Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговые правонарушения в РФ: теория и практика (на примере федеральных налогов и сборов)

Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
Налоговые правонарушения в РФ: теория и практика (на примере федеральныхналогов и сборов)
Выполнила:
студентка факультета
МЭиФ
группы НО-062
Хомутецкая М.Н.
Проверила:
ассистент кафедры ТФКН
Чанкселиани Л.Г.
Волгоград, 2010

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты налогового правонарушения
1.1 Сущность налогового правонарушения
1.2 Признаки налогового правонарушения
2. Налоговые правонарушения в Российской Федерации
2.1 Причины возникновения налоговых правонарушений
2.2 Классификация налоговых правонарушений,существующих в Российской Федерации
3. Практика налоговых правонарушений
3.1 Статистика налоговых правонарушений в РоссийскойФедерации
3.2 Практические ситуации с налоговыми правонарушениями
Заключение
Список литературы

Введение
В современных условияхналоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Становлениеналоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений.По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговыхпоступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкоераспространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет.Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторымоценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чащевсего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов,предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет[1].
Общественная опасностьналоговых преступлений и правонарушений состоит прежде всего в том, чтоперекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетоввсех уровней страны. Недостаток средств в бюджете прежде всего сказывается насоциальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики.Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются однойиз серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны.
В этой связи насовременном этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так ипрактический анализ положений налогового законодательства РФ в частиответственности за налоговые правонарушения, выявление пробелов и противоречий,проблемных ситуаций и слабых сторон.
Цель курсовой работынепосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерацииналоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налоговогоправонарушения, а также обращения к статистике их возникновения для выявлениянаиболее распространенных в настоящее время налоговых правонарушений вРоссийской Федерации.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущностьналогового правонарушения путем сопоставления его с налоговым преступлением дляцелесообразности их разграничения и выделения налогового правонарушения вотдельную категорию;
выявить основные признакиналогового правонарушения с помощью юридических категорий для определениясостава налогового правонарушения;
проанализировать причинывозникновения и существования налоговых правонарушений путем рассмотренияразличных подходов к их классификации для профилактики предотвращения налоговыхправонарушений;
рассмотреть основные видыналоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ ипроанализировать наиболее распространенные правонарушения, изучая их основныехарактеристики;
выявить основные способысовершения налоговых правонарушений в Российской Федерации, а также отраслиэкономики, в которых наблюдается наибольшее количество нарушений налоговогозаконодательства путем исследования приведенной статистики с целью установлениянаиболее распространенных налоговых правонарушений;
в качестве примера рассмотретьнесколько практических ситуаций налоговых правонарушений с помощьюсопоставления позиций различных субъектов.
Объектом работы выступаетнепосредственно налоговое правонарушение.
Предметом курсовой работыявляются отношения, складывающиеся в процессе совершения налоговыхправонарушений в РФ.
Методологическую основуработы в рамках системного подхода составили субъектно-объектный,структурно-функциональный, логический методы исследования, а также методыанализа и синтеза.
В качестве теоретическойосновы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских авторовпо налоговым правонарушениям. Это работы таких авторов, как Зуйкова Л.,Игнатьев Д., Карсетская Е., Мешалкин В., Трегубова Е.В., Глушко Д.Е., ТепловаН.А… Для написания курсовой работы были рассмотрены различные информационныеисточники: учебно-методическая литература, периодические издания,информационные ресурсы. Главной теоретической основой являлся Налоговый кодексРФ.
Курсовая работа состоит извведения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и спискалитературы. В первой главе характеризуется сущность и признаки налоговыхправонарушений, а также их отличия от налоговых преступлений. Во второй главе сразных точек зрения рассматриваются основные причины возникновения налоговыхправонарушений. В третий главе анализируется статистика налоговыхправонарушений, и приводятся в пример несколько налоговых правонарушений сразличными позициями. Работа оформлена несколькими таблицами.

1.Теоретические аспекты налогового правонарушения/>
1.1 Сущность налоговогоправонарушения
Совершаемые в обществеправонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественнойопасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы:преступления и проступки.
Также в сфере налоговыхправоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, всеправонарушения можно подразделить на налоговые преступления и правонарушения,которые не имеют характера налогового преступления.
В словаре по экономике ифинансам содержится следующее определение налогового правонарушения. Налоговоеправонарушение — понимается противоправное, виновное действие или бездействие,которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности,нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и закоторые установлена юридическая ответственность[2].
Однако наиболее точным иоптимальным, на наш взгляд, является понятие налогового правонарушения,представленное в Налоговом кодексе.
Под налоговымправонарушением понимается противоправное, виновное деяние, совершенноеналогоплательщиком, налоговым агентом или иным лицом, ответственность закоторое установлена соответствующей нормой НК РФ[3].
Налоговое правонарушение иналоговое преступление не являются тождественными категориями. Они отличаетсядруг от друга степенью общественной опасности.
Под налоговымпреступлением понимается совершенное в налоговой сфере противоправное деяние,преступный характер которого признан действующим уголовным законодательствомтерритории, к юрисдикции которого оно отнесено.
Если проанализироватьопределение налогового преступления, легко заметить, что оно содержит в себевсе признаки налогового правонарушения. Таким образом, преступление в налоговойсфере не может существовать само по себе без налогового правонарушения.
Содержанием объективнойстороны налогового преступления является то или иное налоговое правонарушение.Оно же трансформируется в налоговое преступление при наступлении общественноопасных последствий.
Сравним налоговоеправонарушение и налоговое преступление по основным критериям. Отличия междуними заключается в следующем.
Таблица 1
Отличия налоговогоправонарушения от налоговых преступлений[4]Критерий Налоговые правонарушения (ст. 116 — 129 НК РФ) Налоговые преступления, предусмотренные УК РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ) 1. Объект Отношения возникающие в связи с осуществлением конституционной обязанности платить установленные законом налоги и сборы, вести налоговый контроль и учет; Отношение по уплате подоходного налога, налогов с организаций и взносов в государственные внебюджетные фонды; 2. Субъект Физические лица и организации; Физические лица; 4. Ответственность Допускается применение лишь налоговых санкций в виде штрафов; Применяются различные виды уголовных наказаний вплоть до лишения свободы; 5. Характер совершения Могут совершаться умышленно или по неосторожности; Характеризуются лишь наличием умышленной формы вины; 6. Наличие судимости Совершение налогового правонарушения не влечет судимости (после привлечения лица к ответственности);  Осуждение за налоговые преступления влечет судимость лица.
Таким образом, налоговыеправонарушения и налоговые преступления не тождественные понятия, ониразличаются степенью общественной опасности.
Налоговые правонарушенияпо сравнению с налоговыми преступлениями представляют меньшую общественнуюопасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они влекут засобой не наказание, а взыскание (ст. 114 НК РФ).
После того, как мывыяснили сущность налогового правонарушения, целесообразно выделить егоосновные признаки, определяющие состав налогового правонарушения.
 
1.2 Признаки налоговогоправонарушения
Анализ приведенного ранееопределения позволяет выделить три признака, квалифицирующих налоговоеправонарушение[5]:
1) противоправностьдействий (бездействия) лица;
2) наличие вины лица всовершении налогового правонарушения;
3) ответственность засовершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ.
Противоправность деянияприменительно к налоговым правоотношениям означает, что действия (бездействие)лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другимифедеральными законами о налогах и сборах[6].
Например, противоправностьбудет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговуюльготу по НДС, предусмотренную ст. 149 НК РФ.
В то же время в случае,когда действия налогоплательщика будут противоречить иному правовому акту,например приказу ФНС России, Минфина России или других исполнительных органов,говорить о противоправности деяния нельзя.
Наличие вины лица всовершении налогового правонарушения — второй признак налоговогоправонарушения.
При отсутствии вины лицасовершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения,что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговойответственности[7].
Существуют две формы винылица в совершении налогового правонарушения — умысел и неосторожность.
Умысел в действиях лицаусматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавалопротивоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательнодопускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признаетсясовершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавалопротивоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характерапоследствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно былои могло это осознавать.
В частности, п. 3 ст. 122НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результатезанижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или другихнеправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взысканиесанкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
За аналогичные действия,но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.
При определении вины какпризнака, квалифицирующего налоговое правонарушение, следует помнить, что ееналичие в действиях организации-налогоплательщика определяется в зависимости отвины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которыхобусловили совершение данного налогового правонарушения[8].
Далеко не всегда виновноедействие (бездействие), подпадающее под определение налогового правонарушения,будет вести к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, чтосуществуют обстоятельства, при наличии которых вина лица в совершенииналогового правонарушения исключается. К ним относятся:
1) совершение деяния,содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствияили других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
2) совершение деяния,содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическимлицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицоне могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствиеболезненного состояния.
3) выполнениеналогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросамприменения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом илидругим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами впределах их компетенции[9].
Установленная НК РФответственность за совершение противоправного деяния — третий признакналогового правонарушения.
Он означает, что виновноеи противоправное действие (бездействие) лица будет признаваться налоговымправонарушением лишь тогда, когда подобные деяния лица образуют составналогового правонарушения, за который в Налоговом кодексе РФ предусмотренасоответствующая налоговая санкция. Под составом налогового правонарушения понимаетсясовокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деянияналоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности[10]. Какустановлено НК РФ, субъектами ответственности за совершение налоговыхправонарушений являются организации и физические лица, достигшие 16-летнеговозраста. Таким образом, под налоговым правонарушением признается виновносовершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установленаответственность. Налоговые правонарушения, в отличие от налоговых преступлений,представляют меньшую общественную опасность и закрепляются только НК РФ. Выделяюттри признака, квалифицирующих налоговое правонарушение: противоправностьдействий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налоговогоправонарушения; ответственность за совершение противоправных действий(бездействия), установленная НК РФ.
После рассмотрениятеоретических аспектов налогового правонарушения, целесообразно выяснить какиепричины лежат в основе возникновения данных правонарушений, что обуславливаетих существование.

2.Налоговые правонарушения в Российской Федерации
2.1 Причины возникновенияналоговых правонарушений
Налоговая системаоказывает большое влияние на экономическую безопасность России. Одной изосновных угроз является нарушение налогового законодательства, так какповышение уровня безопасности зависит от эффективности налоговой системы,уменьшения количества налогов и повышения их собираемости.
Одним из негативныхпоследствий массового уклонения и сокрытия от налогообложения средств являетсято, что это становится одним из источников, питающих организованнуюпреступность
Учеными-административистамипредпринимались попытки классифицировать причины и условия правонарушений.Причем это были именно попытки построения классификаций, относящихся кэмпирическому уровню познания, и выступали они как средство первоначальногоупорядочения всего многообразия эмпирических данных.
В административнойделиктологии одним из первых, осуществивших классификацию причин и условийправонарушений, можно назвать В.И. Ремнева. В соответствии с предложенной имклассификацией выделяются:
а) общие причины и условияправонарушений (экономические, политические, идеологические, правовые,организационные, культурно-воспитательные);
б) причины и условия,связанные с определенной служебной ситуацией (недостатки контроля,безнаказанность нарушителей, «давление сверху», попустительство нарушителям состороны руководителей);
в) обстоятельства,связанные с личностью правонарушителя, во-первых, должностного лица; во-вторых,для гражданина, не являющегося должностным лицом[11].
В административно-правовойлитературе встречаются и другие подходы к классификации причин и условийсовершения правонарушений.
Одни авторы, например,предлагают двухступенчатую классификацию:
а) причины и условияадминистративной деликтности в целом;
б) причины конкретныхгрупп административных правонарушений.
Другие, не говоря оклассификации, приводят наиболее типичные причины административныхправонарушений: недостаточный уровень правовой осведомленности граждан идолжностных лиц о нормах административного права, недостаткиадминистративно-правового воспитания граждан, недостаточное внимание кпрофилактике, влияние негативной антиобщественной среды.
Налоговые правонарушения,в соответствии с категориями общего, особенного и единичного можноклассифицировать тремя уровнями деликтологических оснований. На первом из нихнаходятся те явления общественной жизни, которые вызывают причины всех видовнегативных явлений, в том числе преступности, и всех видов налоговыхправонарушений, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ.
На определенном этаперазвития нашего общества выделялись следующие причины этих негативных явлений:
— материальные иидеологические;
— полная и специфическаяпричины;
— объективные исубъективные причины.
На уровне особенногоделиктологические основания в качестве причин правонарушений проявляются вопределенной сфере жизнедеятельности людей, под которой понимается та частьобщественных отношений, связанная с условиями существования и расширенноговоспроизводства как производительной силы и как личности.
На уровне единичногоделиктологические основания причин совершения налоговых правонарушенийвыражаются в существовании конкретных взаимообусловленных моментовсубъективного (характерные черты и свойства личности правонарушителя) иситуативного (место, время) порядка, которые их порождают.
Анализируя различныеподходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можновыделить в качестве оснований две группы факторов, обусловливающих совершениеналоговых правонарушений[12].
К первой относятся те изних, которые в малой степени зависят от деятельности налоговых органов.Наиболее важными являются:
— объективное противоречиемежду экономическими потребностями и возможностями современного российскогообщества — отдельных социальных слоев, групп, личностей;
— общее снижение уровняжизни, в некоторых группах социума — ниже границы обеспечения физиологическойвыживаемости;
— определенныедетерминации в области социальной психологии, находящие проявления в искаженныхпотребностях, интересах, целях, взглядах, нравственных ценностях иправосознании лиц, совершающих правонарушения;
— разрушение традиционныхдля России стереотипов поведения, общепринятых норм морали и нравственности,выражающееся в правовом нигилизме, нравственно-психологическом состоянииналогоплательщиков, характеризующемся негативным отношением к существующейсистеме налогообложения.
Другая группа факторов,способствующих совершению налоговых правонарушений, непосредственно связана сдеятельностью налоговых органов. По содержанию эти факторы подразделяются на:
а) связанные снедостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органов;
б) факторыорганизационного характера.
К группе факторов,связанных с организацией деятельности налоговых органов и оказывающихопределенное негативное влияние на состояние и динамику налоговой деликтности,прежде всего относится низкий уровень общей и индивидуальной профилактики.
К числу организационныхфакторов, влияющих на состояние налоговой деликтности, относится и низкийуровень информационно-аналитического обеспечения профилактики налоговыхправонарушений. Между тем такое обеспечение является основой для установлениятенденций налоговых правонарушений, определения основных видов борьбы с ними иразработки наиболее эффективных профилактических мер. Между тем анализ практикипоказывает, что это важное направление деятельности нуждается в существеннойреорганизации.
Таким образом, выделяютдве группы факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений:непосредственно связанные с деятельностью налогвых органов и в малой степенизависящие от деятельности налоговых органов.
После установления причинвозникновения налоговых правонарушений, логично рассмотреть налоговыеправонарушения, непосредственно имеющие место в Российской Федерации, а также раскрытьсущность наиболее распространенных из них.
 
2.2 Классификацияналоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации
Конкретные составыналоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены в гл.16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФпредусматривается ответственность как за чисто налоговые правонарушения,посягающие на законодательно установленный порядок поступления налоговыхдоходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей сути,но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах и сборах. Так,например, в ст. 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля за неявку либоуклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дачуложных показаний, в ст. 129 НК РФ — ответственность эксперта, переводчика или специалистаза отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложногозаключения или осуществление заведомо ложного перевода.
В целом в гл. 16 НК РФпредусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:
— нарушение срокапостановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
— уклонение от постановкина учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);
— нарушение срокапредставления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
— непредставлениеналоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
— грубое нарушение правилучета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
— неуплата или неполнаяуплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
— невыполнение налоговымагентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
— несоблюдение порядкавладения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест(ст. 125 НК РФ);
— непредставлениеналоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля(ст. 126 НК РФ);
— неявку либо уклонение отявки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложныхпоказаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ);
— отказ эксперта,переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дачузаведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ);
— неправомерноенесообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)[13].
Рассмотрим подробнеенекоторые из этих правонарушений.
1. Нарушение срокапостановки на учет в налоговом органе.
Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщикиподлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по местунахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, местужительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего имнедвижимого имущества и транспортных средств.
За невыполнение этихтребований в ст. 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Размер штрафа зависит отсрока непостановки на налоговый учет: если налогоплательщик просрочил подачузаявления на срок 90 дней и менее — штраф составит 5000 руб., а по истечении 90дней заплатить придется уже в два раза больше — 10 000 руб.
При этом причина, покоторой налогоплательщик допустил просрочку, значения не имеет.
Применение данных санкцийна практике затрудняется тем, что в соответствии с п. 5 ст. 114 НК РФ присовершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкциивзыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менеестрогой санкции более строгой. Поэтому нередко налоговые органы при обнаружениипросрочки подачи заявления о постановке на учет свыше 90 дней подают иск овзыскании санкций сразу по двум частям ст. 116 НК РФ.
Между тем нормы ст. 116 НКРФ только дифференцируют размер налоговых штрафов в зависимости от срокапросрочки выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. То есть в п. 2 ст.116 НК РФ предусмотрен особый квалифицирующий признак состава налоговогоправонарушения, установленного в п. 1 ст. 116 НК РФ.
2. Непредставлениеналоговой декларации
Непредставление налоговойдекларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммыналога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный илинеполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30%указанной суммы и не менее 100 рублей.
Если просрочка оказаласьсвыше 180 дней после истечения установленного срока, то налогоплательщикупридется уплатить штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основеэтой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начинаясо 181-го дня [14].
Сроки представленияналоговых деклараций предусмотрены соответствующими законодательными актами длякаждого налога отдельно.
То есть принепредставлении налоговой декларации в течение более 180 дней по истеченииустановленного срока ответственность в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ кналогоплательщику применена быть не может.
Отсюда следует и другой важныйвывод о том, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику впринятии расчетов, а также дополнений и изменений в налоговую декларацию.Законодатель предусмотрел обязанность налогового органа принять их.
Не являются основанием дляотказа в принятии декларации и ошибки в ее составлении, например отсутствиеописи вложения.
Само несоблюдениеустановленной формы декларации суды не расценивают как правонарушение по ст.119 НК РФ. Достаточно, чтобы такая декларация была подана своевременно и содержалавсе необходимые сведения, предусмотренные для исчисления и уплатысоответствующего вида налога.
Формы налоговых декларацийтак часто меняются, что налогоплательщики иногда не успевают отследитьпоявление новой формы и сдают отчетность на бланках по старой форме. Это неможет служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности пост. 119 НК РФ.
3. Неуплата или неполнаяуплата сумм налога
Налоговое правонарушениепо ст. 122 НК РФ выражается в неисполнении (ненадлежащим исполнении) налогоплательщикомобязанности по уплате законно установленных налогов, когда:
— налоги вообще неуплачиваются (неуплата сумм налога);
— налоги уплачиваютсячастично, то есть не полностью (неполная уплата сумм налога).
Неуплата налога — этополное неисполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога,установленной пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Неполная уплата налога — частичное исполнение обязанности по уплате налога. Неуплата или неполная уплатасумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности передсоответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога врезультате совершения указанных в данной статье деяний (действий илибездействия).
Если же неправильноеисчисление налога не повлекло неуплату или неполную уплату налога в бюджет,применение мер ответственности по ст. 122 НК РФ будет необоснованно.
Также не может бытьпризнана неуплатой налога ситуация, когда организация неправомерно указала вдекларации сумму вычетов по НДС, но вычет не произвела, так как сумманачисленного налога по этой декларации была равна нулю. Поскольку недоимка поналогу не возникла, то и штрафовать организацию за неуплату налога нельзя.
В тех случаях, когданалогоплательщик завысил сумму вычетов по НДС, оштрафовать его за неуплатуналога можно, только если налог реально возвращен из бюджета. Если жевозмещение лишь заявлено, но реально налог еще не возвращен, то уналогоплательщика нет недоимки по налогу, а следовательно, нет и штрафа занеуплату налога.
Санкция по п. 1 ст. 122 НКРФ четко определяет только два конкретных случая неправомерного поведенияналогоплательщика, а именно:
— занижение налоговойбазы;
— неправильное исчислениеналога.
Налогоплательщик не можетбыть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ лишь на основании неуплаты(неполной уплаты) сумм налога в установленный срок, если налоговая декларацияпредставлена им своевременно и содержит достоверные сведения.
Кроме того, недоимка уналогоплательщика должна существовать на момент принятия налоговым органомрешения о привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ. В противном случаепривлечение налогоплательщика к ответственности по данной норме неправомерно.
Много споров по вопросуприменения ст. 122 НК РФ возникает в ситуациях, когда в ходе одной налоговойпроверки у налогоплательщика выявлены и переплата, и недоимка.
Для привлечения кответственности в этом случае налоговый орган должен сначала доказать, чтопереплата уже зачтена в счет погашения иной задолженности налогоплательщика.
Если же у налогоплательщикаимеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом,когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден отответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, только при соблюдении имусловий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ.
Пункт 3 ст. 122 НК РФпредусматривает взыскание штрафа в размере 40% за умышленное совершение деяний,предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ. Из этого следует, что налоговыеправонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, должны быть совершены понеосторожности.
Ответственность занарушение законодательства о налогах и сборах применяется только при наличиивины обязанного лица, совершившего нарушение норм законодательства о налогах исборах.[15].
Таким образом, анализируяразличные подходы к классификации причин возникновения налоговыхправонарушений, можно выделить в качестве оснований две группы факторов,обусловливающих совершение налоговых правонарушений. К первой относятся те изних, которые в малой степени зависят от деятельности налоговых органов. Ковторой – те, которые непосредственно связаны с деятельностью налоговых органов.
Конкретные составыналоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены в гл.16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФпредусматривается ответственность как за чисто налоговые правонарушения,посягающие на законодательно установленный порядок поступления налоговыхдоходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей сути,но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах и сборах.Налоговым кодексом законодательно закреплено 12 налоговых правонарушений, закаждое из которых предусмотрена ответственность в виде налоговых санкций –штрафов.
После исследованияосновных видов налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации,целесообразно обратиться непосредственно к статистике возникновения данныхправонарушений для определения основных способов совершения налоговыхправонарушений в Российской Федерации и выявления реальной картины ихсуществования.

3.Практика налоговых правонарушений/>
3.1 Статистика налоговыхправонарушений в Российской Федерации
Как свидетельствуют данныестатистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются:занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки отреализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которыеприходится почти 66% всех выявленных правонарушений.
Другие способы совершенияналоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческойдеятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы прирасчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованиемсчетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческойдеятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%).
Наибольшее количествонарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размеревыявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле(17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслейпромышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение иметаллообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную(2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила4,7%, в кредитно-финансовой сфере — 2% от всех выявленных нарушений.
Наиболее криминогеннымиотраслями народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушенияминалогового законодательства в крупном и особо крупном размере от общегоколичества предприятий являются: промышленность (0,8% от общего числапредприятий отрасли), транспорт (0,7%), строительство (0,6%),кредитно-финансовая сфера (0,4%), сельское хозяйство (0,3%), торговля (0,2%).Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровенькриминализации топливно-энергетического комплекса (14,7% от общего числапредприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1%),нефтедобывающая промышленность (22,2%), нефтеперерабатывающая промышленность(14,7%), электроэнергетика (12,3%), угольная промышленность (12,2%). Уровенькриминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажнойпромышленности составил 6,1%, черной металлургии — 4,2%, цветной металлургии — 2% [16].
Если обратиться кстатистике уголовных дел по налоговым правонарушениям, то, например, за 2008год в России было выявлено уклонений от уплаты налогов физическими лицами — 5445, из них правоохранительными органами — 99,1%; уклонений от уплаты налоговюридическими лицами — 6922, из них правоохранительными органами — 97,2%.
После исследования приведеннойстатистики с целью установления наиболее распространенных налоговыхправонарушений необходимо перейти к непосредственно практическим ситуациямвозникновения налоговых правонарушений.
 
3.2 Практические ситуациис налоговыми правонарушениями
Как было сказано ранее,количество совершаемых налоговых правонарушений в России постоянно растет.Возрастает и налоговая преступность. После того, как нами были рассмотреныосновные теоретические аспекты по налоговым правонарушениям, выявлены причиныих возникновения, а также определены основные виды данных правонарушений,имеющих место в Российской Федерации, следует обратиться к практическимситуациям возникновения налоговых правонарушений. Рассмотрим несколькоконкретных ситуаций совершения налоговых правонарушений с разных позиций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.