаневообще очень низкая, так сказать, банковская культура. Об этом говорит хотя бытот факт, что народ, в большинстве своем, до сих пор предпочитает хранитьденьги дома, нежели класть их в банк под проценты.
А причиной томуявляется:
· законодательнаябаза, которая недостаточно обеспечивает защиту вкладов, в случае неплатежеспособностибанка по вкладам компенсируется только 100 тыс. сомов;
· недовериенаселения коммерческим банкам.3.2 Перспективы развития финансового рынка
Прошлые годыпродемонстрировали шаткость национальной финансовой системы как ввиду еенеизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности),вследствие непредсказуемости основного субъекта финансового рынка – государствав лице Министерства финансов и Центрального банка.
Анализ роли финансовогорынка в экономическом комплексе республики, оценки ее развития, новыхфинансовых небанковских институтов, рыночной инфраструктуры, а также методоврыночного регулирования дает основания для комплексного понимания иформирования главных направлений развития государственного регулирования.
Перспективы развития финансовогорынка.
В целях дальнейшегоразвития и активизации рынка ценных бумаг, привлечения инвестиций в экономикуКыргызстана необходимо:
· развитиеакционерного капитала в части акционирования государственных предприятий соткрытым публичным предложением их акций на фондовом рынке, внедренияобязательного обращения акций крупнейших предприятий на фондовом рынке,прохождения процедуры листинга на фондовых биржах открытыми акционернымиобществами с долей государства более 30 % и т.д.;
· внедрениедополнительных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг;
· созданиеединой депозитарной учетной системы по операциям с ценными бумагами в частивыработки механизмов и принципов создания Центрального депозитария;
· осуществлениедальнейших мер по интеграции рынков ценных бумаг стран ЕврАзЭС и СНГ, а такжепринятие мер для целей унифицикации законодательства указанных стран по рынкуценных бумаг и корпоративному управлению.
· обеспечениеповышения привлекательности рынка корпоративных ценных бумаг для иностранныхинвесторов, создание условий для обращения ценных бумаг нерезидентов нафондовом рынке страны;
· достижениевыхода акций отечественных компаний на фондовые рынки других стран;
· формированиеусловий для консолидации и создания единого организатора торговли ценнымибумагами;
· созданиеусловий, развитие и расширение возможностей заключения сделок на рынке государственныхценных бумаг через телекоммуникационную сеть;
· снижение% ставки кредитов коммерческих банков
· развитиемежбанковского кредитования
· повышениеобъемов долгосрочного кредитования
· обеспечениепрозрачности и доступности информации на рынке ценных бумаг,информационно-просветительское обеспечение и образовательная работа попопуляризации рынка ценных бумаг.
Программы и проекты
Для достижения целейСтратегии будут реализованы следующие программы и проекты:
-реализацияразработанной Программы развития финансового рынка Кыргызской Республики на2008-2020 годы;
-разработка и принятиесовместно с местными государственными администрациями комплекса мер по выпускумуниципальных ценных бумаг;
-разработка и принятиемер по обеспечению прозрачности и доступности информации на рынке ценных бумаг,информационно-просветительское обеспечение и образовательная работа попопуляризации рынка ценных бумаг.
Ожидаемый результат
Увеличение количествафинансовых инструментов на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики будет способствоватьформированию и развитию рынка жилья, привлечению средств граждан в экономику страны,укреплению кредитно-финансовой системы, оживлению и развитию других секторовэкономики. Распространение на фондовом рынке производных и муниципальных ценныхбумаг обеспечит расширение круга финансовых инструментов за счет снятия имеющихсяограничений и снижения рисков на фондовом рынке.
Развитие исламскихпринципов финансирования и внедрение новых инструментов будет дополнительнымисточником финансирования нашей экономики.
К 2020 году ожидаетсязначительное увеличение объема торгов на фондовом рынке за счет обращениягосударственных ценных бумаг, реализации доли акций компаний с государственнымучастием, внедрения обязательного обращения акций крупнейших предприятий,капитализации банков, распространения обращения муниципальных ценных бумаг.
Вызовы и риски
На темпы роста илиснижения развития рынка ценных бумаг, достижение положительных результатовнепосредственное влияние оказывают малые объемы и масштабы экономики страны,государственные возможности поддержки развития данного сектора экономики,возможности предприятий по выживанию и стабильному развитию в рыночныхусловиях, длительные, продолжительные процессы введения законодательных актовпо улучшению и обеспечению надежности и привлекательности фондового рынка, соответственно,вероятность не выполнения всех намеченных задач в полной мере.
Политическаястабильность, перспективные планы экономического роста и относительнолиберальное государственное регулирование способны придать импульс стабильномуразвитию рынка ценных бумаг, обеспечению правовой базы по надежности ипривлекательности фондового рынка, способствовать снижению риска на рынкеценных бумаг.
Проблема развитияфинансового рынка, как нового сектора экономики республики, выполняющего задачумобилизации капитала для производства, а также обеспечивающего переливинвестиций в сектор эффективных предприятий является актуальной задачейсовременной государственной экономической политики. В настоящий моментгосударственной регулирование финансового рынка в большей степени строится напринципах формирования и развития новых отношений между участниками рынка, чемнепосредственное осуществление комплексного и действенного надзора. Такойподход типичен и для других постсоветских стран, хотя здесь существуютразличия, которые непосредственно вытекают из состояния экономическогопотенциала и уровня развития той или иной станы.
Перспективы развитияфинансового рынка
При эффективной иуспешной реализации государственного плана к 2020 году ожидается значительноеувеличение объема торгов на фондовом рынке за счет обращения государственныхценных бумаг, реализации доли акций компаний с государственным участием,внедрения обязательного обращения акций крупнейших предприятий, капитализациибанков, распространения обращения муниципальных ценных бумаг.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что основная функция финансового рынка заключается вмобилизации денежных средств вкладчиков для цели организации и расширенияпроизводства.
В целом жефункционирование капитала в форме финансовых капиталов способствуетформированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулируетмобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и ихраспределение в соответствии с потребностями рынка.
Как показывает мировойопыт, эффективное функционирование финансового рынка невозможно безрегулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условияхстановления финансового рынка (и рынка ценных бумаг в частности) функционированиеподобных структур приобретает исключительное значение.
На мировом рынкесуществуют две основные модели организации финансового рынка. Одна из нихпредусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония,Франция). Другая предполагает активную роль, как банковских учреждений, так инебанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания). В техстранах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, ихдеятельность подконтрольна центральному национальному банку и другимправительственным агентствам, государственное регулирование более жесткое.
Таким образом,финансовый рынок представляется как эффективный механизм функционированиярыночной экономики, инструмент мобилизации финансовых ресурсов и сбереженийнаселения, оптимального перераспределения средств, повышения активностичеловека как реального собственника.
Наряду с основнымисточником финансовых ресурсов − стоимостью реализованной продукции −существует ещё множество других источников. Среди них следует выделить уставныйкапитал, амортизационный фонд и инвестиционные кредиты.
Огромное значение имеетправильный выбор форм финансирования этими источниками. Так как принеправильных действиях управляющая финансовой политикой и деятельностьюпредприятия служба рискует нерационально распределить данные источники, а это,в свою очередь, вполне может привести к финансовому кризису на предприятии илидаже к банкротству этого предприятия.
Первостепенное значениеотносится к управлению финансами и источниками финансовых ресурсов напредприятии. Так как именно эффективное распределение и поиск источниковфинансовых ресурсов лежит ответственностью на финансовых службах и работникахэтих служб (финансовых менеджеров в первую очередь).
В итоге можно сказать,что источники финансовых ресурсов не менее, а может даже являются и болееважными, чем сами финансовые ресурсы, так как именно они (источники финансовыхресурсов) и лежат в основе этих финансовых ресурсов.
Список литературы
1.  ГеращукВ. В., Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит.2004. № 2;
2.  Финансы,Денежное обращение и кредит / Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова – М.:ИНФРА – М, 2001 г.
3.  6.Киселева В.К., Севастьянов А.М. − Анализ финансового состоянияпредприятия. − Москва: Финансы, 2009 г.
4.  РодионоваВ.М. Финансы. – Москва: Финансы и статистика, 2006 г.
5.  Финансы:учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.,; подред, В.В. Ковалева. – М.:2005г
6.  Экономическаятеория. Учебное пособие для экономических специальностей /Отв. ред. акад. МАНВШ и МЭАЭ, проф. Н.Х. Кумскова; Кыргызско-Российский Славянский университет. –Бишкек, 1999 г.
7.  Экономика.Издание 3-е, переработанное и дополненное. Учебник под редакцией доктораэкономических наук профессора А. С… Булатова. ЮРИСТЪ. Москва 2006 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.