Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовое планирование предприятия

Введение
Финансовоепланирование в системе управления предприятием играет ведущую роль. Это давнопроверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результатерыночных преобразований экономики России планирование как институт былпрактически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что этоодна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планированииостро встал на всех уровнях управления.
Восстановлениеи развитие финансового планирования на предприятиях происходит с различнойстепенью интенсивности. Формирование новых систем планирования зависит отмногих факторов, которые оказывают влияние на уровень плановой работы. Перваягруппа факторов: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкая квалификацияперсонала, компьютерная неграмотность работников, неэффективные системымотивации – отрицательное влияние. Вторая противоположная группа факторов:заинтересованность руководства, инновационность персонала, эффективнаямаркетинговая деятельность – положительное влияние.
Зависимостькачества планов предприятий от множества факторов доказывает сложность выбораоптимального направления развития планирования. Более того, опыт работыпредприятий показывает, что изменения, касающиеся только технологиипланирования, наблюдавшиеся в ходе реформирования экономики в России, могуттолько снизить расхождения плановых и фактических значений показателей, чтоконечно актуально в условиях нестабильности внешней среды. Изменения только вобласти технологии плановых расчетов позволяют лишь незначительно повысить «авторитет»плановой работы в глазах руководителей предприятий, который был утрачен в видунеспособности последней вырабатывать качественные планы в условиях меняющейсясреды переходной экономики. Необходимо использовать принципиально новые подходык планированию.
Одновременносущественные возможности для повышения эффективности финансового планированиядает использование мирового опыта плановой работы на предприятиях в развитыхстранах. Однако, для внедрения современных технологий планированияотечественным предприятиям необходимо создать условия для его осуществления:изменение организационной структуры управления; внедрение управленческогоучета; компьютеризация управления и производства; повышение квалификацииработников, занимающихся планированием. Таким образом, важнейшей проблемойразвития финансового планирования является сложность организационныхпреобразований в системе управления отечественных предприятий.
Целью даннойработы является знакомство с основными элементами финансового планирования напредприятии и возможностями его совершенствования. В соответствии с цельюработы поставлены и решены следующие задачи:
Изучениепонятия финансовый план и определение его роли в системе бизнес-планирования;
Изучениеметодов финансового планирования;
Определение ролиразличных видов финансовых планов в управлении предприятием.


1. Планированиеденежных потоков
 
Пландвижения денежных средств
Одним издокументов текущего финансового планирования является годовой план движенияденежных средств. Необходимость данного документа обусловлена тем, что понятие«доходы» и «расходы», используемые в плане «Доходы и расходы», не отражаютреального движения денежных средств, эти показатели, рассчитанные на бумаге(методом начисления». В плане ДДСВ поступление денежных средств и их списаниеотражаются с учетом графиков оплаты дебиторской и кредиторской задолженности.План ДДС – это план движения денежных средств на расчетном счете и в кассепредприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемыепоступления и снятия денежных средств в результате финансово – хозяйственнойдеятельности предприятия. Он показывает возможные поступления предоплаты запоставляемую продукцию, задержки поступлений за отгруженную продукцию(дебиторская задолженность), использование не денежных форм платежныхдокументов – финансовых суррогатов (взаимозачеты, веселя, казначейскиеобязательства). Данный документ отражает потребность во внешнем финансировании(объем кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определениюобъемов внешнего финансирования. Его назначение состоит в том, чтобы обеспечитьсбалансированность поступлений денежных средств и их списания по плановымпериодам.
Современнаятеория и практика планирования и расходования денежных средств основана наиспользовании «денежных потоков предприятия».
Денежныепотоки предприятия представляют собой совокупность распределенных во временипоступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственнойдеятельностью. Понятие «денежный поток предприятия» является агрегированным,включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающихдеятельность фирмы.
В целяхобеспечения эффективного целенаправленного управления денежными потоками онитребуют определенной классификации.
Длясоставления плана ДДС, как правило, деление денежных потоков по видамхозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами учета:
1.Денежный поток по операционной (текущей) деятельности.
Онхарактеризуется денежными поступлениями и выплатами, связанными с реализациейпродукции, налоговыми платежами по текущей деятельности.
2.Денежный поток по инвестиционной деятельности.
Онхарактеризует платежи и поступления денежных средств, связанные с продажей иприобретением основных средств и нематериальных активов, приобретением иреализацией долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля идругие аналогичные потоки денежных средств, обслуживающие инвестиционнуюдеятельность предприятия.
3.Денежный поток по финансовой деятельности.
Онхарактеризует поступления и выплаты денежных средств, связанные с привлечениемдополнительного или паевого капитала, получением кредитов и займов, уплатой вденежной форме дивидендов по вкладам собственникам предприятия и некоторыедругие денежные потоки, связанные с осуществлением внешнего финансированияхозяйственной деятельности предприятия.
В рамкахотдельных видов хозяйственной деятельности предприятия денежные потоки такжеможно классифицировать по направлениям движения денежных средств:
· Положительныйденежный поток (приток денежных средств) характеризует совокупность всех видовпоступлений денежных средств.
· Отрицательныйденежный поток (отток денежных средств) характеризует совокупность выплатденежных средств. Взаимосвязь этих видов денежных потоков проявляется в том,что недостаточность объемов во времени одного из этих потоков обуславливаетпоследующие сокращения объемов другого вида этих потоков.
· Валовойденежный поток характеризует разницу (сальдо) между положительным иотрицательным денежными потоками в рассматриваемом периоде времени. Чистыйденежный является важнейшим результатом финансовой деятельности предприятия, вомногом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночнойстоимости.
Основнойцелью разработки плана поступления и расходования денежных средств являетсяпрогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия вчасти отдельных видов деятельности и обеспечения постоянной платежеспособностипредприятии на всех этапах планового периода.
План ДДСразрабатывается на предстоящий год по месяцам, чтобы обеспечить учет сезонныхколебаний денежных потоков предприятия. План поступления и расходованияденежных средств разрабатывается на предприятии в следующей последовательности.
На I этапе прогнозируетсяпоступление и расходование денежных средств по операционной деятельностипредприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служит исходнойпредпосылкой разработки других его составных частей.
На II этапе разрабатываютсяплановые показатели денежных потоков инвестиционной деятельности (с учетомденежного потока по операционной деятельности).
На III этапе рассчитываютсяденежные потоки финансовой деятельности предприятия, которая призванаобеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционнойдеятельности в плановом периоде.
На IV этапе прогнозируютсяваловой и чистый денежный потоки, а также динамика остатков денежных средств попредприятию в целом.
Первыйэтап
Прогнозированиепоступления и использования денежных средствпо операционной деятельностипредприятия осуществляется двумя способами:
· Исходяиз планируемого объема реализации продукции (прямой метод);
· Исходяиз планируемой целевой суммы чистой прибыли (косвенный метод);
Припланировании денежных потоков по операционной деятельности учитывается влияниетаких показателей, как «прирост текущих пассивов», учитываемый в поступленииденежных средств, и «прирост текущих активов», учитываемый в затратах.
Необходимостьрасчета показателей прироста текущих активов и прироста текущих пассивов вфинансовом планировании обусловлена тем, что при разработке плана ДДС этипоказатели рассматриваются соответственно как расходование денежных средств насоздание запасов сырья, материалов в увязке с объемом реализации продукции(прирост текущих активов) и как дополнительные источники финансовых ресурсов ввиде кредиторской задолженности (прирост текущих пассивов).
Расчетплановой суммы чистого денежного потока осуществляется по следующей формуле:
/>ЧДПпл = ПДСпл– РДСпл,
/>ЧДПпл –плановая сумма чистого денежного потока в рассматриваемом периоде;
ПДСпл– плановая сумма поступления денежных средств от реализации продукции;
РДСпл– плановая сумма расходования денежных средств предприятия.
Второйэтап
Прогнозированиепоступления и использования денежных средствпо инвестиционнойдеятельности предприятия основой для расчета являются:
1. Программареального инвестирования, характеризующая объем вложения денежных средств вчасти отдельных осуществляемых или намечаемых к реализации инвестиционныхпроектов.
2. Проектируемыйк формированию портфель долгосрочных финансовых инвестиций.
3. Предполагаемаясумма поступления денежных средств от реализации основных средств,нематериальных активов. В основу этого расчета должен быть положен план ихобновления.
4. Планируемыйразмер инвестиционной прибыли в виде дивидендов и процентов к получению.
Расчетыобобщаются в рамках позиций, предусмотренных стандартом отчета о движениисредств предприятия по инвестиционной деятельности.
Третийэтап
Прогнозированиепоступления и использования денежных средствпо финансовой деятельностипредприятия осуществляется на основе потребности фирмы во внешнемфинансировании, определенной по отдельным ее элементам. Основой этих расчетовявляется:
1. Намечаемыйобъем эмиссии собственных акций или привлечения дополнительного паевогокапитала. В план поступления денежных средств включается только та частьдополнительной эмиссии акций, которая может быть реализована в предстоящемпериоде.
2. Намечаемыйобъем привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.
3. Суммаожидаемого поступления средств в порядке безвозмездного целевогофинансирования. Эти показатели включаются в план ДДС на основе утвержденныхгосударственных бюджетов или соответствующих бюджетов других органов.
4. Суммыпредстоящих выплат в плановом периоде основного долга по кредитам и займам.Расчет этих показателей осуществляется на основе конкретных кредитных договоровс банками и другими кредиторами.
5. Предполагаемыйобъем дивидендных выплат акционерам. В основе этого расчета – планируемая суммачистой прибыли предприятия и осуществляемая им дивидендная политика.
Показателиразработанного плана поступления и расходования денежных средств служат основойоперативного планирования различных видов денежных потоков предприятия. Форматыплана ДДС могут быть различными, но во всех случаях показатели плана ДДСвзаимно связаны с формой плана ДиР, планом капитальных вложений и кредитнымпланом.
Так как напрактике большинство показателей трудно спрогнозировать с достаточнойточностью, то на практике данную методику планирования денежных потоковупрощают.
1. Определитьнаиболее важные показатели, которые будут установлены в плане ДДС в качествецелевых (размер минимального и максимального конечного сальдо по месяцам).
2. Установитьтри вида источника денежных средств:
· Отопераций (с выделением предоплаты, продажи за наличный расчет, поступлений запродукцию, отгруженную ранее);
· Внешнеефинансирование (кредиты и инвестиции);
· Прочиеисточники (авансы, поступления от участия в других видах деятельности кромеосновной деятельности).
3. Спрогнозироватьпоступление и расходование денежных средств по операционной деятельностипредприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служит исходнойпредпосылкой разработки других его составных частей.
4. Детализироватьстатьи источников денежных средств каждого вида с выделением наиболее важныхпозиций (разбивкой поступлений

2.Характеристика годовых финансовых планов
Систематекущего финансового планирования деятельности предприятия основывается наразработке финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектамфинансовой деятельности и долгосрочном финансовом плане. Следовательно, текущеефинансовое планирование осуществления.
Результатомтекущего финансового планирования является разработка трех основных документов:
1. планаприбылей и убытков;
2. планадвижения денежных средств;
3. плановогобаланса.
Все триплановых документа основываются на одних и тех же исходных данных,корреспондируют друг с другом и разрабатываются в определеннойпоследовательности.
Документы текущегофинансового планирования разрабатываются на период, равный одному году сразбивкой по кварталам.
Исходнымиданными для разработки годовых финансовых планов являются:
· финансоваястратегия предприятия и целевые стратегические нормативы по основным направлениямфинансовой деятельности на предстоящий период;
· результатыфинансового анализа за предшествующий период;
· планируемыеобъемы производства и реализации продукции и другие экономические показателиоперационной производственно – хозяйственной деятельности;
· системаразработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
· действующаясистема налогообложения;
· применяемыеметоды расчета амортизационных отчислений;
· средниепроцентные ставки на финансовом рынке.
Разработкафинансовых планов в реальной жизни предшествует большая аналитическая работа,которая связана с определением стратегических параметров деятельности фирмы, собъемными маркетинговыми исследованиями, с планированием производственнойпрограммы, себестоимости продукции и т.д.
В условияхрынка первым показателем, с которого необходимо начинать планирование, являетсяобъем продаж (объем реализованной продукции).
 
2.1 Планпродаж
План продаж –является отправной точкой всех финансовых расчетов, так как он определяетосновную часть денежных средств, поступающих от продаж (от операционнойдеятельности предприятия). Цель планирования объема продаж состоит всвоевременном предложении покупателям такого ассортимента товаров и услуг, втаком количестве, которое обеспечивало бы удовлетворение их потребностей исоответствовало бы роду деятельности предприятия. Основой плана являютсяпотребности покупателей, которые подлежат тщательному изучению. Вся исходнаяинформация предоставляется отделом маркетинга.
Исходнымипредпосылками для планирования продаж являются:
· разработаннаяпроизводственная программа на планируемый период;
· целеваясумма прибыли;
· ценоваяполитика, алгоритм ее разработки;
· долгосрочныетенденции продаж для различных товаров;
· объемпродаж прошедших периодов;
· производственныемощности;
· зависимостьпродаж от уровня занятости, цен и т.д.;
· качествопродукции;
· конкуренты;
· сезонныеколебания.
Но стоитзаметить, что в плане продаж невозможно предусмотреть влияния всех факторов,что отрицательно влияет на его надежность и возможность успешной реализации.
Длясоставления плана реализации воспользуемся исходными данными, сведенными втаблице 1.
Таблица1. Исходные данные для составления плана реализации№ п/п Показатель 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м. пог. 70 140 180 250 2 Цена реализации 35 35 35 35 3 Инфляция по квартально 0,01 0,02 0,02 0,03 4 Цена реализации с учетом инфляции 35,35 35,70 35,70 36,05 5 Объем реализации СМР, д.е. 17 000 18 000 20 200 18 300
Все расчетыпроизведены с использованием таблиц Excel. Перед началом расчетов проведем корректировкуцены реализации продукции 1 с учетом инфляции в поквартальном разрезе. Согласноданным газеты «Аргументы недели» на 16 июня предполагаемая инфляция на 2010 годсоставит 8%. Уровень инфляции в процентном выражении в квартал задансамостоятельно. Влияние инфляции на показатель выручки от реализации продукции2 в стоимостном выражении учтен в исходных данных.
Для расчетаприбыли от продаж, задаются показатели в долях единицы от стоимости продукции.Исчисления показателей материальных затрат и расходов на оплату труда иисчислений на социальные нужды задаются показатели в долях единицы отсебестоимости продукции. Данные сведены в таблицу 2.
Таблица2. Показатели для расчета прибыли и затрат по видам производства№ п/п Показатель Норматив прибыли Показатели для расчета затрат по отдельным элементам Материальные расходы Расходы на оплату труда 1 Продукция 1 0,25 0,5 0,25 2 Продукция 2 0,074 0,5 0,25
Таблица3. План реализации трубной заготовки на сторону№ п/п Показатель Планируемые значения по кварталам Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Объем продаж трубной заготовки на сторону, тыс. м. пог. 70 140 180 250 640 2 Цена за ед. продукции, д.е. 35,35 35,70 35,70 36,05 36 3 Выручка от продаж, д.е. 2 475 4 998 6 426 9 013 22 911 4 Прибыль от продаж, д. е. 619 1 250 1 607 2 253 5 728 5 Себестоимость продукции, д.е.: 1 856 3 749 4 820 6 759 17 183 в том числе 5.1. материальные расходы 928 1 874 2 410 3 380 8 592 5.2. расходы на оплату труда с отчислениями 464 937 1 205 1 690 4 296 5.3. амортизационные отчисления 278 278 278 278 1 112 5.4. прочие расходы 186 375 482 676 1 718 6 Операционные расходы (за минусом амортизационных отчислений) 1 577 3 186 4 097 5 745 14 606
Для расчетапоказателя выручка от продаж продукции необходимо цену за единицу продукцииумножить на объем продаж. Прибыль от продаж задана в условии и составляет 25%от выручки для трубной заготовки. Себестоимость продукции находим путемвычитания из выручки от продаж продукции прибыли. Себестоимость в свою очередьделится на материальные затраты, которые составляют 50% себестоимости, поусловию. Расходы на оплату труда составляют 25% себестоимости, по условию.
Плановыесуммы амортизационных отчислений в поквартальном разрезе являются постояннойвеличиной и рассчитываются по данным за первый квартал планируемого периодаисходя из следующих условий: доля амортизационных отчислений в себестоимостипродукции 1 и продукции 2 составляет 0,15. Полученная сумма амортизационныхотчислений в первом квартале будет являться плановым показателем и дляостальных квартальных периодов. Прочие затраты определяются как разность междупоказателем себестоимости продукции и суммой материальных затрат, расходов наоплату труда и отчислений на социальные нужды и амортизационные отчисления. Операционныерасходы представляю собой разницу между себестоимостью и амортизацией.
Аналогичнымобразом составляется план реализации СМР. Расчетные данные сведены в таблицу 3и таблицу 4.
Планреализации СМР
Таблица 4№ п/п Показатель Планируемые значения по кварталам Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Объем продаж СМР, д.е. 17 000 18 000 20 200 18 300 73 500 2 Прибыль от продаж, д. е. 1 258 1 332 1 495 1 354 5 439 3 Себестоимость продукции, д.е.: 15 742 16 668 18 705 16 946 68 061 в том числе 3.1. материальные расходы 7 871 8 334 9 353 8 473 34 031 3.2. расходы на оплату труда с отчислениями 3 936 4 167 4 676 4 236 17 015 3.3. амортизационные отчисления 2 361 2 361 2 361 2 361 9 444 3.4. прочие расходы 1 574 1 667 1 871 1 695 6 806 4 Операционные расходы (за минусом амортизационных отчислений) 13 381 14 168 15 899 14 404 57 852
Приразработке плана продаж разрабатывается прогнозный план поступлений денежныхсредств. Особенностями составления этого документа является учет дебиторскихдолгов и ежеквартальных продаж, по которым происходят выплаты в том жеквартале. При этом необходимо учесть объем возможных долгов. Подобнаяинформация формируется на основе отчетных данных о взаимоотношениях сдебиторами. Для составления плана поступления денежных средств в даннойкурсовой работе были приняты следующие условия: 80% квартальных продажоплачивается в том же квартале, 20% – в следующем квартале. Величинадебиторской задолженности на начало планируемого года не задается. Расчетныеданные сведены в таблицу 5.
Таблица5. План поступления денежных средств№п/п Показатель Планируемые значения по кварталам, д.е. 1 Выручка от реализации по кварталам 19 475 23 047 26 689 27 488 2 Поступление денежных средств, всего 15 579,6 22 332,5 25 960,6 27 232 в том числе: 2.1. За наличный расчет 15579,6 18437,6 21351,2 21 990 2.2. За ранее отгруженную продукцию 3894,9 4609,4 5 337,8 3 Дебиторская задолженность на начало планового периода 3894,9 4609,4 4 537,13 4 Дебиторская задолженность на конец планового периода 3894,9 4609,4 5337,8 5 463
Продажи – этотолько один из возможных источников поступления денежных средств предприятия.Другие возможные каналы поступления денег принято отображать непосредственно вплане движения денежных средств.
В планепоступления денежных средств представлена информация для целей управлениядебиторской задолженностью. В этом случае план должен быть составлен какминимум в помесячном разрезе и детализирован до уровня отдельных дебиторов.
2.2 Пландоходов и расходов
На основепроведенных расчетов планов продаж произведем разработку первого финансовогодокумента – плана доходов и расходов. Назначение данного документа – показатьсоотношение всех доходов от операционной деятельности, планируемых к получению,со всеми видами расходов. В этом плане показано, как будет формироватьсяприбыль предприятия. По нему можно судить о рентабельности производства,возможности вернуть кредит с начисленными процентами, рассчитать точкубезубыточности.
Главный смыслплана доходов и расходов – показать руководителям эффективность хозяйственнойдеятельности предприятия в предстоящий период, установить лимиты основных видоврасходов, целевые нормативы прибыли, прогнозировать и определять резервыувеличения прибыли и оптимизации налоговых отчислений в бюджет.
В курсовой работеплан доходов и расходов составлен по упрощенной схеме в форме таблицы 6 сиспользованием исходных данных таблицы 7.
Таблица6. План расходов и доходов предприятия№ п/п Показатель Планируемые значения по кварталам Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Выручка от продаж 19 475 22 998 26 626 27 313 96 411 2 Переменные затраты 12 319 14 292 16 467 16 594 59 671 3 Маржинальный доход 7 156 8 706 10 159 10 719 36 740 4 Постоянные (косвенные) затраты 5 279 6 125 7 057 7 112 25 573 5 Прибыль от продаж 1 877 2 582 3 101 3 607 11 167 6 Проценты к уплате 6,39 6,39 4,26 2,13 19 7 Сальдо прочих расходов и доходов -140 -250 140 360 110 8 Прибыль до налогообложения 1 730 2 325 3 237 3 965 11 258 9 Налог на прибыль 346 465 647 793 2 252 10 Чистая прибыль 1 384 1 860 2 590 3 172 9 006 11 Чистая прибыль нарастающем итогом 1 384 3 244 5 834 9 006 19 468
Выручка отпродаж была рассчитана ранее, данные переносятся из таблицы 3 пункт 3 и таблицы4 пункт 1, и суммируются. Переменные затраты составляют 70% от себестоимости поусловию. Маржинальный доход представляется собой разницу между выручкой ипеременными затратами. Постоянные затраты составляют 30% от себестоимости.Разделение затрат на переменные и постоянные является обязательным элементомсистемы бюджетного управления финансово – хозяйственной деятельностипредприятия.
Проценты куплате рассчитываем на основе данных таблицы 7. Данные сальдо прочих доходов ирасходов рассчитаны в таблице 7. Налог на прибыль согласно главе 25 ст. 284Налогового Кодекса РФ составляет 20%.
Таблица7. Исходные данные для составления финансовых планов предприятия№ п/п Показатель Расчетное значение 1 Кредит на закупку основных фондов 300 2 Проценты за кредит 0,08525 3 Порядок начисления процентов за кредит Равномерное погашение со второго квартала планируемого периода 4 Сальдо прочих доходов и расходов Начисление простых процентов ежеквартально 4.1. 1 кв. -140 4.2. 2 кв. -250 4.3. 3 кв. 140 4.4. 4 кв. 360
В курсовойработе для расчета процентов по кредиту были использованы данные газеты«Аргументы недели», согласно изданию на июнь месяц ставка рефинансированиясоставляет 7,75%.
Присоставлении плана «Доходов и Расходов» планирование выручки и затратосуществляется по отгрузке. Следовательно, при составлении этого документаиспользуется информация из плана продаж.
Разделениезатрат на переменные и постоянные является обязательным элементом системыбюджетного управления финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
В курсовойработе по результатам раздельного планирования текущих затрат определить израсчета на плановый год:
1. Уровеньбезубыточности и запас финансовой прочности бизнеса;
2. Величинуоперационного рычага и насколько увеличится прибыль предприятия при увеличенииобъемов продаж на 10%.
Длявыполнения данного задания воспользуемся формулами, изучаемыми в курсе«Финансовый менеджмент».
Всепоказатели рассчитаем с использованием таблиц Excel и сведем в таблицу 8.
Таблица8. Финансовое положение предприятия№ п/п Показатель Расчетное значение показателя 1 КВ. 2 КВ. 3 КВ. 4 КВ. Итого 1 Выручка от реализации продукции 19 475 22 998 26 626 27 313 96 411 2 (–) Переменные издержки (ПИ) 12 319 14 292 16 467 16 594 59 671 3 (=) Маржинальный доход (МД) 7 156 8 706 10 159 10 719 36 740 4 (–) Постоянные издержки (СИ) 5 279 6 125 7 057 7 112 25 573 5 (=) Финансовый результат (Прибыль) 1 877 2 582 3 101 3 607 11 167 6 Сила воздействия производственного рычага (СВПР) (МД / Прибыль) 3,81 3,37 3,28 2,97 3,29 7 Порог рентабельности (пороговая выручка от реализации продукции, обеспечивающая безубыточную работу предприятия) (СИ / Кмд) 14 367,40 16 178,99 18 497,49 18 120,77 67 165 8 Коэффициент маржинального дохода (Кмд) (Маржинальный доход / Выручка от реализации) 0,367 0,379 0,382 0,392 0,38 9 Запас финансовой прочности (ЗФП = Выручка от реализации – Порог рентабельности) 5 107 6 819 8 129 9 192 29 246
Расчетпроизводственного рычага базируется на определении силы воздействия производственногорычага (СВПР).
СВПРпоказывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль, т.е.характеризует степень предпринимательского риска, связанного с даннымпредприятием: чем больше сила воздействия данного рычага, тем выше деловойриск, и наоборот.
Эффектпроизводственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки отреализации товаров (в данном периоде) приводит к еще более интенсивномуколебанию финансового результата.
Порогрентабельности(точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства(реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продажполностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции.
Согласноусловию задачи, предприятие имеет возможность увеличить объем реализации на 10%,то денежная выручка потенциально возрастает на 10%. Прибыль в таких условиях сучетом действия эффекта производственного рычага (ЭФР = 3,29) возрастет на 32,9%(10%*3,29).
Исходныеданные для расчета эффекта производственного рычага и порогового значениявыручки от реализации приведены в таб. 8. обязательным условием для подобногорасчета является сохранение стабильности постоянных издержек в данном временномпериоде.
Силавоздействия производственного рычага – объективный фактор, выражающий уровеньпредпринимательского риска, характерного для каждого предприятия. Чем вышеэффект производственного левериджа, тем выше предпринимательский риск.
Размерфинансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовойустойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогомрентабельности, тем больше риск получить убытки. На данном предприятии порогрентабельности равен 67 165 д.е., а запас финансовой прочности равен29 246 д.е. или 43,5% к сумме выручки от реализации.
Рекомендуемоезначение данного показателя не менее 10%. Это означает, что предприятие сможетвыдержать снижение на 43,5% выручки от реализации продукции без серьезных угроздля своего финансового положения.
 
2.3 План движения денежных средств
Следующим документомтекущего финансового планирования является годовой план движения денежныхсредств. Необходимость и важность подготовки данного документа обусловлена тем,что понятия «доходов» и «расходов», используемое в плане «Доходов и расходов»,не отражают реального движения денежных средств, это показатели, рассчитанные«на бумаге» (методом начисления). В плане ДДС поступление денежных средств и ихсписание отражается с учетом графиков оплаты дебиторской задолженности. ПланДДС – это план движения денежных средств на расчетном счете и в кассепредприятия и его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемыепоступления и снятия денежных средств в результате финансово – хозяйственнойдеятельности предприятия.
Он учитываетденежные притоки и оттоки по трем направлениям деятельности предприятия:
· Операционно-производственнойдеятельности;
· Инвестиционнойдеятельности;
· Финансовойдеятельности.
Операционнаядеятельность связана с производством и реализацией продукции, работ, услуг.Главный приток денежных средств по текущей деятельности связан с операциями попродажам за наличные.
Основнымистатья оттока денежных средств по производственной деятельности являются:
· Оплатасчетов поставщиков материалов;
· Выплатазаработной платы;
· Налоги,сборы;
· Другиетекущие расходы.
Разница междупритоком и оттоком денежных средств определяет чистый денежный поток пооперационной деятельности.
Инвестиционнаядеятельность предприятия связана с куплей продажей основных средств инематериальных активов, приобретением и реализацией долгосрочных финансовыхинструментов инвестиционного портфеля. Следовательно, операциям с активамискладывается приток и отток денежных средств. Сравнение притоков и оттоковденег определяется конечный результат инвестиционной деятельности предприятия.
Денежныепотоки по финансовой деятельности связаны с привлечением дополнительного илипаевого капитала, получения кредитов и займов, уплатой дивидендов, погашениедолгов.
Анализденежной наличности по указанным трем направлениям позволяет выявитьэффективность управления производственной, инвестиционной, финансовой сторонамидеятельности предприятия.
План ДДС вразвернутом виде составляется по аналогии с формой №4 бухгалтерской отчетности.Вместе с тем, применительно к практике хозяйствования большинство показателейтрудно спрогнозировать с достаточно большой точностью. Прогнозирование денежнойналичности нередко сводят к определению лишь основных составляющих денежногопотока.
Вместе с тем,применительно к практике хозяйствования большинство показателей трудноспрогнозировать с достаточно большой точностью. Прогнозирование денежнойналичности нередко сводят к определению лишь основных составляющих денежногопотока.
Таблица9. План движения денежных средств№ п/п Показатель Планируемые значения по кварталам Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Поступление денежных средств, всего 1 в том числе: 13 486 28 542 16 501 41 347 99 876 1.1. От реализации продукции, работ, за наличный расчет 15 580 18 398 21 301 21 850 77 129 1.2. За ранее отгруженную продукцию 3 895 4 600 5 325 13 820 1.3. Получение кредита 300 300 1.4. Сальдо прочих доходов 140 360 500 1.5. Прирост текущих пассивов 3 692 7 409 -12 335 17 032 15 798 2 Выплаты денежных средств, всего: в том числе: 5 873 22 970 11 457 32 343 72 644 2.1. Оплата операционных расходов за наличный расчет 10 471 12 148 13 997 14 105 50 720 2.2. Погашение кредиторской задолженности 4 487 5 206 5 999 15 692 2.3. Выплата кредита 100 100 100 300 2.4. Оплата процентов за кредит 6,39 6,39 4,26 2,13 19 2.5. Налог на прибыль к уплате 346 465 647 793 2 252 2.6. Закупка основных фондов 300 300 2.7. Сальдо прочих расходов -140 -250 -390 2.8. Прирост текущих активов 7 337 5 576 -7 390 7 046 12 569 3 Чистый денежный поток 7 613 5 571 5 043 9 004 27 232 4 Чистый денежный поток нарастающим итогом 7 613 13 184 18 228 27 232 66 257
Заполнениеданной таблицы происходит на основе ранее сделанных расчетов. Поступлениеденежных средств от реализации продукции, за ранее отгруженную продукциюперенесены из таблицы 5. Сальдо прочих доходов и расходов являются исходнымиданными и внесены из таблицы 7. Расчет прироста текущих пассивов и активоввыполним ниже в таблице 12. Выплаты денежных средств рассчитаем ниже в таблице9. Данные по оплате процентов по кредиту перенесены из таблицы 6. Налог наприбыль так же рассчитан в таблице 6. Чистый денежный поток – это разница междупоступлением денежных средств и их расходованием.
Таблица10. График выплат кредиторам№п/п Показатель Планируемые значения по кварталам, д.е. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Обязательства, всего 14 958 17 354 19 996 20 149 2 Выплаты в квартале 10 471 12 148 13 997 14 105 3 Погашение кредиторской задолженности 4 487 5 206 5 999 4 Кредиторская задолженность на начало планового периода 4 487 5 206 5 999 5 Кредиторская задолженность на конец планового периода 4 487 5 206 5 999 6 045
Выплатыкредиторам выполним в табличной форме с использованием таблиц Excel. Порядок расчетаоформлен в таблице 10.
Таблица11. График выплат кредиторам№п/п Показатель Планируемые значения по кварталам, д.е. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Обязательства, всего (ОР) (п. 6 табл. 3 +п. 4 табл. 4) ОР1 ОР2 ОР3 ОР4 2 Выплаты в квартале 70%*ОР1 70%*ОР2 70%*ОР3 70%*ОР4 3 Погашение кредиторской задолженности 30%*ОР1 30%*ОР2 30%*ОР3 4 Кредиторская задолженность на начало планового периода 30%*ОР1 30%*ОР2 30%*ОР3 5 Кредиторская задолженность на конец планового периода (п. 1 – п. 2 – п. 3 + п. 4) 30%*ОР1 30%*ОР2 30%*ОР3 30%*ОР4
Припланировании денежных потоков по операционной деятельности учитывается влияниетаких показателей как «Прирост текущих активов» и «Прирост текущих пассивов».Необходимость расчета показателей прироста текущих активов и текущих пассивов вфинансовом планировании обусловлена тем, что при разработке плана ДДС этипоказатели рассматриваются соответственно как расходование денежных средств насоздание запасов сырья, материалов в увязке с объемом реализации продукции икак дополнительные источники финансовых ресурсов в виде кредиторскойзадолженности (показатели 2.8 и 1.5 таблицы 9). Для расчета прироста текущихактивов и прироста текущих пассивов модно исходить из показателейоборачиваемости текущих активов и текущих пассивов, которые ложились напредприятии в предшествующем периоде или предполагаются из условий оптимизациипоказателей оборачиваемости в будущем периоде.
В курсовойработе показатели задаются условно в соответствии с формулами 1 и 2:
/>
Формула 1
КобТА– коэффициент оборачиваемости текущих активов за квартал;
В-выручка отпродажи за квартал;
ТАнп, ТАкп– величина текущих активов на начало и конец периода соответственно.
/>
Формула 2
КобТП– коэффициент оборачиваемости текущих пассивов за квартал;
В-выручка отпродажи за квартал;
ТПнп, ТПкп– величина текущих пассивов на начало и конец периода соответственно.
Знаякоэффициент оборачиваемости и планируемый объем реализации продукции и обладаяинформацией о начальной величине текущих активов (пассивов), можно определитьвеличину текущих активов (пассивов) на конец периода.
/>
Формула 3
Приростекущих активов в поквартальном разрезе, определяется как разница междузначениями текущих активов на начало и конец планируемого квартала. Такжерассчитывается прирост текущих пассивов по кварталам планируемого года.
Результатырасчета сводим в таблицу 12 и используем при составлении плана ДДС и плановогобаланса.
Таблица12. Прирос текущих активов и пассивов№ п/п Показатель Предшествующий период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 Выручка от реализации 19 475 22 998 26 626 27 313 2 Текущие активы 1 200 8 537 2 962 10 351 3 305 3 Текущие пассивы 1 000 4 692 -2 717 9 618 -7 415 4 Прирост текущих активов 7 337 5 576 -7 390 7 046 5 Прирост текущих пассивов 3 692 7 409 -12 335 17 032 6 Коэффициент оборачиваемости текущих активов 4,00 4,00 4,00 4,00 7 Коэффициент оборачиваемости текущих пассивов 3,00 3,00 3,00 3,00

Припланировании денежных потоков необходимо обеспечить условие, в соответствии скоторым сальдо денежных поступлений и выплат не должно быть отрицательным. Вкурсовой работе таким показателем является показатель «Чистый денежный поток»пункт 3 таблицы 8.
В курсовойработе привести примеры управленческих решений для двух ситуаций:
· Порезультатам планирования ДДС конечное сальдо отрицательное. Какими мерами можноувеличить приток денежных средств?
· Порезультатам планирования поступлений и выплат имеется избыток денежных средств.Каким образом можно распорядиться временно свободными денежными средствамипредприятия?
Дефицитденежных средств негативно сказывается на платежеспособности предприятия.Первое на что следует обратить внимание при решении вопроса о ликвидациидефицита бюджета любого предприятия, – это улучшение управления кредиторской идебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью включаетускорение оборачиваемости и снижения темпов роста дебиторской задолженности.Ускорение дебиторской задолженности означает сокращение общей потребности воборотных активах.
Управлениекредиторской задолженностью направлено на ускорение ее оборачиваемости –сокращении сроков погашения.
Скидки с ценытовара, предоставляемые поставщиком покупателю при более ранней его оплате, позволяютизготовителю высвободить денежные средства для нового производственного циклаили выгодно инвестировать их до начала нового производственного цикла.
С позициипритока денежных средств управление ассортиментом выпускаемой продукцииозначает его оптимизация с целью увеличения объема продаж.
Возможнапродажа или сдача в аренду имущества, что оказывает непосредственное влияние наденежный поток предприятия. Следует помнить, что продажа дает одномоментныйприток денежных средств, а аренда – регулярный приток в течение всего срока.
Особоевнимание необходимо уделить исследованию материально – производственныхзапасов. Часто специалисты предприятия придерживаются в управлении оборотнымиактивами политики увеличения объема материальных запасов на случай непредвиденныхобстоятельств, полагая, что это наилучший способ вложения денежных средств длязащиты от инфляции. Но увеличение материальных запасов приводит к оттокуденежных средств и снижению ликвидности баланса предприятия.
Стимулированияпритока денежных средств можно достичь с помощью внешнего финансированияпредприятия за счет:
· Торговогокредита
· Банковскогокредита
· Факторинга
· Краткосрочнойаренды
· Эмиссииакций.
Временносвободные денежные средства возникают у предприятия вследствие:
1. Положительнойвеличины чистого оборотного капитала;
2. Превышенияпритока денежных средств над их оттоком.
Значительныйизбыток денежных средств (более 5% от объема оборотных активов) свидетельствуето том, что предприятие реально несет убытки, связанные с инфляцией, с упущеннойвыгодой от прибыльного размещения денежных средств. Возможно инвестированиесвободных денежных средств, но важным моментом является принятие решения оцелесообразности того или иного вложения.
 

2.4 Плановый баланс
Заключительнымдокументом годового финансового планирования является плановый баланс. Плановыйбаланс – это прогноз соотношения активов и пассивов предприятия в соответствиисо сложившейся структурой актив и задолженностей и ее изменение в процессереализации других планов. Его назначение – показать, как изменится стоимостьпредприятия в результате хозяйственной деятельности предприятия в целом или егоотдельного структурного подразделения в течение планового периода. Безпланового баланса невозможно осуществить полный финансовый анализ, рассчитатьфинансовые показатели, используемые для оптимизации финансового состоянияпредприятия.
Необходимыедля составления планового баланса показатели были рассчитаны ранее, теперьсведем их в таблицу 12.
Таблица13. Плановый баланс№ п/п Показатель Планируемые значения по кварталам, д.е. На 01.01. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
АКТИВЫ 1 Текущие активы 1 200 8 537 2 962 10 351 3 305 2 Прирост текущих активов 7 337 5 576 -7 390 7 046 3 Дебиторская задолженность 3 895 4 600 5 325 5 463 4 Баланс денежных средств 7 613 13 184 18 228 27 232 5 Основные средства 20 000 20 000 20 000 20 000 20 000 6 Основные фонды за счет кредита 300 300 300 300 7 Общая амортизация 2 640 5 702 9 231 12 787 8 Остаточная стоимость основных фондов 20 000 17 660 14 598 11 069 7 513
ИТОГО АКТИВОВ 21 200 24 978 33 706 27 448 44 378
ПАССИВЫ 9 Текущие пассивы 1 000 8 537 2 962 10 3 305 3 305 10 Прирост текущих пассивов 3 692 7 409 -12 335 17 032 11 Кредиторская задолженность 4 487 5 206 5 999 6 045 12 Заемные средства 300 200 100 13 Собственный капитал 20 200 20 200 20 200 20 200 20 200 14 Нераспределенная прибыль 1 384 3 244 5 834 9 006
ИТОГО ПАССИВОВ 21 200 24 978 33 706 27 448 44 378
Сальдо баланса
2.5 Анализ финансового состояния предприятия
На основеразработанных финансовых документов выполним анализ финансовых коэффициентов,позволяющий оценить финансовое состояние предприятия в будущем периоде иперспективы его дальнейшего развития.
Таблица14. Расчет финансовых коэффициентовНазвание показателя Обозначение показателя Формула расчета Расчетное значение Рекомендуемое значение 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
КОск ВР/СК 0,96 1,14 1,32 1,35 Рентабельность реализованной продукции (трубной заготовки)
Ррп
Пр/Спр 33,3 33,3 33,3 33,3 Рентабельность реализованной продукции (СМР)
Ррп
Пр/Спр 7,99 7,99 7,99 7,99 Рентабельность собственного капитала
Рск ЧП/СК 6,85 9,21 12,82 15,70 Коэффициент финансовой независимости КФН СК/ВБ 0,81 0,60 0,74 0,46 0,5 Коэффициент задолженности Кз ЗК/СК 0,015 0,01 0,005 0,67 Коэффициент финансовой напряженности Кф.напр. ЗК/ВБ 0,012 0,006 0,004 Не более 0,5 Коэффициент абсолютной ликвидности КАЛ (ДС+КФВ)/КО 0,51 0,76 0,91 1,35 Не менее 0,15 – 0,2 Коэффициент текущей ликвидности КТЛ (ДС+КФВ+ДЗ)/КО 0,77 1,02 1,18 1,62 Не более 0,5 – 0,8
Коэффициентоборачиваемости собственного капитала отражает активность собственногокапитала. Рост показателя в динамике означает повышение эффективностииспользования собственного капитала, следовательно для работы предприятиятребуется меньшее средств, что позволяет высвободить денежные средства длядругих целей предприятия.
Рентабельностьреализованной продукции показывает, сколько прибыли от реализации продукцииприходится на рубль полных затрат.
Рентабельностьсобственного капитала показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубльсобственного капитала. На представленном предприятии положительная динамика запериод, что говорит о результативной деятельности предприятия, болееэффективном использовании капитала.
Коэффициентфинансовой независимости характеризует долю собственного капитала в валютебаланса. Рекомендуемое значение 50%. Превышение свидетельствует об укреплениефинансовой независимости от внешних источников финансирования. Данныйпоказатель имеет тенденцию к снижению, что говорит об увеличении доли заемныхсредств.
Коэффициентзадолженности – соотношение между заемными средствами и собственными,рекомендуемое значение 40%/60%. На оцениваемом предприятии данный показательимеет очень низкое значение, что свидетельствует о низкой задолженностипредприятия.
Коэффициентфинансовой напряженности, характеризует долю заемных средств в валюте балансазаемщика, не должен превышать 50%, превышение верхней границы говорит озависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Коэффициентабсолютной ликвидности, показывает, какую часть краткосрочной задолженностипредприятие может погасить в ближайшее время. Данный показатель находится врамках рекомендуемого значения, увеличение показателя говорит о положительнойдинамике, повышении платежеспособности предприятия, погашении кредитов изадолженностей.
Коэффициенттекущей ликвидности, показывает прогнозируемые платежные возможностипредприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами.Значение показателя не выходит за рамки рекомендуемых значений, увеличениепоказателя к концу отчетного периода свидетельствует о не систематическойработе с дебиторами.

Заключение
Преждечем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, ккакому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. Впротивном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно,первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразнойдеятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов еевыполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение,прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии являетсяпостроение идеальной модели хода производственного процесса, направленного надостижение главной цели предприятия.
Процессуправления предприятием складывается из многих функций. В их число входятследующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет,контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуетсяприсущим ей технологическим процессом обработки информации и способомвоздействия на управляемый объект.
Функцияпланирования служит основой для принятия управленческих решений и представляетсобой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей изадач управления производством, а также определение путей реализации планов длядостижения поставленных целей. Прогнозирование в управленческом циклепредшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развитияпроизводства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производстваи его частей в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегдапредшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.
Созданиесистемы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональнойорганизации производства всегда превышает эти затраты. Поэтому трактовкавнутрифирменного планирования как сферы непроизводительных затрат глубокоошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планированиеповышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительномтруде. Отсюда крайние выводы о необходимости любой ценой сократить затраты напланирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящеевремя.
Планнужен не только большим и средним, но и малым предприятиям. Использованиетрудовых и материальных ресурсов регламентируются нормами и нормативами.Нормативность устанавливает требования к эффективности использования ресурсов ирезультатов хозяйствования.
Список использованныхисточников и литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федер. закон от26.01.1996 г. №14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996. – №315. – Ст. 134.
2. Волкова О.И. Финансы предприятий / О.И. Волкова.– М.: Инфра-М, 1999. – 414 с.
3. Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. –М.: Бухгалтерский учет, 2003. – 422 с.
4. Дорман В.Н.,Близнюк Т.С. Совершенствование управления затратами посредствомуглубления процессов бюджетирования / В.Н. Дорман, Т.С. Близнюк //Финансовый менеджмент. – 2003. – №5. – С. 29–31.
5. Жиралгасова Б.В. Бюджетированиекак информационная основа финансового менеджмента и внутреннего экономическогоконтроля / В.Н. Жиралгасова // Проблемы теории и практики вуправлении. – 2008. – №3. – С. 60–67.
6. Ильин А.И. Планированиена предприятии. Учебник – часть 1-ая / А.И. Ильин. – М.: Новое знание,2000. – 378 с.
7. Ильин А.И. Планированиена предприятии. Учебник – часть 2-ая / А.И. Ильин. – М.: Новое знание,2000. – 393 с.
8. Ковалев В.В. Финансы.Учебник: 2-е издание / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2004. – 635 с.
9. Колчина, Н.В. Финансы организаций / Н.В. Колчина. –М.: ЮНИТИ, 2004. – 361 с.
10. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий) / Т.Ю. Мазурина.– М.: Инфра-М, 2005. – 476 с.
11. Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элементхозяйственного управления / А.Н. Ревенков // Финансы. – 2005. – №3. –С. 12–13.
12. Савицкая, Г.В. Экономическийанализ / Г.В. Савицкая. – М.: Изд-во Новое знание, 2005. – 312 с.
13. Фирсова, А.А. Финансыпредприятий / А.А. Фирсова. – М.: Проспект, 2004. – 501 с.
14. Фомин Р.Е. Бюджетирование– теория и практика производственно – финансового планирования и анализа / Р.Е. Фомин //Финансы и кредит. – 2003. – №1. – С. 55–60.
15. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин.– М.: Инфра-М, 2000. – 343 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.