Реферат по предмету "Финансовые науки"


Роль финансов в реализации социальных программ

Содержание
Введение
1. Сущность и функции финансов
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Функции финансов
1.3 Социальные реформы и финансы
2. Финансовое обеспечение реализации социальной политики
2.1 Основные принципы финансирования социальной политики
2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированногобюджета РФ
2.3 Роль государственных внебюджетных социально-страховыхфондов финансирования социальных программ
2.4 Негосударственные источники финансирования социальныхпрограмм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансы — это особая формаэкономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходови накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работи услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств.
С 1 января 2001 г. былликвидирован Фонд занятости и социальная защита безработных перешла в разрядгосударственного обеспечения. Здесь форма и содержание, по крайней мере, обрелиединство. Правда, доля зарегистрированных безработных неуклонно сокращается,хотя уровень общей безработицы остается достаточно высоким — 8% к началу 2002г.и по прогнозам в ближайшие 5 лет будет выше 7%[1].Из них пособие получают сегодня только каждый шестой — седьмой безработный. Приэтом ограничен минимальный (не ниже 20% от прожиточного минимума) имаксимальный (не выше прожиточного минимума в регионе) размер пособия. Болееполовины безработных в 2000 и 2001 гг. получали минимальное пособие. В 2001 г. коэффициентзамещения заработной платы снизился в 3,5 раза и составлял немногим более 17%.
Все государственные пособия,исключая немногие пока привилегированные категории не достигают прожиточногоминимума. Степень защиты государственным обеспечением определяется уровнемминимальных социальных гарантий. В отношении к прожиточному минимумусоответствующей категории населения они составляли в 1999г. и 2001г. (на 1.01):пособие на детей — 7% и 5%; стипендии — 19% и 12%; пособие по безработице 10% и7%; тарифная ставка 1 разряда ЕТС 10% и 14%.
Социальное пособие по бедностине относятся к числу федеральных гарантий, и устанавливается региональнымиорганами власти. Различное финансовое положение регионов стало причинойнеравенства возможностей и условий оказания социальной помощи бедным. Наибольшеераспространение в организации социальной помощи получила натуральная форма еепредоставления — выдача продуктов питания, одежды, обуви, организациябесплатных обедов, оказание услуг и предоставление льгот на оплату товаров иуслуг и т.д. По данным мониторинга Министерства труда и социального развития, в1999-2000 гг. непосредственно социальное пособие по бедности (по нуждаемости) предоставлялосьв 21 регионе, при этом только в 17 регионах оно выплачивалось в денежной форме.По данным статистики в регионах, выплачивающих пособие по бедности, доля бедныхв общей численности населения не опускалась ниже 25-30%, реально же получалипособие 5-7%.
Система социальной помощи вформе льгот на получение социальных услуг, которая по сложившейся традициипредоставляется в виде перекрестного финансирования, по мнению многихспециалистов, оказалась малоэффективной в условиях рыночных преобразований. Вподтверждение несовершенства этой системы приводится много аргументов: ихнесоответствие складывающимся условиям функционирования экономики,нерациональное использование выделяемых на эти цели средств, дублированиевыплат, льгот и дотаций на одни и те же цели за счет сохранения разныхисточников финансирования.
Обследования Госкомстата засамый благополучный в прошедшем десятилетии год — 1997 — показали, что только1/3 семей (домохозяйств) имела в своем составе получателей какой-либосоциальной помощи в натуральной или денежной форме. Следует уточнить, это невсе члены семей, тогда это была бы треть населения, а только некоторые членыэтой трети семей. Наиболее распространенной можно назвать льготу на оплатутранспортных расходов и оплату жилья. Ее имели соответственно некоторые членыиз 15,6% и 10,8% семей. На каждого получателя в месяц эта льгота составиласоответственно 10% — 8% от прожиточного минимума. Льготу (дотацию) на оплатуотдыха (включая и отдых детей) и на медицинское обслуживание имели только по1,1% семей.
Таким образом, распределениеобщего объема льгот и дотаций между семьями с доходом выше и ниже прожиточногоминимума не является достаточным основанием для их отмены. Намеренияправительства по реформированию системы льгот и дотаций достаточно хорошоизвестны — привести обязательства государства в соответствие с имеющимисяресурсами, перераспределить социальные расходы в пользу социально уязвимыхгрупп населения при одновременном сокращении социальных трансфертовобеспеченным семьям, усилить адресность социальной поддержки населения. Ноликвидация системы дотаций и льгот полностью или частично лишает населениеопределенного социального блага, а перераспределения средств в пользу бедныхсемей не происходит совсем, а если и происходит, то в очень усеченном размере. Иэто наглядно демонстрирует проведенное реформирование детских пособий ижилищных субсидий.
1. Сущность и функции финансов1.1 Социально-экономическая сущность финансов
Процесс производстваобщественного продукта в стране, обеспечение его непрерывности, т.е. воспроизводства,опосредствуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежногооборота (наличного и безналичного) возникают финансы. Как стоимостная категорияфинансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения ииспользования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов игосударства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которыесвязаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств — децентрализованныхи централизованных.
Таким образом, финансы — этоособая форма экономических отношений по поводу образования и распределенияденежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве иреализации продукции (работ и услуг), создания централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.
Субъектами финансовых отношений,между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия ипредприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), работающее население (финансыдомашних хозяйств), государство (централизованные фонды: бюджет, внебюджетныефонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).
Масштабы и интенсивностьфинансовых потоков зависят от экономической активности хозяйствующих субъектови населения, социальной политики государства. Удовлетворяя потребности,связанные с развитием производства, потребности работника и его семьи, финансыпредприятий и домохозяйств обслуживают процесс смены форм стоимости (товарной,денежной). Финансы государства обслуживают этот процесс в общегосударственноммасштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона,экология, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения.
Именно стоимостная формадвижения товаров порождает соответствующий денежный оборот и экономическиеотношения распределительного характера. В этом и состоит сущность финансов. Посколькуматериальной основой финансов является общественное производство, то ифинансовая устойчивость предприятий и государства зависит от состоянияэкономики. Спад производства сопровождается ростом взаимной задолженности инеплатежами, все это тормозит процесс финансового оздоровления экономики.
Сущность финансов,закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений ироль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строемобщества, природой и функциями Государства.
Финансы — неотъемлемая частьденежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое местоденежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякиеденежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денегкак по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это всеобщийэквивалент, при помощи которого прежде всего измеряются затраты трудаассоциированных производителей, а финансы — экономический инструментраспределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) [2]и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондовденежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образованияденежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства ипредприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовыхресурсов.
Финансы выражают денежныеотношения, возникающие между:
предприятиями в процессеприобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
предприятиями и вышестоящимиорганизациями при создании централизованных денежных средств и их распре делении;
государством и предприятиями приуплате ими на логов в бюджетную систему и финансировании расходов;
государством и гражданами привнесении ими налогов и добровольных платежей;
предприятиями, гражданами ивнебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
отдельными звеньями бюджетнойсистемы;
страховыми организациями ипредприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба принаступлении страхового случая, а также де нежные отношения, опосредствующиекругооборот фондов предприятий.
По своему материальномусодержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, в совокупностипредставляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовыхресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — нетождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущностифинансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансоваянаука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие наоснове образования, распределения и использования ресурсов; она исследуетзакономерности развития финансовых отношений.
Хотя финансы относятся кбазисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствамифинансовой политики.
Финансы — это прежде всегораспределительная категория. При их помощи осуществляется вторичноераспределение или перераспределение национального дохода. Доля национальногодохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла:с 9-18% накануне Первой мировой войны до 35-50% и более в настоящее время.1.2 Функции финансов
Функция финансов — этопроявление их сущности в действии.
Две основные функции финансов — распределительнаяи контрольная — осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операцияозначает распределение общественного продукта и национального дохода и контрольза этим распределением.
Распределительная функцияфинансов связана с распределением стоимости произведенного общественногопродукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов инакоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия (фаза)воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства,финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и — на стадии обмена — использование доходов и накоплений.
Движение общественного продуктаиз производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуетсяденежным оборотом, обеспечивающим распределение и использованиецентрализованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь ипроявляется сущность распределительной функции финансов.
Распределение национальногодохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Ихсумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределениинационального дохода среди участников материального производства. Они делятсяна две группы:
зарплата рабочих, служащих,доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
доходы предприятий сферыматериального производства.
Однако первичные доходы еще необразуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетныхотраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны,удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимодальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.
Перераспределение национальногодохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств винтересах наиболее эффективного и рационального использования доходов инакоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственнойнепроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение,здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); сперераспределением доходов между различными социальными группами населения.
Активно участвуя в распределениии перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформациипропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, впропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такогоперераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными ифинансовыми ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с однойстороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — сдругой.
Распределение иперераспределение доходов субъектов экономических отношений осуществляютсяфинансово-бюджетным и кредитно-банковским методами. Первый из них используетсяпри изъятии части доходов предприятий и работающего населения в бюджет, и прибезвозвратном финансировании из бюджета. Принтером методе аккумулируемыебанками кредитные ресурсы (за счет временно свободных денежных средствпредприятий и населения) выдаются на основе возвратности и под проценты.
Контрольная функция финансовопределяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостногораспределения и перераспределения общественного продукта, формирования ииспользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Этафункция осуществляется:
финансовыми подразделениямипредприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсовпредприятия — финансовых, материальных и трудовых (внутрифирменный финансовыйконтроль);
2) финансовыми и налоговымиорганами в отношении:
предприятий в части полноты исвоевременности налоговых платежей и неналоговых отчислений, правильностиотражения затрат на производство и реализацию продукции (товаров и услуг) и т.д.;
учреждений бюджетной сферы вчасти исполнения сметы расходов, а также — при условии предпринимательскойдеятельности — в части формирования, распределения и использования доходов отнее;
3) банками при кредитованиипредприятий, когда проверяется финансовая устойчивость заимополучателя,обеспеченность и гарантии погашения выдаваемого кредита.
Контрольная функция финансовнеотделима от распределительной функции и обслуживает не толькораспределительные отношения, но также и смену форм стоимости в кругооборотесредств предприятий.
Контрольная функция проявляетсяв контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующимфондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночныеотношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развитияобщественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса,всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Онохватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышениеэкономического стимулирования, на рациональное и бережное расходованиематериальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращениенепроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности ирасточительства.
Одна из важных задач финансовогоконтроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам,своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетнойсистемой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятийи организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансовпроявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работникифинансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль впроцессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частейбюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направленияконтрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Функции финансов реализуютсячерез финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовыймеханизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетнойсистемой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхованияи др.
Расширенное воспроизводствовключает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, ростВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы ипроизводственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономическихрычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных (отношений. Важная роль ввоспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансами финансам предприятий.
Государство воздействует навоспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельныхотраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
Финансы Российской Федерации находятсяв состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах,инфляции, неплатежах предприятий, падении курса рубля по отношению к свободноконвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.
Для достижения финансовойстабилизации необходимо остановить спад производства, инфляционный процесс,активизировать инвестиционную деятельность в реальный сектор экономики,усовершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения.1.3 Социальные реформы и финансы
Попытки революционногопреобразования общества в нашей стране и странах Восточной Европы не далиобнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранногоими пути. Преимуществами эволюционного развития общественного прогрессаявляются: замена старых общественных форм новыми; отсутствие вооружённойклассовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в периодреволюции; возможность проведения реформ в условиях благоприятнойидеологической обстановки.
Преемственность финансовыхотношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношенийк прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенноосуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы.
Парламентские, мирные формыборьбы политических сил и идей требуют значительных финансовых затрат,отвлекают людей от созидательной деятельности, затягивают процессреформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однакоони бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками,сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требуетогромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, чтоприводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощаетфинансы предприятий.
Расстройство финансов приводит кразрушению денежного обращения, инфляции, натурализации хозяйственных связей ив конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствияфинансового кризиса в годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитиинародного хозяйства.
Вооружённая борьба обременяетобщество не только затратами на содержание и вооружение армии, ведение боевыхдействий, но и связана со значительными разрушениями производственных,социально-культурных объектов и других элементов созданного национальногобогатства. Естественно, что по окончании гражданской войны восстановление этихобъектов требует огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов напротяжении нескольких лет.
Общество, осуществляющеереформы, как правило, не проводит массовых компаний по разрушению до основаниястарых структур, чтобы на их месте построить новые. Финансовые потери в обществе,которое осуществляет реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекуткатастрофических последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений вреволюционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят страну втупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в конце двадцатых итридцатые годы, когда проводились «реформы» в областигосударственного кредита.
Движения к общественномупрогрессу по пути реформ характерно колоссальной экономией материальных,трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе — ускоренное движение к новомусостоянию общества, характеризующемуся материальным и духовным благополучиембольшинства своих граждан.
Для осуществления реформ вобществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формированиикоторых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этогоучастия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылоксоциальной революции.
Финансовые рычаги проведенияреформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги,государственные расходы, процент по государственным ценным бумагам, процент повкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможнадифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и другихфинансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости отклассовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равныхусловиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Толькопри таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лицагарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом.
2. Финансовое обеспечение реализации социальнойполитики2.1 Основные принципы финансирования социальнойполитики
Реализация социальной политикипредполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнениясоциальных обязательств государства, которые можно определить какконституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных)благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан,гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населенияили определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чащевсего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальныхобязательств государство возлагает на работодателей и на граждан. Общее числоразновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.
Реализация социальныхобязательств предполагает их установление, организацию и непосредственноеисполнение. Установление социальных обязательств осуществляетсязаконодательными органами Федерации и её субъектов, главная подготовительнаячасть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органамиисполнительной власти.
Организация исполнениясоциальных обязательств государства осуществляются как министерствами,ведомствами и организациями «социального блока», входящими в системуисполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований,а также и общефункциональными министерствами (Минэконом развития РФ, Минфин РФ).
Непосредственное исполнениеосуществляется конкретными организациями, учреждениями и службами, в которыхлюдей воспитывают, обучают и трудоустраивают лечат выдают пенсии и пособия,предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и т.п. Следовательно, все,что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы,региональные администрации, федеральные и региональные администрации,федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения и предприятиясоциальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы)- это работа по исполнению социальных обязательств государства.
Реализация социальныхобязательств государства происходит в границах определенной территории. Еслигосударственными органами обеспечивается единый уровень законодательноустановленных социальных обязательств государства по отношению к любому гражданинустраны, независимо от места его проживания, принадлежности к определеннымобразовательным, профессиональным национальным и т.д. группа, мы можем говоритьо едином социальном пространстве. В настоящее время в России существуютразличия между нормативным и реальным социальным пространством, так какотсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства иего возможностями мобилизации социальных ресурсов. «Социальноепространство» — это многослойный и отнюдь не гомогенный ареал действия илиреализации (исполнения) конкретных социальных обязательств государства. Социальнаяроль государства его социальная политика реализуется в формировании реальногоединого социального пространства для предоставления основных социальныхобязательств на всей территории страны.
Так как существуют диспропорциимежду объемами исполняемых функций по социальным обязательствам государства иобъемами общественных ресурсов, выделяемых для этих целей в переходный периодчасто происходит недофинансирование социальной сферы.
Методы финансированиясоциального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности.Экономическую эффективность социальной политики следует рассматривать покрайней мере в трех аспектах.
Макроэкономическая эффективностьозначает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств,но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направленияэкономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсови другими направлениями капиталовложений.
Микроэкономическая эффективностьсвязана с распределением всего объема имеющихся средств между различнымипрограммами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием,подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.
Третий аспект эффективности — воздействиесоциальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льготдолжна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативноевоздействие на трудовую активность.
Финансовое обеспечениесоциальных обязательств государства осуществляется финансами государства,предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовыеобязательства и ответственность всех участников финансирования социальнойполитики значительно отличаются в зависимости от принятой моделихозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартовпотребления социальных благ и услуг в каждой стране. В экономике СоветскогоСоюза финансовые обязательства в социальной сфере делились преимущественно междугосударством и предприятиями. Для основной массы населения с невысокимистабильными доходами, социальные услуги были бесплатными, но при дефицитенаиболее качественных услуг. Стабильность доходов основной массы населенияопределялась отсутствием безработицы и пенсиями по старости.
В экономике переходного периодафинансовые обязательства государства по обеспечению социальной политики вбольшей степени стали распределяться между государством и домашнимихозяйствами, роль предприятий сокращается. Социальная инфраструктура исоциальные фонды предприятий в рыночных условиях снижают конкурентоспособностьпродукции предприятий за счет удорожания издержек, что привело к массовойпередаче социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты. Бремясоциальных расходов переместилось на государство. В это же время происходитсокращение почти вдвое валового национального продукта и понижение доликонсолидированного бюджета до 25-28% ВВП. Невозможность обеспечитьдореформенный уровень потребления социальных услуг за счет средствконсолидированного бюджета сделали необходимым повышение доли населения воплате основных социальных услуг. Финансовая нагрузка на доходы населениявозросла, при этом не учитывалась дифференциация доходов.
Объем государственного финансированиясоциальных программ определяется задачами государства в социальной сфере. Задачасоциальной политики во всех странах с переходной экономикой должным образомуравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальнойзащищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальнойзащиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращиваниеинституциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь кработе негосударственные организаций.
Институциональные иэкономические преобразования, проведенные в постсоциалистических странах запоследнее десятилетие, привели к углублению дифференциации между ними. Страны спереходной экономикой можно условно определить в одну из двух групп — европейскую(куда относятся все страны, которые должны быть приняты в Европейский Союз,страны Балтии и бывшие югославские республики) и евразийскую (бывшие советскиереспублики и Албания).
В евразийских странах произошлоболее резкое сокращение реальной заработной платы, формальный рынок трудапрактически исчез, растет безработица. Доля пенсионных расходов и выплат подругим программам социального страхования высока, однако страховые выплаты непозволяют иметь приемлемый уровень доходов. Социальная помощь характеризуетсядублирующимися пособиями, неточной адресностью и в основном представленасубсидиями на жилье и коммунальные услуги. Высокая ставка налогов и социальныхсборов способствовала повышению удельного веса неформального сектора экономикии, как следствие, сокращению социальных отчислений.
Система социальной защиты,адекватная рыночной экономике, может быть создана только в результатесущественного роста уровня доходов населения, улучшения положения на рынкетруда. Серьезное влияние на состояние рынка труда могут оказывать институтырынка труда, включая трудовое законодательство, профессиональные союзы,минимальную заработную плату и программы страхования занятости. Современныйрынок труда в России характеризуется низкой заработной платой, задолженностьюпо заработной плате, развитой структурой самозанятости, наличием неформальногорынка. В этих условиях отдельные виды активных программ содействия занятостиоказались не эффективными. Из всех программ службы занятости наиболееэффективной по затратам представляется помощь в поиске работы.
Вступление в третье тысячелетиеможно рассматривать как новую стадию экономического развития России,присоединения к странам, определяемым как «нарождающийся рынок»(«emerging markets»). Одним из критериев отнесения к этой группестран Всемирный Банк считает годовой ВВП на душу населения менее 9,6 тыс. долл.Новая стадия развития требует продолжения глубоких реформ, касающихсявзаимоотношений рынка, общества и государства.
Формирование социальной политикив России совпало с коренными преобразованиями главных ценностей социальногогосударства. Если во второй половине XX в. основой длясоциальной политики промышленно развитых стран являлись такие ценности какколлективизм, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которыхнашли свое воплощение в «шведском социализме», то современныемодернисты на первое место выдвигают ответственность, и прежде всего личнуюответственность. Выдвинуты идеи «индивидуальных достижений» и «конкуренции».Считается недопустимым, чтобы индивидуум перебрасывал на государство своюответственность перед семьей, местным сообществом и страной.
Велико и внимание к проблемесвобод человека, без которых нет личных достижений. Идеологипостиндустриального общества на первое место ставят проблему трансформации ролигосударства. Государство не должно предоставлять гражданам гарантированныйминимум услуг, а создавать все условия для их активности, для успеха их личныхусилий, т.е. все социальные институты ориентируются не на пострадавших, а налюдей, которые сами пытаются оказать сопротивление трудностям жизни визменяющемся обществе. Хотя не забыты и пострадавшие, главной задачейгосударства становится помощь людям вести самостоятельную деятельность. С этойцелью государство поддерживает предприимчивость. С переменой взгляда нагосударство меняется и подход к идее равенства. Равенство трактуется не какравенство результатов, а как равенство возможностей, и что самое главное,равенство к доступу к этим возможностям. Поэтому на рынке труда упор делаетсяне на гарантировании работы, а на гарантировании образования, возможностиполучать новые профессии. Социальной базой постиндустриального обществастановится средний класс — обеспеченные рабочие (синие воротнички),интеллигенция (белые воротнички), низшие слои бюрократии (государственной,муниципальной, корпоративной), малый и средний бизнес. Социальная политика,определенная в «Основных направлениях социально-экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», ориентированана эту группу населения.
Динамика государственныхсоциальных расходов в переходный период с точки зрения финансового обеспечениясоциальных расходов в переходной экономике России четко просматриваются триэтапа, имеющие существенные различия.
Первый этап — 1991-95 гг. — характеризуетсянаращиванием государственных расходов на социальные нужды. Это периодэкстенсивного увеличения средств, доля которых к 1995 г. достигла огромнойвеличины — более 50% (с учетом субсидий жилищно-коммунального хозяйства и общественномутранспорту) в консолидированном бюджете с учетом социальных внебюджетных фондов[3].
Увеличение государственныхрасходов осуществлялось в первую очередь за счет региональных бюджетов исредств государственных внебюджетных фондов. Суммарная величина обязательныхстраховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды возросла с27% от фонда оплаты труда в 1991 г. до 39,5% в 2000 г. Дальнейшее наращиваниестало невозможным ввиду естественных экономических ограничителей — потребностейвыхода из кризиса и необходимости ресурсов для экономического роста.
Завершением первого этапа сталопризнание обществом необходимости социальных реформ, вызванных серьезнымиресурсными ограничениями, но не только ими. Новый этап потребовал современныхсоциальных технологий разрешения проблем, усиления социальной ответственностине только государства, но и частного сектора, а также каждого человека за своесоциальное благополучие, ответственности, подкрепляемой финансовыми ресурсами.
Второй этап — 1995-98 гг. — периодпоиска эффективных форм и методов реализации социальной политики, пытающихсясохранить опыт и достижения советского периода, параллельно с частичным внедрениемрыночных механизмов в социальное обеспечение. Этот период уместнее назватьвременем выживания социально-культурных отраслей, попыток недопущениятотального разрушения социальной инфраструктуры, поскольку сопровождалсякризисным развитием экономики, существенным сокращением выделяемых бюджетныхресурсов и повсеместным ростом платности большинства общественных услуг присокращении реальных доходов населения. Тактические цели скромны — стабилизацияпадения уровня жизни населения, борьба с бедностью, существеннойдифференциацией доходов, обеспечение минимальных стандартов потреблениясоциальных услуг. Стратегические цели, направленные на развитие, улучшениекачества жизни населения, наталкиваются на необходимость реализацииинституциональных реформ рыночного характера практически во всех основныхотраслях социальной сферы, но таких реформ, которые приняло бы население.
Третий этап — 1999-2010 гг. — связанс принятием рамок практически всех институциональных социальных реформ согласно«Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.» фонда «Центрстратегических разработок», мер по её реализации в «Основныхнаправлениях социально-экономической политики Правительства РоссийскойФедерации на долгосрочную перспективу», приоритетных задач и планапервоочередных мер Правительства РФ на 2000-2001 годы по их реализации [4].
К этому времени совокупныегосударственные расходы на социальную сферу достигли 18% ВВП. Соотношениедоходов государственных социальных внебюджетных фондов к консолидированномубюджету РФ составило 36,4%, образуя, по сути, второй социальный бюджет страны[5].
Эффективность проводимыхсоциальных реформ во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфераможет адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные исубъективные обстоятельства необходимо учитывать при их проведении.
В настоящее время основные чертыадаптации пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования,жилищно-коммунальной сферы к рыночным отношениям в России проглядываются сдостаточной очевидностью.
Основные черты такой модели сфинансовой точки зрения:
1) провозглашение субсидиарностив качестве базового принципа социальной политики в России[6];
2) относительное сокращениебюджетных и рост внебюджетных финансовых источников, усиление роли социальногострахования, поддержание сети социального обслуживания населения. Социальноестрахование из второстепенных методов переходит в разряд основных, наиболееадекватных рыночным условиям:
усиливается его роль всоциальном обеспечении; появились и развиваются новые, не существовавшие ранееего виды (медицинское страхование, страхование от безработицы), претерпеваютизменения традиционные его виды (в пенсионном обеспечении идет внедрениенакопительных финансовых инструментов).
3) законодательное закреплениеминимального набора государственных социальных гарантий в наиболее важныхсферах жизнедеятельности человека (образовании и культуре, здравоохранении,социальной защите) [7].
Ввиду невозможности продолженияэкстенсивного наращивания государственных социальных расходов и наличиясерьезных бюджетных ограничений идет активный поиск эффективного соотношениязатрат и результатов, а также усиливается роль различных альтернативныхисточников. Имеется в виду:
расширение сфер использованиярыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольногострахования, накопительных страховых систем, удовлетворения дифференцированногоспроса на различные социальные услуги и т.д.) через механизм деятельностигосударственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственныхинститутов медицинского страхования и т.д.;
нетрадиционные формы привлечениясредств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) кфинансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры и т.д.;
существенное расширение сферыплатности социальных услуг дифференцированного качества;
привлечение ресурсного потенциаланекоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно нарегиональном уровне;
участие ряда регионов вмеждународных проектах и программах, финансируемых из международных источникови др.
Финансовые ресурсы общества,потенциал которых используется при финансировании социальных программ ипроектов подразделяются на:
1) государственные имуниципальные финансы:
федеральный бюджет, бюджетысубъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальныхфондов.
2) негосударственные финансовыересурсы:
кредитные ресурсы; привлечениесредств фирм и домашних хозяйств;
потенциал некоммерческогосектора в целом, в том числе различных фондов.
Соотношение бюджетных ивнебюджетных, государственных и частных финансовых потоков в каждой отдельнойвзятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. По оценкеэкспертов, около 70% финансовых ресурсов социальной защиты населенияформируется за счет внебюджетных социально-страховых фондов. В целом насоциальную политику в России в 1998-99 гг. расходовалось около 18% ВВП, свыше9% — из консолидированного бюджета РФ и около 8,5% ВВП — из государственныхсоциальных внебюджетных фондов. Доля финансовых ресурсов, направляемыхнаселением на оплату различных общественных услуг, включая услугижилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта и услуг социальнойсферы, сопоставима с расходами федерального бюджета на социальную политику[8].2.2 Финансирование социальной сферы изКонсолидированного бюджета РФ
Консолидированный бюджетРоссийской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектовРоссийской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансированиисоциальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.
Бюджеты субъекта РоссийскойФедерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта РоссийскойФедерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на еготерритории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ определилтрехуровневую бюджетную систему, отдельно вынеся категории государственногодолга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов.Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитиекоторых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местномсамоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетнаяпропорция между федеральным и субфедеральными бюджетами по доходам как 50: 50. ДоляВВП, аккумулируемая консолидированным государственным бюджетом РФ возросла с24,5% в 1998 г. до 28,0% в 2000 г. Для сравнения доля государственных расходовк ВВП в 1998 г. в США составила 33,1%, а в Швеции — 60,8%. Все расходы насоциально-культурную сферу из Консолидированного бюджета в 1999 г. составляли8,2% ВВП.
Доходы и расходыКонсолидированного государственного бюджета представлены на схемах (см. схемы 1,2).
Федеральный бюджет Россииразрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенныеприоритеты этого бюджета — снижение налогового бремени и увеличение социальнойнаправленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федеральногобюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритетвыражен недостаточно. Так, расходы на госуправление, правоохранительнуюдеятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднемсвыше трети всех расходов, ещё треть идет на обслуживание и частично погашениегосударственного внешнего долга и на все остальные цели, в том числе социальнуюполитику, помощь бюджетам других уровней и т.д. направляется всего лишьоставшаяся треть. Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовойпомощи федерального бюджета бюджетам других уровней.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.