Реферат по предмету "Финансовые науки"


Организация составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов

/>/>/>/>/>Реферат
курсовой работы
«Организация составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов»
Объемработы __ стр., 12 источн.
Ключевыеслова: государственный бюджет, республканский бюджет, местный бюджет.
В курсовой работе исследуется принципы построения местных бюджетовв РБ. В курсовую работу включены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность государственногобюджета
2. Выявить принципы бюджетного построения вРеспублике Беларусь.
3. Показать, каким образом осуществляется организация,рассмотрение и утверждение местных бюджетов в РБ.
Результатомнаписания данной курсовой работы стало:
1. Дано определение понятию «государственный бюджет». Отражены функции государственного бюджета.
2. Выявлено, что в Беларусидвухуровневая бюджетная система: республиканский бюджет и местные бюджеты.Кратко охарактеризованы каждый из видов бюджетов.
3. Выявленысущность и значение местных бюджетов. Также отражены принципы построения иутверждения местных бюджетов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятиеи функции государственного бюджета
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь и принципы еепостроения. Содержание республиканского и местного бюджетов
2 Организация составления, рассмотрения иутверждения местных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственныйбюджет по своей сути является неотъемлемой частью любой страны. С самых давнихвремен, когда только возникало государство, страна нуждалась в защите своихвладений и внутренней безопасности. Так возникли государственные расходы,которые со временем становились разнообразнее. Соответственно, государствонуждалось в деньгах. Через различные системы, как, например, налогообложение,таможенные пошлины, страна стала получать доходы или доходную часть бюджета.Сегодня государственный бюджет выполняет гораздо более важные функции: это истабилизация макроэкономической обстановки, и защита отраслей, и социальнаянагрузка и т.д. Из-за такого многообразия функций возникла проблемасбалансированности бюджета. Причем, проблема не в том, что государство можетжить в долг из-за бюджетного дефицита, а в последующих проблемах, которые вконце концов выльются на резидентах государства. Эта и другие проблемы будутотражены в данной курсовой работе.
Чтокасается местных бюджетов, то данный вид бюджета занимает особое место вбюджетной системе Республики Беларусь. С помощью данного фонда распределяютсяденежные средства направляются в республиканский бюджет. Однако местные бюджетыимеют одну большую проблему — отсутствие стимулов к бездефицитности бюджета,так как сегодня именно республиканский бюджет помогает свести местные бюджеты кнулевому дефициту.
Цельработы – раскрыть, каким образом формируются местные бюджеты.
Объект– межбюджетные отношения.
Предмет– местный бюджет.
Методыисследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция,диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.
1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
/>1.1 Понятие и функции государственного бюджета
Бюджеткак особая система общественных отношений исторически возникает и действуеттам, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
Наначальных стадиях развития общества государство имело возможность значительнуючасть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д.покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ,использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. Вэто время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь висключительных случаях.
Прифеодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов отсобственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательныеподати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранныхсредств бесконтрольно расходовать в своих интересах. [11, с. 52].
Сростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновениемгородов, центров ремесел, расширением обмена начали развиватьсятоварно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающиерасходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборамитоваропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы направлены уже нетолько на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоевнаселения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли,образования и здравоохранения.
Чтобыобосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, пояснитьвозможности финансового обеспечения государственных расходов, начинаютсоставлять отдельные сметы затрат и доходов.
Чембольше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта иего перераспределения, тем труднее становится управление им.
Вконце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов ирасходов, которая получает название бюджет (с англ.- сумка).
ВРоссии первые сведения об общей смете расходов и доходов государства относятсяк 1654 году. Однако разработка такого важного документа, как общая сметадоходов и расходов государства, осуществляется нерегулярно. Лишь при Петре Iбыла создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегоднобюджет России начал разрабатываться только с 1812 года, после образованияМинистерства финансов.
Вконце 18 — начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, вкоторых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, егоструктуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства,состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Вомногих странах (Россия, Англия, Франция и др.) первые бюджеты были строгозасекречены. Защищая интересы господствующего класса, буржуазия пытается скрытьнекоторые расходы, поэтому допускается фальсификация отдельных статей, сокрытиенепопулярных затрат, широко используются средства дополнительно создаваемыхрезервов, целевых фондов.
Насодержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективнымфакторам относятся: характер производственных отношений и уровень развитияпроизводительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущностьбюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, еетрадиции, специфика развития на данном историческомэтапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальныеособенности.
К субъективным факторам относятся: типгосударства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняяэкономическая ситуация и другие. [11,с. 54].
Бюджетыразных стран при едином общественном строе в одном историческом периоде имеютобщие черты по структуре расходов и доходов, назначению бюджета. Главным назначением бюджета являетсяаккумуляция денежных средств в казну для выполненияфункций государства. При помощи государственного бюджета осуществляетсяперераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворениеобщегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органовуправления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играетважную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитиисоциальной сферы совершенствовании стоимостных, общеэкономических,внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.
Бюджетстраны, отражающий основные доходы и расходы государства, называетсягосударственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административныеединицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которымираспоряжаются соответствующие органы местных властей.
Экономическоезначение бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественноевоспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов наразвитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать насовершенствование структуры общественного производства, его развитие,оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов наобщегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную ипроизводственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы.
Государственныйбюджет является главным в системе государственных планов любой страны,поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовыевзаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением, Такоеположение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждаетсявысшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частейстановится обязательным для всех участников бюджетного процесса.
Основнойфинансовый план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, — это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.
Глубиннуюсущность государственного бюджета, его экономическую природу составляютэкономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношенийвыступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своихфункций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юридические ифизические лица, часть доходов которых идет на общегосударственные нужды.
Посвоей сути бюджет — это экономическая категория, совокупность экономическихотношений по поводу формирования и распределения централизованного фондафинансовых ресурсов государства.
Экономическиеотношения — главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу,значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют наконкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, егоматериальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства.Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следуетотразить три важнейшие его стороны; форму, сущность и материальное содержание.
Такимобразом, государственный бюджет — это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения поповоду формирования, распределения и использования централизованного фондаденежных средств.
Структурабюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванныенациональными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночныхотношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.
Вместес тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран,функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется,как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильностьпоступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможностипрогнозирования перспективы развития.
Врасходной части бюджета планируются вложения в материальное производство,социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует восновном важные государственные программы (экологические, инвестиционные ит.п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу идр. Существенное место я бюджете занимают военные расходы и содержаниеправоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы,финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. С бюджетанаправляются средства и на создание условий для поддержания минимальногокультурного уровня жизни населения.
Сростом государственного долга повышаются и расходы на его обслуживание,увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления идругие непроизводительные цели.
Рыночные отношенияприводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций,соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражаютобъективные потребности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государствопытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственныепроцессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства получилиназвание государственного регулирования, котороеприобретает форму эк комического и социальногорегулирования.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвеннымиметодами. Прямые методы находят выражение в принятии законодательных актов,обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводственных процессов.Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвеннымиэкономическими методами, и прежде всего, через финансовую и кредитную политику.
Поскольку государственный бюджет является главнымфинансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную частьфинансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулированиирыночной экономики. С его помощью перераспределяютсясредства на развитие приоритетных отраслейэкономики на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства,выполнение общегосударственных программ и т.д.
1.2 Бюджетнаясистема Республики Беларусь и принципы ее построения. Содержаниереспубликанского и местного бюджетов
В бюджетную систему Республики Беларуськак самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетовРеспублики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальнойединицы.
Бюджеты сельсоветов, поселков городскоготипа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, ирайонный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областногоподчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска иреспубликанский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики.
Министерство финансов Республики Беларусьи местные финансовые органы ежегодно составляютконсолидированные бюджеты Республики Беларусь и ееадминистративно-территориальных единиц. [3, с. 60]
Бюджетная система организуется наосновании следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности исамостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательнойбазой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетнойклассификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информациио республиканском и местных бюджетах для составления консолидированныхбюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетнойсистемы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использованиерегулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичноеперераспределение.
Полнота бюджетов достигается включением в них всехналогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательныхи платежей иных поступлений, а также определением размера и порядка расходованияденежных средств.
Реальность бюджетов означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемыхдля покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов требует доведение до граждан черезсредства массовой информации хода обсуждения И принятия закона о бюджете,решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете наочередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об ихисполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственнымсекретам в порядке, установленном законодательством.
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет иместные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы прасходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, чтоутверждение республиканского бюджета осуществляется Законом РеспубликиБеларусь, местных бюджетов — решениями соответствующих местных Советовдепутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь иместные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетногорегулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственныхисточников доходов и правом соответствующих государственных органовсамостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Республиканский бюджет обеспечиваетфинансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Черезреспубликанский бюджет осуществляется перераспределение части финансовыхресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания ихэкономического и социального развития. Из средств республиканского бюджетабюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии принедостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов междуреспубликанским бюджетом и бюджетами областей и г. Минскаутверждается Законом о бюджетеРеспублики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджетавключаются:
·  регулирующие доходы, за вычетомотчислений бюджетам областей и г. Минска;
·  доходы от внешнеэкономической деятельности;
·  поступления от разбронированиягосударственных запасов и резервов;
·  доходы государственных целевых бюджетныхфондов;
·  трансферты, получаемые от другихгосударств в соответствии с заключенными договорами;
·  другие доходы в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
Изреспубликанскогобюджета финансируются:
·  капитальные вложения в объекты,относящиеся к республиканской собственности;
·  природоохранные мероприятия,осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
·  мероприятия по ликвидации последствийкатастрофы на Чернобыльской АЭС;
·  общегосударственные программы посоциальной защите населения;
·  другие общегосударственные целевыепрограммы;
·  затраты, связанные с внешнеэкономическойдеятельностью;
·  государственные учреждения и организацииобразования, подготовки кадров, пауки, культуры, здравоохранения, физическойкультуры, социального обеспечения;
·  затраты по закладке и обновлениюгосударственных запасов и резервов;
·  расходы на содержание республиканскихгосударственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органовгосударственной безопасности;
·  национальная оборона, пограничные войска,таможенные органы;
·  погашение кредитов банков, выданных дляпокрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов но ним;
·  погашение внешнего долга и уплатапроцентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков,международных финансовых организаций;
·  образование резервных и государственныхцелевых бюджетных фондов;
·  выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций,субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г.Минска;
·  другие расходы, предусматриваемые вреспубликанском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год. [3, с. 62]
К местным бюджетам относятся областные,районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимыхпа соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы. Советыдепутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя изобщегосударственных интересов п интересов населения,проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов впроцесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов недопускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь.
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты,распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетамипоселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровняместных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства РеспубликиБеларусь.
Распределение части республиканскихналогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетамирайонов и городов областного подчинения осуществляется областными Советамидепутатов.
Распределение части республиканскихналогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетамигородов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветовосуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатовсамостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использованиясредств местных бюджетов, за исключением переданных имиз вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющихцелевое назначение.
В составе местных бюджетов образуютсярезервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяютсясоответствующими местными Советами депутатов. [3, с. 63]
Местные исполнительные и распорядительныеорганы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства вхозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, втом числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь.
Таким образом в Республике Беларусь можнонаблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится нареспубликанский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль вбюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканскийбюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируютсяместные с целью уравнивания экономического состояния различных регионов.

2 Организация составления, рассмотрения иутверждения местных бюджетов
Местныебюджеты представляют собой финансовый план формирования и использованияденежных средств местного управления и самоуправления.
В составместных бюджетов включаются средства местных целевых бюджетных фондов впорядке, устанавливаемом в законе о бюджете Республики Беларусь на очереднойфинансовый (бюджетный) год.
К местнымбюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселковгородского типа и сельсоветов.
Местныебюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются вбюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.
· В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджетыделятся на:
· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения);
· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областногоподчинения);
· бюджеты областного уровня.
Местныебюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных идругих мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
МестныеСоветы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своейкомпетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджетыисходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего насоответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления,рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, заисключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.
Областнойбюджет обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами мероприятияобщеобластного значения в хозяйственной и социально-культурной сфере. Черезобластной бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсовмежду городами областного подчинения и сельскими районами области в целяхвыравнивания уровней их экономического и социального развития.[6]
За счетсредств областного бюджета могут выделяться бюджетам районов и городовобластного подчинения субвенции, дотации, субсидии при недостаточности средствих бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Доходыбюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счетналогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
В доходыместных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствиис действующим законодательством.
Регулирующиедоходы ежегодно определяются в законе Республики Беларусь о бюджете РеспубликиБеларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Подоходныйналог с населения в соответствии с Законом «О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь» полностью зачисляется в бюджетобласти, города Минска.
В бюджетысельских районов и городов областного подчинения подоходный налог зачисляетсяпо нормативу, утвержденному областным Советом депутатов. В областной бюджетподоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетамсельских районов и городов областного подчинения.
Ксобственным источникам доходов местного бюджета относятся:
· источники доходов, закрепленные законодательством РеспубликиБеларусь за бюджетом каждого уровня;
· дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельноместными Советами депутатов в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы иобъектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления исроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очереднойфинансовый (бюджетный) год.
В местныебюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовойподдержки административно-территориальных образований, а также безвозмездныеперечисления по взаимным расчетам и заемные средства.
Финансоваяпомощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной ибезвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета,который является получателем этих средств.
В доходыбюджета областного территориального уровня включаются регулирующие доходы, завычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения.
Кроме того,в доход областного бюджета зачисляются:
· целевые сборы;
· доходы от государственной собственности и предпринимательскойдеятельности;
· административные сборы и платежи;
· поступления по штрафам и санкциям;
· прочие поступления;
· доходы от реализации основных фондов;
· другие доходы в размерах, определяемых областным Советом.
Доходыбюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения) включают всебя в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:
· Текущие налоговые доходы:
o прямые налоги на доходы и прибыль (подоходный налог с физическихлиц, налог на прибыль);
o налоги, взимаемые с фонда заработной платы (целевые сборы на содержаниедетских дошкольных учреждений);
o внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленнуюстоимость, налог на продажу, акцизы, налоги на отдельные виды услуг, налоги запользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматьсяопределенными видами деятельности), прочие налоги на товары и услуги (налоги заиспользование природных ресурсов, налоги за пользование лесными фондами,целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержаниемведомственного жилищного фонда);
o налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог);
o прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры,транспортный сбор и др.);
· Текущие неналоговые доходы:
o доходы от государственной собственности и предпринимательскойдеятельности (плата за пользование банками денежными средствами местногобюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);
o прочие регулярные поступления от государственной собственности ипредпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной средыресурсы);
o административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата отсдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, плата отлиц, помещенных в медвытрезвители, сборы с пользователя);
o поступления по штрафам и санкциям;
o прочие текущие неналоговые доходы;
o Капитальные неналоговые доходы:
o доходы от реализации основных фондов.
Доходыбюджетов первичного уровня (сельские, поселковые и городов районногоподчинения) включают в соответствии с действующей классификацией следующиепоступления:
· Текущие налоговые доходы:
o прямые налоги на доходы и прибыль с физических лиц (подоходныйналог с граждан), с юридических лиц (налог на прибыль предприятий, объединенийи организаций государственной и негосударственной собственности);
o внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленнуюстоимость на товары и услуги, производимые на территории Республики Беларусь);
o налоги на собственность (земельный налог);
· Текущие неналоговые доходы:
o доходы от государственной собственности и предпринимательскойдеятельности (плата за пользование банками денежными средствами местныхбюджетов, налог на добываемые из природной среды ресурсы);
o административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата отсдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, и др.);
o поступления по штрафам и санкциям;
o прочие текущие неналоговые доходы.
Доходы,зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными,городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов взависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствиис актами законодательства Республики Беларусь.
Еслисобственная доходная база бюджета соответствующего Совета недостаточна дляфинансирования запланированных расходов, предусматриваются отчисления отреспубликанских налогов и других обязательных платежей.
Состав иразмеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемыхв бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджетеРеспублики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Распределениечасти республиканских налогов и других обязательных платежей между областнымбюджетом и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется понормативам, утверждаемым областными Советами депутатов.
Распределениечасти республиканских налогов и других обязательных платежей между районнымибюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа исельсоветов осуществляется по нормативам, утверждаемым районными Советамидепутатов.
МестныеСоветы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяютнаправления использования средств местных бюджетов, за исключением переданныхим из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение(субсидий, субвенций и т.п.).
Приувеличении расходов местный Совет самостоятельно решает вопроссбалансированности бюджета.
В составеместных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды в соответствиис законом Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В местныхбюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств(ссуд) и выплаты процентов по ним.
Расходы нафинансирование отраслей хозяйства определяются с учетом первоочередногонаправления на покрытие затрат в отраслях хозяйства собственных ресурсов, атакже кредитов банка, которые могут быть использованы предприятиями иорганизациями.
Местныеисполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у нихвременно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценныебумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачуссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических,социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующейтерритории.[6]
Местныебюджеты всех уровней являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетовобеспечивается правом соответствующих государственных органов самостоятельносоставлять, рассматривать и утверждать бюджет.
Всоответствии с указаниями Министерства финансов и концепцией формированиябюджетов областей и города Минска на очередной финансовый (бюджетный) год,ежегодно разрабатываемой рабочей группой в составе Министерства финансов ипредставителей областей, городов и районов и одабриваемой ПравительствомРеспублики Беларусь, областными и Минским городским финансовыми управлениями составляютсяпрогнозные показатели по доходам и расходам бюджетов областей, города Минска наочередной финансовый (бюджетный) год и в установленные сроки представляются вМинистерство финансов.
С учетомпредставленных облисполкомами и Минским горисполкомом прогнозных расчетовМинфином составляются расчетные показатели по бюджетам областей и города Минскадля определения нормативов отчислений от республиканских налогов и другихобязательных платежей, дотаций, субсидий и субвенций из республиканскогобюджета.
Рассчитанныетаким образом нормативы отчислений от республиканских налогов и другихобязательных платежей в бюджеты областей и города Минска включаются в проектзакона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Минимальныеразмеры местных бюджетов определяются на основе расчетных показателей подоходам и расходам, доводимых ежегодно на планируемый финансовый (бюджетный)год вышестоящим финансовым органом, и нормативов бюджетной обеспеченности наодного жителя, иных социальных нормативов.
Нормативыбюджетной обеспеченности устанавливаются ежегодно в законе о бюджете РеспубликиБеларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год.
Принципформирования данного норматива заключается в доведении местного бюджета доминимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетнуюобеспеченность по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя.
Послеутверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений в бюджеты областейи города Минска от республиканских налогов и других обязательных платежейначинается разработка областных бюджетов и прогнозных расчетных показателей подоходам и расходам бюджетов районов и городов для определения нормативовотчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в этибюджеты и сумм дотаций, субвенций и субсидий.
Порядок исроки составления местных бюджетов устанавливаются местными исполнительными ираспорядительными органами. Составление местных бюджетов производится местнымифинансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселковгородского типа и сельсоветов — исполнительными и распорядительными органами)на основании прогнозных показателей по доходам и расходам местных бюджетов иполучаемых соответственно от Министерства финансов или вышестоящих исполнительныхи распорядительных органов прогнозных расчетных показателей.
Составлениюпрогнозных показателей по доходам и расходам бюджетов областей и города Минскапредшествует работа по определению ожидаемого исполнения по доходам и расходамбюджета области за текущий год, проводится анализ отчетных данных,систематизируются для учета в проекте нормативные акты, поручения органовгосударственного управления о приоритетном развитии в планируемом годуотдельных отраслей экономики и социальной сферы. Расчеты базируются наиспользовании прогнозных макроэкономических показателей развития республики впланируемом году.
Составленныепроекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местныеисполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляютсяпредложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и другихобязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Исполнительныеи распорядительные органы в соответствии со статьей 34 Закона РеспубликиБеларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственныхвнебюджетных фондах» рассматривают проекты местных бюджетов (областного,районного, городского бюджета, бюджета поселка городского типа и сельсовета) инормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей внижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:
· проект местного бюджета с выделением доходов и расходов всоответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
· предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов,других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и о размере оборотной кассовойналичности по бюджету;
· проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очереднойфинансовый (бюджетный) год;
· прогноз консолидированного бюджета административно-территориальнойединицы.
Представленныепроекты местных бюджетов рассматриваются постоянными комиссиями местных Советовдепутатов в соответствии с утвержденными о них Положениями, которые порезультатам их рассмотрения готовят заключение о проекте бюджета.
Всоответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системеРеспублики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» утверждаютсяместные бюджеты решениями местных Советов депутатов.
Всоответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системеРеспублики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в утвержденномместным Советом депутатов бюджете устанавливаются:
· доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и другихобязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией РеспубликиБеларусь;
· расходы местного бюджета в общей сумме по разделам и подразделамфункциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственнойбюджетной классификации;
· превышение доходов над расходами бюджета (профицит бюджета) илирасходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), источники финансированиядефицита бюджета (если они имеются в бюджете на планируемый финансовый(бюджетный) год);
· размеры резервных и целевых бюджетных фондов, а также размер оборотнойкассовой наличности;
· размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня,утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов (если он имеется в бюджетена планируемый финансовый (бюджетный) год);
· нормативы отчислений от республиканских налогов, другихобязательных платежей в нижестоящие бюджеты;
· суммы дотаций, субсидий, субвенций, передаваемых в нижестоящиебюджеты.
Утвержденныеместными Советами депутатов местные бюджеты публикуются в печати в соответствиисо статьей 11 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе РеспубликиБеларусь и государственных внебюджетных фондах».
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследоваввесь спектр вопросов, которые были поставлены вначале, можно сделатьопределенные выводы касательно темы курсовой работы:
1. Была рассмотрена сущность государственного бюджета, его основныефункции. Установлено, что государственный бюджет – неотъемлемая часть каждогогосударства, как с рыночной экономикой, так и с административной. Когда мыговорим о большей социальной направленности бюджета, то мы прежде всего имеемввиду большую нагрузку на бюджет государства, что влечет за собой ростбюджетных доходов через увеличение налогов, пошлин и т.д.
2. В РеспубликеБеларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджетделится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеетсвою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Как и местные,республиканский бюджет собирает часть налогов, отчисления в фонды и т.д. Цель –перераспределение среди местных бюджетов, а также финансированиеобщегосударственных расходов.
3. Деятельность местногоуправления и самоуправления регулируется закономРеспублики Беларусь от 10.01.2000 N 362-З «О внесении изменений идополнений в Закон Республики Беларусь „О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь“.
4. Местное управление — форма организации и деятельности местныхисполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местногозначения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения,проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местногоуправления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных,городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местныхадминистраций.
5. Финансовые ресурсы органов местного управления и самоуправления состоятиз бюджетных и внебюджетных средств Советов и их органов, исполнительныхкомитетов и местных администраций, а также средств органов территориальногообщественного самоуправления. При недостаточности собственных средствпредусматриваются дотации и субсидии из вышестоящего бюджета. В местные бюджетымогут также выделяться в установленном порядке из вышестоящего бюджетасубвенции на выполнение целевых программ и мероприятий.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Агапова Т.А. СерененаС.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
2. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ… — М.:Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом „Инфра-М“, 1997. — 783 с.
3. Литвинова Л.Н. Финансы икредит: учебное пособие / Л.Н.Литвинова и др… — Минск: Книжный дом: Мисанта,2005. — 334, [1] с.
4. Мультан Г.К. Государственныефинансы: учебное пособие для студентов специальностей „Коммерческаядеятельность“, „Государственное управление“ учреждений,обеспечивающих получение высшего образования / Г.К.Мультан и др… — Минск:Белорусский государственный экономический университет, 2005. — 165 с.
5. Неверов Д.А.Бюджетно-налоговая политика: пособие для студентов высших учебных заведений — Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. — 178 c.
6. «ПриказМинистерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. №316 „Обутверждении Правил составления и исполнения республиканского и местныхбюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетныецелевые фонды и их использования“” [Электронный ресурс] / Минфин. – Минск, 2009. – Режим доступа: www.lawbelarus.com/repub2008/sub36/text36659/pag3.htm. – Дата доступа:10.09.2009.
7. Соменков А.В. Государственныйконтроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран — Москва: МЗ пресс, 2004.- 248, [2] с.
8. Сорокина Т.В. Бюджетныйпроцесс в Республике Беларусь. — Мн.: Бел. гос. экон. ун-т, 2000. — 298 с.
9. Сорокина Т.В. Государственныйбюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение высш.образования по специальности „Финансы и кредит“ / Т.В.Сорокина. — Мн.: Белорус. гос. экон. ун-т, 2004. — 289 с.
10. Тетерина Л.М… Государственныйбюджет: учебно-методический комплекс для студентов специальности „Финансыи кредит“ — Минск: Издательство МИУ, 2005. — 215 с.
11. Хотько А.В. Государственныйбюджет: практикум: для студентов специальности „Финансы и кредит“ВШУБ заоч. формы обучения на базе сред. спец. и высш. образования — Мн.: БГЭУ,2004. — 56 с.
12.  Закон Республики Беларусьот 10.01.2000 N 362-З „О внесении изменений и дополнений в ЗаконРеспублики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.