Реферат по предмету "Финансовые науки"


Правовые организационные основы аудиторской деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации иза рубежом
1.1. Международные и федеральные правила (стандарты) аудиторскойдеятельности
1.2. Понятие налогового контроля, его основные принципы, цели, задачи.Виды налогового контроля и организация аудита налогообложения.
Глава 2. Составление общего плана и программы аудита налогообложения
2.1. Организация аудита налогообложения
2.2. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходеаудита налогообложения
2.3.Особенности проведения аудита налогообложения в условиях компьютернойобработки данных.
Заключение
Списоклитературы
Приложения

Введение
Актуальностьтемы заключается в том что аудит налогообложения — сложный и трудоемкийпроцесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства оналогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплатыналогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений.
Эффективнаяэкономика страны требует наличия развитой системы финансового контроля,представляющего собой систему организационно-правовых форм и методов проверкизаконности, целесообразности и правильности действий по формированию денежныхфондов на всех уровнях государственного управления.
Учебноепособие, в котором рассмотрены все проблемы, касающиеся организации ипроведения аудита налогообложения в России, состоит из четырех разделов:
1. Правовые иорганизационные основы аудиторской деятельности.
2.Планирование и методика аудита налогообложения.
З. Проверканачисления и уплаты отдельных видов налогов.
4.Заключительный этап аудита налогообложения.
В первомразделе рассмотрено регулирование аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации, международные и федеральные правила (стандарты) аудиторскойдеятельности. Дано понятие налогового контроля, его основные принципы, цели изадачи. Приведены виды налогового контроля. Рассмотрена организация аудитаналогообложения.
Во второмразделе представлены составление общего плана и программы аудитаналогообложения, оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входе аудита налогообложения, а также существенность, аудиторский риск,особенности проведения аудита налогообложения в условиях компьютерной обработкиданных. Отдельно излагаются проблемы использования работы эксперта,привлекаемого при проведении аудита налогообложения.
В третьемразделе приводятся методики проверок федеральных, региональных и местныхналогов и сборов, включая налог на добавленную стоимость, налог на доходыфизических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог наимущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имуществофизических лиц.
В четвертомразделе приведены оценка влияния выявленных нарушений и действия аудитора наобнаружение искажений отчетности и налоговых деклараций, оценка аудиторомрезультатов аудита налогообложения, показано взаимодействие аудиторов сруководством и персоналом аудируемого лица в ходе проверки. Отдельнопредставлено содержание заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица,сообщение информации, полученной по результатам аудита налогообложения,руководству аудируемого лица (собственникам).
Приподготовке данного учебного пособия использованы материалы нормативных ирегламентирующих документов.

1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерациии за рубежом
 
1.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ[1]
 
К правовым изаконодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерацииотносятся следующие:
1.Конституция РФ (в ред. от 25 июля 2003 г.).
2.Гражданский кодекс РФ.
3. Налоговыйкодекс РФ.
4. Уголовныйкодекс РФ.
5. Кодекс РФоб административных правонарушениях.
6.Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
7. Закон РФот 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
8.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковскойдеятельности (с последними дополнениями и изменениями)».
9. Закон РФот 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РоссийскойФедерации (в ред. от 31 декабря 1997 г.)».
10.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности».
11.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
12.Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об  обществах с ограниченнойответственностью».
13.Федеральный закон от7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионныхфондах».
14.Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленныхгруппах»
15.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «0б утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред.постановлений Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405, от 7 октября 2004 г. № 532, от 16 апреля 2005 г. № 228, от 25 августа 2006 г. № 523).
16.Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80
«О вопросахгосударственного регулирования аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации».
17. Отчет обаудиторской деятельности ф. 1 — аудит, утверждено 13 июля 2004 г. № 26 постановлением Федеральной службы государственной статистики «Сведения об оказании услугв области аудита за — г.».
18. Отчет обаудиторской деятельности ф. 2— аудит, утверждено 14 ноября 2006 г. Кд 66 постановлением Федеральной службы государственной статистики «06 утверждениистатистического инструментария для организации Минфином России статистическогонаблюдения за аудиторской деятельностью».
19. Другие.
Приведенныйперечень нормативно-правовых документов обеспечивает организацию аудиторскойдеятельности в РФ, однако он будет расширяться за счет принятия новыхфедеральных стандартов и других нормативных документов.
Аудиторскаядеятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировойпрактике.
В мировойпрактике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторскойдеятельности[2]. Первая из них получилараспространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция,ФРГ, в которых аудиторская деятельность строю регламентируетсяцентрализованными органами. На них фактически возлагаются функциигосударственного контроля за аудиторской деятельностью.
Втораяконцепция развита в англоязычных странах (СIIIА, Великобритания), гдеаудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этихстранах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов,кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этихстранах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В Россиисложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторскойдеятельности. Каждый уровень включает определенные виды документов, областьрегулирования и степень разработанности нормативной документации.
Приложение 1
Первый(верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»,который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудитав системе финансового контроля как необходимого и равноправного элемента. дляРоссии это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовыйконтроль превалировал над другими видами контроля.
Законпредставляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые инормативные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ. Он долженрассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданскогокодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете»,Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отраженыосновные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудитууслуг, определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключившихдоговор оказания аудиторских услуг.
В данномФедеральном законе дано определение обязательного аудита и приведены критерииего проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов)аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.Рассмотрено понятие независимости аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторскихорганизаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензированияна право осуществления аудиторской деятельности.
Три статьиуказанного Закона посвящены управлению аудиторской деятельностью, включаяописание уполномоченного федерального органа государственного регулированияаудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченномфедеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
Всоответствии с Федеральным законом «06 аудиторской деятельности» руководствоаудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный органгосударственного регулирования аудиторской деятельности. В качестве такогооргана выступает Министерство финансов РФ (департамент организации аудиторскойдеятельности Минфина России). Кроме того, этими проблемами занимаются иобщественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет поаудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основнымиисполнителями аудиторской деятельности выступают аудиторские организации ииндивидуальные аудиторы.
В Законеопределена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерацииоб аудите. В соответствии с Законом должны быть приведены в соответствие всенормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.)в РФ. Как следует из перечня нормативных документов, разработанных и принятых в2001—2002 гг., основные положения Федерального закона получили в них конкретноеуточнение и разъяснение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность всоответствии с основными положениями Закона, начиная с момента его вступления всилу.
К документамвторого уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятсяфедеральные правила (стандарты), законодательные и подзаконные нормативныеакты. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности,обязательные для исполнения субъектами рынка.
Третийуровень охватывает внутренние стандарты аккредитованных профессиональныхаудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и федеральныхслужб и агентств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельностии проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и поотдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета,хозяйственного права.
Четвертыйуровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которыеразрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базефедеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма такихдокументов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. На основе этихстандартов организуется деятельность аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов.

1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[3]
 
Прежде чемрассмотреть классификацию стандартов, отметим, что процессы стандартизации,разработки и применения стандартов носят универсальный характер.
Стандарт (отангл. standard — норма, образец, мерило) в широкомсмысле слова — образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставления сними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации,устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации иутвержденный компетентным органом.
Стандартыраспространяются на различные сферы деятельности: науку, технику,промышленность и сельское хозяйство, производство, строительство,здравоохранение, транспорт и др. Коснулась стандартизация и сферыбухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.
Термин «стандарт»в России (ранее в СССР) традиционно имеет техническую окраску, а произошедшееза последнее время расширение его смысла не настолько велико, чтобы охватитьеще бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность и подвести их под сферукомпетенции Государственного комитета по стандартизации. Иначе говоря, спозиции, распространенной в России, это все-таки правила (положения,предписания, нормы). Вместе с тем это аналог того, что в странах с развитойрыночной экономикой принято называть стандартами отчетности (учета) —применительно к бухгалтерскому учету и стандартами аудита — применительно каудиторской деятельности.
В этой связив качестве определения национального (российского) бухгалтерского стандарта былвыбран термин положение по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для аудиторскойдеятельности — двойной термин «правило (стандарт)». Это разъяснение важно,поскольку в адрес России могут выдвигаться обвинения не только в отсутствиистандартов по бухгалтерскому учету и аудиту, но и в том, что бухгалтерский учетне ориентирован на современную технологию, вследствие чего заключениямроссийских аудиторов доверять нельзя.
Аудиторскиестандарты подразделяются на международные и национальные.
Международныестандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров(МФБ).
В предисловиик МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, чтосвидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов,регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. Вэтой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита исопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных системзаконодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектовфинансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.
В предисловиик Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны —члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этойцелью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текстзаявления, который может быть использован для определения юридической силыпринимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.
Возможнынесколько вариантов использования МСА и национальных стандартов. Первыйпредусматривает применение только МСА, второй — создание и использованиенациональных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемыйкомбинированный, вариант предусматривает как разработку национальных (поосновным направлениям), так и использование международных стандартов (по общимпроблемам).
Россия вобласти как бухгалтерского учета, так и аудита выбрала второй вариант,предусматривающий разработку полной гаммы
национальныхстандартов.
В соответствиис Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» национальные правила(стандарты) определены следующим образом (ст. 9).
1. Правила(стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядкуосуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита исопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке ихквалификации.
2. Правила(стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
­ федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности;
­ внутренние правила(стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональныхаудиторских объединениях;
­ правила(стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов.
3.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны дляаудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц,за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеютрекомендательный характер.
4. Федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.
5.Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено ихуставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты)аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам(стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил(стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральныхправил (стандартов) аудиторской деятельности.
6.Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственныеправила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречитьфедеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил(стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальныхаудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторскойдеятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого ониявляются.
7.Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несоответствии с требованиямизаконодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации ифедеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельновыбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования идокументирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторскогозаключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами(стандартами) аудиторской деятельности.
Законпредусматривает три вида правил (стандартов):
­ федеральные;
­ внутренниеправила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений;
­ внутренниестандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральныестандарты являются внешними и носят универсальный характер.
Правила(стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующиеразделы:
­ Общие принципыправила (стандарта);
­ Основные понятияи определения (если необходимо), используемые в стандарте;
­ Сущностьстандарта;
­ Практическиеприложения.
В разделе «Общиепринципы правила (стандарта)» отражаются:
­ цель инеобходимость разработки данного стандарта;
­ объектстандартизации;
­ сфера применениястандарта;
­ взаимосвязь сдругими стандартами.
Раздел «Основныепонятия и определения, используемые в стандарте» охватывает современные терминыи их краткую характеристику.
В разделе«Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ееанализ и приводятся методы решения.
Раздел«Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы,образцы документов и др.
Стандарт, также как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременныереквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферуприменения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
Структурадокумента для оформления стандарта следующая:
титульныйлист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (понеобходимости).
 
Международныестандарты аудиторской деятельности
В настоящеевремя разработкой Международных стандартов аудита занимается Международнаяфедерация бухгалтеров, которая является международным объединением лиц, имеющихпрофессию бухгалтера. Эта международная организация была основана в октябре 1977 г. в целях координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в областиучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита. Членами МФБ являютсяболее 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация в МФБпредставлена полноправным членом — Институтом профессиональных бухгалтеров иаудиторов России (ИПБиА) и членом-наблюдателем — общественной организацией «Российскаяколлегия аудиторов» (РУФ-аудит).
За 2001—2005гг. Международные стандарты были частично переработаны, и новые МСА издания 2005 г. появились на сайте МФБ в марте 2005 г.
Изменения МСАсвязаны с тем, что в начале 2000-х гг. западную экономику потрясликорпоративные скандалы. Были обнаружены факты существенного искажения рядомкрупнейших международных корпораций своей отчетности (как правило, в сторонузавышения прибыли и стоимости активов), и это стало возможным при прямомпопустительстве некоторых аудиторских фирм.
Измененияпошли по двум направлениям. Были предпринять меры по ужесточению контроля зааудиторами. Так, в США для этого был принят закон Сарбанеса—Оксли (СОSО). В ряде других экономическиразвитых стран Запада, где традиционно регулирование аудита проводилось самимиобщественными организациями или объединениями аудиторов, в настоящее времянаблюдается усиление государственного влияния на такое регулирование. В то жевремя и сама МФБ интенсифицировала свою законотворческую деятельность и внеслацелый ряд изменений в МСА.
Одним изосновных постулатов СОSО  являетсяпрямая ответственность, как совета директоров, так и менеджмента за создание иобеспечение эффективного осуществления ориентированного на риски внутреннегоконтроля предприятия.
Принципы СОSО  и легли в основу новой редакцииМСА, появившихся после 2001г. Внесение изменений в эти документы потребовалосьдля того, чтобы повысить эффективность работы аудиторов и несколько уменьшитьих трудозатраты без снижения качества работы, что позволило бы избежать слишкомрезкого скачка аудиторских гонораров.
В сборнике 2001 г. все документы были размещены в двух разделах — Международные стандарты аудита и Положения помеждународной аудиторской практике (в начале сборника был напечатан Кодекспрофессиональной этики аудиторов); сейчас появились дополнительные разделы поМеждународным стандартам контроля качества, основным принципам регламентирующихдокументов, заданиям, обеспечивающим уверенность, и по сопутствующим услугам.Несколько МСА (810, 910, 920 и 930) перешли из общего раздела по стандартам вовновь образованные разделы, и поменялась их нумерация (код).
Основноеотличие состоит в том, что использование подходов СОSО  к аудиту привело к созданию новых МСА 315 и 330. В этихстандартах по-новому изложена концепция аудиторских рисков; приведены иные, чемпрежде, описание и классификация системы внутреннего контроля и контрольной среды,порядок проведения аудиторских процедур и получения аудиторских доказательств.Заново подготовлен МСА 500 по аудиторским доказательствам: поменялись состав иклассификация предпосылок подготовки финансовой отчетности, расширены состав иклассификация способов получения аудиторских доказательств. Эти серьезныеизменения и повлекли за собой ряд изменений в других стандартах и положениях помеждународной аудиторской проверке. Претерпел изменения МСА 200, посвященныйцелям и задачам аудита, его объем возрос почти втрое, сейчас он включает в себяматериал с определением понятий существенности и компонентов аудиторскихрисков. Значительно изменился и МСА 300, посвященный планированию, касающийсяпроцедур планирования. Новые подходы, термины, определения повлекли за собоймассу редакционных изменений, которые потребовалось внести в следующиестандарты: МСА 210, 230, 250, 260, 320,402,501,505,510,520, 530, 540, 545, 550,560, 570, 580, 610, 620, 710 и 720. Кроме того, утратили силу прежние МСА 310(знание деятельности клиента), 400 (аудиторские риски), 401 и прежняя версияМСА 500.
Важноенововведение состоит в переработке МСА 220, посвященного качеству аудита.Вместо него разработан отдельный Международный стандарт контроля качества № 1 идополнительно подготовлена новая версия МСА 220. В области контроля качестваперемены оказались не столь радикальны, как в области аудиторских рисков.Изменились некоторые термины, классификация понятий, пришлось внестиредакционные поправки в МСА 620.
Посколькурадикальные изменения МСА были связаны с необходимостью решительной борьбы сослучаями корпоративного мошенничества, они затронули МСА 240, посвященныйрассмотрению аудитором случаев мошенничества и ошибок. Подготовка новой версииМСА 240 повлекла за собой необходимость внесения редакционных поправок в МСА260, 320 и 580.
Претерпелизменения и главный стандарт аудиторов — аудиторское заключение по результатампроверки. С 2006 г. введена в силу новая версия МСА 700, посвященнаяаудиторскому заключению; подготовлен самостоятельный МСА 701, в которомрассмотрены вопросы модификации аудиторских заключений (раньше это быловключено в МСА 700). Эти изменения потребуют внесения дополнительных поправок вМСА 200, а также в МСА 210, 560 и 800. Их фрагменты уже опубликованы в сборникеМСА
в качествеприложений к МСА в той редакции, которая вступила в силу годом раньше.
Послепубликации российского перевода сборника был подготовлен МСА 545, посвященныйаудиту статей отчетности, подготовленных с использованием концепциисправедливой стоимости. Более того, появление МСА 315 и 330 привело кнеобходимости внесения редакционных правок и в этот, новый для нас стандарт.Намеченные в общих чертах подходы по регламентированию аудиторских заданий,обеспечивающих уверенность, получили дальнейшее развитие в отдельной группедокументов, получивших коды 3000 и 3400.
В новой редакцииупраздняются Правила международной аудиторской практики (ПМАП) 1001,1002,1003 и1009, посвященные применениям компьютеров в бухгалтерском учете и аудите.Видимо, это связано с тем, что лет 10—15 назад применение вычислительнойтехники в учете считалось большим техническим новшеством, повлекшим за собойизменения в порядке оценки аудиторских рисков, в планировании аудита и подходахк сбору аудиторских доказательств, сейчас редким исключением являются случаи,когда бухгалтеры и аудиторы не используют в своей работе компьютеры, поэтомувсе аспекты, связанные с вычислительной техникой, было сочтено целесообразнымпросто включить в остальные стандарты общего назначения. Вместе с тем появилосьновое ПМАП 1013, посвященное аудиту клиентов, осуществляющих торговые операциис помощью Интернета, и ПМАП 1014, посвященное отчетности, подготовленной всоответствии с МСФО.
Приведенныйанализ МСА показывает, что изменения необходимо внести и в федеральные правила(стандарты), поскольку они создавались на основе МСА.
 
Федеральныестандарты аудиторской деятельности
На основе МСАПравительством РФ было разработано и утверждено 31 федеральное правило(стандарт) аудиторской деятельности (ПСАД)). В настоящее время осуществляетсяразработка 6-й и 7-й очередей федеральных правил (стандартов). Кроме того,предусмотрены изменения в уже принятые стандарты. (Приложение 2)  (Приложе-ние3).
Разработанныефедеральные аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль встановлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификациюаудиторов и качество аудиторских проверок.
Совет поаудиторской деятельности в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФот 6 февраля 2002 г. № 80 рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальнымаудиторам руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами)аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности приПрезиденте Российской Федерации: «Заключение аудиторской организации поспециальным аудиторским заданиям», «Использование работы эксперта», «Проверкапрогнозной финансовой информации», «Требования, предъявляемые к внутреннимстандартам аудиторских организаций».
Аудиторскиестандарты также используются в суде для доказательства качества проведенияаудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта,определяется мера его ответственности. Аудитор, допустивший в своей практикеотступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.
Значениефедеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:
­ способствуютобеспечению высокого качества аудиторской проверки;
­ содействуютвнедрению в практику аудита новых научных достижений;
­ определяют действияаудитора в конкретных ситуациях.
 
1.3.ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. ВИДЫНАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
 
Системаналогового контроля — это одна из подсистем финансово-экономического контроля,состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов (целей, функций,организационных структур, методик и др.), взаимодействующих с помощьюматериально-технических и информационных средств для достижения основных целейналоговою контроля. Эта система характеризуется целостностью и упорядоченностьюэлементов и подсистем, отражающих особенности объекта контроля.
Общая системаналогового контроля включает в себя, подсистемы внешнего и внутреннегоналогового контроля, которые организуются и функционируют на основных уровняхуправления: международном, союза государств и отдельного государства; региона,министерства и ведомства; деятельностью объединений, холдингов, предприятий,учреждений, организаций и предпринимателей.
Налоговыйконтроль — это неотъемлемая часть системы управления в стране, целью которогоявляется вскрытие отклонений от правовых норм в области налогообложения, атакже их предупреждение и пресечение.
Эффективноеосуществление налогового контроля предполагает соблюдение системыосновополагающих принципов как важнейших идей, составляющих структуру любойорганизации. Основными принципами организации налогового контроля являются:
Законность —непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства. Всеучастники действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов обществаи граждан.
Объективность— правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля.
Профессиональнаякомпетентность — наличие специальной профессиональной подготовки, необходимойдля эффективного выполнения контрольных функций.
Независимость— недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействияна субъект контроля.
Оперативность— своевременность выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, атакже оперативность в исправлении допущенных отрицательных результатов иобеспечение возмещения нанесенного материального ущерба.
Комплексность— рассмотрение всех сторон объекта контроля и всей системы его взаимосвязей повертикали и горизонтали структуры управления.
Доказательность— точность, объективность и полнота выявления отклонений от заданного, а такжеих причин и виновников.
Гласность иконфиденциальность — доведение результатов до сведения коллектива, чьядеятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимыхслучаях — до средств массовой информации. Соблюдение коммерческой тайны.
Соблюдениепрофессиональной этики — компетентность, добросовестность и т.д.
для пониманиясущности налогового контроля, наряду с основными принципами, важное значениеимеет определение его целей и задач.
Основнымизадачами налогового контроля являются:
1. Анализустановленных норм по налогообложению.
2. Выявлениепротиворечий на всех стадиях общественного воспроизводства.
З.Обеспечение своевременного и надежного регулирования выявленных противоречий.
4.Обеспечение достоверной информацией по налогообложению на всех уровняхуправления экономикой.
Цельналогового контроля — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетностипроверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности передбюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также отражения впояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных снеурегулированными вопросами в налогообложении.
Функцииналогового контроля вытекают из его роли в управлении экономикой и определяютсянормативно-правовой базой:
1. Выявлениеотклонений. Включает в себя широкий спектр деятельности. Это — установлениеотклонений в исполнении установленных норм, регулирующих вопросыналогообложения.
2. Анализпричин отклонений. Предполагает исследование фактов, определивших то или иноеотклонение, установление, ответственных за отклонение.
З.Корректировка. Разработка предложений по устранению Выявленных отклонений впроцессе формирования и исполнения
бюджетов, атакже финансово-хозяйственной деятельности.
4.Предупреждение. Выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующееустранение с целью недопущения новых противоправных действий.
5. Угрозанаказания. Направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц играждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением кюридической ответственности, а также применением к этим субъектам мергосударственного или общественного воздействия.
Такимобразом, налоговый контроль помогает вскрывать, устанавливать причины, а такжепредупреждать и пресекать отклонения от правовых норм в областиналогообложения.
В системеналогового контроля применяются его различные виды в зависимости от целей исубъектов контроля.
Основнымивидами налогового контроля являются внешний и внутренний контроль.
Внешнийналоговый контроль осуществляется субъектами, организационно и функциональнонезависимыми в своей деятельности от объекта контроля.
Основнымицелями внешнего налогового контроля являются:
­ вскрытиеотклонений от принятых стандартов;
­ выявление иустановление нарушений правильности исчисления, полноты и своевременностиуплаты налогов и сборов;
­ привлечениевиновных к ответственности и получение компенсаций за причиненный ущерб;
­ осуществлениемероприятий по предотвращению или сокращению нарушений в будущем.
Внутреннийналоговый контроль осуществляется организационно-структурными подразделениями,службами и сотрудниками самого налогоплательщика.
Основнымицелями внутреннего налогового контроля является обеспечение:
­ соблюдения требованийзаконодательства по налогообложению
­ правильностиисчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов;
­ законнойминимизации налогообложения финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика.
В зависимостиот времени осуществления контроля различают:
­ предварительный —контрольные мероприятия субъектов до совершения операции объектом контроля, атакже проверка административных и финансовых документов, проводимая дополучения информации об имевших место нарушениях;
­ текущий — контрольныемероприятия субъектов в процессе совершения операции объектом контроля;
­ последующий —контрольные мероприятия субъектов после совершения операции объектом контроля иее документирования
­ оперативный —контрольные мероприятия субъектов в процессе текущей операционной деятельностиобъекта контроля;
­ периодический —проверка субъектами определенного периода деятельности объекта контроля.
В зависимостиот уровня управления различают:
­ государственный —контроль налогообложения, осуществляемый в конкретном государстве;
­ отраслевой —контроль налогообложения, осуществляемый в конкретной отрасли;
­ региональный —контроль налогообложения, осуществляемый в конкретном регионе;
­ аудитналогообложения — контроль налогообложения, осуществляемый независимымиаудиторскими организациями и аудиторами.

2. Составление общего плана и программы аудитаналогообложения
 
2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Аудиторскаяорганизация и аудитор обязаны организовывать аудит налогообложения такимобразом, чтобы он соответствовал требованиям нормативно-правового регулированияи обеспечивал надежную уверенность в достоверности подтверждаемой информации.
Необходиморассматривать:
­ порядокорганизации аудита налогообложения согласно специальному аудиторскому заданию;
­ порядокорганизации аудита налогообложения раздела финансовой (бухгалтерской)отчетности аудируемого лица по расчетам с бюджетом.
Порядокорганизации аудита налогообложения определяется исходя из:
1) требованийнормативно-правового регулирования аудиторской деятельности;
2)специфических особенностей организации деятельности аудируемого лица;
3)длительности сотрудничества аудиторской организации с аудируемым лицом;
4)особенностей обработки финансово-экономической информации у аудируемого лица;
5) наличия уаудиторской организации необходимых ресурсов на проведение аудита;
6)распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками аудиторскойорганизации, участвующих в аудите.
Организациюаудита налогообложения осуществляют руководители аудиторской организации ируководители аудиторской проверки, которая включает в себя следующие процедуры(рис.).
1. Подготовкаи планирование аудита налогообложения.
2. Проверкапо существу.
3.Заключительные процедуры.
Однакоразделение на последовательные этапы в большей степени связано с логикойвыполняемых процедур, а не их обособленностью. Работы, отнесенные к отдельнымэтапам, выполняются, как правило, на протяжении нескольких этапов. Так,планирование аудита налогообложения начинается на подготовительном этапе, а завершаетсяв процессе обобщения результатов проверки и осуществления мероприятий поподготовке и составлению письменной информации (отчета) аудита руководствуаудируемого лица.
В связи сэтим определенные этапы могут повторяться до тех пор, пока не будут достигнутыцели аудита налогообложения. (Приложение 4)/>/>/>
2.2. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля в ходе аудита налогообложения
Единыетребования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, атакже аудиторского риска и его составных частей содержатся в федеральномправиле (стандарте) аудиторской Деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков ивнутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Под «системойбухгалтерского учета» в стандарте понимают порядоченную систему сбора,регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе иобязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного идокументально-° Учета всех хозяйственных операций.
Термин «системавнутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик ипроцедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств дляупорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности,обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибоки искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой(бухгалтерской) отчетности.
Системавнутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственноотносятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.
Подконтрольной средой понимаются осведомленность и действия руководствааудируемого лица, направленные на установление и поддержание системывнутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольнаясреда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себяследующие составляющие:
► стильи основные принципы управления данным аудируемым лицом;
► организационнаяструктура аудируемого лица;
► распределениеответственности и полномочий;
► осуществляемаякадровая политика;
► порядокподготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
► порядокосуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности длявнутренних целей;
► обеспечениесоответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиямзаконодательства;
► наличиеи особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннегоаудита в составе органа управления аудируемого лица.
К процедурамконтроля, принятым руководством аудируемого; лица, относятся:
► подотчетностьодних работников другим;
► внутренниепроверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
► сравнениерезультатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальныхзапасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
► сравнениеданных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источниковинформации;
► проверкааналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
► осуществлениеконтроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами,в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерныхпрограмм и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводеинформации из системы;
► ограничениедоступа к активам и записям;
В процессеаудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целями конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля,которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской)отчетности. Понимание соответствующих аспектов систем бухгалтерского учета ивнутреннего контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска, риска средствконтроля и учетом иной информации позволяет аудитору: определить виды вероятныхсущественных искажений, которые могут встретиться в финансовой (бухгалтерской)отчетности; учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенныхискажений; разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.
Приразработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во вниманиепредварительную оценку риска средств контроля, а также оценку неотъемлемогориска для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который можетбыть принят во внимание в отношении предпосылок подготовки финансовой(бухгалтерской) отчетности, а также для определения характера, временных рамоки объема аудиторских процедур по существу.
Средствавнутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета,содействуют достижению следующих целей:
► осуществлениеопераций по общему или специальному разрешению руководства;
► своевременныйучет всех операций и прочих событий в точных суммах, на надлежащих счетах и вдолжные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой(бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;
► возможностьдоступа к активам и записям только по разрешению руководства;
► регулярноесопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятиенадлежащих мер в отношении любых расхождений.
По причинесуществования неотъемлемых ограниченийсистемы бухгалтерского учета ивнутреннего контроля не могут дать исчерпывающих доказательств достиженияпоставленных перед такими системами целей. Указанные ограничения включают:
- требованиеруководства, согласно которому затраты, связанные с осуществлением внутреннегоконтроля, не должны быть выше ожидаемых выгод;
- ориентациябольшей части средств внутреннего контроля на текущие, а не на редкие операции;
потенциальнаявозможность ошибки вследствие человеческого фактора, по причине небрежности,рассеянности, ошибок в суждении и неправильного понимания инструкций;
— возможностьобойти процедуры внутреннего контроля путем сговора представителя руководстваили работника с внешними или внутренними по отношению к аудируемому лицулицами;
— возможностьзлоупотребления полномочиями по осуществлению внутреннего контроля;
— возможностьтого, что процедуры внутреннего контроля могут стать неадекватными вследствиеизменения условий финансово-хозяйственной деятельности и эффективностьуказанных процедур поэтому может снизиться.
В процессеполучения представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля,необходимого для планирования аудиторской проверки, аудитор приобретает знанияо структуре этих систем и их функционировании. Характер, временные рамки иобъем процедур, выполняемых аудитором с целью получения понимания систембухгалтерского учета и внутреннего контроля, изменяются в зависимости от многихфакторов, в том числе от:
► объемаи характера деятельности, территориального расположения, структуры аудиторскоголица, а также эффективности его компьютерной системы;
► соображений,связанных с понятием существенности;
► применяемыхсредств внутреннего контроля;
► формыи содержания документирования аудируемым лицом конкретных средств внутреннегоконтроля;
► аудиторскойоценки неотъемлемого риска.
Пониманиеаудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которое являетсяважным для аудита, как правило, приобретается на основе предыдущего опытаработы с аудируемым лицом и дополняется:
— запросамик надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие иконтролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационнойструктуры аудируемого лица наряду с использованием документации аудируемоголица, такой, как пособия по процедурам внутреннего контроля, описания служебныхобязанностей;
— изучением документов и записей, создаваемых в рамках систем бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля;
—  наблюдениемза деятельностью и операциями аудируемого лица, включая наблюдение заорганизацией компьютерных операций. Аудитору необходимо понимание системыбухгалтерского учета,
достаточное,чтобы определить:
► основныегруппы и типы операций, осуществляемых аудируемым лицом;
► способыинициирования таких операций;
► основныерегистры бухгалтерского учета, методы систематизации и хранения первичныхдокументов и счета бухгалтерского учета, используемые при подготовке финансовой(бухгалтерской) либо иной отчетности; процесс ведения бухгалтерского учета исоставления финансовой (бухгалтерской) отчетности от момента инициированияважных операций и прочих событий до момента их включения в финансовую(бухгалтерскую) отчетность.
Аудиторунеобходимо получить понимание контрольной среды, достаточное для оценкиотношения к средствам внутреннего контроля руководства аудируемого лица, егоосведомленности и предпринимаемых относительно указанных средств действий, атакже их значимости для аудируемого лица.
Дляразработки плана аудиторской проверки аудитору необходимо получить достаточноепонимание процедур (средств) контроля. При этом аудитору следует учитыватьинформацию о наличии или отсутствии процедур контроля, полученную в ходеизучения контрольной среды и системы бухгалтерского учета, для определениянеобходимости дополнительного изучения этих процедур. Так как процедурыконтроля находятся в тесной взаимосвязи с контрольной средой и системойбухгалтерского учета, некоторые знания относительно данных процедур могут бытьприобретены в процессе изучения аудитором контрольной среды и системыбухгалтерского учета. При разработке общего плана аудита не требуется пониманиявсех процедур контроля.
Согласнотребованиям п. 32 стандарта в рабочих документах аудитору необходимо изложитьследующее:
—  своепонимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
— оценку риска средств контроля.
В случае еслиоценка риска средств контроля ниже высокой, обоснование данного вывода такжедолжно быть отражено в рабочих документах.
Существуютразличные методы документирования информации, имеющей отношение к системамбухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода являетсяпредметом аудиторского суждения. Обычные методы, применяемые по отдельности илив сочетании друг с другом, включают повествовательное (текстовое) описание,вопросники, контрольные перечни и блок-схемы.
Размер исложность структуры аудируемого лица, а также характер его систембухгалтерского учета и внутреннего контроля оказывают влияние на форму и объемдокументации. Как правило, чем сложнее система бухгалтерского учета ивнутреннего контроля аудируемого лица и чем объемнее аудиторские процедуры, тембольше объем Документации аудитора.
Аудиторунеобходимо получить аудиторское доказательство посредством проведения тестовсредств контроля для подтверждения •любой оценки риска средств контроля,которая является ниже высокой. Чем ниже оценка риска средств контроля, тембольше подтверждений аудитору необходимо получить относительно надлежащейструктуры и эффективного функционирования систем бухгалтерского учета ивнутреннего контроля.
Тесты средствконтроля выполняются с целью получения аудиторских доказательств относительноэффективности:
— структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, то есть того,насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаруженияи исправления существенных искажений;
— средстввнутреннего контроля в течение рассматриваемого периода.
Тесты средствконтроля включают:
— проверкудокументов, подтверждающих операции и другие события, с целью полученияаудиторских доказательств относительно надлежащего применения средстввнутреннего контроля на практике, например проверку наличия разрешения напроведение операции;
— направлениезапросов и наблюдение за применением средств внутреннего контроля, которые неоформляются документально, например определение действительного исполнителякакой-либо функции, а не того, кому положено ее выполнять;
— повторноеприменение средств внутреннего контроля, например сверка банковских счетов, стем чтобы удостовериться, что данные действия были правильно выполненыаудируемым лицом. Основываясь на результатах тестов средств контроля, аудитор
долженопределить, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннегоконтроля так, как предполагалось при предварительной оценке риска средствконтроля. В результате оценки отклонений аудитор может сделать вывод о том, чтопервоначальная оценка уровня риска средств контроля нуждается в пересмотре. Втаких случаях аудитору следует изменить характер, временные рамки и объемзапланированных процедур проверки по существу.
Определенныевиды аудиторских доказательств, полученных аудитором, являются болеедостоверными по сравнению с другими. Обычно при проведении наблюдения аудиторполучает более достоверное аудиторское доказательство по сравнению с тем,которое может быть получено путем запросов. Вместе с тем аудиторскоедоказательство, полученное посредством таких тестов средств контроля, какнаблюдение, имеет отношение только к тому моменту времени, когда была примененаданная процедура. Поэтому аудитор может посчитать необходимым дополнить этипроцедуры другими тестами средств контроля, которые могут предоставитьаудиторское доказательство относительно других периодов времени.
В результатеполученного понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, атакже тестов средств контроля аудитор может понять, какие недостатки существуютв этих системах. Аудитор в разумные сроки должен уведомить (в письменной форме)руководство аудируемого лица соответствующего уровня о выявленных существенныхнедостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета ивнутреннего контроля. Однако если аудитор считает, что информирование в устнойформе является более целесообразным, такое сообщение информации следуетотразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отметить, чтопредставлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходеаудиторской проверки, и что проверка не предназначена для определения полнойэффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в отношенииуправленческих целей.
 
2.3. Особенности проведения аудита налогообложения в условияхкомпьютерной обработки данных.
Несмотря нато что в мире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетовразличной мощности и стоимости, российские бухгалтеры и предпринимателипредпочитают отечественные пакеты как более подходящие для условий переходнойэкономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядокбухгалтерского учета. Сегодня мы анализируем уже третье поколение российскихавтоматизированных бухгалтерских систем.
Первый этапразработки программ автоматизации бухгалтерского учета характеризовалсямассовым ввозом в нашу страну персональных компьютеров, что в значительнойстепени обусловило выбор последних в качестве основной аппаратной платформы длябухгалтерских разработок. Большинство программ создавалось в виде АРМ(автоматизированных рабочих мест) и предназначалось для эксплуатации на автономныхкомпьютерах.
Второй этапбыл связан с развитием коммерческих структур и началом приватизации. Десяткитысяч создаваемых ТОО, АОЗТ и кооперативов нуждались в бухгалтерском учете.Энтузиастов-одиночек и временные трудовые коллективы сменили профессиональныегруппы специалистов, объединившихся в собственные компании, которые хотелиполучать прибыль с продаваемого тиража бухгалтерских программ. Именно тогдабыли образованы сегодняшние фирмы-лидеры: «1С», «Диасофт»,«Омега», R-Style Software Lab.
Современный(третий) этап развития бухгалтерских систем характеризуется созданиеминтегрированных программных средств, объединяющих несколько предметных областейавтоматизации.
 
Элементыкомпьютерной системы
Внеавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных охозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождаетсядокументами на бумажном носителе информации — распоряжениями, поручениями,счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ.Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многихслучаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетныедокументы ( бухгалтерские книги и журналы ) в компьютерной системебухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменитькоторые без компьютера не возможно.
Компьютернаясистема включает в себя следующие элементы.
1.      Аппаратныесредства.
Этоустройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор,жесткий диск, устройство чтения CD-ROM, принтеры, сетевые карты и т.п.
2.      Программныесредства.
а) Системныепрограммы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относятоперационные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяютих ресурсы для максимально эффективного использования, системы управлениябазами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций пообработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютереслужебные операции, например, проверку и настройку отдельных узловаппаратно-программного взаимодействия. Системные программы обычно разрабатываютпоставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в областипрограммного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.
б) Прикладные( пользовательские ) программы — это наборы машинных команд для решенияпользовательских задач, которые организация-пользователь разрабатываетсамостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.
3.      Документация- описание системы и структуры управления (ввод, обработка и вывод данных,обработка сообщений, управляющие команды).
4.      Персонал- работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами,эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.
5.      Данные- необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе(например, сведения о хозяйственных операциях).
6.      Процедурыконтроля — в разрезе учета это процедуры, обеспечивающие корректную записьопераций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.
 
Особенностикомпьютерной обработки данных
Способобработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказываетсущественное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры иметоды внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядомособенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля.Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.
1.Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработка предполагаетиспользование одних и тех же команд при выполнении идентичных операцийбухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок,обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки (или другиесистематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводят кнеправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.
2. Разделениефункций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннегоконтроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты.Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможностьвмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребоватьвведения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, которыйв неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. Кподобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия,не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах иучетных документах через терминал в диалоговом режиме.
3.Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению снеавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы болееоткрыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль.Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенногополучения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машиннуюобработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей.Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могутоставаться незамеченными на протяжении длительного периода.
4.Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации.Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитическихсредств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличиедополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннегоконтроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так,результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек сплановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно прикомпьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программынакапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можноиспользовать в целях контроля фактического хода обработки операцийбухгалтерского учета.
5.Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система можетвыполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование необязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системахбухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатациюадминистрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.

Заключение
Вряд ликто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерскогоучета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчасотчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.[4]
/>Сейчас предпринимается попытка развеять бытующее представление, чтоприменение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), наприближение к которым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгоднов основном крупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсахи пользе от совершенствования качества учетной информации. В то же времярекомендуется сопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с />соответствующими издержками. Среди последних отмечаются затраты наприобретение и обновление />программных продуктов и тренингперсонала, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи срасширением объема информации, раскрываемой для внешних пользователей.
И все жеФедеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»определено, что целью аудита является выражение мнения о достоверностифинансовой (бухгалтерской) отчетности, а также о />соответствиипорядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Посравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности,утвержденными Указом Президента />РФ от 22.12.93 г. № 2263, такаятрактовка цели аудита — несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлениидостоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностейаудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, чтовыражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Неисключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точностирезультатов аудиторских проверок.
/>Многие проблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемыхэкономических субъектов связаны с />тем, что последние изначальносклонны требовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторскойпроверки. Так, в источниках подчеркивается, что члены профессиональногосообщества должны ясно отдавать себе отчет, что объективно существует такназываемый разрыв ожиданий, то есть разрыв между той информацией (с точкизрения ее объема, достоверности и полезности), которую профессиональноесообщество может предоставить, и той, которая от него ожидается.
/>Учитывая необходимость разъяснительной работы по вопросам аудиторскихпроверок, сразу после />законодательного установления в декабре 1993 г. Временных правил аудиторской деятельности появились весьма полезные пособия.
С тех порактуальность публикации материалов по данной проблематике только возрастает. Ноесли аудиторы уже имеют хорошую информационную базу, содержащую фундаментальныесведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторскихпроверок, то бухгалтеры и />руководители экономических субъектовнаходятся в более сложной ситуации. А между тем/>, аудитрегламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс,затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.
В заключениехотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит — контроль особого рода, имеющийпринципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядкуосуществления и результатам деятельности.
Аудитор — непроверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности,но и не правая рука бухгалтера. Аудитор — профессионал, чье мнение представляетценность для пользователей отчетности.[5] Осознание этогообстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышаетэффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем впроцессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участникамирынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.

Списоклитературы
 
1. Гражданскийкодекс РФ, части I, II, III, IV
2. Кодексоб административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30декабря 2001 г. № 196-ФЗ, вступил в силу с 1 июля 2002 г.;
3. Налоговый кодексРФ, части I, II
4. Федеральный законот 30.11.95 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»
5. Фе­деральныйзакон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»(вред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от07.08.2001 N 120-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 31.10.2002 N 134-ФЗ, от27.02.2003 N 29-ФЗ, от 24.02.2004 N 5-ФЗ, от 06.04.2004 N 17-ФЗ, от 02.12.2004 N153-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ, от 31.12.2005 N 208-ФЗ,от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 27.07.2006 N 146-ФЗ, от27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ)
6. Федеральныйзакон «О бухгалтерском уче­те» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ,  от31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенногокодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от03.11.2006 N 183-ФЗ)
7. Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н с изменениями, внесенными приказами Минфина от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г. № 31н, 18 сентября 2006 г., от 26 марта 2007г. №26н.
8. Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98),утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н  (в ред. приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999 г.№107н)
9. Положениепо бухгалтерскому учету «Учет догово­ров (контрактов) на капитальноестроительство» (ПБУ 2/94) ), утвержденное приказом Минфина РФ от  20 декабря 1994 г. N 167
10. Положениепо бухгалтерскому учету «Учет активов  и обязательств, стоимостькоторых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденноеприказом Минфина РФ от  27 ноября 2006 г. (в ред. приказа Минфина РФ от 25 декабря 2007 г. №147н)
11. Положениепо бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утверж­денное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (в ред. приказа Минфина РФ от 18сентября 2006 г.№115н)
12. Положение побухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденноеприказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30декабря 1999 г. №107н, от 30 марта 2001 г. №27н, от 18 сентября 2006 г. №116н, от 27 ноября 2006 г. №156н)
13. Положение побухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», утвержденное приказомМинфина РФ от 29 апреля 2008 г. № 48н (с годовой отчетности за 2008 год)
14. Положение побухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02),утвержденное приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н(в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)
15. Положение побухгалтерскому учету „Учет расходов на научно-исследовательские,опытно-конструкторские и технологические работы“ (ПБУ 17/02), утвержденноеприказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н (в ред. приказа Минфина РФ от18 сентября 2006 г. №116н)
16. Положение побухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль“ (ПБУ18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н в ред.приказа Минфина РФ от 2008 №
17. Положение побухгалтерскому учету „Информация об участии в совместнойдеятельности“ (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)
18. Положениепо бухгалтерскому учету долго­срочных инвестиций, утвержденное приказом МинфинаРоссии 30 декабря 1993 г. № 160
19. План счетов и Инструкция по егоприменению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, от 18 сентября 2006 N 115н
20. Указанияоб отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденнынприказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15
21. Методическиеуказания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н с изм.и доп., внесенными приказом Минфина РФ от 23.04.2002 г.№33н и от 26.03.2007 г.№26н)
22. Методическиеуказания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальныхприспособле­ний, специального оборудования и специальной одежды (утвержденыприказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н)
23. Методическиерекомендации по бухгалтер­скому учету затрат, включаемые в издержки обращения ипроизводства, и финансовых результатов напредприятиях торговли и общественного питания, утвержденных КомитетомРоссийской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. (действует в той части, в которой не противоречит положениям главы 25 НК РФ).
24. Порядокведения кассовых операций (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18)
25. Положениео правилах организации наличного денежного обращения на территории РоссийскойФедерации (приказ ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П)
26. ЛипатоваВ. А. Организацией утрачены документы: как выйти из ситуации // Бухгалтерскийучет №10 май 2008 с.33-36
27. Липатова В.А. Последствия отсутствия у организации документов, необходимыхдля исчисления налогов//Профессиональный журнал для бухгалтера«Бухгалтерский учет»      № 9/2008 С. 25-30
28. Морозова Ж.А.Арендные отношения. Правовое регулирование, бухгалтерский учет иналогообложение:
Интернет ресурсы:
www.buhgult.ru
www.garant.ru
www.nalog.ru
www.minfin.ru
www.consulting.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :