Реферат по предмету "Финансовые науки"


Роль малого бизнеса в развитии сферы услуг

Роль малогобизнеса в развитии сферы услуг

Содержание
Введение. 3
1.Понятие и сущность сервисной деятельности. 5
2.Инновационные формы организации малого бизнеса в сфере услуг. 9
2.1 Франчайзинг. 9
2.2 Мерчандайзинг как современная форма розничной торговойуслуги. 14
3.Роль и место малого бизнеса в развитии сферы услуг. 17
Заключение. 23
Списокиспользуемой литературы… 26

Введение
Колоссальныйэффект от использования малого бизнеса как рыночного инструмента за рубежомотмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое,социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизироватьпроцессы, происходящие в этих областях, уделяется пристальное внимание.
Малыйбизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстроадаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад врегиональное развитие, имеет способность к генерации и использованию техническихи организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом, онявляется основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособностиее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг,которая служит своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любойстраны.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, таккак на современном этапе одной из основных тенденций развития экономикивыдвигается  опережающее развитие сферы услуг, что предопределяет постоянныйпоиск ее количественного роста и качественного совершенствования. Важная роль врешении этих проблем отводится малому бизнесу, способному по своей сущностигибко реагировать на потребности и спрос рынка услуг, лучше и скорее насыщатьего услугами высокого качества. В этой связи становится все более значимымсоздание системы управления малым бизнесом в данной сфере, как объективнойнеобходимости дальнейшего движения страны по пути экономического и социальногопрогресса.
При выполнении данной работыавтором была поставлена следующая цель: определить роль малого бизнеса вразвитии сферы услуг.
         Представляетсяцелесообразным постановка следующих задач:
– раскрыть основные  понятия и сущность сервиснойдеятельности;
– рассмотреть инновационные формы организации малогобизнеса в сфере услуг;
– проанализировать роль и место малого бизнеса вразвитии сферы услуг.
Теоретической основой контрольной работы явилисьтруды ведущих отечественных ученых и экономистов: Ж.А. Романович, В.В.Кулибановой, Е.И. Балаловой, В.К. Карнауховой, М.Г. Лапуста и другие.
Цели и задачи определили структуру работы,которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и спискаиспользованной литературы.
Решение такой многоаспектной и сложной задачи, какопределение роли малого бизнеса в сфере услуг, требует укрепления научногообеспечения формирования эффективной системы управления, как основополагающегоусловия функционирования и успешного развития не только сферы услуг, но иэкономики регионов на современном этапе экономических и социальныхпреобразований. Она должна охватывать не сферу услуг в целом, но и ееподсистемы и элементы, устранять возникающие негативные моменты развития навсех уровнях и способствовать постоянному поиску внутренних и внешних резервовэкономического роста, как на отдельных предприятиях, так и всей рассматриваемойобласти народного хозяйства региона.

1. Понятие и сущностьсервисной деятельности
Сервисная деятельность  –  это вид деятельности, на­правленныйна удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг.Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисныеорганизации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собойпродукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретныхпотребностей людей.
Услуга – это результат непосредственного взаимодей­ствияисполнителя и потребителя (заказчика), а также соб­ственной деятельностиисполнителя по удовлетворению по­требности человека. Услуга – это деятельностьпо удовлет­ворению нужд и потребностей людей.
Эта деятельность может воплощаться в изделиях(мате­риальные услуги) или существовать как полезный эффект труда, потребляемыйв самом процессе труда (нематериаль­ные услуги). Например, услуга портногосостоит в том, что он шьет костюм. Превращение материала в костюм и являет­сяуслугой портного. Деятельность портного воплощается в костюме (материальнаяуслуга).
Важной особенностью услуги является полезноедействие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд(нематериальная услуга), так и труд, овеществ­ленный в осязаемом продукте. Вэтом и состоит принципиаль­ное назначение услуг, их общественная функция –непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условийжизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.
Полезный эффект от услуги – это совокупность полез­ныхсвойств услуги, непосредственно направленных на удов­летворение той или инойпотребности человека.
Потребитель услуги – это гражданин, получающий,заказывающий либо имеющий намерение получить или за­казать услуги для личныхнужд.
Исполнитель услуги – предприятие, организацияили предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
Результатом услуги является восстановление (измене­ние,сохранение) потребительских свойств товара, создание по заказу нового изделия,перемещение, создание условий потребления, обеспечение или поддержаниездоровья, ду­ховное или физическое развитие личности, повышение профессиональногомастерства.
В сервисологии существуют понятия идеальной иреаль­ной услуги.
Идеальная услуга – это абстрактная, теоретическая мо­дельтого или иного вида сервисной деятельности. Она вклю­чает правила обслуживаниянаселения, стандарты качества, технологию оказания услуги.
Реальная услуга – это конкретные материальные дей­ствия,направленные на удовлетворение потребностей потре­бителя. Эти услугииндивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям ихоказания.
Сервисные организации оказывают материальные и со­циально-культурныеуслуги.
Материальные услуги – это услуги,удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обес­печиваютвосстановление (изменение, сохранение) потреби­тельских свойств изделий илиизготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузови людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугамотносятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживаниюизделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищ­но-коммунальныеуслуги, услуги общественного питания, услуги транспорта, сельскохозяйственныеуслуги и так далее.
Социально-культурные услуги – это услуги, удовлет­воряющиедуховные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальнуюжизнедеятельность. Со­циально-культурные услуги обеспечивают поддержание ивосстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышениепрофессионального мастерства. К со­циально-культурным услугам относятсямедицинские услу­ги, услуги культуры, туризма и образования.
Результатом материальных услуг являетсявыполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг(собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического илиэкскурсионного обслуживания).
Материальные и социально-культурные услуги являют­сявзаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопут­ствует потребление услуг(например, услуг по послепродаж­ному обслуживанию), а потребление услугсопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при по­требленииуслуг общественного питания потребитель полу­чает товар – продукты питания,место потребления про­дуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психо­логическуюразгрузку.
Услуги оказываются потребителям в процессеобслужи­вания.
Предоставление услуги – это деятельностьисполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.Предоставление услуги делится на отдельные этапы: обеспе­чение необходимымиресурсами, технологический процесс исполнения, контроль и оценка, процессобслуживания. Ус­луги неотделимы от потребителей и исполнителей.
Жизненный цикл услуги подразделяется нанесколько этапов:[1]
1) предоставление информации по услугам,предлагае­мым потребителям;
2)  принятие заказа на услугу;
3)  исполнение услуги;
4)  контроль качества исполнения услуги;
5)  выдача заказа потребителю.
Взаимодействие потребителя и исполнителя услугипро­исходит в процессе обслуживания. Характер взаимодействия зависит от формыпредоставления услуги и бывает непосред­ственным (очным) и опосредованным(заочным). При непос­редственном взаимодействии происходит прямой контакт ис­полнителяи потребителя, а при опосредованном – контакт может осуществляться черезпосредников или вспомогатель­ный персонал исполнителя услуги.
Обслуживание – это деятельность исполнителя услуги, проходящаяпри непосредственном контакте с потребителем. Процесс обслуживанияобеспечивается средствами производ­ства и персоналом сервисной организации.Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов оказанияуслуг (технических заданий и процесса оказания ус­луги), поиск компромиссныхрешений в условиях многовари­антности способов оказания услуг, установление иобеспече­ние необходимого качества услуги, согласование, оформле­ние идоведение услуги до потребителя.
Эффективность работы сервисного предприятиязависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей.
Организационно-управленческая работа вклю­чает:[2]
–  планирование сервисной деятельности организации,прогнозирование развития организации при изменении рын­ка или ассортиментауслуг;
– оценку производственных и непроизводственных затрат;
– оптимизацию состава технологического оборудования итехнических средств с учетом ассортимента и уровня каче­ства услуг;
– организацию контактной зоны для общения с потреби­телемуслуги;
–  подбор сотрудников, обладающих психологическимиспособностями для работы с потребителями.
Такимобразом, сервисная деятельность является слож­ным многогранным процессом,который обеспечивается гра­мотным управлением персоналом и ресурсамипредприятия, соблюдением требований стандартов обслуживания, соответ­ствиемоказываемых услуг запросам потребителей.

2. Инновационные формы организации малого бизнеса в сфереуслуг
2.1 Франчайзинг
Во второй половине XX столетия произошлаочередная рево­люция в методах организации бизнеса. Зародившись в США в ходепослевоенного экономического бума 1950-х, франчайзинг стал но­вым инструментомроста компаний в сфере услуг, показав наиболь­шую эффективность в индустриигостеприимства.
Франчайзинг был с готовностью принят навооружение мно­гими предприятиями гостиничного и ресторанного бизнеса, ставдоминирующим способом организации деловой активности.
Одним из первых примеров франчайзинговойдеятельности следует считать законодательное предоставление в США прав частномубизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Исключительное право,полученное от правительства, давало час­тному бизнесу возможность вкладыватьзначительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенныйгосударственный контроль над работой железных дорог и банков сохранялся. Опре­деленныепривилегии предоставлялись тем, кто мог обеспечить тре­буемые услуги. Такиеусловия позволили достаточно быстро и ка­чественно развивать предприятияразличных сфер услуг без предо­ставления государственных средств.
Не менее показательна история автодилеровкомпании «Дже­нерал моторе». В 1898 г. молодая компания, не имевшая достаточ­ногоналичного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажудвигателей через систему дилеров. Эта система и по настоящее время остаетсяосновным способом продажи авто­мобилей.
В 20–30-е годы двадцатого столетиянефтеперерабатывающие компании приступили к организации фирменных бензоколонок.С 50-х годов во многих странах особенно быстрыми темпами нача­ла развиватьсяфранчайзинговая система создания отелей и ресто­ранов. Этому явлениюспособствовало принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировалположение о том, что предприятие-производитель товаров или услуг, имеющеедостаточ­но высокую репутацию, приобретало на определенных условиях торговыйзнак (торговую марку). Владелец торгового знака может выдавать лицензии другимфирмам на определенный период времени, в течение которого владелец контролируеткачество товаров и услуг, продаваемых под его товарным знаком.
Практика продажи предприятиям права наиспользование сво­его товарного знака под контролем и под защитой закона даетвоз­можность владельцу существенно расширить масштабы своего бизнеса беззначительных единовременных и текущих затрат. На этой основе началискладываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера)с предприятиями, которые приобрели лицензии (франшизы) с целью их использова­ния(франчайзи), то есть отношения франчайзинга.
Сущность франчайзинга может быть определена какформа до­говорных отношений, при которой товаропроизводитель или единоличныйраспространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно этокрупная фирма, называется «фран­чайзер»), предоставляет своим малым партнерам(«франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбы­таэтих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру пла­тежи (роялти) иобязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.
Характерными чертами франчайзинга как формыпредприни­мательской деятельности являются следующие:[3]
– франчайзер имеет право собственности на торговую марку,фирменные услуги, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование,деловые связи, ноу-хау и так далее;
– для осуществления франчайзинга продается лицензия (фран­шиза),которая дает право на использование всех вышепе­речисленных элементов впроцессе производственно-хозяй­ственной и сбытовой деятельности;
– в договор о продаже лицензии включаются права франчай­зерана контроль за деятельностью франчайзи, а также обя­зательства по оказаниюквалифицированной помощи парт­нерам в обучении персонала, подборе помещений,прове­дении маркетинговых исследований и тому подобное;
– франчайзер получает от франчайзи единовременную опла­тулицензии (франшизы) и оплату за необходимое обору­дование, а такжепериодические платежи (роялти) в виде процента от объема продаж (или прибыли) ипостоянные взносы в централизованный рекламный фонд. Эти основные черты присущикаждому из четырех основных видов франчайзинга: товарному, производственному,деловому и конверсионному.
В рамках товарного франчайзинга в качествефранчайзера вы­ступает крупный товаропроизводитель, у которого франчайзиприобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующеймарки; реализация продукции конечным потре­бителям осуществляется от именифранчайзера. Примером этого типа франчайзинга могут служить дилерские сети поторговле ав­томобилями и системы фирменных бензоколонок.
Устойчивый рост этой формы предпринимательскойдеятель­ности наблюдается с конца 50-х и в течение 60-х гг. Это подтвержда­етсятем фактором, что девять из десяти современных наиболее круп­ныхфирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В дальней­шем система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничнойторговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрогообслуживания, а также «удоб­ных магазинов».
Деятельность всемирно известной фирмы«МакДоналдс» яв­ляется одним из наиболее наглядных примеров развития и становле­нияфранчайзинговой системы. Эта фирма в настоящее время мо­жет рассматриваться какбесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания.
Накопив большой опыт в США, франчайзинг началсвою экс­пансию на рынках других стран. Многие американские компании продалисвои франшизы в другие страны, и некоторые из этих ком­паний быстрыми темпамирасширяют свою международную сеть. В настоящее время более 350 американскихфирм и их франчайзи владеют более чем 32 тыс. торговых предприятий в другихстранах.
Бурное развитие франчайзинга происходит вЗападной Евро­пе, Канаде, Японии, Австралии, государствах Азиатско-Тихооке­анскогорегиона. В свою очередь, франчайзеры из этих стран начи­нают постепеннопроникать на рынок США. Таким образом, меж­дународный франчайзинг в ближайшиегоды будет развиваться еще более быстрыми темпами.
В России в режиме франчайзинга уже работают такиеизвестные отечественные и зарубежные компании, как «Дов­гань», «Русскоебистро», «МакДоналдс», «Пицца Хат», «Баскин Роб-бинс», «Рибок» и другие. Вместес тем пока еще нет оснований для вывода об окончательном утверждении в нашейстране этой совре­менной формы предпринимательства.
Взаимоотношения в системе франчайзинга могут бытьподраз­делены на два основных вида и несколько подвидов. Двумя основными видамиявляются индивидуальные и региональные (зо­нальные, территориальные)франчайзинги.
Индивидуальный франчайзинг представляет собойпродажу лицензии (франшизы) на какой-либо один вид бизнеса и является наиболеераспространенным.
Сущность регионального франчайзинга состоит вследующем. При этом виде франчайзинга франчайзер принимает решение о рас­пространениисферы своей деятельности на какой-либо регион, но в то же время он учитывает тообстоятельство, что не обладает воз­можностями для быстрого развития ирасширения своей деятель­ности, например, ограничен размерами капитала или нетдостаточ­но подготовленного персонала. В этих условиях привлекается помощник –главный франчайзи, который, в свою очередь, имеет права и возможности не тольков подборе новых франчайзи в сво­ем регионе, но и в обеспечении ихпервоначального обучения, а также в выполнении других работ и услуг, которыеобычно выпол­няет франчайзер.
Региональный франчайзинг подразделяется наразличные под­виды, которые имеют общие черты и в то же время отличия друг отдруга.
Франчайзинг с владением многими предприятиямиразвивается из индивидуального франчайзинга и может быть предусмотрен в самомначале взаимоотношений. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключаютконтракт на региональное развитие бизне­са, в соответствии с которым франчайзиимеет право открыть свои предприятия в определенном районе.
Второй подвид регионального франчайзинга –субфранчай­зинг, при котором реализуются два направления отличающихся друг отдруга контрактных отношений: первое – между генеральным франчайзером исубфранчайзером и второе – между субфранчай­зером и обычным франчайзи.
Развивающий франчайзинг является комбинациейпервых двух видов и охватывает трехсторонние взаимоотношения между франчайзероми лицом, получающим право на развитие бизнеса на определенной территории.
В соответствии с условиями контракта региональныйсубфран­чайзер (лицо, получившее право развития бизнеса на данной тер­ритории)обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи,оказывать им практическую и мето­дическую помощь и осуществлять контроль за ихдеятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосред­ственноиндивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые кон­трактные отношения.
Смысл франчайзинговой деятельности состоит вориентации на успешную работу всех его участников, и именно это обстоятель­ствовыгодно отличает франчайзинг от ряда других концепций биз­неса.

2.2 Мерчандайзинг каксовременная форма розничной торговой услуги
Мерчандайзинг – подготовка товаров к продаже врозничной сети; комплекс мер, направленных на привлечение внимания поку­пателей,например, размещение товаров в торговом зале, оформле­ние торговых прилавков,размещение рекламных проспектов и так далее.
За рубежом первоначальная инициатива по внедрениюидей мерчандайзинга исходила от наиболее организованных розничных торговцев,которыми являлись сети супермаркетов. Ни для кого не секрет, что средиассортимента каждой товарной группы можно до статочно четко выделить марки иупаковки, которые завоевали наи­большую популярность среди потребителей, иторговля которыми приносит основную прибыль владельцу магазина. Статистика сви­детельствует:покупатели оставляют на 13% больше денег в тех ма­газинах, где мерчандайзингпродукции безупречен.
На российский рынок идеи мерчандайзинга былизанесены такими корпорациями, как: «Кока-Кола», «Пепсико», «Филипп Моррис» и другие.
Изучая процесс развития мировой розничнойторговли, мож­но выделить четыре этапа эволюции мерчандайзинга.
Первый этап характеризуется торговлей с минимумомнеобхо­димых услуг.
Второй этап – торговля, подкрепленная расширеннымассор­тиментом услуг.
На третьем этапе торговля, подкрепленнаярасширенным ас­сортиментом услуг, обрастает рациональной технологичностью про­цессов,создавая некую унифицированную систему.
Четвертый этап – это этап развития системногоподхода в роз­ничной торговле – мерчандайзинга, направленного на человека.
Среди предпосылок к зарождению мерчандайзинга какединой системы можно выделить такие факторы, как:[4]
–   конкуренция между торговыми точками;
–   внутривидовая конкуренция или конкуренция торговых ма­рок;
–   накопленный опыт технологии розничной торговли;
– активизация маркетинговых мероприятий, агрессивностьмаркетинга.
Розничная торговля товарами народного потребленияявляет­ся важнейшей сферой современной рыночной экономики, в кото­рой занято,поданным статистики, 4% трудоспособного населения страны. Российские семьитратят на розничную торговлю 40% сво­его бюджета.
После приватизации руководство большинствароссийских универсальных магазинов стало сдавать торговые площади в арендуразличным владельцам. Естественно, что вместо понятных покупателю магазинов,где традиционно на первом этаже распола­гался продовольственный отдел, навтором – товары для женщин, на третьем – товары для мужчин и так далее
Размещение товарных групп определяется взаимнымрасполо­жением арендаторов и никак не систематизировано. Например, по залуможет быть произвольно «разбросано» несколько «бутиков» с однотипной обувью, несколькоювелирных лавок и т. д., при отсут­ствий, скажем, таких важных в повседневномобиходе вещей, как носки, брючные ремни, и т. д. Для того чтобы покупатель хотькак-то мог ориентироваться, при входе в торговый зал вывешиваются схемырасположения арендных торговых секций.
С целью продемонстрировать покупателю как можнобольшее количество товаров, движение по магазину и зонирование (по прин­ципаммерчандайзинга) строится проектировщиками по сложной траектории, со своимиостровками, магистральными направлени­ями и так далее. При движении по кривойтраектории происходит более яркое восприятие разных участков стены, гдесоответственно раз­мещены разные ассортиментные группы. Особым воздействиемобладают пути в виде окружности, вдоль ко­торой как на арене можно эффектнодемонстрировать товары для продажи.
Благодаря крупным централизованным службамснабжения и складирования сетевые супермаркеты предлагают своим покупа­телямтовары «золотой середины» по качеству и стоимости. Несмот­ря на то, что здесьвсегда широко представлены ходовые товары известнейших производителей, всесильнее развивается схема «соб­ственных торговых марок» как неотъемлемыйинструмент мерчан­дайзинга.
По уровню применения торговых услуг Западопережает Рос­сию на несколько шагов. К настоящему времени за рубежом ос­новныепреимущества глобальной организации и технологичнос­ти розничной торговли ужезадействованы практически на 90% субъектах розничной торговли, и теперь активносовершенствуют­ся такие элементы мерчандайзинга, как:
 – ориентация на эмоциональное восприятие товаровцелевы­ми группами покупателей;
– уход от безликости больших торговых пространств, оформ­ленныхв едином стиле, к выделению различных активных зон продажи (при сохраненииединства общей концепции);
– динамичная презентация товаров благодаряиспользование современных мультимедийных средств.
Перспективы развития российской розничнойторговли свя­заны, в первую очередь, с развитием и совершенствованием торго­выхуслуг. Проводником в данном процессе будут выступать прогрессивные формырозничной торговли, такие как супермар­кеты.

3. Роль и место малого бизнеса вразвитии сферы услуг
Чембыстрее и эффективнее развивается общество, чем глубже разделение труда и чемсложнее процессы специализации общественного производства, тем очевиднеестановится воздействие на рост производительных сил тех функций, которыесчитались в своё время не связанными непосредственно с производством кактаковым.
Историяразвития общества свидетельствует, что по мере его экономического ростаменяется структура сфер приложения труда, их роль и место в сфере общественногопроизводства. Зафиксировано три глобальных социальных процесса изменения всфере занятости общественного производства, в его общей структуре. В результатепромышленной революции и технического прогресса доля занятых в сферепромышленного производства возросла до 70–75%, а удельный вес работающих всельском хозяйстве в масштабах общества сократился до 10%. И только менее сталет потребовалось обществу, чтобы занятость в сфере услуг стала основной сферойприложения труда.
Мировыетенденции социально-экономического развития занятости населения и распределенияего по сферам приложения труда показывают постоянное усиление ориентацииобщества на все большее развертывание масштабов производства материальных инематериальных услуг, направленных на удовлетворение усложняющихся потребностейчеловека. На повышение сферы его жизнеобитания и жизнедеятельности.
Длясовременной системы хозяйствования в многоукладном общественном производствехарактерно превращение нематериальных ресурсов, таких как интеллектуальный иобразовательный потенциал общества (образование, культура, квалификация,информация, предпринимательское искусство и др.), а также результатовдеятельности других отраслей сферы услуг в решающий фактор развития общества сразвитой рыночной экономикой. И это не только потому, что отрасли сферы услугявляются приоритетной базой развития и могут динамичнее трансформироваться врыночную экономику, но и в связи с тем, что роль и значимость сферы услуг вжизнедеятельности человека и в развитии производства неизмеримо возрастает ипревращается в ведущую сферу занятости.
Необходимостьсоциального развития общества все более принимает характер объективнойзакономерности вне зависимости от политического и экономического егоустройства, что усиливает государственное воздействие на последовательноерасширение данной сферы приложения труда путём различных методов стимулированиядеятельности по оказанию услуг, имеющих не только социальную направленность изначимость непосредственно для общества в целом, а также для развития инепосредственно производства.
Всеэто вместе взятое привело к тому, что в развитых станах сформировалась особаясовокупность всех видов деятельности по оказанию услуг в виде сферы сервиса. Всферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целомопределяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества.
Ксожалению, решающим фактором расширения сферы услуг в России на современном этапеявляется не рост производительности труда, обеспечивающий высокую степень егоразделения, а спад производства и, как следствие, деформацию структурынародного хозяйства. Однако, несмотря на кризисный характер нашей экономики, насовременном этапе уже в доперестроечный период, когда сфера услуг былаориентирована в основном на обслуживание производства и общества в целом, и еёразвитие формировалось (особенно отраслей, оказывающих услуги личногохарактера) по остаточному принципу, уже тогда прослеживалась чёткая тенденция кеё ежегодному росту. Вместе с тем, переход России к рыночной экономике повлекза собой ряд существенных перемен и в социально-экономической структуреобщества.
Сервисизациярассматривается как всеобщий прогрессивный социально-экономический процессреструктуризации в сфере занятости общественного производства за счётвозрастающих темпов развития и совершенствования её инфраструктуры,обеспечивающей как обслуживание всех видов жизнедеятельности конкретногочеловека (услуги индивидуальной направленности), включая и услуги, которыепредоставляются обществу в целом (образование, культура, искусство, наука,здравоохранение и др.), так и обслуживание всех отраслей национальнойэкономики, включая материальное производство.
Такимобразом, основная функция сервиса как такового – доведение до потребителяматериальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами изапросами путем:[5]
–удовлетворения соответствующих потребностей;
–обслуживания процесса их потребления;
–созданияусловий для быта, отдыха и досуга;
–способствования увеличению свободного времени и рациональному егоиспользованию.
Следуеттакже отметить, что наряду с развитием традиционных источников финансированиясферы услуг таких как кредитно-финансовая и банковская деятельность,используются такие нетрадиционные источники внешнего финансирования:
–финансирование без кредитования (лизинг),
–факторинг (превращающего долги в наличность),
–франчайзинг (кредитование и привилегии по контракту),
–коммерческий трансферт (взаимное приобретение партнёрами друг у друга капиталовв национальной валюте в условленных размерах и по договорной цене) и так далее.
Большоеразвитие получили страхование, в том числе и предпринимательских рисков, атакже аудиторская деятельность и другое.
Сизвестной мерой условности можно определить четыре основные укрупнённыенаправления сервисной деятельности и дать следующую классификацию:
–технико-технологический сервис, включая транспортное обслуживание,
–информационно-коммуникационный сервис,
–торгово-бытовой и жилищно-коммунальный сервис,
–социальный сервис (здравоохранение, образование, наука, культура).
Естественно,никакая классификация услуг не обеспечит развитие сферы сервиса, если не будетразработан механизм и определена чёткая политика государства в формировании ирегулировании этого сложного и важнейшего сектора экономики.
Накаждом этапе своего развития общество располагает количественно и качественноопределенными материальными и трудовыми ресурсами, а также имеет объективноскладывающиеся общественные потребности, размер и содержание которыхрегулируется комплексом социально-экономических, политических условий развитияобщества, и в первую очередь, общественной производительностью труда. Структураи пропорции общественного производства, в том числе и пропорции распределенияматериальных и трудовых ресурсов, формируются под влиянием тех или иныхфакторов и призваны обеспечивать высокий социальный и экономический эффект.Познание основных тенденций и закономерностей количественных и качественныхизменений уровня занятости населения в отраслях сферы услуг и факторов, ихопределяющих, дают возможность по новому оценить социально-экономическуюзначимость проблемы использования трудовых ресурсов в этой сфере национальногохозяйства, ибо её следует рассматривать не только как область приложения общественноготруда, но и как систему отраслей, способствующую рациональному использованиюсвободного времени населения, росту производительности общественного труда.
Вусловиях формирования Российской рыночной экономики развиваются и углубляютсяструктурные и функциональные взаимозависимости не только в материальной,производственной, но и в сфере услуг. Особое место в этой структуре перестройкирыночной экономики отводится усиливающемуся процессу сервисизации общественногопроизводства и всех видов жизнедеятельности человека и общества в целом.
Сервисизация– всеобщий социально-экономический процесс осуществляемый за счёт развитиясферы услуг, обеспечивающей обслуживание не только всех видов жизнедеятельностичеловека и общества в целом, но и оказание услуг всем отраслям общественногопроизводства. При этом под услугой понимается процесс, деятельность,осуществляемая исполнителем по заказу конкретного потребителя в широком смыслеслова. Услуга не составляет материального результата, то есть услуга имеет такиечерты как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества инесохраняемость для последующей реализации. Производство, обмен и потреблениеуслуги проходит как одновременный процесс.
Всевозрастающеевоздействие отраслевой сферы услуг на производственные и хозяйственныепроцессы, на общество в целом и жизнедеятельность человека, названное зарубежом севисизацией, связано с серьезными изменениями в системе потребностей иценностей рыночной экономики.
Важнейшимипоказателями сервисизации общества являются:
–увеличение удельного веса занятых в инфраструктуре по обслуживаниюматериального производства и сферы услуг. Каждая отрасль общественногопроизводства имеет свою инфраструктуру со своей сферой услуг;
– ростдоли отраслей сферы услуг, занятых в отраслях сферы обслуживания населения врасчёте на 10 тыс. населения в целом по России и отдельным её регионам;
–затраты средств (в млн. руб.) в год на развитие инфраструктуры в расчёте на 10тыс. занятых по отраслям и видам деятельности общественного производства;
–увеличение доли сферы услуг (обслуживающей все отрасли народного хозяйства,общества в целом и жизнедеятельности человека) в валовом национальном продуктеи в общей численности занятого населения в национальной экономике и др.
Анализируяэти показатели в динамике можно проследить основные тенденции и дать оценкууровню сервисизации общества в целом, по основным отраслям деятельности сферыуслуг, регионам.

Заключение
Жизнедеятельность современного человека основанана по­треблении товаров и услуг. Их создание, производство и рас­пределение ипотребление обеспечивают удовлетворение по­требностей людей и динамичноеразвитие экономики страны.
В экономике государства сфера услуг и сфератоварного производства являются органичными взаимодополняющими отраслями.
Сфера услуг представляет собой одну из важнейшихоб­ластей общественной жизни и оказывает заметное влияние на все стороны нашейдеятельности. В связи с этим сервис­ная деятельность играет определенную роль вматериальном жизнеобеспечении людей, здесь осуществляются самые раз­личные видыих духовной деятельности.
Сфера услуг  –  это, с одной стороны ассортиментсер­висных услуг, оказываемых населению, с другой – совокуп­ность организаций ииндивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказываютматериальные и социально-культурные услуги потребителям.
Цельсервисной деятельности – удовлетворение обще­ственных и индивидуальныхпотребностей людей, а резуль­тат сервисной деятельности – повышение качестважизни городского и сельского населения.
Инновация (нововведение, новшество) естьрезультат деятель­ности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельнос­ти,приводящей к замене одних элементов другими. Этот термин может иметь различныезначения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целейисследования или анализа.
Результатом инновационной деятельности являетсяпродукт, технология, научное знание, которые являются новыми для индивида,организации или рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новуюпотребность.
Инновационныйпроцесс — это процесс возникновения, раз­работки и диффузии нововведений, т. е.последовательная цепь со­бытий, в ходе которых инновация вызревает от идеи доконкретно­го продукта или услуги и распространяется при практическом ис­пользовании.
Сущность франчайзинга может быть определена какформа до­говорных отношений, при которой товаропроизводитель или единоличныйраспространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно этокрупная фирма, называется «фран­чайзер»), предоставляет своим малым партнерам(«франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбы­таэтих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру пла­тежи (роялти) иобязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.
Внедрениетехнологии мерчандайзинга как торговой услуги покупателю, которую на Западеприменяют все магазины, а в Рос­сии незначительное число, позволяет увеличитьсреднюю сумму покупки, сократить время выбора товара, а также увеличить пло­щадьвыкладки. По самым скромным подсчетам, сумма средней покупки возрастает в 2–4раза.
Возникновение малого бизнеса обусловлено развитием спроса напродукцию и возможностью его удовлетворения с помощью ресурсов, которымирасполагает то или иное предприятие. Взаимосвязь спроса и ресурсов являетсяобъективным условием функционирования предприятия и может рассматриваться вкачестве исходной предпосылки для создания системы эффективного управленияпроизводственно-рыночной деятельностью. Ее реализация осуществляется в рамкахресурсной концепции малого бизнеса, ориентированной на эффективноеиспользование ресурсного потенциала предприятия в сложившихся условиях рыночнойконъюнктуры.
Новые экономические целитребуют эффективного управления, предполагающего принятие стратегическихрешений, реализация которых позволяет осуществить значительный качественныйпрорыв в сфере развития малого бизнеса. Это предопределяет необходимостьнеуклонного совершенствования маркетинга и менеджмента,  инноваций, ориентированныхна покупателей, предложения дополнительных потребительских услуг, улучшенияпотребительских функций продукции предприятий малого бизнеса. Качество, дизайн,разумные потребительские функции изделий все больше становятся решающимфактором продаж, что также выдвигает новые задачи перед управлением малымбизнесом и обуславливает неуклонное повышение его эффективности.
Реальное решениеуказанных и других подобного рода проблем возможно на основе конкретизацииусловий функционирования предприятий тех или иных областей национальногохозяйства. Большинство объектов сферы услуг находится в региональной илимуниципальной собственности, и действуют в условиях четко выраженнойлокальности рынка услуг.
/> 

Списокиспользуемой литературы
Нормативно-правовыедокументы
1) Конституция Российской Федерации:Официальный текст. ─ М.: Рольф, 2002.
2) Бюджетный кодекс РФ. Официальныйтекст. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2000.
3) Федеральный закон «О бухгалтерскомучете» от 22 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (совместное предприятие изменениями от 23июля 1998г).
4) Федеральный закон «Об акционерныхобществах» от 26.12.95, №39-ФЗ.
Учебная иучебно-методическая литература
5) Балалова, Е.И. Сервисная деятельность,учет, экономический анализ и контроль: Учебное пособие / Е.И. Балабанова, О.В.Каурова. – М.: Издательсьво «Дело и сервис», 2006. – 288 с.
6) Карнаухова, В.К. Сервиснаядеятельность: учебное пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 116.
7) Кулибанова, В.В. Маркетингсервисных услуг / В.В. Кулибанова. – СПб.: Вектор, 2006. – 192 с.
8) Лапуста, М.Г. Малоепредпринимательство: учебное пособие; 2-е изд. / М.Г. Лапуста, Ю.А. Старостин.– М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 68.
9) Пихлер, Й.Х. Малые и средниепредприятия. Управление и организация / под ред. Й.Х. Пихлера, Х.Й. Пляйтнера,К.-Х. Шмидта. Пер. с нем. И.С. Алексеевой, Г.И. Токаревой. – М.: ИНФРА-М, 2002.– С. 77.
10) Романович, Ж.А. Сервиснаядеятельность: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Ж.А.Романовича. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2007. – С. 11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.