Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сущность и значение налогов и налогообложения

Контрольная работа
на тему:
«Сущность и значениеналогов и налогообложения»
Унеча, 2009

Введение
Налог представляет собойобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоговаясистема – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и другихплатежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципыгосударственного управления. Налогообложением называется метод распределениядоходов между хозяйствующими субъектами, государством и населением страны.
В сложившейсяситуации на современном этапе актуальность выбранной темы контрольной работыочень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость встабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношенияпредпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Многие налоги всоставе системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменениемэкономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить ипротиворечие с объективными условиями развития народного хозяйства. В даннойработе мы выдвигаем следующие задачи:
1. определитьэкономическое содержание налогов.
2.охарактеризовать роль налогов в перераспределении национального дохода;
3.перечислить и дать характеристику функциям налогов;
4.рассмотреть фискальное и стимулирующее значение налогов;
5. выявитьдискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современномэтапе. Целью данной контрольной работы является теоретическая характеристикасущности, значения налогов и налогообложения.

1. Экономическоесодержание налогов. Роль налогов в перераспределении национального дохода
Налоги являются необходимымзвеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаетсяпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги– это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используется для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитиенаучно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реальновлиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитиюпредпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьеромна пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.
Экономическаясущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися угосударства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическоеназначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Налогипредставляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированиемденежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налогипоэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.
Такжеэкономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользуобщества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в видеобязательного взноса. Всеобщим источником исходным налоговых отчислений,сборов, пошлин и других платежей (национальным доходом) независимо от объектаналогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходыучастников общественного производства и государства: оплата труда работников,прибыль предприятий и централизованный доход государства.
Налоги объективнонеобходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства,полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственныхпрограмм, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.
С помощьюналогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе насоциальную защиту и обеспечение населения.
Кроме того,они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнениисвоей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала изего товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулированиявоздействует как и на стадии производства, так и на стадии потребления. Этопозволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не толькотоваров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения иконечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Воздействиеналогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструментыперераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием отдействующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принципобратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременногопринятия соответствующих мер налогового регулирования.
2. Функцииналогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов
Функцииналогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения ихсвойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественноеназначение как инструмента распределения и перераспределения государственныхдоходов.
Выделяют четырегруппы налогов: фискальная, распределительная, контрольная и регулирующая.
Фискальнаяфункция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Даннаяфункция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фисканалоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджетадля выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначениеналогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых вбюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных,социальных, природоохранных и других функций (содержание государственногоаппарата, учреждения культуры: библиотеки, архивы, а также фундаментальнаянаука, театры, музеи и многие учебные заведения).
Фискальноезначение налогов заключается в том, что налоги согласно данной функции дают реальнуювозможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользунаименее обеспеченных слоев общества.
Распределительнаяфункция налогов выражает их сущность как особого централизованногоинструмента распределительных отношений. Она иначе называется социальной,поскольку стоит в перераспределении общественных доходов между различнымикатегориям граждан: от состоятельным к неимущим, что обеспечивает гарантиюсоциальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности,акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследуетмеханизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговыхставок по мере роста величины доходов плательщика.
Изначальнораспределительная функция налогов носила фискальный характер: наполнитьгосударственную казну для содержания армии, управленческого аппарата,социальной сферы. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активноучаствовать в организации хозяйственной жизни страны, у него появиласьрегулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.
В налоговомрегулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие(дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчасв Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только понекоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующаяфункция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство стало активноучаствовать в организации хозяйственной жизни страны. Она означает, что налогикак активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезноевлияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая илиослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спроснаселения.
Даннаяфункция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального доходавызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процессапроизводства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономикустраны, на все стадии производства.
Налоговоерегулирование выполняет три подфункции:
· Стимулирующаяподфункция направлена на развитие определенных социально – экономическихпроцессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций(предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта обложения,уменьшение налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки, предоставлениеотсрочки по уплате налогов. Предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемыйминимум объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорийплательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, налоговыекредиты, инвестиционные налоговые кредиты;
· Дестимулирующаяподфункция налогов посредством сознательно увеличенного налогового бременипрепятствует развитию определенных социально – экономических процессов.Действие этой подфункции связано обычно с установлением повышенных ставокналогов.
Следуетпомнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения,должны воспроизводится. Налоги должны взиматься всегда, поэтому, используядестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения,угнетения, а также ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшемналоги не из его будет взимать;
· Подфункциявоспроизводственного назначения реализуется посредством платежей, например, запользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевуюпринадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых вдальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Стимулирующеезначение налоговзаключается в том, что, изменяя объект обложения, уменьшаяналогооблагаемые базы и понижая налоговые ставки. Государство удовлетворяетпотребности для поступательного развития общества, социально – экономическихпроцессов и отношений.
Контрольнаяфункцияналогообложения означает, что государство посредством налоговконтролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан.Одновременно осуществляется контроль за источником доходов и направлениямирасходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечитьминимум налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для выполнениягосударством своих конституционных функций.
Благодарятакой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляетсянеобходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.Контрольная функция налогов – финансовых отношений проявляется лишь в условияхдействия распределительной функции.
3. Дискуссионныевопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе
На протяжении1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 г.«Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время налоговую систему Россиисоставляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), втом числе федеральных -10, региональных – 3, местных – 2, а также в рамкахспециальных налоговых режимов установлены три единых налога: единыйсельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системыналогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видовдеятельности.
Современнаятрехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела запоследнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызванынеобходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночныеотношениям и представляющей возможность каждому уровню власти самостоятельноформировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых,регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назватьсовершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечиваяпреемственность и совершенствование налогового права.
Четкоераспределение налогов по уровням является одним из основных принципов не толькоорганизации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночнойэкономики.
В новейшейистории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 г.,выделяются три этапа:
· Этапналоговой централизации (1992–1993).
· Этапналоговой децентрализации (1994–1996).
· Этапналоговой централизации (с 1997 г. И по настоящее время).
Закон РФ «Обосновах налоговой системы в РФ», который знаменовал собой начало формированиясовременной отечественной налоговой системы, содержал норму, согласно которой«органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительныеналоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ,равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей». Инымисловами, с самого начала своего становления налоговая система Россииформировалась на принципах фискальной централизации.
Но уже УказПрезидента РФ от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФи взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» фактически положилначало второму этапу – децентрализации налоговой системы. В Указепредусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составеРФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве иСанкт – Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренныезаконодательством РФ, могут вводится решениями органов государственной властисубъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налоговорганизациями должна производится за счет прибыли, остающейся у них послеуплаты налога на прибыль.
Субъекты РФ имуниципальные образования активно использовали предоставленное им право навведение новых, не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов.
ВскореПрезидент своим Указом от 18.08.1996 г. Признал утратившей силу с 1 января1997 г. Упомянутую норму. Органами государственной власти субъектов РФпредписывалось отменить с 1 января 1997 г. Свои решения о введениидополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основахналоговой системы в РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 г.Было предложено принять аналогичные решения в отношении введенных имидополнительных налогов и сборов.
Нынешняяналоговая система России централизованная. Следует различать централизацию вусловиях унитарных и федеративных государств. Налоговые системы унитарныхгосударств централизованы абсолютно. В федеративных государствах, к числукоторых относится и Россия, централизация относительна. Здесь федеративныйзаконодатель в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, устанавливаетобщие принципы налогообложения и формирование налоговой системы (в том числеисчерпывающие перечень региональных и местных налогов и сборов). Налоговый КодексРФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративноеустройство России. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные илиместные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
При этомрегулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочныйхарактер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтовконкретным юридическим содержанием осуществляется законодательством субъектаРФ. Однако законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулированиерегионального налога при условии, что такое регулирование не увеличиваетналоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем,как это определяется федеральным законом.

Заключение
На основеизложенного, можно сделать следующие выводы, что:
· налогпредставляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемыйс организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечения деятельности государства имуниципальных образований.
· Налоговаясистема – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и другихплатежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственногоуправления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежнымиотношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами,которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжениегосударства.
· Функцииналогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств.Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественноеназначение как инструмента распределения и перераспределения государственныхдоходов. Выделяют четыре группы налогов: фискальная, распределительная,контрольная и регулирующая.
· Современнаяналоговая система РФ и претерпела за последнее десятилетие ряд существенныхизменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы,наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможностькаждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджетаисходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговыхпоступлений.

Списоклитературы
1.  Климова М.А. Налогии налогообложение: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М., 2006. – 170 с.
2.  Миляков Н.В. Налогии налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 509 с.
3.  Юткина Т.Ф. Налогии налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.