Реферат по предмету "Финансовые науки"


Федеральный бюджет России

Содержание
Введение
1. Бюджет,его функции
2. Бюджетныйпроцесс в РФ
2.1Участники бюджетного процесса
2.2 Составлениепроекта федерального бюджета
2.3 Рассмотрениефедерального бюджета
2.4 Исполнениебюджета РФ
2.5 Финансовыйконтроль
3 Анализфедерального бюджета РФ
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Объектом настоящейкурсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной дляисследования темы заключается в первостепенной важности бюджета дляфункционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Бюджет занимаетцентральное место в любой финансовой системе. Как главный финансовый планстраны бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетныхотношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственныхсвязей. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходованияресурсов государства, дает политической власти реальную возможностьвоздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку,стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальнуюподдержку наименее защищенным слоям населения. Экономические и политическиереформы, проводимые в России, не могли не затронуть сферу государственныхфинансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Одним из последнихпреобразований в этой сфере является изменение статуса бюджетных учреждений ивведение нового понятия «казенные учреждения».
Целью настоящей работыявляется анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовойсистемы общества, основных этапов бюджетного процесса и анализ федеральногобюджета РФ за последние годы.
Задачи: определитьосновные функции федерального бюджета, рассмотреть все стадии бюджетногопроцесса и динамику изменений доходов и расходов бюджетов за последние годы.

1. Бюджет,его функции
финансовыйсистема федеральный бюджет
В материальномпонимании государственный бюджет представляет собой централизованный вмасштабах государственного или административно-территориального образованияденежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органовгосударственной власти и местного самоуправления. Несмотря на то, чтоматериальное содержание бюджета не постоянно, постоянно меняются объемконцентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него и направлениярасходов, однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется вобщественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете иих использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономическойкатегории.
В качестве экономическойкатегории бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных)отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения ииспользования государственного централизованного фонда денежных средств.Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическимии физическими лицами) при образовании централизованного фонда посредствомналогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетногофонда; через экономические отношения в государственный бюджет ежегодномобилизуется значительная часть накоплений предприятий, организаций и доходовнаселения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач ифункций государства, социально-культурных мероприятий.
В финансовой теории ипрактике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», чтообусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления. Законодательдает нам следующее определение федерального бюджета.
Федеральный бюджет – формаобразования и расходования денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства.
Государственный бюджетявляется основным финансовым планом страны, центральным звеном финансовойсистемы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условиядля эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач,укрепления обороноспособности.
Понятиегосударственного бюджета не только характеризует определенные денежныеотношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение,которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
Формированиегосударственного бюджета происходит как на стадии первичного распределениянационального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичногораспределения национального дохода государство получает в свое распоряжениечасть чистого дохода в форме налогов (НДС, акцизов и др.). В результатеперераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственныхорганизаций различных форм собственности.
Как экономическаякатегория бюджет выполняет следующие функции:
· ПерераспределениеВВП. С помощью этой функции государство осуществляет образование доходной частибюджетов в форме принудительного изъятия в пользу государства части ВВП, созданногов процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникаютвзаимоотношения государства с налогоплательщиками
· Государственноерегулирование и стимулирование экономики, а также финансовое обеспечениебюджетной сферы и социальной политики государства, т.е. это расходы бюджетов.Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели, это могут бытьорганизации и учреждения производственной и непроизводственной сферы. Таким образом,расходы бюджета носят транзитный характер. Расходы бюджета в основном носятбезвозвратный характер; на возвратной и платной основе могут предоставлятьсябюджетные кредиты и ссуды.
· Контрольная.Предполагает возможность и необходимость государственного контроля запоступлением и использованием бюджетных средств.
Проект федеральногобюджета на 2011 год составлялся уже с учетом изменений, связанных изменениемстатуса бюджетных учреждений. Отныне им предоставляется заниматься приносящейдоход деятельностью с поступлением доходов от нее в их самостоятельноераспоряжение. При этом их финансирование государством будет представлено лишь ввиде субсидий в рамках выполнения государственного задания. Однако, по даннымправительства, большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственныйоборот и получают достаточно высокие доходы. Но сегодня государство несетсубсидиарную ответственность по обязательствам этих учреждений, то есть если убюджетника не хватит средств для оплаты услуг коммерческой организации,государство все оставшиеся расходы возьмет на себя, а с 1 января 2011 годатаким учреждениям по всем обязательствам придется отвечать самостоятельно.
Вместе с тем закономвводится понятие казенных учреждений. Они, по сути, представляют собойдействующую форму бюджетных учреждений, отличие лишь в том, что все доходы, полученныеот деятельности казенного учреждения, будут зачисляться в соответствующийбюджет, то есть будут являться дополнительным источником пополнения бюджетов, вотличие от доходов бюджетных учреждений, которыми они распоряжаютсясамостоятельно. Различия междуучреждениями новых типов можно представить в виде таблицы(Приложение 1).
По поводу этого законав обществе существует немало споров. Одни считают, что это приведет к резкомусокращению числа бесплатных школ, больниц и учреждений культуры и замене ихплатными услугами, возрастет коррупция. Другие, однако, полагают, что данныйзакон повысит качество предоставляемых услуг и внесет некоторую ясность внеразбериху, творящуюся сейчас в таких учреждениях, связанную с тем, что несовсем понятно, за что мы платим и какие услуги должны предоставляться намбесплатно, а за какие нужно платить.

2. Бюджетныйпроцесс в РФ
2.1Участники бюджетного процесса
На федеральном уровне участникамибюджетного процесса являются:
Президент, ФедеральноеСобрание, Правительство, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Центральныйбанк, Счетная палата, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Органыуправления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители средствфедерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, главныеадминистраторы доходов федерального бюджета и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов, а также главные администраторы источников финансированиядефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации.
Министерство финансовРФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
Составляет проектфедерального бюджета, представляет его в Правительство, принимает участие вразработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
Разрабатывает ипредставляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговойполитики;
Осуществляет эмиссию государственныхценных бумаг;
Осуществляетгосударственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственныхгарантий РФ в иностранной валюте и в валюте РФ;
Осуществляет управлениегосударственным долгом и государственными финансовыми активами РФ;
Организует исполнениефедерального бюджета;
Устанавливает порядоксоставления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственныхвнебюджетных фондов и бюджетной отчетности РФ, представляет в Правительствобюджетную отчетность РФ.
Федеральноеказначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
Производитраспределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетамибюджетной системы РФ по установленным нормативам;
Открывает в ЦБ РФ икредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ;
Устанавливает порядоккассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
Составляет бюджетнуюотчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерствофинансов РФ;
Составляет ипредставляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированногобюджета РФ бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Счетнаяпалата РФ осуществляет контроль за:
· поступлениями вфедеральный бюджет средств, полученных:
— отраспоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации,продажи);
— отуправления объектами федеральной собственности.
управлением иобслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга;
· законностью,рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов,получаемых Правительством от иностранных государств и финансовых организаций;
· эффективностьюразмещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратнойоснове;
· предоставлениемгосударственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмезднойоснове иностранным государствам и международным организациям.
Счетнаяпалата проводит экспертизу и дает заключения по:
проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей,размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федеральногобюджета.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовыйконтроль за использованием средств федерального бюджета и средствгосударственных внебюджетных фондов;
Осуществляет контрольза исполнением органами государственного финансового контроля законодательстваРФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральная налоговаяслужба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов,таможенных доходов, сборов и других платежей.
Главные распорядителибюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственнымираспорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения ихправомерного, целевого и эффективного использования;
Осуществляют контрольза использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями целями, определенными при их предоставлении.
Главные администраторыдоходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственнымиадминистраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрированиядоходов.
Главные администраторыисточников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль заосуществлением подведомственными администраторами источников финансированиядефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источниковфинансирования дефицита бюджета.
2.2Составление проекта федерального бюджета
Проект бюджетасоставляется на основе прогноза социально-экономического развития в целяхфинансового обеспечения расходных обязательств и утверждается сроком на тригода – очередной финансовый год и плановый период.
Для формирования утвержденияфедерального бюджета на 3 года предлагается использовать широко известный вмеждународной практике метод «скользящей трехлетки», в рамках которого ранееутвержденные проектировки ежегодно сдвигаются на год вперед и становятсяосновой нового проекта бюджета. «Скользящая трехлетка» с одной стороны,обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, а с другойстороны – возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризациюобязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.
Непосредственноесоставление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.В целях своевременного и качественного составления проекта федерального бюджетаоно имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов.Составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ,прогнозе социально-экономического развития и на основных направлениях бюджетнойи налоговой политики.
Бюджетное посланиеПрезидента направляется Федеральному Собранию не позднее марта текущего года, внем излагаются основные задачи и приоритеты бюджетной политики государства наочередной финансовый год и плановый период.
Сейчас широко обсуждаетсяБюджетное послание Президента о бюджетной политике в 2011–2013 годах. Оченьмногие утверждают, что в нем размыто и неконкретно указаны цели и задачибюджетной политики на предстоящий период.
Разработка прогнозасоциально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановыйпериод осуществляется Правительством РФ. В пояснительной записке к прогнозуприводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление сранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.Если в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета в прогнозсоциально-экономического развития вносятся изменения – это влечет за собойизменение основных характеристик проекта бюджета. При разработке проектафедерального бюджета и прогноза социально-экономического развития составляетсясводный финансовый баланс в целях оценки объемов финансовых ресурсов (валовогонационального располагаемого дохода) и влияния федеральной политики в областиэкономического развития на показатели прогноза социально-экономическогоразвития.
2.3Рассмотрение федерального бюджета
Правительство вносит нарассмотрение и утверждение в Государственную Думу законопроект федеральногобюджета не позднее 1 октября текущего года, одновременно с ним вносятсяследующие документы и материалы:
Основные направлениябюджетной и налоговой политики
Прогнозсоциально-экономического развития
Оценка ожидаемогоисполнения федерального бюджета за текущий финансовый год
Прогноз основныхпараметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ
Пояснительная записка кпроекту федерального закона о федеральном бюджете
расходные обязательства,подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счетсубвенций бюджетам субъектов РФ
публичные нормативныеобязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета
Методики и расчетыраспределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ
Основные показателигосударственного оборонного заказа
Отчеты о реализациидолгосрочных целевых программ
Федеральная адреснаяинвестиционная программа
Верхний пределгосударственного внешнего и внутреннего долга РФ
Проект программыпредоставления государственных финансовых и государственных экспортныхкредитов;
Проект программ государственныхвнутренних и внешних заимствований РФ;
Проект программыгосударственных гарантий в иностранной валюте и в валюте РФ;
Предложения по МРОТ,размеру стипендий, предложения о порядке индексации заработной платы работниковфедеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия)федеральных государственных служащих;
Расчеты прогнозируемогоиспользования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервногофонда и Фонда национального благосостояния.
Также одновременно с законопроектомПравительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:
О бюджетахгосударственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановыйпериод;
О страховых тарифах наобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.
Проект федеральногозакона о федеральном бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен вГосударственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. В течение суток содня его внесения Совет Государственной Думы направляет его в комитетГосударственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее – Комитет побюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов иматериалов всем требованиям и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрениюотдельных разделов и подразделов законопроекта. На основании сделанного заключенияСовет Государственной Думы принимает решение о том, что законопроект либопринимается к рассмотрению, либо подлежит возвращению в Правительство надоработку. Доработанный законопроект должен быть представлен в ГосударственнуюДуму в десятидневный срок. Также законопроект, внесенный в Государственную Думус соблюдением всех требований БК РФ, в течение трех дней направляется в СоветФедерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитетыГосударственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетнуюпалату РФ на заключение.
Государственная Думарассматривает законопроект федерального бюджета в трех чтениях. В первом чтении- в течение 20 дней со дня его внесения. В первом чтении обсуждается концепциязаконопроекта, прогноз социально-экономического развития РФ, объем ВВП иуровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристикфедерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.Предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении являются следующие характеристикифедерального бюджета:
Нормативы распределениядоходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
Общий объем расходов вочередном финансовом году и плановом периоде;
Верхний пределгосударственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередногофинансового года и каждого года планового периода;
Нормативная величинаРезервного фонда;
Дефицит (профицит)федерального бюджета.
При рассмотрении впервом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете ГосударственнаяДума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады комитета по бюджету икомитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогнозасоциально-экономического развития, а также доклад Председателя Счетной палатыРФ и принимает решение о принятии или отклонении указанного законопроекта. Вслучае его принятия в первом чтении утверждаются вышеперечисленные характеристикифедерального бюджета; в случае отклонения — Государственная Дума может:
Передать его всогласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, СоветаФедерации и Правительства(далее — стороны), для разработки согласованного вариантаосновных характеристик федерального бюджета;
Вернуть его вПравительство РФ на доработку;
Поставить вопрос одоверии Правительству РФ.
В случае, если данныйзаконопроект был отклонен и передан в согласительную комиссию, то указаннаякомиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета втечение 10 дней. Решение согласительной комиссии принимается раздельнымголосованием сторон. Решение считается принятым стороной, если за негопроголосовало большинство присутствующих на заседании представителей даннойстороны. Однако решение считается согласованным, если его поддержали все 3стороны, если хотя бы одна сторона возражает, оно считается несогласованным. Позиции,по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрениеГосударственной Думы. Если по итогам работы согласительной комиссииГосударственная Дума не принимает решения по основным характеристикамфедерального бюджета, законопроект считается повторно отклоненным в первомчтении. В этом случае Государственная Дума не имеет права повторно направить егов согласительную комиссию или вернуть на доработку, повторное отклонениевозможно только в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверииПравительству. В случае отставки Правительства в связи с отклонением проектафедерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительствопредставляет его новый вариант не позднее 30 дней после сформирования.
В случае, еслизаконопроект возвращается в Правительство на доработку, оно должно выполнить этов течение 20 дней. При повторном внесении указанного законопроектаГосударственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дняповторного внесения.
Во втором чтенииГосударственная Дума рассматривает законопроект в течение 25 дней со дня егопринятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона офедеральном бюджете во втором чтении являются:
Перечень главныхадминистраторов доходов федерального бюджета;
Перечень главныхадминистраторов дефицита федерального бюджета;
Бюджетные ассигнования;
Распределение междусубъектами РФ межбюджетных трансфертов; Программа предоставлениягосударственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
Программагосударственных внутренних и внешних заимствований РФ Программа государственныхгарантий РФ в валюте РФ и в иностранной валюте;
Проект долгосрочных(федеральных) целевых программ с указанием бюджетных ассигнований, направленныхна их финансовое обеспечение; Текстовые статьи законопроекта.
В третьем чтенииГосударственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральномбюджете в течение 10 дней со дня принятия его во втором чтении. Длярассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
ПринятыйГосударственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается нарассмотрение Совета Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней содня представления Государственной Думой. При рассмотрении данный законопроект голосуетсяна предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае его отклоненияСоветом Федерации, он передается для преодоления возникших разногласий всогласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит его на повторное рассмотрениеГосударственной Думы, которая повторно рассматривает его в одном чтении.Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон сновав течение 5 дней со дня принятия передается в Совет Федерации. В случаенесогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считаетсяпринятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двухтретей общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае отклоненияПрезидентом данного закона, он передается в согласительную комиссию, в составкоторой включается представитель Президента. Данная комиссия выноситсогласованный закон на повторное рассмотрение Федерального Собрания, и дальнейшеерассмотрение закона осуществляется в вышеизложенном порядке.
2.4Исполнение бюджета РФ
Исполнение бюджета –процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов вцелом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений впределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
В мировой практикеизвестны следующие системы исполнения бюджетов:
· Казначейская,при которой на специальные органы финансовой системы (казначейства) возложеныорганизация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами.Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателейбюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетныхучреждений. Казначейская система исполнение бюджета применяется в России;
· Банковская,когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк(возможен вариант и коммерческих банков);
· Смешанная,для которой характерно обслуживание бюджетных счетов казначейством и центральнымбанком.
Исполнение федеральногобюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ обеспечиваетсяПравительством РФ. Важнейшими задачами исполнения бюджета являются:
· Обеспечениеполного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходовв целом и по каждому источнику;
· Финансированиемероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансовогогода, на который утвержден бюджет;
· Правильноеи экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнованийутвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов ирасходов.
Бюджетная системаРоссийской Федерации основана на следующих принципах: единства бюджетнойсистемы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитовбюджетов; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов;полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитовбюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективностииспользования бюджетных средств; общего покрытия расходов; прозрачности;достоверности; адресности и целевого характера бюджетных средств;подведомственности расходов и единства кассы.
Также бюджетный кодексопределяет 5 принципов исполнения бюджета:
1. Финансированиеосуществляется с единого счета бюджета, при котором все средствабюджетополучателей находятся на едином счете.
2. Исполнениебюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетныхсредств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждогоглавного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
3. Планированиеи исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ –принцип прозрачности бюджета.
4. Принятиебюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов иплатежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетныхобязательств. Бюджетный кодекcРФ вводит понятия бюджетного обязательства и лимита бюджетного обязательства.
Бюджетноеобязательство – расходное обязательство, подлежащее исполнению всоответствующем финансовом году.
Лимитбюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казеннымучреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовомгоду.
Лимитыбюджетных обязательств ужесточают контроль финансирования, соизмеряя его среальными доходами бюджета. Возможны 2 варианта: ведение месячных лимитов иведение квартальных лимитов. Месячные лимиты составляются ежемесячно иограничивают объем бюджетных средств, обязательных для расходования в течениеодного месяца. Объем квартальных лимитов бюджетных обязательств не долженпревышать бюджетные ассигнования за соответствующий квартал.
5. Осуществлениерегистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок товаров, работ илиуслуг для нужд казенных учреждений позволяет значительно повышать качествопланирования расходов.
Исполнение бюджета подоходам предусматривает:
Зачисление на единыйсчет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений вбюджетную систему РФ, распределяемых по установленным нормативам;
Уточнениеадминистратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
ПеречислениеФедеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата(зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иныхплатежей с единого счета федерального бюджета на соответствующий счетФедерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и ихраспределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
Доходы бюджетов образуютсяза счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездныхперечислений.
Исполнение бюджета порасходам предусматривает:
Принятие бюджетныхобязательств;
подтверждение денежныхобязательств;
санкционирование оплатыденежных обязательств;
подтверждениеисполнения денежных обязательств.
Исключительно изфедерального бюджета финансируются следующие виды расходов: содержаниегосударственного аппарата федерального уровня; удовлетворение потребностейнациональной обороны; обеспечение функционирования законодательных,представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а такжеих территориальных органов; функционирование федеральной судебной системы;осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; обслуживаниегосударственного долга РФ и др.
Исполнение бюджета поисточникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главнымиадминистраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии сосводной бюджетной росписью.
Доходы, фактически полученныепри исполнении федерального бюджета сверх утвержденного общего объема доходов,могут направляться Министерством финансов на замещение государственныхзаимствований, погашение государственного долга РФ, а также на исполнениепубличных нормативных обязательств РФ в случае недостачи предусмотренных на ихисполнение бюджетных ассигнований.
Операции по исполнениюбюджета завершаются 31 декабря. Завершение операций органами Федеральногоказначейства по распределению поступлений отчетного финансового года междубюджетами бюджетной системы РФ и их зачисление в соответствующие бюджеты производитсяв первые 5 рабочих дней текущего финансового года. Отчет об исполнениифедерального бюджета за первый квартал, полугодие и 9 месяцев текущегофинансового года утверждается Правительством и направляется в ГосударственнуюДуму, Совет Федерации и Счетную палату. Годовой отчет об исполнениифедерального бюджета подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ, котораяготовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и непозднее 1 сентября текущего года представляет его в Государственную Думу и вПравительство. Представленный отчет подлежит рассмотрению Государственной Думойи утверждению федеральным законом, при этом она заслушивает:
Доклад министра финансовоб исполнении федерального бюджета;
Доклад ПредседателяСчетной палаты о заключении Счетной палаты на годовой отчет об исполнениифедерального бюджета.
По предложениюпредседателя Государственной Думы или по собственной инициативе могут выступитьили представить доклады: Генеральный прокурор РФ, Председатель КонституционногоСуда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Председатель Верховного Суда.
Принимается данныйзакон не позднее 1 октября текущего года.
2.5Финансовый контроль
Финансовый контрольосуществляется законодательными органами в следующих формах:
Предварительныйконтроль – в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете;
Текущий контроль – входе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседанияхкомитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентскихслушаний и в связи с депутатскими запросами;
Последующий контроль –в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.
Государственныйфинансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства,созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В Россиисуществует президентский, парламентский, прокурорский и независимый(аудиторский) контроль.
Предметамипрезидентского контроля являются: исполнение конкретных указов, законов,федеральных программ, деятельность министерств и ведомств по реализацииконкретных указов Президента РФ, федеральных программ, государственныхконцепций, а также принятые директивные документы Правительства РФ. Президентскийконтроль исполняют Главное контрольное управление Президента РФ,Государственная инспекция Президента РФ, Совет безопасности, полномочныепредставители Президента РФ и федеральные инспекторы.
Счетная палата РФявляется постоянно действующим органом независимого парламентского контроля. Ееосновными задачами являются организация и осуществление контроля засвоевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета ибюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Прокурорский контрольосуществляет Генеральная прокуратура РФ, она производит надзор за исполнениемдействующих законов, устанавливает и производит действия по устранению любыхправонарушений.
Связи междуинститутами, опосредующими перечисленные виды контроля, незначительны, а этозначит, что как таковая система финансово-хозяйственного контроля отсутствует.Многочисленность контролирующих органов не обеспечивает уменьшенияправонарушений, а сам органы обладают ограниченными возможностями воздействияна правонарушителей.

3. Анализфедерального бюджета РФ
Рассматриваяфедеральный бюджет, хотелось бы привести официальные цифры, что поможетпроследить его динамику.
Федеральный бюджет на2006 год предусматривал доходы бюджета в размере 6170484600,0 тыс. руб.,расходы – 4431076807,1 тыс. руб.
В 2007 году этипоказатели выглядели следующим образом:
Доходы: 7443923412,0тыс. руб.
Расходы: 6531389321,7тыс. руб.
Начиная с 2008 года, нафедеральном уровне утверждается федеральный бюджет на 3 года. Федеральный закон«О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»предусматривал:
В 2008 году:
Доходы: 8965735575,0тыс. руб.
Расходы: 7021926881,2тыс. руб.;
В 2009 году:
Доходы: 9518304723,0тыс. руб.
Расходы: 8746575857,5тыс. руб.;
В 2010 году:
Доходы: 10402396213,0тыс. руб.
Расходы: 9667416268,5тыс. руб.
Федеральный бюджет на2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов устанавливал параметры бюджета на2009 год:
Доходы: 6713821033,0тыс. руб.
Расходы: 9845217590,3тыс. руб.
В законе о бюджете на2010 год и плановый период 2011 2012 годов приводятся следующие цифры:
В 2010 году:
Доходы: 6950010032,5тыс. руб.
Расходы: 9886920940,1тыс. руб.
В 2011 году:
Доходы: 7455722139,5тыс. руб.
Расходы: 9389835706,5тыс. руб.
В 2012 году:
Доходы: 8069646923,2тыс. руб.
Расходы: 9681000321,0тыс. руб.
Начиная с 2000 года,федеральный бюджет РФ исполнялся с превышением доходов над расходами. Былаликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетниебюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий социальныхпособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике вцелом. Однако, видно, что впервые за последние несколько лет федеральный бюджетза 2009 под влиянием мирового экономического кризиса стал дефицитным. Правительствоможно было бы подвергнуть жёсткой критике за такой большой бюджетный минус, номешает важное обстоятельство. Значительная часть расходов шла на решениепервостепенных социальных проблем. Россия в отличие от западноевропейских странне выбрала путь свёртывания различных социальных программ, урезания пенсий ипособий. В 2009 году значительно возросли расходы на пособия по временнойнетрудоспособности (149 058,3 миллиона рублей), по материнству и детству (137084,9 миллиона), на страхование от несчастных случаев на производстве, оплатумедпомощи беременным женщинам, а также на диспансерное наблюдение ребёнка втечение первого года жизни. Дважды поднимались пенсии, регулярно росли зарплатыбюджетников.
Сейчас ходит немалопредложений по сокращению бюджетного дефицита за счёт социальной сферы.Разумеется, нужно более внимательно подходить к социальным тратам. Но анализбюджетного опыта убеждает в том, что следует сокращать не финансирование всейсоциальной инфраструктуры, а существенно улучшать работу по оказанию адреснойпомощи социально незащищённым гражданам. Наряду с увеличением доходов за счётзаймов, налогов, акцизов, приватизации требуется более жёстко контролироватьрасходы, формируя бюджет именно через конкретные государственные программы, втом числе и социальные. Также, по мнению большинства аналитиков, дефицитбюджетной системы достиг своего пика в 2010 году и в дальнейшем прогнозируетсяпостепенное его снижение.
Основнымиисточниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являютсясредства Резервного фонда, которые в их структуре составляют 63,4 %, средстваФонда национального благосостояния — 13,1 %, иные источники финансированиядефицита федерального бюджета — 23,5 %. В 2011 году для финансирования дефицитав качестве основных источников определены внутренние и внешние заимствования,которые в общей структуре источников составляют 60,6 %, средства Фонданационального благосостояния — 39,4 %. В 2012 году средства Фонда национальногоблагосостояния в структуре источников финансирования дефицита составят 50,4 %,иные источники — 49,6 %.
Такимобразом, наряду с использованием средств Резервного фонда, которые к концу 2010года будут практически исчерпаны, и средств Фонда национального благосостояниядля финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 — 2012 годахпредусматривается привлечь заимствования в сумме 2 661,2 млрд. рублей, чтосоставляет 5,5 % среднегодового уровня ВВП за рассматриваемый период, в томчисле внутренние — в сумме 1 142,3 млрд. рублей, внешние — в сумме 1 518,9млрд. рублей.
Стольмасштабные заимствования на внутреннем и внешнем рынках содержат существенныериски неразмещения государственных ценных бумаг в полном объеме, удорожаниязаимствований в связи с увеличением процентных ставок по размещаемым бумагам,ускоренного использования средств Резервного фонда и Фонда национальногоблагосостояния, влекут значительный рост расходов государства на обслуживаниегосударственного долга.
Предлагаемаяконструкция федерального бюджета, по существу, означает возврат к моделибюджета, основанной на постоянно увеличивающихся объемах заимствований дляфинансирования дефицита бюджета, что в конечном итоге подрывает устойчивостьбюджетной системы и усиливает зависимость государства от внешних факторов.
Серьезную озабоченностьвызывает обеспечение сбалансированности бюджетной системы в 2013 — 2015 годах.Имеющиеся резервы могут являться источником финансирования дефицитафедерального бюджета на непродолжительный период времени. В случае сохранениясложившихся пропорций с доходной и расходной частями бюджетной системы исущественного падения цен на нефть покрытие ее дефицита в долгосрочнойперспективе может осуществляться только за счет привлечения заемных средств.

Заключение
В настоящей курсовойработе был рассмотрен федеральный бюджет России, порядок его составления,рассмотрения и исполнения.
Закон о бюджетевступает в силу 1 января и действует по 31 декабря финансового года; счета,используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24часа 31декабря.
Сущность бюджетапроявляется в его функциях. К основным функциям бюджета относятся:
· ПерераспределениеВВП
· Государственноерегулирование и стимулирование экономики
· Контрольнаяфункция.
Бюджет, показываяразмеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющих резервов,определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направлениярасходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования истимулирования экономики, инвестиционной активности повышения эффективностипроизводства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет,объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит,государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любогогосударства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любомсовременном обществе.
В последние годы всвязи с мировым финансовым кризисом федеральный бюджет РФ стал дефицитным,однако в ближайшие годы прогнозируется сведение дефицита к минимуму ипостепенная нормализация экономики, которая уже была достигнута в 2000 году./>

Список использованнойлитературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации.-М.: КНОРУС, 2010.- 278с.
2. ОСчетной палате Российской Федерации: федер. закон:[принят Гос. Думой 18 ноября1994г.: одобр. Советом Федерации 7 декабря 1994г.]//Российскаягазета.-2008.-№266.-С.3-5.
3. Овнесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»:федер. закон:[принят Гос.Думой 17 ноября 2006: одобр. Советом Федерации 24ноября 2006]//Российская газета.-2006.-№4243.-С.3-5.
4. Овнесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»:федер.закон:[от 23.11.2007 №267]//Российская газета.-2007.-№264.-С.3-5.
5. Овнесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год иплановый период 2009 и 2010 годов»: федер.закон:[от 08.11.2008 №193]//Российскаягазета.-2008.-№232.-С.3-5.
6. Офедеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011годов: федер.закон[от 24.11.2008 №204: ред.от03.10.2009]//Российскаягазета.-2009.-№189.-С.3-5.
7. Овнесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год иплановый период 2011 и 2012 годов»: федер. закон:[от 03.11.2010 №278]//Российская газета.-2010.-№253.-С.3-5.
8. Овнесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации всвязи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)учреждений: федер.закон:[от 12.05.2010 №83]//Российскаягазета.-2010.-№5179.-С.3-5.
9. Финансы/Под ред. Г.Б. Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-703с.-(Золотойфонд российских учебников).
10. ЧернецовС.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.пособие.-М.: Магистр,2008.-527с.
11. АкперовИ.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб.пособие/И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач; под ред. проф. И.Г.Акперова.-2-е изд., перераб. и доп.
.-М.: КНОРУС, 2009.-640с.
12. ДементьевД.В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие/ Д.В.Дементьев, В.А.Щербаков.-М.: КНОРУС,2008.-256с.
13. ЕрмасоваН.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт,2010.-794с.-(Основынаук).
14. Финансы:учебник/Под ред. В.В.Ковалева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Проспект,2008.-640с.
15. Бюджетнаясистема России/Под ред. Г.Б.Поляка.-2-е изд., перераб. идоп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.-639с.-(Золотой фонд российских учебников).
16. Финансы.Денежное обращение. Кредит./Под ред. Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.-639с.-(Золотой фонд российских учебников).
17. СелезневА.З. Бюджетная система Российской Федерации: учеб.пособие/ Под ред. проф. В.ЮКатасонова.-М.: Магистр,2007.-383с.

Приложение 1Критерии сравнения Типы учреждений Казенное Бюджетное Автономное 1 2 3 4 1. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления 2. Сферы, в которых может быть создано В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами 3. Способ финансирования За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания На основе финансирования государственного или муниципального задания 4. Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии («одна строка») Через субсидии («одна строка») 5. Учет иных доходов в процессе финансирования Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов Размер субсидии не зависит от иных доходов 6. Право на ведение приносящей доход деятельности Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами 7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения 8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности 9. Выделяемые виды имущества Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств 10. Распоряжение имуществом Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно 11. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств 12. Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет Нет 13. Органы управления Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет 14. Порядок заключение крупных сделок, сделок «с заинтересованностью» Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета 15. Заключение контрактов От имени учредителя От своего имени От своего имени 16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Распространяется Распространяется Не распространяется 17. Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут 18. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.