Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовый механизм управления формированием операционной прибыли

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа
по предмету: «Краткосрочнаяфинансовая политика»
Тема: «Финансовый механизм управленияформированием операционной прибыли»
 
 
Выполнил: студент IV курса
Факультета: экономики и предпринимательства
Специальность: финансы и кредит, ПФО, гр.Б
Шифр: 080105 — 05/299
Мазова Кристина Андреевна
Москва, 2009

1. Операционный анализ как методоперативного управления финансами предприятия
 
Операционный анализ (break-even analysis) — один из наиболее эффективныхспособов измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратамипредприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельностьпродукции, либо подразделений предприятия. Целью операционного анализаявляется нахождение наиболее выгодного сочетание переменных и постоянных издержек,цены и объема реализации. Ключевыми элементами операционного анализаявляются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности изапас прочности фирмы.
Операционный анализ — это анализ зависимостей финансовыхрезультатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации).Поэтому его называют также анализом «издержки — объем — прибыль».Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования иуправления предприятия.
Данный метод оперативногоуправления финансами предприятия является эффективной формой финансовогопланирования, потому что операционный анализ, проведенный по основнымпродуктам, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса:
— какой продукт, либонаправление бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны?
— производство какихпродуктов расширять и финансировать, а производство каких продуктовсворачивать?
— каковы оптимальные ценына продукты?
— какие затраты наиболеезначительны по каждому продукту?
— каким образом можновоздействовать на значимые статьи затрат?
Показатели операционногоанализа:
1. Коэффициентизменения валовых продаж служит целям количественной характеристики приращенияобъема продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущегопериода.
2. Коэффициентвалового дохода показывает, какую долю валовый доход занимает в выручкепредприятия.
3. Коэффициентоперационной прибыли показывает эффективность основной (операционной)деятельности предприятия вне связи с финансовыми операциями и нормамифискального регулирования, принятыми в стране.
4. Прибыльностьпродаж (коэффициент чистой прибыли) является итоговой характеристикойприбыльности основной деятельности предприятия за период времени.
Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческогоучета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного(внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Сразу же возникает вопрос- Каковы результаты операционного анализа?
Анализируя основныепоказатели операционного анализа, можно экономически грамотно использоватьставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции,принимать следующие решения: по установлению цен на уже производимую и новуюпродукцию, ориентируясь на цены конкурентов; по выбору и замене оборудования;по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;по целесообразности принятия дополнительного заказа; по поиску вариантовизменения производственной мощности предприятия и т.д.
Основные элементыоперационного анализа.
Основными элементамиоперационного анализа являются расчет:
— расчет операционногорычага,
— расчет запасовпрочности,
— расчет порогарентабельности.
Действие операционного(производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любоеизменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменениеприбыли.
В практических расчетахдля определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение такназываемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменныхзатрат) к прибыли.
Валовая маржа представляет собой разницу междувыручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы маржи хваталоне только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Показатель силывоздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастаетприбыль при 1 %-ом росте выручки от реализации продукции. Таким образом, знаяданные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействияпроизводственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли приувеличение объема выпуска продукции. Чем больше доля постоянных затрат вструктуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегдарассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки отреализации.
Точка безубыточности (порогрентабельности) характеризует достижение такого объема производства, прикотором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можноопределить также как объем выручки от реализации продукции, при которойвеличина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такойреализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.
Формула безубыточности(порог рентабельности) может иметь следующий вид:
Порог рентабельности =постоянные затраты: валовая маржа

Валовая маржарассчитывается в относительном выражении к выручке. С помощью этого показателяопределяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, темскорее окупаются затраты.
Рассмотрим графическиеспособы определения порога рентабельности.
Способ № 1. Он основан наравенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значениявыручки от реализации (рис.1)
/>
Рис. 1
Из рисунка видно, что придостижении выручки от реализации в 1000 тыс. рублей предприятие достигаетокупаемости и постоянных и переменных затрат.
Способ № 2. Он базируетсяна равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.Результатом будет пороговое значение физического объема производства (рис.2).

/>
Рис. 2
 
Запас финансовойпрочностиопределяется как разница между выручкой от реализации продукции и порогомрентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порогарентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуетсядефицит ликвидных средств.
Запас финансовойпрочности = выручка от реализации – порог рентабельности.
Запас финансовойпрочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогомрентабельности. Чем больше эта величина, тем более финансово-устойчивымявляется предприятие.
 
2. Постоянные ипеременные затраты в составе себестоимости и их влияние на финансовыерезультаты
Целью любой классификациизатрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, рациональнообоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решение, должен знать, какиезатраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процессаклассификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиятьруководитель.
В основу методикимаржинального анализа положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимостиот изменения объема производства на переменные и постоянные.
Постоянными (fixed costs – англ.) называются затраты, абсолютная величинакоторых не зависит от объема выпуска продукции (расходы на содержание зданий,амортизация, заработная плата работников управления). Эти затраты на единицупродукции уменьшаются (увеличиваются) при увеличении (уменьшении) объемапроизводства. Они характеризуют динамику затрат в зависимости от колебанийобъема производства и используются для составления смет на предстоящий период.
По своей экономическойприроде постоянные издержки являются затратами на создание условий деятельностипредприятия. Они изменяются с течением времени и под влиянием других временныхфакторов.
Переменные издержки (variable costs – англ.) определяются объемом выпущенной продукции именяются вместе с ним. Их экономическая природа заключается в непосредственномучастии в той производственной деятельности предприятия, ради которой оносоздано. К переменным относят затраты, размер которых находиться в прямойзависимости от уровня (объема) производственной деятельности (затраты на сырьеи основные материалы, энергия для технологических целей, основная заработнаяплата производственных рабочих и пр.)
Деление затрат напостоянные и переменные важно при организации системы учета и калькулирования,анализа и прогнозировании. Оно лежит в основе расчетов критической точкиобъемов производства, анализе порогов рентабельности, конкурентоспособности,ассортимента продукции и, в конечном счете, — выбора экономической политикипредприятия. Инструмент анализа поведения затрат позволяет приниматьоптимальные решения относительно ассортимента и объема продукции.
Рассматривая поведениепеременных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный период:структура издержек, суммарные постоянные издержки и переменные издержки наединицу продукции неизменны лишь в определенном периоде и при определенномколичестве продаж.
Существуют триосновных метода дифференциации издержек:
1. Методмаксимальной и минимальной точки,
Из всей совокупностиданных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства.
Определяется такназываемая ставка переменных издержек – это средние переменные расходы всебестоимости на единицу продукции.
Ставка переменных издержек= [(максимальная сумма издержек — минимальная сумма издержек) * 100%(100% — Kmin%)] / Kmax
где Kmax – максимальный объем производства,тыс.шт.
Kmin, % — минимальный объем производствав процентах к максимальному.
— определяется общаясумма постоянных издержек:
Постоянные издержки =максимальная общая сумма издержек – ставка переменных издержек – Kmax.
2. Графический(статистический) метод,
Как известно, линия общихиздержек определяется уравнением первой степени:
Y = a + bX,
Где Y – общие издержки, a – уровень постоянных издержек,
b — ставка переменных издержек, X – объем производства.
Статистический методоснован на использовании корреляционного анализа, хотя сами коэффициентыкорреляции не определяются.
3. Методнаименьших квадратов. Он является более точным, так как в нем используютсявсе данные о совокупных издержках и определяются коэффициенты a и b.
Алгоритм определениякоэффициентов и результаты расчетов приведен на примере в следующей таблице:Месяц Объем производства Х (тыс.шт.) Х-Хср (тыс.шт.) Суммарные издержки Y (тыс.руб.) Y-Yср (тыс.руб.)
(Х-Хср)2
(Х-Хср)*(Y-Yср)
(тыс.руб.)
Январь
Декабрь
40
56
10
26
4500
4800
200
500
100
676
2000
13000 Итого 360 51600 2703 26400 Среднее 30 4300
Ставка переменныхиздержек b равна:∑(X-X)(Y-Y)/∑(X-X)2.
3. Расчетная часть
 
Показатели
Вариант для студентов, чьи фамилии начинаются на буквы Л, М, Н, О, П Объем-1 000 000 ед. Цена – 123 руб. млн. руб. % Выручка от реализации 123 100 Переменные издержки 71,4 58 Валовая маржа 51,6 42 Постоянные издержки 29,5 24 Прибыль 22,1 18
 
Расчет основныхэлементов операционного анализа включает в себя расчет:
1. операционногорычага;
2. порогарентабельности;
3. запаса финансовойпрочности.
1. Действие операционногорычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегдапорождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционногорычага рассчитывается по следующей формуле:
Fo = Mв/П,
Где Fo – сила воздействия операционногорычага,
Мв – валовая маржа, П –прибыль.
По условиям задачи, Мв =51,6 млн.руб., П = 22,1 млн.руб.
Fo = 51,6/22,1 = 2,33.
Это означает, что привозможном увеличении выручки от реализации, например на 4%, прибыль возрастетна 4% х 2,33= 9,32%. Сила воздействия операционного рычага дает возможностьопределить массу прибыли в зависимости от изменения выручки.
2. Порогрентабельности – это такая выручка от реализации продукции, при которойпредприятие покрывает только свои расходы на производство и реализациюпродукции. Он рассчитывается по формуле:
Rn = (Pпост/М%)х100,
Где: Rn – порог рентабельности, Рпост –постоянные расходы,
М% — процент валовоймаржи к выручке от реализации.
Подставим исходныеданные: Rn = 29,5/(51,6/123)х100 = 70(млн.руб.)
70 млн.рублей – это (70 /0,000123) 571705 единиц выпускаемой продукции, т.е. 571705 единиц – это порогрентабельности и каждая последующая единица продукции будет приносить прибыль.
Построение графика:
1. Прямая выручка =цена реализации * объем реализации = 123 руб.* 1000000 ед. = 123 (млн.руб.).
2. Прямая переменныхзатрат (по условию, переменные затраты = 71,4 млн.руб.)
3. Прямая суммарныхзатрат (суммарные затраты – это сумма переменных и постоянных затрат, т.е. 71,4млн.руб. + 29,5 млн.руб. = 100,90 млн.руб.).
Точка пересечения (т.А )прямой выручки и суммарных затрат является порогом рентабельности, котораяукажет на критический (пороговый) объем выпуска, при котором доходы покрываютрасходы без получения прибыли (точка безубыточности).
Масса прибыли послепрохождения порога рентабельности равна:
Пr = (N-Rn)*(Bм/N),
Где: Пr – масса прибыли после прохожденияпорога рентабельности,
N – общее количество проданноготовара,
Rn – порог рентабельности,
Bм – валовая маржа.
Подставив имеющиесяданные, получаем:
Пr = (1000000-571705)*(51,6/1000000) = 22,10 млн.руб.
Сила воздействияоперационного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается помере роста выручки от реализации продукции, так как удельный вес постоянныхзатрат в общей их сумме уменьшается.
3. Запас финансовойпрочности (ЗФП) рассчитывается по формуле:
ЗФП = Вр – Rn,
Где: Вр – выручка отреализации,
Rn – порог рентабельности.
Подставим имеющиесяданные: ЗФП = 123 – 70 = 52,7 млн.рублей.
=> предприятиеспособно выдержать снижение выручки от реализации продукции на 52,68млн.рублей. (52,7/123 * 100 = 42,8% к выручке от реализации)
Проверим расчет запасовфинансовой прочности по второй формуле:
ЗФП = 1/Fo,
Где: Fo – сила воздействия операционногорычага.
Подставим: ЗФ= (1/2,33)*100 = 42,9%.
ЗФП >10% => такоепредприятие достаточно финансово прочное с высоким уровнем рентабельности,привлекательно для инвесторов.
4. Дополнительноезадание
 
Вопросы.
Для студентов, чьи фамилии начинаются на буквы БГЕККМПРУХШ
1. Как изменится объем реализации Qр, обеспечивающий первоначальную прибыль, при изменении цены, % +15
2. Как изменится объем реализации Qр, обеспечивающий неизменный результат, при изменении постоянных издержек, % -8 3. Как изменится объем реализации, обеспечивающий неизменный результат, при изменении переменных издержек, % +10
РешениеПоказатели Вариант для студентов, чьи фамилии начинаются на буквы Л, М, Н, О, П Объем-1000000 ед. Цена – 123 руб. млн. руб. % Выручка от реализации 123 100 Переменные издержки 71,4 58 Валовая маржа 51,6 42 Постоянные издержки 29,5 24 Прибыль 22,1 18
Вопрос 1. При увеличениицены реализации на 15%, имеем:Показатели Объем -1000000 ед. Цена – 141,45 (123*15%) руб. млн. руб. % Выручка от реализации 141,45 100 Переменные издержки 71,4 50,47 Валовая маржа 70,05 49,52 Постоянные издержки 29,5 29,5 Прибыль 40,6 28,71
Qp = (исх. сумма вал. маржи/новыйкоэффициент вал. маржи)/новая цена реализации = (51,6/0,4952)/141,45 = 0,736658(млн.ед.изд.) = 736 658 (ед.).
ð  увеличение цены на 15% позволитсохранить прежний уровень прибыли (22,1 млн.рублей) при снижении объемареализации на 236 342 единицы продукции или на 35,74% ((1000000-736658)/736658*100);
ð  увеличение цены на 15 % принеизменном объеме реализации (в 1000000 ед.) позволит увеличить прибыль на83,71%.
Вопрос 2. При уменьшениипостоянных издержек на 8 %, имеем:Показатели Объем-1000000 ед. Цена – 123 руб. млн. руб. % Выручка от реализации 123 100 Переменные издержки 71,4 58,0 Валовая маржа 51,6 42,0 Постоянные издержки 27,14 22,1 Прибыль 24,46 19,9

Qр = (новая сумма вал.маржи/исх.коэф.вал.маржи) / ценареализации = (51,6/0,42)/123 = 998838 (ед.).
ð  при уменьшении постоянных издержек на8%, объем реализации, обеспечивающий неизменный результат (прибыль в 22,1млн.руб.), уменьшиться на 1162 ед., т.е. на 0,12%.
ð  при уменьшении постоянных издержек на8% и неименном объеме реализации продукции, прибыль возрастет на 10,67%.
Вопрос 3. При увеличениипеременных издержек на 10%, имеем:Показатели Объем-1000000 ед. Цена – 123 руб. млн. руб. % Выручка от реализации 123 100 Переменные издержки 78,5 63,8 Валовая маржа 44,5 36,1 Постоянные издержки 29,5 24,0 Прибыль 15 12,2
Qр = (исх.вал.маржа/новый коэф.вал.маржи)/ценареализации = (51,6/0,361)/123 = 1 162 083 ед.
ð  при увеличении переменных издержек на10 %, объем реализации, обеспечивающий неизменный результат (прибыль в 22,1млн.руб.), возрастет на 162083 ед., или на 13,94% ((1000000-1162083)/1162083)х100.
ð  при увеличении переменных издержек на10%, при неизменном объеме реализации, прибыль уменьшиться на 32,12%.

Список литературы
 
1. Беляева О.А.«Предпринимательское право. Учебное пособие», М.: Юридическая фирма «Контракт»:«ИНФРА-М», 2006 г.
2. Гражданкина Е.В.«Экономика малого предприятия», «ГроссМедия», «РОСБУХ», 2008 г.
3. Грузинов В.П.Экономика предприятия. Уч. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004 г.
4. Карпова Т.П.«Управленческий учет: Учебник для вузов», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.
5. Справочно-правоваясистема «Консультант-Плюс».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Механизация и автоматизация обработки информации по учету основных средств на предприятии
Реферат «Я лучшей доли не искал…»
Реферат Финансово-кредитная реформа ЕФ Канкрина
Реферат Общая характеристика учебной деятельности
Реферат Ответы на экзаменационные вопросы по Отечественной Истории
Реферат Human Violence Essay Research Paper There are
Реферат Информационные коммуникации в организации на примере ООО "PRO.Краска"
Реферат Анализ состояния и эффективности использования основных средств 2
Реферат Реклама как фактор стимуляции сбыта
Реферат Учет расчетов с поставщиками и заказчиками Особенности учета операц
Реферат Adoption Essay Research Paper Biracial adoptions have
Реферат Тепловий розрахунок парового газомазутного котла типу ДЕ-25-І4 тг
Реферат Гигиена кожи
Реферат АФК у больных пожилого возраста
Реферат Ведение беременности и родов