Реферат по предмету "Финансовые науки"


Принципы устройства бюджетной системы Российской Федерации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: Бюджетная системаРоссийской Федерации
Тема:
Принципы устройствабюджетной системы Российской Федерации

Содержание
Введение
1. Бюджетная системаРоссийской Федерации
2. Принципы устройствабюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источникови литературы

Введение
Актуальностьвыбранной темы заключается в том, что бюджетная система призвана играть важнуюроль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаютсяего экономической политикой.
При этомзначение государственного финансового регулирования через бюджетную системутрудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее времяизменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Этоперераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынокисходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулированиярыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовыхсанкций и льгот.
При написанииданной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть бюджетнуюсистему Российской Федерации;
2.Определить основныепринципы устройства бюджетной системы Российской Федерации.
1. Бюджетная система Российской Федерации
Бюджет — форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечениязадач и функций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации на соответствующей территории (за исключением бюджетовгосударственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов междуэтими бюджетами.
Бюджетная система Российской Федерации — основанная наэкономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов.
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключениемсредств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источникамифинансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, заисключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источникамифинансирования дефицита бюджета/>.
Дефицитбюджета — превышение расходов бюджета над его доходами/>.
Профицитбюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.
Рассмотрим структуру бюджетной системы Российской Федерации. (ст.10 БКРФ).
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
— федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
— бюджетысубъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственныхвнебюджетных фондов;
— местныебюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга; а также бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерацииразрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектовРоссийской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РоссийскойФедерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальныхправовых актов представительных органов муниципальных образований.
Бюджетный(финансовый) год — период действия утвержденного бюджета, равный по российскомузаконодательству календарному году (с 1 января по 31 декабря). Это время,протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. Взаконодательстве предусмотрен дополнительный льготный месяц — январь,необходимый для завершения операций по обязательствам принятым в финансовомгоду.
Финансовыйгод соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерациипредназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использованиефедеральными органами государственной власти иных форм образования ирасходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходныхобязательств Российской Федерации, не допускается.
Федеральныйбюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуютконсолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированныйбюджет — свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, т.е. он слагается изфедерального бюджета из 89 бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.Консолидированный бюджет не имеет правового закрепления. Если федеральныйбюджет принимается в форме ФЗ; бюджеты субъектов в форме закона субъекта РФ;местные бюджеты в форме правового акта представительного органа местногосамоуправления, то консолидированный бюджет никакой правовой формы не имеет. Онсоставляется для анализа, статистики, расчетов, планирования и других мер,является одним из пунктов бюджетного послания Президента РФ, но законодательнойосновы не имеет.
Государственныйвнебюджетный фонд с помощью этого фонда образуются и расходуются денежныесредства, находящиеся и образуемые вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов РФ.
Бюджетнаясистема РФ. Все принимаемые на территории РФ бюджеты представляют всовокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Такимобразом, бюджетная система это основанная на экономических отношениях игосударственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов игосударственных внебюджетных фондов.
В бюджетнуюсистему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней:
а)федеральный бюджет;
б) бюджетысубъектов Федерации;
в) местныебюджеты.
Доходывыражаются в различных платежах юридических и физических лиц в тот или инойбюджет. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательствоми образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов или безвозмездныхперечислений. Большое значение для анализа источников доходов, их объема имеетбюджетная классификация
Расходыбюджета. Расходная часть бюджетной системы включает в себя несколько основныхнаправлений:
а) содержаниеорганов государственной власти и местного самоуправления, судов,правоохранительных органов;
б) науку;
в) охрануокружающей и природной среды;
г)социально-культурную сферу;
д)международную деятельность.
Каждыйсубъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориальногогосударственного внебюджетного фонда.
Бюджетсубъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориальногогосударственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходныхобязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнениярасходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии сбюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваютсясредства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектовРоссийской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметамведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместноговедения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходныхобязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенцийиз федерального бюджета.
Бюджетсубъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований,входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетныхтрансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъектаРоссийской Федерации.
Рассмотримподробнее местный бюджет.
Каждоемуниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджетмуниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнениярасходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных формобразования и расходования денежных средств для исполнения расходныхобязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификациейРоссийской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые наисполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих всвязи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросамместного значения, и расходных обязательств муниципальных образований,исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Субвенция — денежная сумма,которая выделяется из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты дляопределенной цели, на конкретно оговоренный срок, для выравниваниясоциально-экономического развития субъектов РФ или муниципальных образований.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетовгородских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуютконсолидированный бюджет муниципального района.
В качествесоставной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотренысметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, неявляющихся муниципальными образованиями.2. Принципы устройства бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетнаясистема Российской Федерации основана на принципах:
— единствабюджетной системы Российской Федерации;
— разграничения доходов, расходов и источников финансированиядефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
— самостоятельности бюджетов;
— равенствабюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
— полноты отражения доходов, расходов и источников финансированиядефицитов бюджетов;
— сбалансированности бюджета;
— результативности и эффективности использования бюджетныхсредств;
— общего(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
— прозрачности (открытости);
— достоверности бюджета;
— адресностии целевого характера бюджетных средств;
— подведомственности расходов бюджетов;
— единствакассы.
Принципединства  бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетногозаконодательства Российской Федерации, принципов организации и функционированиябюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетнойотчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации,санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единыйпорядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходови осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядкаисполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации.
Принципразграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетовмежду бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление всоответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системыРоссийской Федерации, а также определение полномочий органов государственнойвласти (органов местного самоуправления) и органов управления государственнымивнебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источниковфинансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходныхобязательств публично-правовых образований.
Органыгосударственной власти (органы местного самоуправления) и органы управлениягосударственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические ифизические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерациифинансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Принципсамостоятельности бюджетов означает:
— право иобязанность органов государственной власти и органов местного самоуправлениясамостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов иэффективность использования бюджетных средств;
— право иобязанность органов государственной власти и органов местного самоуправлениясамостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев,предусмотренных настоящим Кодексом;
— право органов государственной власти и органов местногосамоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежатзачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
— право органов государственной власти и органов местногосамоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определятьформы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов,финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий исубвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащихисполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов другихбюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходныхобязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и болеебюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средствконсолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средствкоторого должно осуществляться исполнение соответствующих расходныхобязательств;
— право органовгосударственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средстваиз бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органамигосударственной власти и органами местного самоуправления, исключительно вформе межбюджетных трансфертов;
— недопустимость введения в действие в течение текущегофинансового года органами государственной власти и органами местногосамоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и(или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о другихобязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижениюдоходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесенияизменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающихкомпенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
— недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов,полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принциправенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований означает определение бюджетных полномочий органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговыхдоходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определениеобъема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии седиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры исоглашения между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, органамигосударственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующиенастоящему Кодексу, являются недействительными.
Сущностьуказанного принципа выражается в том, что органы государственной властисубъектов РФ и органы местного самоуправления наделены равными правами вотношении:
1)определения их бюджетных полномочий;
2)установления и исполнения расходных обязательств;
3)формирования налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местныхбюджетов;
4)определения объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Принципполноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитовбюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитовбюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующихбюджетах.
Принципсбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходовдолжен соответствовать суммарному объему  доходов бюджета и поступленийисточников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета,связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатковна счетах по учету средств бюджетов.
Присоставлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должныисходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принципрезультативности и эффективности использования бюджетных средств означает, чтопри составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамкахустановленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимостидостижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств илидостижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объемасредств.
Принципобщего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджетане могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источникамифинансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением)о бюджете в части, касающейся:
— субвенций исубсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— средствцелевых иностранных кредитов (заимствований);
— добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
— расходов бюджета,осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) сучастием Российской Федерации;
— расходовбюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
— отдельныхвидов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете)начиная с очередного финансового года.
Принциппрозрачности (открытости) означает:
— обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденныхбюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходеисполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решениюзаконодательных (представительных) органов государственной власти,представительных органов муниципальных образований;
— обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектовбюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственнойвласти (представительные органы муниципальных образований), процедуррассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам,вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органагосударственной власти (представительного органа муниципального образования),либо между законодательным (представительным) органом государственной власти(представительным органом муниципального образования) и исполнительным органомгосударственной власти (местной администрацией);
— стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РоссийскойФедерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного,текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и плановогопериода).
Принципдостоверности бюджета означает надежность показателей прогнозасоциально-экономического развития соответствующей территории и реалистичностьрасчета доходов и расходов  бюджета.
Принципадресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетныеассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретныхполучателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принципподведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средстввправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств толькоот главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которогоони находятся.
Главныераспорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределятьбюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям иполучателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных имраспорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядительи получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственныхраспорядителей и получателей бюджетных средств только одного главногораспорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главномураспорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона,нормативного правового акта Президента Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации, высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу созданияорганизации — получателя бюджетных средств как учреждения главнымраспорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации,субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Принципединства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществлениевсех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнениюбюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органовгосударственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органовместного самоуправления за пределами территории соответственно РоссийскойФедерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а такжеопераций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РоссийскойФедерации.

Заключение
Бюджетявляется формой образования и расходования денежных средств для обеспеченияфункций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов вбюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупностьвсех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь междуее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системыпринято называть бюджетным устройством.
Федеральные,региональные и местные органы государственной власти и управления посредствомбюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную частьперераспределяемого национального дохода, которая направляется на строгоопределенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнямиуправления.
Бюджетнаяполитика должна быть направлена на подавление инфляции, обеспечение жесткойэкономии (поиск резервов в доходной и в расходной частях бюджета), должна иметьсоциальную и инвестиционную ориентацию на всех стадиях бюджетного процесса отразработки до использования утвержденного бюджета. Социальная сфера и поддержкаинвестиций – это ключевые приоритеты бюджетной политики. На остальныенаправления расходов должен доминировать принцип разумной достаточности.

Списокиспользованных источников и литературы
1  Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями от 6 декабря2007 г.)
2  Федеральный закон от26.10.2007г. № 63-ФЗ
3  Бобкова О.В., БорисовМ.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В. Комментарии к Бюджетному кодексуРоссийской Федерации (Гарант)
4  Врублевская О.В.,Романовский М.В. Финансы. – М.: Издательство «Перспектива, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.