Реферат по предмету "Финансовые науки"


Принципы формирования государственного бюджета и бюджетная политика в Российской Федерации

План
Введение
I. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы ибюджетного устройства Российской Федерации
1.2 Принципы бюджетной системы
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы,сбалансированность бюджетов
II. Характеристика отдельных уровней бюджетнойсистемы
2.1 Федеральный бюджет
2.2 Региональный бюджет
2.3 Местные бюджеты
2.4 Внебюджетные фонды
III. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Ведущую, определяющуюроль в формировании и развитии экономической структуры любого современногообщества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избраннойвластью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов,позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеномкоторой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системыгосударство образует централизованные и воздействует на формированиедецентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнениявозложенных на государственные органы функций.
С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексомдокументов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой,выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стильосуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властьюэкономической политике является производным продуктом, он полностью зависит отизбранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимыхгосударству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяетналоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направлениярасходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики государства.Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулированияэкономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовыекатегории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), являетсяведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую,так и политическую роль в любом современном обществе.
 
/>I. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ/> 1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы ибюджетного устройства Российской Федерации
Центральное место в финансовой системе любого государствазанимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый плангосударства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетныйкодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «формуобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средствомаккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможностьсодержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий,реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государствомприсущих ему функций.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы:«основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РоссийскойФедерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принятопонимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерациии бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второйуровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов;
третий уровень — местные бюджеты.
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется еегосударственным устройством — в унитарных государствах бюджетная система имеетдва уровня — государственный бюджет и местные бюджеты. Необходимо такжеотметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовойсистемы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированныйбюджет» — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующейтерритории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляютбюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территориимуниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ — это федеральный бюджети консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяютполучить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерациив целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
 />1.2 Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закрепленыследующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
1) единствабюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничениядоходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3) самостоятельностибюджетов;
4) полнотыотражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетныхфондов;
5) сбалансированностибюджета;
6) эффективностии экономности использования бюджетных средств;
7) общего(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8) гласности;
9) достоверностибюджета;
10) адресностии целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единствоправовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единствопринципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетногозаконодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета,единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектовРФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов междууровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностьюили частично) и полномочий по осуществлению расходов за органамигосударственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
1) правозаконодательных органов государственной власти и органов местногосамоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлятьбюджетный процесс;
2) наличиесобственных источников доходов бюджета каждого уровня;
3) законодательноезакрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходовсоответствующих бюджетов;
4) правоорганов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельнов соответствии с законодательством определять направления расходования средствсоответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующихбюджетов;
5) недопустимостьизъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) обюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии порасходам бюджетов;
6) недопустимостькомпенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительныхрасходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, заисключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов ирасходов бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходыбюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательныепоступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов вобязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальныерасходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетныхфондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объемпредусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объемудоходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Присоставлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должныисходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использованиябюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетовуполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить изнеобходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшегообъема средств или достижения наилучшего результата с использованиемопределенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходовозначает,что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета ипоступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления немогут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевыхбюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другогоуровня.
Принцип гласности означает: обязательноеопубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении,полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения ипринятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающимразногласия внутри представительного органа или между исполнительным ипредставительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежностьпоказателей прогноза социально-экономического развития соответствующейтерритории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетныхсредств означает,что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателейс обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 1.3Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечениясопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетнаяклассификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов сприсвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетнаяклассификация дает возможность экономического и статистического анализа доходови расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. СогласноБК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:
-классификацию доходов бюджетов РФ;
-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
-экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
-классификацию источников внутреннего финансированиядефицитов бюджетов РФ;
-классификацию источников внешнего финансирования дефицитафедерального бюджета;
-классификацию видов государственных внутренних долгов РФ,субъектов РФ, муниципальных образований; классификацию видов государственноговнешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходовбюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетовРоссийской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов РоссийскойФедерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РоссийскойФедерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется присоставлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составленииконсолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные)органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшуюдетализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принциповпостроения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством враспоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы федерального бюджета формируются за счет[1]:
/> I. Налоговые доходыфедерального бюджета:
1. налогана прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанногоналога в федеральный бюджет;
/>/>/>2. налогана добавленную стоимость;
/>/>3. акцизовна спиртосодержащую/>, табачную продукцию, />/>автомобили/> и акцизов по подакцизным товарам ипродукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;
/>4. налогана добычу полезных ископаемых;
/>/>5. сбораза пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренниеводные объекты);
/>/>6. водногоналога;
/>7. единогосоциального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РоссийскойФедерации в части;
/>8. государственнойпошлины.
/>/> II. Неналоговые доходыфедерального бюджета:
/>1. доходовот использования имущества, находящегося в государственной собственностиРоссийской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральнымибюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной властиРоссийской Федерации;
/>2. доходовот продажи имущества, находящегося в государственной собственности РоссийскойФедерации;
/>3. частиприбыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейсяпосле уплаты налогов и иных обязательных платежей;
/>/>/>4. таможенныхпошлин и таможенных;
/>5. платыза использование лесов в части минимального размера арендной платы иминимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
/>/>6. платыза пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и помежправительственным соглашениям;
/>7. платыза негативное воздействие на окружающую среду;
/>8. консульскихсборов;
/>9. патентныхпошлин;
/>10. платыза предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимоеимущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающихсодержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Расходы бюджета — денежные средства,направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местногосамоуправления.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующиевиды расходов:
-обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительнойвласти и их территориальных органов;
-функционирование федеральной судебной системы;
-осуществление международной деятельности в общефедеральныхинтересах;
-национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
-фундаментальные исследования и содействиенаучно-техническому прогрессу;
-государственная поддержка железнодорожного, воздушного иморского транспорта;
-государственная поддержка атомной энергетики;
-ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуацийфедерального масштаба;
-исследование и использование космического пространства;
-содержание учреждений, находящихся в государственнойсобственности
-формирование федеральной собственности;
-обслуживание и погашение госдолга РФ;
-компенсация государственным внебюджетным фондам расходов навыплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счетсредств федерального бюджета;
-пополнение государственных запасов драгоценных металлов идрагоценных камней, государственного материального резерва;
-проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
-обеспечение реализации решений федеральных органов власти,приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
-финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
-официальный статистический учет и др.
Кроме этого, средства федерального бюджета используются дляфинансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых вцелевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такиевиды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельскогохозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности;обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитиерыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальныхотношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее./> 
II. Характеристика отдельных уровней бюджетнойсистемы/> 2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетнойсистемы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый плангосударства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределениянационального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,необходимые для регулирования экономического развития стран и реализациисоциальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится сучетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2009год и среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетнымпосланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации «О бюджетной политике на 2008-2010 год» и с учетомреализации целей экономической политики, предусматривающих создание условий дляпродолжения экономического роста, увеличения реальных доходов населения,повышения эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2009год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочнуюперспективу.
Основными задачами бюджетной политики на 2009 год исреднесрочную перспективу являются:
— усиление роли налогово-бюджетной политики в качествеинструмента стимулирования экономического роста;
— повышение устойчивости бюджетной системы, снижение еезависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
бюджет федеральный региональный
— обеспечение профицита федерального бюджета в условияхувеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей повнешним обязательствам;
— повышение качества управления государственными активами ипассивами, совершенствование управление государственным долгом.
Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя изконсервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российскогоэкспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован за счетдополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен.Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента РоссийскойФедерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученныев результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направлятьсяна погашение государственного долга.
В соответствии с такимподходом проект федерального бюджета на 2009 год сформирован по доходам в сумме6,7 трлн. руб., по расходам — в сумме 9,7 трлн. руб. Объем Стабилизационногофонда в 2009 году на начало года составлял 8 трлн. руб. Уровень инфляции — 13%[2]. 2.2 Региональный бюджет
Региональные бюджетыпредставляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. Вэтом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственноеположение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источникиформирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны,занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь изфедерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местнымбюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов вбюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализаданного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.
Как известно,региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъектыРоссийской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтомусреднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видамирегиональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные(включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов,городские двух городов федерального значения — Москвы и Санкт- Петербурга.
Как финансовая категориярегиональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической иэкономической функций любого административно-территориального образованияобъективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежногофонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержаниерегионального бюджета не изменяется — это доходы и расходы.
Бюджетный кодекс РФопределяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15).
В соответствии стребованиями государственного устройства Российской Федерации в целяхгармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальныхобразований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданамиустанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетомсубъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципальногообразования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетовосуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов иобеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.
Таким образом, финансоваясущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных смобилизацией и использованием средств централизованного денежного фондасоответствующего территориального уровня и перераспределением его междубюджетами.
Соответственно,финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляетсовокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации поповоду перераспределения национального дохода и части национального богатства вцелях образования, распределения и использования централизованного в масштабахопределенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функцийи задач субъекта Российской Федерации.
Признание региональногобюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественныхпризнаков, характеризующих данную категорию, свойств, раскрывающих её спецификуи позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность — этоглавное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета каксамостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ,которые также являются финансовыми категориями.
К особым (исключительным)чертам регионального бюджета относятся:
— имеет возможностьрассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;
— является средствомрегулирования местных бюджетов.
Характеризуя рольрегиональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономикестраны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональнымбюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативнымфакторам можно отнести бюджетный дефицит./>2.3 Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системыРоссийской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления. Местное самоуправление — обязательный компонентдемократического государственного строя. Оно осуществляется самим населениемчерез свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций,возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяютсяопределенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в ихназначении. Они выполняют следующие функции:
-формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечениемдеятельности местных органов власти;
-распределение и использование этих фондов между отрасляминародного хозяйства;
-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществленииобщегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределениигосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктурыобщества. Осуществление государством социальной политики требует большихматериальных и финансовых ресурсов.
/>2.4 Внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд — форма образования ирасходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фондыпредназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионноеобеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевойназначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондовутверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона(решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательныхотчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средствагосударственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Внастоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетнымифондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об ихисполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетовгосударственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначействомРоссийской Федерации.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондовРФ:
-Пенсионный фонд Российской Федерации;
-Фонд социального страхования Российской Федерации;
-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
-Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которыхконсолидируются в федеральном бюджете;
-Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
-Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
-Государственный фонд борьбы с преступностью;
-Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-Фонд развития Федеральной пограничной службы РоссийскойФедерации;
-Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
-Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.
Таким образом,реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: частьвнебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются всостав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, втораячасть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в составбюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процессцентрализации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняяполицентричность финансовой системы.
 
/>III. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
Бюджетное планирование — важнейшая составнаячасть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политикигосударства. Его экономическая сущность заключается в централизованномраспределении и перераспределении стоимости общественного продукта инационального дохода между звеньями финансовой системы на основегосударственной социально-экономической программы развития страны в процессестановления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органамигосударственной власти и включает в себя бюджетный процесс, егонормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории иметодологии составления бюджетов государства. В качестве принциповбюджетного планирования выделяют, в частности, единство правовогорегулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод идр.
Бюджетный процесс — регламентируемаянормами права деятельность органов государственной власти, органов местногосамоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрениюпроектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов,утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетныхфондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процессвключает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
-составление проектов бюджетов;
-рассмотрение и утверждение бюджетов;
-исполнение бюджетов;
-составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетноерегулирование — перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетамиразного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФвключает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (БанкРоссии), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетнаяпалата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольныеорганы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются:
· ПрезидентРоссийской Федерации;
· органызаконодательной (представительной) власти;
· органыисполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местногосамоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходовбюджетов, другие уполномоченные органы);
· органыденежно-кредитного регулирования;
· органыгосударственного и муниципального финансового контроля;
· государственныевнебюджетные фонды;
· главныераспорядители и распорядители бюджетных средств;
· иныеорганы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные,налоговые и иные полномочия;
· бюджетныеучреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другиеполучатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющиеоперации со средствами бюджетов.
Основные задачи бюджетного процесса:
· выявлениематериальных и финансовых резервов государства;
· максимальноприближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
· максимальноточный расчет расходов бюджетов;
· обеспечениемаксимальной сбалансированности бюджетов;
· согласованиебюджетов с реализуемой экономической программой;
· осуществлениебюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов междубюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправлениявносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе свышеназванными документами и материалами), на рассмотрение законодательного(представительного) органа, представительного органа местного самоуправления всрок, определенный для федерального бюджета — БК РФ (15 августа), бюджетасубъекта РФ — законом субъекта РФ, местного бюджета — правовыми актами местногосамоуправления. Указанными же законодательными актами определяется и порядокрассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения. Одновременно спроектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетахгосударственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект законамогут быть внесены изменения.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится нарассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августатекущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГДдополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в периодпарламентских каникул — ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД побюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленныхдокументов требованиям закона, после получения которого проект направляется вСовет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектамзаконодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ назаключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырехчтениях.
В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогнозсоциально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговойполитики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджетас бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в частиисточников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, атакже основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ,Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрениепроекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение опринятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта, ГД может передатьпроект в согласительную комиссию (состоящую из представителей ГД, СФ иПравительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставитьвопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовити вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта всогласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основныххарактеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение впервом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимаетсяпостановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первомчтении.
Во втором чтении ГД утверждает расходыфедерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общегообъема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размерФедерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проектфедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во второмчтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
В третьем чтении ГД рассматривает расходыфедерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределениесредств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов пофедеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе впределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статейфедерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ,программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставлениясредств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов,программу государственных внешних заимствований РФ.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральномбюджете в четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправокв проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении недопускается.
Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: впервом чтении — 30 дней со дня внесения в ГД, во втором — 15 дней со дняпринятия в первом чтении, в третьем — 25 дней со дня принятия во втором, вчетвертом — 15 дней со дня принятия в третьем чтении.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон офедеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня егопринятия передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон втечение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом.В случае одобрения в течение 5 закон направляется Президенту РФ для подписанияи обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительнуюкомиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения водном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательногоутверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думойповторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случаенеподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется всогласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодолениявето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания. Вслучае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего годаили невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Думаможет принять федеральный закон о финансировании расходов из федеральногобюджета в Iквартале очередного финансового года.
 
/>Заключение
В результате изучения литературы по интересующей нас проблемеи проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделатьследующие выводы:
- Государственныйбюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это сметадоходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, таки по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежитцентральное место в системе государственных финансов;
- Государственныйбюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет,бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельнымибюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которомуза бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые ондолжен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги,однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговыхпоступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие,обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающиерасширенное воспроизводство и прирост запасов.
В современных условиях типичным явлением для государственногобюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов наддоходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономическойконъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Дляразграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурногобюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данномуровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическимдефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванныйспадом производства и наличием безработицы выше естественного уровня.Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличениюколичества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счетзаймов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результатевыпуска государственных ценных бумаг.
Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновениюгосударственного долга. В зависимости от источников займа государственный долгможет быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженностьправительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам даннойстраны. Значительная государственная задолженность негативно влияет наэкономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается натемпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливаютбюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам,иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям)погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательносказываться на темпах экономического развития.
Позитивные сдвиги вструктуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственныхзатрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное — в результатеналоговой реформы. 
Список использованнойлитературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации (по сост. на 19.02.2009). – М.: ИздательствоОмега-Л, 2009.
2. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
3. Бюджетнаясистема России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
4. Бюджетноепослание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2009год и на среднесрочную перспективу»// Официальный сайт президента России
5. Федеральныйзакон РФ от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009»
6. ЕфимоваЕ.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
7. ИохинВ.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.
8. ШаститкоА., М. Овчинников. Бюджетный процесс в стратегиях социально-экономического развития // Вопросы экономики,2008. — №3.
9. www.kremlin.ru
10. www.consultant.ru
11. www.minfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.