Реферат по предмету "Финансовые науки"


Процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирскаяакадемия государственной службы»
Институтпереподготовки специалистов
Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему:
ПРОЦЕССФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Новосибирск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы формирования бюджетной системы государства
1.1 Сущность и задачи бюджета
1.2 Бюджетное устройство
1.3 Структура и содержание бюджетной системы РФ
2. Анализ бюджета Новосибирской области за 2009 год
3. Проблемы формирования бюджетной системы в РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложения

/>ВВЕДЕНИЕ
К бюджетной системе относятся органыгосударственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты(сметы доходов и расходов), контролирующие поступление доходов и расходованиебюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.
Бюджетная система в соответствии ссуществующими тремя уровнями субъектов государственного управления исобственности (общегосударственный, региональный − субъектов Федерации, иместный или муниципальный) также является трехуровневой −общефедеральной, региональной и местной. Бюджет всех трех уровней называетсяконсолидированным (сведенным вместе) бюджетом.
Реализуются бюджетные отношения черезсистему бюджетного устройства страны.
В действующем в настоящее время Бюджетномкодексе РФ не дано определения бюджетного устройства. Отсутствие назаконодательном уровне трактовки такого основополагающего понятия не только всущественной мере осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений встране, но и ограничивает практические возможности формирования взвешеннойбюджетной политики, поскольку проблема сводится к организации бюджетнойсистемы.
Между тем понятие бюджетного устройства неограничивается только определением структуры статической модели бюджетнойсистемы и принципов ее построения. Характер бюджетного устройства в существенноймере зависит от социально-экономического и от национально-государственногоустройства страны
Бюджетное устройство − это основаннаяна правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньямибюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса, включающей,кроме принципов построения бюджетной системы, также принципы и методы разграничениябюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самихбюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетногозаконодательства Российской Федерации.
Бюджетная система государства являетсясоставным элементом его бюджетного устройства.
Тема курсовой работы достаточно актуальна,поскольку бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Онвыражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны,предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием ииспользованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этихотношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или инойисторический период.
Целькурсовой работы − раскрыть процесс формирования бюджетного устройства ибюджетной системы.
Длядостижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
−рассмотрены теоретические основы и принципы формирования бюджетной системы РФ;
−произведен анализ бюджета Новосибирской области за 2009 год;
−выявлены проблемы формирования бюджетной системы в РФ.
/>/>/>

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯБЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
 
1.1 Сущность и задачи бюджета
Бюджетпредставляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджетупринадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает частьраспределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиямии населением — с другой, которые связаны с формированием и использованиемобщегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержаниеэтих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или инойисторический период.
Формированиебюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального доходастраны и его перераспределением. Основными финансовыми методамиперераспределения национального дохода являются:
1)образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленнуюстоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
2)организация налогов;
3)финансирование отраслей народного хозяйства;
4)формирование и использование общественных фондов потребления, страховых ирезервных фондов.[1]
Во всех этих процессах большую роль играетбюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получаютфинансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществлениясоциальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнениявозложенных на них функций.
В то жевремя бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, котораявыражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет вкачестве одного из основных инструментов обеспечения как посредственно своейдеятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономическойи социальной политики.
Какэкономическая категория бюджетные отношения являются составной частьюфинансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.Бюджет выполняет следующие задачи:
1)перераспределение национального дохода;
2)государственное регулирование и стимулирование экономики;
3)финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политикигосударства;
4)контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежныхсредств.
 
1.2 Бюджетное устройство
Бюджетноеустройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системыстраны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основыфункционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структурубюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств идр.
Основыбюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны,действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета вобщественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющейчастью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система −это совокупность бюджетов государства, административно-территориальныхобразований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений ифондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве иправовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системыгосударства.[2]
Построениебюджетной системы зависит от формы государственного и административногоустройства страны. По степени распределения власти между центром иадминистративно-территориальными образованиями все государства подразделяютсяна унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное(единое) государство − это форма государственного устройства, при которойадминистративно-территориальные образования не имеют собственнойгосударственности или автономии.
Встране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единыеорганы власти, централизованное управление экономическими, социальными иполитическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарногогосударства состоит из двух звеньев − государственного и местных бюджетов.
Федеративное(объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства,при которой государственные образования или административно-территориальныеобразования, входящие в государство, имеют собственную государственность иобладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенныхмежду ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государствтрехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации иместных бюджетов.
Конфедеративное(союзное) государство −- это постоянный союз суверенных государств,созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такогогосударства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. Угосударств − членов конфедерации − действуют свои бюджетные иналоговые системы.[3]
1.3 Структура и содержание бюджетнойсистемы РФ
Построениебюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ иконституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ иБюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трехуровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов;
2)бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов;
3)местных бюджетов.
Внастоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральныйбюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 56 краевых иобластных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областнойбюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).[4]
Следуетотметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетовсубъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиесяза счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числетаких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевойбазы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную системуРоссийской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджетысубъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджетыне включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальныхбюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), вбюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фондРФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд ивнебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).
Средстваэтих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования малочем отличаются от бюджетных средств.
Функционированиебюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающихпринципах:
1)единство бюджетной системы;
2)разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3)самостоятельность бюджетов разных уровней;
4) полнотаотражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетныхфондов;
5)сбалансированность бюджета;
6)эффективность и экономность использования бюджетных средств;
7)общее покрытие расходов бюджета;
8)гласность;
9)достоверность бюджета;
10)адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Вдоходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог надобавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог наимущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы отвнешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисленияна воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственнойсобственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.
Расходнаячасть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурныемероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы навоспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходына оборону, расходы на содержание органов государственной власти,правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономическойдеятельности, образование резервных фондов и др.[5]
Большуюроль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планированиив целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработкепрогнозов экономического и социального развития государства, территорийиспользуются финансовые показатели, в основе которых лежат показателиконсолидированных бюджетов.
Разработкаэкономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также базируется наданных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов наперспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходовконсолидированных бюджетов и такими переменными, как размер ВВП, национальногодохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
Основныефункции управления государством возложены на центральные органы власти. Длявыполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственныхмероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет.В Конституции РФ (ст. 71) зафиксирована, что в ведении Российской Федерациинаходится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фондырегионального развития.
Черезфедеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределениявнутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны междуотраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Средствафедерального бюджета являются главным источником финансирования структурнойперестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса,развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоенияновых территориально-производственных комплексов.
Большуюроль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры,средств массовой информации.[6]
Кналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1)федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговымзаконодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядкебюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системыРоссийской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете наочередной финансовый год;
2)таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3)государственная пошлина в соответствии с Законодательством РоссийскойФедерации;
Кненалоговым доходам федерального бюджета относятся:
1)доходы от использования имущества, находящегося в государственнойсобственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;
2)доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, −в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другиминормативными правовыми актами органов государственной власти РоссийскойФедерации.[7]
Главнымисточником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (83%).Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 35%всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнююторговлю и внешнеэкономические операции − более 14%, среди них основноеместо занимают импортные пошлины.
Федеральныйбюджет является важным инструментом межрегионального перераспределенияобщегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фондфинансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерациивыделяются дотации и субвенции.

/>/>/>/>2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИЗА 2009 ГОД
финансоваясистема бюджет государство
В Новосибирской области в2009 году наблюдалось динамичное развитие практически всех секторов и отраслейэкономики. Валовой региональный продукт (ВРП) губернии ежегодно увеличивался всреднем на 6,6%, объем промышленного производства − на 4%, продукциисельского хозяйства − на 1,6%, инвестиции в основной капитал − на6,4%, объем услуг транспорта − на 4,1%, связи − на 27,2%, оборотрозничной торговли − на 9,4%.
Устойчиво растут реальныерасполагаемые денежные доходы населения области. За первое полугодие 2009 годаони сложились в сумме 7890 рублей на одного жителя в месяц, что на 27,3% вышеуровня аналогичного периода предыдущего года.
Улучшаются финансовыерезультаты деятельности организаций области: на 30% увеличилась прибыль крупныхпредприятий губернии. Интенсивно развиваются отрасли производственнойинфраструктуры. Присутствует тенденция к снижению инфляции. В частности,уровень инфляции в промышленности составил 5,3%, что значительно ниже аналогичногопериода предыдущего года (12,6%), и до конца года может оказать положительноевлияние на динамику потребительских цен.
В Новосибирской областиза прошедший год реализовано порядка 100 крупных инвестиционных проектов; объеминновационной продукции возрос, по сравнению с 2008 годом, в 3 раза.
В 2009 году наблюдаласьположительная динамика производства в электроэнергетике, нефтепереработке,цветной металлургии, промышленности строительных материалов, пищевой и легкойпромышленности. Эти отрасли, а также химия и нефтехимия, машиностроение в целомзавершили текущий год ростом производства.
Объем внешнеторговогооборота Новосибирской области за 2009 год возрос на 24,2% по сравнению саналогичным периодом 2008 года и составил 4389,1 млн. долларов США.
В текущем году в областинаблюдалось динамичное развитие некоторых направлений мясного производства.Производство (реализация) мяса птицы на птицефабриках области в увеличилось на15,1%. Началось формирование нового направления животноводства −специализированного производства говядины.
В растениеводстве быласделана ставка на возделывание таких высокодоходных культур, как подсолнечник икартофель. Посевные площади увеличились на 17% и 16,1% соответственно. Приблагоприятных погодных условиях в период уборочной кампании валовой сбор этихпродуктов, как и ожидался, был выше уровня 2008 года.
Произошли позитивныеизменения в структуре источников финансирования инвестиций. Организациями сталиактивнее использоваться привлеченные средства, на долю которых в 2009 годапришлось 37,5% от общего объема инвестиций, что существенно выше показателяпрошлого года — 26,4%.
За январь-июнь 2009 годапри строительстве и реконструкции объектов, финансируемых за счет средствобластного бюджета, освоено 1497,5 млн.рублей. Основные приоритеты областнойинвестиционной программы остались прежними: строительство Новосибирскогоонкологического центра, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья,строительство объектов образования и спорта.
В плане естественноговоспроизводства населения в области отмечены следующие аспекты: коэффициентрождаемости составил 9,6 промилле, что выше среднегодового показателя запоследние 5 лет (9 промилле); растет доля вторых рождений. Решающую роль в этомсыграли такие областные программы, ориентированные на поддержку молодых семей,как, например, «Молодой семье − доступное жилье».
Сократился разрыв междучислом умерших и родившихся до 1,7 раза (за 2009 год). Численность умерших отнесчастных случаев, отравлений и травм уменьшилась на 5,1%.
В 2009 году ситуация всфере занятости остается стабильной. Положительными тенденциями стали: создание4,7 тысяч рабочих мест в результате увеличения объемов инвестиций; организацияновых крупных производств на территории области, развитие предпринимательскойактивности граждан, повышение трудовой мобильности населения, адаптация кэкономическим переменам, сокращение размеров безработицы.
В отрасли здравоохраненияобеспечивались государственные гарантии оказания населению бесплатноймедицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантийоказания населению Новосибирской области бесплатной медицинской помощи на 2009год. Большое внимание уделялось профилактической деятельности.
В сфере образованияреализуется 7 программ. В целях обеспечения доступности качественногообразования ведется оснащение 143 общеобразовательных центров и 12 ресурсныхцентров профессионального образования учебно-лабораторным и компьютернымоборудованием.
В целях реализации правна образования и установление дополнительных видов социальной поддержкидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят ЗаконНовосибирской области «О материальной и социальной поддержке граждан,обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении губернии имуниципальных образовательных учреждениях».

3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙСИСТЕМЫ В РФ
В Бюджетном кодексе РФ дано следующееопределение: «Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельностьорганов государственной власти, органов местного самоуправления и участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектовбюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетови бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за ихисполнением».[8]
Задачами бюджетного процесса являются:
− максимальное выявление всехматериальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогрессана пути к развитому рыночному хозяйству;
− определение доходов бюджета поотдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии спрогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
− установление расходов бюджета поцелевому назначению, а также общего объема, исходя из потребностибесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения,предусмотренных бюджетом;
− согласование бюджета с общейпрограммой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционныхтенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
− сокращение и ликвидация бюджетногодефицита за счет экономически оправданных источников;
− осуществление бюджетногорегулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путемперераспределения источников доходов государства между ними, а также междусферами хозяйства, экономическими регионами;
− повышение роли перспективногобюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность исбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
− усиление контроля за финансовойдеятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении иминалоговых обязательств;
− автоматизация процесса составленияи исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широкимиспользованием электронно-вычислительной техники.
Налоги − важнейшая форма аккумуляциибюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичностиналоговой системы − непременное условие сбалансированности государственнойказны.
Поддержание баланса доходов и расходовгосударства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а вее рамках − с рациональным соотношением между функциями налогов.
Рассмотрим, что представляет собойструктура доходной и расходной статей федерального бюджета в России. В связи спостепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2004 г. ежегоднопредусматривается растущий профицит (табл. 1).[9]
 
Таблица 1
Доходы, расходы, дефицит (профицит)федерального бюджета (в % к ВВП)Год Доходы Расходы
Дефицит (-)
Профицит (+) 1996 15,8 18,9 -3,1 1997 14,9 20,6 -5,5 1998 13,4 23,4 -10,0 1999 15,1 17,9 -2,8 2000 14,9 18,6 -3,7 2001 13,9 17,6 -3,7 2002 11,9 17,2 -5,3 2003 12,9 14,0 -1,1 2004 16,0 14,6 1,4 2005 17,6 14,7 2,9 2006 19,4 17,8 1,6 2007 18,5 18,0 0,5 2008 17,9 17,4 0,5 2009 17,8 16,3 1,5
Из таблицы 1 видно, что в последнее времяпоступление налогов существенно улучшилось. Прежде нередко ситуацияскладывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федеральногобюджета в 1998 г. достиг максимума (10,0%).
Совершенно обособленным понятием в структуребюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета,который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рассмотрим показатели сбалансированностиконсолидированного и федерального бюджета представлены в табл. 2 и 3.[10]
 
Таблица 2
Консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Доходы 5,33 49,7 172,4 437,0 597,7 711,6 686,8 1213,6 2096,5 2301,2 3435 3421,4 4543,9 5478,3 Расходы 597 57,7 230,4 486,1 694,4 835,5 842,1 1258,0 1950,0 2285,4 32546 4202,9 4211,6 5200,2 Дефицит (-), Профицит (+) -0,64 -8,0 -58,0 -49,1 -96,7 -123,9 -155,3 -44,4 +146,5 +157,4 +18102 +118,54 +332,33 +278,1
/> 

Таблица 3
Федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Доходы 3,02 25,5 81,7 232,1 320,3 343,4 325,9 615,3 1132,1 1193,5 2002,4 2417,8 2742,8 3326,0 Расходы 3,98 35,4 142,7 275,2 400,0 436,6 472,2 666,9 1029,2 1193,4 1871,9 2435,6 2659,4 3047,9 Дефицит (-), Профицит (+) -0,96 -9,9 -61,0 -41,3 -79,7 -93,2 -146,3 -51,4 +102,9 +0,1 + 126,5 +72,2 +83,4 +278,1
/> 
Основная часть доходного потенциалафедерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2005 по2007 г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практическинеизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в2005 г. налоговые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2006 г. они составилиуже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2007 г.налоговые доходы составили 14,5%, а в 2008 и 2009 гг. соответственно 13,7 и13,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляютнезначительную долю доходного потенциала − около одного процента. Этосвидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственнойсобственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциалепроизводственной сферы остается достаточно высокой − около 30%, а отдачав виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь2,25% от доходов федерального бюджета в 2006г. и 3,5% в 2007 г.
Основные статьи доходов федеральногобюджета в 2008-2009 гг. приведены в табл. 4.

Таблица 4
Основные параметры федерального бюджетана 2007-2009 гг. (млрд руб.)Параметры 2007г. 2008г. 2009г.
Утверждено
Законом В % к ВВП
Утверждено
Законом В % к ВВП Утверждено Законом В % к ВВП I. Доходы всего 2417791,8 18,5 2686155,9 17,7 3001139,4 17,3 из них: налоговые доходы 1892363,7 14,5 2083987,0 13,7 2328912,4 13,4 неналоговые доходы 145721,8 1,1 160554,5 1,1 169296,7 1,0 доходы целевых бюджетных фондов 14066,3 0,1 13114,4 0,1 13630,3 0,1 единый социальный налог 365 640,0 2,8 428 500,0 2,8 489 300,0 2,8 II. Расходы всего 2345641,3 17,9 2591404,6 17,1 2851475,5 16,4 1.Процентные расходы 277 510,0 2,1 290164,2 1,9 302161,1 1,7 в том числе: внутренние 57482,1 0,4 67 992,7 0,4 78 242,0 0,5 внешние 220027,9 1,7 222 171,5 1,5 . 223919,1 1,3 2. Непроцентные расходы (без единого социального налога) 1702491,3 13,0 1 872 740,4 12,4 2060014,4 1.1,9 3. Единый социальным налог 365 640,0 2,8 428 500,0 2,8 489300,0 2,8 III. Профицит, дефицит 72150,5 0,6 94751,3 0,6 149 663,9 0,9 IV. Финансовый резерв 324 340,3 2,1 474 004,2 2,7
Как видно из приведенной таблицы,значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федеральногобюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со снижением относительного уровняединого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федеральногобюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.
Единый социальный налог стал учитываться вструктуре налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2006 г.
Единый социальный налог (взнос),зачисляемый в государственные внебюджетные фонды − Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхованияРФ − и предназначенный для мобилизации средств на реализацию праваграждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскуюпомощь, введен действие с 1 января 2005г.

Таблица 5
Основные статьи доходов федеральногобюджета в 2008-2009 гг.Статья дохода 2008г. − закон (прогноз по цене на нефть 22 долл. США за баррель, курс − 31,3) 2009г. − проект (прогноз по цене на нефть 26 долл. США за баррель, курс − 30,21)
Млрд
руб.
%
ВВП
%
дох. млрд руб.
%
ВВП
%
дох. 1.ЕСН 438,2 2,9 16,0 260,2 1,4 8,4 2. НДС 988,4 6,5 36,0 1094,0 6,1 35,3 3. Таможенные пошлины 532,5 3,5 19,4 739,4 4,1 23,8 4. Налог на добычу полезных ископаемых 267,9 1,8 9,8 400,2 2,2 12,9 5. Акцизы 98,5 0,6 3,6 84,7 0,5 2,7 6. Налог на прибыль организаций 164,6 1,1 6,0 235,2 1,3 7,6
Таблица 6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ[11](в млрд. руб.)Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Доходы 2,67 30,1 115,6 241,0 334,9 433,4 413,5 660,8 1065,9 1107,7 1437,3 1903,6 2141,1 2486,8 Расходы 2,35 28,2 112,6 247,0 351,9 468,1 422,5 653,8 1032,1 1092 1382,8 1857,2 1892,2 2486,8 Дефицит(-), Профицит (+) +0,32 +1,9 +3,0 -6,0 -17,0 -34,7 -9,0 +7,0 +33,8 +15,7 +54,5 +46,4 +248,93 0,0
В доходах российского федерального бюджетаосновные налоговые поступления − это косвенные налоги (налог надобавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует онедостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенноеналогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которыеполностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерноекосвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственносокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Но не только акцент на косвенноеналогообложение искажает возможности воздействия налогов как экономическогорычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточнонегативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизмрегулирующих налогов.
По причине необеспеченности расходовбюджетов первичными доходами в 1990-е гг. и федеральный, и консолидированныйбюджеты не были подчинены росту инвестиционной активности, отодвигалось набудущее решение острейших социальных проблем. К этому периоду относятся инициативыправительства по приостановлению действия множества норм законов, гарантирующихсоциальную защиту, а в 2008г. это вылилось, несмотря на предвыборные заверениязаботиться о благе сограждан, в отмену социальных льгот, в их заменуобесцениваемой инфляцией «компенсацией», которая таковой не будет. Придекларации «социальности» государства в статье 7 Конституции РФ это — симптоматический признак утраты им последних остатков «социальности». Этидействия к тому же абсолютно недемократичны. Если действующая Конституцияпринята в результате волеизъявления народа, как принято считать в ситуациидействующих схем «волеизъявления», то выхолащивание остатков прежних социальныхгарантий в ее содержании недопустимо.[12]
К сожалению, многие расходы бюджетной сферыфинансируются по остаточному принципу, хотя налоги платят в расчете накачественное выполнение государством своих функций. Плательщики налоговпрактически оплачивают риски и платежи по бездарно используемым внешним ивнутренним займам. И хотя благодаря высоким ценам на нефть внешние заимствованиянесколько были сокращены, но внутренние растут. Общая величина внутреннегогосударственного долга на конец 2006 г. законом о бюджете предусматривалась вобъеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2007 г. на начало 2008 г. верхнийпредел государственного внутреннего долга был предусмотрен в сумме 841 млрд.руб., в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациямфедерального займа с амортизацией долга − на 67 млрд. руб. приустановлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.
Конъюнктурный рост доходов и наличиедовольно значительного Стабилизационного фонда позволяет досрочно сокращатьвнешний государственный долг, формирующий основную часть государственного долга(наряду с внутренним), а значит, и процентные расходы. Перед Россией, одна, ко,ее заемщики досрочно долги не погашают. Более того, Россия, особенно не возражавшаяпротив агрессии США в Ираке, можно сказать, содействовала созданию ситуациинепогашения перед нею иракского долга.
Очевидно, что при планируемом профицитегосударство использует источники покрытия дефицита. Получается, что дефицитбюджета имеется, но маскируется тем, что в конечном счете вместо увеличениярасходов, для которых, в общем-то, и формируются доходы, предусматривается профицит.В бюджете на 2007 г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. имаскировал дефицит федерального бюджета в сумме 288,3 млрд. руб. − 2,2%ВВП.[13]
Фактически он, судя по материалам проектазакона об исполнении бюджета за 2007 г., достиг 227 млрд. руб. Тот же курспрослеживался в проекте федерального бюджета на 2008г.: был предусмотренпрофицит в объеме 83,4 млрд. руб. − при увеличении государственныхвнутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетнымзаконодательством источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятсяобычными доходами бюджета. Снова будет его фактическое превышение, о чем свидетельствуетрост в 2008 г. Стабилизационного фонда.
На 2009 г. планировался профицитфедерального бюджета в сумме 278,1 млрд. руб. Предусмотрено сокращениезадолженности по внешним обязательствам в сумме 344,43 млрд. руб. (11,48 млрд.долл.), но при этом задолженность по внешним долговым обязательствам возрослана 1,127 млрд. долл. (33,82 млрд. руб.). Сальдо по источникам внутреннего финансированиядефицита федерального бюджета предусматривалось (с учетом погашения долга всумме 122 млрд. руб.) на уровне 88,85 млрд. руб., в том числе за счет продажиимущества, находящегося в государственной собственности − 48,74 млрд.руб. Как видно, внутренние и внешние заимствования используются как обычныйисточник доходов федерального бюджета при столь значительном профиците.[14]
Формирование профицита, не сопровождаемоеего использованием для инвестиций, развития науки и образования, модернизациипроизводственной инфраструктуры и роста на этой основе ВВП, противоречит официальномукурсу на активизацию экономического роста. Пока это не будут учитыватьполемизирующие с главой государства и правительства министры финансов иэкономического развития и торговли, реальный экономический рост проблематичен.Он практически невозможен без увеличения производства конкурентоспособнойпродукции и услуг, что по определению исключается, если рост связывается восновном с ростом добычи и экспорта нефти. Более того, это ограничивает рост вэнергоемких отраслях первого подотдела первого подразделения общественногопроизводства.
/>По отношению к бюджету действует правовой режим(иммунитет), при котором органы судебной власти и правоохранительные органы немогут изымать и направлять бюджетные средства на цели, не предусмотренные вутвержденном бюджете, за исключением случаев компенсации ущерба бюджетополучателямпо решению Арбитражного суда.[15]
Задачами Министерства финансов РоссийскойФедерации как участника бюджетного процесса является составление проектафедерального бюджета Российской Федерации и представление его Правительству РФ,а также составление проектов распределения федеральных налогов и сборов междууровнями бюджетной системы, прогноза консолидированного бюджета РоссийскойФедерации, разработка предложений по совершенствованию налоговой политики иналоговой системы.
Для реализации основных задач Министерствофинансов РФ выполняет следующие функции:
− организует в соответствии сзаконодательством Российской Федерации работу по составлению проектафедерального бюджета, принимает участие в разработке проектов бюджетовгосударственных федеральных внебюджетных фондов, определяет порядокраспределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы,составляет консолидированный бюджет Российской Федерации;
− представляет сторону государства вдоговорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе и гарантий засчет средств федерального бюджета (если эти функции не были переданыуполномоченному органу), а также в уведомлениях о бюджетных назначениях;
− осуществляет методическое руководствов области составления и исполнения бюджета, определяет формы бюджетной заявки,сметы доходов и расходов бюджетных организаций и государственных имуниципальных предприятий;
− составляет сводную росписьбюджетных расходов в разрезе бюджетополучателей; совместно с главнымираспорядителями средств федерального бюджета доводят уведомления о бюджетныхназначениях до всех бюджетополучателей;
− разрабатывает прогнозконсолидированного бюджета Российской Федерации;
− определяет стратегию управлениягосударственным долгом Российской Федерации, разрабатывает программу внутреннихзаимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает вкачестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссииценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований;
− осуществляет по поручениюПравительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями,определяет валютно-кредитную и таможенную политику страны;
− разрабатывает проекты программвнешних заимствований, организует работу по привлечению иностранных кредитныхресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ напривлечение иностранных кредитных ресурсов третьими сторонами и определяетпорядок предоставления таких гарантий;
− осуществляет методическоеруководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц, независимо оторганизационно-правовых форм;
− осуществляет другие функции,предусмотренные федеральными законами.
Министерство финансов РФ несетответственность за несоответствие росписи бюджетных расходов утвержденномубюджету; за несвоевременность составления росписи бюджетных расходов; занесоблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, государственных гарантий ибюджетных инвестиций; за недоведение и несвоевременное доведение уведомлений обюджетных назначениях до бюджетополучателей.[16]
Кредитные организации на основе конкурса,порядок проведения которого определен Бюджетным кодексом РФ, могут осуществлятьследующие операции:
− операции со средствами федеральногобюджета, государственных внебюджетных фондов либо бюджетов субъектов Федерациии муниципальных образований;
− предоставление прямых кредитовПравительству РФ либо исполнительным органам субъектов Федерации имуниципальных образований;
− размещение и управление пакетамигосударственных ценных бумаг либо ценных бумаг, находящихся в собственностигосударства;
− предоставление кредитов бюджетополучателямлибо организациям-недоимщикам по платежам в бюджет при проведении зачетов.
Организация бюджетного процесса на всехуровнях бюджетной системы включает в себя следующие этапы:
− составление проектов бюджетов ипредставление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы
− рассмотрение бюджетов органамизаконодательной власти и их утверждение в форме принятия соответствующегозаконодательного акта;
− исполнение утвержденных бюджетов;
− составление отчетов об исполнениибюджетов;
− утверждение отчетов об исполнениибюджетов в форме принятия соответствующих законодательных актов;
− составление сводов об исполненииконсолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органыисполнительной государственной власти для последующего представления вПравительство РФ.
Составление проектов бюджетов, исполнениебюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составлениеконсолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органовисполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местногосамоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждениеотчетов об их исполнении − это прерогатива органов государственной законодательнойвласти и представительных органов местного самоуправления.[17]
Все элементы бюджетного процессавзаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не толькоэкономической жизни общества, но и политической культуры.

/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можносделать следующие выводы.
Какэкономическая категория бюджетные отношения являются составной частьюфинансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов. Бюджетпредставляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджетупринадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает частьраспределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиямии населением − с другой, которые связаны с формированием и использованиемобщегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Любой бюджет опирается на доходы,собираемые почти со всех хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Системазаконов и норм, регулирующих эту сферу государственной жизни, а также органов,осуществляющих эти функции, составляют налоговую систему страны. В связи стеснейшей связью налоговой системы с бюджетом, часто их рассматривают вместекак бюджетно-налоговую систему.
Структура налоговых платежей в Россиипредставляет собой достаточно разительный контраст по сравнению с аналогичнойструктурой в странах Запада, поскольку в ней чрезмерно велик удельный вескосвенных налогов при низкой доле подоходного налога и налогов на имущество.Высокое косвенное налогообложение выступает фактором сдерживания спроса, его излишнеебремя является одной из причин затяжного спада российской экономики. Налоговаясистема, ориентированная на косвенное обложение хозяйственной деятельности,привела к непропорциональному распределению налогов между сферами производства.
Построениебюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ иконституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ иБюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трехуровней:
1) федерального бюджета и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов;
2)бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов;
3)местных бюджетов.
Вдоходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог надобавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог наимущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы отвнешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисленияна воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственнойсобственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.
Расходнаячасть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурныемероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы навоспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходына оборону, расходы на содержание органов государственной власти,правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономическойдеятельности, образование резервных фондов и др.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный законРФ от 07.12.2008 «О федеральном бюджете на 2009 год».
2. ЗаконНовосибирской области «Об областном бюджете на 2009 г» (принят 21 декабря 2008года).
3. ЗаконНовосибирской области от 30 июля 2001 года № 57-ГД «О бюджетном устройстве ибюджетном процессе в Новосибирской области».
4. Беляев Ю.А.Финансы местного самоуправления // Финансы, 2007, № 11.
5. Бюджетная системаРоссии: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б.Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 540 с.
6. Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2008. — 611с.
7. Вахрин П.И.Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. — М.; Финансы истатистика, 2008. — 542с.
8. Воронин, Ю.,Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2009 — №1.
9. ВрубелевскаяО.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт,2008.
10. Годин А.М.,Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.– 3-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: «Дашков и к», 2008. – 568с.
11. Игонин В.В.Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день // Вопросы экономики. — 2009. — №1. — С.33-38.
12. Игонина Л.л. Муниципальные финансы: Учебноепособие. — М.: Экономистъ, 2009. -330с.
13. Кашин В.А. Осовершенствовании налоговой системы в РФ // Налоговый вестник. — 2009. — №11. –С.15-19.
14. Ковалева Т.М.,Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М., 2007.
15. Лексин В., ШвецовА. Бюджетный федерализм. // Вопросы экономики, 2008, № 3.
16. Ливеровский А.А.,Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектовРоссийской Федерации. – СПб., 2007.
17. Никитин С.М.Бюджетный процесс // Деньги и кредит. — 2009. — № 11. — С.49-57.
18. Никулина Е.В.Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент вРоссии и за рубежом, 2009, №7.
19. Огонин И.А. Рольи социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. — 2009. — №2.- С.13-19.
20. Осетрова Н.М. Квопросу сущности и определения налогов // Налоговый вестник. — 2009. — № 6. — С.150-152.
21. Парыгина В.А.,Тедеев А.А. Бюджетное право и бюджетный процесс. – М., 2008.
22. Савченко Е.С.Бюджетная система РФ // Достижения науки и техники АПК. — 2009. — № 1. — С.10-13.
23. Теоретические иметодологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. — М.:Финансы и статистика, 2008. — 529с.
24. Тедеев А.А,Парогиева В.А. Бюджетная система России. – М.: Эксмо., 2008.

Приложение 1
К Закону Новосибирскойобласти «Об областном бюджете на 2009 год»
Структура расходовобластного бюджета на 2009 год по направлениям расходов в разрезе разделов иподразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФКод Наименование раздела, подраздела функциональной классификации, направления расходов
Сумма,
тыс. рублей 1 2 3 0100 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 2 094 752 0105 Судебная система 107 038 0113 Резервные фонды 106 129 0300 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 825 906 0400 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 5 115 337 0401 Общеэкономические вопросы 16 626 0402 Топливо и энергетика 59 210 0405 Сельское хозяйство и рыболовство 1 597 147 0407 Лесное хозяйство 23 674 0408 Транспорт 2 842 620 0410 Прикладные научные исследования в области национальной экономики 51 495 0500 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 424 988 0600 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 133 921 0700 ОБРАЗОВАНИЕ 4 837 374 0800 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 380 470 0900 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 5 249 170 1000 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 4 314 561 1100 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 9 834 028 1101 Финансовая помощь бюджетам других уровней 4 409 559 1103 Фонд муниципального развития 1 474 137 ВСЕГО РАСХОДОВ 34 210 507

Приложение 2
к Закону Новосибирскойобласти «Об областном бюджете на 2009 год»
Поступление доходов вобластной бюджет в 2009 году
по основным источникамКод Наименование источника
Сумма,
тыс. руб. 1 00 00000 00 0000 000 ДОХОДЫ 30 485 046 1 01 00000 00 0000 000 Налоги на прибыль, доходы 21 297 512 1 03 00000 00 0000 000 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 2 453 012 1 05 00000 00 0000 000 Налоги на совокупный доход 440 263 1 06 00000 00 0000 000 Налоги на имущество 4 523 440 1 07 00000 00 0000 000 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 751 249 1 08 00000 00 0000 000 Государственная пошлина 200624 1 09 00000 00 0000 000 Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 135 391 1 11 00000 00 0000 000 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 579 238 1 12 00000 00 0000 000 Платежи при пользовании природными ресурсами 89 817 1 14 00000 00 0000 000 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 7 000 1 16 00000 00 0000 000 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 7 500 2 00 00000 00 0000 000 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 722 009 2 02 00000 00 0000 000 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов 722 009 2 02 02080 00 0000 151 Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 516 765 2 02 02110 00 0000 151 Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния 53 736 2 02 02200 00 0000 151 Прочие субвенции 68 766 2 02 01030 03 0000 151 Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления 82 742 ВСЕГО ДОХОДОВ 31 207 055


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.