Реферат по предмету "Финансовые науки"


Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации

Оглавление
 
Введение
1.      Налогообложение малыхпредприятий
1.1 Понятие и признаки малых предприятий
1.2 Сущность и роль малых предприятийв развитии экономики
1.3 Особенности налогообложения малыхпредприятий
2.      Специальные налоговые режимы:упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий
2.1 Упрощенная системаналогообложения как один из специальных режимов
2.2    Законодательные основыупрощенной системы налогообложения
2.2.1 Порядок применения упрощеннойсистемы налогообложения
2.2.2 Объекты налогообложения, видыналогов, порядок исчисления и уплаты налогов
2.2.3 Характеристика объектовналогообложения
2.2.4 Преимущества и недостаткиупрощенной системы налогообложения
3.      Пример реализации УСН в ООО«Пульс»
Заключение
Список использованных источников
налогообложениеупрощенный малый предприятие
 

Введение
 
В экономике развитых странмалый бизнес — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуруи качество валового национального продукта, на долю малого бизнеса приходится 60– 70% Валового Национального Продукта. Успешное развитие предпринимательства — этонеобходимое условие существования конкуренции, а значит, выпуска качественной продукциипо доступным ценам. Фактически малый бизнес — это и есть тот рынок, к которому всетак стремятся, поэтому ему необходимо государственное признание и поддержка.
Логика создания рыночной экономикитребует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к централизованномусозданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи) обслуживающейи реализующей этот интерес. К сожалению, это выражается больше на словах, чем наделе. Сверхвысокие налоговые ставки, нередко оставляющие 5-10% прибыли, которымиправительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитностьбюджета, не работающие государственные программы поддержки душат малое предпринимательство.В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от ихнароднохозяйственной значимости.
Ясно, что в сегодняшней экономическойситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна бытьмощная государственная поддержка малых предприятий, основным инструментом которойявляется эффективная система налогообложения.
Из-за нестабильности экономическойситуации в стране, в налоговое законодательство вносятся постоянные и серьезныепоправки, что создает проблемы для предпринимателей оценивая все преимущества инедостатки при выборе того или иного режима налогообложения. С учетом всего вышеизложенного,требуется проведение дальнейших исследований рассматриваемых проблем. Актуальностьюпроблемы обусловлен выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
В настоящее время в Россиисогласно Налоговому кодексу РФ (далее – НК РФ) действуют два режима налогообложения:общеустановленный и специальный.
Под общеустановленным режимомналогообложения понимают систему налогов, сборов и платежей, установленных НК РФи уплачиваемых юридическими и физическими лицами в общем порядке, за исключениемтех случаев, когда налогоплательщики применяют так называемые специальные режимыналогообложения.
В основе всех специальныхналоговых режимов лежит замена уплаты совокупности установленных законодательствомфедеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемогопо результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателейза отчетный (налоговый период).
В настоящее время на территорииРоссии действуют следующие специальные налоговые режимы:
ЕСХН — единый сельскохозяйственныйналог — гл. 26.1
УСН – упрощенная система налогообложения- гл 26.2
ЕНВД — единый налог на вмененныйдоход — гл.26.3
Соглашение о разделе продукциидля совместных предприятий
В данной выпускной квалификационнойработе речь пойдет об упрощенной системе налогообложения, как об одном из наиболеепопулярных специальных режимов, действующих в РФ.
Упрощенное налогообложение,далее УСН, впервые было введено в нашей стране в 1996 году Федеральным законом от29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетностидля субъектов малого предпринимательства».
Главное отличие УСН от остальныхспециальных режимов состоит в предоставлении налогоплательщику возможности вестиупрощенный учет и отчетность по всем видам осуществляемой деятельности, за исключениеособых случаев, предусмотренных законодательством. Идея его создания и введениясостояла в том, чтобы снизить налоговую нагрузку на малый бизнес.
Цель данной выпускной квалификационнойработы — разработка предложений по адаптации законодательных нововведений при примененииУСН малыми предприятиями.
Длядостижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
—   раскрыть сущность малого бизнеса и показатьего роль в развитии экономики государства;
—   проследить развитие системы налогообложениямалого предпринимательства, как инструмента государственной поддержки;
—   изучить современную законодательную базуупрощенной системы налогообложения;
—   провести сравнительный анализ налоговойнагрузки различных вариантов налогообложения при применении упрощенной системы исравнение с полным налогообложением;
—   разработать предложения по применениюупрощенной системы налогообложения.
Таким образом, объект изученияработы — это система налогообложения малого бизнеса.
Предметом изучения — УСН какспециальный режим налогообложения малого бизнеса.
По теме исследования в работеиспользовались законодательные и другие нормативные акты; изучены и обобщены общаяи специальная литература, труды Юткиной Т.Ф., Черника Д.Г., методические рекомендацииФедеральной Налоговой Службы (ФНС), статистические данные, примеры практическогоприменения, в том числе документация и материалы учета и отчетности, исследуемогосубъекта малого предпринимательства за 2006 год.
1. Налогообложение малых предприятий
1.1 Понятие и признакималых предприятий
 
Приступая к рассмотрению особенностей налогообложения на малыхпредприятиях, нужно четко определить, что же такое малый бизнес.
В соответствии с законодательством, ведущими критериями отнесенияпредприятий (организаций) к субъектам малого предпринимательства являются:
а). доля участия в уставномкапитале РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительныхи иных фондов, которая не должна превышать 25%;
б). доля, принадлежащаяодному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства,не более 25%;
в). средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
—  в промышленности –100 человек;
—  в строительстве –100 человек;
—  на транспорте – 100человек;
—  в сельском хозяйстве– 60 человек;
—  в научно-техническойсфере – 60 человек;
—  в оптовой торговле– 50 человек;
—  в розничной торговлеи бытовом обслуживании населения – 30 человек;
—  в остальных отрасляхи при осуществлении других видов деятельности – 50 человек [2].
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятияопределяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско- правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени,а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица.
При этом предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности,относятся к малым по критерию численности того вида деятельности, доля которогоявляется наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Если малоепредприятие в какой-либо период своей деятельности превысило эту численность, тооно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством для субъектовмалого бизнеса на этот период и на последующие 3 месяца.
Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические)и юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательствакак непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ,и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Право граждан (физических лиц) заниматься, предпринимательскойдеятельностью установлено гражданским законодательством. Индивидуальным предпринимателем,далее ИП, может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. Все праваи обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и ИП[24].
Следует еще раз сказать, что к предпринимательской деятельностиграждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГражданскогоКодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческимиорганизациями.
При постановке на учет в налоговом органе предприниматель долженвыбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекатьработников на основе договоров гражданско-правового характера [26].
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующиеизвлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что соответствуетзаконодательному определению сущности понятия предпринимательской деятельности.Этомотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства [32].
Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательствасогласно ч.1 ГК РФ являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества,товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытыеи закрытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), функционирующие в различных отрасляхэкономики.
Итак, мы видим, гражданское законодательство декларирует равенствоподхода к регулированию предпринимательской деятельности ИП и юридических лиц. Практикапоказывает, что какая-то дискриминация в отношении ИП отсутствует. Однако и в томи другом случае существуют определенные отличия [26].
Стоимость организационных расходов ИП колеблется в среднем от1225 до 2000 руб., а юридического лица от 3125 до 4500 руб.
При проведении процедуры регистрации ИП не нужно выводить средстваиз оборота. При регистрации юридического лица приходится отвлекать для оплаты неменее 50% уставного капитала минимально от 10000 руб. для ООО и ЗАО до 100 000 руб.для ОАО. В отношении юридических лиц предъявляются требования более жесткого контроляв отношении их финансовой деятельности (обязательный аудит). Также законодательствомпредусмотрены определенные дополнительные ограничения на занятие определенными видамидеятельности для ОАО.
Требования по ведению налогового учета формально одинаковы, нона практике к ИП относятся в данном вопросе менее требовательно [24].
Итак, малый бизнес представляет собой совокупность малых предприятий,или субъектов малого предпринимательства. Они различаются по форме собственности,организационно-правовой форме, размерам, территориальной принадлежности, используемымтехнологиям, отношению к закону, отраслям и т.д.
Среди некоммерческих организаций не выделяются малые предприятия.
 
1.2 Сущность ироль малых предприятий в развитии экономики
 
Понимание сущности и ролималого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимаетв национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
Формирование и развитие рыночныхотношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различныхформ собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматриваячастный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые пообщепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятияв зависимости от их размеров [23].
Собственников этих предприятийобъединяет единый корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частнойсобственности, — которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях,связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно,каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегиюих экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, ксоциально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Малое предпринимательство,или малый бизнес, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которыев силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический иотчасти политический уровень развития страны [24].
Существенная роль малого предпринимательствав экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем,что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточенабольшая часть экономически активного населения и производится примерно половинаэто на какой год информация? И для какой страны? валового внутреннего продукта [31].
Таким образом, сектор малогопредпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, можетобеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Политическоевлияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальнаягруппа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительногопо своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительнойчасти населения.
Успешное развитие малого бизнесав странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляетсямелкому. Культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий.
Функционирование на локальномрынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственнаявзаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товарови услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом- все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивостьна внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающимиего развитие [31]. />/>/>
Малый бизнес в России обладаетнекоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.Отличает его:
—   обладание высокой степенью приспособляемостик сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственногоуправления и нарастающей криминализацией общества;
—   совмещение в рамках одного малого предприятиянескольких видов деятельности, из-за невозможности в большинстве случаев ориентироватьсяна однопродуктовую модель развития;
—   стремление к максимальной самостоятельности,в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условияхсубподряда и т.п.;
—   общий низкий технический уровень и низкаятехнологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Важным экономическим условиемстановления малого бизнеса, является наличие и степень развитости рынков факторовпроизводства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров,включая землю и иные объекты недвижимости, которое достигается эффективными методамигосударственного управления, регулирования и контроля [23].
1.3 Особенностиналогообложения малых предприятий
Малый бизнес без поддержкигосударства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способенуспешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические,политические и социальные интересы [24].
С точки зрения предпринимателягосударство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своихцелей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций,собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государствапредприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка[21]. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса можетосуществляться эффективная государственная политика.
Таким образом, важнейшимизадачами государственной поддержки малого бизнеса становится обеспечение малым предприятиямравных прав, минимизация разрыва в условиях хозяйственных возможностей между малымии крупными предприятиями, создание равных возможностей ведения предпринимательскойдеятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельностии предприимчивости.
В России же прослеживаетсяопасная тенденция. К определению целей и задач государственной политики в отношениипредпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлентаким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора вэкономике [21].
Экономическая политика продолжаеториентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственныхструктур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейсягосударственно — монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляютсякак некое инородное тело, т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономическихзадач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не являетсяобязательным [21]. />/>
Имея доступ к значительнымматериальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятныеусловия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитовбанков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможновырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственнымзаказам, а также к средствам, идущим на так называемую «поддержку отраслей народногохозяйства». Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче «пробить» выгодноедля него административное решение, особенно на местном уровне.
Малый бизнес в силу своейспецифики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычностроят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местногорынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие местаместному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионовмалый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональнойэкономики.
В настоящее время государственнаяполитика по отношению к малому бизнесу в РФ находится под постоянным контролем Президента,определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Но, несмотря на это, сделанылишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостнойполитики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов еёреализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятийносят противоречивый характер.
Например, в области налогообложенияпродление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных,так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий- с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Наиболее реальной и массовойпо применению из существовавших ранее льгот можно отнести право субъектов малогопредпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондовс отнесением затрат на издержки производства.
Эта льгота была достаточнопроста в применении и позволяла практически всем малым предприятиям списывать большиесуммы амортизации на издержки производства, что значительно уменьшало сумму прибылипо данным учета и позволяло уплачивать меньшие суммы налога на прибыль [31].
Однако с 1 января 2002 годапредприятия малого бизнеса не могут применять данную льготу. Глава 25 «Налог наприбыль организаций» НК РФ, устанавливающая правила начисления амортизации, не предоставляетсубъектам малого бизнеса права применять ускоренную амортизацию по основным производственнымфондам.
Рассмотрим на примере расчетамортизационных отчислений.
До вступления в действие главы25 НК РФ малые предприятия рассчитывали амортизационные отчисления так:
Предприятие приобрело основноесредство, далее ОС, первоначальная стоимость которого 12 000 рублей. ОС по срокуполезного использования относится к третьей группе [16].
12000 />3 = 36000 руб.;
Норма амортизационных отчислений10%, тогда месячная сумма амортизационных отчислений составит 3 600 рублей, но таккак малые предприятия имели льготу по начислению амортизации, то сумма амортизационныхотчислений составила 7 200 рублей.
36000 /> 10% = 3600 /> 2 = 7200 руб.;
При этом предприятие моглоединовременно, как амортизационные отчисления дополнительно списать 50% первоначальнойстоимости.
36000 /> 50% = 18000 руб.;
Сумма дополнительного списаниясоставила 18 000 рублей.
Общая сумма амортизационныхотчислений согласно расчету составила 25 200 рублей.
7200 + 18000 = 25200 руб.;
Таким образом, предприятиемогло отнести на издержки производства затраты в размере 25 200 рублей.
При расчете амортизационныхотчислений по новым правилам общая сумма согласно расчету составит 12 000 рублей.
36000: 3 = 12000 руб.
Таким образом, изменения законодательствасоздали для предприятий малого бизнеса менее благоприятные условия по сравнениюс действовавшими [31].
Во многом именно благодаря столь эффективномунабору льгот в первой половине 90-х годов малый бизнес России развивался весьмадинамично.
Но предусмотренные законодательствомльготы, в рамках сложнойдля малых предприятий традиционной системы налогообложения, не могли дать достаточныйимпульс для ускоренного развития малого предпринимательства, поэтому был принятФедеральный закон № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения,учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
/>/>/>/>/>/>/>/>Данный закон явился подлинной вехой в развитии системы налогообложениямалого бизнеса, поскольку стал первым законом, полностью посвященным налогообложениюмалого бизнеса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.