Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовый контроль, его виды и основные методы

Содержание
 
Введение
Глава I. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1  Сущность финансовогоконтроля
1.2  Понятие и значениефинансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава II.Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава III. Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителейвласти
Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы

Введение
В условияхперехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансовогоотношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемогоэлемента системы управления финансами.
Развитиетоварно-денежных отношений породило разнообразие форм собственности,способствовало появлению финансового рынка, появились акционерные общества,общества с ограниченной ответственностью.
Кардинальноизменился подход к управлению финансами предприятий, резко возросли требованияк достоверности и своевременности информации, используемой финансовымменеджером для принятия решений по использованию финансовых ресурсов,инвестициям, выбору банка, страховой компании.
Использованиетоварно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильнымопределением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Безправильной организации учета и контроля за производством распределениемпродукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведениехозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслейнародного хозяйства.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
В современнойсистеме финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания ипостановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так ивнешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в соответствующих пунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

Глава I. Финансовый контроль какэкономическая категория
 
1.1 Сущностьфинансового контроля
Контроль засостоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществеявляется важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним иззвеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначениезаключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства,обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовыхресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансовогоконтроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Такимобразом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающихстадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условиемэффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроляобусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являютсяосновой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают ихматериальную результативность, так и финансовый контроль является как былакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движенияфинансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов,необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончаяполучением финансовых результатов этой деятельности.
Можносказать, что финансовый контроль — это совокупность действий и операций попроверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектовхозяйствования и управления с применением специфических форм и методов егоорганизации.
Дляосуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы,укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанностии ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательномпорядке.
Финансовыйконтроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостныхкатегорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевуюнаправленность. Объектом финансового контроля являются денежные,распределительные процессы при формировании и использовании финансовыхресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях извеньях народного хозяйства.
Непосредственнымпредметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, какприбыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость,издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показателиимеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой,тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной икоммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а такжемеханизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферойфинансового контроля являются практически все операции, совершаемые сиспользованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Контролюподлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющиенормальные результаты деятельности.
Финансовыйконтроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов,оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валовогообщественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета(бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использованиятрудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций,бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Передфинансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированностимежду потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондовнародного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполненияфинансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственныхрезервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости иповышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальныхценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетныхучреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе вобласти налогообложения предприятий, относящихся к различныморганизационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономическойдеятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовыйконтроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений,а также государственных и финансово-банковских структур за выполнениефинансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как вадминистративных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия нанарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретнопроявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансовогомеханизма, которые содействуют повышению эффективности производства, егоинтенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблемаусиления финансовой ответственности, действенности финансового контролятребуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, сдругой, повышения их результативности.
1. Понятие изначение финансового контроля
Неотъемлемойсоставной частью финансовой деятельности государства и муниципальныхобразований является финансовый контроль.
Наличиефинансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономическойкатегории присущи не только распределительная, но и контрольная функция.Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решениясвоих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроляза ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется вустановленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольнымиорганами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значениефинансового контроля выражается в том, что при его проведение проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельностиорганами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями,учреждениями, организациями, гражданами и, во – вторых, экономическаяобоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачамгосударства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важнымспособом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовойдеятельности.
Требованиесоблюдения законности в деятельности по образованию, распределению ииспользованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправленияимеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию РФ и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).
Итак,финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действийв области образования, распределения и использования денежных фондовгосударства и муниципальных образований в целях эффективного социально –экономического развития страны и её регионов.
Финансовыйконтроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общихфинансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведенияфинансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику вотдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующимзаконодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Основныминаправлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовымправом, являются:
А) проверкавыполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций поаккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственносвоей компетенции;
Б) проверкавыполнения финансовых обязательств пред государством и органами местногосамоуправления организациями и гражданами;
В) проверкаправильности использование государственными и муниципальными предприятиями,учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативномуправлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд,внебюджетных и других средств);
Г) проверкасоблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежныхсредств предприятиями, организациями, учреждениями;
Д) выявлениевнутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельностихозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективногоиспользования материальных и денежных средств;
Е) устранениеи предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления вустановленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностнымлицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству,организациям, гражданам.
В результатереализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина,выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина – это чёткоесоблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения ииспользования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления,предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплиныраспространяются не только на предприятия, организация, учреждения, граждан, нои на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностныхлиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства,муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересовконкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдениемзаконодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностьювзимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).
Однако объектфинансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. Вконечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природныхи других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производстваи распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективностьфинансового контроля предполагает необходимость глубокого экономическогоанализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующимиорганами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Одной из формфинансового контроля выступает контроль рублём, свойственный сфере коммерческихотношений. Это контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий,объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена,себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования,кредитования, расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работыпредприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибылипредприятия, её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляетрезультаты работы предприятия.
Насвоевременном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, вего содержании. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственнойсамостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значениеповседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким,неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственнойвласти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностьюисполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольныеорганы.
Измениласьсистема контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи сизменением системы политической власти и установлением власти ПрезидентаРоссийской Федерации организован президентский контроль, осуществляемыйКонтрольным управлением Президента Российской Федерации.
На основанииКонституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального Собрания РФ образуютсчётную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.
Сформированытакже новые органы финансового контроля: органы государственной налоговойслужбы, государственного страхового надзора; функции финансового контроляосуществляют и созданные в 1990 – х. гг. органы федерального казначейства.Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности,проводимой независимыми организациями на платной основе в качествепредпринимательской деятельности.
Преобразованиев системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночныхотношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделениеиз них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственногоконтроля и надзора.
Впоследствиимеры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль,продолжались: Государственная налоговая служба РФ, преобразованная вМинистерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющихгосударственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимостьукрепления государственного финансового контроля, чему призван способствоватьнамечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле вРоссийской Федерации».
Проблемы,связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсовобусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовомуконтролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежейв федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация иусиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета,федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В составСовета включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, втом числе министров финансов, Председатель Банка России, руководительфедерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. Вработе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ,МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.
К задачамСовета отнесены: формирование тактики и методологии государственногофинансового контроля; определение его основных направлений и механизма;согласование практических мероприятий по осуществлению государственногофинансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок;подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета ивнебюджетных государственных фондов, по эффективности государственногофинансового контроля; обобщение и распространение опыта государственногофинансового контроля.
Советупредоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительнойвласти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий ипроверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушиватьобъяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.
Законодательствоопределяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, справоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеетособо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
 
1.2Функции и сущность финансового контроля
Любаясистема функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае,если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяетвовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансоваясистема в данном случае не является исключением: существует отлаженная системафинансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупностьмероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений излоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.
Такимобразом можно выделить основные функции финансового контроля: (1)предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложенпозитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновенияи возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такойвозможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказываетблаготворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовойсфере. Вторая функция карательная — ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будьто физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажетсячеловек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи снеправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скореевсего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лицегосударственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Такимобразом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля — (3)восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижениемналогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери,которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е.вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватилосредств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод неполучил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧСиз-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функциюзаконодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, посколькугосударство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, аинструмент необходимо поддерживать в порядке.
 

Глава II. Формы, виды и методыфинансового контроля
 
2.1 Формы финансового контроля
 
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
1. результативность;
2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
6. согласованность действий различных контролирующих органов и др. Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
 
2.2 Классификация финансового контроля
 
Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:
1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
Подфинансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявлениефактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению сзаданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется напредварительный, текущий и последующий.
Предварительныйфинансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения иутверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений иорганизаций, проектов бюджетов, учредительских документов и т. д. Таким образомон способствует предотвращению неправильного, нерационального расхожденияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовыхрезультатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составленияфинансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могутбыть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиленияответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансовогоконтроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности висточниках финансирования капитальных вложений.
Текущийфинансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходеосуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдениенорм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежныхсредств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованиюранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системныйфакторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявленияполноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущийфинансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов ростанакоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключениянарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых плановпредприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами,проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий,организаций и т.д.
Последующийфинансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода ифинансового года в целом. Проверяется целесообразность расходованиягосударственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовыхпланов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенныхмероприятий производится в результате анализа использования материальных,трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовыхопераций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов,конечных финансовых результатов.
По приемам испособам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования,анализ, ревизии.
Проверкапроизводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности наоснове отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушенияфинансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативныхпоследствий.
Обследованиеохватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений,но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяетфинансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимостьреорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы,анкетирование.
Анализ какметод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической илигодовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности иликвидности и т.д. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение нормрасходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:
1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово- хозяйственной деятельности объекта;
2. частичные — проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
3. комплексные — являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.
4. тематические — проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранении. В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:
1. сплошные — предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии; комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Глава III. Государственныйконтроль
 
3.1 Контроль со стороныорганов представительной власти
Контроль состороны президента РФ
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
Контроль со стороны органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Правительство РФ наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольно наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.
Контроль со стороны органов законодательной власти
С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.
В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств.
Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:
1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
3. оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
4. определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
6. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Контроль со стороны специализированных государственных структур
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.
Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими правоохранительными органами.
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:
1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
2. защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции и налоговых органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). В 1996 г. Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.
Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
 

Глава IV. Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
Аудит — этосистемный процесс получения и оценки объективных данных об экономическихдействиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенномукритерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеетсвою цель и логику и основывается на структурном подходе к принятию решений. Онне является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают иоценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.
Независимаяоценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешнимиаудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту).
Аудиторскийконтроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечениедостоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованыпредприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лиценалоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуетсязаконодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренцииспособствует качеству проверки.
Правовыеосновы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определеныв ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ. Согласно этому законуаудиторская деятельность (аудит) — деятельность по проведению аудита и оказаниюсопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями,индивидуальными аудиторами.
Основнойцелью аудиторской деятельности является установление достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных имифинансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РоссийскойФедерации.
Основнымипринципами являются: независимость, обязательность и ответственность.
1.Независимость выражается в том, что при проведении аудиторской проверке исоставлении заключения аудиторы не зависят от аудируемой организации, от любойтретьей стороны, в том числе от государственных органов, поручившим импроведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторских фирм,в которых он работают.
Исходя изэтого принципа, в соответствии с Временным положением “Аудиторской деятельностив Российской Федерации” аудиторская проверка не может проводиться:
а)аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами,руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономическогосубъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой)отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве(родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры,родители дети супругов);
б)аудиторскими фирмами:
— в отношенииэкономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками,акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых этиаудиторские фирмы являются учредителями, собственники, акционерами;
— в отношенииэкономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами(отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этихаудиторских фирм;
в) аудиторамии аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги повосстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовойотчетности.
2.Обязательность. Как установлено Временным положением “Аудиторской деятельностив Российской Федерации” аудиторская проверка может быть обязательной иинициативной. При этом если инициативная проверка проводится по решениюсобственников аудируемой организации, то обязательная не зависит от ее воли илижелания.
Обязательнаяпроверка может проводиться по поручению государственных органов. Это могут бытьорганы дознания и следователь, которые при наличии санкции прокурора, прокурор,суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательствомРоссийской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведенииаудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производствеуказанных органов возбужденного (возобновляемого производством) уголовногодела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданскогодела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручениядолжно соответствовать обязательствам, послужившим основанием дела длявозбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия кпроизводству (возобновлению производством) гражданского дела или дела,подведомственного арбитражному суду. Срок поведения аудиторской проверки потакому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторскойфирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
С согласияаудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности,изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором,следователем, судом и арбитражным судом.
Уклонениеэкономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либовоспрепятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решениясуда или арбитражного уда по искам, предъявляемым прокурором, органамифедерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органаминалоговой полиции.
3.Ответственность, в том числе материальная, предусматривается в отношении какорганизаций, уклоняющийся от аудиторской поверки или препятствующей еепроведению, так и аудитора, допустившего неквалифицированные аудиторскиепроцедуры.
Приосуществлении аудита аудиторские фирмы и аудиторы имеют право:
а)самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя изтребований нормативных актив Российской Федерации, а также конкретных условийдоговора с экономическим субъектом либо содержания органа дознания, прокурора,следователя, суда или арбитражного суда;
б) проверятьу экономических субъектов в полном объеме документацию офинансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг,материальных ценностей, получать разъяснения по возникающим вопросам идополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
в) получатьпо письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информациюот третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручившихпроверку;
г) привлекатьна договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающихсамостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
д) отказатьсяот проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемымэкономическим субъектом необходимой документации, а также в случаенеобеспеченная государственными органами, поручившими проведение проверки,личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такойнеобходимости.
Аудиторы иаудиторские фирмы обязаны:
а)неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требованиязаконодательства Российской Федерации;
б) немедленносообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провестипроверку о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверкиданного экономического субъекта, а также о необходимости привлечения к участиюв поведении проверки дополнительных аудиторов или специалистов в связи созначительным объемом работ или каким-либо иными обстоятельствами, возникшимипосле заключения договора или поручения поручителя;
в)квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иныеаудиторские услуги;
г) обеспечиватьсохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторскойпроверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника(руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательными актами Российской Федерации.
Данные,полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органадознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданыгласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда)только с разрешения указанных органов и в том объеме, в котором они признаютэто возможным.
Проверяемыйэкономический субъект имеют право получать от аудитора (аудиторской фирмы)исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведениюаудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления сзаключением аудитора (аудиторской фирмы) — о нормативных атак, на которыхосновываются замечания и выводы аудитора. Аудитор (аудиторская фирма) обязанпредоставить экономическому субъекту эту информацию.
Результатомаудиторской поверки является заключение аудитора или аудиторской фирмы — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц,органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.Заключение аудитора или аудиторской фирмы по результатам проверки, проведеннойпо поручению государственных органов, приравнивается к заключению к экспертизы,назначенной в соответствии процессуальным законодательством РоссийскойФедерации.
Заключениедоговора аудитора или аудиторской фирмы должно состоять из трех частей — вводной, аналитической и итоговой:
а) в воднойчасти указывается:
дляаудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачии наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторскойдеятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационногосвидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов,принимавших участие в проверке;
для аудитора,работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качествеаудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию наосуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номеррегистрационного свидетельства; номер расчетного счета;
б) в аналитическойчасти указывается:
— наименование экономического субъекта и период его деятельности, за которыйпроводится проверка;
— результатыэкспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составлениесоответствующей отчетности и состояние внутреннего контроля;
— фактывыявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленногопорядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности,влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерациипри совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могутнанести ущерб собственникам экономического субъекта, государства или третьихлиц;
в) в итоговойчасти аудиторского заключения находится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской(финансовой) отчетности экономического субъекта.
В случае еслиэкономическим субъектом — заказчиком в ходе проведения проверки не былиустранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета,составлении соответствующей отчетности и соблюдения законодательства РоссийскойФедерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись оневозможности подтверждения достоверности бухгалтерской или финансовойотчетности.
Каждаястраница аудиторского заключения подписывается аудитором, подтверждающимпроверку, и заверяется его личной печатью.
Припроведении проверки аудиторской фирмой аудиторские заключение, кроме того,подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченном ииным должностным лицом аудиторской фирмой и заверяется печатью аудиторскойфирмы.
Экономическийсубъект обязан предоставить заинтересованным лицам только итоговую частьаудиторского заключения.
Важнымвопросом аудиторской деятельности являются взаимоотношения аудитора иорганизации — клиента. Право выбора аудитора предоставлено организации. Аудиторне обязательно должен проживать в населенном пункте, где находитсяэкономический субъект.
Выбор методаи проведения аудиторской поверки зависит прежде сего от того, впервые или нетона проводится в данной организации. Аудитор по своему усмотрению выбираетпроцедуру получения аудиторских доказательств. Это:
1. Проверкаарифметических расчетов клиента, в зависимости от плана проверки, оценкисистемы внутреннего контроля и аудиторского риска она бывает выборочной илисплошной.
2. Наблюдениеили участие в инвентаризации различных активов клиента. Инвентаризация в даннойситуации — метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности иточности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций.Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогут правильнооценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.
3. Наблюдениеза выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедуратакже важна для оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
4. Устныйопрос персонала и руководства организации-клиента и получения от клиентаписьменных представлений. Как правило, эти процедуры используются на начальнойстадии, когда аудитор знакомится с проверяемой организацией и планируетпроверку.
5. Проверкадокументов, полученных клиентом от третьих лиц. Проводя эту процедуру, обращаютвнимание на правильность составления и оформления документов, а также наточность и своевременность их отражения в бухгалтерском учете.
6. Проверкадокументов, подготовленных организацией — клиентом. Информация, полученная входу такой проверки, являющейся внутренней, и ее достоверность и ценностьзависят от качества системы внутреннего контроля клиента.
7.Аналитические процедуры, т.е. анализ и оценка полученной аудиторам информации,исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявитьнеобычные факты и показатели и исследовать причины их возникновения. Типичныевиды аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за различныеучетные периоды; сопоставление показателей периода финансовой отчетности спрогнозировавшимися руководством организации; оценка соотношений междуразличными статьями отчетов и сопоставлений их сданными предыдущих периодов;сопоставление финансовых показателей деятельности организации сосреднеотраслевыми; сопоставление финансовой и нефинансовой информации(например, сведения об объеме выпуска продукции в денежных и натуральныхединицах).
Заключаядоговор организации — клиенту, следует помнить, что аудит не подменяет и незаменяет собой государственный контроль, который осуществляют государственныеорганы, например Государственная налоговая служба, таможенные органы.
 
4.2 Контроль банков
финансовыйгосударственный аудиторский контроль
С цельюконтроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведениякассовых операций на предприятиях и организациях банки проводят проверкисоответствия ведения кассовых операций на предприятии Положению N 40 “О порядкеведения кассовых операций в народном хозяйстве”, утвержденному Центральнымбанком Российской Федерации 22 сентября 1993 года, а именно:
— созданы лиусловия, необходимые для обеспечения и сохранности денежных средств при доставкеих из банка и при сдаче в банк, а именно обеспечение охраной, автотранспортом итак далее;
— полноту исвоевременности оприходования денег, полученных из банка, путем проведениясверок с выписками банка;
— понтонуоприходования других поступлений (плата за квартиру квартиросъемщиков, платародителей за содержание в детских учреждениях и т.д.), путем сверки по баннымбухгалтерского учета ( по лицевым счетам квартиросъемщиков и т.д.);
— правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги,журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
— имеются липодписи в получении денег, особое внимание уделяется соответствию подписей привыплате депонированных сумм;
— правильность ведения операций в кассовой книге и выведение в ней остатков наконец дня;
— погашены липриходные и документы штампом “Получено”, а расходные “Оплачено”, с указаниемдаты;
— правильности итогов подсчетов платежных ведомостей;
— правильность оформления документов при депонированной заработной плате;
— правильностьвыдачи денег по доверенностям;
— соблюдаетсяли лимит наличных денег в кассе, а также порядок расчетов, а также порядокрасчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличныхденег в кассе устанавливается учреждениями банков, в котором обсушиваетсяпредприятие. Предельный размер расчетов наличными деньгами с юридическимилицами устанавливается Правительством Российской Федерации;
— при наличиина предприятии нескольких кассиров проверяется правильность ведения книги учетаприняты и выданных денег, которые должны быть открыты на каждого кассира;
— гдехранятся дубликаты ключей от сейфов кассы. Они должны храниться в опечатанныхпеналах (пакетах и так далее) у руководителя предприятия;
— созданы лина предприятии комиссии по проведению инвентаризации кассы и осуществляет ли онсвои обязанности;
— выполняетсяли Закон “О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением” и других нормативных документов, изданных в соответствиис этим Законом.
Занесоблюдение условий работы с денежной наличности предприятие и их руководителинесут ответственность в виде:
— за расчетыналичными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениямиорганизациями сверх установленных норм — штрафа в 2-х кратном размере суммыпроизведенного платежа;
— занеоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штрафа в3-х кратном размере выявленной неоприходованной суммы;
— занесоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а такжеза накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штрафа в3-х кратном размере выявленной превышающей лимит кассовой суммы;
— наруководителя предприятия, допустившего указанные нарушения, налагаетсяадминистративный штраф в размере 50 — кратного установленной минимальноймесячной оплаты труда.
За нарушениетребований Закона Российской Федерации “О применении контрольно — кассовыхмашин при осуществлении денежных расчетов с населением” к предприятиямприменятся штрафные санкции:
— в 350 — кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, вслучае ведения предприятия расчетов с населением без применения контрольно — кассовых машин;
— прииспользовании для расчетов неисправных контрольно- кассовых машин — 200 установленныхзаконом размеров минимальной месячной оплаты труда;
— еслипредприятие не вывесило ценники на подаваемый товар или прейскурант наоказываемые услуги, в этом случае налагается штраф в размере 100 установленныхзаконом размеров минимальной оплаты труда;
— в 10-тикратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но неменее 20% от стоимости покупки или услуги в случае невыдачи чека лицом,обязанным выдать его покупателю, и при даче чека с указанными суммами менееуплаченной.

Заключение
Рассмотреввсе теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его напрактике, можно сделать некоторые выводы.
Организациягосударственного финансового контроля в настоящее время в России имеетмножество недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждаетсяв усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономическихотношений. Например, используя мировой опыт, в России создана Счетная Палата, чтоявляется, безусловно, позитивным фактором, но сфера ее деятельности ограничена.Так, решением Конституционного Суда признано неправомерным Счетной ПалатойРоссии финансового контроля по использованию денежных средств государственногобюджета, так как контроль по осуществлению государственного бюджета являетсячастью государственного финансового контроля, возникает необходимость в новомконтрольном органе, который бы осуществлял указанные функции.
Кпроблемам государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контрольпо подготовке проекта бюджета и его исполнением, оценку эффективностиорганизационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль заее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительныхпостановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усилениегосударственного ведомственного контроля предприятий государственного сектораэкономики.
Важныместь обновление и функций внутреннего контроля. Его организация, согласнозакона России о предприятиях, возложена на руководителя предприятия.
Восуществлении внутреннего контроля важнейшее место занимают работникибухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный, также как руководителиобъединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушениеправил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственнуюдеятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и черезаппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специалисты, на которыхвозложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы,и другие).
Обновлениевнутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самогопредприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения какгосударственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.
Чтокасается аудита, то одним из направлений усовершенствования аудиторскогоконтроля в России является ускорение разработки качественной целостностисистемы национальных стандартов аудита, базой.
Всеэто свидетельствует о необходимости коренной реорганизации системыхозяйственного контроля в России. Основными ее направлениями являются:
Разграничениеобъектов контроля и контролирующих вопросов согласно с существующими формамисобственности (государственная и разные виды коллективной и частной собственности)на контроль за исполнением государственного бюджета, контроль за использованиемсредств государственного бюджета, подтверждением достоверности финансовойинформации предприятия негосударственного сектора экономики, контроль заформированием себестоимости и финансовыми результатами предприятия;
Разграничениеобъектов контроля на государственный, аудиторский и внутренний.
Всовременных условиях каждая форма государственного контроля в России имеет своизадачи и направления развития и требует своего усовершенствования.      
Список литературы
 
1.  Конституция РФ (принятаявсенародным голосованием 12.12.1993) ( с учетом поправок, внесенных Законами РФо поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
2.  ФЗ « Об аудиторской деятельности»от 30.12.2008 №307-ФЗ
3.  ФЗ «О счетной палатеРоссийской Федерации» от 11.05.1995 №4-ФЗ
4.  ФЗ «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 №86-ФЗ ( в ред. от25.11.2009)
5.  Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 30.06.2004 №320 «О министерстве финансов РоссийскойФедерации» (ред. 20.02.2010)
6.  Аудит. Подольский В.И.,изд. Юнити-Дана, 2008
7.  Финансовое правоРоссийской Федерации. Учебник., под ред. В.Б. Алексеева; изд. Валтерс Клувер,2010
8.  Ю.А. Корчагин, И.П.Маличенко уч. «Финансы и денежное обращение»,2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :