Реферат по предмету "Финансовые науки"


Планирование поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет

Содержание
Введение
1 Теоретические аспектыпланирования и прогнозирования НДФЛ
1.1 Экономическоесодержание НДФЛ
1.2 Планирование ипрогнозирование НДФЛ
2. Анализ динамики иметоды прогнозирования НДФЛ
2.1Анализ динамики поступления НДФЛпо г. Салават РБ
2.2 Выявление тенденции развития динамикисреднегодового дохода
 (на 1-го работающего)
2.3 Прогнозирование среднего дохода1-го работающего
2.4 Изучение сезонностисреднегодового дохода
2.5 Индексный анализ поступления НДФЛ
2.6 Корреляционно – регрессионныйанализ влияния динамики объема производства на динамику доходов 1-гоработающего
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами,занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, которыйсуществовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствоваланалоговая система.
Основы современного подоходного налогообложения физическихлиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12-91 № 1998-1 «Оподоходном налоге с физических лиц».
С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе,система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться наопределенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованногогосударственного регулирования экономики, которые со временем изменялись иуточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид вНалоговом кодексе РФ.
Важнейшим принципом ныне действующей системы НДФЛ являетсяравенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или инойпринадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом,отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены отналогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всехналогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размерсовокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложениялюбого налогоплательщика.
Налоговое законодательство установило обложение совокупногогодового дохода. Это положение сохранено и в Налоговом кодексе, несмотря на введениеединой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранилсядействовавший ранее принцип возложенияна работодателя обязанностивзимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим илипривлеченным работникам. Этот принцип называется принципом первичного взиманияналога у источника получения доходов.
В практику подоходного обложения физических лиц был введенеще один новый принцип — установление не облагаемого налогом минимума годовогосовокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а такжевычетов из годового совокупного дохода. С принятием Налогового кодекса, необлагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.
Примерно на таких же принципах строится система подоходногообложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызванорядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе налогообложения.
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то,что объектом обложения данным на­логом служит именно доход, реально полученныйналогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается также в том, что егоплательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствиечего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: отместного до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный иустойчивый доходный источник бюджетов.
НДФЛ — самый перспективный в смысле его продуктивности. Припрочих равных ус­ловиях он легче других налогов контролируется налоговымиорганами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим именно в НДФЛ наглядно реализуются такиеважнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерностьналогового бремени.
Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные иисполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальнуюответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемогоминимума, налоговых льгот и вычетов.
Всевышесказанное определило актуальность темы данной работы и необходимостьпланирования и прогнозирования НДФЛ.
Вработе рассмотрены теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ, атакже методика анализа и прогнозирования НДФЛ (на примере г.Салавата РБ)

1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налогана доходы физических лиц.
 
1.1 Экономическое содержание НДФЛ
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами,занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, которыйсуществовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствоваланалоговая система.
Однако в годы советской власти подоходный налог не имелсколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная доля
поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счетжестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.
Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджетастраны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходногоналога составляли не более 5—6%. Единственным, предназначением подоходногоналога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся ккатегории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления дляосновной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которыепрактически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13%. При этомотдельные категории рабочих и служащих вообще были освобождены от уплатыподоходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие. Вместе с тем доходывсех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуально– трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получализначительные доходы, облагались по высоким ставкам, достигавшим для кустарей иремесленников 81%, а по гонорарам авторов произведений пауки и искусства — 69%.Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось отсутствиемосновополагающего принципа налогообложения — равенства всех плательщиков передзаконом
Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советскойвласти и на материальное положение населении страны. Это объяснялосьотсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низкимуровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложениязатрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтомуабсолютное большинство населения и платило налог по минимальной ставке. Черезсистему подоходного налогообложения с населения изымалось в разные годы от 6 до7% его дохода.
Наряду с этой характерной особенностью того времени, в странебыла установлена жесткая регламентация уровня заработной платы работников нетолько бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это даваловозможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходногоналога в качестве элемента оплаты труда.
Основы современного подоходного налогообложения физическихлиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12-91 № 1998-1 «Оподоходном налоге с физических лиц».
С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе,система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться наопределенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованногогосударственного регулирования экономики, которые со временем изменялись иуточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид вНалоговом кодексе РФ.
Важнейшим принципом ныне действующей системы НДФЛ являетсяравенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или инойпринадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом,отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены отналогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всехналогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размерсовокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложениялюбого налогоплательщика.
В отличие от действовавшего в Советском Союзе принципаобложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода российскоеналоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода.Это положение сохранено и в Налоговом кодексе, несмотря на введение единойставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранилсядействовавший ранее принцип возложенияна работодателя обязанностивзимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим илипривлеченным работникам. Этот принцип называется принципом первичного взиманияналога у источника получения доходов.
Новым для российских налогоплательщиков стал принцип предоставленияв определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе. Следует при этомподчеркнуть, что с установлением Налоговым кодексом единой ставки налога с 2001 г. резко сужен перечень категорий и число налогоплательщиков, обязанных заполнять и представлятьналоговые декларации.
В практику подоходного обложения физических лиц был введенеще один новый принцип — установление не облагаемого налогом минимума годовогосовокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а такжевычетов из годового совокупного дохода. С принятием Налогового кодекса, необлагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.
Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц— недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог долженисчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этогодохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любойорганизационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеютправа вносить НДФЛ за граждан за счет своих средств, а также при заключениидоговоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части наконец,последним по порядку, но не по значению является принцип предоставленияотдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России — вформе доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решениеважнейших социальных задач.
Примерно на таких же принципах строится система подоходногообложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызванорядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе налогообложения.
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то,что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученныйналогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается также в том, что егоплательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствиечего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: отместного до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный иустойчивый доходный источник бюджетов.
НДФЛ — самый перспективный в смысле его продуктивности. Припрочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговымиорганами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим именно в НДФЛ наглядно реализуются такиеважнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерностьналогового бремени.
Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные иисполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальнуюответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемогоминимума, налоговых льгот и вычетов.
Вместе с тем в сегодняшних российских условиях НДФЛ не сталдоминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисленияувеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованнойэкономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место,уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля вдоходах консолидированного бюджета — около 10% — явно недостаточна. В бюджетахэкономически развитых стран поступления налога с доходов физических лицзанимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговыхпоступлений. И это положение имеет место на фоне российских налоговых ставок,практически не менее либеральных, а с 2001 г. значительно более либеральных, чем ставки налога в других странах. Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходнойбазы российского бюджета объясняется следующими причинами.
Во-первых, низким по сравнению с экономически развитымистранами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи, счем НДФЛ уплачивался в последнее время, в основном, по минимальной шкале.
Во-вторых, неразвитостью рыночных отношений, незначительнымколичеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица.
И, наконец, в-третьих, получившей широкое распространениечисто российской практикой укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами,в связи, с чем в бюджет поступает только часть всех положенных сумм этогоналога. Вместе с тем, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете РФпоступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесьнаиболее низкий процент укрывательства от налогов.
Плательщиками НДФЛ выступают исключительно физические лица:как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам согласно Налоговому кодексуотносятся граждане РФ, лица без гражданства, граждане других государств,постоянно про живавшие на территории России в течение календарного года в обшейсложности не менее 183 дней. Указанные физические лица, прожившие на территорииРоссии в общей сложности менее 183 дней в течение календарного года, являются,соответственно, налоговыми нерезидентами. С момента вступления с 1 января2001г. второй части Налогового кодекса резидентство зависит не только от срокаи факта проживания на российский территории. Согласно ст. 232 гл. 23 Кодексадля обоснования своего нерезидентства налогоплательщик обязан также представитьофициальное подтверждение того, что он является резидентом другой страны.
Объектом обложения НДФЛ у налоговых резидентов выступаетдоход, полученный ими в налоговом периоде от источников кик в России, так и заее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложенияявляем и доход, полученный исключительно из источников, расположенных вРоссийской Федерации
При этом положения Налогового кодекса устанавливают переченьдоходов, подлежащих налогообложению, полученных как на территории РФ, так и заее пределами.
К таким доходам Налоговый кодекс относит дивиденды ипроценты, а также страховые выплаты при наступлении страхового случая,выплачиваемые российскими организациями или иностранными организациями.
В перечень указанных доходов включаются также доходы,полученные от использования в Российской Федерации или за ее пределамиавторских или других смежных прав, а также полученные от предоставления варенду и от иного использования имущества, находящегося на российской территории.
Одновременно с этим в состав доходов налогоплательщика входяти суммы, полученные от реализации недвижимого и иного принадлежащего емуимущества, акций или других ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций,а также прав требования к российской организации или иностранной организации всвязи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России.
Является объектом обложения также вознаграждение завыполнение трудовых или других обязанностей, за выполненные работы, оказанныеуслуги и за совершение действия или бездействие.
Признаются доходами физического лица пенсии, пособия,стипендии и другие аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком всоответствии с действующим законодательством.
Отнесение указанных доходов к доходам, полученным отисточников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами РФзависит от места нахождения организаций, имущества или источника получениядохода.
В частности, дивиденды, страховые выплаты от российскихорганизаций, а также от иностранных организаций в связи с деятельностью ее постоянногопредставительства в России — это доходы, полученные от источников в РоссийскойФедерации. Указанные виды доходов, полученные от иностранной организации вдругих случаях, — это доходы, полученные от источников, находящихся запределами России. Для/>/>/>/>/> доходов от использования авторскихправ, от аренды и реализации имущества, доходов в виде вознаграждений указанноеразграничение зависит от места нахождения (в России или за ее пределами)источника дохода или его получения.
Что касается пенсий, пособий, стипендий и иных аналогичныхвыплат, то в данном случае Налоговый кодекс устанавливает указанное разграничениев зависимости от того, законодательством какого государства (России или иного)установлены подобные выплаты.
В том случае, если затруднено отнесение тех или иных доходовк доходам, полученным от источников в Российской Федерации или за ее пределами,то подобное отнесение осуществляется Минфином России.
Важно подчеркнуть, что российское налоговое законодательствов части НДФЛ установило не идентичность понятий «доход» и«налоговая база».
При определении налоговой базы должны учитываться не тольковсе доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральнойформе или право на распоряжение, которыми у него возникло, но и доходы в видематериальной выгоды. При этом важно подчеркнуть, что если из дохода,налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или же других органовпроизводятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должныуменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика.
Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу, являютсядоходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте вразличных формах, а также в иностранной валюте. При этом доходы в иностраннойвалюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России,действовавшему на дату фактического получения дохода. Датой получения дохода виностранной валюте на территории РФ налоговое законодательство определилоконкретную дату выплаты дохода. По доходам, получаемым физическими лицами изисточников за пределами РФ, такой датой считается дата получения этого дохода,а при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица — датазачисления на этот счет. Уплата в бюджет налога с доходов, получен­ных виностранной валюте, производится плательщиками только в рублях.
В случае, когда физическим лицом получен доход в иностраннойвалюте, не покупаемой Банком России, он переводится по прямому курсовому соотношениюв конвертируемую валюту (валюту, покупаемую Банком России). Полученная такимобразом сумма дохода в конвертируемой валюте пересчитывается в рубли вобщеустановленном порядке.
Одновременно с этим в налоговую базу включаются и доходы,полученные в натуральной форме. К доходам, полученным налогоплательщиком внатуральной форме, налоговое законодательство относит оплату как полностью, таки частично организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ,услуг или другого имущества, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха,обучения в интересах налогоплательщика. К этой форме доходов относятсяполученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщикаработы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе, а такжеоплата труда в натуральной форме.
Для включения в доход налогоплательщика эти то вары, работыили услуги должны быть оценены в стоимостном выражении. В этом случае неизбеженвопрос о том, по каким цепам должна проводиться такая оцен­ка. Налоговоезаконодательство дает однозначный ответ на этот вопрос: стоимость этих товаров,работ и услуг исчисляется исходя из их рыночных цен или тарифов, действовавшихна день получения такого дохе да, а при государственном регулировании цен илитарифов — исходя из этих государственных регулируемых розничных цен илитарифов.
В стоимость товаров, работ или услуг, полученных внатуральной форме, должны также включаться соответствующие суммы НДС, а дляподакцизных товаров — соответствующая сумма акцизов,
Доходы налогоплательщика, полученные в видематериальнойвыгоды, российское налоговое законодательство определяет в форме финансовыхресурсом, полученных от экономии на процентах за пользование налогоплательщикомзаемными (кредитными) средами, от приобретения товаров, работ или услуг всоответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, а также уорганизаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми поотношению к налогоплательщику.
В частности, при пользовании заемными средство ми,выраженными в рублях, материальная выгода нон пикает как превышение суммыпроцентов, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования,установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов,исчисленной исходя из условий договора.
При получении заемных средств в иностранной валютематериальная выгода составит превышение суммы процентов за их пользование,исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя изусловий договора.
При получении налогоплательщиком материальной выгоды в случаеприобретения товаров, работ или услуг у взаимозависимых лиц или организацийналоговая база представляет собой превышение цены идентичных или однородныхтоваров, работ или услуг, реализуемых этими лицами в обычных условиях лицам, неявляющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных или однородныхтоваров, работ или услуг налогоплательщику.
Если же налогоплательщик получает доход в виде материальнойвыгоды от приобретения ценных бумаг, го налоговая база определяется как превышениеих рыночной стоимости над суммой фактических расходов налогоплательщика на ихприобретение.
При определении налоговой базы по отдельным видам доходовроссийское налоговое законодательство установило ряд особенностей.
В налоговую базу не включаются доходы, полученные в видестраховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по обязательномустрахованию, установленному действующим законодательством, а также по добровольномудолгосрочному (на срок не менее 5 лет) страхованию жизни и в возмещение вредажизни, здоровью и медицинских расходов, за исключением оплатысанаторно-курортных путевок, в соответствии с российским налоговымзаконодательством имеется весьма широкий круг доходов, которые не подлежатналогообложению, т. е не должны включаться в облагаемый доход. По своемуэкономическому содержанию многие из них представляют собой налоговые льготы.
Освобождены от налогообложения государственные пособия, атакже выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующимзаконодательством. Исключение составляют лишь пособия по временнойнетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком. Не подлежатналогообложению также пособия по безработице и пособия по беременности и родам.
Не являются объектом обложения все виды государственныхпенсий, назначаемых и выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством.
Не включаются в облагаемый доход все виды установленных федеральнымзаконодательством, законодательством субъектов Федерации или решениями органовместного самоуправления компенсационных выплат с целью возмещениядополнительных расходов, связанных с выполнением налогоплательщиком трудовыхобязанностей, переездом на работу в другую местность, возмещением ущерба,причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлениемжилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежноговозмещения оплатой стоимости или выдачей полагающегося натурального довольствияили сумм, выплачиваемых взамен этого довольствия, компенсационных выплат,связанных с гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполненииими своих обязанностей, а также возмещением других подобных расходов.
К компенсационным выплатам относятся: оплата расходов по командировкам,расходы на повышение профессионального уровня работников, единовременныепособия, суточные, оплата проезда и провоза имуще­ства при переводе работникана работу в другую местность, оплата стоимости питания, спортивного снаряжения,оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами иработниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочногопроцесса и участия в спортивных соревнованиях.
К компенсационным выплатам относятся также выходные пособия ивсе виды денежной компенсации, выплачиваемые работникам при их увольнении спредприятий, из учреждений или организаций в соответствии с законодательством отруде, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
При этом отдельные виды компенсационных выплат не включаютсяв облагаемый доход налогоплательщика только в пределах норм, установленныхзаконодательством.
1.2 Планирование и прогнозированиеНДФЛ
Основная задача налогового прогнозирования – определение назаданный временной период экономически обоснованного размера поступленийналогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплатеконкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозированиеможно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправленияв лице их уполномоченных институтов, так и с позиций налогоплательщика.
Налоговое прогнозирование на уровне государства и органовместного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально экономическогоразвития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный идолгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектомфедерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятиянеобходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнениясоответствующих бюджетов.
В то же время налоговое прогнозирование строится всоответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развитияэкономики и ее ведущих отраслей, таких, как прирост (снижение) ВВП, прибыль вцелом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а так жепоказателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываютсяцентральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином,Центральным банком, Госкомстатом, а также уполномоченными органами субъектов РФи муниципальных образований.
При прогнозе поступления налогов указанные экономическиеорганы ориентированы на максимально высокий уровень их поступления, что связанос постоянно растущими потребностями государства, вызванными как объективными,так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся: необходимостьразвития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровнебезопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населенияи некоторые другие. Субъективные причины связаны с естественной потребностьюорганов управления, а также соответствующих ведомств иметь более высокиефинансовые возможности. Вместе с тем потребности увеличения расходов ивызванное этим ориентирование на максимальное изъятие средствналогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные,во-первых, с возможностями экономического роста хозяйства страны и егоотдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнемналоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказыватьнегативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условияхпривести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налоговогопрогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться.
Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное идолгосрочное налоговое прогнозирование.
Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется МинфиномРоссии и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечитьреальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитовфинансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономическойклассификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственныхпрограмм. Этот вид прогнозирования одновременно решает и задачу подготовкианалитических материалов для осуществления краткосрочного налоговогопрогнозирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативныестороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровеньналоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост илиснижение недоимки. Именно в процессе оперативного прогнозированияобеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений посовершенствованию налогового законодательства. В процессе оперативногоналогового прогнозирования активно участвуют и налоговые органы, которые наоснове анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов наочередной месяц и квартал наряду с выработкой предложений по улучшениюдействующего налогового законодательства определяют тактику контрольной работы,а также сферу своего действия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшеевремя, и перечень налогов, подлежащих документальной проверке.
Краткосрочное налоговое прогнозирование служит основой для составленияпроектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год.Главными для него являются показатели социально-экономического прогноза странына предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России, а также анализаналоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам.Краткосрочное прогнозирование осуществляется непосредственно Минфином России ифинансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственномучастии налоговой службы и других экономических органов, в частностисоответствующих департаментов и управлений экономики в регионах.
Участие налоговых органов в этом процессе пре определяетсяналичием у них квалифицированного анализа поступлений налогов за истекший периодвремени, знания оперативной обстановки на местах с позиций влияния действующейналоговой системы на экономику конкретных налогоплательщиков и уровеньналоговых изъятий. Кроме того, налоговые органы, на которые возложена задача нетолько контроля за соблюдением налогового законодательства, но и обеспеченияисполнения предусмотренных в бюджете налоговых поступлений, заинтересованы вреальности предусматриваемых в налоговом прогнозировании сумм, их соответствиидействующему налоговому законодательству и экономическим показателям развитияэкономики. Участие Минэкономразвития России обусловлено низложенными на негофункциями народнохозяйственного прогнозирования, в том числе финансового.
Процесс краткосрочного прогнозирования состоит из рядавзаимосвязанных последовательных и практических действий экономических ведомств.
Во-первых, осуществляется детальный анализ положительных инегативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства,как в целом, так и по отдельным видам налогов.
Во-вторых, разрабатываются предложения по внесению вналоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидациюнегативных элементов, расширение налогооблагаемой базы, повышение стимулирующейроли налогов и увеличение на той основе доходов бюджетов всех уровней.
В-третьих, анализируются народнохозяйственные факторы,позитивно или негативно влиявшие на поступление налогов в текущем году, иразрабатываются меры, но устранению негативных факторов и укреплению позитивныхтенденций.
В-четвертых, на основе проведенного анализа хода поступленийпо каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений доконца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательстваи всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий годрассчитывается сумма поступлений по каждому виду налогов и всех налоговыхпоступлений. При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные вероятностныеотклонения в предстоящем году важнейших социально экономических показателей, атакже влияние политической обстановки в обществе.
В-пятых, проектировки налоговых поступлений в составе бюджетасовместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны икаждого субъекта Федерации на предстоящий год и проектами законодательных актовоб изменениях и дополнениях в налоговое законодательство рассматриваютсясначала в органах исполнительной власти, а после одобрения представляются ворганы законодательной власти. В законодательных органах власти все этидокументы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимыеизменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующегозакона.
Прогнозные налоговые показатели в целом, но соответствующемубюджету (федеральному, региональному, местному), а также по отдельным видамналогов включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона обюджете. Исходя из определенных законом поступлений налоговых платежейустанавливается расходная часть бюджета с распределением бюджетных ассигнованийпо соответствующим министерствам, ведомствам, территориям и государственнымпрограммам, а также по отдельным статьям расходов.
Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозированиепредставляют собой две составляющие единого процесса текущего прогнозирования.В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствиечего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налоговогопрогнозирования. Данная стратегия определяется в процессе среднесрочного идолгосрочного налогового прогнозирования. Указанные виды бюджетногопрогнозирования, которые можно определить как перспективное прогнозирование,существенно отличаются от оперативного и краткосрочного (текущего)прогнозирования.
Текущее прогнозирование служит основой для составленияпроектов соответствующих бюджетов, которые составляются и утверждаются толькона год. При этом детально анализируются и определяются размеры как общей совокупностиналогов, гак и отдельных их видов. В перспективном же прогнозировании, какправило, нет подразделения по виду налогов, оно охватывает совокупность всехналогов. И текущее, и перспективное прогнозирование одновременно базируются папрогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий периодвремени и служат основой для определения главных характеристик прогноза. Вчастности, от собираемости и размеров поступлений налогов зависят возможностигосударственных инвестиций в планируемый период, а, следовательно, и темпыразвития экономики. И перспективном прогнозировании зависимость прогноза социальноэкономического развития страны от величины налогов значительно больше.Налоговое прогнозирование используется здесь как метод экономическогопредвидения. При этом текущее налоговое прогнозирование служит основой длявыработки стратегии налогового прогнозирования на длительную перспективу.
В ходе перспективного налогового планирования определяетсяналоговая составляющая финансовых ресурсов государства на ближайшую и длительнуюперспективу для составления сводного финансового баланса.
Тенденция движения сумм налоговых платежей на перспективухарактеризует позитивные и негативные моменты проводимой экономической политикигосударства. Тем самым перспективное налоговое планирование не толькосигнализирует о необходимости внесения изменений в экономическую, финансовую иналоговую политику, но и позволяет выработать направление этих изменений.
Существенное значение имеет перспективное налоговоенаправление для выработанной долгосрочной программы развития экономики страны.Это связано с тем, что по результатам планирования определяются финансовыевозможности государства для направления ресурсов на экономическое развитие.
В России перспективное налоговое прогнозирование не получилодостаточно полного развития и является составной частью социально экономическогопрогноза на средне- и долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном нафедеральном уровне Минэкономразвития России.
Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играетактивную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессеМинфин России, в частности, принимает решения о необходимости внесенияизменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государствав тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами напланируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с внесением или довнесения в законодательные органы проекта федерального бюджета на предстоящийгод Правительство РФ направляет проекты соответствующих законов об изменениях идополнениях в действующее законодательство о налогах.
Полностью такие же процессы проходят в субъектах РФ присоставлении и утверждении региональных и местных бюджетов в части региональныхи местных налогов и сборов.
Кроме того, в процессе налогового прогнозированияразрабатываются меры по совершенствованию контрольной работы налоговых органов,а также по улучшению внешнеэкономической обстановки в стране и регионах и созданиюнеобходимых условий для предпринимательства, которые являются основой дляпланирования дополнительных поступлений налогов за счет их лучшей собираемости.
Разрабатываются предложения по уточнению и дополнению действующегозаконодательства, а также нормативных актов Президента и Правительства РФ вчасти взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой, с государством инаселением. В частности, эти предложения направлены на сокращение взаимнойзадолженности предприятий друг другу и банкам, создание необходимых гарантийнаселению и предприятиям по размещению их свободных средств в банковских идругих кредитных учреждениях, а также на решение других задач, способствующихустранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов всехуровней.
Процесс налогового прогнозирования на государственном уровне— это не механическое определение размера предстоящих поступлений в бюджетысоответствующих органов власти, а творческий процесс выявления и мобилизацииимеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевыхзадач на ближайшее будущее и перспективу. Прогнозирование налоговых поступлений— сложная и ответственная работа, требующая серьезного анализа происходящих встране и регионах социальных, экономических и поли­тических процессов,перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в областиналогового законодательства. Только в этом случае, возможно, реально оценитьразмеры поступлений налогов в предстоящий период и обеспечить на этой основесвоевременное и качественное составление и утверждение бюджетов всех уровней.
Указанная работа проводится в процессе налоговогопрогнозирования на федеральном уровне, в частности специалистами Минфина иМинэкономразвития России, отраслевых министерств и ведомств. Особая роль в этомотводится органам МНС России, специалисты которого непосредственно отвечают заполноту поступлений налогов в бюджеты всех уровней и поэтому непосредственнозаинтересованы в объективности предусматриваемых в проектах бюджетов размеровпроектируемых налогов, как в целом, так и по основным их видам.
Кроме указанных государственных и муниципальных органов к налоговомупрогнозированию привлекаются также научные организации, коллективы ученых ипрактики, общественные организации, призванные защищать праваналогоплательщиков, что связано с необходимостью широкой общественной поддержкипредлагаемых мер по изменению и дополнению действующего налоговогозаконодательства, использования их знаний и опыта, а также ихзаинтересованности в совершенствовании налогового законодательства.
Налоговое прогнозирование базируется на общеэкономических методах:экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и др. При этом выборметода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования,временными рамками, конкретными видами налога.
Непременный элемент налогового прогнозирования —экономический анализ поступлений налогов, как в целом, так и по их отдельнымвидам, предметом которого являются не только суммы поступивших налогов и ихдинамика. Более важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемойбазы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков. Приэтом следует иметь в виду, что для каждого налога существуют свои, особенныеэлементы налогооблагаемой базы и ее определяющих показателей, но отдельныеэлементы налогооблагаемой базы присущи сразу двум или нескольким видам налогов.
Если взять налог на прибыль, то здесь главными, определяющимиявляются такие показатели, как динамика объема производства важнейших отраслейнарод кого хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль.
По налогу на доходы физических лиц налогооблагаемая базаскладывается из следующих показателей: фонда оплаты труда, действующего и проектируемогоуровня минимальной оплаты труда, численности работающих, уровня среднейзаработной платы, демографических изменений в целом по стране и по отдельнымрегионам (в основном северным и приравненным к ним).
Только при анализе этих показателей можно определить базуобложения, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты, среднюю ставку и наоснове этого — общую сумму налога на предстоящий период.
Налоговое прогнозирование базируется на факторном анализединамики и тенденций налогооблагаемой базы в целом и отдельных элементов, еесоставляющих.
Изменения, происходящие в экономике страны, выход ее изкризиса, решение проблем неплатежей бюджету и хозяйствующих субъектов другдругу предопределяют и возможности уточнения акцентов в оценке факторов,влияющих на налогооблагаемую базу, появления других ее элементов и характеристик.
Налоговое прогнозирование предприятий-налогоплательщиковявляется частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использованиеучетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу изаконных вычетов из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей.
Процесс налогового прогнозирования дляпредприятий-налогоплательщиков представляет собой важнейшую процедуру,поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствиядля текущей или перспективной деятельности предприятия, оно важно для принятиярешений в области его инвестиционной и научно-технической политики, измененияассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта и др.
Принятие Налогового кодекса РФ в существенной мере сняло рядсерьезнейших проблем, ранее стоявших перед налогоплательщиками, в частностипротиворечивость налогового законодательства, множественность нормативныхдокументов в области налогов и бухгалтерского учета, чрезмерную ответственностьза любое, даже непредумышленное, нарушение налогового законодательства, наличиеу налоговых органов огромных прав при почти полном отсутствии обязательств иответственности перед налогоплательщиком за свои действия. Вместе с тем, решивэти и ряд других проблем, Налоговый кодекс не в силах ликвидироватьсубъективизм налоговых органов при рассмотрении и принятии решений в областиналогового обложения. Осталась и еще одна немаловажная проблема — длительностьрассмотрения жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах. По этойпричине, а также из-за чрезмерной тяжести налогового бременипредпринимательская деятельность в России продолжает оставаться достаточнорискованной и осуществляется без достаточных гарантий. Поэтому для предприятиянеобходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но исделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях оптимизировать своиобязательные взносы в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
При этом под оптимизацией понимается не только минимизацияплатежей, но и правильное разнесение их по срокам.
Наиболее удобным является перенос налоговых платежей на датусоответствующих поступлений на счет предприятия.
В отличие от избежания налогообложения или уклонения отуплаты налогов налоговое прогнозирование подразумевает не просто минимизациюналоговых платежей, но и использование предусмотренных действующим законодательствомналоговых льгот и вычетов.
Умелое пользование предусмотренными налоговымзаконодательством льготами и вычетами подразумевает не только хорошее знаниеправ налогоплательщика в этой области, но и рациональное пользование ими.Поэтому налоговым прогнозированием зачастую занимается не только сам налогоплательщик,но и привлекаемые им для этих целей аудиторские и другие подобные фирмы. Онидолжны совместными усилиями вырабатывать экономически грамотную, честную вправовом отношении стратегию и тактику налогового прогнозирования.
Один из важнейших путей решения задач налоговогопрогнозирования — строгое соблюдение действующего налогового законодательства.Законопослушный налогоплательщик, даже в условиях достаточно высокого уровняналогового пресса, зачастую имеет возможность минимизировать свои платежигосударству по сравнению с налогоплательщиком, нарушающим налоговое законодательство.Это связано с предусмотренными Налоговым кодексом штрафными санкциями заукрывательство от налогообложения, которые уплачиваются сверх укрытого налога.Подобные шаги налогоплательщика могут привести не только к резкому ухудшениюего финансово-хозяйственной деятельности, но и к банкротству. Вместе с темстрогое соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречноговедения на предприятии бухгалтерского и налогового учета и отчетности,выполнения всех нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскомуучету.
Таким образом, налоговое прогнозирование на государственномуровне и на уровне налогоплательщика, представляя собой, процесс определенияналоговых сумм, различается в части интересов государства и налогоплательщика.Государство стремится получить как можно больше средств для выполнениявозложенных на него функций, но это стремление упирается в возможностиналогоплательщика заплатить требуемую государством сумму. Налогоплательщикстремится к всемерной минимизации своих обязательств перед государством,используя все предоставленные ему действующим законодательством права ивозможности, а иногда и переходя за рамки закона.
Поэтомув процессе бюджетного прогнозирования происходит поиск оптимального уровняналогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующегодостижению необходимого баланса их финансовых возможностей. Как показываетмировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первыйплан должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е.интересы товаропроизводителя

2.Анализ динамики и методыпрогнозирования поступления налога на доходы физических лиц ( по г.Салават РБ).
 
2.1 Анализ динамики поступленияНДФЛ по г. Салават РБ
 
Проблема оценки интенсивности изменения и определения среднихпоказателей решается путем построения соответствующих показателей. Дляхарактеристики интенсивности изменения во времени такими показателями будут:
• абсолютный прирост;
• темпы роста;
• темпы прироста;
• абсолютное значение одного процентаприроста,
В случае, когда сравнение проводится с периодом (моментом)времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели; при сравненииже с предыдущим периодом или моментом времени речь идет о цепных показателях.
Анализ начинается с изучения динамики поступления НДФЛ по г.Салавату, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Абсолютный прирост
Базисный
∆баз =Yi — Y0
цепной
∆ЦЕПН = Yi – Yi-1
Базисный темп роста определяется отношением:

Тб = Уi/У0;
Цепной темп роста определяется:
ТЦ = Уi/ Уi-1
Где Уi– любое значение ряда.
Темп прироста
ТП = ТР — 100
Система средних показателей динамики включает:
•  средний уровень ряда;
•  средний абсолютный прирост;
•  средний темп роста;
•  средний темп прироста.
Средний уровень ряда — это показатель, обобщающий итогиразвития явления за единичный интервал или момент из имеющейся временнойпоследовательности. Расчет среднего уровня ряда динамики определяется видомэтого ряда и величиной интервала, соответствующего каждому уровню.
Для интервальных рядов с равными периодамивремени средний уровень Y рассчитывается следующим образом
Y = ∑YI/ n
Средний абсолютный прирост
∆ = ∆баз: n

Среднегодовой темп роста (коэффициент) поступления НДФЛ можнорассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Тр =√Т1* Т2* Т3*Т4* Тn
где Т – цепные коэффициенты роста.
Средний темп прироста
Тпр = Тр х 100 — 100
Динамика поступления НДФЛ по г.Салаватупредставлена в табл.1
Таблица 1 Поступление НДФЛ по г. СалаватуГоды Поступление НДФЛ по г. Салават млн. руб. Темпы роста, % Численность работающих, чел. Темпы роста. % базисные цепные базисные цепные
2002
2003
2004
2005
2006
1157,3
912,2
951,4
979,2
1087,9
100
78,8
82,2
84,6
94,0
100
78,3
103,9
102,9
111,1
81231
61618
63726
65344
71473
100
75,9
78,5
80,4
88,0
100
75,9
103,4
102,5
109,4
За рассмотренный период снижение поступленияналогов на доходы физических лиц составило 6,0%, однако динамика налога погодам показывает, что за последние 4 года поступление налога увеличивается,причем более быстрыми темпами.
Численность работающих также снизилась,снижение составило 12% по сравнению с 2002 годом, но в последние 4 годачисленность работающих увеличивается, но НДФЛ растет опережающими темпами посравнению с темпами роста числа работающих.
Среднегодовой темп роста поступления НДФЛ
Тр = √0,783 х 1,039 х1,029 х 1,111 =√ 0,932 = 0,983 или 98,3%
Средний темп снижения составило 1.7%.
Численности работающих
Тр = √0,759 х 0,785 х0,804 х 0,88 =√ 0,422 =0,806 или 80.6%
Средний темп снижения составил:9.4%
Поступление НДФЛ зависит от численностиработающих и среднегодовых доходов 1-го работающего (Таблица2.)
Таблица 2.Динамика факторов измененияпоступления НДФЛ по г. Салавату Годы
Поступление
НДФЛ, млн. руб. Темп роста к 2002г. Численность работающих, чел. Темп роста к 2002г. Средний облагаемый доход, тыс. руб. Темп роста к 2002г.
2002
2003
2004
2005
2006
1157,3
912,2
951,4
979,2
1087,9
100
78,8
82,2
84,6
94,0
81231
61618
63726
65344
71473
10
75,9
78,5
80,4
88,0
109,6
113,5
114,0
114,4
116,2
100
103,6
104,0
100,4
106,0
Из таблицы следует, что снижениепоступления НДФЛ в бюджет явилось следствием снижения численности занятых приросте среднего дохода 1-го работающего, поэтому темп снижения поступленияналога был ниже темпа снижения числа работающих. Поскольку рост доходовявляется решающим для роста поступлений НДФЛ рассмотрим тенденцию развития динамикисреднегодовых доходов 1-го работающего.
2.2 Выявление тенденцииразвития динамики среднегодового дохода (на 1-го работающего)
Непосредственное выделение тренда может осуществляться тремяметодами.
Один из таких методов — метод укрупнения интервалов. Всоответствии с ним ряд динамики разделяют на некоторое достаточно большое числоравных интервалов; если средние уровни по интервалам не позволяют увидеть тенденциюразвития явления, переходят к расчету уровней за большие промежутки времени,увеличивая длину каждого интервала (одновременно уменьшается количествоинтервалов).
Суть другого метода — метода скользящей средней — заключаетсяв том, что исходные уровни ряда заменяются средними величинами, которые получаютиз данного уровня и нескольких симметрично его окружающих. Целое число уровней,по которым рассчитывается среднее значение, называют интервалом сглаживания.Интервал может быть нечетным (3, 5, 7 и т. д. точек) или четным (2, 4, 6 и т.д. точек). При нечетном сглаживании полученное среднее арифметическое значениезакрепляют за серединой расчетного интервала, при четном этого делать нельзя.Поэтому при обработке ряда четными интервалами их искусственно делаютнечетными, для чего образуют ближайший больший нечетный интервал, но из крайнихего уровней берут только 50 %.
Недостаток метода скользящей средней состоит в условности определениясглаженных уровней для точек в начале и конце ряда. Получают их специальнымиприемами — расчетом средней арифметической взвешенной.
Формулы расчета по скользящей средней выглядят следующим образом:
для 3-членной

Yi =(Yi-1 Yi Yi+1) / 3
для 5-членной
Yi =( Yi-2Yi-1 Yi Yi+1 Yi+2) / 5
При аналитическом выравнивании рядадинамики по прямой функция выражается уравнением у' = а + bt.Для определения величин параметров «а» и «b» используютсянормальные уравнения способа наименьших квадратов, которые в данном случаепринимают следующий вид:
∑y = na + b∑t
∑yt = a∑t + b∑t2
где у — величины уровней эмпирического (фактического) рядадинамики;
n — количество уровней эмпирического (фактического) ряда динамики;
Решая эти уравнения по данным эмпирического (фактического)ряда динамики, определяем параметры прямой и по ней рассчитываем уровни выровненногодинамического ряда.
Вычислительный процесс при аналитическом выравнивании ряда попрямой может быть значительно упрощен, если ввести обозначение дат времени спомощью натуральных чисел (t) иотсчитывать обозначения дат от середины выравниваемого ряда. Тогда даты,расположенные выше середины, будут обозначены отрицательными числами, нижесередины — положительными.
При указанных обозначениях ∑t обращается в нуль (∑t=0) и система нормальных уравнений способа наименьшихквадратов принимает следующий вид: ∑ y = na
∑yt = b∑t2
значения же параметров уравнения прямой в данном случаеопределя­ются по формулам a = ∑y/n
b = ∑yi t/ ∑t2
Произведем выравнивание ряда динамики среднегодовых доходов1-го работающего, тыс. руб. (Таблица3)
Таблица 3Годы
Среднегодовой доход 1-го работающего, тыс. руб.
Yi Условные обозначения дат (t)
Yit
Выровненный ряд динамики среднегодового дохода 1-го работающего yt
2002
2003
2004
2005
2006
Итого:
n =5
109,6
113,5
114,0
114,4
116,2
∑Yi =567.7
-2
-1
+1
+2
∑t =0
-219,2
-113,5
+114,4
+232,4
∑yit = +14.1
110,72
112,13
113,54
114,95
116,36
∑yt= 567,7
a = 567,7/5 = 113,54
b = 14,1 / 10 = 1,41
Уравнение принимает вид: у =113,54 + 1,41 t
Рассчитаем теоретические значениявыравненного ряда и занесем их в таблицу.
Далее необходим анализ показателейколеблемости ряда динамики среднегодовых доходов 1-го работающего.
Конкретныеусловия, в которых находится каждый из изучаемых объектов, а также особенностиих собственного развития (социальные, экономические и пр.) выражаютсясоответствующими числовыми уровнями статистических показателей. Таким образом,вариация, т. е. несовпадение уровней одного и того же показателя у разныхобъектов, имеет объективный характер и помогает познать сущность изучаемогоявления
Дляхарактеристики вариации (колеблемости) ряда динамики рассчитаем следующиепоказатели:
-размахвариации (колеблемости ряда);
-среднееквадратическое отклонение;
-коэффициентвариации (колеблемости ряда);
-коэффициентустойчивости ряда.
Наиболеепростым является расчет показателя размаха вариации как разницы междумаксимальным (Ymax) и минимальным (Ymin) наблюдаемыми значениями признака.
Среднее квадратическое отклонение (о) определяется на основеквадратической степенной средней.
Анализ колеблемости ряда динамики среднегодового дохода 1-гоработающего представлен в таблице 4
Таблица 4 Расчет показателей колеблемости ряда динамикисреднегодового дохода на 1-го работающего, тыс. руб.Годы Среднегодовой доход на 1-го работающего, тыс.руб
(УI –УT)
(УI -УT)2
2002
2003
2004
2005
2006
N = 5
109,6
113,5
114,0
114,4
116,2
∑y =567.7
09,6-113,5 = -3,9
113,5-113,5 = 0
114-113,5 = +0,5
114,4-113,5 = +0.9
116,2–113,5 =+2,7
15,2
0,25
0,81
7,3
∑(УI – УТ) = 23,56
Размахколеблемости

R = YIMAX – YIMIN= 116,2 – 109,6 = 6,6 тыс. руб.
Среднееквадратическое отклонение:
∂= √ (∑YI–YT)/ N = √23,56 /5 = 2,2 тыс. руб.
коэффициентколеблемости динамического ряда:
V = ∂ /Y х 100 = 2,2: 113,5 х 100 = 1,9%
Коэффициентустойчивости
КУСТ=100 – V = 100-1,9 = 98,1%
Динамическийряд среднегодового дохода на 1-го работающего достаточно устойчив: среднийдоход за период составляет 113,5тыс. руб., при этом размах вариации, то естьразница между максимальным доходом и минимальным составляет 6,6тыс. руб…Среднее квадратическое отклонение от среднего дохода – 2,2 тыс. руб. или 1,9%.Это позволяет сделать вывод о том, что в городе продумана система однородностидоходов работающих, что обеспечивает стабильную обстановку.
2.3 Прогнозирование среднего дохода 1-го работающего
Рассчитавфункцию роста дохода 1-го работающего
у =113.54 + 1,41 t
рассчитаемпрогнозные оценки:
— точечные прогнозы
— доверительные интервалы.
Точечныйпрогноз дохода на 1-го работающего:
2007  У=113,54 + 1,41 х 3 =117,8 тыс. руб.
2008  У =113,54 + 1,41 х 4 = 119,2 тыс.руб.
2009  У =113,54 + 1,41 х 5 = 120,6 тыс.руб.
Рассчитаемдоверительный интервал:
У +∆
Где ∆- ошибка прогноза. ∆ = ta mk
Где ti – критерий Стьюдента, в нашемуравнении при степенях свободы (5 – 1 =4) и числе параметров – 1 равен 0,884 (по таблице вероятностей Стьюдента).
Mk-стандартная ошибка. mk=∂y √ (1/ n + t2k / ∑ t2)
Расчетывыполним в табл.5
Таблица5 Расчет доверительных интервалов среднегодового дохода Год прогноза
Прогнозное значение, ук
ta
t2k
∑t2
T2k∑t2
√ (1/ n + t2k / ∑ t2)
mk ∆
2007(+3)
1008(+4)
2009(+5)
117,8
119,2
120,6
0,884
0,884
0,884
9
16
25
10
10
10
0,9
1,6
2,5
1,05
1,34
1,64
2,31
2,95
3,61
2,0
2,6
3,2
Прогнозныезначения среднегодового дохода 1-го работающего
117,8+(-)2,0 тыс. руб. то есть от 115,8 до 119.8
2007  119,2 +(-)2,6 тыс.руб. 116,6 до 121,8
2008  120,6 +(-)3,2 тыс. руб. 117,4 до123,9

2.4 Изучение сезонности среднегодового дохода
Поскольку в анализируемой временной последовательности наблюдаютсяустойчивые отклонения от тенденции (как в большую, так и в меньшую сторону), томожно предположить наличие в ряду динамики некоторых (одного или нескольких)колебательных процессов. Это особенно заметно, когда изучаемые явления имеютсезонный характер: возрастание или убывание уровней повторяется регулярно синтервалом в один год (например, средняя заработная плата и, соответственнопоступление налогов)
Уровень сезонности оценивается с помощью:
1) индексов сезонности;
2) гармонического анализа.
Индексы сезонности показывают, во сколько раз фактическийуровень ряда в момент или интервал времени t больше среднего уровня либо уровня, вычисляемого поуравнению тенденции. При анализе сезонности уровни временного ряда показываютразвитие явления по месяцам (кварталам) одного или нескольких лет. Для каждогомесяца (квартала) получают обобщенный индекс сезонности как среднююарифметическую из одноименных индексов каждого года. Индексы сезонности — это,по существу, относительные величины координации, когда за базу сравнении принятлибо средний уровень ряда, либо уровень тенденции. Способы определения индексовсезонности зависят от наличия или отсутствия основной тенденции.
Для обеспечения устойчивости показателей желательно братьбольшой промежуток времени. В этом случае индекс сезонности равен:
It=Yt/Yср

Таблица6 Расчет индекса сезонностиМесяц Среднемесячный доход 1-го работающего, тыс. руб. Индекс сезонности,% 2002 2003 2004 2005 2006
В среднем за месяц(Yt)
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
8,83
8,91
9,83
10,30
11,42
14,05
14,56
14,08
12,21
9,81
8,92
8,83
9,13
9,21
10,16
11,65
11,80
14,52
15,05
14,55
12,68
10,18
9,26
9,16
9,17
9,25
10,61
12,16
12,32
15,16
15,71
15,19
13,24
10,63
9,67
9,56
9,20
9,28
10,65
12,20
12,36
15,21
15,76
15,24
13,29
10,67
9,70
9,59
9,34
9,43
10,82
12,33
12,49
15,45
16,01
15,48
13,59
10,84
9,85
9,74
9,13
9,22
10,41
11,73
12,08
14,88
15,49
13,00
10,43
9,48
9,38
9,41
8,04
8,2
9,17
10,33
10,66
13,13
13,61
13,14
11,45
9,18
8,35
8,24
Каквидно из расчета пик доходов 1-го работающего приходится на летние месяцы,когда обеспечивается более интенсивное строительство, происходит оживлениепроизводства.
2.5 Индексный анализ поступления НДФЛ
Расчетвлияния факторов: численности работающих и среднегодового дохода 1-гоработающего на поступление НДФЛ представлен в таблице 7
Таблица7 Индексный анализ влияния факторов на поступление НДФЛ
Численность работающих,
чел. Среднегодовой доход на 1-го работающего, тыс. руб. g
Поступление НДФЛ, Q=qg,
Млн. руб. Изменение(+,-), млн. руб. 2005 2006 2005 2006 2005 2006
Всего,
∆Q
В т.ч.за
Счет изменения среднегодового дохода
g
Вт.ч.за счет изменения численности работающих
∆Qq 65344 1473 114,4 116,2 979,2 1087,9 +108.7 +1287 +7011
Последовательностьанализа
Общийиндекс поступления НДФЛ
IQ = ∑Q1 /∑Q0= ∑q1g1 / ∑q0g0 =1087,9 / 979,2 = 1,111
Общийиндекс изменения поступления НДФЛ в связи с изменением среднего дохода
Iq = ∑q1g1 / ∑q1g0= (71473 * 116,2) /(71473 * 1,144) = 1,016
Общийиндекс изменения поступления НДФЛ в связи с изменением числа работающих
Ig= ∑q1g0 / ∑q0g0=(71473 *114,4) / 65344 *114,) =1,094
Связьиндексов
IQ=Iq*Ig = 1,016 *1,094 = 1,111 Средняяставка налога 13%
Используемполученные индексы для анализа общего прироста поступления НДФЛ
Общееизменение поступления НДФЛ
∆Q = Q1 – Q0= 1087,9 – 979,2 = +108,7 (млн.руб.)
Изменениепоступления НДФЛ за счет изменения
— среднегодового дохода

∆Qg= ∑q1g1 — ∑q1g0= ∑(g1 – g0) * q1= (116,2 – 114.4) * 71473 * 0,13 =+16,7 млн. руб.
— числаработающих
∆Qq= ∑q1g0 — ∑q0g0=∑(q1– q0) *g0= (71473 – 65344)* 114,4 * 0,13 = +91,6 млн.руб.
∆Q =∆Qq+∆Qg = 16,7 +91,6 = 108,7млн.руб.
Наибольшеевлияние на снижение НДФЛ оказало снижение численности населения
2.6 Корреляционно – регрессионный анализ влияния динамики объемапроизводства на динамику доходов 1-го работающего
Приневозможности установить прямую функциональную связь между показателями ивыполнить индексный анализ прибегают к корреляционно – регрессионному анализу.
Дляизучения тесноты связи между динамикой доходов работающих (результативныйпризнак — у) и динамикой объема производства (факторный признак — х) поимеющимся данным рассчитаем:
1)уравнение регрессии: y=a + аx;
2)парный коэффициент корреляции;
3)коэффициент детерминации;
Исходныеданные для анализа представлены в таблице 8

Таблица8Годовой объем производства по г.Салавату, млрд. руб Средний доход 1-го работающего, тыс. руб.,y ху
X2
Y2
Ут
1,858
1,933
1,942
1,940
1,971
∑х = 9,6
х= х / п = 1,9
109,6
113,5
114,0
114,4
116,2
∑y/100 =5,7
y= 1,1
2,036
2,194
2,214
2,219
2,290
∑ху= 11,0
ху = 2,2
3,45
3,74
3,71
3,76
3,88
∑х2 = 18,5
х2= 3,71
1,2
1,3
1,3
1,3
1,4
∑у2= 6,5
у2 =1,3
108,0
115,0
116,0
116,0
119,0
∑у = 574
Длянахождения параметров а и а1 решим систему нормальных уравнений:
/>
Подставимзначения
5,7 =5а+ а1*9,6
11,0 =а*9,6 +а1* 18,5
Решимуравнение, получаем
а = — 0,763; а1 =0,991
Уравнениерегрессии принимает вид:
Y = а + а1х
Y = -0,763 + 0,991x
Парныйкоэффициент корреляции
где GX = √X2 – (X)2=√3,71 – 1,92 = 0,316
GY=√Y2 — (Y)2 = √1,3 – 1,12 = 0,3
Ч =(2.2 – 1,9 * 1,1) /: 0,316 *0,3 0,994
Междуу и х связь прямая и тесная
Коэффициентдетерминации
ч2=0,9942 = 0,988
т.е.изменение у на 98,8% определяется изменением х, а средний доход 1-гоработающего на 98,8% определяется динамикой объема производства.

Заключение
В работе поставлена цель: исследование анализа динамикипоступления НДФЛ в бюджет по г. Салават РБ.
По результатам анализа сделаны следующие выводы:
За рассмотренный период снижениепоступления налогов на доходы физических лиц составило 6,0%, однако динамиканалога по годам показывает, что за последние 4 года поступление налога увеличивается,причем более быстрыми темпами.
Численность работающих также снизилась,снижение составило 12% по сравнению с 2002 годом, но в последние 4 годачисленность работающих увеличивается, но НДФЛ растет опережающими темпами посравнению с темпами роста числа работающих.
Среднегодовой темп роста поступления НДФЛ98,3%
Средний темп снижения составило 1,7%.
Численности работающих 80,6%
Средний темп снижения составил 9,4%
Поступление НДФЛ зависит от численности работающих и среднегодовыхдоходов 1-го работающего. Из анализа следует, что снижение поступления НДФЛ вбюджет явилось следствием снижения численности занятых при росте среднегодохода 1-го работающего, поэтому темп снижения поступления налога был нижетемпа снижения числа работающих. Поскольку рост доходов является решающим дляроста поступлений НДФЛ в работе рассмотрена тенденция развития динамикисреднегодовых доходов 1-го работающего. Применив аналитическое выравниванииряда динамики по прямой (функция выражается уравнением у' = а + bt) получили уравнение тренда.Уравнение принимает вид: у =113,54 + 1,41 t
Далеебыли рассчитаны показатели колеблемости ряда динамики средне годовых доходов1-го работающего, Динамический ряд среднегодового дохода на 1-го работающегодостаточно устойчив: средний доход за период составляет 113,5тыс. руб., приэтом размах вариации, то есть разница между максимальным доходом и минимальнымсоставляет 6,6тыс. руб. Среднее квадратическое отклонение от среднего дохода –2,2 тыс. руб. или 1,9%. Это позволяет сделать вывод о том, что в городепродумана система однородности доходов работающих, что обеспечивает стабильнуюобстановку.
Рассчитанточечный прогноз дохода на 1-го работающего до 2009 года и доверительныеинтервалы, а также индекс сезонности доходов и поступления НДФЛ, которыйколеблется по месяцам от 8 до13%. Как видно из расчета пик доходов 1-гоработающего приходится на летние месяцы, когда обеспечивается более интенсивноестроительство, происходит оживление производства.
В работевыполнен индексный анализ влияния факторов на динамику поступления НДФЛ,наибольшее влияние на снижение НДФЛ оказало снижение численности населения.

Список использованной литературы:
1. Липпе П.Экономическая статистика /ФСУ Германии, 2005.
2. Матвеева-КузнецоваВ.М. Методы анализа массовых социально-экономических явлений. Практикум пообщей теории статистики. М., 2000.
3. Сиденко А.В.,Матвеева В.М. Практикум по социально-экономической статистике. М., 2007.
4. Экономическаястатистика: Учебник /Под. ред. Ю.Н. Иванова. М.,2007.
5. Яблочник А.Л.Общая теория статистики. М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.