Реферат по предмету "Финансовые науки"


Система государственных органов, регулирующих финансовые отношения в Российской Федерации. Правовой режим функционирования внебюджетных фондов государства

Российский государственный торгово-экономический университет
Кафедра административного и финансового права
Контрольная работа
по финансовому праву
Москва 2009 г.

План
Система государственных органов, регулирующих финансовыеотношения в Российской Федерации
Правовой режим функционированиявнебюджетных фондов государства
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования (ФСС)
Фонд обязательного медицинского страхования
Задачи
Список нормативных правовых актов и литературы
Система государственных органов, регулирующихфинансовые отношения в Российской Федерации
Перспективным и малоизученнымостается вопрос о правовом статусе государства как самостоятельного субъектаналогового права. Сама постановка проблемы достаточно нова и, как правило, влитературе обходится молчанием.
Российская Федерация, субъектыРФ, муниципальные образования участвуют в налоговых правоотношениях ненепосредственно, но в лице уполномоченных органов, наделяемых государствомсоответствующей компетенцией. Последние действуют от имени и в интересахпредставляемого лица — государства, а не по собственному усмотрению. Какого-либособственного интереса они не имеют. «В отношениях по уплате налога, — замечаетВ.Е. Кириллина, — субъектом права является Российская Федерация, а субъектомправоотношения — налоговый орган, выступающий от лица государства»[1].Таким образом, основным представителем государства в налоговых правоотношенияхвыступают налоговые органы.
Налоговые органы составляютединую централизованную систему контроля за соблюдением налоговогозаконодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (п.1 ст.30 НК РФ[2]).
Налоговыми органами в настоящеевремя являются Федеральная налоговая служба (далее — ФНС РФ) и еетерриториальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговыхорганов, не входящих в единую централизованную систему ФНС РФ, не допускается,что вытекает из принципа единства налоговой системы России. Правовой статусналоговых органов помимо НК РФ регулируется Федеральным законом от 21.03.91 N943-1 «О налоговых органах» (ред. от 18.07.2005) [3],Положением о ФНС РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004N 506 (ред. от 23.11 2005) [4],и целым рядом ведомственных нормативных актов. Согласно п.15 Указа ПрезидентаРФ от 09.03.2004 N 314[5]ФНС РФ находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговыеорганы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае ихнесоответствия налоговому законодательству.
Среди функций налоговых органовв сфере налогообложения выделяют[6]:а) учет налогоплательщиков; б) налоговый контроль; в) применение налоговыхсанкций; г) выработку налоговой политики государства; д) разъяснительную иинформационную работу по применению налогового законодательства. Основная цельдеятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременногопоступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Для реализациивозложенных государством задач налоговые органы наделаются специальнойкомпетенцией — совокупностью государственно-властных полномочий по определеннымпредметам ведения.
Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляютобщие права и обязанности налоговых органов. Соотношение нормативных категорий«права», «полномочия» и «обязанности» налоговыхорганов вызывает обоснованную дискуссию общетеоретического характера. Существуютследующие мнения по этой проблеме:
1) полномочия — это праваналоговых органов;
2) полномочия — это обязанности;
3) права, обязанности иполномочия — понятия, тождественные между собой;
4) полномочия — этособирательная категория, включающая совокупность прав и обязанностей налоговыхорганов.
Разграничение «прав» и«обязанностей» применительно к налоговым органам является весьмаусловным в силу того, что реализация предоставленных прав для них являетсяфункционально-целевым назначением. Налоговые органы не вправе по своемуусмотрению отказаться от реализации своих прав. То, что они делать вправе (например,проводить налоговые проверки или взыскивать недоимки), — они делать обязаны, инаоборот. Права и обязанности здесь сливаются воедино, образуют некий «сплав»правообязанностей. Не случайно ст.33 НК РФ устанавливает, что должностные лицаналоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права иобязанности налоговых органов.
Однако различие в правовойприроде прав и обязанностей налоговых органов все-таки существует. Согласно ст.22НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностидолжностных лиц налоговых органов. Таким образом, обязанности налоговых органоввсегда так или иначе связаны с обеспечением прав налогоплательщиков, идет лиречь об осуществлении налогового контроля, возврате излишне уплаченных суммналогов, соблюдении налоговой тайны или иных действиях. Обязанности налоговыхорганов как бы противостоят правам налогоплательщиков. Права налоговых органовимеют в этом контексте самостоятельное значение, им соответствуют ужеобязанности (а не права) налогоплательщиков. Налицо классическая конструкцияправоотношения, где субъективному праву одного участника соответствуетюридическая обязанность другого.
К общим правам налоговых органовст.31 НК РФ относит следующие:
1) требовать отналогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями дляисчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания иперечисления) налогов. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправеистребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п.4 ст.88, ст.93 НКРФ);
2) проводить налоговые проверки;
3) производить выемку документов,свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточныеоснования полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены илизаменены;
4) вызывать на основанииписьменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговыхагентов для дачи пояснений;
5) приостанавливать операции посчетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банках и налагать арест на ихимущество;
6) осматривать (обследовать) любыеиспользуемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные ссодержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные,складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризациюпринадлежащего налогоплательщику имущества;
7) определять суммы налоговрасчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а такжеданных об иных аналогичных налогоплательщиках;
8) требовать отналогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленныхнарушений налогового законодательства;
9) взыскивать недоимки, пени иштрафы;
10) контролировать соответствиекрупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банковдокументы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков иналоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов осписании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов, пеней иштрафов;
12) привлекать для проведенияналогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качествесвидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющиезначение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства обаннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическимлицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) создавать налоговые посты.
Для защиты фискальных интересовгосударства налоговым органам предоставлено право участвовать в исковомпроизводстве и предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) опризнании недействительной государственной регистрации юридического лица илииндивидуального предпринимателя; в) о ликвидации организации; г) о досрочномрасторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговомкредите; д) о взыскании недоимки, числящейся более трех месяцев либо заорганизациями, являющимися зависимыми (дочерними), с основных (преобладающих,участвующих) организаций, когда на счета последних в банках поступает выручказа реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) организаций, либонаоборот — за организациями, являющимися основными, с зависимых (дочерних) организаций,когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы,услуги) основных организаций.
Согласно ст.32 НК РФ налоговыеорганы обязаны:
1) соблюдать налоговоезаконодательство;
2) осуществлять налоговыйконтроль;
3) вести учет организаций ифизических лиц;
4) бесплатно информировать (втом числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах исборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативныхправовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах иобязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностныхлиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок ихзаполнения;
5) осуществлять возврат илизачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщикуили налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налоговогооргана, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление итребование об уплате налога и сбора.
Должностные лица налоговыхорганов обязаны:
1) действовать в строгомсоответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределахсвоей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательноотноситься к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговыхправоотношений, не унижать их честь и достоинство (ст.33 НК РФ).
На налоговые органы в полномобъеме распространяется принцип законности. Согласно п.3 ст.30 НК РФ онидействуют в пределах своей компетенции и в соответствии с действующимзаконодательством. Налоговые органы несут ответственность за убытки,причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений)или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействиядолжностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненныеналогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке,предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами (п.1 ст.35 НК РФ).
Кроме налоговых органов всехуровней в систему государственных органов, регулирующих финансовые отношения вРоссийской Федерации, входят органы внутренних дел, таможенные органы, финансовыеорганы.
Правоохранительные органы, в томчисле органы Министерства внутренних дел РФ, обязаны оказывать практическуюпомощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебныхобязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению кответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнениюработниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Таможенные органы. Федеральнаятаможенная служба.
Общее руководство таможеннымделом в Российской Федерации осуществляют высшие федеральные органыисполнительной власти. Центральным органом федеральной исполнительной властиРоссийской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможеннымделом в нашей стране, является Федеральная таможенная служба.
Таможенное дело непосредственноосуществляют таможенные органы Российской Федерации, составляющие единуюсистему, в которую входят: Федеральная таможенная служба; региональныетаможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенныепосты Российской Федерации.
Таможенные органы РоссийскойФедерации выполняют следующие основные функции: обеспечивают соблюдение законодательства,контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организацийпри осуществлении таможенного дела; обеспечивают в пределах своей компетенцииэкономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основойсуверенитета Российской Федерации; применяют средства таможенного регулированияторгово-экономических отношений; взимают таможенные пошлины, налоги и иныетаможенные платежи; ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правили налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым черезтаможенную границу Российской Федерации; ведут таможенную статистику внешнейторговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации; ведутТоварную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и т.д.
Органы внутренних дел. В целяхповышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями в марте 1992 г. приГосударственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговыхрасследований. Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органахналоговой полиции»[7](с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря1995 г) организованы федеральные органы налоговой полиции. В 2003 г. названныеорганы были расформированы, а их полномочия в сфере борьбы с налоговыми правонарушениямибыли переданы МВД России. В структуре Министерства в настоящее время созданаФедеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в которую входятГлавное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управлениепо борьбе с налоговыми преступлениями.
Финансовые органы. Участникамиотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при решении, вчастности, вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов являютсяфинансовые органы.
Понятие «финансовые органы»включает в себя Министерство финансов Российской Федерации, министерствафинансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономныхокругов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Полномочия финансовых органов вобласти налогов и сборов заключаются в следующем.
Министерство финансов РоссийскойФедерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательстваРоссийской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам иформы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а такжепорядок их заполнения.
Органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченныев области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственнозаконодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах инормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах исборах.
Итак, законодательствомпредусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношенияхв лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и еетерриториальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочияминалоговых органов обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговыеорганы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Осуществляя свои функции, налоговые,таможенные органы и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленныхзаконодательством о налогах и сборах.
 Правовой режим функционирования внебюджетных фондовгосударства
Внебюджетные фонды — один изметодов перераспределения национального дохода государства в пользуопределенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды частьдоходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства,обобществленные внебюджетными фондами, используются для процессавоспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечениедополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальныхуслуг населению.
В течение 90-х годов прошлоговека из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное местозаняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государствудля более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Спецификавнебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источникови, как правило, строго целевое использование их средств.
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ[8]В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
Пенсионный фонд РоссийскойФедерации;
Фонд социального страхованияРоссийской Федерации;
Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования.
Материальным источникомвнебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондовсоздается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методымобилизации национального дохода в процессе его перераспределения приформировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборыустанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондовформируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средствабюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчисленийот налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемныесредства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может бытьиспользовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в формедивидендов или процентов.
Федеральные внебюджетные фондыформируются за счет следующих источников:
специальные целевые налоги исборы, установленные для соответствующего фонда;
отчисления от прибылипредприятий, учреждений и организаций;
средства бюджета;
прибыль от коммерческойдеятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
займы, полученные фондом уЦентрального банка РФ или у коммерческих банков.
/>Пенсионный фондРоссийской Федерации
Положение о Пенсионном фондеРоссийской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г)(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г) [9]указывает:
ПФР является самостоятельнымфинансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность всоответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
ПФР выполняет отдельныебанковские операции в порядке, установленном действующим на территорииРоссийской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средстванаходятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежныесредства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
ПФР обеспечивает:
целевой сбор и аккумуляциюстраховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;
организацию работы по взысканиюс работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников идругих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствиетрудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств ПФР, атакже привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физическихи юридических лиц;
контроль с участием налоговыхорганов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а такжеконтроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Согласно Федеральному закону«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15декабря 2001 г. N 167-ФЗ[10]контрольза уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхованиеосуществляется налоговыми органами
Согласно Федеральному закону от5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налоговогокодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательныеакты Российской Федерации о налогах»[11]налоговый контроль в отношении плательщиков взносов в государственныесоциальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социальногоналога, осуществляется налоговыми органами РФ.
Средства ПФР формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров иадвокатов;
страховых взносов иных категорийработающих граждан;
ассигнований из республиканскогобюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащими приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальныхпенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексациюуказанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий,пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, нарасходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
средств, взыскиваемых сработодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
добровольных взносов (в томчисле валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов откапитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляются на:
выплату в соответствии сдействующим на территории Российской Федерации законодательством,межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в томчисле гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
оказание органами социальнойзащиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
финансовое иматериально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
другие мероприятия, связанные сдеятельностью ПФР.
Пенсионный фонд РФ и егорегиональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями восуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильнымрасходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета),начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций порасходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетнойдокументации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходовПенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащимраспределением.
/>Фонд социальногострахования (ФСС)
ФСС создан в целях обеспечениягосударственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроляза правильным и эффективным расходованием средств социального страхования иявляется самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. СогласноПоложению «О Фонде социального страхования Российской Федерации»[12]основными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированныхгосударством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка,по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а такжесоциального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированногоперечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и ихдетей;
участие в разработке иреализации государственных программ охраны здоровья работников, мер посовершенствованию социального страхования;
осуществление мер,обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
разработка совместно сМинистерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерствомфинансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносовна государственное социальное страхование;
организация работы по подготовкеи повышению квалификации специалистов для системы государственного социальногострахования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросамсоциального страхования;
сотрудничество с аналогичнымифондами (службами) других государств и международными организациями по вопросамсоциального страхования.
Средства Фонда образуются засчет:
страховых взносов работодателей(администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующихсубъектов независимо от форм собственности);
страховых взносов граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачиватьвзносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
страховых взносов граждан,осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право наобеспечение по государственному социальному страхованию, установленному дляработников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
доходов от инвестирования частивременно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги ибанковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вкладыпроизводится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующийпериод;
добровольных взносов граждан июридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенныхзаконодательством;
ассигнований из федеральногобюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий икомпенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы илирадиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военногоназначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
прочих поступлений (возмещаемыхстрахователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и непринятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствиетрудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательнымплатежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченныхв установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счетсредств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессныхтребований к страхователям, и других).
 Фонд обязательного медицинского страхования
Для реализации государственнойполитики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный итерриториальный фонды обязательного медицинского страхования каксамостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования реализует государственную политику в областиобязательного медицинского страхования граждан как составной частигосударственного социального страхования. Основными задачами Федерального фондаявляются:
финансовое обеспечениеустановленных законодательством Российской Федерации прав граждан намедицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования вцелях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации»[13];
обеспечение финансовойустойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условийдля выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемойгражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования;
аккумулирование финансовыхсредств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системыобязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основныхзадач Федеральный фонд:
1) осуществляет выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинскогострахования;
2) разрабатывает и вустановленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательноемедицинское страхование;
3) осуществляет в соответствии сустановленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
4) выделяет в установленномпорядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования,в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнениятерриториальных программ обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет совместно стерриториальными фондами обязательного медицинского страхования и органамиГосударственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременными полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательногомедицинского страхования;
6) осуществляет совместно стерриториальными фондами обязательного медицинского страхования контроль зарациональным использованием финансовых средств в системе обязательногомедицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизийи целевых проверок;
7) осуществляет в пределах своейкомпетенции организационно-методическую деятельность по обеспечениюфункционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит в установленномпорядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативныхправовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработкебазовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществляет сбор и анализинформации, в том числе о финансовых средствах системы обязательногомедицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в ПравительствоРоссийской Федерации;
11) организует в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов длясистемы обязательного медицинского страхования;
12) изучает и обобщает практикуприменения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинскогострахования;
13) обеспечивает в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, организациюнаучно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
14) участвует в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросамобязательного медицинского страхования;
15) ежегодно в установленномпорядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральныхзаконов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и оего исполнении.
Территориальные фондыобязательного медицинского страхования в области финансово-кредитнойдеятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств всистеме обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основныефункции:
аккумулируют финансовые средстватерриториальных фондов;
осуществляют финансированиеобязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскимиучреждениями;
проводят финансово-кредитнуюдеятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
выравнивают финансовые ресурсыгородов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинскогострахования;
совместно с органамигосударственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным иполным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также зарациональным использованием поступивших финансовых средств;
согласовывают совместно сорганами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациямитарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программуобязательного медицинского страхования населения, вносят предложения офинансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинскиеи иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Финансовые средства Федеральногофонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, другихфондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федеральногофонда образуются за счет:
1) части страховых взносов (отчислений)хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинскоестрахование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнований из федеральногобюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательногомедицинского страхования;
3) добровольных взносовюридических и физических лиц;
4) доходов от использованиявременно свободных финансовых средств;
5) нормированного страховогозапаса Федерального фонда;
6) поступлений из иных источников,не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы (отчисления) вФедеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациямив соответствии с установленным порядком.
Временно свободные финансовыесредства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются вбанковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидныхгосударственных ценных бумаг.
Доходы от использования временносвободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федеральногофонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которыеосуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными внастоящем уставе.
Итак, расширение деятельностигосударства привело к созданию значительного количества специальных фондов,многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после созданиягосударственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Срединих ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации онипредставлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинскогострахования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевоезначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.
Так, Пенсионный фонд РФ создан вцелях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фондобязательного медицинского страхования — для обеспечения стабильностигосударственной системы ОМС; Фонд социального страхования — для обеспечениягосударственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из нихформируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именноза счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.
С целью объединения и упрощенияотчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальныйналог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором быликонсолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС.Задачи
а) Определите роль бюджетнойклассификации в бюджетном процессе (выберите правильный вариант)
Бюджетная классификацияобеспечивает группировку доходов и расходов бюджетов, а также группировкуисточников финансирования дефицитов этих бюджетов. Используется при составлениии исполнении бюджетов.
Обеспечивает сопоставимостьпоказателей бюджетов; (в соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ)
Бюджетная классификациянаправлена на обеспечение бюджетной дисциплины каждого участника бюджетногопроцесса. Определяет целевой характер предоставления дотаций бюджетам другихуровней;
Бюджетная классификация служитоснованием для перечисления денежных, средств бюджетам других уровней и инымсубъектам бюджетного финансирования.
б) Определите перечень расходов,осуществляемых бюджетными учреждениями за счет бюджетных средств (выделитеправильный вариант);
Бюджетные учреждения вправерасходовать бюджетные средства исключительно на оплату труда персонала, оплатустраховых взносов в государственные внебюджетные фонды, трансферты населению,командировочные расходы работников, оплату товаров, работ и услуг всоответствии со сметами или заключаемыми контрактами; (согласно статье 70Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетные учреждения вправерасходовать бюджетные средства только на те цели, которые определены сметойрасходов и иные цели, согласованные с распорядителями бюджетных средств. Висключительных случаях бюджетные учреждения вправе расходовать средства налюбые цели, связанные с защитой государственных интересов;
Бюджетные учреждения вправеиспользовать бюджетные средства по своему усмотрению, за исключением случаев,запрещенных бюджетным законодательством.
Список нормативных правовых актов и литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ 1998. № 31. Ст.3824.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.12.2008,с изм. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст.3823.
3. Федеральный Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 30.12.2008)«Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собраниезаконодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст.4832.
4. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 26.11.2008)«Овведении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ивнесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации оналогах» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст.3341.
5. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах российскойфедерации» // Бюллетень нормативных актов, N 1, 1992.
6. Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговойполиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от17 декабря 1995 г) // ВВС РФ. 1993. № 23; СЗ РФ. 2003. № 23. Ст.2174.
7. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.07.2008)«О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР,04.07.1991, № 27, ст.920.
8. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 11.02.2005,с изм. от 14.03.2005)«об утверждении положения о федеральной налоговойслужбе» // Собрание законодательства РФ, 04.10 2004, N 40, ст.3961.
9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 19.11.2008)«Офонде социального страхования Российской Федерации» // Собраниезаконодательства РФ", 01.12.2008.
10. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000)«Вопросыпенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положениемо пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплатыстраховых взносов работодателями и гражданами в пенсионный фонд РоссийскойФедерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, № 5, ст.180.
11. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.05.2004, с изм. от 15.03.2005)«Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собраниезаконодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст.945.
12. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2006.- 265с.
13. Кириллина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория // Финансовоеправо. 2004. N 3. С.32.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.