Реферат по предмету "Финансовые науки"


Упрощенная налоговая система

Оглавление
Введение
1. Общетеоретическаяхарактеристика специальных налоговых режимов
1.1 Понятиеи роль налоговых режимов в налоговой политике Российской Федерации
1.2 Условияприменения УСН
1.3Налоговый учет и отчетность при УСН
2. Системаналогообложения
2.1 Общаяхарактеристикадеятельности организации
2.2 Анализналоговой нагрузки и оптимизация налогообложения
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
Экономика России на пути к рыночным отношениям развиваетсячрезвычайно неравномерно, переживая кризисы и потрясения, которые в своюочередь откладывают негативный отпечаток на социально-экономическое развитиенашей страны в целом. Указанные негативные процессы происходили главным образомв связи с отсутствием четкой концепции движения к цивилизованным рыночнымотношениям, излишней доверенности к рыночной стихии и уменьшения ролигосударства в регулировании экономикой. Роль проводимой налоговой реформы впроцессах стабилизации российской экономики, создавшейся тенденцииэкономического роста и социально-экономического развития России труднопереоценить.
Правильно сбалансированная налоговая политика служит главныминструментом государства в решении социально-экономических задач. В этой связинеобходимо отметить наметившуюся в последнее время положительную тенденцию,направленную на либерализацию налоговой системы, снижение налогового бремениналогоплательщиков, применение специальных мер налогово-правовогорегулирования.
В современном финансовом реформировании Российской Федерацииважную роль играет преобразование системы налогообложения, особое место вкоторой занимают специальные налоговые режимы, применяемые в отдельных отрасляхэкономики и оказывающие значительное влияние на выполнение бюджетных задачгосударства и финансовое положение субъектов налогообложения. В связи сантикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки наэкономику, повышается значимость использования потенциала специальных налоговыхрежимов в качестве инструмента налогового регулирования.
Глава 26.2 НК РФ, определяющая порядок применения УСНОорганизациями и индивидуальными предпринимателями, вступила в силу с01.01.2003. Плюсы данного спецрежима очевидны как для тех, кто его ужеприменяет, так и для тех, кто только принимает решение о переходе на него.Меньший объем налоговой нагрузки и отчетности по сравнению с другими режимаминалогообложения — вот основные из них.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что упрощеннаясистема налогообложения, как специальный налоговый режим, в настоящее времяприменяется параллельно со стандартной системой обложения, что позволяетсубъектам малого бизнеса самостоятельно выбирать наиболее выгодную и подходящуюсистему налогообложения.
Целью курсовой работыявляется исследование теоретических основ специальных налоговых режимов,изучение развития УСН, ее роли в налоговой системе России, отличительныхособенностей, а также преимуществ и недостатков.
Исходя из поставленной цели, былиопределены следующие задачи:
· рассмотретьпонятие и роль налоговых режимов в налоговой политике Российской Федерации;
· выявить путисовершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
· рассмотретьусловия применения УСН;
· проанализироватьпроблемы исчисления и уплаты единого налога;
· рассмотретьналоговый учет и отчетность при УСН;
· проанализироватьпорядок применения специального режима
Предмет исследования – оценкаправильности выбора ООО «ХХХХХХ» применяемой системы налогообложения.
Теоретическая основа исследования: Налоговый кодекс РФ,Федеральные законы и законодательные акты, Постановления Правительства,приказы, письма и методические указания ФНС РФ; учебная литература; материалыпериодической печати; отчеты организации.

1. Общетеоретическая характеристика специальных налоговыхрежимов
1.1 Понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике РоссийскойФедерации
Рассматривая историю развития специальных налоговых режимов,необходимо отметить, что в Российской Федерации с 1996 г. использовалась упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства и с 1998 г. — система налогообложения с применением единогоналога на вмененный доход для определенных видов деятельности, хотя поналоговому законодательству они не позиционировались как специальные налоговыережимы. Отдельного внимания заслуживают свободные экономические зоны, первая изкоторых появилась в России в 1991 г., так как в дальнейшем в соответствии сналоговым законодательством РФ они были отнесены к специальным налоговымрежимам территориального типа[1].
Впервые понятие «специальный налоговый режим» появилось впервоначальной редакции ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)в 1999 г. Специальные налоговые режимы определялись как «система мер налоговогорегулирования», применяемая в случае и в порядке, установленных НК РФ. Вдальнейшем эта редакция претерпела изменения, и специальные налоговые режимыстали определяться как «особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов втечение определенного периода времени», применяемые в случаях и порядке,установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами[2].
Несмотря на фактическое использование специальных налоговыхрежимов в налоговой системе того периода, ст. 18 НК РФ вводилась в действиетолько со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон РФ № 2118-1).В свою очередь этот закон не содержал положений, касающихся специальныхналоговых режимов, и только в 2001 г. в него были внесены соответствующиеизменения и дополнения, согласно которым «актами законодательства РоссийскойФедерации о налогах и сборах могут устанавливаться специальные налоговые режимы(системы налогообложения), вводящие особый порядок исчисления и уплатыналогов», в том числе замена предусмотренной совокупности налогов и сбороводним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимовне означало установления и введения новых налогов и сборов. Однако в Законе РФ№2118-1, который был в силе до 2005 г., в числе региональных налогов оставалсяединый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, чтовызвало некоторую неопределенность. Когда в 2005 г. Закон РФ № 2118-1 утратил силу, специальные налоговые режимы стали полностью регулироватьсяНК РФ. С 2005 г. была введена новая редакция ст. 18 НК РФ, согласно которой«специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определенияэлементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплатеотдельных налогов и сборов»[3]. Этоопределение не претерпело изменений и применяется в НК РФ до настоящеговремени.
Существующее определение специальных налоговых режимов,данное в НК РФ, по мнению В.И. Насыровой[4], не вполной мере отражает признаки действующих специальных налоговых режимов.Наиболее серьезным недостатком этого определения является то, что оно непредусматривает существования единого налога, который является ядром трех изчетырех действующих специальных налоговых режимов. Хотя в ст. 12 НК РФупоминается об установлении специальных налоговых режимов, которые могутпредусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Эта проблемаподнималась ранее в работах других авторов и до сих пор не нашла своего решения[5].
В.И. Насырова отмечает, что в ст. 18 НК РФ предполагается«особый порядок определения элементов налогообложения»[6].В соответствии со ст. 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся: объектналогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядокисчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Возникает вопрос о том, какиеэлементы налогообложения регулируются в особом порядке: федеральные,региональные или местные налоги, установленные ст. 13-15 НК РФ, или единыеналоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов.
В системе налогообложения при выполнении соглашений о разделепродукции предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты федеральных,региональных и местных налогов. И для этого специального налогового режимаопределение, данное в НК РФ, вполне подходит. Однако налогоплательщики,применяющие другие специальные налоговые режимы, освобождаются от обязанностипо уплате некоторых налогов. Для них предполагается уплата единогосельскохозяйственного налога, налога при упрощенной системе налогообложения иединого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, которыев свою очередь не указаны в составе федеральных, региональных и местных налоговв ст. 13-15 НК РФ. То есть, следуя определению, уплата единых налогов являетсяформой освобождения от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, что,на взгляд В.И. Насыровой, является не совсем корректным[7].Необходимо законодательное закрепление статуса единых налогов, которыеиспользуются при построении специальных налоговых режимов, в определенииспециальных налоговых режимов. Закрепление статуса единых налогов в определенииспециальных налоговых режимов в ст. 18 НК РФ позволит снять данноепротиворечие.
Таким образом, недостаточная теоретическая и организационнаяпроработка вопросов сущности специальных налоговых режимов отразилась в нормахналогового законодательства РФ. Наиболее удачным является первое определениеспециальных налоговых режимов, которое давалось в НК РФ первоначальнойредакции.
Специальные налоговые режимы — система мер налоговогорегулирования. Данное определение наиболее полно отражает экономическуюсущность специальных налоговых режимов, так как основная цель их введениязаключается в достижении с их помощью более высокого фискального ирегулирующего эффекта налогообложения в областях, которые в силу своейспецифики нуждаются в дополнительном регулировании. Можно выделить две целивведения и использования специальных налоговых режимов в налоговых системах:финансовую как инструмент налогового регулирования и организационную какупрощение налогового администрирования[8]. Напрактике довольно сложно разграничить реализацию этих целей. Финансовая цельспециальных налоговых режимов заключается в налоговом регулировании, так какневозможным является решение тех задач, которые ставятся перед специальныминалоговыми режимами, в рамках общей системы налогообложения.
Организационная цель специальных налоговых режимовдостигается путем использования в их конструкции единого налога, что позволяетзначительно упростить и удешевить процедуры налогового контроля и налоговогоадминистрирования.
Важным является определение пропорции приоритета той или инойцели. Если обратиться к практическим аспектам применения специальных налоговыхрежимов, то можно отнести упрощенную систему налогообложения к специальномурежиму с преобладанием цели снижения налоговой нагрузки; системуналогообложения в виде единого налога на вмененный доход — с преобладанием целиупрощения процедур налогового администрирования; систему налогообложения в видеединого сельскохозяйственного налога — с равным приоритетом обеих целей.
Рассматривая специфические особенности специальных налоговыхрежимов как мер налогового регулирования, нельзя не отметить позитивных инегативных последствий их применения[9].
Позитивное влияние специальных налоговых режимов на экономикухарактеризуется несколькими факторами:
· снижениеналоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круганалогоплательщиков);
· повышениесобираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;
· сокращениетеневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования дляналогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малогобизнеса и т.д.
Негативные последствия применения специальных налоговыхрежимов могут быть охарактеризованы такими факторами:
· разукрупнениеорганизаций;
· создание новыхсхем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;
· снижениепоступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты;
· подмена видовдеятельности более выгодными видами для предпринимателей;
· затруднение дляналоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т. д.
В последнее время произошли значительные изменения механизмовналогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения и системыналогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В большей степени онинаправлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.Своевременность и оперативность их принятия несомненны. Однако следует болеевнимательно анализировать негативные факторы воздействия специальных налоговыхрежимов на экономику, так как активное использование специальных налоговыхрежимов в кризисный период может привести к нежелательным последствиям, неоправданным ни с точки зрения потерь бюджетных доходов, ни с точки зренияснижения налоговой нагрузки для конкретных сфер экономики.
С точки зрения формирования доходов бюджетов, наиболееэффективной является упрощенная система налогообложения. Сумма исчисленныхналогов в среднем на одного налогоплательщика составляет максимальное значениесреди сравниваемых показателей и на 50% превышает среднее значение[10].
Рассматривая подходы, заложенные в основу объединения системналогообложения, включаемых НК РФ в состав специальных налоговых режимов, надоотметить, что нет единых принципов их объединения. Это следует из сравнениядействующих специальных налоговых режимов между собой. Некоторые признаки иэлементы налогообложения специальных налоговых режимов в РФ представленыприложении 1.
Анализ данных приложения 1 показывает, что предметы, объекты,источники и даже субъекты специальных налоговых режимов неоднородны. Такаянеоднородность позволяет использовать каждый спецрежим как отдельный инструментналогового регулирования.

1.2 Условия применения УСН
УСН предусматривает особый порядокопределения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговойставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов.
Сущность упрощенной системыналогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целогоряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается наосновании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговыйпериод.
Одним из преимуществ УСН является еедобровольное применение налогоплательщиками. В абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФпрямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложенияосуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
Применять УСНО могут далеко не всеорганизации и индивидуальные предприниматели (ИП), а только те, которыеудовлетворяют требованиям, перечисленным в ст. 346.12 НК РФ. Следует отметить,что перечень требований к ИП гораздо меньше, чем к организациям.
Ограничений на применение УСНдостаточно много, но все их для удобства можно разделить на две группы[11]:
- ограничения дляперехода на УСН;
- ограничения надальнейшее применение УСН.
Некоторые из них касаются толькоорганизаций (например, ограничение по наличию филиалов и представительств). Нобольшинство ограничений являются общими и для юридических лиц, и дляпредпринимателей.
Перечень ограничений для примененияУСН является закрытым. Какие-либо иные условия не могут препятствоватьиспользованию данного спецрежима. Например, индивидуальные предпринимателивправе применять УСН, даже если они не являются налоговыми резидентами РФ.
Право перехода на УСН, как и право еепоследующего применения, зависит от величины доходов. Они не должны превыситьустановленный лимит.
У индивидуальных предпринимателейправо перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов. Для них такогоограничения не установлено.
Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ,впервые создаваемые организации и вновь зарегистрированные индивидуальныепредприниматели, вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок сдаты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация ииндивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их научет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. Однакоперейти на УСН возможно с момента регистрации компании до постановки наналоговый учет[12] и дажене подавая заявление о переходе на УСН с начала деятельности, но подаваядекларации по единому налогу в связи с применением УСН, организация ииндивидуальный предприниматель не лишаются права применять этот видналогообложения[13].
В 2009 г. были изменены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и применяющим даннуюсистему налогообложения[14]. Теперьорганизация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, вкотором она подает заявление об этом, ее доходы не превысили 45 млн руб. (ранее- 15 млн руб.). Продолжать применять УСН смогут и налогоплательщики, у которыхдоход за год не превысил 60 млн руб. (ранее — 20 млн руб.). Согласно новойредакции п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периодадоходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., он считается утратившим право наприменение УСН с начала квартала, когда указанное превышение произошло. Новыепредельные размеры доходов будут применяться до 2012 г. включительно. В течение 2013 г. будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г. с учетом индексации. Величина предельного размера доходов организации,ограничивающая ее право перейти на УСН, применяется с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 г. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право наприменение УСН, применяется с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно с учетом индексации, в размере, действовавшем в 2009 г. До 2012 г. включительно отменяется также применение коэффициента-дефлятора[15].
Дополнена статья, посвященнаяприменению индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента. Размерпотенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годовогодохода устанавливается на календарный год законами субъектов РФ по каждому извидов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применениетакой системы налогообложения. При этом допускается дифференциация годовогодохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельностииндивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта. Еслизаконом субъекта РФ по какому-либо из видов предпринимательской деятельности,указанных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, размер потенциально возможного к получениюиндивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующийкалендарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимостипатента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальнымпредпринимателем годового дохода, действующий в предыдущем году. Если видпредпринимательской деятельности, предусмотренный п. 2 указанной статьи, входитв перечень, установленный п. 2 ст. 346.26 Кодекса, размер потенциальновозможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода поданному виду предпринимательской деятельности не может превышать величинубазовой доходности умноженную на 30.
Перечисленные меры позволят расширитькруг субъектов малого предпринимательства, желающих либо уже имеющихвозможность применять УСН, а также реально снизить налоговую нагрузку на даннуюкатегорию хозяйствующих субъектов.
Внесены изменения в НК РФ[16],распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. и закрепляющие следующее: патент на право применения УСН выдается на период от одного до 12месяцев. Ранее патент мог выдаваться на квартал, полугодие, девять месяцев либогод. При этом в п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ было сохранено следующее положение: вслучае получения патента на более короткий срок (квартал, шесть месяцев, девятьмесяцев) его стоимость подлежит перерасчету в соответствии с продолжительностьюпериода, на который он был выдан.
Таким образом, наблюдалосьпротиворечие между вышеуказанными нормами НК РФ, т.к. более коротким сроком вцелях получения патента могут являться не только квартал, шесть или девятьмесяцев, но и любое количество месяцев в пределах одного года. Принятыепоправки устраняют данную правовую коллизию. Кроме того, уточнены основанияутраты права на применение УСН на основе патента. Налогоплательщик обязанперейти на общий режим налогообложения, если в календарном году, когда онприменяет УСН на основе патента, его доходы превысили 60 млн руб., независимоот количества полученных в указанном году патентов. Переход, как и прежде,осуществляется с начала налогового периода, на который был выдансоответствующий патент.
Новым законом[17]устранена правовая коллизия, в частности сокращен перечень оснований для утратыправа на применение УСН на основе патента. Согласно внесенной поправке такимиоснованиями не являются привлечение наемных работников (в т.ч. по договорамгражданско-правового характера) и осуществление на основе патента видапредпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ.Данный Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Организация имеет право перейти наУСН, если по итогам девяти месяцев года, когда она подает заявление о переходена УСН, ее доходы не превысили 60 млн руб. Реальные объемы поступлений в бюджетфирмы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ. Независимо от выбранногообъекта налогообложения установлен единый порядок учета доходов при УСН.Согласно ст. 346.15 НК РФ в состав доходов включаются выручка от продажитоваров, работ, услуг, имущества и имущественных прав и внереализационныедоходы.
УСН может применяться налогоплательщиками наряду с инымирежимами налогообложения. Однако на практике оказывается, что УСН реальносовмещать только с ЕНВД[18]. Дело втом, что невозможно применять УСН вместе с системой налогообложения привыполнении соглашений о разделе продукции, поскольку на УСН не переводятсяучастники соглашения о разделе продукции.
Несовместима УСН и с ЕСХН в силу прямого указания на это впп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Кроме того, УСН не вправе применять организации ипредприниматели, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорныйбизнес.
Также нельзя одновременно работать на УСН и на общей системеналогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиком в отношениивсех видов осуществляемой им деятельности[19].
Таким образом, совмещать УСН возможно только с режимомналогообложения в виде ЕНВД.
Что касается индивидуальных предпринимателей, которыеприменяют УСН на основании патента и осуществляют несколько видов деятельности,то они могут также совмещать применение патентной УСН с обычной УСН и инымирежимами налогообложения — ЕНВД, общим режимом налогообложения[20].
Переход на УСНО предусматривает замену ряда налогов,установленных законодательством РФ о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемогопо результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1. — Налоги, не уплачиваемые при применении УСНОСубъекты предпринимательской деятельности Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО Организации Налог на прибыль организации. Налог на имущество организации. Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества), используемого для предпринимательской деятельности). Единый социальный налог Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Все иные налоги налогоплательщики УСНплатят в установленном порядке. Это акцизы, водный, транспортный, земельный идругие налоги.
Например, индивидуальныйпредприниматель, который применяет УСН, имеет в собственности транспортныесредства. Согласно ст. 357 НК РФ он должен исчислять и уплачивать по нимтранспортный налог[21]..
Для того, чтобы начатьприменять упрощенную систему, необходимо соблюсти определенную процедуру,установленную НК РФ[22].
Выбор объекта налогообложенияосуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором онвпервые будет применять УСН. Налогоплательщик, который захочет изменитьизбранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на данныйспецрежим, обязан уведомить об этом инспекцию до 20 декабря года,предшествующего году, в котором впервые будет применена упрощенная системаналогообложения.
Причем объект налогообложения нельзяменять в течение налогового периода. Однако объект налогообложения можетменяться ежегодно с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомитоб этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего тому году, вкотором он решил изменить объект налогообложения.
Согласно нормам НК РФ не толькопереход на УСНО, но возврат к иным режимам налогообложения являетсядобровольным. То есть налогоплательщик, решив, что применение данногоспецрежима более для него невыгодно, может отказаться от применения УСНО. Дляэтого необходимо совершить ряд определенных НК РФ действий. Кроме того,поскольку применение УСНО предусмотрено для субъектов малогопредпринимательства и расширять сферу действия данного спецрежима непредполагается, не только для перехода на УСНО, но и для его применения необходимосоответствовать определенным критериям[23]. Вслучае если налогоплательщик перестает соответствовать этим критериям, он ужеобязан перейти на иной режим налогообложения. При этом надо совершить некоторыепроцедуры, закрепленные в НК РФ. Таким образом, переход с УСНО на иные режимыналогообложения (чаще всего на общий) можно разделить на добровольный иобязательный.
Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ вкачестве объекта налогообложения могут быть выбраны:
— доходы;
— доходы, уменьшенные на величинурасходов.
Соответственно, при разных объектахналогообложения применяются и разные налоговые ставки:
— доходы — налоговая ставка 6%;
— доходы, уменьшенные на величинурасходов, — налоговая ставка 15%. Законами субъектов РФ могут быть установленыдифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости откатегорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).
Выбор объекта налогообложения осуществляетсясамим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст.346.14 НК РФ: налогоплательщики, являющиеся участниками договора простоготоварищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительногоуправления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы,уменьшенные на величину расходов.
В случае если объектомналогообложения являются доходы организации или индивидуальногопредпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организацииили индивидуального предпринимателя. При определении налоговой базы доходыопределяются нарастающим итогом с начала налогового периода согласно перечнюдоходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении[24].
При этом при определении налоговойбазы налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы»,не вправе уменьшать полученные доходы на какие-либо расходы. Следовательно,налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, всерасходы должен производить за счет доходов, остающихся в его распоряжении послеуплаты налога в связи с применением упрощенной системы[25].
Ставка налога в данном случаесоставляет 6%. При этом сумма налога при УСНО (авансовых платежей по налогу),исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками насумму страховых взносов на ОПС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) заэтот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий повременной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей поналогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
В данном случае налогоплательщикотражает в Книге учета доходов и расходов только суммы полученных доходов, атакже соблюдает порядок документального подтверждения доходов. Налоговый учетрасходов такие налогоплательщики не ведут[26].
В случае если объектомналогообложения являются доходы организации или индивидуальногопредпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признаетсяденежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определенииналоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с началаналогового периода. Перечень доходов, включаемых в состав доходов, учитываемыхпри налогообложении, приведен в ст. 346.15 НК РФ, перечень расходов — в ст.346.16 НК РФ. При этом особенностью УСНО является то, что перечень расходовзакрытый: учитываются только расходы, прямо поименованные в перечне.
Ставка налога в данном случаесоставляет 15%. Но с 2009 г. субъектам РФ дано право устанавливатьдифференцированные ставки, снижая ставку налога до 5%.
В случае получения убытков заналоговый период или если налоговая база равна нулю, будет иметь место сумманалога к уплате по итогам налогового периода. Для этой ситуации п. 6 ст. 346.18НК РФ предусмотрен минимальный налог[27].Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма исчисленного вобщем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В том жепункте раскрыт механизм исчисления и уплаты данного налога. Сумма минимальногоналога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которойявляются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
1.3 Налоговый учет и отчетность при УСН
Налогоплательщики УСН обязаны вестиналоговый учет своих доходов и расходов в Книге учета доходов и расходоворганизаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения. Для этого они используют специально утвержденные формы учета[28].
С 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют «обычную» УСН (те, которые неприобретали патент), ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходоворганизаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения. Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок ее заполненияутверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.
Для индивидуальных предпринимателей,работающих на патентной УСН, с 1 января 2009 г. введен отдельный налоговый регистр. Теперь они должны вести Книгу учета доходов индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента. Форма Книгиучета доходов и Порядок ее заполнения также утверждены Приказом Минфина Россииот 31.12.2008 № 154н.
До 1 января 2009 г. все «упрощенцы» (включая и тех, которые применяли УСН на основе патента) для веденияналогового учета использовали единую форму Книги учета доходов и расходов,утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н. С 2009 г. вести дополнительно такую Книгу не надо. Это прямо закреплено в п. 3 Порядка учета доходов ирасходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей,утвержденного тем же Приказом Минфина России и МНС России.
По общему правилу организации,которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключениемучета основных средств и нематериальных активов[29].
Но, во-первых, бухучет организациивсе-таки нужен с практической точки зрения. Он наилучшим образом покажетфинансовое положение фирмы и поможет всесторонне оценить результаты еедеятельности.
А во-вторых, в большинстве случаев уорганизаций, плательщиков УСН возникает необходимость вести бухучет в силу иныхзаконов.
Так, например, бухучет нужно вестиакционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью.
Конституционный Суд РФ[30]по существу вопроса указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вестибухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскуюотчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также порезультатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров наполучение информации о деятельности акционерного общества.
Таким образом, Конституционный Суд РФфактически подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционернымиобществами.
Необходимость вести бухгалтерскийучет может возникнуть и в других случаях, предусмотренных законом, а также присовмещении УСН и ЕНВД.
Организации, которые применяют УСН,не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следуетиз пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают теорганизации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии сФедеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Об этом ранее сообщали и налоговыеорганы[31], хотя уМинфина России противоположная точка зрения.
Между тем налоговики изложеннуюпозицию Минфина России не поддерживают и по-прежнему не требуют от организаций,которые применяют УСН, представлять бухгалтерскую отчетность[32].Ведь освобождение от этой обязанности прямо предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 15,п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ и пп. 5 п. 1 ст. 23 НКРФ, которые применяются в совокупности.
Кроме того, Федеральные законы от26.12.1995 № 208-ФЗ и от 08.02.1998 № 14-ФЗ, включающие нормы о бухгалтерскомучете в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, такжене требуют представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Надо подчеркнуть, чтоорганизации-плательщики УСН не могут быть привлечены к ответственности по п. 1ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за то, что не сдали бухгалтерскуюотчетность. Освобождение не распространяется на организации, которые совмещаютУСН и ЕНВД.
Как указывают контролирующие органы,если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых неосвобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый органбухгалтерскую отчетность в целом по организации[33].
/>Отметим, что с 1 января 2009 г. налогоплательщикам УСН не нужно подаватьрасчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам за отчетныепериоды — I квартал, II квартал, III квартал. Такое правило применяется, толькоесли транспортное средство, земельный участок используется исключительно дляведения предпринимательской деятельности, по которой применяется УСН[34].Однако при этом от уплаты авансовых платежей по данным налогам налогоплательщикУСН не освобождается.

2. Система налогообложения в ООО «ХХХХХХ»
 
2.1 Общая характеристика деятельности организации
Полное наименование организации: Общество с ограниченнойответственностью «ХХХХХХ».
Место нахождения компании:
Центр ориентирован на детей от 2 до 14 лет и их родителей, внем представлен широкий спектр игровых аттракционов: компьютерные симуляторы,батут, горки, автодром, интерактивные игры, детские качалки и пр. Единовременноцентр вмещает до 500 детей. Для проведения детских праздников в центре предусмотреноспециально оборудованные помещения.
Организация успешно работает на российском рынке с 2005 года.
Основное направление деятельности организации: проведение детских праздников,организация досуга детей вместе с родителями.
Также на территории развлекательного центра находятсясемейное кафе и зона для проведения праздников со специальными банкетнымикомнатами. На площадках центра «ХХХХХХ» регулярно проводятся организованные детскиепраздники, дни рождения, выпускные и новогодние торжества и другие развлекательныемероприятия.
Огромный выбор игр и развлечений, вкусная еда, а такжеоригинальный дизайн помещений создают в центре «ХХХХХХ» уникальную атмосферу иделают его идеальным местом для проведения семейного и детского досуга в любоевремя года.
Чаще всего посетители младшего возраста проявляют интерес клабиринту в развлекательном центре. Эта зона позволяет, во-первых, родителямоставить детей на час-полтора в безопасном и интересном, насыщенном яркимикрупными элементами лабиринте. Во-вторых, детвора не устает в лабиринте, таккак все элементы подобраны с учетом необходимости разнообразить деятельностьдетей (элементы для лазанья, горки, сухой бассейн c шариками, полосы препятствий).
Цель деятельности компании – организация досуга детей, семейного отдыха, предоставлениеальтернативной формы проведения свободного времени.
Социальную цель проекта компания видит в том, чтобыспособствовать решению проблем улучшения морального климата в семье и обществе,а также в создании оптимальных условий для формирования общих интересов,направленных, в том числе, на сплочение семьи.
Задачи, которые ставит перед собой детский центр «ХХХХХХ»:
1. Проведение специальных акций социального значения:спортивные конкурсы, индивидуальные программы для школ, интернатов и детскихдомов.
2. Организация и проведение общих развлекательных мероприятийдля посетителей центра, а также индивидуальных праздников для именинников.
3. Разработка и проведение специальных программ творческогоразвития детей.
В центре представлены игровые аттракционы для детей разноговозраста, детское кафе, организация также предоставляет услуги проведениядетского дня рождения (в том числе работа аниматора, фотографа, аквагримера,няни).
Миссия ООО«ХХХХХХ» заключается в том, чтобы обеспечить детям незабываемые впечатления,способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, создатьположительный эмоциональный настрой детей и взрослых.
ООО «ХХХХХХ» начало свою деятельность с 23 октября 2005 года.Правовое положение Общества определяется действующим законодательством РФ обобществах с ограниченной ответственностью. Общество в своей деятельности руководствуетсяГражданским Кодексом Российской Федерации, Трудовым Кодексом РФ и иныминормативными правовыми актами РФ.
Учредителем OOO «ХХХХХХ» является ООО «Управляющая компания«Кловер-Развлечение»» в лице генерального директора Суроегиной ЕленыАркадьевны. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемоена его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, бытьистцом и ответчиком в суде. Основной целью деятельности Общества являетсяполучение прибыли. Уставный капитал ООО «ХХХХХХ» составляет 10 000 рублей.
Организацию ООО «ХХХХХХ» возглавляет директор, который организуетвсю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние идеятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляетпредприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществомпредприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствиис трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет мерыпоощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банкахсчета предприятия.
В непосредственном подчинении директора находится главныйбухгалтер, технический директор, системный администратор, арт. директор,администратор, аниматор, кассиры, операторы игровых залов, техническийперсонал.
Технический директор обеспечивает техническое оснащение иремонт всего оборудования (аттракционов, техники и пр.).
Главный бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерскогоучета имущества, производит учет основных средств, товарно-материальныхценностей, затрат на организацию деятельности, реализации продукции,результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками запредоставленные услуги. А также производит начисление и перечисление налогов исборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственныевнебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, заработнойплаты работником компании.
Арт. директор. Функциональные обязанности: планирование иорганизация мероприятий для посетителей на территории центра; проведениерекламных и pr-кампаний; создание информационного поля; работа по созданию ираспространению рекламной продукции (аудио-видео материалов, печатной исувенирной продукции); работа со средствами массовой информации.
Администратор. Функциональные обязанности: оформление иконтроль заказов на проведение дней рождения; проверка своевременной работыкафе, аниматоров, доставки шаров и оформление ими зала; работа с аниматорами(приглашение на заказы); консультация посетителей по вопросам работы центра(цены, услуги); координация работы операторов игрового зала; контроль чистотыигровых залов, опрятности работников.
Системный администратор обеспечивает бесперебойную работукассовых терминалов, ПК, серверов, телекоммуникационного оборудования иразличного периферийного оборудования (копировальный аппарат, принтеры,сканеры). Осуществляет администрирование и техническую поддержку программногокомплекса, применяемого в компании.
Кассир обеспечивает финансовые операции по приему денег заоплату входных билетов, предоставления услуг для посетителей.
Операторы игровых залов контролируют выполнение правилпользования аттракционов посетителями; обеспечивают безопасное и культурноеобслуживание посетителей аттракционов.
 
2.2 Анализ налоговой нагрузки и оптимизация налогообложения
Исходные данные для проведенногоанализа получены из выписки из книги учета доходов и расходов за 2007 — 2009гг.
С 2007 г. ООО «ХХХХХХ» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисленияналоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.
Книга учёта доходов и расходов состоитиз трёх разделов:
1-ый раздел – доходы и расходы;
2-ой раздел – расчет расходов наприобретение основных средств;
3-ий раздел – расчет налоговой базы поединому налогу.
1-ый раздел. В данном разделе ООО «ХХХХХХ»на основании первичных документов отражает суммы осуществленных расходов исуммы полученных доходов.
Доходы и расходы учитываютсяналогоплательщиком в течение каждого квартала отдельно. По окончанию каждогоквартала суммы доходов и расходов полученные в предыдущем отчетном периодеприплюсовываются к данным текущего квартала, т.е. учет осуществляетсянарастающим итогом.
2-ой раздел. В этом разделе Книгиналогоплательщик учитывает расходы на формирование, как новых основных средств,так и приобретенных до перехода на УСНО. Расходы в этом разделе также в течениекаждого квартала учитываются отдельно. Итоговые данные о расходах наформирование основных средств за текущий квартал (а не за налоговый период) переносятсяпоследней записью в раздел 1 Книги.
3-ий раздел. В данном разделеформируется налоговая база нарастающим итогом за каждый отчетный период. Суммы,полученные в этом разделе, являются исходными для составления налоговойдекларации.
В Книге учета доходов и расходов вхронологической последовательности на основе первичных документов позиционнымспособом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.Под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми оформляютсяхозяйственные операции.
До 2006 г. включительно ООО «ХХХХХХ» применяла общий режимналогообложения.
На основании, поданного в налоговый орган, заявления опереходе на упрощенную систему налогообложения и полученного уведомления о возможностиприменения упрощенной системы налогообложение организация с 1 января 2007 г. перешла на упрощенную систему налогообложения.
В качестве объекта налогообложения были приняты доходы,уменьшенные на величину расходов.
К моменту перехода в организации числились основные средстваостаточной стоимостью поданным налогового учета 848 742,5 руб. со сроком полезного использования 8лет.
ООО «ХХХХХХ» учитывает остаточную стоимость основногосредства в следующем порядке.
1. Исчисляя налог при УСН за 2007 г., в расходы включено только 50% остаточной стоимости ОС, что составит 424 371,25 руб.(848 742,5 руб. x 50%).Эта сумма учтена в расходах равными долями по 106 092,81 руб.
2. При исчислении УСН налога за 2008 г. ООО «ХХХХХХ» учтено в расходах 30% остаточной стоимости ОС, что составит 254 622,75 руб.(848 742,5 руб. x 30%).Данная сумма учтена в расходах равными долями по 63 655,7 руб.(305 547 руб. / 4) на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2009 г.
3. При расчете налога при УСН за 2009 г. ООО «ХХХХХХ» учтено в расходах 20% остаточной стоимости ОС, что составило 169 748,5 руб.(848 742,5 руб. x 20%).Указанная сумма будет учтена в расходах равными долями по 42 437,1 руб.(203 698 руб. / 4) на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2010 г. Источником доходов организации ООО «ХХХХХХ» в 2007-2008 гг. являлась реализация услуг.
В 2007 г. доход от реализации составил 5 875 042руб.
Расходы, связанные с обеспечением деятельности организации,составили 4 273 713 руб. (арендные платежи;заработная плата; оплата услуг банка; страховые взносы на обязательноепенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; оплата услугсвязи; платежи за загрязнение окружающей среды; списанная на расходы остаточнаястоимость основных средств).
В 2008 г. доход от реализации составил 6 712 813 руб.
Величина расходов за год составила 4 208 917 руб. (арендные платежи; заработная плата;страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы наобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний; оплата услуг банка; услуги связи; платежи зазагрязнение окружающей среды; обслуживание охранно-пожарной сигнализации;почтовые расходы; канцелярские товары, списанная на расходы остаточнаястоимость основных средств).
В 2009 г. доход от реализации составил 9 873 976руб.
Величина расходов за год составила 8 213 310(арендные платежи; заработная плата; страховые взносы на обязательноепенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; оплата услугбанка; услуги связи; техническое обслуживание оргтехники; платежи зазагрязнение окружающей среды; обслуживание охранно-пожарной сигнализации,списанная на расходы остаточная стоимость основных средств и т.д.).
Таким образом, налоговая база составляет:
в 2007 г. = 1 601 329 (5 875 042 — 4 273 713).
в 2008 г. = 2 503 896 (6 712 813 — 4 208 917).
в 2009 г. = 1 660 666 (9 873 976 — 8 213 310).
Сумма исчисленного и уплаченного налога исчисляется приставке 15%: (НБ х 15%/ 100%). Таким образом:
в 2007 г.: 1 601 329 х 15% / 100% = 240 199,35
в 2008 г.; 2 503 896 х 15% / 100%) = 375 584,4
в 2008 г.; 1 660 666 х 15% / 100%) = 249 099,9
Данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Структура доходов и расходов, уплаченные налогиЕСН (руб.)Год Доходы Расходы Налогооблагаемая база ЕСН 2007 5 875 042 4 273 713 1 601 329 240 199,35 2008 6 712 813 4 208 917 2 503 896 375 584,4 2009 9 873 976 8 213 310 1 660 666 249 099,9
Основной характеристикой эффективности деятельностикоммерческого предприятия является рентабельность. Показатели рентабельностипозволяют оценить прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных вактивы. Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия,создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышенияконкурентоспособности. То есть рентабельность — это важнейший показатель вфинансовом анализе деятельности организации. Чем выше показатель рентабельности,тем эффективнее работает организация.
Определим рентабельность основной деятельности ООО «ХХХХХХ». (Нормой считается показатель от 0,08 (8%).
В 2007 г. рентабельность основной деятельности ООО «ХХХХХХ»:1601328 х 100% = 27% 5875042
В 2008 г. рентабельность основной деятельности ООО «ХХХХХХ»:2503896 х 100% = 37% 6712813
В 2007 году рентабельность основной деятельности ООО «ХХХХХХ»:1660666 х 100% = 17% 9873976

Таким образом, исходя из произведенных расчётоврентабельности, можно сделать следующий вывод: начиная с 2007 г. рентабельность основной деятельности ООО «ХХХХХХ» выше нормативного значения рентабельности,что свидетельствует свидетельствуют об эффективной экономической деятельностиОбщества за анализируемый период.
При выборе в качестве объекта налогообложения доходов,существует возможность уменьшения суммы единого налога за счет повышениязаработной платы работников, а, следовательно, и сумм страховых взносов наобязательное пенсионное страхование. Это, безусловно, способствует повышениюуровня социальной защищенности работников, поскольку, как известно, страховыевзносы, уплачиваемые в ПФР, идут на финансирование накопительной и страховойчастей пенсии каждого работника. Однако повышение заработной платы работниковбудет приводить к увеличению сумм налога на доходы физических лиц, подлежащихуплате в бюджет, которые не принимаются к вычету при расчете единого налога поУСН. Таким образом, будут возникать дополнительные расходы по уплате НДФЛ,которые, впрочем, будут возмещены работнику в случае, если он пользуется правомна социальные или имущественные вычеты в соответствии со статьями 219 и 220 НКРФ (при оплате обучения, лечения, покупке-продаже жилья и пр.).
Еще один плюс выбора в качестве объекта налогообложениядоходов – простота расчета налогооблагаемой базы, отсутствие ведения учетарасходов, а, следовательно, и ошибок во включении тех или иных видов расходов вналогооблагаемую базу.
Ставка налога зависит от выбранного объекта налогообложения:15%, если в качестве объекта выбраны доходы минус расходы, и 6% при объектеналогообложения «доходы».
Во втором случае сумму налога можно уменьшить на страховыевзносы, уплаченные в Пенсионный фонд, а также на выплаченные работникам пособияпо временной нетрудоспособности — в пределах 50% единого налога либо авансовыхплатежей по нему, исчисленных за налоговый (отчетный) период.
Рассмотрим выгодность применения для ООО «ХХХХХХ» упрощеннойсистемы налогообложения с объектом «доходы-расходы» в сравнении с объектом«доходы».
Таблица 2.2 — Налоговая нагрузка при различных объектахналогообложения (руб.)Показатели Объект налогообложения при УСН доходы доходы, уменьшенные на величину расходов 2007 2008 2009 2007 2008 2009 Доходы 5 875 042 6 712 813 9 873 976 5 875 042 6 712 813 9 873 976 Расходы 4 273 713 4 208 917 8 213 310 4 273 713 4 208 917 8 213 310 Налогооблагаемая база 5 875 042 6 712 813 9 873 976 1 601 329 2 503 896 1 660 666 Ставка налогообложения 6% 15% Сумма налога к уплате 176 251 201 384,4 296 219 240 199,35 375 584,4 249 099,9
Из данных таблицы 2.2 видно, что при применениисистемы налогообложения в ООО «ХХХХХХ» по объекту «доходы» в 2007 и 2008 г. заплачено было бы меньше, чем при применении объекта «доходы, уменьшенные на величинурасходов» и только в 2009 г. сумма уплаченного налога меньше, чем было бы приобъекте «доходы». При этом объект налогообложения может меняться ежегодно,независимо от продолжительности применения УСН, если успеть подать заявление до20 декабря 2008 г.
Поскольку ООО «ХХХХХХ» в 2008 г. не успела подать заявление в ИФНС до указанной даты, то они остаются на объекте налогообложения«доходы, уменьшенные на величину расходов».
ООО «ХХХХХХ» должно стремиться к максимальному формированиюзатратной части, сводя налоговую нагрузку к минимуму, вплоть до уплатыминимального налога.
Для субъектов хозяйственной деятельности эффективнаяоптимизация налогообложения так же важна, как и производственная стратегия, чтообусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет,но и перспективами стабильной работы организации. В период экономическогокризиса эта проблема становится еще актуальнее из-за недостатка банковскихфинансовых ресурсов, трудности получения заемных средств и, следовательно,необходимости бизнеса опираться в основном только на свои ресурсы.
Например, с 2009 года изменился порядок признанияматериальных расходов в части затрат на приобретения сырья и материалов. В 2008 г. эти ресурсы учитывались в составе расходов по мере их списания в производство. С 2009 г. это дополнительное требование утрачивает силу, и остаются только два условия: оприходование иоплата ТМЦ. То есть можно будет создать значительные складские запасы в конце2009 года, уменьшив соответствующую налоговую базу, а потреблять их, в томчисле, и в следующем году.
Какой объект налогообложения будет оптимальным, зависит отмножества факторов:
Во-первых, от вида деятельности, которую ведетналогоплательщик, от ее специфики. Для налогоплательщиков, для которых основнуюдолю затрат составляют материальные расходы (сфера производства, торговля, транспортныеуслуги и т.д.), налоговое бремя не увеличится, т.к. рентабельность такихпредприятия в основном ниже 40% и доля выплат на социальные нужды в доходе невелика т.е. для таких налогоплательщиков оптимален вариант «доходы-расходы». Адля налогоплательщиков, для которых основную долю затрат составляет заработнаяплата, а следовательно велика доля выплат на социальные нужды в доходе, которыеуменьшают величину налога при применении варианта «доходы», налоговое бремяможет увеличится. Таким образом, если расходы сопоставимы с доходами,целесообразно остановиться на доходах за вычетом расходов, если же расходыневелики, выгоднее другой вариант.
Во-вторых, от квалификации бухгалтера, т.к. учитывать расходысложнее, поэтому если бухгалтера нет, то лучше выбрать объектом доходы. Крометого, при объекте доходы вести налоговый учет можно даже вручную, а при объектедоходы минус расходы обычно требуется специальная компьютерная программа.
В-третьих, нужно выяснить, какие именно расходы ожидаются иупомянуты ли они в перечне из пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Ведь можетоказаться, что расходов много, а учесть их не получится. Тогда экономнее платитьналог с доходов.
В-четвертых, от того, какая ставка по единому налогу будетвведена для данного налогоплательщика законом субъектом РФ.
Также приобретенные объекты основных средстввыгоднее разделить на части. Если составные части объекта стоят не более 20 000руб., их выгоднее учесть раздельно. Такое малоценное имущество включается всоответствии с ПБУ 6/01 в состав материально-производственных запасов.
Таким образом, рассмотрев примеры минимизацииналогообложения упрощенного режима налогообложения, можно сделать вывод о том,что в настоящее время в целях поддержки бизнеса, повышения эффективности егофункционирования, а также обеспечения рыночной конкурентоспособностизаконодательные нормативные акты в сфере налогообложения предоставляюторганизациям широкий спектр возможностей. Задача руководства предприятия и бухгалтерскойслужбы заключается в изучении этих возможностей и обеспечении их практическойреализации в процессе осуществления своей деятельности.

Заключение
В данной работе рассмотрены вопросы, связанные с применениеммалыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями специальных налоговыхрежимов, а также проанализирована методика выбора наиболее оптимальноговарианта налогообложения для ООО «ХХХХХХ».
В работе рассмотрена общетеоретическая характеристикаспециальных налоговых режимов: понятие, роль в налоговой политике РоссийскойФедерации, условия применения УСН, налоговый учет и отчетность при УСН. Анализлитературных источников показал, что исследователи в своих работах исходяттолько из юридического понимания этого термина, приведенного в НК РФ.Определение экономической сути специального налогового режима остается нераскрытым. Сформулированы характерные черты специального налогового режима иего понятие согласно Налоговому кодексу РФ.
Безусловно, УСН и ЕНВД обладает рядом преимущество по сравнениюс общим режимом. Так, например, ряд налогов заменяются единым налогом ссохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплатыбольничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительноупрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так какобязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому,указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведенияуказанных мероприятий только в отношении одного налога. Немаловажным фактомявляется упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющихспециальные налоговые режимы. Данное упрощение заключается в том, что отпадаетнеобходимость ведения бухгалтерского учета и заменой его ведением Книги учетадоходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимальноупрощен.
Значительно снижаются риски по уплате в бюджет налоговыхсанкций, предусмотренных частью первой НК РФ. Даже если бухгалтером будет допущенаошибка, нарушение коснется только одного налога – единого налога, уплачиваемогопо результатам хозяйственной деятельности.
Одна из положительных сторон УСНО проявляется в возможности переносаполученных убытков на последующие налоговые периоды.
Также одним из плюсов УСНО можно выделить ускоренное списаниерасходов на приобретение объектов основных средств. Однако, в правилах учетарасходов на приобретение объектов основных средств есть и один недостаток, аименно необходимость уплаты дополнительной суммы налога и пени в случае продажиобъекта основных средств ранее установленного срока.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ действующейпрактики применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «ХХХХХХ».Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг, что дает ООО «ХХХХХХ»право применять упрощенную систему налогообложения.
Предприятие применяет УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.При этом, в качеств объекта налогообложения при исчислении единого налога,используется показатель «доходы, уменьшенные на величину расходов». Расчетыпоказали, что выгоднее было бы использовать в качестве объекта налогообложенияпоказатель «доходы».
Нами была предложена методика оптимизации применения УСН.Первое, что необходимо выяснить правильность выбора объекта налогообложения.Как видно из проведенного анализа оптимальным вариантом является объектналогообложения доходы, при этом объекте налогообложении налоговая нагрузкаснижается. Поскольку ООО «ХХХХХХ» избрала объект «доходы, уменьшенные навеличину расходов», то должно стремиться к максимальному формированию затратнойчасти, сводя налоговую нагрузку к минимуму.
На основании проведенной работы можно сделать вывод, что УСНОявляется льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работуналогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствуетразвитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяетуровень развития экономики страны в целом.

Список литературы
 
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 18.07.2009 № 181-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режимдоступа: БД Консультант Плюс.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть 1. Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 09.03.2010 № 20-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режим доступа:БД Консультант Плюс.
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть II. Федеральный Закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 05.04.2010 № 41-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режим доступа:БД Консультант Плюс.
4. Закон РФ «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 №2118-1. — [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.
5. Федеральный закон«О внесении изменений в ст. 346.25.1 части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации» от 19.07.2009 № 201-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режим доступа: БДКонсультант Плюс.
6. Федеральный закон«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»от 19.07.2009 № 204-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.
7. Федеральный закон«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24июля 2007 г. № 209-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.
8. Федеральный закон«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. — [Электр. ресурс] Режимдоступа: БД Консультант Плюс.
9. Постановление ФАСВосточно-Сибирского округа от 12.03.2009 № А33-1275/08-Ф02-874/09 — [Электр.ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.
10. Постановление ФАСМосковского округа от 26.01.2009 № КА-А40/13273-08 — [Электр. ресурс] Режимдоступа: БД Консультант Плюс.
11. Постановление ФАССеверо-Западного округа от 08.10.2008 № А13-9829/2007. — [Электр. ресурс] Режимдоступа: БД Консультант Плюс.
12. Постановление ФАСУральского округа от 05.02.2009 № Ф09-172/09-С3 (оставлено в силе ОпределениемВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-6770/09) — [Электр. ресурс] Режим доступа: БДКонсультант Плюс.
13. Постановление ФАСУральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 — [Электр. ресурс] Режимдоступа: БД Консультант Плюс.
14. Письмо Минфина Россииот 04.04.2007 № 03-11-04/2/91 — [Электр. ресурс] Режим доступа: БД КонсультантПлюс.
15. Письмо МинфинаРоссии от 23.12.2009 № 03-11-09/413. // [Электр. ресурс] Режим доступа: БДКонсультант Плюс.
16. Письмо УФНС по г.Москве от 25.01.2008 № 18-12/3/005988 — [Электр. ресурс] Режим доступа: БДКонсультант Плюс.
17. Письмо ФНС Россииот 15.07.2009 № ШС-22-3/566@ — [Электр. ресурс] Режим доступа: БД КонсультантПлюс.
18. Закон Приморскогокрая «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента дляиндивидуальных предпринимателей в Приморском крае» от 2 ноября 2005 г. № 292-КЗ. В ред. от 12.10. 2009. № 501-КЗ.
19. Доходы и расходыпри упрощенной системе налогообложения. / Под редакцией И.А.Феоктистова. Изд.8-е, перераб. и доп. – М.: ГроссМедиа, 2010. – 108 с.
20. Дрожжина, И.А.Варианты оптимизации единого налога при применении упрощенной системыналогообложения // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественномпитании, 2008.- № 3. – С.50-56.
21. Дрожжина, И.А. Порядоки условия перехода на упрощенную систему налогообложения и условия прекращенияее применения // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании.– 2009. — №6. – С. 16-20.
22. Зайцев, М.П.Ограничения для применения УСН: последние изменения в НК РФ // Налоговыйвестник. – 2009. — №10-11.
23. Зобова, Е.П.Минимальный налог: проблемы исчисления и уплаты // Упрощенная системаналогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. — №12. – С.16-21.
24. Костанян, Р.К.Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговыеспоры: теория и практика. – 2007. — №7. – С. 22-27.
25. Лермонтов, Ю.Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов. – М.:Налоговый вестник, 2008. — 352 с.
26. Лермонтов, Ю.Специальные налоговые режимы // Аудит и налогообло-жение. – 2008. — № 9-10.
27. Налоги иналогообложение: Учебник для вузов. / Сердюков, А.Э. Вылкова Е.С., ТарасевичА.Л. — СПб.: Питер, 2005. – 460 с.
28. Насырова, В.И.Теоретические и практические аспекты специальных налоговых режимов РоссийскойФедерации // Финансы и кредит. — 2010. — №4. — С. 22-31.
29. Подкопаев, М.В.Совмещение УСНО и ЕНВД – что говорят чиновники // Актуальные вопросыбухгалтерского учета и налогообложения. – 2010. — №3. С. 42-46.
30. Практический комментарий основных изменений налоговогозаконодательства с 2010 года. – М.: КонсультантПлюс, 2009.
31. Практическоепособие по УСН. – М: КонсультантПлюс,2010 – 110 с.
32. Сашичев, В.В.Малый бизнес: новые законодательные меры по снижению налоговой иадминистративной нагрузки // Налоговая политика и практика. – 2009. — №8. –С.10-14.
33. Семенихин, В.В.Упрощенная система налогообложения. / В.В. Семенихин – М.: Налоговый вестник,2009. – 96 с.
34. Скрипниченко,В.А. Налоги и налогообложение / В.А. Скрипниченко. – СПб.: Питер. – 2008 – 492с.
35. Толмачев, И.А.Справочник по специальным налоговым режимам. / И.А. Толмачев. – М.: ГроссМедиа,2008. – 312 с.
36. Управление ФНСРоссии по Приморскому краю. [Электр. ресурс] Режим доступа: www.nalog.ru/index.php?topic=budjet
37. Упрощеннаясистема налогообложения. / Под общей редакцией Ю.А. Васильева. – М.: АюдарПресс, 2009. – 214 с.
38. УСН: новыеправила перехода и применения // Российский налоговый курьер. — 2009. — №18. — С. 50-56.
39. Филина, Ф.Н.Годовой отчет «Упрощенка». / Ф.Н. Филина.– М.: ГроссМедиа, 2009. – 136 с.
40. Шацило, Г.В. Ороли единого налога в специальных налоговых режимах // Финансы. — 2007. — №8. — С. 37-41.
41. Ялбулганов, А.А.Специальные налоговые режимы / А. А. Ялбулганов. – М.: Ось-89, 2009 – 128 с.

Приложение 1
Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов вРоссииНаименование Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде ЕНВД Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Признаки спецрежимов Добровольность применение + - + - Дополнительное правовое регулирование на уровне субъекта Федерации или местном уровне + + + + Возможность добровольного отказа от режима без негативных последствий - - - - Единый налог как ядро спецрежима + + + - Элементы налогообложения спецрежимов Дополнительные льготы внутри режима + - + - Предмет налога / налогообложения Доход Вид деятельности Доход Соглашение о разделе продукции Объект Доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов Вмененный доход Доходы, уменьшенные на величину расходов По видам налогов Источник налогообложения Доход или чистый доход Доход Чистый доход По видам налогов Субъект Организации, индивидуальные предприниматели Организации, индивидуальные предприниматели, занятые определенными видами деятельности Организации, индивидуальные предприниматели — сельходпроизводители Юридическое лицо, объединение юр. лиц – инвесторы соглашений о разделе продукции


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.