Реферат по предмету "Финансовые науки"


Понятие налоговой системы и ее элементов

/>/>Содержание
1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫИ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ… 3
1. 2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙСИСТЕМЫ   11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 24

1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Современная российская налоговая система начала складыватьсяна рубеже 1991-1992 гг.,в период политическогопротивостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночнымотношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговыхотношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства,экономический и социальный кризис в стране – все эти факторы непосредственноповлияли на ее становление.
Законодательные основы ныне действующей налоговой системыРоссии были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельныхвидах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, ноосновные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой системе,отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибылипредприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. врамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этомнаправлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российскогоналогового законодательства. Общие принципы построения налоговой системы,налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены Законом РФот 27 декабря 1991 г «Об основах налоговой системы, в Российской Федерации»[1].
Данный ЗаконРФ определил общие, наиболее существенные положения налогового права в единомнормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РоссийскойФедерации и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядокустановления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, ихответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанностибанков и их должностных лиц в области налогообложения. Однако дальнейшееразвитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода кпроблеме налогов в Российской Федерации. Так, в ч. 1 Налогового кодекса РФ(далее – НК РФ) вообще не упоминается понятие «налоговая система», а все статьиЗакона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которые давалиопределение налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основысистемного подхода к формированию сложной государственной структуры каксистемы, в последующем были отменены.
В данной работепредлагается налоговая система, разработанная исходя из федеральных законов ииз правоохранительной практики. Прежде всего, дадим определение — налоговойсистеме. Если исходить из значения налоговой системы для рыночной экономики,корректно утверждать, что налоговая система — это государственная система мерполитического, экономического, административного, правового характера,направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роставнутреннего валового продукта (ВВП).
В более узкомзначении, подразумевающем ее внутреннее содержание, налоговая системапредставляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм иметодов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер пообеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения кответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.[2]
По нашемумнению налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов: 1)Налоговые органы; 2) Налоговое законодательство; 3) Налоги; 4) Пошлины; 5)Сборы; 6) Другие платежи.
Подналоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношенияхи обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствии сКонституцией РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги исборы'' (Статья 57). Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняютсвои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налоговогозаконодательства – от несвоевременного внесения в соответствующий бюджетналогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государствелюбой общественно-экономической формации создается определенная система учетаналогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты иминачисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функциювыполняют налоговые органы РФ. Их правовое положение определено Законом РФ «Оналоговых органах Российской Федерации»[3], НК РФ, и рядом другихнормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 30 НК РФ — налоговыми органами вРФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях,предусмотренных законодательством РФ, полномочиями налоговых органов обладаюттаможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
Второйэлемент налоговой системы – налоговое законодательство. Традиционно в советской теориигосударства и права понятием «законодательство» охватывались акты различныхгосударственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшиенормативный характер. Однако принципиальная концепция, лежащая в основеформирования налогового законодательства России,-создание системы законов оналогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих ихподзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающаявозможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создаетнеобходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.
КонституцияРФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления,распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. На этихконституционных положениях базируется и НК РФ. Cогласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие«законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательствоРФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с нимфедеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах исборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогахи сборах, принятых законодательными (представительными) органами властисубъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты оналогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.Таким образом, акты органов исполнительной власти не составляютзаконодательства о налогах и сборах.
Вдействительности налоговые отношения регулируются не только законами, но иподзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает наналогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органыисполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации,исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственныхвнебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным сналогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательствомо налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство оналогах и сборах (ст. 4 части первой НК РФ).
Такимобразом, налоговое законодательство — совокупность норм, содержащихся в законахРФ и принятых на их основе законах субъектов РФ, актов представительных органовместного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общиепринципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения ипрекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов,формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.
Следующий элемент –налоги. Формированиедоходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, атакже местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников –налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главнымдоходным источником, являются налоговые поступления, удельный вес которых вконсолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ, небыл ниже 82–83% всех государственных доходов[4]. Кроме налогов вфедеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности, отвнешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы.
Итак, в ряду государственных доходов налогам принадлежитважнейшее место. Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первойНК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Налоги выражают обязанности юридических и физическихлиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсовгосударства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гаситьвозникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людейв развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшимзвеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципыналогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность- это единыйподход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единстваправил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик.Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливаетсязаранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеютцелевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нуждыгосударства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либоэквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежейявляется одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Внутреннее содержаниеналогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшиефункции:
1) Обеспечениефинансирования государственных расходов (фискальная функция);
2) Государственное регулированиеэкономики (регулирующая функция);
3) Поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальныхгрупп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
4) Стимулирующая функция.[5]
Во всех государствах,налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию — изъятие части доходовпредприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы итой части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов(библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должногоуровня развития -фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведенияи т. п.
Важную роль играетфункция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях,нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — эторегулируемая экономика. Развитие рыночной экономики регулируетсяфинансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место вэтом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговымиставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни иотменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развитияопределенных отраслей, способствует решению актуальных для общества проблем.
/>Социальная или перераспределительная функция налогов.Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и т.п. С помощьюналогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий ипредпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной исоциальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдлительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, добывающие отрасли идр.). Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придатьрыночной экономике социальную направленность. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной частибюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичногоосвобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов- стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулируеттехнический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения врасширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговаясистема предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление.А средства, вкладываемые в развитие производства, освобождаются отналогообложения полностью или частично. У нас в России это правило чаще невыполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налоговпроявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная натехническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаровнародного потребления, оборудование для производства продуктов питания и рядадругих освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, оченьсущественная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложениязатраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Так, вГермании указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самымавтоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностьюили частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.
Пошлины и сборы. В отличие от налогов, при уплате пошлины или сбора всегдаприсутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) испециальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущаетвозмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевыеналоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и безчистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимаетсяпошлина. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размерауслуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретнойсумме.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи спредоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства ополучении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставлениекакого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины,взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересахконкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортныхсредств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяюттакже пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности:судебные, таможенные, и др. В российском законодательстве существуют три видапошлин: государственная, регистрационная и таможенная. Государственная пошлинавзимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений идругих документов судом, регистрация актов гражданского состояния, выдачадокументов и др., а также за предоставление особого права (например, право наохоту)[6].Регистрационные пошлинывзимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение,промышленный образец, полезную модель и др.[7] Таможенные пошлинывзимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательныйвзнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является однимиз условий совершения в отношении плательщиков сборов государственнымиорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами идолжностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлениеопределенных прав или выдачу разрешений» (п. 2 ст. 8). К категории «сборы»можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13—15) государственную пошлину,таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и воднымибиологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионныесборы.
К понятию „другиеплатежи“ относят обязательные отчисления в государственные внебюджетныефонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фондзанятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальныефонды. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетныефонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как иналогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисленияпривязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ,услуг). />/>1.2 КЛАССИФИКАЦИЯНАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеруприменяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляетсобой классификацию налогов. В первую очередь налоги классифицируются взависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементыналога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на — государственные и местные. Исходя изфедерального устройства Российской Федерации, государственные налогиподразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). Всвязи с этим систему налогов РФ необходимо характеризовать как совокупностьфедеральных, региональных и местных налогов[8].
Федеральные налоги вРоссии установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территориистраны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации иявляются обязательными к уплате на территории соответствующего субъектаФедерации. При этом перечень указанных налогов также установлен НК РФ.Устанавливая региональные налоги, представительные органы субъектов Федерацииопределяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах,установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Всеостальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НКРФ. Таков же порядок введения в действие местных налогов.
При этом важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональныеи местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностьюперечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинстваналогов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации осуществляетсябюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно приутверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования вРоссийской Федерации устанавливаются доли каждого налога, поступившего наданной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществлениярегулирования доходной базы всех бюджетов.
Первой частью НК РФ в России установлено в целом 26 налогов и сборов, втом числе 14 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. При этом дляконкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненноменьше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно многоспецифических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий.К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых,лесной налог и ряд других. Кроме того, значительное число включенных вналоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами. Одновременнос этим установленный в Кодексе перечень налогов содержит дляорганизаций-налогоплательщиков и альтернативные виды налогов. В частности,добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газуплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычиуглеводородов, который возникает при достижении определенного уровняокупаемости затрат в добычу газа и прогрессивно возрастает по мере увеличениядобычи. Одновременно с этим следует отметить, что из всего многообразия видовналогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налогна прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины иналог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими.Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений вРоссии, решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.Вместе с тем первые четыре налога являются определяющими с точки зренияналоговой нагрузки на налогоплательщиков – юридических лиц.
Важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов, с принятиемНК РФ, стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъектаФедерации и представительный орган местного самоуправления не имеет прававвести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменилоусловия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило ихуверенность в незыблемости налоговой системы. Вместе с тем в части федеральныхналогов их перечень, хотя и установлен в Кодексе, может существенно изменятьсярешением федеральной законодательной власти. Так, с момента вступления в действиечасти первой НК РФ были введены и через непродолжительное время отменены такиеэкзотические налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельныевиды транспортных средств. Это является возможным исключительно потому, чтоКодекс не запрещает этого делать, а также в связи с тем, что в нем отсутствуетположение о том, что введение нового налога должно сопровождаться отменойодного из действующих.
В зависимости от назначения налоги делятся на общие и целевые.
Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход.Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходовпоступлению отдельных видов доходов. Налоги, не предназначенные дляфинансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаевпредставляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых дляфинансирования конкретных расходов бюджета.
Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большейготовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцевавтотранспортных средств в Москве имел целевую направленность на реконструкциюкольцевой автодороги.
Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимостиконкретному государственному органу[9]В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимостьзатрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемыхвызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ поразведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевойналог на восстановление минерально-сырьевой базы[10].
Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принциповустановления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. Пообщему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это -одно изобязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантиивыполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данногопринципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности иединства бюджета (ст. 114).
Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционнозначимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать сконституционных позиций необходимость финансирования того или иного расходаименно за счет целевых поступлений.
Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенныхрасходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизмаобособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет испециальные счета учета сумм налога.
Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог,то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога: нет конкретногодохода -нет и конкретного расхода.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имуществоналогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношениявозникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примеромпрямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такиеналоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги наимущество как юридических, так и физических лиц, и ряд других налогов. В данномслучае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборотатоваров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, атакже тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем-покупателем.Владелец (производитель или продавец) товара, работы или услуги при ихреализации получает с потребителя одновременно с ценой и налоговые суммы,которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередконазывают налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги в основномпредназначаются для перенесения реального налогового бремени с производителя наконечного потребителя и как следствие – для более равномерного распределенияобщей фискальной нагрузки между всеми налогоплательщиками. Примером косвенногоналогообложения могут служить НДС, акцизы, таможенные пошлины.
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов взависимости от ролей прямых и косвенных налогов. Так, англосаксонская модельориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налоговнезначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44%доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальноестрахование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления отпрямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, вГермании доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходовбюджета, от косвенных налогов -22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичныпоказатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов,Франции, Австрии, Бельгии[11].
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенныеналоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет отинфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизмувзимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они нетребуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов.Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше.Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах,что также определяет незначительный уровень прямых налогов. Доли косвенныхналогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46,42и 49%.
Смешанная модель,сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государствавыбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежатьзависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.
В последние годы во всех странах мира все большеераспространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств употребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей.НДС, налог с продаж, акцизы, и другие косвенные налоги в странах ЕС достигают50-60%, а в США, Канаде, Японии – 20-30%, поскольку там существует негативноеотношение к уравнительным принципам в хозяйственном механизме.[12]
Очевидно, что в России используется смешанная модель системыналогов. Анализ консолидированного бюджета Российской Федерации, например, за1999 год показывает, что доля прямых налогов составляет 42% (в том числе сфизических лиц -14%), косвенных налогов — также 42% (в том числе НДС — 30%,акцизы -12%).
Налоговую систему России по обеспечению доходной частигосударственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периодаформирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенногоналогообложения[13]. Однако необходимоотметить, что уровень собираемости прямых налогов значимо превышает аналогичныйпоказатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000г. собираемость поналогу на прибыль обеспечивалась не менее чем на 74,0–96,5%, тогда как в этотже период собираемость НДС составляла 63,0–82,9%. Поэтому фактические поступлениякосвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямогоналогообложения. Кроме того, следует учитывать, что отчисления в государственныевнебюджетные социальные фонды из чисто формальных положений не включались вроссийскую налоговую систему, хотя по своему экономическому содержанию онифактически являлись налогами, причем весьма обременительными для хозяйствующихсубъектов. Суть этих платежей для российских налогоплательщиков не изменилась спреобразованием их с 1 января 2001г. в единый социальный налог (далее — ЕСН) ивключением его в налоговую систему России. Таким образом, если исходить не изформальных, а экономических условий, то на протяжении всех лет функционированияроссийской налоговой системы в ней преобладали прямые налоги. В то же время,несмотря на фактическое доминирование прямых налогов, наблюдается устойчиваятенденция повышения значимости косвенных налогов.[14]
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в частиклассификации налогов по субъекту уплаты. Анализ структуры налоговой системыРоссии в зависимости от субъекта уплаты налогов свидетельствует о преобладанииналогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из 23 видов налогов (без лицензионныхсборов), установленных налоговой системой России, 15 налогов уплачиваютсяюридическими лицами, уплата 5 налогов возложена как на юридических, так и нафизических лиц, и только 3 налога платят исключительно физические лица. Спецификаструктуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов вызванаследующими обстоятельствами. Во-первых, это связано с низким жизненным уровнемабсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточнойналоговой базой. Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимаютлица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно нижеостальной части населения. В-третьих, существенную роль играет и созданная встране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественнолицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этогоотсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. Приэтом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходовзначительно выше, чем доходов корпораций.
По принадлежности к звеньям бюджетной системы налоги подразделяются нарегулирующие и закрепленные. На основании бюджетного законодательства РФ приутверждении соответствующих бюджетов осуществляется распределение большинстваналогов между бюджетными уровнями. Иными словами, в ходе бюджетногопланирования регулируются доходные базы бюджетов путем установления доликаждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах.В связи этим указанные налоги называются регулирующими. Таким образом,регулирующие налоги – это те налоги, от которых в процессе бюджетного планированияпроизводятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения ихсбалансирования.
В отличие от них закрепленные налоги, на постоянной основе закреплены забюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другогоуровня. Ярким примером закрепленных налогов являются местные налоги, которыезачисляются исключительно в местные бюджеты. Регулирующую же роль выполняют восновном федеральные и региональные налоги. Исключение составляют те из них,доли или ставки которых в налоговом законодательстве закреплены за тем или инымбюджетом. Примером закрепленного федерального налога может служить налог наприбыль. Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. При этом сумма налога,исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральныйбюджет; 14,5% – в бюджеты субъектов РФ и 2% – в местные бюджеты. Можно считатьзакрепленным налогом и федеральный водный налог, суммы поступлений которого напостоянной основе распределены между региональным и местным бюджетами.
По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов.Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные), ресурсные (рентные),личные, вмененные и взимаемые с фонда оплаты труда.
Реальными налогамиоблагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависитот индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности,относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и другие.
С реальными налогами тесно связаны ресурсные платежи, взимание которыхопределяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. К этойгруппе налогов следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, акцизы поподакцизным видам минерального сырья, земельный налог и некоторые другие.
В отличие же от реальных налогов личные налоги учитывают финансовоеположение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходовфизических и юридических лиц способом «у источника» или «по декларации».Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходыфизических лиц. Отличительной особенностью налогов, включенных в группувмененных, является то, что здесь объектом обложения выступает доход,определяемый государством, который не зависит от фактических финансовыхпоказателей деятельности и определяется потенциальными возможностяминалогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у негоимущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностейреальных налогов. В России установлены две формы такого налога – единый налогна вмененный доход для определенных видов деятельности и налог на игорныйбизнес.
В частности, единый налог на вмененный доход взимается с потенциальновозможного валового дохода плательщика данного налога за вычетом потенциальнонеобходимых затрат, рассчитываемого с учетом совокупности факторов,непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных,полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговыхорганов, а также оценки независимых организаций. При этом базовая доходностьпредставляет собой условную доходность в стоимостном выражении на ту или инуюединицу физического показателя (единица площади, численность работающих, идругие), характеризующего определенный вид деятельности в различныхсопоставимых условиях[15].
Одновременно при исчислении единого налога на вмененный доход используютсяповышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности – коэффициенты,показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, виддеятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой наоснове свидетельства об уплате единого налога. Следует отметить, что единыйналог на вмененный доход пока еще «не нашел себя» в российской налоговойсистеме ни в фискальном, ни в стимулирующем смысле.
Следующая группа налогов – это налоги, взимаемые с фонда оплаты труда,которые трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. В данномслучае объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные свыплатой зарплаты и других видов вознаграждения работникам. В России к этойгруппе налогов относится ЕСН.
По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируютсяпо трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: «уисточника», «по декларации» и «по кадастру». Исчисление и изъятие налога «у источника»обычно осуществляется органом, который выплачивает доход. Этим способом вроссийской налоговой системе взимается налог на доходы физических лиц, а такжеоблагаются отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям идругим ценным бумагам). В данном случае налог удерживается фактическиодновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от егоуплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком – налоговым агентомнепосредственно в бюджет. Этот способ нередко сопровождается подачей декларациив налоговые органы. Российское налоговое законодательство предусматриваетвзимание налога «по декларации», в частности при уплате налогов физическимилицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица (нефиксированные доходы). В отношении юридических лицприменение этой формы уплаты налога предусматривается по таким видам налогов,как налог на прибыль, налог на имущество, НДС, акцизы. Способ взимания налогов «покадастру» применяется в российской налоговой системе при обложении транспортнымналогом, налогом на отдельные виды имущества.
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяютсяна прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеруоплаты труда.
В отличие от налоговых систем других стран в России редко используетсяпрогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношениилишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующейроли. До 2001г. в налоговой системе России обложение доходов физических лицстроилось на основе прогрессивных ставок, при этом диапазон прогрессии вотдельные годы достигал от 12 до 45%. Начиная с первого года нового тысячелетияв России установлена практически единая ставка обложения в размере 13%, и тольколишь для отдельных видов доходов применяется также пропорциональная ставка в30%, а для нерезидентов России – со всех полученных на российской территориидоходов налог уплачивается по ставке в 35%. В настоящее время прогрессивноеналогообложение применяется фактически в двух случаях. Во-первых, при налогообложенииимущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости отстоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества. Во-вторых,прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств взависимости от мощности двигателя.
В противоположность прогрессивному методу налогообложения прииспользовании метода регрессии с ростом налоговой базы происходит сокращениеразмера ставки.
В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (например,акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины), которыепредставляют собой надбавку к цене товара. Покупатели одного и того же товара,обложенного косвенными налогами, уплачивают одинаковую сумму налогов. Однакодоля этих налогов в доходах различных покупателей неодинакова: большая у лиц снезначительными доходами, меньшая -у более богатых.
Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием НК РФ и началодействовать с 2001г. в отношении одного налога – ЕСН. По данному налогу ставкауменьшается по мере возрастания размера денежных выплат и других формкомпенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызванонеобходимостью стимулирования работодателей в части реального отраженияпроизводимых работникам выплат и ликвидации, получивших широкое распространениев стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.
По регрессивному методу строится шкала ставок государственной пошлины заподачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции: чемвыше сумма иска, тем меньше процент пошлины. Это объясняется тем, что большаясумма пошлины может стать существенным препятствием для реализацииконституционного права на судебную защиту, что недопустимо. При незначительныхже суммах исковых требований высокий процент пошлины может остановить истца отпредъявления незаконных или необоснованных требований.
В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются иприменяются пропорциональные ставки налогообложения. При пропорциональном налогообложениидля каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налогане зависит от базы налогообложения. С ростом базы пропорционально возрастаетналог. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любыхразмерах. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходыфизических лиц, таможенной пошлины. Налогообложение прибыли юридических лицтакже осуществляется на пропорциональной основе. Принцип пропорциональногоналогообложения был окончательно закреплен в налоговой практике французскойреволюцией и базировался на провозглашенной ею идее равенства: «Из идеиравенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное разверстываниеналогов между всеми плательщиками, сообразно средствам каждого, иначе говоря,каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству»[16].Хотя некоторые считали, что идея равенства должна вести к установлению равногоналогообложения, большинство все же соглашалось с тем, что налоги должныуплачиваться по средствам каждого, сообразно экономическим возможностям,платежеспособности. Платежеспособность определялась в то время доходами лица.
Разновидностью пропорциональной системы налогообложения являетсяспецифическая для российской налоговой системы форма ставки налога – кратная минимальномуразмеру оплаты труда. Подобные ставки применяются по двум налогам – на игорныйбизнес и по налогу на имущество физических лиц в части обложения движимогоимущества.
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе РФ подразделяютсяна общие (обезличенные) и специальные (целевые). Отличительной особенностьюобщих налогов является то, что они после поступления в бюджет любого уровняобезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. Вотличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закрепленыза определенными видами расходов. Примером специального налога может служитьЕСН, поступления от которого зачисляются не только в федеральный бюджет, но иво внебюджетные государственные социальные фонды. При этом ставка ЕСН, учитываяего целевой характер, предусматривает его распределение как в федеральныйбюджет, так и по каждому фонду – Фонд социального страхования и фондыобязательного медицинского страхования.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, налоговая система — это государственнаясистема мер политического, экономического, административного, правовогохарактера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а такжестимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).
По своему внутреннему содержанию, налоговая система, представляетсобой совокупность предусмотренных в налоговом законодательстве — налогов, пошлин,сборов и пр., принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены,уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления посредствомналоговых органов налогового контроля, а также привлечения к ответственности занарушение налогового законодательства.
В рыночной экономике хорошо отлаженная налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономическогоразвития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурныхизменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Основноепредназначение налоговой системы – своевременное и полное формирование доходовфедерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а такжеместных бюджетов, за счет налоговых поступлений, являющихся их главным доходнымисточником.
Действующая российская налоговая система, по своей общейструктуре, принципам построения и перечню налоговых платежей, по размеруналоговых ставок, в основном соответствует системам налогообложения юридическихи физических лиц, применяемым в странах с рыночной экономикой, хотя и имеетсвои специфические черты, обусловленные, как отсутствием опыта правового регулированияреальных налоговых отношений, так особенностями экономического и политическогоустройства РФ. При этом в Российской Федерации используется смешанная модельсистемы налогов, в которой, несмотря на фактическое доминирование прямыхналогов, из года в год наблюдается устойчивая тенденция повышения значимостикосвенных налогов.
/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫнормативные акты
1. Закон РФ от27.12.1991 № 2118-1 » Об основах налоговой системы, в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2004) // «Ведомости СНДи ВС РФ». – 1992. — № 11.- ст. 527.
2. Закон РФ от 21марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (cизм. и доп. на 29 мая 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВСРФ от 11 апреля 1991 г. — № 15. — ст. 492
3. Патентный законРоссийской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1992.-Nв42 -Ст.2319.
4. Федеральный законот 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации «О недрах»//Собрание законодательства Российской Федерации,- 1995.-№10.-Ст. 823.
5. Федеральный законот 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРоссийской Федерации «О государственной пошлине»//Собрание законодательстваРоссийской Федерации.- 1996.-№ 1.-Ст. 19 (с изменениями и дополнениями).
6. Налоговый кодексРоссийской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // „Российская газета“ от 6 августа 1998 г.
Литература
7. Грачева Е.Ю.Налоговое право. Вопросы и ответы: Учебное пособие. — М. ИНФРА-М 2005.
8. Налоги: Учебноепособие / Под ред. Д.Г. Черника.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика,2006. – 369 с
9. Козырин А.Н.Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.- М.: Манускрипт,1999.
10. Курс переходнойэкономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ,1997. – 589с.
11. Кулишер И.М.Очерки финансовой науки.-Петроград, 1919
12. Налоги иналогообложение. Энциклопедический словарь. /Под ред. Толкушина А.В. – М:Юристъ. 2006.
13. Рашин А.Г. Прямыеи косвенные налоги как элемент налоговой системы // Государство и право 2003 .-№3. — с. 92-95
14. Самохвалов А.,Куникеев Б. Налоги в России // Свободная мысль.- 2002. -№ 9. — с. 9-20
15. Черник Д.Г.Основы налоговой системы: Учебник /Д.Г.Черник, А.П.Починок, В.П.Морозов. — М.,2006. — 511с.
16. Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение: Учебник. 4-е изд. – М. ИНФРА-М. 2006. – 575 с.
МатериалыИНТЕРНЕТ
17. ВоронинЮ. Налоговая система России и экономическая политика /http://www.rau.su/observer/N10-12_96/10-12_12.HTM
18. ПансковВ.Г. О налоговой системе России / www.mediatext.ru/docs/12782


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.