Реферат по предмету "Финансовые науки"


Понятие государственного кредита

Понятие государственногокредита

Государственныйкредит
Кредитвосполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного исвоевременного финансирования капитальных вложений либо текущих затрат.Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежныхсредств внутри страны (внутренний кредит) и с нерезидентами (внешний кредит).
Государственныйкредит — отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средствна условиях платности, срочности и возвратности, где государство выступает вкачестве заемщика, кредитора, гаранта.
Государственныйкредит выражает отношения между государством, от имени которого выступаюторганы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, ихозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностраннымигосударствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитовили гарантийного обеспечения.
Какэкономическая категория государственный кредит имеет ряд особенностей, т.к.находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита:
а) в качествезвена финансовой системы он обслуживает формирование и использованиецентрализованных денежных фондов государства;
б) в качествекатегории кредита, государственный кредит отличается от классических финансовыхкатегорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой является возвратность, срочность,платность;
в) в отличииот банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит всеимущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальнойединицы;
г) какфинансовая категория выполняет все функции финансов.
Категория«государственный кредит» имеет следующие особенности в отличие от других формкредитования:
- вкачестве обеспечения возвратности кредита обычно выступает все имущество,находящееся в собственности государства или муниципального образования;
- науровне Федерации государственные займы не имеют конкретного целевого назначения;
- срокигосударственного кредита, как правило, достаточно длительные, но согласноЗакону «О государственном внутреннем долге РФ» не могут превышать 30 лет.
Деятельностьгосударства в качестве заемщика. Управление государственным долгом
Для покрытиябюджетного дефицита государство привлекает заемные средства. Одновременно оновыступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство выступает гарантом,принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующимисубъектами.
Как формакредита, государственный кредит имеет ряд особенностей:
- государственныйкредит, как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качествеобеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства, т.е. всеимущество, находящееся в государственной собственности;
- государственныйкредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты закредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а засчет бюджетных поступлений;
- науровне Федерации государственный кредит, как правило, не имеет конкретногоцелевого характера;
- срокипредоставления государственного кредита более длительные по сравнению с другимиформами кредитования.
По договоругосударственного займа государство выступает в качестве заемщика, а юридическиеи физические лица- в качестве кредитора.
Государственныезаймы могут характеризовать состояние государственного бюджета страны. Чембольше займы — тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственногодолга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом,функционирование механизма государственного кредита приводит к появлениюгосударственного долга.
Государственныйдолг – вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней,и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектамиэкономики.
Государственныйдолг подразделяется на две части — капитальный и текущий. Капитальный долгвключает все долговые обязательства государства на определенную дату (началогода) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые врамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основномудолгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всемдолговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде(году).
В зависимостиот места размещения средств, государственный долг делится на внутренний ивнешний.
Государственныйвнутренний долг — заемная деятельность на внутреннем рынке страны,осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценныхбумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ иего учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по нимдоходов в виде процентов или в иной форме.
Государственныеценные бумаги — это форма существования государственного долга в виде долговыхценных бумаг, эмитентом которых выступает государство. Все выпуски государственныхценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ.Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средствв бюджетную систему, а с другой — дают возможность инвесторам получать доход наих временно свободные денежные средства.
Основные видыгосударственных ценных бумаг:
1.  Облигациигосударственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. — выпущены 1.01.2000 срок — 16 лет. Номинал — 5000, 10000, 25000, 100000 руб.Размещались среди юридических лиц. Доход — фиксирован в размере 5 % от номиналаи выплачивается 1 раз в год;
2.  Облигации российскоговнутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет.Номинал — 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 %в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальныеоблигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;
3.  Государственныекраткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной формев виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6,12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом — а погашение по номинальнойстоимости;
4.  Облигации внутреннегогосударственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерствомфинансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихсяна счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008,2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз вгод при предъявлении купона;
5.  Облигациягосударственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ — ПК) — выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб.Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленнымкупонным процентом;
6.  ОблигацииГосударственного сберегательного займа являются государственными ценнымибумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентногодохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении.Срок обращения 1 год. Номиналы — 100 и 500 руб. При этом каждая облигация имеет4 купона.
Государственныйвнешний долг — заемная деятельность государства на внешенем рынке.
На мировомфинансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает вкачестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствованийежегодно утверждается в форме федерального закона.
Размергосударственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1.
Управлениегосударственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемыхгосударством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условийразмещения и погашения государственных займов. Целью управления государственнымдолгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицитагосударственного бюджета.
Таблица 1Долг центрального правительства Показатели
Млрд.долл.
США Млрд.руб. Долг центрального правительстива (валовый) 4543,4 Внешний долг 143,5 3982,1 в т.ч. Со сроком погашения 1 год и менее 7,4 205,4 Займы 90,0 2497,5 Ценные бумаги 53,5 1484,6 В т.ч. еврооблигации 36,3 1007,3 Прочие Внутренний долг 561,3 в т.ч. Со сроком погашения 1 год и менее 13,3 Займы Ценные бумаги 555,7 Прочие 5,6
Методыуправления государственным долгом:
· рефинансирование– погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных отразмещения новых займов;
· новация– соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанномуфинансовому кредиту другим обязательством;
· конверсия– изменение доходности займов;
· консолидация– изменение срока обращения уже выпушенных займов;
· унификация– объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращениярасходов по их управлению;
· отсрочкапогашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства отвыплаты процентов по займам;
· аннулированиедолга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данныйинструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и вслучае банкротства государства.
В случае еслигосударство — заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы нежелают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогдапроизводится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся взарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаясянеплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленностизависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией иувеличением товарного дефицита.
В 2009 г.Россия была близка к состоянию банкротства. Платежи по обязательствам страныдолжны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса около 8млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этихплатежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. Вэтой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайнимминимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В однихслучаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи непроизводились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена.В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременноговыполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку.Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжилипредоставление России валютных кредитов.
Этукритическую стадию, близкую к международному банкротству, так или иначе удалосьпройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.
РоссийскаяФедерация как кредитор и гарант
Прибегая кгосударственному кредиту для покрытия бюджетного дефицита, федеральноеправительство само предоставляет кредиты иностранным государствам, а такжерезидентам, например, в виде краткосрочной бюджетной ссуды предприятиям исубъектам РФ. Организациям агропромышленного комплекса за счет средств бюджетапредоставляется товарный кредит (для обеспечения горюче-смазочнымиматериалами), а администрациям районов Крайнего Севера — льготные кредиты дляобеспечения завоза топлива и других жизненно важных ресурсов.
Разновидностьюбюджетной ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемыйфедеральным правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственноезначение. Размер кредита соответствует сумме налоговых платежей заемщика вФедеральный бюджет за год или несколько лет.
Бюджетныйкодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечениягражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменноеобязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия,обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Деятельность РФ вкачестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:
      государствогарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Гарантированные сбережениянаселения являются государственным внутренним долгом;
      выступаетгарантом различных обществ и групп (финансово — промышленной группы, РАО ВСМ идр.);
      выступаетпоручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациямсубъектов РФ;
      гарантируетгосударственные ценные бумаги.

Литература
1. АбрамоваМ.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2. БалабановА.И., Балабанов И.Т. Финансы. — СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3. БольшаковC. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходногопериода // Финансы. 2008. № 11.
4. БулатоваА. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5. БуретинЛ.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.