Реферат по предмету "Финансовые науки"


Основные функции финансов. Государственные и муниципальные займы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительногопрофессионального образования
Кафедра финансового менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «         Финансы»

Оренбург 2010 г

Содержание
 
1. Основные функции финансов
2. Государственные имуниципальные займы
3. Внебюджетныефонды: сущность, функции, роль и задачи
4. Роль бюджета враспределении национального дохода
5. Экономическаясущность страхования. Функции, присущие категориям страхования
Список используемой литературы

1. Основные функциифинансов
В функциях финансовпроявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретнаяреализация функций может изменяться под воздействием многообразныхобстоятельств, но это не означает отмену самих функций. Имеет смысл говорить отрех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.
ØРаспределительнаяфункция. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъектахозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами,аккумулируемым посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономическихресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: какие ресурсы вовлекаютсяв перераспределение?
Рассмотрим, что жеявляется объектами действия этой функции.
Во-первых, доходынаселения. Часть их имущества потреблена и направляется на уплату налогов, а,значит, на формирование бюджетного фонда. Другая часть доходов населенияпоступает на финансовый рынок в виде сбережений для приобретения долевых ценныхбумаг. Владение акциями не дает гарантированного дохода и возврата средств вотличие от облигаций, поэтому инвестирование средств в акции означает иперераспределение доходов, и формирование финансовых ресурсов хозяйствующихсубъектов.
Во-вторых, в орбитуперераспределения вовлекаются элементы фонда возмещения: амортизационныеотчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит черезфинансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональноеиспользование временно свободных денежных средств предприятий.
В-третьих, в отдельныепериоды времени в перераспределение вовлекается часть национального богатства –при приватизации государственной собственности, при использовании страховыхфондов для восполнения ущерба от стихийных бедствий и др.
Таким образом, в процессеперераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуютсявторичные производственные доходы у государства, формируются финансовые ресурсысубъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорциииспользования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.
ØРегулирующаяфункция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходитперераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпыэкономического роста. Ее действие связано с государственным регулированиемэкономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей,государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящеевремя через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда, какперед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтомупренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит –не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны.Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупностииспользуемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающейполитики государства.
ØКонтрольнаяфункция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов,объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторондеятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуютвсе субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можносистематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдениефинансовой дисциплины.
Совокупностьраспределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущностьфинансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться,каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движенияфинансовых ресурсов.
2. Государственные имуниципальные займы
 
Бюджетный кодекс РФ (ст.89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые отфизических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовыхорганизаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика илигаранта погашения займов другими заемщиками.
Государственный долг. Врезультате заемной деятельности образуется государственный долг – долговыеобязательства Правительства РФ пред физическими и юридическими лицами,иностранными государствами, международными организациями и иными субъектамимеждународного права (Бюджетный кодекс, ст. 97). Соответственно различаютгосударственный и общегосударственный долг.
Общегосударственный долг– более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, нои органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечениемгосударственного долга России служит все имущество, составляющеегосударственную казну.
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут существовать в следующих формах:
1) кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями,иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользууказанных кредиторов;
2) государственных ценныхбумаг, выпускаемых от имени РФ;
3) договоров опредоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ пообеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформлениядолговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятыхфедеральных законов;
5) соглашений идоговоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации иреструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
В бюджетном кодексе РФособо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращениегосударственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентныхплатежей, срока обращения, не допускается.
Государственный долгсостоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствамнационально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированыПравительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных иадминистративно- территориальных образований РФ и условия их выпускаопределяются самостоятельно на местах.
Внутренние и внешниезаймы. В зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние,отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составомкредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутреннимзаймам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиесярезидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретатьсяи иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальнойвалюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросомна национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторовиспользуются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаютсяна иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении такихзаймов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Заемные средства РФмобилизуют в основном двумя путями:
1) размещениемдолговых ценных бумаг;
2) получениемкредитов у специализированных финансово- кредитных институтов.
Порядок выпуска иразмещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии иобращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (№136-ФЗ), всоответствии с которым федеральными государственными ценными бумагамипризнаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.
 Обязательства РФ,субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющиевнутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валютеРФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могутбыть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценныхбумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки,на основании которой определяется величина платежа по данным государственнымценным бумагам.
Обязательства РФ исубъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг исоставляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены виностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.
В РФ действует единаясистема учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этогоМинистерство финансов ведет государственные книги внутреннего и внешнего долговРФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вноситсясоответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

3. Внебюджетные фонды: сущностьфункции, роль и задачи
 
Пенсионный фондРоссийской Федерации
Пенсионный фонд РФ созданв целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ иявляется финансово- кредитным учреждением.
Пенсионный фонд России иего денежные средства находятся в государственной собственности РФ, не входят всостав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачамиПенсионного фонда являются:
ü  Целевой сбор и аккумуляция страховыхвзносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФРФ.
ü  Организация работы по взысканию сработодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников идругих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности в следствиетрудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
ü  Капитализация средств пенсионногофонда России, а также привлечение в него добровольных взносов.
ü  Контроль с участием налоговых органовза своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд России страховыхвзносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием егосредств.
ü  Межгосударственное и международноесотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фондаРоссии, участие в разработке и реализации в установленном порядкемежгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий ипособий.
Средства ПФ Россииформируются за счет:
1) Суммы ЕдиногоСоциального Налога, поступающего из федерального бюджета на выплату базовойчасти трудовых пенсий.
2) Страховыхвзносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии.
3) Страховыхвзносов, зачисляемых в ПФ России на накопительную часть трудовой пенсии.
4) Страховых взносовв виде фиксированного платежа.
5) Мобилизациипросроченной задолженности.
6) Доходов отинвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии.
7) Средствфедерального бюджета, передаваемых ПФ РФ в соответствии с законом РФ:
ü  На выплату государственных пенсий ипособий.
ü  На выплату пенсий в части,определяемой включением в страховой стаж иных периодов, а также финансированиерасходов на их доставку и пересылку.
8) Средствфедерального бюджета, передаваемых ПФ РФ министерством труда России на выплатудосрочных пенсий гражданам, признанным безработными, и социальных пособий напогребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечнюэтих услуг получателям досрочных пенсий.
9) Средства из целевогобюджетного фонда Министерства атомной промышленности для обеспечения выплатыдополнительных ежемесячных, пожизненных материальных обеспечений работникам,осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружия оружейногокомплекта РФ.
10) Средств,взыскиваемых с работодателей, в результате предъявления регрессивныхтребований.
11) Добровольныхвзносов юридических и физических лиц.
Ставка ЕСН являетсярегрессивной.
Пенсионный фондиспользуется:
1) Для выплатыпенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
2) Дляфинансирования прочих обязательных расходов бюджета обязательного пенсионногострахования.
К ним относятся:
ü  расходы на выплату социальных пособийна погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечнюэтих услуг,
ü  затраты на оплату услуг на доставку ипересылку пенсий и пособий,
ü  расходы на государственное пенсионноеобеспечение, производимое за счет средств федерального бюджета,
ü  выплаты досрочных пенсий безработнымгражданам за счет средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фондуМинистерством труда России,
ü  выплаты дополнительного обеспеченияиз целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим,осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейногокомплекса РФ,
ü  финансовое и материально-техническоеобеспечение текущей деятельности фонда и его органов, другие мероприятия,связанные с его деятельностью.
3) Страховые взносы,поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, подлежащие инвестированию.
Освобождаются от уплатывзносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ,Фонд социального страхования.
Фонд социальногострахования.
Фонд социальногострахования РФ создан а целях обеспечения государственных гарантий в системесоциального страхования и повышения контроля за правильным и эффективнымрасходованием средств социального страхования.
Фонд социальногострахования является самостоятельным государственным финансово-кредитнымучреждением.
Денежные средства Фондасоциального страхования не входят в состав бюджета РФ, других фондов и изъятиюне подлежат.
Управление Фондомсоциального страхования РФ осуществляется  правительством РФ при участииобщероссийских объединений профсоюзов.
Средства этого Фондаобразуются за счет:
1) части Единогосоциального налога, уплачиваемого налогоплательщиками — работодателями:
ü  налогоплательщики, производящиевыплаты физическим лицам;
ü  налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители и родовые, семейные общинымалочисленных народов Севера.
2) Части суммыединого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
3) Части суммы единоналога при применении упрощенной системы налогообложения.
4) Страховых взносовна обязательное социальное страхование на производстве от несчастных случаев.
5) Доходов отинвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидныегосударственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств,предусмотренных бюджетом на соответствующий период.
6) Ассигнований изфедерального бюджета РФ.
7) Добровольныхвзносов физических и юридических лиц.
8) Прочих доходов ирасходов
Шкала налогообложения поЕСН является регрессивной.
Средства Фондасоциального страхования направляются на:
1) выплату пособийпо временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком додостижения им возраста 1,5 лет, на погребение, в связи с несчастным случаем напроизводстве и профессиональным заболеванием.
2) единовременныестраховые и ежемесячные выплаты.
3) санаторно-курортноелечение и оздоровление работников и членов семей, а также на другие целигосударственного социального страхования, предусмотренные законодательством.
4) Создание резервадля обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
5) Обеспечениетекущей деятельности содержания аппарата управления Фонда.
6) Проведениенаучно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охранытруда.
7) Осуществлениеиных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.
Фонд обязательногомедицинского страхования РФ.
Фонд обязательногомедицинского страхования предназначен для аккумулирования денежных ресурсов наобязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильностигосударственной системы обязательного медицинского страхования и выравниваниефинансовых ресурсов его проведения. Для реализации государственной политики вданной области созданы федеральный и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования как обязательные медицинские учреждения.
Основными задачамифедерального и территориальных фондов являются:
1) Обеспечениепредусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательногомедицинского страхования.
2) Достижениесоциальной справедливости и равенства всех граждан в области обязательногомедицинского страхования.
3) Участие вразработке и осуществлении государственной финансовой политики в областимедицины.
Важнейшими финансовымиресурсами, формирующими  бюджет Фонда, являются:
ü  Часть Единого социального налога,уплачиваемого налогоплательщиками работодателями.
ü  Часть суммы единого налога навмененный доход для отдельных видов деятельности.
ü  Часть суммы Единого налога приприменении упрощенной системы налогообложения.
ü  Ассигнования из федерального бюджетана выполнение республиканской программы.
ü  Ассигнования из региональных бюджетовна выполнение программ обязательного медицинского страхования.
ü  Добровольные взносы юридических ифизических лиц.
ü  Средства, предусмотренные органамиисполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинскоестрахование неработающего населения.
ü  Финансовые средства в виде штрафов,пени, неустоек, взыскиваемых с юридических и физических лиц.
Направления использованиясредств ФОМС:
1) финансированиеобязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскимиорганами.
2) осуществлениефинансово- кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС.
3) Выравниваниересурсов городов и районов для проведения ОМС.
4) Направлениефинансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг.
5) Созданиефинансовых резервов устойчивости медицинского страхования.
6) Текущеесодержание Фонда. 

4. Роль бюджета враспределении национального дохода
Расходы бюджетанепосредственно связаны с функциями государства по управлению общественнымразвитием, именно через них оказывается воздействие на экономическое исоциальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированногои федерального бюджетов, в значительной мере отражает структуругосударственного управления, что естественно, так как именно в системе ведомстви воплощаются организационно- стабильные функции управления.
Расходование средств бюджетапроизводится в размерах и по адресам, определенным федеральным законом, а такжезаконами и другими нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образованийв бюджете на очередной финансовый год. Основные направления расходов бюджета:государственное управление и местное самоуправление, судебная власть,национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечениебезопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, блок отраслевых расходов (промышленность,строительство, сельское хозяйство и др.), развитие рыночной инфраструктуры,ЖКХ, образование, культура, искусство, кинематография, средства массовойинформации, здравоохранение и физическая культура, социальная политика,обслуживание государственного долга, расходы бюджетных целевых фондов и др.
Одна из сложных проблембюджетного финансирования – разделение отдельных видов расходов междуотдельными уровнями бюджетной системы: федеральный, субъект федерации, местноесамоуправление. Существует группа расходов, находящихся исключительно в ведениифедерации. Это оборона, международная деятельность и некоторые другие. Нобольшинство статей расхода присутствуют в бюджетах всех уровней, что ставитвопрос о доле каждого уровня в общей сумме данных расходов. В общем смыслеясно, что расходы, к примеру, на образование, социальную политику и т.п. должныв большей мере осуществляться через бюджеты субъектов Федерации и местныебюджеты. Но общего смысла недостаточно для определения конкретных примененийрасходов на эти цели во всех бюджетах. Нужны определенные методики, нормативы,договоренности между органами власти разного уровня. Это сложный и к сожалению,до конца не решенный вопрос – связано с тем, что нерешенность порождаетконфликты и реальное недовольство. Здесь еще предстоит большая работа подостижению взаимоприемлемого для всех решения.
Можно отметить, чтоимеется своеобразная симметрия трудностей в доходах и расходах бюджетнойсистемы. Эти трудности связаны между собой и предполагают одновременное решениеи в части доходов, и в части расходов. Выделение трех уровней в бюджетнойсистеме приводит к тому, что в конкретном населенном пункте или районе могутосуществляться расходы их всех трех видов бюджета одновременно.
В любом субъектеФедерации имеются объекты, финансируемые из федерального бюджета, а натерритории местного самоуправления могут быть учреждения и организации,финансируемые из бюджета субъектов Федерации. Это обстоятельство важно иметь ввиду, когда сравниваются уровни бюджетных расходов на одного жителя в разныхобластях и районах.
Расходы бюджета включаюти предоставление ссуд. Последние бывают внутренними – это ссуды бюджетам нижестоящегоуровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежныекредиты, которые выделяются хозяйствующим структурам под гарантии федеральногоправительства, и внешними – это ссуды, относящиеся к компетенции федеральногоуровня, государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

5. Экономическаясущность страхования. Функции, присущие категориям страхования
Понятие о страховании иего экономическое значение.
Страхование –экономические отношения по поводу формирования и использования целевых фондовденежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридическихлиц и возмещения материального ущерба при наступлении неблагоприятных событий.
Роль страхования всоциальной экономике:
1) Обеспечениестраховой защитой имущественных интересов юридических и физических лиц,оказание им существенной материальной помощи при наступлении неблагоприятныхсобытий, смягчение их последствий, предоставление таких гарантий экономическимсубъектам в конечном счете способствует укреплению всей финансовой системы.
2) Страхованиеявляется одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций вэкономику.
3) Страхованиеспособствует уменьшению государственных расходов на возмещение убытков принаступлении страховых случаев.
Функции страхования:
1) Рисковая –во-первых, раскрывает вероятный характер наступления чрезвычайных обстоятельстви выплат страхового возмещения, во-вторых, означает оказание денежной помощипострадавшим хозяйствам и гражданам.
2) Предупредительная– связана с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степении последствий страхового фонда на уменьшение степени и последствий страховогориска. Страховщику часто бывает выгоднее использовать средства на предупреждениестрахового случая, нежели потом выплачивать страховое возмещение, если этотслучай наступит. В этих целях образуется фонд предупредительных мероприятий засчет отчислений от страховых платежей.
Комплекс мер (превенции)включает в себя:
Ø Финансирование мероприятийпо предотвращению ущерба (противопожарные, соблюдение правил техникибезопасности и т.п.), инвестиционные программы;
Ø Правовоевоздействие на страхователя в рамках договора страхователя в целях бережногоотношения к застрахованному имуществу.
3) Сберегательная –означает, что страхование должно обеспечить сохранность и капитализациюаккумулируемых средств. Это приближает страховые компании к кредитныминститутам, делает их источником инвестиций в экономику страны. В основном этафункция отражается в долгосрочном страховании жизни, когда определенные суммынакапливаются в соответствии с договорами страхования до определенного моментавремени.
4) Контрольная –означает финансовый контроль за правильностью проведения страховых операций,контроль за строго целевым и экономным расходованием средств страхового фонда,контроль за деятельностью страховых организаций, их финансовой устойчивостью иплатежеспособностью, контроль за действиями страхователя, чтобы избежатьмошенничества при наступлении страхового случая и осуществления выплат.

Список используемойлитературы
 
1. Финансы под ред.Проф., член-корр. РАЕН Л.А. Дробозиной, М: 2006 г.
2. Финансы под ред.Лушина С.И., Слепова В.А., М: Экономистъ, 2005 г, 480 с.
3. Финансы КучероваН.В., Набатчиков С.Б., Маяковская О.В., Оренбург, 2004 г, изд. Центр ОГАУ, 272 с.
4. Финансы: Учебникдля вузов. Под. Ред. Проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., М: Юрайт,2005, 504 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.