Реферат по предмету "Финансовые науки"


Участники налоговых правоотношений

Министерство наукии образования РФ
АкадемияСоциального Образования (КСЮИ)
Факультет СПО
Курсовая работа
по дисциплине«Налоговое право»
на тему:«Участники налоговых правоотношений»
Работу выполнила
студентка группы 9228
Гатауллина С.Р.
Научный руководитель:
Ширинян А.С.
Казань 2008.

Введение
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормаминалогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводуустановления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Правоотношения по поводу установления налоговпредшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В нихучаствуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местногосамоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядкуустановления налогов разных территориальных уровней и закрепленному вКонституции РФ[1] разграничениюпредметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальныхобразований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникаютправоотношения между представительными и исполнительными органами власти[2].
Установленные в законном порядке налоги реализуются черезналоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов сорганизаций и физических лиц.
Основным содержанием налогового правоотношения в этомслучае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему иливнебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии сустановленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентныхорганов – обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечетза собой причинение материального ущерба государству или муниципальномуобразованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач.Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия лиц,допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение такихобязанностей.
Цель данной работы – определение основных участниковналоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является:
1. Определение основных участников налоговыхправоотношений.
2. Установление прав и обязанностей этих участниковналоговых правоотношений.
В первой главе рассматриваются понятия и классификацииучастников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов..
Во второй главе рассматривается представительство вналоговых правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.
В третьей главе рассматриваются иные основные участникиналоговых правоотношений: банки и налоговые агенты.

Глава 1. Понятие и классификация участников налоговыхправоотношений
§1. Налогоплательщики, как участники налоговыхправоотношений
Налогоплательщики – организации и физические лица, накоторых в соответствии с Налоговым Кодексом[3]возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Основуналогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупностьзакрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей всфере налогообложения.
Налогоплательщики имеют право:
— получать от налоговых органов по месту учета бесплатнуюинформацию;
— получать от Минфина РФ письменные разъяснения повопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовыхорганов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросамприменения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовыхактов о местных налогах и сборах;
— использовать налоговые льготы;
— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит илиинвестиционный налоговый кредит;
— на своевременный зачет или возврат сумм излишнеуплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
— представлять свои интересы в налоговых правоотношенияхлично либо через своего представителя;
— присутствовать при проведении выездной налоговойпроверки;
— получать копии акта налоговой проверки и решенииналоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюденияналогового законодательства;
— не выполнять неправомерные акты и требования налоговыхорганов и их должностных лиц;
— обжаловать акты налоговых органов и действия(бездействие) их должностных лиц.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели– помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган поместу учета:
— об открытие или закрытие счетов – в десятидневный срок;
— о всех случаях участия в российских и иностранныхорганизациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
— о всех обособленных подразделениях, созданных натерритории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания,реорганизации или ликвидации;
— о прекращении своей деятельности, объявлениинесостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации – в срок непозднее трех дней со дня принятия такого решения;
— об изменении своего места нахождения – в срок непозднее десяти дней с момента такого изменения.
Налогоплательщикам гарантируется административная исудебная защита их субъективных прав и законных интересов. Отличие субъективныхправ от законных интересов: субъективные права всегда закрепляются нормативно;
Законные интересы представляют собой любые правомерныевозможности (право на признание действий добросовестными, право применятьналоговое законодательство наиболее выгодным способом), реализация которых незапрещены налоговым законодательством. Поскольку законные интересы не оформленынормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другойстороны, законные интересы наряду с субъективными правами можно защищать вадминистративном или судебном порядке.
Юридические обязанности налогоплательщиков:
— уплачивать законно установленные налоги;
— встать на учет в налоговых органах;
— вести учет своих доходов (расходов) и объектовналогообложения;
— представлять в налоговый орган по месту своего учетаналоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а такжебухгалтерскую отчетность;
— представлять налоговым органам документы, необходимыедля исчисления и уплаты налогов;
— выполнять законные требования налогового органа обустранении выявленных нарушений, а также не препятствовать законнойдеятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своихслужебных обязанностей;
— предоставлять налоговому органу необходимую информациюи документы;
— в течение четырех лет обеспечивать сохранность данныхбухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплатыналогов.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает,изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательнымактом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатитькакой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объектаналогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основнойобязанностью.
Неспособность юридического лица – коммерческойорганизации или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов являетсяоснованием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом.Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решениюсобственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается наликвидационную комиссию.
§2. Налоговые органы
В соответствии с действующим налоговым законодательствомналоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и еготерриториальные подразделения, а также органы налоговой полиции. МинистерствоРФ по налогам и сборам образует единую централизованную систему инспекционныхорганов, входящих в систему центральных органов государственного управления иосуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.
Полномочия таможенных органов и обязанностью ихдолжностных лиц в области налогообложения и сборов предусмотренные ст.33 НК РФ.Ст.34 НК РФ определяет в целом статус таможенных органов в областиналогообложения и сборов. Таким образом, в Кодексе впервые закреплена норма,что таможенные органы в определённых случаях обладают определённымиполномочиями налоговых органов[4].
В соответствии с Таможенным кодексом РФ[5]при пересечении таможенной границы России в определённых случаях подлежатуплате налоги (НДС и акцизы) и сборы (таможенная пошлина). Данные таможенныеплатежи являются предметом регулирования как Таможенного, так и НК.Соответственно деятельность таможенных органов в деле взимания данных«пограничных» налогов и сборов регулируется как ТК, так и НК, а такжефедеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами. ПричёмНК и федеральные законы о налогах и сборах применяются к отношениям, возникающимв процессе осуществления контроля за уплатой данных таможенных платежей ипривлечения к ответственности виновных лиц только в случаях, прямо предусмотренныхНК.
В целом говоря о полномочиях таможенных органов в сференалогообложения, необходимо отметить, что в своей деятельности таможенныеорганы руководствуются в первую очередь таможенным законодательством и лишь вслучаях, предусмотренным НК, — законодательством о налогах и сборах.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуютсяконституцией, НК РФ и другими федеральными законами, законодательными актамиРФ, нормативными актами Президента и Правительства РФ, нормативными актамиорганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи повзаимодействию с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ иорганами местного самоуправления.
Анализ установленных Кодексом прав налоговых органовпозволяют сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормамизначительно расширен. К числу прав налоговых органов относится:
1.Право требовать от налогоплательщика документы,служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, и документы,подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
2.Право проводить налоговые проверки в порядке,установленном НК РФ
3.Право изымать по акту при проведении налоговых провероку налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие осовершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточныеоснования полагать, что эти документы уничтожены, сокрыты, изменены илизаменены.
4.Право вызывать на основании письменного уведомления вналоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений всвязи с уплатой (перечислением) ими налогов. Таким образом, налоговым органам предоставляетсяправо не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения повопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующимзаконодательством, но и вызвать их или иных обязанных лиц для дачи поясненийнепосредственно в налоговые органы.
5.Право проводить при налоговой проверке инвентаризациюимущества, принадлежащего налогоплательщику. Из этого следует, что налоговыеорганы при налоговой проверке будут в праве осуществлять проверку фактическогоналичия имущества у налогоплательщика и сравнить полученной при проверкерезультат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризацииимущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждаются совместно Минфиноми Министерством РФ по налогам и сборам. В настоящее время проверка фактическогоналичия имущества налогоплательщика осуществляется на основании представляемыхналогоплательщика документов (балансов, инвентаризационных описей, актовинвентаризации и т.д.).
6.Право налагать арест на имущество налогоплательщиков ииных обязанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом. Согласно ст.72 Кодексаарест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностейпо уплате налогов и сборов.
Порядок и условия наложения ареста на имуществоналогоплательщика устанавливаются 11 главой кодекса. В настоящее времяналоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставленыфедеральным органам налоговой полиции (ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. № 5238 –1 " О федеральных органах налоговой полиции"[6]),но так как органы налоговой полиции были расформированы этими правами сталообладать Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам.
7.Право определять суммы налогов, подлежащие внесениюналогоплательщиками в бюджет. В случаях отказа налогоплательщика допуститьдолжностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений,используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо нарушениеустановленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговыеорганы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лицустранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролироватьвыполнение указанных требований.
8.Право взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пенив порядке установленном НК РФ.
9.Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки ирассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Следует заметить, чтоорганы Госналоговой службы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочкии рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки ирассрочки предоставлялись только в тех случаях, когда применение штрафныхсанкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельностиналогоплательщика. Данное право предоставлялось органами Госналоговой службы врамках указа Президента РФ от 22.12.93. №2270 «О некоторых изменениях вналогообложении и взаимоотношениях между бюджетами различных уровней»[7]. Однако Указом ПрезидентаРФ от 15.11.97г № 1233 и №2270 был признан утратившим силу, соответственноорганы Госналогслужбы были лишены право на предоставление отсрочек и рассрочек.
10.Право требовать от банков документы, подтверждающиеисполнение платёжных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц иинкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании счетов налогоплательщикови иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.
НК определяет, что обязанность по уплате налоганалогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банкпоручение на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка насчёте налогоплательщика (ст. 45 НК РФ).
Таким образом, указанное право предоставляется налоговыморганам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главнойобязанности – уплаты налогов. Ранее получение от банка налоговыми органамидокументов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, возможно,было только с согласия банка. Однако с введением в действие Кодекса банкиобязаны представлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того,не представленные налоговому органу сведения о налогоплательщике согласно ст.126является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотренаответственность.
11.Право привлекать для проведения налогового контроляспециалистов, экспертов и переводчиков.
12.Право взывать в качестве свидетелей лиц, которым могутбыть известны какие-нибудь обстоятельства, имеющие значение для проведенияналогового контроля.
13.Право заявлять ходатайства об аннулировании или оприостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий направо осуществления определённых видов деятельности. Осуществляя налоговыйконтроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявитьнарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие своюдеятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органампредоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулированииили приостановлении действий выданных лицензий. Приостановление действия ианнулирование лицензии производятся по основаниям, предусмотренным ст. 13Федерального закона от 25.09.98г. № 158-ФЗ «О лицензирования отдельныхвидов деятельности» в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ[8].
14.Право предъявлять в суды общей юрисдикции илиарбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, совершившихналоговое правонарушение; о признании недействительности государственнуюрегистрацию юридического лица или государственную регистрацию физических лиц вкачестве индивидуального предпринимателя; о ликвидности организации любойорганизационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательствомРФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государстваприобретённого по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданскимзаконодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательноприобретённого – не по сделке, а в результате совершения других незаконныхдействий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и обинвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в НК РФ.
Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов,установленный ст.31 НК, не являются закрытыми. В соответствии с п.2 названойстатьи налоговые органы осуществляют так же другие права, предусмотренные НК ифедеральными законами.
Налоговые органы обязаны вести учёт налогоплательщиков; внастоящее время прядок учёта налогоплательщика установлен в инструкции «Опорядке ведения учёта налогоплательщика», утверждённый приказом Государственнойналоговой службы[9].
В случаях, предусмотренных законодательством о налогах исборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его налоговые органы пределахсвоих полномочий утверждают формы заявлений постановки на учёт в налоговыеорганы, расчётов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их,устанавливают порядок их заполнения, обязательный для налогоплательщиков.
Министерство РФ по налогам и сборам в целях единообразногоприменения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издаётспециально для них приказы, инструкции и методические указания. Главнойобязанностью налоговых органов в соответствии со ст.32 НК РФ являетсяосуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, атакже принятых в соответствии с ним нормативных актов. При осуществлении даннойфункции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах исборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.
Разъяснительная работа о необходимости уплаты налогов исоблюдения налогового законодательства может вестись налоговыми органами вразличных формах и различными способами, в том числе с использованием различныхсредств массовой информации, направлением памяток налогоплательщикам, а также вшколах и на семинарах, в организациях и.т.д.
В соответствии с п.6 ст.32 НК, налоговые органы обязанысоблюдать налоговую тайну. Положения о налоговой тайне закрепляются НК в ст.102. В настоящее время похожая норма содержится в ст.16 Закона РФ « Об основахналоговой системы в РФ»[10],согласно которой налоговые органы и их сотрудники обязаны, сохраниткоммерческую тайну и тайну сведений о вкладах граждан и организаций.Существенным отличием норм НК является то, что, налоговые органы обязанысоблюдать не только коммерческую тайну и вкладов граждан и организаций, но исохранять в тайне любые полученные налоговыми органами о налогоплательщикесведения, за исключением тех, которые указаны в п.1 ст.102. Так, налоговуютайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетногофонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключениемсведений:
1. разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или сего согласия;
2. об идентификационном номере налогоплательщика;
3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах имерах ответственности за эти нарушения;
4. предоставляемых налоговым (таможенным) илиправоохранительным органам других государств в соответствии с междугороднимидоговорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимномсотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.
НК впервые установлена обязанность налоговых органовосуществлять возврат или зачёт излишне взысканных или уплаченных сумм налогов,штрафов, пеней. Ранее в соответствии со статьёй 15 Закона «О ГосударственнойНалоговой службе РСФСР»[11]возврату подлежали только не правильно взысканные суммы налогов. Кроме того,обязанность возврата была предусмотрена некоторыми законами об отдельныхналогах. Сейчас установлен общий порядок зачёта или возврата для всех налогов исборов, который предусмотрен главой 12 НК РФ.
НК или другими федеральными законами о налогах и сборахмогут быть установлены иные обязанности налоговых органов. Так, в соответствиисо ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации иобязан по просьбе налогоплательщика поставить отметку на копии налоговойдекларации о принятии и дату её представления. В соответствии с п.7 ст.83 НКналоговые орган обязаны незамедлительно уведомить физическое лицо о постановкеего на учёт на основании информации о его деятельности или его имуществе,полученных от других лиц. В соответствии со ст.108 НК налоговые органы обязаныдоказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушенияи виновности налогоплательщика в его совершении.
НК РФ предусмотрена обязанность, налоговых органовсообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере.Соответствующие материалы должны туда направляться, если выявленные припроверках и иными способами обстоятельства позволяющие предполагать совершениеналогового правонарушения. Направление осуществляется независимо от мненияналогоплательщика в трёхдневный срок.
Права и обязанности налоговых органов реализуются черездействия должностных лиц налоговых органов. Должностные лица обязаныдействовать в пределах своей компетенции. Например, налоговый инспектор,проводящий проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимыедокументы для проверки, проводить выемку документов и предметов.
Необходимо отметить, что осуществление ряда полномочийналогового органа возможно только руководителем или его заместителем. Так,руководитель налогового органа или его заместитель может принять решение овзыскании налога за счёт денежных средств, находящихся на счетахналогоплательщика (ст.46), или его имущества (ст.47), о проведении выезднойналоговой проверки (ст.89), о приостановлении операций по счетамналогоплательщика в банке, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, овзыскании пеней в бесспорном порядке, рассмотреть акт налоговой проверки и понему вынести решение.
При исполнении должностными лицами полномочий налоговыхорганов необходимо учитывать следующие особенности:
1.должностное лицо действует только в рамках своейкомпетенции по принципу «разрешено то, что прямо установленозаконом», поскольку здесь применим принцип " разрешено всё, что незапрещено законом";
2.служебные права должностных лиц налоговых органовявляются их обязанностями и наоборот;
3.любые права должностных лиц налоговых органовреализуется только в пределах функций данного налогового органа РоссийскойФедерации — контроля за правильностью исчисления, полной и своевременной уплатыналогов.
Должностные лица таможенных органов при взимании налогови сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ помимообязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными нормативнымиправовыми актами, регулирующие таможенные правоотношения, несут обязанности,предусмотренные ст.33 НК РФ.
Выделим некоторые полномочия, которыми наделеныруководители таможенных органов и их заместители:
— засчитывать излишне уплаченные суммы налогов и сборовликвидируемой организации по другим налогам, пеням, штрафам этой организации;
— принимать решения об изменении срока уплаты налогов исборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товара через границуРоссийской Федерации;
— принимать решения о предоставлении отсрочки илирассрочки по уплате налогов, сборов, подлежащих уплате в связи с перемещениемчерез таможенную границу Российской Федерации;
— принимать решения о наложения ареста на имуществоналогоплательщика.
Привлечение к ответственности за совершение нарушенийзаконодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров черезтаможенную границу РФ осуществляется в порядке, установленном таможенномзаконодательством. Данное правило означает, в частности, следующее:
1.производство по делам о нарушения законодательства оналогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФведётся в порядке, установленном разделом X Таможенного кодекса РФ (п. 3 ст.10).
2.действия лиц, допустивших нарушение законодательства оналогах и сборах в связи с перемещением через таможенную границу РоссийскойФедерации, могут быть квалифицированы по ст. 249-288 Таможенного кодекса РФ;
3.обжалование действий и исполнение решений таможенныхорганов осуществляется в порядке предусмотренным Таможенным кодексом РФ (главы49-50 ТК РФ).

Глава 2.Представительство в налоговых правоотношениях
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношенияхкак лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя[12].
Личное участие налогоплательщика в отношениях,регулируемым законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметьпредставителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщикаправа участие в указанных правоотношениях.
Представительство в отношениях, предусмотренномзаконодательством о налогах и сборах, — новшество в налоговом законодательстве,хотя и до принятия общей части НК РФ налогоплательщик так или иначе выступал вналоговых правоотношениях не только самостоятельно, но и через своихпредставителей.
В соответствии с налоговым законодательством главнойобязанностью налогоплательщика является своевременная уплата налогов. Как правило,налогоплательщик сам стремится исполнить все необходимые действия для уплатыналогов, — самостоятельно исчислить налог, представить необходимую документациюв налоговый орган и.т.д. Но иногда в силу объективных причин определённыедействия выполнить не возможно или очень затруднительно, например, в случаеотдалённости налогоплательщика от налогового органа и.т.д., и в этом случаеплательщик налогов может прибегнуть к помощи третьих лиц путём использованияинститута налогового представительства.
Вместе с тем НК, установив право налогоплательщикаучаствовать в отношениях, регулируемым законодательством о налогах и сборах,через представителей, не раскрывает понятие налогового представительства,поэтому в данной ситуации, по моему мнению, можно воспользоваться принципоманалогии права и обраться к гражданскому законодательству, в котором институтпредставительства разработан довольно детально.
В соответствии со статьёй 182 ГК РФ[13],определяющий понятие представительства в гражданском праве, сделка, совершённаяодним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного надоверенности, указании закона либо акте уполномоченного на тогогосударственного орган или орган местного самоуправления, непосредственно создаёт,изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Исходяиз этого, можно определить понятие налогового представительства, а именно:действия совершённые одним лицом от имени другого лица в силу полномочий,основанных на доверенности, указании закона либо акте компетентногогосударственного органа или органа местного самоуправления, непосредственносоздают, изменяют и прекращают налоговые права и обязанности налогоплательщика.
Порядок оформления статуса налогового представителя регламентированст.27 и п.5 ст.29 НК РФ.
Как указывалось выше, кроме налогоплательщиков, Кодексвыделяет ещё и других участников налоговых правоотношений, в частностиплательщиков сборов под которыми понимается организации и физические лица,обязанные в соответствии с законодательством уплачивать сборы; и налоговыхагентов, исчисляющих, удерживающих у плательщика налоги и перечисляющих их всоответствующий бюджет.
§1. Законный представитель налогоплательщика
Законными представителями налогоплательщиков – организацийявляется лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона илиеё учредительных документов.
Законным представителями налогоплательщиков – физическихлиц согласно п.2 ст.27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве егопредставителей в соответствии с гражданским законодательством РоссийскойФедерации.
Таким образом, статья 27 НК РФ предусматривает две формызаконного налогового представительства для организаций – налогоплательщиков –представительства в силу закрепления статуса представителя в учредительныхдокументов организации и представительства на основании закона.
В соответствии со статьи 52 ГК РФ учредительнымидокументами юридического лица являются его устав и (или) учредительный договор.Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается егоучредителями (участниками); в учредительных документах юридического лица должныопределяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядокуправления деятельностью юридического лица.
Вместе с тем, в силу диспозитивности гражданского права вучредительные документы можно включить и другие сведения, в частностиопределить в них налогового представителя, который будет представлять изащищать интересы, организации – налогоплательщика в налоговых органах. Приуказании налогового представителя в учредительных документах юридического лицапоследней будет осуществлять законное налоговое представительство даннойорганизации.
Законное налоговое представительство на основании законавозможно на государственных и муниципальных предприятиях, в государственныхучреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых являетсягосударство. Для осуществления такого представительства необходимо, чтобыналоговый представитель организации-налогоплательщика был указан в качестветакового в акте соответствующего высшего представительного органа государстваили органа местного самоуправления.
В соответствии с гражданским законодательством законнымпредставителем физического лица может являться:
— опекун физического лица;
— усыновитель несовершеннолетнего ребёнка;
— родитель несовершеннолетнего ребёнка.
При законном налоговом представительстве необходимоучитывать, что законные налоговые представители физических лиц действуют безособых полномочий, т.е. для осуществления ими налогового представительства имнеобходимо иметь только документы, подтверждающие их статус законногопредставителя. Таковыми являются:
— для родителей — паспорт с отметкой о рождении ребёнка(детей);
— для усыновителей – решение суда или органа записи актовгражданского состояния об усыновлении (удочерении);
— для опекунов – решение суда об установлении опеки.
Согласно статьи 28 НК Российской Федерации любые действия(бездействия) законных представителей организации-налогоплательщика признаютсядействиями (бездействиями) представляемой организации, т.е.как в случае, еслибы данная организация сама лично осуществляла данные действия (бездействия).
Так, требование об уплате налога и сбора может бытьвручено под расписку налоговым органом не только руководителю организации, но изаконному или уполномоченному представителю. В случае, когда указанные лицауклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органасоставляется соответствующий акт, дата составления которого признаётся датой направлениятребования.
При аресте налогоплательщика налоговый орган не вправеотказать его законному и (или) уполномоченному представителю присутствовать приэтом. Аналогичные права имеет налоговый представитель и при проведении осмотра,при подготовке объяснении и возражений на акт проверки, а так же при получениикопии решения налогового органа о применении налоговых санкций.
Необходимо так же учитывать, что в соответствии со статьёй106 НК РФ при определении налогового правонарушения установлено, что таковымпризнаётся виновно совершённое противоправное деяние не тольконалогоплательщика, но и его представителей.
Так, в частности, согласно ст. 119 НК РФ при нарушениисрока представлении налоговой декларации или иных документов налогоплательщикнесёт ответственность даже в том случае, когда такое нарушение допущено егопредставителем.
§2. Уполномоченные представители
Уполномоченным представителем признаётся физическое илиюридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы вотношения с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений (ст.29НК РФ). Указанную норму следует применять с поправкой на упомянутые положенияНК о законном представительстве. Лицо, упомянутое учредительными документами, всоответствии с НК РФ признаётся не уполномоченным, а законным представителеморганизации. Данный вопрос имеет принципиальное значение, так как по ст. 28 НКРФ действия (бездействия) законных представителей организации, совершённые всвязи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями(бездействиями) самой организации. Уполномоченное налоговое представительствоможет быть как возмездным, так и безвозмездным в зависимости от того, к какомусоглашению придут стороны – налогоплательщик и его представитель.
Для осуществления налогового представительствафизическими лицами необходимо, чтобы они к моменту налогового представительствабыли полностью дееспособными, т.е. достигли установленном законом возраста. Уполномоченнымипредставителями плательщиков налогов могут быть граждане РФ, иностранныеграждане и лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителяминалогоплательщика могут быть как индивидуальные предприниматели, осуществляющиесвою деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, необладающих правовым статусом.
Уполномоченным представителем налогоплательщика могутбыть и юридические лица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО, ООО, и.т.д.) и некоммерческие организации (например, ассоциации, союзы, фонды и.т.д.).Коммерческие организации осуществляют свою предпринимательскую деятельность сцелью извлечения прибыли, поэтому налоговое представительство будет носитьпреимущественно возмездный характер. Основание возмездного налоговогопредставительства может служить, например, договор на оказание возмездныхюридических услуг, договор на оказание консультационных услуг и.т.д.
Некоммерческие организации могут осуществлятьуполномоченное налоговое представительство как за определённое вознаграждение,так и на безвозмездной основе. Однако в первом случае необходимо помнить, чтонекоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишьпостольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуетэтим целям (п.3 ст. 50 ГК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что уполномоченныепредставители налогоплательщика могут представлять интересы последнего вотношениях не только с налоговыми органами, но и иными участниками отношений,регулируемых законодательством о налогах и сборах, например налоговыми агентами,сборщиками налогов и.т.д.
Представление интересов налогоплательщика в арбитражномсуде и суде общей юрисдикции Налоговым кодексом не регулируется, и право насудебное представительство не распространяется. В данном случае надоруководствоваться гл. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ[14]и гл.5 ГПК РФ[15].
Перечисленные в пункте 2 статьи 29 НК РФ лица являютсяпредставителями власти и служащими правоохранительных или контролирующихорганов, поэтому должны представлять в налоговых правоотношениях исключительноинтересы государства. Чтобы исключить личную (материальную) зависимость, данныесубъекты выведены из круга лиц, имеющих право осуществлять уполномоченноепредставительство налогоплательщиков.
Кроме того, в вышеуказанном пункте лица, в силуограничений законодательства, регулирующих деятельность данных должностных лиц,не вправе заниматься иной деятельностью, кроме профессиональной, за исключениемпреподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельностью.
Отношения уполномоченного представительстваналогоплательщика- организации оформляются доверенностью, выдаваемой последнимсвоему представителю по правилам, предусмотренным гражданским законодательствомРоссийской Федерации.
В соответствии со статьёй 185 ГК РФ доверенностьюпризнаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу дляпредставительства перед третьими лицами, иначе говоря, доверенность – этописьменный документ, который выдаётся налогоплательщиком и в котором закрепленыполномочия представителя на совершение определённых действий от именипредставляемого.
Доверенность может быть выдана как гражданину, так ифизическому лицу. В последнем случае юридическое лицо действует через своиорганы управления. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам.В случае выдачи доверенности нескольким лицам, то они все поимённо должны бытьперечислены в доверенности.
В зависимости от содержания полномочий, указанных вдоверенности, можно различать специальные, генеральные и разовые доверенности.Специальная доверенность выдаётся для совершения однородных действий лицомкоторому она выдана. Генеральная доверенность выдаётся для совершения представителемсамых разнообразных действий от имени представляемого. По содержаниюгенеральная доверенность шире остальных. Разовая доверенность, выдаётсяпредставляемым представителю для совершения строго одного действия.
Согласно ГК РФ доверенность от имени юридического лицавыдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на этоучредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5статьи 185 ГК РФ).
Срок действия доверенности указывается непосредственно ввыдаваемой доверенности, однако с тем условием, что данный срок не долженпревышать трёх лет. В случае если в доверенности срок действия не указан, онасохраняет силу в течении одного года с момента её выдачи (ст.186 ГК РФ). Привыдачи доверенности необходимо обратить внимание на то, чтобы в ней былауказана дата выдачи.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариальноудостоверенной доверенности.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ нотариально удостовереннымдоверенностям приравнивают доверенности:
. военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении вгоспиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенныеначальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшимили дежурным врачом;
. военнослужащих, членов семей военнослужащих, а впунктах дислокации воинских частей, соединений учреждений и военно- учебныхзаведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающихнотариальные действия, удостоверенные командиром этих частей, соединений,учреждений или заведений;
. лиц, находящихся в местах лишения свободы,удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
. совершеннолетних дееспособных граждан, находившихся вучреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этогоучреждения или руководителем соответствующего органа социальной защитынаселения.

Глава 3.Иные участники налоговых правоотношений
§1. Банки
НК РФ предусматривает ещё одну категорию участников налоговыхотношений – сборщиков налогов, основной функцией которых является принятие отналогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет.Согласно статьи 25 НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть государственныеорганы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы идолжностные лица.
Банки, хотя и не названы в Кодексе в числе участниковналоговых правоотношений, выполняют в этих отношения немаловажную функцию.Основной обязанностью банков является своевременное исполнение порученийналогоплательщиков, налоговых агентов, иных обязанных лиц относительноперечисления налогов в соответствующие бюджеты. В Кодексе имеется специальнаяглава (гл.18), рассматривающая виды нарушений, допускаемых банками в отношенииобязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, и определяющаяответственность за их совершение.
Банками в налоговых правоотношениях признаютсякоммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦентробанкаРоссии. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех видах:
как налогоплательщик;
как налоговый агент;
как финансовый посредник между налогоплательщиками игосударством.
Главная обязанность банка как финансового посредникасостоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов наперечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взысканииналогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налоговогоагента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налоговили решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности,установленной гражданским законодательством, в течении одного операционногодня, следующего за днем получения поручения (решения).
Задачи банка – предварительный финансовый контроль ипредоставление информации налоговым органам. Так, банк вправе открывать счетаорганизациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлениисвидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязансообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуальногопредпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок с днясоответствующего открытия или закрытия такого счета.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки пооперациям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пятидней после мотивированного запроса налогового органа. При этом они не вправессылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа являетсямотивированным, если в нем указано:
— какие именно сведения следует представить;
— для какой цели необходимо представить эти сведения;
— по каким основаниям налоговый орган запрашиваетсоответствующие сведения.
Применение мер ответственности к банку не освобождаетбанк от обязанности перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. Вслучае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к немуприменяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней засчет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46НК, а за счет иного имущества – в судебном порядке. Неоднократное нарушениеуказанных обязанностей в течение одного календарного года является основаниемдля обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством обаннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
§2. Налоговыеагенты
Налоговыми агентами признаются лица, на которых всоответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержаниюу налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)налогов.
Налоговые агенты имеют те же права, что иналогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
В соответствии со статьёй 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:
1. правильно и своевременно исчислять, удерживать изденежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2. в течении одного месяца письменно сообщать в налоговыйорган по месту своего учёта о невозможности удержать налог у налогоплательщика,а так же о сумме задолженности налогоплательщика;
3. вести учёт выплаченных налогоплательщиком доходов,удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числеперсонально по каждому налогоплательщику;
4. представлять свой налоговый орган по месту своегоучёта документы, необходимые для осуществления контроля за правильностьюисчисления, удержания и перечисления налогов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение на него обязанностейналоговый агент несёт ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В налоговом кодексе впервые чётко закреплён статусналогового агента как самостоятельного участника налоговых правоотношений.
Действующее законодательство предусматривает уплатуналога не только самостоятельно налогоплательщиком, но и путём удержания налогау источника выплаты. Источник выплаты доходов налогоплательщику – этоорганизация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход(пункт 2 статьи 11 НК РФ). Налоговым законодательством источник выплатыпризнаётся налоговым агентом, обязанным исчислить налог, удерживать его изперечисляемых денежных сумм и перечислять удержанную сумму налога в бюджет,причём уплата налога производится за счёт налогоплательщика. Например всоответствии со ст.226 НК РФ налоговым агентом по подоходному налогу являютсяпредприятия, учреждения, организации и индивидуальные предпринимателивыплачивающие доходы физическим лицам. Налоговым агентом по НДС в соответствиисо ст.161 НК РФ являются российские предприятия, не состоящие в налоговоморгане на территории России. Налоговым агентом по налогу на доходы иностранныхюридических лиц в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыльпредприятий и организаций»[16]являются предприятия, организации и другие лица, выплачивающие доходыиностранным юридическим лицам. Необходимо отметить, что одно и тоже лицо,например конкретная организация, может одновременно являться налогоплательщикоми налоговым агентом.
Уплата сборов через налоговых агентов не предусмотрена всвязи со спецификой данного вида обязательных государственных платежей. В тожевремя сборы могут быть уплачены любым заинтересованным лицом с отнесениемрасходов на плательщика сборов, если это определено действующимзаконодательством. Так, в соответствии со ст. 118 ТК РФ любое заинтересованноелицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не определено ТК.
Налоговым кодексом впервые было чётко установлено, чтоналоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Ранее праваналоговых агентов законодательно не были закреплены, однако фактически онипользовались правом на ознакомление с результатами проверок и правом наобжалование решения налоговых органов.
Кодекс предусматривает обязанности налоговых агентов,главная из которых – правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежныхсредств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять их в бюджеты (внебюджетныефонды) соответствующие налоги. Данная обязанность возникает у налогового агентатолько при наличии у него реальной возможности удержать «чужой» налоги перечислять его в бюджет, т.е. только при наличии соответствующего источникав виде находящихся у него денежных средств налогоплательщика. Это представляетсяобоснованным так как налоговый агент не обязан удерживать и перечислять«чужие» налоги за счёт собственных средств.
В случае отсутствия у агента наличия денежных средствналогоплательщика у первого обязанностей по удержанию и перечислению налогов невозникает. У него появляется обязанность сообщит в месячный срок в налоговыйорган о не удержанных суммах налогов, предусмотренных подп.2 пункта 3 статьи 24НК РФ. Иные обязанности налогового агента направлены на надлежащее выполнениеналоговым агентом его главной обязанности. Перечень обязанностей налоговогоагента, предусмотренный в пункте 3 статьи 24 НК РФ является исчерпывающим,поэтому установление дополнительных обязанностей налоговых агентов иными актамизаконодательства о налогах и сборах не допустимо.

Заключение
Созданная целостная система налогообложения четко инедвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться натерритории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов,разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня повведению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов ильгот по ним. Налоговая система в нашей стране создается практически заново.Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейшихпроблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства,ответственности юридических и физических лиц за выполнение налоговогозаконодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курсэкономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются нанеобходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этоготребуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетногодефицита и эмиссии денег.
Меняются ставки налогов, объекты налогообложения,отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методическийматериал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению,за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнаниезаконов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщикдолжен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушениеналогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельныхзаконодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентномкомментировании сложных проблем налогообложения. По оценкам зарубежныхэкспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10до 30 % своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службыРоссии, у нас эта цифра может быть и больше. В прошлом году налоговыми органамибыло выявлено и доначислено в бюджет 10,6 млрд. рублей (из них только по Москве- 1 млрд. 200 млн.). Активность в поиске утаенных доходов едва ли снизится: до10 % средств, дополнительно взысканных в ходе проверок, поступает в фондсоциального развития налоговой службы.
В целом последние решения по налогообложению не даютоснований для оптимистических ожиданий. Нестабильность налоговой политики, каки политики экономической, предопределяется сегодня общей политическойнестабильностью. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль встабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного идозированного использования. Вот почему, я считаю, одной из главных задач длякандидатов на предстоящих президентских выборах будет убедить народ в намерениипроводить более гуманную и эффективную налоговую политику чем конкуренты попредвыборной борьбе. Но для создания такой политики необходимо определить местоналогов в механизме стабилизации.

Список литературы
1.Конституция РФ. – принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – сизменениями и дополнениями на21.07.2007. — М.,2008
2.Налоговый Кодекс РФ. Ч.1. – принят ГД ФС 16.07.98. — С изменениями идополнениями на 30.06.2008 года. – М. 2008.
3.Таможенный Кодекс РФ. – принят ГД ФС 25.04.2003. – С изменениями и дополнениямина 30 марта 2008 года. – М.2008.
4.Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. – принята 21 октября 1994 года. С изменениями идополнениями на 1 июля 2008 года. – М., 2008.
5.Арбитражный процессуальный кодекс РФ. – принят ГД 14.06.2002 года. – Сизменениями и дополнениями на 3.12.2008 год. – М. 2008.
6.Гражданский процессуальный кодекс РФ. 2002. – принят 23 октября 2002 года. –введен в действие 14 ноября 2002 года. — С изменениями и дополнениями на 1ноября 2008 года. М.,2008.
7.Приказ Государственной налоговой службы «О порядке ведения учета налогоплательщика»,утвержденный приказом Государственной налоговой службы РФ от 13.06.96г.№ВА-3-12/49.
8. ЗаконРФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» в редакции24.03.2001г.
9.Закон «О Государственной Налоговой службе РСФСР».
10. ЗаконРФ от 24.06.93 г. №5238 – «О федеральных органах налоговой полиции».
11.Указ Президента РФ от 22.12.93. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложениии взаимоотношениях между бюджетами различных уровней»
12.Федеральный закон от 25.09 98г. № 158 – ФЗ «О лицензирования отдельных видовдеятельности» в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ.
13.Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
14. ПетроваГ.В. Налоговое право. М., 2007. – 157с.
15. Налогии налоговое право: Практикум. М.: Аналитика-пресс, 2006. – 94с.
16. Налоговыеорганы и налогоплательщики. М.: Филинъ, 2007. – 136 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автор и герой в романе И. Бабеля "Конармия"
Реферат Предмет экономической теории 9
Реферат Новый подход к определению понятия действующий вулкан
Реферат Середовище навчання Moodle Його переваги та недоліки
Реферат Беседа о правилах поведения в обществе с младшими школьниками
Реферат Производительность труда в горной промышленности, пути её повышения на примере ОАО Русал- Са
Реферат А (сщюз, в значении но, однако) xфl-l-xd-# kho yong gi yin zer byung yin na yang slebs ma byung. Bг-Xгd-cф-xфl-vаY-…ьd-xфl-l-xd-™аO\-p-…ьd-# Он сказал, что прийдет завтра, а не пришел
Реферат Современная финансовая политика Украины
Реферат Xxxvii международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 8 12 февраля 2010 г
Реферат Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор
Реферат Последовательные таблицы
Реферат "Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств" принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 23 декабря 1999 г
Реферат Административное нормотворчество
Реферат Логистические системы
Реферат Roman Essay Research Paper