Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговый риск

Содержание
Введение
1. Понятие налогового риска
2. Группы налоговых рисков
3. Управление налоговымирисками
Заключение
Список литературы
Введение
Современный бизнеснемыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности иобоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и отучета вероятности критических ситуаций.
Чтобы выжить в условияхрыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и насмелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главнымизадачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умениеуправлять им, а не избегать риска.
Существует большоеразнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска.Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием вреальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве.
1.Понятие налогового риска
Налоговые рискирассматривают с двух позиций — предпринимателя и государства.
Налоговый риск предпринимателясвязан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов,ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величиныналоговых ставок.
Налоговый рискгосударства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результатеизменения налоговой политики и/или величины налоговых ставок.
Налоговые риски, как ивсе прочие, возникают там, где есть неопределенность. Однако прочиепредпринимательские риски российские бизнесмены уже умеют предвидеть,просчитать и либо от них защититься, либо смягчить их последствия. К налоговымже рискам отношение в России еще очень часто бывает безалаберным. А потомунередко руководитель предприятия узнает, что та или иная сделка оказаласьслишком обременительной с точки зрения налоговых платежей уже после еесовершения. (В лучшем случае узнает от своих специалистов, в худшем — отсотрудников налогового ведомства, в самом худшем — от представителейкарательных органов). И тогда перед предпринимателем встают два извечныхвопроса. Вопрос первый: «Кто виноват?» Список виновных напрашивается сам собой:бухгалтер, финансовый директор, рекомендовавший сделку налоговый консультант,не заметивший ошибку аудитор, проводивший проверку налоговый инспектор, неясныйзакон… Вопрос второй: «Что делать?» Для российских предпринимателей типичентакой набор ответов: разозлиться или расстроиться; уволить главного бухгалтера;уволить главного бухгалтера после того, как он решит все вопросы с налоговойинспекцией; продолжать действовать, как задумано изначально, надеясь, чтопронесет[1]. Но единственноправильным ответом является намерение налоговыми рисками управлять. Аначинается управление с понимания природы и масштабности налоговых рисков, а такжевероятности и причин их возникновения.
Говоря о рисках, предпринимателив 95% случаев думают о недоплаченных налогах. Однако налоговые риски состоятеще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки сиспользованием легитимных методов налогового планирования. Невозможно проводитьагрессивную рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисковдо минимума.
На любом предприятии естьлюди, которые создают риски, а есть те, кто их гасит. Предприниматели, активноразвивающие бизнес, как правило, создают налоговые риски, и обычно их меньшевсего волнует, каково будет налоговое последствие того или иного действия.Поэтому те, кто развивает бизнес, должны постоянно контактировать с теми, ктозанимается контролем налоговых рисков. На практике эти люди находятся на разных«полюсах» и предпочитают не контактировать. А потому в России зачастую главный бухгалтерузнает о сделке только тогда, когда решение о ней уже принято и налоговыепоследствия просчитывать поздно. Для разрешения этой проблемы многие средние иособенно крупные компании ввели у себя отдельные, отличные от обычнойбухгалтерии, структурные подразделения, которые занимаются управлениемналоговыми рисками.2.Группы налоговых рисков
Налоговые риски можноразделить на следующие группы.
1. Риски, связанные с проведением конкретной сделки. Каждаясделка имеет налоговые последствия, если она специально не освобождена отналогов. Но риски возникают, когда предприятие заключает крупную или необычнуюдля себя сделку (персонал, системы, базы данных, процедуры контроля ненастроены на то, чтобы в полной мере справиться с риском).
2. Риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком иналоговым органом. Это еще один типичный риск для России. Опыт показывает, чтоналоговые риски сопутствуют как раз тем сделкам, которые проведены для того,чтобы добиться благоприятных налоговых последствий. Нужно понимать: когдапредприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зонепотенциального риска, и поэтому действовать необходимо крайне осмотрительно[2].
3. Риски возникают из-за простых управленческих ошибок инедосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятияуправленческих решений. А это означает, что в компании нет четкойорганизационной структуры, контроль за налогами сосредоточен только в рукахглавного бухгалтера, либо обязанности налогового менеджера определены нечетко.
4. Сделка плохо документирована. Недавно проведенноеисследование наступления налоговых рисков в России показало, что одной изчастых причин возникновения негативных налоговых последствий являетсянедостаточное документальное подтверждение того, какую сделку осуществилопредприятие. Неслучайно налоговые органы все чаще требуют предоставления полнойдокументации, дабы удостовериться, что продекларированная сделка действительноосуществлена. К сожалению, очень часто этой документации или недостаточно, илиона вообще отсутствует.
5. Операционные риски возникают в повседневной деятельностикомпании: одни сделки несут большие риски, чем другие. По опасности наступленияналоговых рисков нельзя сравнить обычную поставку товаров с торговлей внутригруппы, да еще и при пересечении границы. И очевидно, что чем большебухгалтерия и налоговый отдел вовлечены в планирование этих операций, а непросто отражают их результаты, тем с большим основанием можно говорить обуправлении рисками.
6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может бытьневелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно еслипредприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компаниидолжно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно лиресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития потакому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.
7. Внешние риски включают изменения в законодательстве,неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министраи заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложнойматрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь внашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербургезаконодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходитграницы страны, ситуация еще более усложняется.
8. И наконец, риск нанесения ущерба репутации компании.Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управленияналоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания.Многие международные организации имеют внутренний документ об управленииналоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе отметодов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.3.Управление налоговыми рисками
Поиск решений проблемналогового, как и любого другого вида риска, может быть поставлен напрофессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.
Управление налоговымриском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий,позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событийи принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствийнаступления таких событий.
Управление рискамипредставляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующуюглубоких знаний в области налогового, гражданского, административного иуголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизациихозяйственных решений и многого другого. Основная задача предпринимателя в этойсфере — найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проектасочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем вышестепень риска при его реализации.
Основными принципамиуправления риском можно назвать следующие:
- нельзя рисковатьбольше, чем это может позволить собственный капитал;
- необходимо думатьо последствиях риска;
- нельзя рисковатьмногим ради малого.
Из этих принципов можновыделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижениестепени риска, принятие риска.
Избежание риска означаетотказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решениепринимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например,уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли.
Этот принцип позволяетполностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем,означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска можетпривести к возникновению других.
Снижение степени рискапредполагает сокращение вероятности и объема потерь.
Принятие риска означаетоставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-тодругому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случаепредприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственнымисредствами[3].
Однако любая компаниядолжна точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговымирисками. Главное — понять, как компания планирует управлять рисками. Возможно,она будет использовать только те приемы, при которых риски не возникают. Либофирма предпочтет перекладывать риски на других путем включения в контрактыоговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенныхГражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще одинвариант — использование налогового планирования, проведение одних видов сделоквместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования). При этомнеобходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобныхвопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ниодного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налоговогопланирования предприятия. Однако топ-менеджеры, личноконтролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость.
Сокрытие информации отналоговых органов, не является приемлемой практикой, поскольку риском бытьпойманным управлять практически невозможно[4]. Аудиторская практика вовсем мире изменилась — если раньше итоговые риски для предприятия складывалиськак среднее между техническими рисками и риском обнаружения, то сейчассчитается, что риск обнаружения равен 100%. В реальной жизни это, конечно, нетак. Но для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должнопредставить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и оценить,сможет оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу сдолгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики выявятнарушений налогового законодательства.
В любом случае оптимизацию налоговых платежей следуетотличать от ухода (уклонения) от налогов.
Законного способа ухода от налогов не существует.
Уход (уклонение) от налогов связан с противоправнымидействиями. При этом способы уклонения при всем их многообразии делятся накриминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиковсвязаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового иналогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском иналоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров иизменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых черезтаможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей.Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.
Примеров ухода от налогов можно привести достаточно много.
Самый простой и распространенный, но в то же время самыйкриминальный метод уклонения от уплаты налогов — неоприходование выручки вцелях сокрытия объекта налогообложения (объема реализации иливнереализационного дохода). Уклонение от уплаты налогов путем неотражениявыручки может осуществляться в нескольких формах:
— неоприходование наличных денежных средств, поступивших отпокупателей в оплату товаров (работ, услуг). Может производиться путемнеиспользования (неполного использования) контрольно-кассовых машин прирасчетах с физическими лицами; неотражения наличных денежных средств,поступивших от юридических лиц (как правило, с нарушением предельного размерарасчетов между юридическими лицами, установленного действующим законодательством)и т.д.;
— неотражение выручки, причитающейся налогоплательщику, нопоступившей на расчетные счета в учреждениях банков других лиц (расчеты черезтретьих лиц);
— неотражение выручки, полученной безденежным путем (путемобмена продукцией, путем проведения зачета встречных однородных требований,путем получения векселя третьего лица и т.д.).
Все эти методы требует ведения двойной бухгалтерии (внесенияв бухгалтерские документы заведомо ложных данных о размерах объектовналогообложения).
Уменьшение налогов посредством данного метода в случае еговыявления неминуемо влечет за собой применение к «налоговомуоптимизатору» налоговых или уголовно-правовых санкций (в зависимости отразмера ущерба, причиненного общественным интересам действиями налогоплательщиками).Так, в соответствии со ст.199 Уголовного кодекса РФ сокрытие объектаналогообложения, совершенное в крупном размере (свыше 1000 МРОТ), наказываетсялишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шестимесяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Определение оптимизации налогообложени вытекает из принципов,на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговымиорганами:
• необходимо платить налоги в соответствии с действующимзаконодательством,
• необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон,
• необходимо платить налоги в последний день установленногосрока[5].
Заключение
Для соблюдения отмеченных выше принципов необходимпрофессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налоговогопланирования и контроля. Мировая практика свидетельствует о том, что такаясистема создается при тесном взаимодействии юридической и финансовой служборганизации с использованием услуг внешнего консультанта, специализирующегося всоответствующей области налогообложения. Если в развитых странах с рыночнойэкономикой проблемы внутрифирменного планирования и контроля решены, ороссийских предприятиях этого не скажешь. Создается впечатление, чторуководители многих российских предприятий плохо представляют себе, с какиминалоговыми рисками они могут столкнуться в ближайшее время, преступая сегодняналоговое законодательство.
Списоклитературы
1. Современный бизнес / Девид Дж.Речмен, Майкл Х. Мескон, Куртленд Л. Боуви — М.: Республика, 1995
2. Риски в современном бизнесе — М.:1994
3. В.М. Гранатуров. Экономическийриск: сущность, методы измерения, пути снижения — М.: Издательство «Дело иСервис», 2001.
4. Карпасова З. Налоговаяоптимизация. Ее сущность. – М.; Время МБ, 2004 №6.
5. Браун В. Риски под управлением. –М.; ЭкстраН, 2004 №58.
6. Гордеев Г. Налоговые риски придолевом строительстве. – М.; Консультант, 2005 №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.