Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовая стратегия предприятия и проект ее совершенствования на примере колхоза "Большевик" Калачеевского района Воронежской области

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРОУНИВЕРСИТЕТимени К. Д. ГЛИНКИ»
 
Кафедрафинансов и кредита

Допуститьк защите
заведующийкафедрой
к.э.н.,доц. Агибалов А. В.
___»__________2008г.
 
ДИПЛОМНЫЙПРОЕКТ
на тему:
«Финансоваястратегия предприятия и проект ее совершенствования на примере колхоза«Большевик» Калачеевского района Воронежской области»
 
ИСПОЛНИТЕЛЬ:студент 5 курса
экономическогофакультета
очногоотделения
поспециальности «Финансы и кредит»
 ГОЛЕНСКАЯТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА
РУКОВОДИТЕЛЬ:________________
 к.э.н.,профессор Круш З. А.

Воронеж2008

Оглавление
 
Введение
1. Теоретические и нормативно-правовые основы разработкифинансовой стратегии предприятий
1.1. Экономическое содержание и основные направленияфинансовой стратегии предприятий
1.2. Механизм разработки финансовой стратегии предприятий
1.3. Нормативно-правовое обоснование разработки ипрактической реализации финансовой стратегии предприятий
2. Характеристика действующей финансовой стратегии колхоза«Большевик» в 2005-2007г.г.
2.1. Краткая экономическая характеристика колхоза «Большевик»
2.2. Оценка движения предприятия по матрице финансовойстратегии Франшона и Романе
2.3. Характеристика финансовой стратегии предприятия поотношению к прибыли
2.4. Финансовая стратегия колхоза по формированию оборотногокапитала
2.5. Оценка действующей инвестиционной финансовой стратегии
3. Проект совершенствования финансовой стратегии колхоза«Большевик»
3.1. Использование матрицы финансовой стратегии для выборастратегической цели предприятия
3.2. Рационализация стратегии предприятия по формированию ииспользованию прибыли
3.3. Совершенствование финансовой стратегии по управлениюоборотными активами и пассивами
3.4. Разработка инвестиционной и инновационной финансовойстратегии предприятия
3.5. Экономическое обоснование проектных предложений
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения/>
Введение
Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах неможет сводиться только к удовлетворению финансовых потребностей, определяемыхнеобходимостью управления отдельными видами оборотных активов, заменывыбывающих внеоборотных активов или текущего их прироста в связи спроисходящими изменениями объема хозяйственной деятельности. На современном этапевсе большее число предприятий осознают необходимость сознательногоперспективного управления финансовой деятельностью на основе научнойметодологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развитияпредприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Эффективныминструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия,подчиненного реализации целей его общего развития в условиях происходящихсущественных изменений макроэкономических показателей, системы государственногорегулирования рыночных процессов, конъюнктуры финансового рынка и связанной сэтим неопределенностью, выступает финансовая стратегия.
Актуальность разработки обоснованной финансовой стратегиипредприятия определяется рядом условий.
Важнейшим из таких условий является интенсивность измененийфакторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономическихпоказателей, связанных с финансовой деятельностью предприятий, темпытехнологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка,непостоянство государственной экономической политики и форм регулированияфинансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятияна основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансовогоменеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии,адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести ктому, что финансовые решения отдельных структурных подразделений предприятия будутносить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий иснижению эффективности финансовой деятельности в целом.
Одним из условий, определяющих актуальность разработкифинансовой стратегии предприятия, является его предстоящий переход к новойстадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущихарактерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формыфинансовой деятельности, особенности формирования и распределения финансовыхресурсов. Разрабатываемая финансовая стратегия позволяет заблаговременноадаптировать финансовую деятельность предприятия к предстоящим кардинальнымизменениям возможностей его экономического развития.
Наконец, существеннымусловием, определяющим актуальность разработки финансовой стратегии, являетсякардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное соткрывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целейтребует изменения производственного ассортимента, внедрения новыхпроизводственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. Вэтих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия идиверсификация форм его финансовой деятельности должны носить прогнозируемыйхарактер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной финансовойстратегии.
Целью данного дипломногопроекта является исследование действующего порядка формирования финансовойстратегии предприятия и разработка проекта ее совершенствования для колхоза«Большевик» Калачеевского района Воронежской области.
Исходя из поставленнойцели, определим задачи, которые будут решены в процессе исследования:
·  выявить теоретические инормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий;
·  дать характеристику и оценкудействующей финансовой стратегии колхоза «Большевик» в 2005-2007г.г.;
·  разработать проект совершенствованияфинансовой стратегии колхоза «Большевик».
Для выполненияпоставленных задач использованы расчетно-конструктивный,экономико-статистический, монографический и другие методы экономических исследований,а так же специфические приемы финансового менеджмента.
Теоретической иметодологической основой исследования послужили труды ведущих ученых поизучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ,нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательскихучреждений. Информационной основой выполнения дипломного проекта являютсяданные годовых отчетов предприятия за 2005-2007г.г., бухгалтерского учета за2005-2007г.г., плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственногопредприятия на 2008 год и материалы статистической отчетности.

/>1. Теоретические инормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий
1.1. Экономическое содержание иосновные направления финансовой стратегии предприятий
В результате перехода к рыночной экономике, предприятияосвободились от опеки со стороны государства, но при этом резко повысилась их ответственностьза экономические и финансовые результаты деятельности. В связи с этим, любоепредприятие должно четко определять не только свою общую, но и финансовуюстратегию.
По мнению А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда [59, стр. 44], стратегияпредставляет собой совокупность всех действий управляющих, способствующихдостижению целей организации; действующая стратегия компании частичноспланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства. С. Д.Ильенкова [37, стр. 74] определяет стратегию как процесс принятия решений,взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощипредприятия по отношению к его конкурентам, детальный всесторонний комплексныйплан достижения поставленных целей. О. С. Виханский [27, стр. 88], О. С.Виханский и А. И. Наумов [28, стр. 167] считают, что стратегия — это долгосрочноекачественно определенное направление развития организации, касающееся сферы,средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, атакже позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к еецелям. Мы разделяем мнение О. С. Виханского и А. И. Наумова, так как считаем,что оно более полно и точно отражает сущность данного понятия.
Разработка финансовойстратегии предприятия на современном этапе базируется на методологическихпринципах новой концепции управления — «стратегического управления», — активновнедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США и большинстве стран ЗападнойЕвропы. Стратегическое управление возникло на основе развития методологиистратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Однако,по мнению И. А. Бланка [24, стр. 21, 22], в отличие от обычного долгосрочногопланирования, стратегическое планирование учитывает не только сложившиеся тенденцииразвития, но и систему возможностей и опасностей развития предприятия,возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции впредстоящем периоде.
Важную роль для целей стратегического управления играетдифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системеэтого управления И. А. Бланк [24, стр. 22] выделяет три основные видастратегий: корпоративную стратегию, функциональные стратегии (маркетинговая,производственная, финансовая, инновационная) и стратегии отдельныххозяйственных единиц (бизнес — единиц). В отличие от И. А. Бланка, А.А.Томпсони А. Дж. Стрикленд [59, стр. 71-85] выделяют корпоративную, деловую,функциональную и операционную стратегию.
Исходя из вышеизложенного видно, что финансовая стратегияпредприятия является одним из видов его функциональных стратегий, при этом онаохватывает все основные направления развития финансовой деятельности ифинансовых отношений предприятия. Мы считаем, что в системе функциональных стратегийпредприятия финансовая стратегия занимает одно из ведущих мест. Важность даннойфункциональной стратегии заключается в том, что именно в финансах отражаютсячерез систему экономических показателей все виды деятельности, происходитбалансировка функциональных задач и их подчиненность достижению основных целейпредприятия. С другой стороны, финансы — это источник, исходный момент длявыработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы частовыступают одним из важнейших ограничений объема и направлений деятельности предприятия.По мнению И. А. Бланка [24, стр. 26, 27], финансовая стратегия представляетсобой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия,обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности ифинансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выборанаиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направленийформирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешнейсреды. В. А. Слепов и Е.И.Громова [55, стр. 50] под финансовой стратегиейпонимают набор методов, с помощью которых финансовая политика будетреализовываться предприятием на практике и полагают, что политика являетсяпервичной по отношению к стратегии. А. Н. Жилкина [64, стр. 325] определяетфинансовую стратегию как генеральный план действий по обеспечению предприятияденежными средствами. Однако мы считаем, что данное определение не в полноймере отражает сущность данного понятия, в частности потому, что для обеспеченияэффективного развития предприятия необходимы не только денежные ресурсы, но ифинансовые, и разделяем мнение И. А. Бланка. О. С. Виханский [27, стр. 39], О.С. Виханский и А. И. Наумов [28, стр. 140-141], Н. Н. Турусова [60, стр. 15],В. С. Кузнецов [47, стр. 34] рассматривают стратегию как один из пятивзаимосвязанных управленческих процессов стратегического планирования. Этипроцессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчиваяобратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальныеи на всю их совокупность, изображенную на рис. 1.
/>

Рисунок 1. Структурастратегического управления.
Анализ среды считаетсяисходным процессом стратегического менеджмента, так как он обеспечивает базукак для определения миссии и целей предприятия, так и для выработки стратегийповедения, позволяющих предприятию выполнить миссию и достичь своих целей.
И. А. Бланк [24, стр. 72-78, 103-106], О. С. Виханский [27,стр. 40-61], О. С. Виханский и А. И. Наумов [28, стр. 141-149], Н. Н. Турусова[60, стр. 16], И. П. Кислицына [20, стр. 182-186], Е. А. Иванова [57, стр.126-138], С.Д.Ильенкова [37, стр. 77, 78] подразделяют среду обитанияорганизации на две части: внешнюю по отношению к организации среду(макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю среду. При этоманализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулированияи управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной икультурной составляющих общества, научно-технического и технологическогоразвития общества и т.п. Непосредственное окружение анализируется по следующимосновным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.При анализе внутренней среды уделяется внимание кадрам фирмы, их квалификации;организации управления; производству; финансам; маркетингу; организационнойкультуре.
Для целей стратегического финансовогоанализа, — основы для разработки финансовой стратегии, — И. А. Бланк [24, стр. 47-63] выделяетследующие методы: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, портфельный анализ, сценарный анализ,сравнительный финансовый анализ, анализ финансовых коэффициентов, интегральныйанализ по модели Дюпон, экспертный анализ. В целях проведения портфельного анализа А. Н. Петров [56,стр. 96-103], А.А.Томпсон и А. Дж. Стрикленд [59, стр. 380-392], С. Д.Ильенкова [37, стр. 90-91] предлагают использовать матрицу Бостонскойконсультативной группы. В качестве альтернативы данной матрице А. Н. Петров [56,стр. 104-107] предлагает к использованию матрицу «Мак-Кинзи», модель «Мак-Кинзи7-S», А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд [59, стр. 392-397] — матрицу «привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции», матрицужизненного цикла, составленную компанией General Electric., С. Д. Ильенкова [37, стр. 91] — матрицу «продукты /рынок».
Одним из общепризнанных инструментов комплексного анализаявляется SWOT-анализ и описывается многимиучеными: О. С. Виханским[27, стр. 62-65], О. С. Виханским и А. И. Наумовым [28, стр. 150-153], А. Н.Петровым [56, стр. 110-119], В. А. Ириковым [21, стр. 371-373], И. П.Кислицыной [20, стр. 186-187], В. С. Кузнецовым [47, стр. 36-37].
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации дляанализа среды может быть применен метод составления ее профиля, с помощьюкоторого удается оценить относительную значимость для организации отдельныхфакторов среды (отдельно для макроокружения, непосредственного окружения ивнутренней среды). Данный метод предлагается использовать О. С. Виханским [27,стр. 67], О. С. Виханским и А.И.Наумовым [28, стр. 153].
Для оценки внутреннейсреды, в частности ее финансовой составляющей, на основе факторного подхода З.А. Круш и Л. В. Лущикова [46, стр. 158-179] предлагают использовать формулу Д.Уилкокса, двухфакторную или пятифакторную модель Альтмана, на основекоэффициентного подхода — формулу У. Бивера, коэффициентный анализ структурыбаланса (1994), интегральную оценку в соответствии с методическими рекомендациямипо разработке финансовой политики предприятия. Мнение З. А. Круш и Л. В.Лущиковой, по поводу использования интегральной оценки, разделяет О. Э. Вальтер[26, стр. 27-30]. Кроме названных подходов, З. А. Круш и Л. В. Лущиковой [46,стр. 179-182] выделяется матричный подход и особое внимание уделяется матрицефинансовой стратегии, разработанной Ж. Франшоном и И. Романе. Данная матрицаподробно описана Е. С. Стояновой [63, стр.398-406].
Мы считаем, что никакая организация не может успешно выживатьв конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров,направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добитьсясвоей деятельностью. Исходя из этого, не менее важной задачей управления,помимо анализа среды, является определение миссии и целей организации.
По мнению В. С. Кузнецова [47, стр. 35] определение миссиипредставляет собой определение основной идеи функционирования предприятия, егосмысла и философии, а также постановка перед подразделениями предприятияконкретных целей. И. П. Кислицына [20, стр. 190] полагает, что миссия — этовидение того, каким должно быть предприятие в будущем. О. С. Виханский [27,стр. 71], О. С. Виханский и А. И. Наумов [28, стр. 156] понимают миссию вшироком смысле как философию и предназначение, смысл существования организации,а в узком — как сформулированное утверждение того, для чего или по какойпричине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение,раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличиеданной организации от ей подобных. Мы разделяем мнение О. С. Виханского и А. И.Наумова и считаем, его более конкретным и раскрывающим суть данного понятия.
Если миссия задает общие ориентиры, направленияфункционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретноеконечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация,фиксируется в виде ее целей, которые определяются И. П. Кислицыной [20, стр.190], как желаемые результаты, соответствующие пониманию цели. Мы придерживаемсямнения О. С. Виханского [27, стр. 75], О. С. Виханского и А. И. Наумова [28,стр. 159], которые считают цели конкретным состоянием отдельных характеристикорганизации, достижение которых является для нее желательным и на достижениекоторых направлена ее деятельность.
По мнению О. С. Виханского [27, стр. 78], О. С. Виханского иА.И.Наумова [28, стр. 161], наиболее важными целями являются цели ростаорганизации, которые отражают соотношение между темпами изменения объема продажи прибыли организации и отрасли в целом. В зависимости от того, каково этосоотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или же можетнаблюдаться сокращение. Соответственно этим типам темпа роста можетустанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.Е. А. Иванова [57, стр. 115-124] выделяет прибыльную мотивацию, рациональноеповедение, максимизацию дохода, цель достижения определенной рыночной доли,долгосрочные цели выживания, персональные цели, социальную ответственность,цели роста и диверсификации. И. А. Бланк [24, стр. 122-139] выделяет следующиецели: модель максимизации прибыли, модель минимизации трансакционных издержек,модель максимизации объема продаж, модельмаксимизации темпов роста предприятия, модель обеспеченияконкурентных преимуществ, модель максимизации добавленной стоимости, модельмаксимизации рыночной стоимости предприятия.
Очень часто от выбора того, как идти к цели, зависит то,удастся ли организации благополучно добиться желаемых результатов. Правильноерешение по стратегии движения к цели не менее важно, чем правильное решение поцелям. Исходя из этого, после того как определены миссия и цели, наступает этапанализа и выбора стратегии.
О. С. Виханский [27, стр. 92-102], О. С. Виханский и А. И.Наумов [28, стр. 169-172] выделяют базисные, илиэталонные стратегии:
1.  стратегии концентрированного роста: стратегияусиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта;
2.  стратегии интегрированного роста: стратегияобратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции;
3.  стратегии диверсифицированного роста:стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальнойдиверсификации, стратегия конгломеративной диверсификации;
4.  стратегии сокращения: стратегияликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегиясокращения расходов;
5.   комбинированная стратегия.
И. А. Бланк [24, стр. 28-31] объединяет вторую и третьюгруппы стратегий и называет их стратегиями ускоренного роста. Кроме того, врезультате исследований И. А. Бланк [24, стр. 32-35, 153] выделил следующиедоминантные сферы (направления) развития финансовой деятельности: стратегиюформирования финансовых ресурсов предприятия, инвестиционную стратегиюпредприятия, стратегию обеспечения финансовой безопасности предприятия,стратегию управления финансовой деятельностью предприятия. В.А.Горемыкин [32,стр. 45, 46] выделяет стратегию роста, стратегию ограниченного роста, стратегиюсокращения, комбинированную стратегию, портфельную стратегию, стратегиюфокусирования, стратегию диверсификации и стратегию диверсификации продукции.
Средством реализации любой финансовой стратегии являетсятщательно обоснованная финансовая политика. В. А. Слепов и Е. И. Громова [55,стр. 50] под финансовой политикой предлагают понимать общую финансовуюидеологию, которой придерживается предприятие для достижения избранной общейэкономической цели предприятия. В другой статье В. А. Слепов [54, стр. 56] даетнесколько модифицированное и более конкретизированное определение и понимаетфинансовую политику как систему идей и взглядов, целевых установок и способовразвития финансов предприятия для достижения его целей. По мнению И. А. Бланка[24, стр. 151] финансовая политика представляет собой форму реализациифинансовой философии и главной финансовой стратегии предприятия в разрезенаиболее важных аспектов финансовой деятельности. Мы придерживаемся мнения З.А. Круш и Л. В. Лущиковой [46, стр. 258], которые считают, что финансоваяполитика — это взаимосвязанная совокупность избранных предприятиемстратегических и тактических целей и задач, а так же методов и приемов ихдостижения.
Согласно приказу Министерства экономики РФ от 01.10.1997 №118[5], целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективнойсистемы управления финансами, направленной на достижение стратегических итактических целей его деятельности. В соответствии с методическимирекомендациями по разработке финансовой политики предприятия, финансоваяполитика определяет круг основных задач, решение которых необходимо дляформирования рыночной системы управления финансами предприятия, пути и способыих решения. Финансовая политика разрабатывается финансовыми менеджерами, аутверждается собственниками предприятия.
По нашему мнению, высокий уровень финансового менеджментаможет быть обеспечен при условии разработки качественной ценовой и дивиденднойполитики, политики по отношению к прибыли, политики управления оборотнымисредствами и источниками их финансирования, инвестициями и источниками ихфинансирования; амортизационной, кредитной и инновационной политики, а так жеполитики управления капиталом и денежными потоками.
Мы считаем, что для любого предприятия имеет большое значениеразработка ценовой политики, как составной части финансовой стратегии,поскольку от избранной ими стратегии ценообразования зависит успешное ведениеих коммерческой деятельности в перспективе. Кроме того, финансовые отношенияпредприятия могут возникать лишь после продажи товара по рыночным ценам. Чтобыовладеть максимально возможной долей рынка, добиться запланированного объемаприбыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи необходимоустанавливать на товары соответствующие цены и варьировать их в зависимости отситуации на рынке.
После продажи товара становится возможным определениеприбыли, по отношению к которой, З. А. Круш и Л. С. Шохина [65, стр. 98-101]выделяют следующие стратегические цели предприятия: максимизация прибыли, еемини-максимизация, получение удовлетворительной прибыли и даже деятельность,для которой прибыль не главное. Вид этой стратегии служит определяющим факторомпри выборе характера и состава обычной деятельности, каналов реализациипродукции, покупателей и поставщиков, рабочих и служащих, способов и размеров страхованияот непредвиденных обстоятельств, формирования себестоимости, прогнозированияцен и др.
Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периодаВ.В.Ковалев [41, стр. 253] представляет следующим образом: часть прибыливыплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активыпредприятия.
Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах взначительной мере определяется финансовой стратегией, которая реализуется посредствомдивидендной политики. В. А. Слепов [54, стр. 57], И. А. Бланк [24, стр. 209]выделяют три подхода к формированию дивидендной политики: «консервативный»,«умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». По мнению И.А.Бланка [24, стр.209-213], каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивиденднойполитики, представленный в таблице 1.
Таблица1. Подходы и типы дивидендной политикиПодход Варианты используемых типов дивидендной политики I. Консервативный подход
1. Остаточная политика дивидендных выплат
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат II. Умеренный подход 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды III. Агрессивный подход
4. Политика стабильного уровня дивидендов
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов
О. Э. Вальтер [26, стр. 33], В. В. Ковалев [41, стр. 261-264]и Е.С.Стоянова [63, стр. 239-240] выделяют 2, 3, 4 типы дивидендной политики иметодику выплат дивидендов акциями. Т. В. Теплова [58, стр. 249-256] помимо 1,3, 4 типов дивидендной политики и методики выплат дивидендов акциями, выделяетполитику выкупа собственных акций, политика автоматического реинвестированиядивидендов, политика низкой дивидендной доходности и косвенных выплат отельнымакционерам.
Другим важным направлением финансовой стратегии являетсяуправление оборотнымисредствами и источниками их финансирования.
Учеными-экономистами разработаны различные модели управленияоборотными активами как формы вложения оборотного капитала, и модели управлениякраткосрочными источниками их финансирования (краткосрочные пассивы)представленные в таблице 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.