Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление финансами финансово-промышленных групп, холдингов и концернов

Содержание
Введение
1. Финансово-промышленныегруппы
2. Холдинговые структуры
3. Концерны
4.Функции финансов ФПГ, холдингов и концернов
5. Собственный капитал ФПГ, холдингов и концернов
6. Принципы организации финансов ФПГ, холдингов иконцернов
7. Факторы, влияющие на организацию финансов ФПГ, холдингов иконцернов
Заключение
Список литературы

Введение
ФинансыФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы,охватывают процессы создания, распределения и использования валовоговнутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Онифункционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупныйобщественный продукт и национальный доход.
Современные ФПГ, холдинги и концерны функционируют в постоянноменяющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой конкуренцией. Основнойцелью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальноеизвлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала,обеспечение стабильности бизнеса.
В ходе их предпринимательской возникают определенные финансовыеотношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции,оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовыхресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением ииспользованием.
Материальной основой финансовых отношений являются деньги.Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь приреальном движении денежных средств и сопровождаются формированием ииспользованием собственного капитала, централизованных и децентрализованныхфондов денежных средств.

1.Финансово-промышленные группы
Современныефинансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированныемногофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталовпредприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также другихорганизаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективностипроизводственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности навнутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей,роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленныхгрупп становится перспективным путем формирования современного крупногопроизводства.
Характернойчертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является ихмногоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать наизменения рыночной конъюнктуры.
Созданиефинансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами:
•поинициативе участников, по решению государственных органов,
•помежправительственным соглашениям.
Наиболеераспространенным является добровольное объединение капиталов отдельныхучастников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновьсозданную организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями исоответствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым способомявляется добровольная передача участниками создаваемой финансово-промышленнойгруппы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, какправило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит вприобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий иорганизаций.
ФПГ — крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институтыиграют не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципугоризонтальной — объединение многопрофильных производств (рис. 1), так ивертикальной интеграции — по технологическим цепочкам. Создание ФПГподразумевает объединение «под одной крышей» трех структур: финансовой — банк,инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерскиеконторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения;производственной — производственные предприятия; коммерческой — внешнеторговыекомпании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.
 
2.Холдинговые структуры
Корпоративныегруппы холдингового типа — объединения юридически самостоятельных компаний, вкоторых головная компания владеет, полностью или частично, капиталом остальныхкомпаний. Их эволюция сопутствует развитию современной крупнойкапиталистической корпорации. Главную роль в этой эволюции сыграли незаконодательство, а логика развития рынков и технологий.
Стандартныйтип отношений на основе участия в акционерном капитале состоит в том, чтодочерние предприятия сохраняют юридическое лицо и обладают оперативнойсамостоятельностью, а головное получает прибыль на вклад в их капиталы, но неотвечает по их обязательствам. Такая связь предполагает длительные вкладыкапиталов и приобретение права на чистый доход пропорционально вкладу. Владение100% акций дочерней компании по внешним результатам может быть равносильнослиянию, с той только разницей, что акции ликвидны и могут быть проданы, исвязь между предприятиями может быть в любой момент расторгнута.
Центральноеуправленческое звено такой группы — холдинговая компания — обладаетконтрольными инструментами — значительным пакетом акций и представительством всовете директоров, необходимыми для отслеживания управления капиталом компанийгруппы. Сама группа является управленческой иерархией. Задача «штаба»(холдинга) — концентрация финансовых, технических и кадровых ресурсов,определение новых рынков и уход со старых, конструктивно-технологическоеобеспечение (НИОКР).
Известныдва типа холдингов:
1.«Чистый», или финансовый холдинг, в котором головная компания толькоконтролирует финансовые потоки группы дочерних компаний
2.«Производственный», так называемый квази-холданг, где головная компания ведётпроизводственную деятельность и одновременно, как центральное управленческоезвено, координирует деятельность группы как многопрофильной системы.
Естьдва пути формирования группы:
1)покупка акций существующих компаний и
2)превращение структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельныекомпании.
Этипути не альтернативны и часто существуют рядом и дают разнообразные сочетания — варианты холдинговых структур.
Первыйвариант. Покупкойакций создаются объединения по горизонтали компаний, работающих на одномуровне. Такие объединения могут быть альтернативой слияния и способомустранения конкуренции или же первым шагом к полному слиянию, при котором навремя снимается проблема взаимной «притирки» управленческого персонала, номожно координировать производство, и сбыт продукции. Другой способ такогообъединения состоит в том, что группа из двух или больше компаний создаетфирму-ядро, которая увеличивает свой капитал при помощи эмиссии акций на сумму,равную совокупному капиталу группы. Затем компании группы обменивают свои акциина акции фирмы — ядра, выкупая её эмиссию, и фирма — ядро становится «чистым»холдингом. Но без управленческой иерархии холдинг — лишь «простая федерацияавтономно работающих дочерних компаний.
Второйвариант организациихолдинга — банковское учредительство. Крупные банки берут на себя объединениетаких компаний, акции которых они не могут в ближайшее время пустить вобращение. Способом объединения может быть и недобровольное участие в капиталепромышленных предприятий, например, покупка залоговых пакетов.
Вбанковском холдинге акции банка замещают акции компаний, непригодные дляпубличного размещения.
Третий, наиболее распространённый внастоящее время вариант — холдинговая группа с управленческой иерархией. Этоинтегрированный комплекс, участники которого связаны вертикальнымитехнологическими цепочками либо по линиям диверсификации деятельности головнойфирмы. Такая холдинговая группа может создаваться и развиваться сочетаниемпревращения структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельныекомпании с покупкой пакетов акций существующих компаний. У иерархическихструктур могут быть большие преимущества перед чисто рыночным механизмом вкоординации деятельности и распределении ресурсов.
Холдинговаякомпания может действовать как центр координации хозяйственной деятельностивсей группы, наподобие «видимой руки» администрации в крупных корпорациях.Более гибкие формы, чем единая фирма на административном контроле, требуютсятам, где отрасли переживают резкие изменения, где появляются новые технологии иновые рынки, либо силы конкуренции заставляют фирмы дифференцировать продукциюи открывать себе рыночные ниши. Холдинговая группа — выигрышная формаэкономической организации для сложных производственно-сбытовых цепочек отдобычи первичного сырья или разработки продукции, через промежуточные стадиипроизводственного процесса и до конечных продаж.
Ещёодно преимущество холдинговой группы состоит в том, что она может реализоватьэкономию на масштабах с меньшими объёмами инвестиций путем включить поставщиковв состав своих групп. Следовательно, отпадала необходимость вкладывать средствав создание собственного агрегатного производства. После того, как акцииучастников группы обмениваются на единую акцию холдинга, компании группы уходятс открытого фондового рынка. Акция холдинговой компании — это субститут акцийпроизводственных компаний её группы. Это своего рода диверсифицированныйпортфель, который предлагается инвесторам на фондовом рынке. Собственникамхолдинговой компании достаются дивиденды дочерних компаний за вычетом некоторойчасти, которую аккумулирует холдинговая компания.
Дляпредприятий, объединённых в холдинг, дирекция холдинга — единственный акционерс неограниченным господством. Но дочерние компании могут реализовать своитенденции к росту и учредительству. Широко известны случаи, когда дочерниекомпании создают свои дочерние — «внучатные» по отношению к «ядру» холдинговойгруппы, и иерархическая структура группы становится многоярусной. Системасубституции ценных бумаг в таких иерархиях уменьшает предпринимательский риск,равномернее его распределяя. Для контроля над большой пирамидой головнойкомпании достаточно вложения средств в половину акций первого яруса этойпирамиды.
Холдинговыекомпании выступают посредниками на фондовых рынках для компаний, испытывающихпотребность в крупномасштабном внешнем финансировании. Это публичные компании,которые нуждаются в фондовом рынке, достаточно масштабном. Холдинги выполняютфункцию мобилизации капиталов потому и постольку, поскольку дисперсия их акцийдостаточно широка.
Вэкономической литературе нередко ставится знак равенства между многопрофильной,многообъектной корпорацией и холдингом. Действительно, координация наконтрактной основе, действующая в корпоративной группе, трудноотличима откоординации на административной основе в корпорации. Тем более что крупнейшиекорпорации децентрализуют управление, предоставляя своим структурнымподразделениям значительную автономию. Различия между корпорацией и группойнаименее заметны в группах, где головная компания, «чистый» холдинг, владеет 100%акций всех дочерних компаний.
Икорпорация и холдинг часто именуются «концерном», а дочерние компании — отделениями или филиалами. Но холдинговая группа признаётся менее жёсткой, чемединая корпорация. О холдинге можно говорить как об организации с рыхлойдивизиональной структурой, в которой контроль головного подразделения надотдельными оперативными частями лимитирован и зачастую не систематичен.Отделения пользуются значительной автономией при слабой административнойструктуре.
 
3. Концерн
Одной изнаиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компанийявляется концерн. Концерн— «это форма объединения (как правило,многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системыучастия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личныхуний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственногосотрудничества»
Для концернахарактерны следующие особенности:
-достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая заисключением треста);
-концерн обычно является объединением производственного характера;
-входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельнымиюридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ илитовариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;
-врамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведениенаучно-технической политики, ценообразование, использование производственныхмощностей, кадровая политика;
-головнаякомпания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании(преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействияпреобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
-деятельностьконцерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской(головной) выступает чаще всего производственная компания, которая являетсядержателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
-врамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих еекомпаний.
Взависимости от характера интеграционных связей между компаниями различаютвертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн — концерн,объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностьютехнологического процесса производства готового продукта (например,горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн— концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то жеизделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.
Деятельностьконцерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. Внего могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногиенаиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концернSiemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отрасляхэкономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокиетехнологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейнаяпромышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническаяиндустрия.
Сточки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения — это концерн,организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации— концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный такимобразом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обменакциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимуюконцерном политику, который в то же время остается под единым руководством.
Концернподчинения создается, как правило, для объединения производств потехнологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видовдеятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики,согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п.Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия,по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний какконгломерат.
Концерны,имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международныеконцерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть кактранснациональными, так и трансконтинентальными.
Крупныеконцерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные,научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например,General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные исбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется черезсобственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.фирм.
 

4. Функции финансов ФПГ, холдингов и концернов
Финансам перечисленных организаций присущи те же функции, что и общегосударственнымфинансам, — распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.
Посредством распределительной функции происходит формированиепервоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей,авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала,создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов,обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей,хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функциейфинансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческихорганизаций (предприятий) посредством распределения и перераспределенияпоступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд,резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фондпотребления, валютный фонд и др.
Распределительные отношения затрагивают интересы как обществав целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров,работников, кредитных и страховых институтов.
При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затратна производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услугснижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, чтосвидетельствует о недостатках в организации производственного процесса,недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективностьпроизводства. Анализ финансовых показателей позволяет оценить итогихозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений вкоммерческой организации (предприятии) и при необходимости применить мерыфинансового воздействия с целью обеспечения ее финансовой устойчивости.
Объективная основа контрольной функции — стоимостный учетзатрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказаниеуслуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы какраспределительные отношения обеспечивают источниками финансированиявоспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связываютвоедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление.Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессепроизводства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после ихреализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходовопределяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства,снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависятконкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.
Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъектаосуществляют:
1) непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннегоанализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполненияфинансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальныхценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками идругими контрагентами;
2) акционеры и владельцы контрольного пакета акций путемконтроля за эффективным вложениям денежных средств, получением прибыли ивыплатой дивидендов;
3) Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговыхорганов, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и другихобязательных платежей в бюджет;
4) Департамент государственного финансового контроля и аудитаМинистерства финансов РФ, контролирующий финансово-хозяйственную деятельностьпредприятий и организаций, использующих бюджетные средства;
5) коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказаниидругих банковских услуг;
6) независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторскихпроверок.
Положительный финансовый результат хозяйственной деятельностикоммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективностиприменяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И. наоборот,отрицательный результат или его отсутствие говорят о недостатках в управлениифинансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротствакоммерческой организации (предприятия).
 
5. Собственный капитал ФПГ, холдингов и концернов
Собственный капитал предприятия представляет собой разницумежду суммой активов и суммой внешних обязательств организации. Его величинаможет быть определена только расчетом на основе данных баланса. По своемусоставу он подразделяется на постоянный (уставный) и переменный.
Переменная часть собственного капитала во многом зависит от финансовыхрезультатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервныйкапитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Формирование резервногои добавочного капитала имеет разную экономическую природу. Резервный капиталформируется за счет чистой прибыли. Добавочный капитал формируется в результатепереоценки отдельных статей внеоборотных активов, а также за счет эмиссионногодохода. Нераспределенная прибыль — чистая прибыль (или ее часть), котораяиспользуется на накопление имущества предприятия либо направляется напополнение оборотных средств и другие нужды.
Предприятие использует свой уставный капитал на формированиеосновного и оборотного капитала, которые находятся в процессе непрерывногодвижения, принимая различные формы в зависимости от стадии кругооборота.Деление капитала на основной и оборотный связано с характером его кругооборотаи формой участия в создании готовой продукции.
Основной капитал. Часть активов организации (предприятия),вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции,нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, представляет собойосновной капитал.
1. Основные средства — это средства, вложенные в основныепроизводственные фонды, т.е. материально-вещественные ценности, относящиеся ксредствам труда и используемые в процессе производства в течение периода,превышающего 12 месяцев, или имеющие стоимость на дату приобретения свышестократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда заединицу независимо от срока их полезного использования.
Кругооборот основных средств включает:
• износ основных средств;
• начисление амортизации;
• накопление средств для полного восстановления;
• замену основных средств путем финансирования реальных(прямых) инвестиций.
2. Незавершенные долгосрочные инвестиции — затраты наприобретение оборудования и вложенные в незавершенное строительство, которыееще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще неначисляется амортизация.
3. Нематериальные активы — активы, не имеющие физической,осязаемой формы, но имеющие стоимостную оценку. Их приобретение связано сдолгосрочными вложениями, кругооборот которых аналогичен кругообороту основныхсредств. Это патенты, торговые марки, торговые знаки, объекты интеллектуальнойсобственности и др.
Основные способы приобретения нематериальных активов: 1) приосуществлении долгосрочных инвестиций; 2) на условиях обмена; 3) созданиеобъектов нематериальных активов (как своими силами, так и привлечениемстороннего исполнителя на долгосрочной основе); 4) безвозмездное получениенематериальных активов.
4. Долгосрочные финансовые вложения — затраты на долевоеучастие в уставном капитале других организаций (предприятий), вложения в ценныебумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного варенду на праве финансового лизинга.
Основныеспособы поступления основных средств в коммерческие организации (предприятия):
v  приобретение основныхсредств путем долгосрочных инвестиций;
v  основных средств.
Нормы амортизации разрабатываются на длительный срок поотдельным классификационным группам и периодически пересматриваются с цельюобеспечения соответствия начисленной амортизации общему уровню издержек,создания благоприятных условий ускорения научно-технического прогресса исвоевременного обновления основных фондов.
Для экономически обоснованного определения величиныамортизационных отчислений первостепенное значение имеет стоимостная оценкаосновных средств. Периодически возникает потребность в переоценке основных средствс целью определения их восстановительной стоимости и приведения в соответствиес реальными экономическими условиями. В условиях инфляции необходимостьпереоценки основных средств возникает значительно чаще.
2. Способ уменьшения остатка — годовая сумма амортизационныхотчислений определяется, исходя из остаточной стоимости основных средств наначало отчетного года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной на основесрока полезного использования этого объекта. Таким образом, в первый годэксплуатации списывается относительно большая часть стоимости, далее темпсписания постепенно замедляется, что обеспечивает снижение себестоимостипродукции. Однако никогда не будет достигнута стопроцентная амортизация данногообъекта по окончании установленного предприятием срока полезного использования.
3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срокаполезного использования — годовая сумма амортизационных отчисленийопределяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств исоотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта, и суммы чиселлет срока службы объекта. Сумма чисел лет срока службы получается суммированиемпоследовательного ряда чисел от единицы до числа, равного сроку службы объекта(например, для пятилетнего срока службы: 1 + 2 + 3 + 4 + 5).
Этот способ позволяет уже в начале эксплуатации списатьбольшую часть стоимости основного средства. Этим он близок к установленному длямалых предприятий льготному порядку списания 50% стоимости в первый годэксплуатации. Примерно к середине срока эксплуатации годовая норма амортизациидля всех объектов выравнивается, а к концу службы линейно понижается до нуля.
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции— начисление амортизационных отчислений производится, исходя из натуральногопоказателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношенияпервоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объемапродукции (работ), произведенных за весь период использования объекта основныхсредств. ПБУ 6/97 определило право предприятий выбирать один из способовначисления амортизации и применять его по группе однородных объектов. Выбранныеспособы начисления амортизации и состав каждой группы входят в учетную политикуорганизации (предприятия). Однако Положением о бухгалтерском учете основныхсредств не определен порядок формирования групп основных средств. Очевидно,организация при выборе способа начисления амортизации для однотипных объектовдолжно выбрать один и тот же способ. Все объекты группируются по способуначисления амортизации; и состав каждой группы, и способы начисленияамортизации подробно излагаются в учетной политике предприятия.
Другим важным источником финансирования воспроизводстваосновных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.Направления ее использования, величина прибыли, направляемая на финансированиеинвестиций, определяются организацией самостоятельно.
Доля прибыли в источниках финансирования незначительна из-закризисного состояния реального сектора экономики и низкой рентабельностипроизводства.
Привлеченные финансовые средства включают денежные средства,полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов,юридических и физических лиц.
К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческихбанков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга иинвестиционный налоговый кредит. Однако удельный вес кредитов составил в 1998г. лишь 3,4%. Коммерческие банки из-за инфляции, нестабильности политическойситуации в стране, высокой степени риска неохотно вкладывают деньги винвестиционные проекты. Реальная возможность использовать заемные средства —расширение практики финансового лизинга. В соответствии с Указом Президента РФот 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционнойдеятельности» он определяется как своеобразная форма кредитования.Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческихбанков связанас меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что 1)кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных средств— оборудования, действительная потребность в котором подтверждена и гарантируетсяего использование предприятием-лизингополучателем; 2)предприятие-лизингополучатель принимает решение заключать договор лишь в том случае,если для организации производства имеются все необходимые условия(производственные площади, рабочая сила, сырье и материалы), кромеоборудования.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 определенымеры по развитию финансового лизинга, в том числе по разработке нормативно-правовыхактов реализации механизма лизинга, что способствует снижению рисковкоммерческих банков и развитию сферы применения финансового лизинга.
Предприятия малого бизнеса имеют право использоватьинвестиционный налоговый кредит на приобретение некоторых видов оборудования всоответствии с Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите».
Средства иностранных инвесторов в основном используются путемсоздания на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Однакообъемы привлекаемых иностранных инвестиций невелики. Их сдерживаютнестабильность политической и экономической ситуации, отсутствиесоответствующих гарантий, высокий банковский процент.
Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерациииспользуются государством для решения стратегических социально-экономическихзадач, структурной перестройки экономики. Они могут быть использованы как навозвратной, так и на безвозвратной основе. Финансирование государственныхцентрализованных капитальных вложений за счет средств, аккумулируемых в Бюджетеразвития, осуществляется в том случае, если объекты включены в утвержденныйперечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.
Одна из форм простого воспроизводства основных средств —капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износосновных средств. Финансирование капитального ремонта осуществляется на основеплана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции.Однако выбор способа отнесения затрат на себестоимость продукции находится вполной компетенции предприятия и фиксируется в его учетной политике.
Существуют три варианта отнесения на себестоимость продукциизатрат на ремонт:
• отнесение фактических затрат на проведение капитальногоремонта непосредственно после его осуществления по элементам затрат;
• создание ремонтного фонда за счет себестоимости продукции(услуг) и его учет в составе затрат;
• отнесение фактических затрат на расходы будущих периодов споследующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.
Оборотный капитал (оборотные средства). Это наиболееподвижная часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. Вбухгалтерском балансе оборотный капитал представляет собой превышение текущихактивов организации над ее краткосрочными обязательствами. В практике оборотныйкапитал иногда называют оборотным фондом предприятия. Одна его частьавансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды,другая находится в сфере обращения и образует фонды обращения.
Оборотные производственные фонды по вещественному содержаниюпредставляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составемалоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживаютсферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовойпродукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.
Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства,но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К нимотносятся: 1) готовая продукция на складе; 2) товары отгруженные; 3) денежныесредства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках; 4) дебиторскаязадолженность; 5) средства в расчетах. Характер и сфера их функционированиясоздают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие «фондыобращения».
Находясь в постоянном движении, оборотный капиталобеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постояннаяи закономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается втоварную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Такимобразом, возникает объективная необходимость авансирования средств с цельюобеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондовобращения для создания необходимых производственных запасов, заделанезавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.
Первоначально, в момент создания предприятия, формированиеоборотных средств происходит за счет уставного капитала. В процессефинансово-хозяйственной деятельности источниками пополнения оборотных средствявляются: прибыль, остающаяся в распоряжении организации, постояннаяминимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.
Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок запользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников вформировании оборотных средств. Наибольшая доля кредитов выдается организациям,занятым торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше — организациями предприятиям, занятым промышленным производством.
Банковский кредит оформляется кредитным договором.Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредитпоставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производитсяпокупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель — это наиболеедешевый способ получения кредита и пополнения оборотных средств. В настоящеевремя вексель широко используется для залоговых операций, решения проблемснижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе векселькак средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, какэто происходит в развитых рыночных странах и происходило в России до 30-хгодов.
Процент за пользование краткосрочным банковским икоммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции (работ,услуг) в пределах учетной ставки Центрального банка, увеличенной на три пункта.В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.
Формирование основного и оборотного капитала являетсяобъективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности.Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненныхработ и оказанных услуг). В сфере обращения — это товар, стоимость котороговыявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого(овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость.Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производствепродукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли.Обязательное условие для получения прибыли — превышение выручки от реализациипродукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство иреализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).
 
6. Принципы организации финансов ФПГ, холдингов и концернов
Финансовые отношения предприятий строятся на определенныхпринципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственнаясамостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность,материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности не может бытьреализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечиваетсятем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственностисамостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источникифинансирования, направления вложения денежных средств с целью извлеченияприбыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.
2. Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа —одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечиваетконкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полнуюсамоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работи оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственныхденежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
3. Принцип материальной заинтересованности. Объективнаянеобходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательскойдеятельности — извлечением прибыли.
4. Принцип материальной ответственности означает наличиеопределенной системы ответственности за ведение и результатыфинансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала.Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируютсяроссийским законодательством.
5. Принцип обеспечения финансовых резервов диктуетсяусловиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рискаминевозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношенийпоследствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно исамостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу.Финансовые резервы могут формировать коммерческие организации всехорганизационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты изнее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществформирование финансового резерва установлено законодательно.
На практике из-за низких финансовых возможностей не всепредприятия образовывают финансовые резервы, необходимые для их финансовойустойчивости
Все принципы организации финансов предприятий находятся впостоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономическойситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состояниюпроизводительных сил и производственных отношений в обществе.
 
7. Факторы, влияющие на организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов
На организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов оказываютвлияние два фактора: 1) организационно-правовая форма хозяйствования; 2)отраслевые технико-экономические особенности.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданскимкодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация,которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, Оновправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическимилицами, могут быть организации: 1) преследующие извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности — коммерческие организации; 2) не имеющиеизвлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль междуучастниками — некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются в форме хозяйственныхтовариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных имуниципальных унитарных предприятий.
Финансовые отношения возникают уже на стадии формированияуставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта, который с экономическойточки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату егосоздания. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считаетсясозданным с момента его регистрации.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяетсодержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного)капитала. Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципахкорпоративности. Имущество государственных, муниципальных предприятийформируется на базе государственных и муниципальных средств.
Участники полного товарищества создают уставный капитал засчет вкладов участников и по существу уставный капитал полного товариществаявляется складочным капиталом. К моменту регистрации полного товарищества егоучастники должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал.Остальная часть должна быть внесена участником в оговоренные в учредительскомдокументе сроки. При невыполнении этого правила участник обязан уплатитьтовариществу 10% годовых с суммы невнесенной части вклада и возместитьпонесенные убытки (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Участник полного товарищества имеетправо с согласия остальных его участников передать свою долю в складочномкапитале или ее часть другому участнику товарищества или третьему лицу.
В учредительном договоре товарищества на вере оговариваютсяусловия о величине и составе складочного капитала, а также размер и порядокизменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, состав,сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств (п. 2 ст. 83ГК РФ). Порядок формирования уставного капитала аналогичен порядку егоформирования в полном товариществе. Управление деятельностью товарищества навере осуществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не принимаютучастия в предпринимательской деятельности и являются в сущности инвесторами.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностьюформируется также за счет вкладов его участников. Минимальный размер уставногокапитала в соответствии с законодательством установлен в размере 100минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества и должен бытьоплачен на момент регистрации не менее чем наполовину. Оставшаяся часть должнабыть оплачена в течение первого года деятельности общества. При нарушении данногопорядка общество должно либо уменьшить свой уставный каптал и зарегистрироватьэто уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путемликвидации (п. 3 ст. 90 ГК РФ). Участник общества вправе продать свою долю вуставном капитале одному или нескольким участникам общества либо третьему лицу,если это оговорено в уставе.
Аналогично формируется уставный капитал общества сдополнительной ответственностью (п. 1 ст. 95 ГК РФ).
Открытое и закрытое акционерные общества образуют уставный(акционерный) капитал исходя из номинальной стоимости акций общества.Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества всоответствии с действующим законодательством установлен в размере 1000минимальных окладов на день регистрации общества. Уставный капитал формируетсяпутем размещения простых и привилегированных акций. Причем доляпривилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать25%. Открытая подписка на акции открытого акционерного общества не допускаетсядо полной оплаты уставного капитала. Это ограничение направлено против созданияфиктивных акционерных обществ. При учреждении акционерного общества все егоакции должны быть распределены среди учредителей. По окончании второго икаждого последующего финансового года в случае, если стоимость чистых активовокажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрироватьв установленном порядке уменьшение своего уставною капитала. Если стоимостьуказанных активов общества становится меньше определенного законом минимальногоуставного капитала, общество подлежит ликвидации (ст. 99 ГК РФ). Открытоеакционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые имакции и осуществлять их свободную продажу на фондовом рынке. Акции закрытогоакционерного общества распространяются только среди его учредителей. Уставныйкапитал закрытого акционерного общества не может быть менее 100 минимальныхокладов, установленных на момент его регистрации.
В таких сферах предпринимательской деятельности, какпроизводство, переработка и сбыт промышленной и сельскохозяйственной продукции,торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формойпредпринимательской деятельности является производственный кооператив.Имущество произведет венного кооператива состоит из паевых взносов его членов всоответствии с уставом кооператива. Производственный кооператив может создаватьнеделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в егоуставе. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести неменее 10% своего паевого взноса, а оставшуюся часть — в течение года с моментарегистрации.
Принципиально иной порядок формирования унитарных предприятий(государственные и муниципальные предприятия). Они могут создаваться на правехозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Первые создаются порешению уполномоченного государственного или муниципального органа, исоответственно имущество находится в государственной или муниципальнойсобственности. Управляет унитарным предприятием руководитель, назначенныйсобственником, либо его уполномоченный. Размер уставного фонда унитарногопредприятия должен быть не менее величины, определенной в законе огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный капитал долженбыть полностью оплачен к моменту регистрации унитарного предприятия.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативногоуправления (казенные предприятия), создаются по решению Правительства РФ. Ихимущество находится в государственной собственности. Предприятие вправераспоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника.
По-разному решается и вопрос распределения прибыли. Прибылькоммерческих организаций, остающаяся после ее распределения в общем, установленномпорядке, распределяется между участниками на принципах корпоративности. Прибыльунитарных предприятий после уплаты налога на прибыль и других обязательныхплатежей целиком остается в распоряжении предприятия и используется напроизводственное и социальное развитие.
Отраслевые технико-экономические особенности. На содержаниефинансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектовсущественно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономическиеособенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственныхфондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств,источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав иструктуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и другиханалогичных фондов.
Организации и учреждения транспорта осуществляютфинансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственногорегулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией, подлежащей реализации,на транспорте является непосредственно транспортный процесс. Таким образом,производство и реализация продукции совпадают по времени, и кругооборотосуществляется в две стадии вместо трех. Затраты общественного труда, связанныес перевозкой продукции, увеличивают ее стоимость на величину транспортныхиздержек, которые, помимо дополнительной новой стоимости, содержат иприбавочный продукт. На транспорту велик удельный вес основных производственныхфондов, воспроизводство которых требует значительных денежных средств.Особенности расчетов за транспортные услуги, воспроизводство основных средствопределяют необходимость централизации части денежных средств на уровне МГТС сих последующим перераспределением, что и отражается в финансовом планетранспортного предприятия.
Организации сферы товарного обращения, являясь связующимзвеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершениюкругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечиваютего непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственногохарактера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственныхпродуктов и т.д.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственнос реализацией продукции. В составе затрат торговых предприятий отсутствуетстоимость закупаемых товаров. Торговая организация закупает уже произведенныетовары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. Имеются своиособенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которыхвложена в товарные запасы. Особенностью отраслевой структуры основных средствявляется сочетание собственных и арендованных основных фондов. Все этиособенности учитываются при формировании финансовых ресурсов и их использовании.
Финансы строительных организаций также имеют ряд существенныхособенностей, обусловленных технико-экономическими особенностями строительногопроизводства. Для строительного производства характерен длительныйпроизводственный цикл по сравнению с промышленностью, большой удельный веснезавершенного производства в составе оборотных средств. Потребность воборотных средствах имеет большие колебания как по отдельным объектам, так и потехнологическим циклам, что оказывает влияние на структуру источниковфинансирования оборотных средств. Осуществление строительства объектов вразличных климатических и территориальных зонах определяет индивидуальнуюстоимость объектов и приводит к неравномерному поступлению выручки.Финансирование строительства осуществляется на основе сметной стоимостистроительно-монтажных работ. Особенности ценообразования в строительствеопределяют нормативный порядок планирования прибыли.
Заключение
Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов — это финансовыеили денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, врезультате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные идецентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение ииспользование.
Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретаеткачественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. Вусловиях рыночной экономики важнейшими задачами финансовых служб является нетолько выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своимиработниками, но и организация финансового менеджмента. Финансовый менеджментпредставляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающимив процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достиженияпоставленной цели и максимизации прибыли. Объектом управления в финансовомменеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта. Он предполагаетразработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основеанализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных потоков (поступленийи выплат), их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.
Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы иее месте в системе управления предприятием. Конкретная структура финансовойслужбы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеровпредприятия, объема производства, величины денежного оборота.
Финансовая служба осуществляет следующие функции:
• участие в разработке и исполнении бизнес-плана;
• управление денежными потоками, возникающими в результате текущей(основной), инвестиционной и финансовой деятельности;
• разработку финансовой программы развития;
• определение кредитной политики;
• разработку валютной политики;
• финансовое планирование;
• расчеты с поставщиками, покупателями, коммерческими банками,бюджетом и другими контрагентами;
• обеспечение страхования от финансовых и других рисков;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности;
• контроль за целевым и эффективным использованием денежныхсредств.
В зависимости от размеров предприятия, его отраслевойпринадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироватьсяи расширяться.
Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовойбазой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследованийроссийских ученых-финансистов.
Заключение
Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов — это финансовыеили денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, врезультате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные идецентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение ииспользование.
Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретаеткачественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. Вусловиях рыночной экономики важнейшими задачами финансовых служб является нетолько выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своимиработниками, но и организация финансового менеджмента. Финансовый менеджментпредставляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающимив процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достиженияпоставленной цели и максимизации прибыли. Объектом управления в финансовомменеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта. Он предполагаетразработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основеанализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных потоков (поступленийи выплат), их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.
Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы иее месте в системе управления предприятием. Конкретная структура финансовойслужбы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеровпредприятия, объема производства, величины денежного оборота.
Финансовая служба осуществляет следующие функции:
• участие в разработке и исполнении бизнес-плана;
• управление денежными потоками, возникающими в результате текущей(основной), инвестиционной и финансовой деятельности;
• разработку финансовой программы развития;
• определение кредитной политики;
• разработку валютной политики;
• финансовое планирование;
• расчеты с поставщиками, покупателями, коммерческими банками,бюджетом и другими контрагентами;
• обеспечение страхования от финансовых и других рисков;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности;
• контроль за целевым и эффективным использованием денежныхсредств.
В зависимости от размеров предприятия, его отраслевой принадлежности,поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.
Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовойбазой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследованийроссийских ученых-финансистов.

Списоклитературы
1.  Ван Хорн Дж. К. «Основыуправления финансами»: Пер. С англ./Гл. ред. серии Я. Ф. Соколов7 – М.: Финансыи статистика, 2003. – 800 с.
2.  Ионова А. Ф., СелезневаН. Н. Финансовый анализ: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 624 с.
3.  Карпов А.Е.«Финансовая структура компании». М., 2006.
4.  Ковалева А.М. и др.Финансы фирмы.—М.: ИНФРА-М, 2002
5.  Финансовый анализпредприятия: Учебное пособие /
Г.Н. Лиференко.— М:Издательство «Экзамен», 2005. — 160 с.
6.  «Финансы, денежное обращениеи кредит: Учебник/ Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА – М, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.