Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовые ресурсы. Финансовая система страны

Московский институт права
 
 
 
 
 
Реферат
на тему: Финансовые ресурсы. Финансовая система страны
Выполнила студентка 4 курса
Костюшкина Е.А.
Москва, 2010г.

1.Финансовыересурсы
Рассмотримдля начала понятие финансовые ресурсы, для этого обратимся к учебнику для вузоввыпущенному под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской,профессора Б.М. Сабанти ( Москва: Юрайт, 2004г.). В нем говорится, чтофинансовые отношения возникают в процессе формирования и движения(распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов,резервов и других денежных источников средств предприятия, т. е. его финансовыхресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являютсянепосредственными объектами управления финансами предприятия. Относительнопонятия финансовые ресурсы также нет единого мнения. Например, Л.Н. Павлова (Финансы предприятий: Учебник. — М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998. ) определяетфинансовые ресурсы как «собственные источники финансирования расширенноговоспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущихобязательств по платежам и расчетам». Очевидно, вряд ли правомерноограничивать финансовые ресурсы только рамками «расширенноговоспроизводства», так как они имеют место и в условиях простого воспроизводстваи даже в условиях его сокращения. Также неправомерно и относить к ним только «собственныеисточники». Сегодня в формировании финансовых ресурсов важную роль играютпривлеченные средства в виде банковского кредита, займов, кредиторскойзадолженности, долевого участия и т. п. Итак, Финансовые ресурсы предприятия —это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием дляформирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видовдеятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и засчет различного вида поступлений. Формирование финансовых ресурсов предприятияпредставлено на рис. 1.
Еслимы обратимся к учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В.Ковалева, то в нем понятие финансовых ресурсов раскрыто как совокупностьденежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующихсубъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собойфинансовые ресурсы.
Подробнопонятие финансовых ресурсов рассмотрено в учебнике, выпущенном под редакциейГ.Б.Поляка. Финансовые ресурсы — это сложная экономическая категория, которуюнельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточносложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установитьколичественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику вотличие от категории «денежные средства». Определяя сущностьфинансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения впроцессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс, характеризуетсядвижением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой изкоторых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу. Наначальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования)денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения иперераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительносамостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовыеотношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит ихперегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласованиеобъема и структуры национального производства и. потребностей национальногохозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, посколькуреализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (упродавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникаетусловий для материально-финансовой несбалансированности в обществе. Другаячасть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводстваВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения спомощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовыепотоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитиенационального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.Как мы уже отмечали, специфической особенностью финансовых потоков (в отличиеот денежных) является их без эквивалентный характер. В результате этого именнофинансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимоедвижение денег, в чем и кроются предпосылки материально финансовойнесбалансированности национального хозяйства.
Такимобразом, финансовые ресурсы — это количественная характеристика финансовогорезультата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежныесредства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов,производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление.Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку онможет быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Специфическоесодержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают
(1)как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются врезультате производства, распределения и перераспределения валового внутреннегопродукта;
(2)как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену натовары и услуги;
(3)как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, посколькуобразуются в результате реализации товаров и услуг,
(4)как источники их формирования (составляющие элементы): амортизация, прибыль,налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетныефонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;
(5)как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, посколькуиспользуются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонтаосновных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования ипредметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат насоциально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органовгосударственной власти и управления и др.
Краткосрочныекредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, посколькуих формирование не связно с созданием новых материальных благ, а происходит врезультате перераспределения финансовых ресурсов. Сбережения населения в видеприроста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономическойсущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материальновещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спросанаселения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) имсоответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.
Итак,финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в видесуммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибылиэкономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налоговна производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашниххозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.
Такимобразом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП,которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы вцелом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть,соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производстваматериалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственныхфакторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенноговоспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение,образование, социальную политику и т.п.
Еслимы обратимся к учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В.Ковалева, то в нем источниками финансовых ресурсов выступают:
•на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг,банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другимиэмитентами;
•на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате,выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочныерасходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, отопераций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальныетрансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;
•на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы отгосударственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономическойдеятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссияденег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Финансыкак научное направление изучает общественные отношения, возникающие на основеобразования, распределения или использования финансовых ресурсов, выявляетзакономерности развития финансовых отношений.
Вучебнике для вузов выпущенному под ред. профессора М.В. Романовского,профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти говорится, что финансовыеотношения, возникающие в процессе образования и использования финансовыхресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что, всвою очередь, опосредствуется денежными потоками по различным видам егодеятельности. Ввиду особого интереса рассмотрим их более подробно.
1.Текущая деятельность — движение денежных средств, связанных с получениемвыручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасовпроизводственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы,уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетоми фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитови займов на цели, связанные с текущей деятельностью, уплатой процентов поуказанным кредитам и займам, оплатой и получением неустоек, залогов и т.п.
2.Инвестиционная деятельность — движение денежных средств, связанных скапитальными вложениями в связи с приобретением нематериальных активов,оборудования к установке, других объектов основных средств, включая ихстроительство, с их реализацией, а также с получением и погашением долгосрочныхи краткосрочных кредитов и займов под вышеуказанные инвестиции и процентов поним.
3.Финансовая деятельность — движение денежных средств, связанных с формированиеми использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением ииспользованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями,продажей корпоративных ценных бумаг, получением долгосрочных и краткосрочныхкредитов, займов под финансовые вложения, включая оплату процентов запользование заемными средствами, погашением дебиторской и кредиторскойзадолженности нетрадиционными способами (перемена лиц в обязательстве, новация,отступное и т.п.).
4.Прочие виды деятельности и хозяйственные операции — движение денежных средств,связанных с получением и использованием целевого финансирования и поступленийна цели не инвестиционного характера, использованием резервов предстоящихрасходов и платежей, а также связанных с расчетами по операциям.
2. Финансовая система страны
Обратимсяк учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, вкотором говорится, что финансовую систему можно рассматривать как формуорганизации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственногопроцесса по распределению и перераспределению совокупного общественногопродукта.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Система финансов в целом — этосовокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуютсяи используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов»является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле.Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием вучастии субъектов экономических отношений в образовании, распределении иперераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звенусистемы финансов присущи свои специфические формы и методы образования ииспользования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятийобслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутрипредприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Черезгосударственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государствас дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями,социальными группами населения. Следует иметь в виду, что первичные доходысферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждансоздают основу системы финансов любого государства. И это не толькотеоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается всводном балансе финансовых ресурсов России.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, дается следующее определение:финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающихв виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которыераспределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов,домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. Проходядлительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретаютразнообразные формы проявления. Из общей совокупности финансов постепенновыделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическимиособенностями, образуя конкретную финансовую категорию. Финансовые категорииобладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, цельюфункционирования. Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовыхкатегорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансыдомашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовыекатегории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела,международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями вфинансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступениразвития финансовых отношений — финансовых сфер (децентрализованных ицентрализованных), отличающихся особыми формами формирования, использования,управления, но тесно связанных друг с другом.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: в целом, вся система финансовсостоит из двух укрупненных подсистем:
1)государственных и муниципальных финансов;
2)финансов хозяйствующих субъектов.
Этиукрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формированиядоходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы(звенья), представленные на рис. 2.
Вучебнике «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева говорится,что финансовая система как форма организации денежных отношений может бытьподразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование ииспользование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующихсубъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местногосамоуправления.(Рис.3 ) В каждой из выделенных подсистем используютсяспецифические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов;каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующийфинансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого изсубъектов экономических отношений. Существующие различия как в функциональномназначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования ииспользования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленныхсистем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);(2) публичные финансы(государственные и муниципальные финансы); (3) финансыдомашних хозяйств (домохозяйств). Эти подсистемы, в свою очередь,подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости отмеханизма формирования и использования денежных фондов у конкретныхэкономических субъектов.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, в составе финансовой системы РФвыделяются две важнейшие части: централизованные и децентрализованные финансы.
Сноваобратимся к учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В.Ковалева, в котором говорится, что основой финансовой системы являютсядецентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируетсяпреобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсовперераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетоввсех уровней и по внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанныхсредств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций;коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращаетсянаселению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: государственные и муниципальныефинансы:
•бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета,территориальных бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальныхобразований (местных бюджетов);
•целевые внебюджетные фонды;
•государственный кредит.
Обратимсяк учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, вкотором так же говорится, что централизованные финансы представлены бюджетнойсистемой, а также государственным и муниципальным кредитом.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, не выделяется отдельногосударственный кредит, там говорится, что централизованные публичные финансы —объединяютсяв бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетныеспециальные фонды.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: в настоящее время государственнаябюджетная система России существенно изменена и включает в себя три автономныхзвена:
•республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;
•бюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации,краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружныебюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
•бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, так же говорится, что действующаябюджетная система РФ — трехуровневая. Бюджеты — финансовая основа управлениягосударственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджетфункционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами невключается в вышестоящий. В составе бюджетов могут создаваться целевыебюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений отконкретных видов доходов или иных поступлений. За счет финансовых ресурсовбюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитиенауки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа иреформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствоватьстабильному росту жизненного уровня населения страны. Бюджетной системепринадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальномперераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социальногоразвития регионов. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондовразрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектовРоссийской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов такжеутверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты— местными органами самоуправления.
Обратимсяк учебнику «Финансы», выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, вкотором так же говорится, что Бюджетная система Российской Федерации включаеттри уровня. Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: (а) 21 бюджетреспублик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетовобластей (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е)бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Бюджеты органов местного самоуправленияРоссийской Федерации включают: (а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджетгородов; (в) 329 бюджетов городских районов и округов; (г) 1922 бюджетапоселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций.Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондовразрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФи бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают вформе законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются всоответствии с правовыми актами представительных органов местногосамоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образованийСтруктура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходовбюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развитиястраны, в том числе о материальном положении основной части населения. Дляцелей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты.Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляютконсолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджетымуниципальных образований, находящихся на его территории, составляютконсолидированный бюджет субъекта РФ.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: по признаку целевой направленностииспользования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:
•внебюджетные фонды социального назначения;
•внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.
Крометого, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка В качестве самостоятельного звенав системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды.Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические(дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фондыконсолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральномуровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеютстрого целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услугнаселению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Онформируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджетаи ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используютсяна выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, атакже на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии наЧернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социальногострахования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, иФедеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечитьохрану здоровья населения.
Поданным учебника выпущенного под ред. Профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Государственный кредит выделяется всамостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущиспецифические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств вцентрализованные фонды государства. Государственный кредит представляет собойособую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическимилицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщикасредств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладаетдеятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качествекредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды или гарантии юридическими физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее времяфинансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкоеразвитие в России. Необходимость государственного кредита связана с опережающимтемпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственнойдоходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходовбюджета в условиях его дефицита. Очевидно, что в условиях рыночной экономики,тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики,традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должнобыть расширено и в широком, современном его понимании включать и системуЦентрального банка.
Обратимсяк учебнику «Финансы», выпущенному, под редакцией В.В. Ковалева, вкотором так же в качестве самостоятельного звена в системе государственных имуниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты которыеобслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетныхфондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а такжебюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточностифинансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые отфизических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовыхорганизаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков илигарантов. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии иразмещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированныхфинансово-кредитных институтов и у иностранных государств. В качестве кредиторагосударство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджетаи бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственныхкредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средствфедерального бюджета могут выступать: (а) бюджетные учреждения; (б)государственные и муниципальные унитарные предприятия; (в) российскиепредприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностраннымиинвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: финансы хозяйствующих субъектов:
•коммерческие предприятия и организации;
•финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды,страховые организации и другие финансовые институты);
•некоммерческие организации.
Финансыхозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных формсобственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именнов этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, врезультате перераспределения по установленным государством правилам, формируетдоходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же времясущественная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетногофинансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется нафинансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. Всфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:
•финансы коммерческих предприятий и организаций;
*финансы некоммерческих организаций.
Финансовыеотношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику,связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированиемдоходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Наряду срассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ееможно представить в институциональной форме —как инфраструктуру различныхфинансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременноявляющихся субъектами и объектами управления финансами.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка: децентрализованные финансы Онисоставляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сферематериального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсовстраны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих инекомерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Решающуюроль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий,организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От ихсостояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и,следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ. Вусловиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могутэффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности впринятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательскойдеятельности и др.). Выполнение этих принципов определяет, стабильность всейфинансовой системы. Главным источником производственного и социального развитиятрудовых коллективов становится прибыль. Предприятия обладают реальнойфинансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализациипродукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируютпроизводственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства дляинвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредитыбанков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную системуобеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Некоммерческиеорганизации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы,фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, неставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются засчет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей,бюджетных средств и др.
Особоеместо в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнегохозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД ирегулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемогоВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходычленов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, темустойчивее экономическое положение предприятий.
Обратимсяк учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, вкотором говорится, что среди децентрализованных финансов ключевое местопринадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальныеблага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаясяглавным источником производственного и социального развития общества. Особоезначение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системеразвитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которымипонимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющихвременно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежныхсредствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мирасконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего наинвестиционные цели. Финансы домохозяйств играют значительную роль как вформировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и вформировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, темвыше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тембольшие возможности для развития экономики, социальной сферы. Финансынекоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированиемдоходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.
Поданным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессораО.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: общее управление финансамиосуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание —Парламент Российской Федерации и его две палаты: Государственная Дума и СоветФедерации. Конкретные проработки в области финансового законодательства,рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет побюджету, налогам, банкам и финансам (с теоретических позиций название явнонеудачное, так как бюджет, налоги — все это относится к финансам). ПринимаемыеФедеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налоговогозаконодательства, хозяйственное законодательство)создают нормативную основу функционирования всей системы финансов. Для контролянад выполнением финансового законодательства со стороны представительныхорганов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата РФ,председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сферадеятельности Счетной палаты — контроль над федеральной собственностью ифедеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от ПравительстваРФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Наряду с Федеральным Собраниемрегламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственноПрезидентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение врегулировании финансовых отношений, особенно в сфере налогов. Правительствотакже издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базууправления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента ипостановлений Правительства реализуется финансовая политика и создаетсянормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовуюполитику и управление финансами, является Министерство финансов РоссийскойФедерации. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерствефинансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 06.03.98 г. № 273. Министерство финансов РФ является федеральныморганом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственнойфинансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации икоординирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органовисполнительной власти, В целях усиления координации деятельности сМинистерством по налогам и сборам Российской Федерации и Государственнымтаможенным комитетом Российской Федерации их руководители входят в составколлегии Министерства финансов. Российской Федерации. Право создаватьдепартаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министруфинансов РФ. Важнейшими структурными подразделениями Министерства финансов РФявляются департаменты:
•налоговой политики;
•межбюджетных отношений;
•оборонного комплекса и правоохранительных органов;
•макроэкономической политики и банковской деятельности;
•управления государственным внутренним долгом;
•управления государственным внешним долгом;
•международных финансовых организаций;
•отраслевого финансирования и ряд других.
Министерствопо налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полицииосуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювзносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей.
Министерствогосударственного имущества РФ также имеет непосредственное отношение к сферефинансов. Оно призвано, эффективно управляя государственным имуществом,обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя программуприватизации, министерство способствует также экономии государственных расходовна дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализациячасти национального богатства на открытых аукционах является дополнительнымисточником поступления средств в бюджет.
Федеральнаякомиссия по ценным бумагам регулирует финансовый рынок, деятельность фондовыхбирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует переливукапитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию доходнойбазы бюджета.
СистемаЦентрального банка Российской Федерации является важнейшим органом реализацииденежно-кредитной и финансовой политики. Одновременно она выполняетрегулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим банкам икредитным организациям.
Непосредственноеуправление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляютфинансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, говорится, что к ним относятсякомитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации,финансово-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерствофинансов РФ и подведомственные ему федеральные службы (Федеральная налоговаяслужба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральноеказначейство, Финансовая служба страхового надзора, Финансовая служба финансово-бюджетногонадзора), Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития России. На уровнесубъектов Федераций функционируют комиссии по бюджету и финансам взаконодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительныхорганов, аналогичные федеральным. На местах действуют подобные финансовыеинституты управления. У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бухгалтерскаяслужба. В домашнем хозяйстве финансовыми потоками регулируют либо глава данногоколлектива, либо специально выделенный член домохозяйства.
Денежныефонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных иисполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических ифизических лиц (децентрализованная сфера). В процессе функционирования денежныефонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги(банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах, вкредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценныебумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.
Денежныесредства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующиечеткой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают частифинансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние,двусторонни и многосторонние денежные потоки. В односторонних потоках денежныесредства идут в одном направлении. Сводныйфинансовый баланс Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят своеотражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот балансохватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишьцентрализованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсыдецентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационнымиотчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховыхвозмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения(финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.Поориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долюцентрализованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долюдецентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходыдомохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положениедолжно измениться в пользу децентрализованной сферы.

Выводы
Проанализировависточники литературы, можно сделать следующие выводы:
Вучебнике для вузов выпущенному под ред. Профессора М.В. Романовского,профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти ( Москва: Юрайт, 2004г.)тема «финансовые ресурсы» рассмотрена на примере финансовых ресурсовпредприятия, приведена схема их формирования, раскрыто понятие финансовыхресурсов в целом и описываются различные виды деятельности, которыеопосредствуются денежными потоками.
Вучебнике «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева понятиефинансовых ресурсов раскрыто и приведены источники формирования финансовыхресурсов субъектов финансовых отношений.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка очень подробно рассмотренопонятие финансовые ресурсы, раскрыт процесс их возникновения в процессерасширенного воспроизводства, раскрыто специфическое содержание финансовыхресурсов.
Вучебнике для вузов выпущенному под ред. Профессора М.В. Романовского,профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти ( Москва: Юрайт, 2004г.)приведена схема (рис.2) финансовой системы страны, вся система финансов состоитиз двух укрупненных подсистем:1) государственных и муниципальных финансов;2)финансов хозяйствующих субъектов, т.е. в нем не рассматриваются финансыдомашних хозяйств. Государственные и муниципальные финансы представленыбюджетной системой, целевыми внебюджетными фондами; государственным кредитом.Раскрыто устройство бюджета. В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделенысферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческихорганизаций. Рассмотрено управление финансами, приведены важнейшие структурныеподразделения Министерства финансов РФ.
Вучебнике «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева говорится,что финансовая система может быть подразделена на три взаимосвязанныеподсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсовсоответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) угосударства и органов местного самоуправления и приведена схема. (рис.3)Централизованные финансы представлены бюджетной системой, и такжегосударственным и муниципальным кредитом. среди децентрализованных финансовключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций, особое значениеимеют финансы финансовых посредников, финансы домохозяйств так же имеютзначительную роль.
Вучебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка очень подробно рассмотренопонятие финансовой системы, даны определения финансовой категории, финансовогозвена, сферы. Не выделяется отдельно государственный кредит, там говорится, чтоцентрализованные публичные финансы —объединяются в бюджетную систему(федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некомерческихпредприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Управление финансовымизвеньями и сферами осуществляется специальными институтами (на различныхуровнях государственной власти, у хозяйствующих субъектов, в домашнемхозяйстве). Дано понятие денежных фондов и потоков. Сводный финансовый баланс.

/>
Рисунок1 Общая схема финансовых ресурсов предприятия
/>
Рисунок2 по учебнику «Финансы»выпущенному под редакцией В.В. Ковалева

/>
Рисунок3.Подсистемы и звенья системы финансов (По данным учебника выпущенного под ред.про-фессора М.В. Ром

Списокиспользуемой литературы
1. «Финансы»учебник под редакцией доктора экономических наук, профессора В.В. Ковалева, 2-еиздание, переработанное и дополненное, М:.ТК Велби, издательство Проспект,2007г.
2. «Финансы»учебник для студентов вузов, под редакцией Г.Б.Поляка, 3-е изданиепереработанное и дополненное, М:.ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.
3. «Финансы» учебник для вузов, под редакциейпрофессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М.Сабанти, М:.Юрайт-М, 2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет осветительной установки помещения коровника на 25 коров
Реферат Государственное устройство форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь
Реферат Авторські права на текст програми "Географія. Економіка, 6-11 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат "Брянский рабочий", 29. 11-06. 12
Реферат International Scientific Conference «High-Tech In Chemical Engineering-2006» Самара, 16 20 октября 2006 г программа
Реферат Концепция отчета о прибылях и убытков: понятие, задачи, группировка статей и их характеристика на примере ЗАО "Орский Хлеб"
Реферат Молекулярная физика Тепловые явления
Реферат Кадровая стратегия современной организации
Реферат Can Genetics Cause Crime Essay Research Paper 2
Реферат Модели и школы менеджмента
Реферат Watership Down 3 Essay Research Paper Watership
Реферат Вибір форми ведення бухгалтерського обліку
Реферат Расчет релаксационного генератора на ИОУ
Реферат Ораторское искусство
Реферат Кровоснабжение и лимфатическая система головы и шеи